Ведущие идеи этнопедагогики как отрасли педагогического знания кратко
Обновлено: 04.07.2024
3. Основные направления современных исследований в этнопедагогике.
4. Цель этнопедагогики.
5. Ведущая идея народной педагогики.
1. Этопедагогика стала рассматриваться в качестве самостоятельной науки только в последние 40 лет. Выделение этнопедагогики в качестве самостоятельной отрасли педагогического знания стало возможным благодаря исследованиям Г.Н. Волкова народной педагогической культуры. Именно Волков является основоположником развития этнопедагогики в России. Согласно определению Волкова, этнопедагогику можно представить как науку об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации 7 . Этнопедагогика, в данном случае, понимается как история и теория народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика объясняет народную педагогику, собирает современный опыт этнических групп и предлагает пути ее использования в современных условиях в воспитательной практике.
Согласно определению Пирлиева К., этнопедагогика представляет собой отрасль педагогической науки, которая изучает роль народных масс в создании педагогической культуры, их самобытный опыт, традиции и идеи в области воспитания.
Согласно определению Крысько В.Г. и Саракуева Э.А., этнопедагогика занимается анализом влияния национальной психологии на процесс образования тех или иных этнических общностей, учетом закономерностей этого процесса в организации и осуществлении педагогического и социально-педагогического воздействия.
2. Предметом этнопедагогики является народная педагогика. Согласно Волкову Г.Н., эта отрасль педагогики включает в себя традиции, идеи, взгляды, подходы, выработанные конкретным народом в области образования подрастающего поколения. По его мнению, предмет этнопедагогики включает в себя следующие проблемы:
- педагогика семейного быта;
- поговорки и пословицы народов мира, их значение в передаче нравственного опыта подрастающего поколения, загадки как средство умственного развития человека;
- народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей;
- детская и молодежная среда, ее педагогические функции;
- колыбельные песни народов мира, материнская школа и материнская педагогика;
- общность педагогических культур разных народов и их национальная самобытность и др.
Анализируя различные точки зрения на феномен народной педагогики, Джанзакова Ш.И. выделяет следующие подходы к этому явлению культурно-педагогической действительности:
- народная педагогика - сумма воспитательных отношений;
- народная педагогика - педагогическая практика народа;
- народная педагогика - сумма педагогических идей;
- народная педагогика - национальная система воспитания человека с его национальным самосознанием, нравственным, эстетическим, экологическим отношением к действительности.
Источником содержания народной педагогики, в самом широком смысле, является народная культура, как духовная, так и материальная.
Этнопедагогика опирается на результаты исследований этнографии, фольклористики, археологии, этнопсихологии, истории, культурологии, этики, философии и других наук.
3. Возможности использования опыта народной педагогики в современной педагогической и социально-педагогической практике развивались в различных направлениях исследований. Современные исследования в области этнопедагогики можно классифицировать по следующим критериям:
во-первых, по этнической принадлежности;
во-вторых, по содержанию исследований.
Согласно первому критерию можно выделить следующие направления исследований: народная педагогика русских, чувашей, татар, украинцев, белорусов, якутов, калмыков, грузин, армян, азербайджанцев, адыгов и т.д.
Согласно второму критерию можно выделить следующие направления исследований:
- этическое, нравственное воспитание на основе народных традиций (Аганова Э.М., Головин А.Ф., Мелейченко Е.В.);
- развитие культуры межнационального общения, формирование культуры межнациональных отношений (Алирзаев М.Г.);
- этнопсихологические аспекты межличностных отношений (Афанасьев И.Н.);
- воспитательные возможности трудовой подготовки (Головин А.Ф.);
Джанзакова Ш.И. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе. Дис. канд. педагогич. наук. - М., 1998. - С. 12.
экологическое воспитание с использованием этнопедагогики (Джанзакова Ш.И.);
- использование педагогической культуры как средства подготовки в семейной жизни (Иванов СМ., Каскулова Ф.В.);
- особенности поликультурного образования в многонациональной школе (Аракелян О.В.);
- подготовка будущих учителей, способных использовать возможности народной педагогики в педагогической деятельности (Николаев В.А. Хакимов Э.Р.);
- рассмотрение взаимосвязи между народной педагогикой и религиозной культурой (Нурмакова М.С.);
- педагогические условия воспитания гуманных взаимоотношений в многонациональных школах при работе с младшими школьниками (Сенатор СЮ.) и т.д.
На современном этапе образец народной педагогики в его традиционной форме не всегда приемлем из-за его архаичности, но сам подход к определению совершенства в народной педагогике, переосмысленный с точки зрения современной педагогики, может быть использован в социально-педагогической практике. Отличительными принципами этого подхода являются:
- четкая сформулированность ожидаемого результата;
- отражение в этой идеальной характеристике всех сторон жизнедеятельности человека и его отношений с окружающим миром, т.е. использование системного подхода к человеку;
- четкая иерархичность необходимых качеств человека, в которой приоритет отдается нравственным, затем интеллектуальным и уже после этого физическим характеристикам.
5. Ведущей идеей этнопедагогики можно назвать достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. Становление идей народной педагогики было традиционно ориентировано на отношение к миру не по модели господства и подчинения, а направлено на нравственную ответственность Перед Богом, миром, собой.
Этнопедагогика анализирует имеющийся в ее распоряжении материал с позиций современной педагогической науки, выделяя в народном опыте воспитания такие категории, как принципы, методы, средства воспитания и т.д., адаптируя во многом экзотический, самобытный опыт к современным традициям воспитания.
В качестве иллюстративного материала, по двум причинам, будет использована в основном русская народная педагогика.
Во-первых, из-за особенностей региональной специфики проживания этнических общностей. Во-вторых, сама русская народная педагогика привлекательна тем, что одной из отличительных черт данной системы воспитания является культивирование в детях уважительного отношения к другим культурам.
Вопросы для самоконтроля.
1. Дайте определение этнопедагогики как особой отрасли педагогического знания. Сравните существующие определения этнопедагогики.
2. Опишите предметную область этнопедагогики.
3. Укажите основные источники этнопедагогики.
4. Назовите основные направления этнопедагогических исследований.
5. Дайте определение цели этнопедагогики.
Этнопедагогика - это наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, а также о морально-этических и эстетических воззрениях конкретного этноса.
Становление этнопедагогики как науки
Этнопедагогика как самостоятельная наука берет свое начало в начале ХХ века. Большой вклад в ее развитие внес Г.Н. Волков, который проводил исследования в области народной педагогической культуры и ее влияния на процесс воспитания и развития подрастающего поколения.
Именно с именем Г.Н. Волкова связывают возникновение и развитие этнопедагогики в России. По определение Волкова:
Этнопедагогика – это наука, занимающаяся изучением опыта разнообразных этнических групп в сфере воспитания и обучения детей, становлении моральных и эстетических ценностей, на основании воззрений нации, народности, племени, рода и семьи.
Таким образом, по мнению Волкова, этнопедагогика понимается как теория и история народного воспитания (обыденное, естественное, неформальное, нешкольное и традиционное).
Этнопедагогика объясняет народную педагогику, посредством сбора воспитательного опыта этнических групп, а также осуществляет адаптацию их применения в современных условиях воспитательной практики.
Помимо Волкова вопросами этнопедагогики занимались и иные исследователи в сфере педагогических наук. Однако все их исследования и учения имели под собой основу этнопедагогики Волкова.
Так, по определению К. Пирлиева, этнопедагогика является именной той отраслью педагогики, которая занимается не только исследованием самобытности воспитания разных этносов, но и создает на их основании актуальную педагогическую культуру.
В определении Э.А. Саракуева и В.Г. Крысько, этнопедагогика направлена на осуществление анализа влияния на процесс воспитания этнической психологии и национальных общностей. Именно этнопедагогика исследует учет закономерностей организации и реализации педагогического процесса с учетом национальной принадлежности.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, в целом этнопедагогика направлена на изучение своеобразия целей, задач, содержания, методов, приемов, средств и условий воспитания, обучения и развития детей различных народов.
Областью исследования этнопедагогики является не только изучение национальных особенностей процесса воспитания, но самого народа.
Ребенок, в рамках этнопедагогики может выступать и как объект, и как субъект воспитания.
В целом же этнопедагогика осуществляет синтез семейного воспитания, опыта народного процесса воспитания и религиозного воспитания. А также анализирует данный опыт посредством современного методологического аппарата педагогики.
Основные направления современных исследований в этнопедагогике
Этнопедагогика представляет народный и этнический опыт, который может быть использован в рамках современной практической педагогики. Именно поэтому этнопедагогика не стоит на месте, а постоянно развивается. В первую очередь развивается ее методологический аппарат. Основными направлениями исследования в этнопедагогике является ряд следующих критериев:
- Определение этнической принадлежности.
- Содержание проводимых этнопедагогических исследования.
В соответствии с первым критерием выделяют направления по исследованию конкретных народностей, особенностей воспитания и развития детей у них, исследуют накопленный этнический опыт, включающий в себя сказки, потешки, прибаутки, песни, пословиц, поговорки, традиции, приметы и т.д.
В соответствии со вторым критерием, ряд автором выделили следующие направления в этнопедагогических исследованиях:
- Нравственное и этическое воспитание, основанные на народных традициях (А.Ф. Головин, Э.М. Агафонов и ряд других).
- Формирование межнациональной культуры общения и межнациональных взаимоотношений (М.Г. Алирзаев).
- Этнопсихологические аспекты воспитания, основанные на межличностных взаимоотношениях внутри конкретного этноса (И.Н. Афанасьев).
- Воспитательный потенциал трудовой подготовки (А.Ф. Головин).
- Воспитание экологической культуры у подрастающего поколения средствами этнопедагогики (Ш.И. Джанзакова).
- Использование потенциала этнопедагогики с целью подготовки к предстоящей семейной жизни (С.М. Иванов, Ф.В. Каскулова).
- Специфика поликультурного воспитания и образования в многонациональных регионах (О.В. Аракелян).
- Особенности подготовки будущих педагогов, с использованием возможностей народной педагогики (В.А. Николаев, Э.Р. Хакимов).
- Анализ взаимосвязи народной и религиозной педагогики (М.С. Нурмакова).
- Педагогические условия успешного воспитания гуманных и толерантных взаимоотношений в многонациональных образовательных учреждениях (С.Ю. Сенатор).
Ведущие идеи современной этнопедагогики
Основной идеей этнопедагогики является достижение гармонии в природном, духовно и социальном развитии ребенка.
Становление идей этнопедагогики осуществлялось с упором на отношении ребенка у миру, а не модели подчинения и господства, на равенстве всех народов и людей между собой.
Современная этнопедагогика занимается анализом народного опыта в воспитании, обучении и развитии детей, выделением среди всего многообразия тех методов, средств и приемов, которые могут быть адаптированы под современные условия и успешно в них внедрены.
С одной стороны, такой подход систематизирует народный педагогический опыт, а, с другой, все же лишает его характерного колорита, для которого свойственен иной взгляд на всю систему воспитания.
Для традиционного подхода в народном воспитании более характерен интуитивный выбор воспитательных воздействий, чем рационально просчитанный. Однако с теоретической точки зрения будет полезно проанализировать педагогический опыт с учетом современных требований педагогической науки и перспектив его использования в сфере социальной педагогики.
Читайте также: