Валлерстайн анализ мировых систем и ситуация в современном мире краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня много говорится о происходящих в мире процессах и об ускорении их изменений. Мир меняется буквально на глазах одного поколения. Процессы глобального развития приобретают всё большую значимость в глазах людей. В современном мире происходят сложные и неоднозначные процессы: усложнение социальных и политических структур, становление человечества как системы, глобализация и др.Общество стремится познать закономерности этих изменений и понять, почему мир так быстро трансформируется. Поэтому необходимо детальное исследование происхождения и сущности процессов в современном мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Для большинства учёных имя Иммануила Валлерстайна не нуждается в особом представлении.doc

Актуальность темы исследования

Сегодня много говорится о происходящих в мире процессах и об ускорении их изменений. Мир меняется буквально на глазах одного поколения. Процессы глобального развития приобретают всё большую значимость в глазах людей. В современном мире происходят сложные и неоднозначные процессы: усложнение социальных и политических структур, становление человечества как системы, глобализация и др.Общество стремится познать закономерности этих изменений и понять, почему мир так быстро трансформируется. Поэтому необходимо детальное исследование происхождения и сущности процессов в современном мире.

Решение этих проблем требует построения совершенно новых теорий развития, совершенствования методологических принципов исследования, расширения его категориального аппарата. Концепция И. Валлерстайна является одним из важнейших проявлений этой тенденции и разрабатывает проблемы на новой теоретико-методологической основе.

Для члена современного общества важно также не только понимать мир, в котором он живет, но и знать, как его изменить, как решить стоящие перед человечеством глобальные проблемы. Хотя Валлерстайн не может дать четкий ответ, что же будет завтра, он упоминает о необходимости создания коллективных усилий для выработки ясной стратегии преобразования.

Мир-системный анализ можно рассматривать и как подход к истории, отличающийся от общепринятых ранее отношением к роли личности в истории. Ранее проблема роли личности в истории рассматривалась иначе: история имеет жесткие законы, которые невозможно изменить, и человек не может повлиять на ее ход; или исторический процесс имеет веерный характер и во многом зависит от поступков людей. По Валлерстайну же, люди могут повлиять на историю, но только в определенный момент, когда общество находится в так называемой точке бифуркации, когда система может начать развиваться в любом направлении. В остальное же время в обществе действуют жесткие связи, и человеческое влияние на развитие системы не имеет большого значения.

Для российского общества важной проблемой является возможность развития, вхождения в мировую систему на правах полноценного участника. Поэтому для широкой общественности нужно знать законы капиталистического общества, равно как и политические, экономические, социальные прогнозы. Работа Валлерстайна анализирует современный мир многосторонне, очень четко выявляя его особенности и недостатки. Из логики его исследований можно узнать ответ на вопрос о вливании России в мировую систему. Для Валлерстайна ясно, что в современном мир-экономике Россия, благодаря множеству причин, не может занимать положение в центре.

Актуальность данной темы состоит также в том, что она малоизученна в нашем российском обществе.

Степень изученности проблемы

В западной политической науке проблематика, легшая в основу идей Валлерстайна, получила серьёзную и глубокую разработку, а сама концепция – достаточное освещение в специальной литературе.

В России идеи мир-системного анализа вызвали интерес в начале 1990-х годов. Отечественные гуманитарии провели междисциплинарный анализ мир-системного подхода. М.А.Чешков 7 впервые критически проанализировал идеи Валлерстайна; А. И Фурсов 8 сделал подробный обзор статей, а впоследствии заимствовал ряд мир-системных категорий.

В последние годы мир-системному подходу уделяют значительное внимание. Известный социальный философ и историк Ю.И. Семенов 9 выявляет отличительные особенности концепций представителей мир-системного подхода — Ф. Броделя, И. Валлерстайна и А.Г. Франка. В работах Г.А. Завалько, А.А. Фисуна 10 рассматривается концепция И. Валлерстайна и общие вопросы генезиса, развития и сущности мир-системного анализа.

В последнее время вышел ряд интересных статей, в которых анализируется подход И. Валлерстайна и выявляются его особенности. 11

Проблематика мир-системы и концепция И. Валлерстайна в отечественных социальных и политических науках разработана недостаточно, не получила должного освещения в специальной литературе и нуждается в дальнейшем изучении. Ряд идей И.Валлерстайна нуждаются в более углубленном исследовании, а ряд оценок должен быть пересмотрен.

Объектом является многообразие идей и способов политического анализа, предлагаемых в XX веке в международных отношениях.

Предметом является мир-системный анализ Валлерстайна, его особенности и применение в современных международных отношениях.

Таким образом, актуальность темы и обширный пласт литературы, требовавший анализа в соответствии с поставленными проблемами, обусловил выбор данной темы для целевого анализа.

Целью работы: всесторонне рассмотреть мир-системный анализ И. Валлерстайна и раскрыть его значение для анализа современных политических систем.

Данная цель требует решения ряда конкретных задач:

    1. Рассмотреть и проанализировать основные положения теории Валлерстайна;
    2. Раскрыть сущность современной мир-системы в понимании И.Валлерстайна: выявить единицы исторического процесса, определить его характер и движущие силы;
    3. Выявить методологические принципы концепции И.Валлерстайна, их теоретическую новизну;
    4. Переложить основные положения теории И. Валлерстайна на современные политические системы с центральным участником Российская Федерация;
    5. Анализ высказанных автором предположений о роли и значении теории для изменения места Российской Федерации в системе Международных отношений.

Эмпирическую базу исследования составили четыре группы источников. Во-первых, авторские издания по исследуемой проблематике. Во-вторых, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература). В-третьих, научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. Наконец, специализированные веб-ресурсы.

Курсовая работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Для большинства учёных имя Иммануила Валлерстайна не нуждается в особом представлении. Его фундаментальные исследования, посвященные проблемам анализа исторических систем, в особенности, становлению и развитию капиталистической мир-экономики (КМЭ), получили всемирную известность и открыли новый этап в изучении глобальных процессов развития и трансформации человеческих обществ 12

В своих исследованиях Иммануил Валлерстайн продолжает традицию марксистской социологии и политэкономии. Созданный им мир-системный подход составил новую позицию в понимании капитализма и его спутника в течение последних двухсот лет – либерализма.

§ 1. Концептуальные основы мир-системного анализа И. Валлерстайна.

Основной единицей геоисторического анализа у Валлерстайна являются исторические системы, которые могут существовать в двух основных формах: мини-систем и мир-систем, последние дифференцируются им на мир- империи и мир-экономики.

«– Миро-система модернити представляет собой капиталистическое миро-хозяйство, и это означает, что ею управляет стремление к безграничному накоплению капитала, которое иногда называют законом стоимости.

– Эта миро-система сформировалась на протяжении XVI века, и первоначально сложившееся в ней разделение труда вовлекло в ее состав большую часть Европы (за исключением Российской и Оттоманской империй), а также отдельные части [обеих] Америк.

– Эта миро-система территориально расширялась многие столетия, последовательно инкорпорируя в принятую в ней систему разделения труда все новые регионы.

– Восточная Азия стала последним большим регионом из тех, которые были таким образом инкорпорированы, и это произошло лишь в середине XIX века, после чего миро-систему модернити можно было счесть поистине всемирной […].

– Капиталистическая миро- система представляет собой [совокупность] миро-хозяйства, определяемого отношениями центра и периферии, и политической структуры, состоящей из входящих в международную систему суверенных государств.

– Фундаментальные противоречия капиталистической системы проявляются на уровне глубинных процессов в череде циклических колебаний, служащих разрешению этих противоречий.

– Двумя наиболее важными циклическими колебаниями выступают 50–60 летние циклы Кондратьева, на протяжении которых основные источники прибыли перемещались из производственной сферу в финансовую и обратно, и 100–150-летние циклы гегемонии, определявшиеся подъемом и упадком сменявших друг друга “гарантов” мирового порядка […].

– Эти циклические колебания приводили к постоянным, пусть медленным, но значительным, географическим сдвигам центров концентрации капиталов и власти, которые, однако, не отрицали существовавших внутри системы фундаментальных отношений неравенства.

– Эти циклы никогда не были строго симметричными, и каждый новый из них приносил незначительные, но важные структурные изменения в направлениях, определяющих исторические тенденции развития системы.

Книга представляет собой первый в нашей стране сборник статей одного из самых интересных западных историков и социологов американца И. Валлерстайна (р. 1930), главного представителя школы мир-системного подхода.

Взгляды Валлерстайна мало известны в России, поэтому изложу их прежде, чем перейти к тому, как они представлены в данной книге.

Кажущаяся простота выводов мир-системного подхода не должна вводить в заблуждение: мир-системный подход и теории зависимого развития с самого возникновения противостоят пробуржуазным концепциям модернизации (от У. Ростоу до Ф. Фукуямы). Согласно этим концепциям все страны развиваются в принципе одинаково и в конце концов достигнут одинакового уровня благосостояния.

Наряду с достижениями в мир-системном подходе есть и недостатки, в основном вызванные абсолютизацией этих достижений. Так, И. Валлерстайн отрицает существование отдельных обществ, считая миры-системы единственной социальной реальностью. Отрицает, конечно, на словах, так как, будучи серьёзным историком, не может не видеть их существования.

Однако в современной исторической обстановке все эти изъяны не могут перевесить вклада И. Валлерстайна в познание сущности капитализма.

Капитализм, а не его отсутствие или неразвитость, обрекает периферийные страны на вечное отставание от центра. Интеграция в мир-систему, особенно сейчас, когда все места в ядре заняты, означает попадание в зависимость, в услужение к странам ядра.

Однако вынужден заметить, что для этого знакомства можно было найти более подходящую форму.

Тем не менее в целом знакомство нашего читателя с Иммануэлем Валлерстайном состоялось. Будем надеяться, что первая встреча окажется не последней.

После Второй мировой войны утвердилась перспектива, которую можно назвать девелопментализмом. Она состоит в том, что все общества вовлечены в развитие, причем прогрессивное. Все они развиваются параллельными путями и все они в одинаковой степени способны добиться желаемых результатов.




И. Валлерстайн называет все самодостаточные экономические образования социальными системами. Их он прежде всего подразделяет на минисистемы и миры-системы.

О минисистемах он пишет меньше всего. Это — очень небольшие недолговечные автономные образования, которых было необычайное множество. Они обеспечивали свое существование охотой и собирательством или простейшим земледелием, и в них существовал реципрокальный, линиджный, или реципрокально-линиджный (reciprocal-lineage) способ производства. В минисистемах существовало полное разделение труда и культурное единство. К настоящему времени минисистемы исчезли. По существу, говоря о минисистемах, И. Валлерстайн, имеет в виду первобытные общины, являвшиеся социоисторическими организмами. Таким образом, вся оригинальность подхода сводится здесь лишь к замене привычной терминологии новой.

Фактически под мирами-империями И. Валлерстайн понимает державы, т.е. системы, состоящие из господствующего социоисторического организма и нескольких подчиненных. В результате из его поля зрения выпадают социоисторические организмы, которые не входили в состав держав. А таких было большинство в истории человечества. Выпадают, например, города-государства Шумера, какими они были до возникновения аккадской державы, полисы архаической и классической Греции. Да и постоянно приводимый И. Валлерстайном качестве примера Египет в эпоху Древнего царства никак не может быть отнесен к числу миров-империй. Он был в культурном отношении однороден.

Но больше всего неувязок получается у И. Валлерстайна с мирами-экономиками. Как он пишет, миры-экономики коренным образом отличаются как от минисистем, так и миров-империй и формальной структурой, и способом производства. Так как в мире-экономике нет единой политической власти, то перераспределение производственного излишка может происходить только посредством рынка. Поэтому способ производства в мире-экономике может быть лишь капиталистическим.[229]

Хуже всего у него обстоит со средневековой Европой. С одной стороны, она была политически раздроблена и поэтому не могла быть мир-империей. С другой стороны, она не укладывалась и в понятие мира-экономики. В результате И. Валлерстайн то называет ее просто миром-системой, без отнесения к определенном виду [233], то заявляет, что она вообще не была никаким миром-системой.[234]

Характеризуя средневековую Европу как редистрибутивный мир-систему, И. Валлерстайн говорит, что она как раз базировалась на феодальном способе производства.[237]Но и это не дает выхода из положения. Если в отношении, скажем, Франции X—XII вв. еще можно говорить о каком-то политическом единстве, пусть крайне децентрализованном (был король, вассалами которого считались все крупные феодалы Франции), то ничего подобного нельзя сказать о Западной Европе в целом, не говоря уже о всей Европе. Да и французский король в названный период меньше всего мог заниматься редистрибуцией в масштабе всей страны.

Но как бы то ни было, с XVI в. феодальная Европа трансформируется в капиталистический мир-экономику. Европейский мир-экономика — единственный, который выжил: не дезинтегрировался и не превратился в мир-империю. Развиваясь, он постепенно втянул в себя все существующие в мире социальные системы без малейшего исключения. Весь современный мир представляет собой один единственный мир-систему -капиталистическую мировую экономику. В названной выше многотомной монографии (должны появиться еще два тома — четвертый и пятый) И. Валлерстайн рисует картину становления европейской капиталистической системы и ее превращения в мировую.

Мир-экономика подразделяется на ядро, полупериферию и периферию. Границы между этими частями относительны. Отдельные государства могут переходить и переходят из одного подразделения в другое. Ядро мира-системы состоит из нескольких государств, т.е. фактически социоисторических организмов. Но они не равноправны. Одно из них является гегемоном. История ядра — история борьбы за гегемонию между несколькими претендентами, победы одного из них, его господства над миром-экономикой и последующего его упадка. Но главное — отношения ядра и периферии. Суть их заключается в том, что государства ядра безвозмездно присваивают излишек, созданный в странах периферии.

После Второй мировой войны утвердилась перспектива, которую можно назвать девелопментализмом. Она состоит в том, что все общества вовлечены в развитие, причем прогрессивное. Все они развиваются параллельными путями и все они в одинаковой степени способны добиться желаемых результатов.

И. Валлерстайн называет все самодостаточные экономические образования социальными системами. Их он прежде всего подразделяет на минисистемы и миры-системы.

О минисистемах он пишет меньше всего. Это — очень небольшие недолговечные автономные образования, которых было необычайное множество. Они обеспечивали свое существование охотой и собирательством или простейшим земледелием, и в них существовал реципрокальный, линиджный, или реципрокально-линиджный (reciprocal-lineage) способ производства. В минисистемах существовало полное разделение труда и культурное единство. К настоящему времени минисистемы исчезли. По существу, говоря о минисистемах, И. Валлерстайн, имеет в виду первобытные общины, являвшиеся социоисторическими организмами. Таким образом, вся оригинальность подхода сводится здесь лишь к замене привычной терминологии новой.

Фактически под мирами-империями И. Валлерстайн понимает державы, т.е. системы, состоящие из господствующего социоисторического организма и нескольких подчиненных. В результате из его поля зрения выпадают социоисторические организмы, которые не входили в состав держав. А таких было большинство в истории человечества. Выпадают, например, города-государства Шумера, какими они были до возникновения аккадской державы, полисы архаической и классической Греции. Да и постоянно приводимый И. Валлерстайном качестве примера Египет в эпоху Древнего царства никак не может быть отнесен к числу миров-империй. Он был в культурном отношении однороден.

Но больше всего неувязок получается у И. Валлерстайна с мирами-экономиками. Как он пишет, миры-экономики коренным образом отличаются как от минисистем, так и миров-империй и формальной структурой, и способом производства. Так как в мире-экономике нет единой политической власти, то перераспределение производственного излишка может происходить только посредством рынка. Поэтому способ производства в мире-экономике может быть лишь капиталистическим.[229]

Хуже всего у него обстоит со средневековой Европой. С одной стороны, она была политически раздроблена и поэтому не могла быть мир-империей. С другой стороны, она не укладывалась и в понятие мира-экономики. В результате И. Валлерстайн то называет ее просто миром-системой, без отнесения к определенном виду [233], то заявляет, что она вообще не была никаким миром-системой.[234]

Характеризуя средневековую Европу как редистрибутивный мир-систему, И. Валлерстайн говорит, что она как раз базировалась на феодальном способе производства.[237]Но и это не дает выхода из положения. Если в отношении, скажем, Франции X—XII вв. еще можно говорить о каком-то политическом единстве, пусть крайне децентрализованном (был король, вассалами которого считались все крупные феодалы Франции), то ничего подобного нельзя сказать о Западной Европе в целом, не говоря уже о всей Европе. Да и французский король в названный период меньше всего мог заниматься редистрибуцией в масштабе всей страны.

Но как бы то ни было, с XVI в. феодальная Европа трансформируется в капиталистический мир-экономику. Европейский мир-экономика — единственный, который выжил: не дезинтегрировался и не превратился в мир-империю. Развиваясь, он постепенно втянул в себя все существующие в мире социальные системы без малейшего исключения. Весь современный мир представляет собой один единственный мир-систему -капиталистическую мировую экономику. В названной выше многотомной монографии (должны появиться еще два тома — четвертый и пятый) И. Валлерстайн рисует картину становления европейской капиталистической системы и ее превращения в мировую.

Мир-экономика подразделяется на ядро, полупериферию и периферию. Границы между этими частями относительны. Отдельные государства могут переходить и переходят из одного подразделения в другое. Ядро мира-системы состоит из нескольких государств, т.е. фактически социоисторических организмов. Но они не равноправны. Одно из них является гегемоном. История ядра — история борьбы за гегемонию между несколькими претендентами, победы одного из них, его господства над миром-экономикой и последующего его упадка. Но главное — отношения ядра и периферии. Суть их заключается в том, что государства ядра безвозмездно присваивают излишек, созданный в странах периферии.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Анализ мировых систем и ситуация в современном мире: краткое содержание, описание и аннотация

Иммануил Валлерстайн: другие книги автора

Кто написал Анализ мировых систем и ситуация в современном мире? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иммануил Валлерстайн: Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация

Исторический капитализм. Капиталистическая цивилизация

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Иммануэль Валлерстайн: После либерализма

После либерализма

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Александр Джуринский: Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы

Высшее образование в современном мире: тренды и проблемы

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Анализ мировых систем и ситуация в современном мире — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

АНАЛИЗ МИРОВЫХ СИСТЕМ И СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Перевод с английского П. М. Кудюкина

Под редакцией канд. полит. наук Б. Ю. Кагарлицкий

ISBN 5-94483-042-5

© Перевод с анг. П.М.Кудюкина, 2001

Перед читателем первая книга Иммануэля Валлерстайна, вышедшая на русском языке. Жаль, конечно, что работы американского социолога и экономиста не были доступны отечественной публике раньше, но все же трудно представить себе более подходящее время для знакомства с Валлерстайном в России.

Совершенно иначе выглядит картина, если взглянуть на нее с точки зрения миросистемного анализа. Поскольку капиталистическая система иерархична, возможности новичков занять в ней высокое место заведомо ограничены. Более того, успех одних чреват серьезными проблемами для других, а резкий подъем новых лидеров, как и упадок старых, грозит для всей системы дестабилизацией и потрясениями (не случайно утрата Великобританией роли мирового лидера сопровождалась двумя мировыми войнами).

fb2
epub
txt
doc
pdf

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Описание книги "Анализ мировых систем и ситуация в современном мире"

Описание и краткое содержание "Анализ мировых систем и ситуация в современном мире" читать бесплатно онлайн.

АНАЛИЗ МИРОВЫХ СИСТЕМ И СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Перевод с английского П. М. Кудюкина

Под редакцией канд. полит. наук Б. Ю. Кагарлицкий

ISBN 5-94483-042-5

© Перевод с анг. П.М.Кудюкина, 2001

Перед читателем первая книга Иммануэля Валлерстайна, вышедшая на русском языке. Жаль, конечно, что работы американского социолога и экономиста не были доступны отечественной публике раньше, но все же трудно представить себе более подходящее время для знакомства с Валлерстайном в России.

Совершенно иначе выглядит картина, если взглянуть на нее с точки зрения миросистемного анализа. Поскольку капиталистическая система иерархична, возможности новичков занять в ней высокое место заведомо ограничены. Более того, успех одних чреват серьезными проблемами для других, а резкий подъем новых лидеров, как и упадок старых, грозит для всей системы дестабилизацией и потрясениями (не случайно утрата Великобританией роли мирового лидера сопровождалась двумя мировыми войнами).

Точно так же отвергает школа миросистемного анализа и вульгарно- марксистскую концепцию, согласно которой все страны последовательно проходят одни и те же фазы, только одни позднее других. Индустриализация в царской России — не запоздалое повторение аналогичного процесса, прошедшего за 80 лет до того в Англии, а страны Африки, строящие у себя заводы, не повторяют развития СССР. Являясь частью миро системы, ни одна страна не развивается изолированно. Чужие достижения повторить так же невозможно, как и прожить чужую жизнь. Даже сходные процессы (индустриализация, пролетаризация трудящихся, урбанизация) имеют разный смысл в зависимости от того, где и на каком этапе общемирового развития они происходят.

Читайте также: