В каком веке греция вошла в состав римской империи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Рим, как и Македония, не дал Греции ни благосостояния, ни даже прочного мира. Римским завоеванием начался для Греции длинный ряд бедствий, закончившийся страшными опустошениями варваров в IV в. н. э. и приостановкой античной жизни. Обложение данью многих общин, и без того обедневших от войн и внутренней неурядицы, взыскание штрафов, вторжение римских чиновников, алчных и грубых, во внутреннюю жизнь Греции разоряли несчастный народ вконец и питали в нём суетную надежду на избавление от завоевателя. Не прошло и 60 лет после разгрома Коринфа, как значительная часть Греции, на этот раз с афинянами в главе, соединилась с понтийским царём Митридатом против Рима. Беотия, Спарта, Ахайя присоединились к афинянам. Прибытие Суллы вынудило царских полководцев сосредоточить свои силы в Афинах и Пирее (87). После продолжительной осады город был взят, разорён и разграблен римскими солдатами, население перебито. С Митридатом Сулла заключил мир, а Греция вышла из войны ещё более опустошённой и приниженной: некоторые города были срыты до основания, другие ограблены, храмы и сокровищницы расхищены. Впоследствии Греция не раз ещё служила театром жестоких сражений и расплачивалась за своё участие в событиях новым и новым разорением. В 48 г. до н. э. Беотия, Фессалия, Афины, Спарта, Ахайя, Крит соединились с Помпеем против Юлия Цезаря. В 31 г. до н. э. Греция соединяется с Антонием против Октавия, и опять несчастливо. В каком жалком состоянии находилась Греция в это время, как сократилось её население и уменьшилось число городов, как обеднели и опустели целые области, можно видеть из свидетельства очевидца Страбона (X кн. Географии). Разделение провинций со времени Августа на сенатские и императорские, назначение определённого жалованья проконсулам и пропреторам, отдаление финансовой части от административной, контроль над провинциальным управлением, — все это, с установлением империи, облегчило положение, ограничивая размеры чиновничьего грабежа. Кроме того, в течение первых трёх веков империи, Греция пользовалась почти непрерывно миром.

Многие императоры выказывали большую заботливость относительно Греции и осыпали её особенными милостями. Юлий Цезарь восстановил Коринф, Август основал Патры, Никополь. Тиберий перевёл Македонию и Ахайю, в видах экономического их улучшения, из сенатских провинций в императорские. Нерон провозгласил на истмийском празднике независимость Греции, что равнялось освобождению её от дани. Императоры из дома Флавиев и Антонинов неоднократно посещали славные города Греции и благосклонно относились к Афинам. Особенной щедростью отличался Адриан. Второй век н. э. был блестящим временем для Афин и афинских школ. Благодаря обилию художественных произведений, внешним удобствам жизни, общительности местного населения и больше всего знаменитым школам, Афины представлялись для всякого, кто искал просвещения, обетованной землей, куда ехали учиться из разных мест обширной империи. Марк Аврелий дал высшей афинской школе правильную организацию и щедро вознаграждал её преподавателей.

Вообще в умственном отношении Греция стояла гораздо выше и тех варваров, которые совершали в неё вторжения с конца III в. н. э., и массы римского общества. На почве греческой науки в просвещения сближались между собой многочисленные народности мира без различия языка и вероисповедания. Светская языческая мудрость греков много послужила к утверждению христианской религии. Так, софист Проересий был христианином; философ Аристид поднес императору Адриану апологию христианского учения; другой философ, Афенагор, учивший сначала в Афинах, а потом пришедший в Александрию, тоже писал в защиту христианства и написал рассуждение о воскресении. Немного позже знаменитые учители христианства, Климент Александрийский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, почитали ближайшее знакомство с эллинской наукой необходимым условием нравственного совершенствования верующих: по словам Климента, человек без такого образования походит на неразумное животное. Впервые вера Христова возвещена была в Афинах апостолом Павлом в 52 г.: вскоре как здесь, так и в Коринфе, в Спарте, Патрах возникли небольшие христианские общины. Вообще в среде греков не было столь упорного сопротивления новой религии, как во многих других частях империи.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

Римская Греция — период греческой истории после победы Рима над коринфянами в битве при Коринфе в 146 году до н. э. до переименования города Византия в 330 году в Новый Рим, позднее Константинополь, римским императором Константином I и переноса в него столицы Римской империи.

II век н. э., эпоха Антонинов, был блестящим временем для Афин и афинских школ. Благодаря обилию художественных произведений, внешним удобствам жизни, и больше всего знаменитым школам, Афины представлялись для всякого, кто искал просвещения, обетованной землей, куда ехали учиться из разных мест обширной империи. Марк Аврелий дал высшей афинской школе правильную организацию и щедро вознаграждал её преподавателей.

Светская языческая мудрость греков отчасти способствовала утверждению христианской религии в империи. Так, софист Проэресий был армянским христианином; философ Аристид поднес императору Адриану апологию христианского учения; другой философ, Афинагор, учивший сначала в Афинах, а потом пришедший в Александрию, тоже писал в защиту христианства и написал рассуждение о воскресении. Немного позже знаменитые учители христианства, Климент Александрийский, Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, почитали ближайшее знакомство с эллинской наукой необходимым условием нравственного совершенствования верующих: по словам Климента, человек без такого образования походит на неразумное животное. Впервые официальную проповедь христианства начал в 52 году н. э. в Афинах апостол Павел. Вскоре как здесь, так и в Коринфе, в Спарте, Патрах возникли небольшие христианские общины. Вообще в среде греков не было столь упорного сопротивления новой религии, как во многих других частях империи.

Отвыкшие от военного дела, лишённые своих крепостей и акрополей, греки с большим напряжением и огромными потерями отражали нападения варваров во второй половине III века н. э. В 268 году н. э. германцы герулы совершили опустошительный набег на Грецию, разграбив Афины и несколько крупных городов. С огромным трудом, с помощью небольшого римского флота, греческому войску под предводительством известного политика и историка Дексиппа удалось разбить герулов.

Немного выиграла Греция и от реформ Диоклетиана и Константина Великого, равно как и от основания новой столицы империи, Константинополя или Нового Рима (330). Конец IV века н. э., когда после смерти Феодосия окончательно установлено было разделение империи на Восточную и Западную, омрачился крайне опустошительным вторжением полчищ Алариха, короля вестготов. Он прошёл Македонию и Мёсию и, опустошив Иллирию, направился по Адриатическому побережью до Никополя, а оттуда вторгся в Фессалию. Когда настигший его здесь Стилихон был отозван Аркадием в Италию, Аларих пробился без труда через Фермопилы и разорил Аргос, Спарту и другие части Пелопоннеса. Спас Грецию от окончательной гибели Стилихон в 396 году н. э.

К концу III в. до н.э. римская экспансия добралась до Греции. К этому времени там сформировались три коалиции полисов. Самым северным был союз Македонии с Эпиром —родиной того самого царя Пирра, пытавшегося завоевать Рим в 279 г. до н.э. В средней части Греции располагался Этолийский союз, а на юге — Ахейский. Полисы были вынуждены объединиться, чтобы защищаться от своих соседей. По этой причине ни один из союзов не питал добрых чувств к двум другим.

Филипп V построил флот из небольших кораблей (на большие у него не хватило средств) и попытался захватить греческие колонии на Балканах. Римские легионы одним стремительным ударом вышибли его войска с этого полуострова. Сам Филипп V был вынужден бежать, бросив остатки своей армии и флота. Разобравшись с Карфагеном, римляне вспомнили и о Македонии. Начали они с создания антимакедонской коалиции, в которую с радостью вошли как Этолийский, так и Ахейский союзы. Война против Рима была непопулярна и в самой Македонии. В 197 г. до н.э. произошла решающая битва при Киноскефалах. Возглавивший римскую армию проконсул Тит Квинций Фламинин нанёс сокрушительное поражение Филлипу V.

В этом бою римляне победили благодаря большей гибкости манипулярного строя легиона в сравнении с монолитным строем фаланги. Македонская фаланга на марше разделилась на две части, огибая холм. Пока правое крыло двигалось вперёд, левое только выстраивалось для боя. Боевые слоны Фламиния рассеяли левый фланг македонцев, после чего в бой вступили легионеры. В битве пало около 8 тыс. македонян и 721 римлянин. В результате поражения Филипп V обязался отдать Риму свой флот и вывел гарнизоны из захваченных им городов. Его политическая власть была сильно ограничена. Македония фактически стала римской колонией с внешним управлением.

Но после смерти Филиппа V в 179 г. до н.э., трон занял его сын Персей, желавший вернуть былое величие своей страны. Он заключил союз с Эпиром, а также варварскими племенами соседних Фракии и Иллирии. Также Персей пытался подключить к войне с Римом другие греческие полисы, но не преуспел. Римляне объявили ему войну. Сперва Персею сопутствовала удача. Он разбил римские войска под командованием Публия Красса в битве при Лариссе и вынудил отступить римскую армию в Иллирии. После этого Персей предложил Риму мир, с условием признания его завоеваний. Разумеется, римский сенат от такого предложения отказался.

В 168 г. до н.э. римские войска возглавил консул Луций Эмилий Павел. 22 июня около города Пидна состоялось решающее сражение, в котором римские легионы разбили македонян. Эмилий Павел разместил легионы в центре, а союзнические войска по флангам. Македонская армия как обычно выстроилась фалангой. Армии столкнулись, и римляне относительно легко прорвали македонский строй. Менее чем за час фаланга была разбита. Персей бежал с поля боя, но был настигнут римлянами и взят в плен. 20 тыс. македонских воинов были убиты и 11 тыс. ранены. На этом Македония как независимое государство прекратила своё существование.

Одновременно с разгромом и покорением Македонии, римляне присоединили полисы Этолийского союза. В 191 г. они заключили антиримский союз с правителем Сирии Антиохом III, но были разбиты в битве при Фермопилах, состоявшейся в том же году. Через два года Этолийский союз прекратил своё существование. Полисы, входившие в него, признали верховную власть Рима и выплатили контрибуцию в 500 талантов.

Ахейский союз вследствие этих событий усилился и расширился, в него вошли Спарта, Элида и Мессения. Но Спарта была недовольна своей второстепенной ролью в Ахейском союзе, спартанцы обратились с жалобами к Риму. Прибывший в 147 г. в Коринф консул Луций Аврелий Орест от имени Рима объявил об исключении из союза городов, неродственных ахейцам по крови, включая Спарту и Аргос. После отъезда римских послов города Ахейского союза охватила череда восстаний. Главнокомандующий войск союза Диэй пошёл на радикальные меры. Он мобилизовал все силы полисов, объявил воинский призыв и ввёл военный налог. Но война Рима с Ахейским союзом оказалась недолгой.

В 146 г. при Левкопетре произошло генеральное сражение. Ахейская армия, вдвое превышавшая римскую, была разбита. Римляне сожгли Коринф, перебили в этом городе всех мужчин, а женщин и детей продал в рабство. В итоге вся Греция стала провинцией Рима.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

Римский период греческой истории растянулся на пятьсот с лишним лет. Во времена римского завоевания Греция терпела много бед, некоторые города ее были стерты с лица земли, население сокращалось. Но именно в этот период на окраине того же самого Римского государства в Иудее родился в мир Господь Иисус Христос, Сын Божий. Проповедь о воплотившемся Боге распространилась по всей обширной территории империи, но самые обильные свои плоды дала именно в Греции, среди эллинов.

Это, ставшее крылатым, выражение принадлежит древнеримскому историку Марку Катону. Сейчас оно означает настойчивый призыв к борьбе с врагом до победного конца, но в исторический период, о котором идет речь, звучали эти слова вполне конкретно. Катон призывал разрушить финикийское город-государство Карфаген, боровшееся с Римом за сферы влияния и торговли.

Карфаген
Карфаген. Цифровая реконструкция
Руины Карфагена

В течение ста двадцати лет, с небольшими перерывами, Рим вел войны против населявших Карфаген финикийцев или пунов, как их называли римляне. По имени этого народа войны получили название пунических.

Опасаясь возрастающего могущества Рима, Великая Греция вступила в союз с Карфагеном. В третьей пунической войне в 146 году до нашей эры Карфаген был полностью разрушен римлянами, а союзник вражеского государства - Греция - завоевана и порабощена. Так начался Римский период истории Греции.

Попытки освобождения

В течение шестидесяти лет Греция оставалась бесправной римской провинцией, только Афины и Спарта имели некоторую степень самоуправления. В 88 году до нашей эры большее число греческих городов поддержали борьбу царя Понта Митридата с римскими поработителями. Но римские легионы одержали победу над восставшими греками, полностью разорили Афины и Фивы, разрушили и другие греческие города.

Только через восемьдесят лет положение Греции в Римском государстве, которое из республики стало империей, начало улучшаться. Император Тиберий, в правление которого, по Преданию, был распят Иисус Христос, провозгласил греческие провинции Македонию и Ахаию - императорскими, что благотворно сказалось на их экономическом и социально-политическом развитии. Император Нерон, преемник Тиберия, освободил Грецию от уплаты дани, таким образом, фактически даровав ей независимость.

Митридат VI. Тетрадрахма 115-105 гг. до н.э.
Митридат VI Евпатор - царь Понта
Эгнатиева дорога (Эгнатѝя)

Многие Римские императоры с почтением относились к греческой культуре, посещали Афины, где развивались науки и искусство. А император Адриан приложил усилия и вложил средства в восстановление разрушенных греческих полисов.

Экономика Греции в Римский период

Греческие провинции являлись основным производителем мрамора для всей Римской империи. Изготавливали греки и предметы быта - одежду, косметику, посуду, мебель. Из пищевых продуктов, как и сегодня, славились греческие оливки и оливковое масло.

Ценились в Римской империи образованные греки-рабы, которых покупали в свои дома состоятельные римляне в качестве учителей и врачей.

В течение сорока четырех лет, начиная со времени разрушения Карфагена, римляне строили дорогу от берега Адриатического моря через Балканы до Фессалоник, стоящих на берегу Эгейского моря, и далее - до древнего города Византий, ставшего впоследствии второй столицей империи. Эта Эгнатиева дорога, протяженностью восемьсот километров, способствовала экономическому развитию Греции под властью Рима. Вокруг дороги образовывались поселения, люди, занимаясь сельским хозяйством и ремесленным производством, имели возможность экспортировать свою продукцию в другие регионы страны. В общих чертах на современной территории Греции древнюю дорогу повторяет шоссе, сохранившее историческое название - Эгнатѝя.

Заря христианской эры

В начале новой эры, оставаясь частью Римской империи, Греция начала познавать начатки христианской веры, распространявшейся от имперской провинции - Иудеи. С проповедью о Христе к эллинам пришли апостолы - римский гражданин Павел, Андрей, апостолы и евангелисты Лука и Иоанн и многие другие проповедники Нового Завета, заключенного Богом с людьми.

Апостол Павел прибывает на Крит к апостолу Титу
Проповедь апостола Павла в Греции
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов на о. Патмос

В Римский период пролилось более всего мученической крови, когда греки-христиане отдавали свою жизнь за обретенную Истину. Они совершали множество чудес, их мертвые тела, впоследствии названные мощами, являли чудодейственную силу, которая не иссякает в течение веков и доныне. Так, под властью Рима, рождалось и крепло Христианство, сформировавшее впоследствии не только греческую, но всю европейскую культуру.

Когда в 330 году первый христианский император Константин перенес столицу империи в Новый Рим - город Византий, впоследствии названный Константинополем, римский период истории Греции закончился. Начался ее Византийский период.

Читайте также: