Входит ли маленький принц в школьную программу

Обновлено: 05.07.2024

Это еще одно произведение, которое можно назвать многогранным. В каждом возрасте в этой книге ты открываешь свое. В детстве она воспринималась как трогательная и необычная сказка, и почти каждый из детей тихо мечтал о собственной такой небольшой планетке, где будет своя роза.

По крайней мере, мне это казалось по настоящему интересным. Но чем старше становишься, тем сильней и сильней чувствуешь ту самую ответственность "за тех кого приручили". А многие в детстве были способны жить по этому правилу, но став взрослыми позабыли о его важности.

Вообще, читаешь эту книгу и и невольно подмечаешь, то что многое тебе в детстве было таким близким. А сейчас ты к этому почти не испытываешь тех эмоций. Куда все делось? Я постепенно начинаю понимать, что все это растворилось перед необходимостью взрослеть. Детям это часто твердят, и они взрослеют, делать то нечего. А ведь каждый ребенок немного Маленький принц. Это особенно остро чувствуешь, когда перечитываешь книгу и сравниваешь Маленького принца со своим чадом.



Впервые прочитала ее в школе, уже не помню в каком классе, кажется в 6. А потом перечитывала несколько раз и удивлялась, как восприятие этой сказки меняется от года к году, как по-другому начинаешь воспринимать некоторые мысли, на которые раньше вообще не обратила внимание, и как много нового открывается при каждом новом чтении.

✔️ МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ - КАРТИНКИ


Считаю, что без оригинальных картинок эта книга лишается частички души, вложенной автором.

✔️ ТОНКОСТИ ПЕРЕВОДА

Ну, здесь все просто. Каноническим переводом считается таковой от Норы Галь. Вряд ли вы где встретите другой, если не зададитесь специальной целью.


Только в некоторых местах переводчик говорит о ней в женском роде.

А вот лис по версии Шарова - лисица. И в этом случае и дружеская привязанность зверя к человеку, и совсем недружеская привязанность розы к маленькому принцу может быть воспринята неоднозначно.

И знаете, там снова Лиса в женском роде:

В общем, к чему это я? Единственным верным во всех смыслах переводом считаю только перевод Н.Галь, и другие рассматривать всерьёз не собираюсь.

✔️ ФОРМАТ КНИГИ

О том, что нам в школу нужна книга, я узнала внезапно. И у меня было всего 3 дня на приобретение.

Вообще не задумываясь о формате и оформлении, я заказала первую попавшуюся на Озоне.

Основные требования - недорогая и с оригинальными рисунками.

И теперь я готова рекомендовать ее вообще всем и каждому. Она настолько хороша, что мне не хочется выпускать ее из рук. И обложка книги настолько атмосферна, что ещё даже не открыв ее, уже заранее предчувствую другой мир и волшебство.


А кроме того, малюсенький размер 13х17 см и соответствующий небольшой вес - все это оказалось крайне удобным для ношения ребёнком книги почти целый месяц в рюкзаке.

Обложка непроста. Теперь, познакомившись с айкос, я знаю как называется это изумительное покрытие: софт тач. Очень приятно держать в руках.

За несколько недель ежедневного и не самого аккуратного взаимодействия с книгой, обложка осталось в идеальном первозданном виде.

Картинки цветные, оригинальные.

Если вам нужен карманный удобный формат, то смело рекомендую.


Цена - 185 руб на Озоне.

Найти точно такой же экземпляр можно по этим данным:


✔️ МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ - СОДЕРЖАНИЕ

Очень кратко о содержании: Маленький Принц - мальчик, живущий на малюсенькой планете (астероиде). И на этой планете растёт Роза. Хрупкая, беззащитная, и та ещё манипуляторша.


Однажды принц решает, что они поссорились, и улетает со своего астероида путешествовать по другим планетам в поисках друзей, которых находит только на Земле. Это (1) автор сказки,

(2) Лис - мудрый наставник


. и. (3) Змея.


Не знаю, почему многие ее не включают в список тех, с кем подружился принц на нашей планете Земля. На мой взгляд, она - одна из ключевых фигур. Загадочная, мистическая, и понятная, и непонятная одновременно . этакий Чеширский Кот в змеином обличье

А теперь позвольте вернуться к моей боли.

✔️ МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ, ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК И МОЕ МНЕНИЕ ОБ ИЗУЧЕНИИ ЕГО ВО 2 КЛАССЕ

А вот и добралась я до самого животрепещущего для меня вопроса.


Ну как проходят. по задумке - в урезанном варианте.



И далее следует работа с изученным материалом: предлагается порассуждать и ответить на несколько вопросов


Далее следовало сочинение о характере Маленького Принца и задание выписать любимые цитаты.

И вот тут я столкнулась с трудностями: ребёнок достаточно многое не понимал. Но это ладно, мы хорошо поработали и пополнили словарный запас сотней новых слов.

Негодовать я стала тогда, когда дошли до главы о пьянице.


Ну не в этом возрасте я планировала объяснять ребёнку, кто он такой, что он пьёт, и почему ему за это стыдно. Считаю, что сами родители должны принимать решение когда знакомить ребёнка с некоторыми неоднозначными понятиями.

То же относится и к финалу книги. Он хороший, он заставляет порассуждать. взрослого. но неокрепший разум моего ребёнка был не очень готов понять и принять. он очень тяжело переживал, и постоянно просил подтвердить, что у всех героев сказки все сложилось хорошо и замечательно. И, кажется, не особенно и поверил. Больше сказать не могу, ибо получится спойлер.

✔️ ЦИТАТЫ ИЗ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА

Это было одно из заданий, выполнение которого я ждала с огромным интересом. Было жуть как любопытно, что именно запало ребёнку в душу.

То, что это не будут всем до боли знакомые высказывания об ответственности за тех, кого приручили или о зоркости сердца, я знала точно, поскольку во время чтения, хоть я и обращала на них пристальное внимание, как-то они не особо заходили.

Моей любимой стала эта:


Так вот, самой любимой цитатой, которую сын до сих пор частенько использует, оказалась эта:

Неожиданный выбор, но вполне объяснимый))) пока его волнует несоответствие интересов взрослых и детей. О любви и розах пока не задумывается))

✔️ИТОГ

Книгу, безусловно, рекомендую. Вечная классика.

Но, если вы не хотите портить о сказке своё впечатление, умоляю, не читайте о взаимоотношениях автора с любящей женой Консуэло (прообраз розы). Я это сделала. И жалею. О нем как о человеке теперь могу сказать только словами Ларисы Гузеевой. и сказка уже предстаёт в новом свете.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц, основная форма раскрытия характеров в пьесах, балладах.

Жанр – вид художественного произведения, например, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Композиция – построение произведения.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П. Литература для 6 класса // Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Москва : Просвещение, 2018. 307 с.
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: Рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

1. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002. 224 с.

3. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

4. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. Москва : ВАКО, 2009. 414 с.

5. Замышляева А. Н. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией В. Я. Коровиной. Волгоград : Учитель, 2015. 324 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Свой отпечаток на произведение наложила трагедия Европы во Второй мировой войне.

К какому жанру можно отнести это произведение? Автор в нём рассуждает о смысле жизни. В финале творения Экзюпери мы видим отчётливо выраженною мораль. Всему повествованию присущ назидательный оттенок. Таким образом, мы видим, что автор использует жанр притчи.

Но это не просто притча, а сказка-притча. Это наиболее распространённое скрещение жанров.

Отличительной чертой сказки-притчи можно назвать то, что она имеет фантастический и реальный сюжет, но при этом носит поучительный характер.

Кого встречает Маленький принц на своем пути?

Это всё очень интересные типажи.

Один из них - Король, который любит, чтобы всё делалось по его приказу.

Другой - Честолюбец, для которого главное, чтобы им восхищались и почитали его.

Следующий – Пьяница. Он пьёт потому, что чувствует вину за то, что пьёт. Такой вот замкнутый круг, в который человек попал по собственному желанию.

Повстречался Принц и со скучным Деловым человеком, который только и делает, что считает звёзды. Но подсчёт он ведёт не просто так, а потому что уверен, что это его звёзды.

Маленький принц познакомился и с Фонарщиком, зажигавшим и тушившим фонарь на своей планете каждую минуту.

Повстречал он и Географа, который за всю свою жизнь не видел ничего, кроме своей планеты.

Последним местом прибытия путешественника стала планета Земля, где он нашёл настоящего друга.

Маленький принц – образ частично автобиографичный. Хоть и очень сложно себе представить, что взрослый лётчик сохранил в себе маленького мечтателя из детства.

Экзюпери наделил своего героя на первый взгляд несовместимыми качествами: спонтанностью и надёжностью. Он добр и очень любит свою Розу, которая осталась на его планете.

В то же время он всё ещё растёт и многих вещей не знает. Например, дружбе он научился лишь на планете Земля, а свою любовь к розе осознал лишь после разлуки.

Лётчик играет роль рассказчика в произведении. Несмотря на то, что он взрослый, в одночасье находит общий язык с Маленьким принцем. Всё потому, что лётчик остался в душе ребёнком.

В детстве рассказчик очень любил рисовать, но взрослые не понимали его. И он разуверился в своём таланте и стал не художником, а лётчиком.

Лис – ещё один очень важный персонаж сказки. Он стал настоящим другом Маленькому принцу. Именно Лис научил его ответственности за того, кого тот приручил. Из его уст часто звучат мудрые советы. Он стал для мальчика наставником, которого ему так не хватало.

В сказке автор поднимает несколько проблем. Основная идея произведения в том, что люди должны научиться доверять друг другу и нести ответственность за всё то, что любят.

Ну, и, конечно же, Человек должен любить и беречь свой дом. И не позволять баобабам раздирать его на части. Во времена Экзюпери под баобабами подразумевался нацизм, который угрожал всему миру.

В наше время под баобабами мы можем разглядеть другие угрозы нашему дому.

Теоретический материал для углублённого изучения

Цитаты из сказки

Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться.

Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он – единственный в целом свете.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Установить соответствие между элементами

Задание основано на знании текста произведения.

Дерево. В сказке Принц борется с его семенами.

Единственный друг принца на планете.

Сначала был диким, потом его приручили.

Рисунок, который попросил нарисовать Принц.

Рисунок, который сразу узнал Принц, но не понимали взрослые

Восстановление последовательности элементов горизонтальное

Задание подразумевает знание сюжета и основано на материале, пройденном на уроке. Надо вспомнить: в какой последовательности происходили действия в сказке.

Изучение зарубежной литературы занимает очень важное место во всем курсе литературы в современной школе. Однако ситуация в школе в настоящее время такова, что программа по русской литературе настолько насыщена, что на зарубежную литературу времени не остается, тем более что, произведения зарубежных авторов изучаются в конце учебного года. Тогда как прочтение и восприятие учащимися среднего и старшего звена зарубежной литературы открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы.

Курс иностранной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения литературных явлений. Для учителя важным представляется выявление индивидуальных особенностей каждого представителя зарубежной литературы и вместе с тем того общего, что присуще их творчеству, связанному с определенной эпохой. Изучение произведения в контексте эпохи предполагает знакомство учащихся с фактами биографии писателя, важнейшим источником знаний не только о жизни художника, но и об особенностях времени, в которое он жил и творил. Изучение произведения в контексте эпохи требует также обращения к лексическим, бытовым, этнографическим, историческим комментариям с привлечением произведений живописи, музыки, театра, кино.

В старших классах необходимо основное внимание уделить анализу произведений с точки зрения метода писателя. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного материала. В арсенале учителя представлены разнообразные методы ведения урока: лекция учителя, доклады учащихся, комментированное чтение, диспуты, беседа, инсценирование. В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом, путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода.

Следует отметить, что в младших классах дети нередко из-за невысокой техники чтения не могут самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала рекомендуется анализ идейно-тематического содержания произведения, а затем уже рассмотрение его художественных особенностей. В старших классах идейно-тематический и художественный анализ дан, как и следует, в неразрывном единстве. От младших классов к старшим усложняется методика проведения уроков: от беседы после прочитанного в классе произведения к синтезу комментированного чтения и беседы по предварительно прочитанному учащимися тексту и, наконец, к лекции учителя, основанной на конкретном литературоведческом анализе. Изучение зарубежной литературы в школе должно сопровождаться также различными письменными работами: изложением, сочинением-миниатюрой, написанием рецензий и статей в классные литературные газеты и т. п.

Знакомство с зарубежной литературой осуществляется в два этапа: 5 - 7 классы и .8 - 9 классы. Структура каждого из них определяется хронологической последовательностью рассматриваемого материала - от древности к современности (то есть действует хронологический принцип). Иногда применяется и жанрово-тематический принцип: например, при изучении жанра "литературная сказка" (объединены произведения Гауфа, Андерсена, Кэрролла, Киплинга).

Отдельно стоит остановиться на стилевой специфике: выявить, как автор воплощает свой замысел на страницах сказки: оформление текста, особенности языка писателя.

Система уроков, предложенная мной, включает в себя три занятия. Предполагается, что учащиеся читают сказку дома, а на уроках имеет место повторное прочтение основных фрагментов.

Структура: Урок 1- знакомство с писателем, беседа по первым впечатлениям от прочтения сказки.

Урок 3 – обобщения, составление школьной брошюры.
Урок 1.

Тема: Антуан де Сент-Экзюпери - Человек на планете людей.
«Я не очень уверен, что жил


  1. Образовательная – познакомить учащихся с личностью французского писателя А. де Сент-Экзюпери.

  2. Развивающая – способствовать формированию умения соотносить биографические данные с особенностями произведения писателя; развивать мышление, воображение, логику, речь.

  3. Воспитательная – способствовать формированию уважительного отношения к личности А. де Сент-Экзюпери, интереса к прочтению его произведения.

Методы: слово учителя, беседа, выразительное чтение учителя.

- Ребята, прислушайтесь, как звучит имя писателя – Антуан де Сент-Экзюпери?

Хорошо, а вот Антуан де Сент-Экзюпери считал, что мы все родом из детства. Сам он был удивительным человеком, который жил в окружении друзей и любимых им людей. Жил он не на земле, а на Планете людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной.

Примерные ответы учащихся: необычно, мелодично, загадочно.

- самые разнообразные ответы учащихся

IV.Беседа по первым впечатлениям

V. Подведение итогов

-Ребята, теперь отвлекитесь немного и вспомните, какие яркие моменты из вашего детства (до того, как вы пошли в школу) вам больше всего запомнились? Были ли у вас какие-нибудь увлечения?

- Какое чувство эти моменты у вас вызывают сейчас?

Он впервые летал на самолете в 12 лет, но только в армии определился с профессией. Может быть, здесь лучше будет привести в пример числа, чтобы понять, насколько Антуан был увлечен полетами. Он провел 6500часов в самолетах – 10месяцев дневного и ночного полета. Согласитесь, не каждый человек способен выдержать такую жизнь, постоянно сопряженную с опасностями.

Попробуйте определить роль посвящения в содержании всего текста?

- Верно, именно тому мальчику, который мог увидеть на рисунке не шляпу, а удава, съевшего слона. Так уже с самого начала звучит мысль о разнице между миром взрослых и детей.

Но более глубоко и подробно мы будем обсуждать сказку на следующем уроке.
Что нового вы узнали сегодня на уроке.

Дома дочитайте сказку до конца, выделите или выпишите фразы, которые привлекли ваше внимание или просто понравились вам. И составьте несколько вопросов, которые вы хотели бы задать автору после прочтения сказки.

-некоторые учащиеся рассказывают о своем детстве, интересах, хобби.

-радости, счастья, веселья.

Записывают в схему: Жизнь=полет, движение, свобода.
Рассказ ученицы о писателе из письма друга Экзюпери.

Записывают в схему: дружба – величайшая ценность в жизни.

- ответы учащихся: понравилось, оно легко и быстро читается

- интересны рисунки на каждой странице

- очень доброе и смешное произведение

- в посвящении автор говорит, что эту книгу он посвящает другу, когда он был еще маленьким. А не взрослому человеку, то есть отделяет детей и взрослых.

Записывают домашнее задание.


  1. Образовательная – постичь вместе с учащимися смысла сказки, раскрыть проблемы, поставленные автором, путем раскрытия аллегорий, символов.

  2. Развивающая – развивать память, воображение, мышление, речь.

  3. Воспитательная – способствовать формированию нравственных качеств у учащихся, чувства дружбы, верности, любви.

Методы : слово учителя, беседа, выразительное чтение текста учащимися.
Оборудование: музыкальная запись песен, толковый словарь, фотографии пустыни.
Ход урока:

I. Орг. момент

II. Вступительное слово учителя

-Ребята, дома вы составляли список вопросов автору, А. де Сент-Экзюпери. Зачитайте, что у вас получилось.

Молодцы! На ваши вопросы мы попробуем ответить немного позже. А сейчас, давайте вспомним, от чьего лица ведется повествование в сказке?
Что мы знаем о нем до его встречи с принцем?

-Посмотрите на фотографии пустыни на доске. Опишите ее.

Как вы думаете, почему автор избрал местом аварии самолета именно пустыню?

- Верно. И вот в безлюдной и бескрайней пустыне герой встречает принца. Какие отношения сложились у летчика с маленьким принцем и почему?
-Давайте теперь подробнее остановимся на образе самого принца. Найдите в тексте слова, которыми автор характеризует его.

- Да, автор изображает принца как обычного маленького мальчика.

- Верно. Как маленький принц жил на своей планете, астероиде Б-612? Найдите в тексте распорядок его дня..

Верно. На первый взгляд, под баобабами Экзюпери понимал фашизм и необходимость освобождения от него родины и всей земли. Но идея автора более глубока – если вовремя не распознать в себе ростки дурного, то можно дорого поплатиться. Чтобы нести свет людям, надо всегда трудиться.

Но что заставляет маленького принца покинуть планету.

- Роза- это символ нашего сегодняшнего занятия, пусть каждый поближе познакомится с ней (передача розы).

Какой характер был у Розы? Что вы о ней думаете?

Прочитаем эпизод прощания Розы с принцем (по ролям).

-Ребята, скажите, какую горькую истину понял маленький принц во время своего путешествия?

Во время путешествия маленький герой посещает разные планеты. Давайте исследуем эти астероиды: разделитесь на 6 групп и составьте краткий рассказ о каждом из них, найдите в тексте как принц описывает жителей планет.

-Вы все очень хорошо справились с заданием. Так увлекательно Экзюпери изображает нам пороки взрослых людей. Светлый мир детства сталкивается с царящей везде бездуховностью.

Но вот принц на Земле. Кого он встречает там?
О чем она говорит принцу?

Но, уже когда принц отчаялся, ему на помощь приходит Лис. Вспомните, символом чего является Лис в народной сказке?

Так чему же учит Лис маленького принца?

-Тогда как взрослые обращают внимание только на внешнюю сторону жизни, поэтому зачастую сами не понимают, для чего они живут.
-Итак, ребята, посмотрим, как заканчивается сказка.

Учащиеся рассаживаются за круглым столом. Записывают тему и эпиграф к уроку.

Примерные вопросы учеников:

-Сколько лет маленькому принцу?

- Как долго вы писали сказку?

-Почему у сказки такой печальный конец?

-Нравится ли вам самому эта сказка?

- Почему вы решили ее написать?

-от лица главного героя-летчика.

-герой всегда был одинок, потому что в нем жил ребенок, а взрослые его не понимали. Его самолет сломался в Сахаре, и там он неожиданно встретился с принцем.
- пустыня большая, желтая, бескрайняя, песчаная, в ней легко заблудиться.
-возможно, потому что в пустыне нет людей, там одиноко, как и летчику.

- они подружились, так как хорошо понимали друг друга.

-небольшого роста, любознательный, с золотыми волосами, настойчивый.

- маленький принц говорит о том, что баобабы могут завладеть всей планетой и разорвать ее.
- В это время автор был на войне, возможно, это враги его страны-фашисты.

-он уезжает из-за Розы. [один ученик пересказывает кратко историю розы и принца].
-красивая, обидчивая, кокетливая, капризная, хвастливая. Она очень себя любила, бала самоуверенна и горда. [в это время ученики передает друг другу красную розу, данную учителем и потом ставят ее в вазу в центре стола]

№325-подданный, монарх, любит власть. Запрещает даже зевать. Принц-власть должна быть разумной.

№326-честолюбец, но жажда поссета хороша в разумных пределах.

№327 – пьяница оттого, что ему стыдно за себя. Принц-каждый человек должен найти в себе силы изменить себя.

№329-фонарщик занят бесполезным, никому не нужным делом. Но он думает о других, а не только о себе.

№330-географ ничего не видит дальше своих книг.

- о том, что среди людей одиноко, а она обладает могуществом и может вернуть его на планету.

-дружбе, любви, пониманию, зорко бывает только сердце.

- надо не только кормить и заботиться о внешнем благе живого существа, но и стремиться понять его всей душой, приносить ему счастье.

-грустно, принц погибает от укуса змеи.

-Он умер, чтобы вернуться домой, к Розе.

Читайте также: