Важность проектной деятельности в школе

Обновлено: 07.07.2024

В современной российской школе достаточно успешно стал применяться метод проектов. Это связано, прежде всего, с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию.

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Из истории. Обратимся к истокам возникновения этого метода в школьном обучении. Метод проектов возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его назвали методом проблем, который отражал идеи гуманистического направления в философии и дидактике. Авторами его считаются Дж. Дьюи, а также его ученик В. Килпатрик. Главное, чего добивались авторы метода проектов - строить обучение на активной основе, используя деятельность ученика, его интересы и потребности. Проект - буквально "брошенный вперед", то есть проектирование - процесс создания прототипа (прообраза) какого-либо объекта (состояния). В России идея проектного метода возникла параллельно с разработками американских специалистов, хотя должного внимания не получила. Известна, к примеру, статья Н.К. Крупской "Метод проектов", где данное понятие определяется как "метод увязки теории с практикой", как система учебно-воспитательной работы, в которую "встроены" конкретные практические творческие дела учащихся.

За сто лет существования метода проектов внесено много нового и весьма ценного в его содержание и методику организации, однако суть его остается прежней -стимулировать интерес ребят к постановке и решению новых проблем, которые требуют не только практического применения уже полученных знаний, но и приобретения новых в рамках небольшого самостоятельного исследования.

Какое значение придают современные исследователи проектной деятельности младших школьников? Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентированна, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Проекты могут быть различными по содержанию. Одни выполняются на материале конкретного предмета (их называют монопредметными), другие - межпредметные - интегрируют содержание нескольких образовательных областей. Этот тип проекта весьма целесообразен в начальной школе, так как опирается на психологическую особенность младших школьников - их целостное восприятие окружающего мира. Надпредметный проект выполняется в рамках факультативов, кружков, внеурочной деятельности школьников.

В соответствии со сроками выполнения проект может быть итоговым - по его результатам оценивается освоение учеником определенного учебного материала, - и текущим, цель которого - уточнение, расширение знаний и приобретение новых знаний в процессе конкретной практической и исследовательской деятельности.

Метод проектов может быть индивидуальным, но чаще (особенно в начальной школе) он является деятельностью скоординированной группы, участники которой умеют распределять роли, руководить и подчиняться, объединять усилия для достижения поставленной цели, использовать вклад каждого в общее дело.

Современные исследователи (например, E.С. Полат, И.А. Сасова и др.) выделяют требования к использованию этого метода в начальной школе:

Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи),требующей интегрированного знания, поиска ее решения.

Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.

Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

Особо следует отметить, что проектный метод является косвенным методом обучения, в нем важны не только (а для обучающего - и не столько) полученные учащимися результаты, сколько сам процесс поиска, эксперимента, опыта, исследования, а также характер отношения к этому процессу его участников (интерес, инициатива, сообразительность, самостоятельность и др.).

При использовании этого метода обучения младших школьников явно наблюдаются два результата. Первый - реальный - та часть проекта, которая отражается в конкретном практическом результате. Его можно "пощупать", оценить, сравнить с другими, использовать по назначению. Например, младшие школьники работают над проектом "Экологические знаки", разрабатывают различные предупреждающие, запрещающие, осуждающие и др. знаки, агитационные плакаты и пр. В результате появляется конкретный продукт - целый набор плакатов и знаков ("Покорми птиц", "Помоги деревьям зимой", "Лес - наше богатство", "Не плюй в колодец. " и т.д.). Кроме этого результата огромен педагогический эффект проектной деятельности. Он заключается не только в формирующихся у школьников умении и желании самообразовываться, но и в развитии необходимых для этого личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, умения считаться с мнением других людей, сотрудничать, сопереживать и др.

Анализ научно-методической литературы, как российской, так и зарубежной, позволяет выделить шесть стадий работы над проектом. Представим это в таблице:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода на уроках истории и обществознания

учитель истории МБОУ СОШ №78

Каждая новая эпоха в жизни человечества требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

В современном мире основой ценностью является информация, знания, развитый интеллект, креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии.

Такого человека должна подготовить школа. Стандарты второго поколения открывают возможности для реализации данных запросов. Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов.

Организация проектной деятельности учащихся способствует развитию творческого потенциала, проведению самостоятельных исследований, возможности работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда. Образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата.

К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:

повышение мотивации учащихся при решении задач;

развитие творческих способностей;

формирование чувства ответственности;

создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся

В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов:

исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

творческие (нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

приключенческие (игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т. д.).

Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о его значимости, востребованности и результативности. Поэтому задачей школьного образования становится не только передача определенных знаний, но и обучение учащихся способам самостоятельного овладения ими. Важным является освоение школьниками умения извлекать новую информацию из разнообразных источников, оперировать ею, выводить общие закономерности.

Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. Его осуществление происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. Учитель, планируя проведение подобной работы, должен четко осознавать, для чего она необходима, каких целей он хотел бы достичь, определить для себя все этапы предстоящей деятельности.

В основе каждого проекта лежит проблема, для решения которой, учащимся необходимо использовать не только знания данной области, но и знания из других областей, а также ребята должны владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Использование проектной методики на занятиях истории и обществознания в рамках урока или внеурочной деятельности доказывают, что учащиеся улучшают свои результаты в изучении предмета, активно применяют знания, умения и навыки, полученные на занятиях истории и обществознания, понимают необходимость междисциплинарных и межкультурных связей.

Хотелось бы обратить ваше внимание, проектная деятельность активно используется в МБОУ СОШ №78. На уроках, во внеурочной деятельности, а также, выпускники нашей школы готовят итоговые проектные работы.

Более подробно хотелось бы остановится на итоговых проектных работах. В документах говорится: “Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной процедурой итоговой оценки становится защита обучающимся индивидуального итогового проекта.” Именно поэтому учащиеся 9 классов должны подготовить и защитить итоговый проект.

Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения, следующие:

актуальность . В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

создание комфортной образовательной среды . Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;

использование информационных технологий ;

формирование исследовательских умений;

мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.


Пересмотр знаний в сложившейся системе образования стал причиной того, что в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование личности, готовой к саморазвитию.

Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых:

- обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;

- формирование личностных качеств — нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности;

- формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Все эти цели и задачи успешно реализуются при деятельностном подходе в обучении, который лежит в основе ФГОС второго поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации.

Исходя из этого, иной становятся задачи учителя — не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Деятельностный метод обучения помогает конструктивно выполнить задачи образования 21 века, т. к. данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

- формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

- формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

- формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Главной задачей учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребность в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Деятельностный подход — это обучение, реализующее принцип деятельности, метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Перечислим основные из них:

1) Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5) Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6) Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей.

Особенностью нового образовательного стандарта является то, что учитель должен творчески подходить к процессу обучения и воспитания, при этом используя как можно больше на своих уроках существующую информационную базу. Поэтому одной из основных технологий, обеспечивающей системно — деятельностный подход к воспитанию и обучению, является метод проектов, который практически вбирает в себя элементы многих других современных технологий, например, обучение в сотрудничестве, проблемный метод обучения и др.

Метод проектов — это технология достижения требуемой дидактической цели через подробную проработку конкретного вопроса, которая в результате должна иметь какой-либо оформленный вид.

Данный метод был разработан для того, чтобы найти различные способы и пути активного самостоятельного развития мышления у ребенка с целью не просто обучить его запоминать и воспроизводить знания, получаемые им в школе, а уметь применять их на практике.

В целом, метод проектов является целенаправленной, полностью самостоятельной деятельностью обучающихся, но руководимой учителем, направленной на решение какой-либо исследовательской или социально значимой проблемы, а также на достижение конкретного результата в виде какого-либо идеального или материального продукта. Другими словами, результатом проекта ученика может стать идеальный продукт (выработанное после изучения информации умозаключение, вывод, какое-либо полученное знание) или материальный продукт (участие в какой-либо деятельности, сопровождаемое ведением записей в дневнике, альбом, рекламный проспект, выпуск газеты и пр.).

Хочется отметить, что само по себе обучение с помощью проектов активно воздействует на мотивационную сферу учащегося, что на сегодняшний момент достаточно актуально.

Работа над проектом позволяет находить решение к таким важным задачам, как:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижение цели на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- формирование умения анализировать (креативность и критическое мышление);

- формирование умения составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать информацию);

- формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);

- организация проектной деятельности с целью формирования проектного мышления учащегося;

- мотивация детей на получение знаний;

- включенность всех учащихся в самостоятельную работу;

- развитие умения пользоваться полученными знаниями для разрешения новых познавательно-практических задач.

К важным положительным факторам проектной деятельности можно отнести:

1) повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака — самостоятельного выбора;

2) развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата;

3) формирование чувства ответственности происходит подсознательно — учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

Основные требования к использованию метода проектов:

- Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование влияния антропогенной нагрузки на экосистему леса/пруда, изучение проблемы утилизации полимерных бытовых отходов, изучение вопросов энергоэффективности с последующей разработкой конкретных мер по экономии энергоресурсов и т. д.)

- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о состоянии данной экосистемы, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, проект закона об охране лесов в разных местностях, видеоклип и т. д.)

- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Таким образом, грамотно организованная проектная деятельность обучающихся позволит реализовать главную цель современного образования — научить детей учиться.

1. Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М: Просвещение, 2013 г. — 175 с.

2. Мяташ Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. Серия: Высшее профессиональное образование. М: Академия, 2014 г. — 160 с.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении для учителей и студентов педагогических вузов. Серия: Методическая библиотека.- М: АРКТИ, 2011 г. — 112 с.

Основные термины (генерируются автоматически): метод проектов, проектная деятельность, учащийся, готовый вид, достижение цели, знание, материальный продукт, метод обучения, обучение, обучение деятельности, Принцип деятельности, умение, учебная деятельность, формирование умения, формирование учащимися.

Похожие статьи

Проектная деятельность учащихся как средство.

проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект).

В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов. Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной.

Формирование исследовательских умений обучающихся как.

Таким образом, формирование исследовательских умений студентов как одного из условий успешной подготовки будущих специалистов является

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов, типология проектов.

Метод проектов представляет собой систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения практических заданий — проектов.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Эффективность применения метода проектного обучения

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми.

Метод проектов — педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на

Можно выделить несколько групп УУД, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской.

Особенности обучения учащихся проектно-конструкторской деятельности на уроках технологии. Annotation. The article is devoted to the training of students of design activity in technology lessons. Features of training is project-oriented focus of the students in the choice of their profession.

Проектная деятельность как необходимый компонент.

В современной школе проектная деятельность включена в практику обучения сравнительно недавно.

В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности [4, с. 8].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Создает условия для активности школьника

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
А сегодня мы говорим о методике работы над проектом в свете ФГОС нового поколения. Что является основным в новой программе?

Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Основой реализации новых Стандартов является:

• Системно-деятельностный подход.
• Нацеленность на формирование метаумений.
• Большое внимание должно быть уделено воспитанию гражданина России.

Проект — замысел переустройства того или иного участка действительности согласно определённым правилам.

Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления

Ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного отрезка времени

Этот метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата

Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни

Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема.

Выделяют следующие этапы проекта:

1. Целеполагание

Помочь ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени

2. Разработка проекта

Составление плана деятельности по достижению цели: (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели)

3. Выполнение проекта

4. Подведение итогов

Определение задач для новых проектов

5. Презентация проекта

Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.

Организует деятельность – предлагает:

распределится в группах;

спланировать деятельность по решению задач;

продумать возможные формы презентации результатов.

разбивку на группы;

распределение ролей в группе;

выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Типы учебных проектов:

Презентация (защита) проекта

помочь ученикам произвести самооценку проекта

помочь учащимся оценить процесс проектирования

помочь ученикам подготовить проект к презентации

обобщает и резюмирует полученные результаты;

подводит итоги обучения;

оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

понимание проблемы, цели и задач;

умение планировать и осуществлять работу;

найденный способ решения проблемы;

дают оценку деятельности и ее результативности.

Анализ (самоанализ) всех причин неудач, понимание ошибок подталкивает ребят для дальнейшей работы. Подобная рефлексия позволяет сформировать оценку (самооценку)

Подводя итог сказанному, хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
На чём основана работа по созданию проекта? Каковы принципы организации проектной деятельности? Уже с 1 класса ученики осваивают подготовительный и поисковый этапы проектной деятельности через постановку целей проекта, поиск информации, обсуждение темы и ее структуры, сотрудничество с одноклассниками, учителем, родителями и заинтересованными организациями (библиотека, музей)

Каковы же принципы организации проектной деятельности?
• Проект должен быть посильным.
• Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов.
• Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы и ведения дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений.
• Обязательная презентация результатов по проекту в той или иной форме.

В чём достоинства метода проектов?

Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок перекладывается на внеурочную деятельность.

Учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в него свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые задачи, выявить деловые качества детей.

Помогает ученику профессионально самоопределиться – именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо ещё успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.

Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

Как распределялись обязанности в группах.

Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).

Выбор формы отчета.

Всё делали сами или просили помощи у старших?

Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.

С какими трудностями столкнулись?

Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?

Довольны или нет своим результатом?

Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме( предложения по проектной деятельности)

Что услышал – то забудешь,
что увидишь – то запомнишь,
что сделаешь – тому научишься.

Читайте также: