В какую систему входит школа

Обновлено: 05.07.2024

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас в некоторых школах также бесплатно снабжают учебниками, в других приобретаются родителями.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Основное общее образование в школе, согласно ст. 43 Конституции РФ, является обязательным для всех. [1] Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учётом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. [2]

Получение образования имеет ограничение учебного времени учащегося, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

Школьное образование — важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебник. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. (Например с 9 по 11 класс). Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.

Содержание

Школьное образование в России

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Начальная школа

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю. [источник не указан 1312 дней]

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Качество среднего образования в России

Одним из самых авторитетных исследований в области среднего образования в разных странах мира является исследование PISA, проводимое ОЭСР в сотрудничестве с ведущими мировыми образовательными центрами. В этом исследовании участвуют страны-участницы ОЭСР и страны, сотрудничающие с этой организацией, в том числе и Россия. В 2009 году РФ заняла 41 место из 65 возможных, оказавшись ниже не только среднего уровня по ОЭСР, но Турции и ОАЭ [2] .

Количество программ, по которым на сегодняшний день проводится обучение в школах, многих родителей ставит в тупик. В действительности все не так сложно. Сразу оговоримся: любая программа должна соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Все существующие образовательные системы условно разделают на традиционные и развивающие. Детально рассмотреть каждую из них в рамках статьи, к сожалению, невозможно, однако мы постараемся выделить основные нюансы, значимые для родителей и их детей.

Традиционные системы обучения

К минусам можно отнести:

  • количество информации, изучаемой детьми за небольшие промежутки времени;
  • задания могут потребовать помощи взрослых и поиска дополнительных материалов;
  • опечатки в учебниках.

Но несомненным плюсом является ориентированность на учеников с разным уровнем подготовки, преемственность с программой для средней школы.

В числе недостатков:

  • сложность при изложении материала;
  • малое количество литературных произведений русских классиков, авторов Золотого и Серебряного века в программах;
  • сложные для понимания задания по математике.
  • многие родители отмечают сложность этой программы для среднего школьника и ее запутанность;
  • отводится мало времени повторению пройденного материала.
  • многие родители и педагоги отмечают поверхностное изложение материала;
  • длительное время дети занимаются по прописям, что впоследствии, при переходе к работе в тетрадях, вызывает сложности (как правило, учителя используют прописи других учебных программ);
  • для выполнения некоторых заданий нужны источники, не входящие в комплект;
  • большое количество проектов потребует помощи родителей.

Из плюсов – программа позволяет легко адаптироваться к учебному процессу и подойдет детям, которые идут в школу, не умея читать и писать.

В числе минусов:

  • при таком подходе могут появиться сложности в восприятии нового материала;
  • при изучении русского языка делается акцент на изучении орфоэпических норм, что не всегда хорошо − дети часто пишут, как слышат, или заменяют буквы на письме транскрипцией;
  • в целом письму отводится очень мало времени.
  • задания выполнимы лишь для детей со средним и высоким уровнем подготовки, часто требуют контроля и помощи со стороны родителей;
  • минусом может стать отсутствие у педагогов желания продолжать обучение по программе в основной и средней школе.

К плюсам можно отнести акцент на развитие способности ребенка учиться и добывать знания.

  • многие из проектных заданий дети не в состоянии выполнить самостоятельно;
  • занимаясь по этой программе, школьник тратит массу времени на выполнение домашней работы.

Развивающие системы обучения

Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов – известные психологи, основатели системы развивающего обучения. Программа сложная, кардинально отличается от других. Она предполагает, что ребенок находится в постоянном поиске информации, развивает теоретическое мышление и воображение. При этом программа характеризуется минимумом домашних заданий.

  • преподавание предметов ведется на сложном уровне;
  • при переходе на другую систему обучения возникают трудности.

К плюсам можно отнести формирование высокой мотивации к обучению, получение глубоких знаний, развитие умения решать учебные задачи нестандартно. Уроки интересны, часто используются игры.

Система Л. В. Занкова. Большое внимание в программе уделено развитию логики, мышления, умения самостоятельно добывать знания.

В числе недостатков:

  • при поступлении в школу нужна хорошая подготовка;
  • так же, как в случае с системой Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова, необходимо продолжение обучения по программе в основной и средней школе.

Среди плюсов можно выделить формирование осознанности обучения, обучение детей аргументировать и доказывать свою точку зрения, акцент на работу в группах.

Подведем итоги

Выбирая учебную программу, нужно ориентироваться на уровень подготовленности и багаж знаний ребенка. Внимательно отнеситесь к выбору учителя начальных классов − какой бы ни была программа, очень многое будет зависеть от педагога, его стиля преподавания, заинтересованности, отношения к детям и работе. Помните, что успехи вашего ребенка в обучении будут также во многом зависеть от вашего желания участвовать в школьной жизни, тратить свои силы и время на воспитание.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Обучение в российских школах в свете новых реформ в образовании начинается в возрасте 6 лет и длится в течение 11 лет при полном образовании (11 классов), основное образование составляет 9 лет (9 классов). Хотя в России существует единая образовательная система, все-таки учебные планы от школы к школе различны и меняются из года в год, поэтому не все образовательные учреждения, которые в большинстве своем являются государственными, могут обеспечить школьников необходимой литературой.

Школьное образование в России представлено следующими типами школ:

начальная школа; средняя общеобразовательная школа; лицеи; гимназии; специальные школы[4]

Начальные школы в России

Начальная школа в России является первой ступенью школьного образования, где дети приобретают фундаментальные знания для дальнейшего образования. В настоящее время в школе представлены три системы начального образования, базирующиеся на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. Дети могут теперь идти в школу в полные 6 лет. В настоящий момент дети проходят тестирование при зачислении в школу, где проверяется их интеллектуальный уровень.

Наряду с общепринятыми образовательными предметами (русский язык/письмо/пропись, чтение, математика, "мир вокруг нас", физкультура, музыка, краеведение, труд, ИЗО) во многих школах со 2-го класса вводится иностранный язык, что вскоре станет повсеместным (а в старшей профильной школе кроме обязательного английского будет преподаваться второй язык - немецкий, французский и испанский), а также в недалеком будущем планируется введение обучения детей со 2- го класса навыкам работы на компьютере.

В общей сложности количество часов в неделю у учеников начальной школы составляет от 20 в 1-ом классе до 30 в 4-ом классе.

В первом полугодии первого класса начальной школы не существует как таковой системы оценок. Вместо нее детям ставят звездочку ("5"), квадрат ("4"), треугольник ("3"), но чаще всего успеваемость учащихся дается в письменном виде (похвала типа "Хорошо", "Молодец", "Умница"). Со второго полугодия дети получают оценки по пятибалльной шкале ("5" -высшая оценка). В конце каждого учебного года ученики получают свой табель об успеваемости с оценками. С ним дети переходят (или остаются на второй год при недостаточно хороших показателях успеваемости) в пятый класс данной или другой школы. Нужно заметить, что, в отличие от Германии, в России дети и их родители после окончания начальной школы не обязаны выбирать тип дальнейшего учебного заведения. То есть начальное образование ребенок может получать как в общеобразовательной школе, так и в гимназии или лицее, так как данные типы образовательных учреждений представлены в нашей стране комплексно- с 1 по 11 классы.

Общее среднее образование

Общее среднее образование в России включает в себя начальное образование, 5 классов общей средней школы и 2 старших класса средней школы. Итак, в возрасте 10 лет, то есть после начальной школы, дети переходят на младшую ступень средней школы, обучение в которой продолжается 5 лет. В 15 лет они заканчивают эту ступень в соответствии с законом (то есть заканчивают курс программы основной школы) и получают аттестат о неполном среднем (об общем среднем) образовании. Затем они могут либо продолжить свое образование в школе (то есть пройти курс образовательной программы полной школы) и получить по его окончании аттестат о полном среднем образовании, либо поступить в начальные или средние профессиональные училища.

С нынешнего года обязательное одиннадцатилетнее образование введено в Москве, тогда как до этого момента обязательным в РФ считался 9-летний курс школьного образования.

А к 2009-2010 годам вся Россия должна перейти на всеобщее 11-летнее школьное образование.

Обучаются школьники 6 дней в неделю совместно, дифференциация ведется лишь на уроках труда, а также на уроках физкультуры в старших классах. Количество часов в неделю - 30-36.

За последние годы разнообразие типов и видов школ на базовом уровне среднего образования значительно увеличилось. Все школы отвечают за освоение базовых программ, аттестат, получаемый выпускником, признается во всех регионах России и республиках СНГ. Возможности ранней специализации предоставляются гимназиями и лицеями. Большинство учащихся негосударственных школ не получают аттестата государственного образца. Конкурсное поступление во все виды общеобразовательных учебных заведений, включая гимназии и лицеи, запрещено с 1997 года.

Лицейское образование

Среди современных типов учебных заведений самыми распространенными в России являются общеобразовательные школы, лицеи и гимназии. Лицей- "тип среднего или высшего учебного заведения в Российской Федерации с начала 1990-х гг. Название "лицей" принимают некоторые средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю".

Имея общие черты с гимназиями, лицеи, однако, принципиально отличаются от них тем, что взаимодействуют с ВУЗами и к настоящему времени приобрели признаки обучения, направленного на индивидуальное развитие личности.

Сегодня лицейское образование развивается прежде всего в школах с физико-математическим уклоном, деятельность которых инициируется университетами и техническими ВУЗами.[5]

Обучение в российский лицеях длится с 1 по 11 класс, то есть все 10 лет учащиеся могут получать образование в рамках одного заведения. Так же, как и в немецких школах такого типа, профили лицеев (гуманитарный, естественнонаучный, математический) предполагают упор на предметы данных блоков.

Гимназии в России

Так сложилось, что понятие "гимназия" ассоциируется в сознании сегодняшних россиян с элитарностью, то есть с тем типом престижных учебных учреждений, где дети получают образование по критериям знатности, богатства, связей, где их подготавливают к работе на руководящих постах в дальнейшем. Многие считают, что такие дети составляют "элиту" современного общества, в основном, "элиту по крови".

(То же происходило и в Германии, пока она не стала единственным доступом к высшим учебным заведениям.) На самом деле такое образование существует в закрытых учебных заведениях, которые в основном являются частными. Именно они предлагают в основной и старшей ступенях школ внести в учебный план новые предметы, такие как интегрированные курсы ("мир биологии", "мир экологии", "синергетика" как образовательные области естествознания), филология ("основы духовной культуры", "русская словесность", "риторика"), логика, экономика, основы предпринимательской деятельности.

Гимназии же - это в большинстве своем государственные образовательные учебные заведения среднего типа. Здесь учатся дети с повышенной мотивацией к учению.

Так же, как и в других типах средних общеобразовательных заведений, гимназия предоставляет возможность получить образование, достаточное для продолжения обучения в университете. Это составляет значительное различие с гимназиями в Германии, завершение лишь которых дает право на поступление в ВУЗ. Кроме того, формирование ученических коллективов в российской гимназии осуществляется с 1 класса. В гимназию можно перейти из другого типа школ как в течение учебы на основной ступени образования, так и по ее окончании. В этом случае выпускникам 9 классов гимназии также вручаются аттестаты об основном среднем образовании, после чего они решают, остаться им здесь для получения полного среднего образования, или пойти в учебное учреждение профессионального типа.

В результате нововведений в нашей стране, касательно образовательной сферы, в конце обучения выпускники гимназий сдают обязательный единый государственный экзамен (ЕГЭ) по русскому языку; в рамках школы обязательными выпускными экзаменами являются литература, математика, первый иностранный язык (как правило, английский) и 2 предмета по выбору, причем один из них можно сдать "заочно" в конце 10 класса, если в 11 классе этот предмет не преподается (например, география).

Дошкольное образование

Приведем основные показатели деятельности дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации

Дошкольные образовательные учреждения

Число дошкольных
образо-
вательных учреждений - всего,
тыс.

Численность детей в дошкольных
образо-
вательных учреждениях - всего,
тыс. человек 1)

Численность детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях, человек

На начало 2010 г. 1906 тыс. детей нуждались в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.

Динамика показывает увеличение количества данных заведений. Не смотря да положительную динамику, 1906 тысяч малышей-дошкольников не имеют возможности посещать детские сады.[6]

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

· охрана жизни и укрепление здоровья детей;

· обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;

· осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка

В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года — 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приёме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очерёдности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн детей.

На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.[7]

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года — 10 детей; от 1 года до 3 лет — 15 детей; от 3 лет до 7 лет — 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей; при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 20 детей.

Несмотря на положительную динамику построения детских дошкольных учреждений в Российской Федерации, проблема поступления малышей в дет.сады сохраняется. Что бы поступить в детский сад по закону не нужно ничего, а в от в реалии проблем на много больше. Взять только пример того, что по закону не важно где вы живите и где прописаны, а по правилам сада - вас не возьмут, если вы прописаны в другом месте. Само государство гарантирует всем гражданам доступное, а главное бесплатное образования. Но сегодня существует так называемый порядок приема детей в дошкольное учреждение[8]. А современный порядок поступление в детские сады достаточно проблематичный. . По данным думского комитета, на сегодня в очередях в детские сады стоят 1,7 млн детей. Проблема дошкольного образования – сейчас одна из главных проблем. Госдума во втором чтении проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы одобрила поправку, касающуюся финансирования комплексных программ поддержки дошкольных учреждений.

Общее образование

Система образования, работая на реформу российского общества, должна преследовать цель более полного удовлетворения потребностей в образовательных услугах со стороны как отдельной личности, так и общества в целом. Появление широкого спектра образовательных услуг, а также наличие учебных заведений различных форм собственности создают здоровую конкурентную среду, что способствует повышению качества предоставляемых образовательных услуг и адресному их потреблению.

Число государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года; тысяч)

1990/91 1995/96 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
Число общеобразовательных учреждений 69,7 70,2 68,1 68,0 66,8 65,5 64,2 62,5 60,3 57,3 55,1 52,4
в том числе:
в гоpодах и поселках гоpодского типа 21,1 22,4 22,7 22,8 22,6 22,4 22,2 21,8 21,4 21,0 20,5 19,9
в сельской местности 48,6 47,8 45,4 45,2 44,2 43,1 42,0 40,7 38,9 36,3 34,6 32,5
Из общего числа учреждений:
общеобpазовательные учреждения (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) 67,6 68,4 66,4 66,2 65,0 63,8 62,5 60,8 58,7 55,7 53,6 51,0
в том числе:
в гоpодах и поселках гоpодского типа 19,4 20,9 21,3 21,3 21,2 21,1 20,9 20,4 20,1 19,7 19,3 18,8
в сельской местности 48,2 47,5 45,1 44,9 43,8 42,7 41,6 40,4 38,6 36,0 34,3 32,2
вечеpние (сменные) общеобpазовательные учреждения 2,1 1,8 1,7 1,8 1,8 1,7 1,7 1,7 1,6 1,6 1,5 1,4
в том числе:
в гоpодах и поселках гоpодского типа 1,7 1,5 1,4 1,5 1,4 1,3 1,3 1,4 1,3 1,3 1,2 1,1
в сельской местности 0,4 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

В Российской Федеpации на начало 2009/10 учебного года pаботали 1417 гимназий (982,7 тыс. обучающихся), 1045 лицей (667,3 тыс. обучающихся).

ПО данным таблицы видно, что динамика отрицательна. С 2005 года по 2010 кол-во школ уменьшилось на 13 %. [10]

Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях учителям приходится совмещать преподавание многих предметов. Пример: ГОУ СОШ № 51. Преподаватель средней школы читает курс лекций по таким предметам как: экономика; география; геометрия; ИЗО и труд в пятых классах. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями. Одна из причин, объясняющих такое положение, - это низкий уровень оплаты труда: в 2005 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в дневных общеобразовательных учреждениях составила 10 550 руб. в 2009 году средняя заработная плата была поднята до 22 тыс. Однако к началу 2012 года средняя заработная плата преподавателя средней школы 16 тыс. рублей[11]. Серьезной проблемой общеобразовательных учреждений является старение учительского состава, отсутствие молодого пополнения. Школа держится за счет преподавателей среднего и пенсионного возрастов, вследствие чего наблюдается определенный консерватизм в знаниях школьников. Молодые специалисты не идут работать в школу. Возраст преподавателей в среднеобразовательной школе от 45 до 76 лет.[12]

Данные факты ведут к снижению качества образования, которое в существенной степени варьируется в зависимости от школы. Наличие лицеев и спецшкол позволяет поддерживать в определенных слоях общества довольно высокий уровень образования, но в массе своей уровень среднего образования понизился.

Читайте также: