В поисках жилья изложение 5 класс план урока

Обновлено: 03.07.2024

Развитие речи. Культура речи. Контрольное изложение

Цель: определить уровень умения школьников излагать текст, соблюдая авторские средства выразительности; продолжить работу над пополнением словарного запаса

Ожидаемые результаты: школьники умеют работать с художественным текстом, запоминают его, письменно пересказывают, соблюдая авторские средства выразительности.

Оборудование: тексты для изложения

Тип урока: контроль и коррекция знаний, умений и навыков.

§ I. Актуализация опорных знаний учащихся

Проверка домашнего задания.

§ II. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока

Учитель знакомит учащихся с содержанием контрольной работы и критериями её оценивания.

§ III. Основное содержание урока

1. Чтение текста учителем.

(Учитель выбирает один из текстов, предложенных ниже.)

Ходил за грибами. Сел отдохнуть. Возле меня стояла берёза на шести обнажённых корнях. Рядом росла наполненная водой белая сыроежка.

На земле уже были всюду разноцветные осенние листики, и часто среди них показывался гриб, исчезающий, когда я к нему приближался, чтобы поднять.

Всюду в лесу между желтеющими листьями и травами виднелись крупные красные ягоды ландышей: где весной была белая душистая чашечка, теперь висела на той же цветоножке крупная красная ягода. Год обернётся — и опять будут у ландыша белые цветы.

Ведь и у людей теперь осень.

(84 сл.) ( По М. Пришвину )

Остров Гомера покрыт высокими горами, между горами — глубокие ущелья. От одного селения до другого по прямой не так уж далеко, но ведь по прямой-то никогда не получается. Надо карабкаться по крутым склонам и спускаться по отвесным тропинкам, перебираться через бездонные ущелья и быстрые горные реки. Иногда на то, чтобы пройти несколько километров, надо потратить день. Захочется сообщить новость соседу или позвать его в гости, а как это сделать? Вот жители острова и придумали язык свиста. Летит свист от пастуха к пастуху, от селения к селению.

(85 сл.) ( По Ю. Дмитриеву )

(81 сл.) ( По Ю. Дмитриеву )

2. Написание изложения.

§ IV. Домашнее задание

1) Повторить теоретический материал

2) Выполнить упражнения

Учитель собирает тетради и объясняет трудности, возникшие при выполнении работы.

Сегодня на уроке мы будем учиться писать подробное изложение, составлять план текста с опорными словами.

Давайте вспомним такие понятия: текст, тема, основная мысль, стиль текста, микротема, выразительные средства языка.

Данные слова встретятся нам в тексте изложения. Давайте объясним правописание данных слов, раскроем значение некоторых из них.

Моро…, шу…ка, спрятат. ся, о…следовала, о…наружила, сороч. его, смеркат. ся, хв…стом, трево…, о…верстие, вн…мательно, веч…рело, ст…новился, пуш…стый, ворон. его.

Уже вечерело. Мороз становился всё злее. Он забирался в пушистую шубку белочки и пробирал до самых костей. Где же спрятаться от мороза и ветра? Хлопотливая белка внимательно обследовала все ближайшие деревья, но не обнаружила ни одного старого сорочьего или вороньего гнезда.

Начало смеркаться. Белка совсем уже приуныла, как вдруг заметила на сосне сколоченный из досо´к птичий домик. Отверстие в нём было довольно большое, так что белка могла туда свободно пролезть.

Внутри домика оказалась подстилка из прошлогоднего гнезда. Лучшей квартиры искать было нечего. Уставший от всех дневных тревог и приключений, зверёк свернулся в клубочек, укрылся пушистым хвостом и крепко заснул.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок развития речи. Подробное изложение текста (5 класс)

1.Закрепить понятия подробного изложения текста.

2.Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа .

Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

Постановка задачи урока.

Работа над планом.

Повторное чтение текста.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста .

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)

Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

- Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом .

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

“ Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста .

7.Написание изложения .

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

Технологическая карта урока: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Выборочное изложение по тексту Екатерины Вадимовны Мурашовой:

Цель: познакомить учащихся с алгоритмом выборочного изложения по заданному тексту.

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из подтем, находящейся в разных частях исходного текста), уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему, излагать одну из подтем текста в соответствии с заданием.

Метапредметные:

способность осознания целей учебной деятельности, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач, применение приобретенных ЗУН в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качества личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы обучения:

- речевая деятельность: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо;

Читайте также: