Важность внеурочной деятельности в школе

Обновлено: 04.07.2024

Внеурочная деятельность является важным компонентом образовательного процесса при реализации ФГОС.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

  • изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС;
  • определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся;
  • отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
  • проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности,
  • определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;
  • теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;
  • определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;
  • разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;
  • овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС;
  • эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности школьника в разнообразных развивающих средах. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям:

Одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями , учреждениями дополнительного образования , культуры и спорта, средствами массовой информации . Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Раздел духовно-нравственного развития направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности гражданственности, патриотизма),

-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).

Духовность, нравственность - базовые характеристики личности, проявляющиеся в деятельности и поведении.

Духовно-нравственное воспитание необходимо начинать с начальной школы .

В настоящее время актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников связана с четырьмя положениями:

  • Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
  • В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
  • Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
  • Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Таким образом, перед учителем ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, а это значит, воспитание должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники нашего учреждения (администрация, учителя, классный руководитель, логопед, психолог и др.).

В этом случае координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Кроме того, внеурочная деятельность в школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности , как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные.

• Проведение бесед по охране здоровья.

• Применение на уроках игровых моментов, физ. минуток.

• Участие в районных и краевых спортивных соревнованиях.

• Организация экскурсий, Дней театра и музея, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

• Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, края.

• Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

• Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города.

• Разработка проектов к урокам.

Проведение тематических классных часов по духовно-нравственным темам;

Оформление газет к праздникам;

Посещение социальных объектов и др.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка ( последствие результата ).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

школьник ценит общественную жизнь

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Новые цели школьного образования:

  • Воспитание;
  • Социально-педагогическая поддержка;
  • Развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

Воспитательная работа в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.

План внеурочной деятельности формируется образовательным учреждением в соответствии со своим учебным планом и независимо от выбранной схемы его реализации должен быть направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
При взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями создаются общее программно-методическое пространство, рабочие программы внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы

на планируемые результаты освоения основной образовательной программы общего образования конкретного образовательного учреждения.

Ожидаемый результат.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
⋅ приобретение учащимися социального опыта;
⋅ формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
⋅ приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

1.Любящий свой народ, свой край и свою Родину

1. Любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции

2.Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

2. Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества

3.Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир

3.Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

4.Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности

4. Умеющий учиться, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике

5.Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом

5. Социально активный, уважающий закон и правопорядок , соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

6.Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

6.Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

7.Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

7. Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

8. Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека

Однако без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. И на это есть ряд причин.

На сегодняшний день встречаются родители, которые снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение. Зачастую современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.

Поэтому с родителями учеников также должна проводиться работа (лектории, тематические собрания), на которых даются рекомендации. Девизом этих лекториев является народная мудрость: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает.

Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе

Выступление на Педагогическом совете о значении внеурочной деятельности в образовательном процессе в школе и итогах курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Капельки" в 4 классе.

ФГОС: внеурочная деятельность–важный компонент современного образовательного процесса.

Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма органи.


laquo;ФГОС: внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе».


Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного .

Внеурочная деятельность - важнейший компонент современного образовательного процесса в школе.

Основная общеобразовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Развитие ребенком своих интересов на основе свободного .

Внеурочная деятельность есть средство развития и самореализации личности. По словам Герберта Спенсера (анг. философа, социолога и педагога) «Великая ценность образования – это не знания, а.


Зональный Семинар "Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе"

Внеурочная деятельность – важнейший компонент современного образовательного процесса в школе. Цель нашего семинара: обменяться, поделиться опытом проведения внеурочной деятельности у мл.школьник.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль внеурочной деятельности в воспитательной системе школы.

Великая ценность образования – это не знания, а действия.

Герберт Спенсер, англ. философ, социолог, педагог

С введением ФГОС в современном образовании пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача школы состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, способствовать воспитанию и развитию личности ученика.

Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями,

навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. А это заложено во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

Внеурочная деятельность – это образовательная и в то же время воспитательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, коллективными творческими делами (КТД), беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, она направлена на развитие и саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности, которые вы видите на слайде (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как:

 экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.;

 индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки,

 индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий.

Для реализации в школе доступны виды внеурочной деятельности, представленные на слайде:

 досугово-развлекательная (досуговое общение);

 социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

 трудовая (производственная) деятельность;

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

 приобретение учащимися социального опыта;

 формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

 приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи внеурочной деятельности сейчас перед вами на слайде:

1. Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с общественными организациями, семьями учащихся.

2. Включить учащихся в разностороннюю деятельность.

3. Формировать навык позитивного коммуникативного общения.

4. Развить навык организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

5. Воспитать трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

6. Развить позитивное отношение к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:

Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний (об

общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь). Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного

отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной детской среде (2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь). Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных

знаний, начинает их ценить.

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком (3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни).

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает

вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников будут сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её этническом, культурном и других аспектах.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской

компетентности и идентичности школьника достаточно занятий по изучению прав человека. Даже самый лучший урок обществознания может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении класса) и уж тем более в

общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми

формами (этическая беседа), второй уровень – более сложными (дебаты, тематический диспут), третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности (к примеру, проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов).

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволяет педагогам:

 разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;

 подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результатов определённого уровня;

 выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

 диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

 оценивать качество программы внеурочной деятельности.

Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе нашего

Я провела анкетирование среди родителей и учащихся 1-4 классов, а также вела наблюдение на занятиях по внеурочной деятельности, учитывались интересы и склонности педагогов: возможности образовательных учреждений дополнительного образования: рекомендации психологической службы как представителя интересов и потребностей ребёнка.

На собрании родители учащихся будущих пятиклассников определили

направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации классных руководителей о кружках, курсах, их задачах, содержании и ожидаемых результатах.

Предварительно педагогами была изучена занятость детей в учреждениях

дополнительного образования. Изучение занятости школьников и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через факультативный курс

Содержание занятий внеурочной деятельности носит творческий характер,

педагогами используются разнообразные формы внеурочной деятельности (слайды с фотографиями). Основное место отводится познавательной игре, по итогам которой

детьми представляются творческие образовательные продукты. Систему занятий дополняет воспитательная работа классных руководителей по организации познавательного досуга, проведения внеклассных мероприятий, экскурсий, реализации социальных проектов, посещения музеев, библиотек, и, конечно, участие в общешкольных мероприятиях.

Итак, внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. Как говорил когда-то В.А. Сухомлинский:

1. Необходимо выстраивать внеурочные занятия таким образом, чтобы факт их проведения способствовал психологической и физической разгрузке ребенка, обеспечивал формирование универсальных учебных действий. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов ФГОС ООО.

2. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально

отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволяет педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.

Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Нам необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, специальную систему поддержки талантливых учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.

Роль внеурочной деятельности в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса

Выступление на педагогическом совете

Веремейчик Оксаны Николаевны

(учитель начальных классов)

2019-2020 уч.год

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.

Внеурочная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленных на социализацию обучающихся, развитие у них творческих способностей и универсальных учебных действий во внеурочное время.

Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения проблем. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Нам необходимо создать условия для проявления и развития различных способностей, специальную систему поддержки талантливых учеников, расширять систему олимпиад, конкурсов, соревнований и т.д.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения является преемником многих идей, реализованных в предшествующих образовательных программах. Несомненными его отличиями являются: особое внимание к освоению образовательными учреждениями новых направлений деятельности; совершенствование спектра образовательных услуг; создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования. Кроме этого, значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входят привлечение ребят в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. А это, в свою очередь, означает возрастание роли внеурочной работы, в рамках которой создаются дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого.(слайд)

В материалах по ФГОС констатируется, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах (слайд), как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

(слайд) Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.

(слайд) Задачи внеурочной деятельности:

-расширение общекультурного кругозора;

-формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;

-включение в личностно значимые творческие виды деятельности;

-формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;

-участие в общественно значимых делах;

-помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования;

-создание пространства для межличностного и межвозрастного пространства.

Наша задача создать пространство детства в школе, возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного, роль ученика – на роль ребенка; подростка – на спортсмена, художника, актера и т.п. Кроме того, именно в пространстве дополнительного образования и внеклассной работы появляется реальная возможность расширить круг общения как взрослых, так и детей, найти друзей среди ребят другого возраста, включиться в общение с руководителями творческих объединений, которые не всегда являются их учителями и, следовательно, не знает о учебных успехах и неудачах.

(слайд), итак, современная школа – это:

-основное образование представлено сложившейся классно-урочной системой;

-дополнительное образование – это система творческих объединений по интересам

(секции, студии, кружки и т.д.)

-внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, КТД, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.) Внеурочная деятельность включает в себя также внеурочные учебные занятия. К ним относятся предметные кружки, факультативные занятия, индивидуальные занятия по предмету.

Внеурочная внеклассная работа не только тесно связана с дополнительным образованием, но переплетается с ним тогда, когда дело касается создания условий для развития разнообразных интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Общешкольные праздники, коллективные дела, социально значимые акции также являются полем их пересечения, т.к. в них принимают самое активное участие члены творческих коллективов и педагогов. Собственно, точное сочетание этих сфер придает образовательному учреждению устойчивость. Приведенная ниже схема помогает увидеть границы внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования, пространства пересечения их друг с другом. СХЕМА (слайд)

Воспитательная система работы школы в рамках ФГОС. (слайд)

Воспитательная система школы имеет следующую структуру:

-раскрытие личности (1-4 классы);

-развитие личности (5-8 классы);

-становление и самоактуализация личности (9-11 классы)

Цель: создать условия для успешной социализации детей и подростков, самореализации и личностного роста. (слайд)

Задачи: (слайд)

-расширение культурно-образовательного пространства;

-совершенствование социально-психологических отношений;

-развитие форм ученического самоуправления;

-дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

Ожидаемые результаты: (слайд)

-рост общей активности школьников при проведении школьных дел

-повышение познавательного интереса у учащихся

-повышение качества образования школьников

-повышение результативности участия в интеллектуальных и творческих конкурсах, олимпиадах, соревнованиях

-осознанный выбор профессии

-повышение уровня воспитанности, уровня развития коммуникативных навыков, организаторских способностей ( укрепление сотрудничества учителей, учащихся и родителей)

-развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Чем должны руководствоваться мы, учителя, для выполнения этих задач и достижения этих результатов?

Прежде всего, мы должны помнить следующие правила: (слайд)

1.Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот , кто использует на практике.

6.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7.Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.

8.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.

9.Поощряйте исследовательскую работу учеников.

10.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Все эти правила касаются всего учебно-воспитательного процесса: основного образования, дополнительного образования и внеурочной внеклассной деятельности.

В организации внеурочной деятельности в нашей школе учитывались: запросы родителей, приоритетные направления деятельности школы, интересы и склонности педагогов, возможности образовательных учреждений дополнительного образования, рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка.

Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа ГПД, проведение внеклассных мероприятий, праздников, предметных недель и олимпиад.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования гражданской идентичности. Воспитатель создает систему воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика и создаются условия для формирования у детей активной деятельностной позиции.

Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:

• формирование ценностных ориентации, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;

• расширение кругозора, развитие общей культуры;

• ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

• формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

• развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

• формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется через комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цели этого направления:

• обеспечивать пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

• формировать установки на использование здорового питания;

• создавать условия для использования оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

• развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;

• соблюдать режим дня;

• формировать знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

• способствовать становлению навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

• формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для воспитанников должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

• выявления и развития способностей воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• использования в воспитательном процессе современных технологий деятельностного типа.

Организация работы групп продленного дня должна строго соответствовать основным нормативным документам.

Нормативная база организации внеурочной деятельности в школе

Читайте также: