Развивающая среда исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Познавательно-исследовательская деятельность активность ребенка, направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Принципы организации в группе развивающей предметно- пространственной среды в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО:

1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;

2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;

3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т. д., а также дидактические игры и их картотеки;

4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);

5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);

6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т. д.);

7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей,

учет гендерного развития ребенка.

Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.

Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, поэтому необходимо учитывать этот факт при создании предметной среды во всех возрастных группах детского сада.

Предметно-игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду служит зоной опережающего развития детей.

В качестве центров развития могут выступать:

уголок для сюжетно-ролевых игр;

уголок ряжения (для театрализованных игр);

зона для настольно-печатных игр;

выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

уголок природы (наблюдений за природой);

уголок для игр с песком;

уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

При оборудовании центров необходимо учитывать следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Формы работы по поисково-исследовательской деятельности

- беседы познавательно-эвристического характера;

- знаково-изобразительные средства;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

-эксперименты и опыты;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки;

-акции добрых дел;

-предметные недели;

- кружковая деятельность.

Структура детской познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Средства : язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.

Приборы и оборудование для мини – лабораторий

Младший дошкольный возраст

- Книги познавательного характера для младшего возраста.

- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.

- Материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

Средний дошкольный возраст

- Книги познавательного характера для среднего возраста.

- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.

- Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- Семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

- Серии картин с изображением природных сообществ.

- Книги познавательного характера, атласы.

- Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда.

-Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

- Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни.

Развивая познавательную сферу ребенка — дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развити.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развити.

Актуальность Одним из принципов реализации ФГОС ДОУ является принцип индивиду.

Актуальность
Одним из принципов реализации ФГОС ДОУ является принцип индивидуализации: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, склонностями развития и творческого потенциала каждого ребенка…
Огромное значение в развитие в личности ребенка в процессе социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая влияет не только на процесс познавательного развития ребенка, а главным образом способствует приобретению знаний ребенком в процессе самостоятельного поиска и решения проблемных ситуаций.

Одним из условий решения задач познавательного развития детей в детском саду.

Одним из условий решения задач познавательного развития детей в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни.
Основными требованиями,
предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Одним из центров, который реализует эту функцию в группе является
Центр познавательно-исследовательской деятельности.

Задача опытно - экспериментального уголка: развитие первичных естественнонау.

Задача опытно - экспериментального уголка:
развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдения); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Содержание уголка экспериментирования для подготовительной группы Материал.

Содержание уголка
экспериментирования
для подготовительной группы

Основным оборудованием в уголке являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные.

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообраз.

Приборы-помощники:
лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различным материалов (пластмасса, стекло, метал, керамика);


Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листь.

Природный материал:
камешки, глина, песок, ракушки,
шишки, перья, мох, листья и др.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, п.

Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, пробки и др.
Технические материалы: гайки, болты, гвоздики и др.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

Разные виды бумаги:
обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ло.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозр.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Для организации экспериментальной деятельности составлен план работы в детско.

Для организации экспериментальной деятельности составлен план работы в детской лаборатории.

Совместно с детьми разработаны и освоены правила поведения при организации эк.

Совместно с детьми разработаны и освоены правила поведения при организации эксперимента.

Уголок экспериментирования оснащен методическим и дидактический материалом.

Уголок экспериментирования оснащен методическим и дидактический материалом:

Картотеки экспериментальной деятельности по направлениям: вода, воздух, земля.

Картотеки экспериментальной деятельности по направлениям: вода, воздух, земля, камни, растения, бумаги, ткани, свет и др.

В библиотеке центра познавательно-исследовательской деятельности дети могут п.

В библиотеке центра познавательно-исследовательской деятельности дети могут познакомиться с книгами познавательного характера и тематическими альбомами.

При участии родителей и детей собраны коллекции.Коллекция животных Коллекция.

При участии родителей и детей
собраны коллекции.
Коллекция животных
Коллекция камней

Коллекция тканей

Разработаны дидактические игры для самостоятельной экспериментальной деятельн.

В уголке природы дети учатся не только ухаживать за растениями, но и прово.

В уголке природы дети учатся не только ухаживать за растениями, но и проводить опыты, наблюдения, формируют умения делать выводы.
Свои наблюдения они заносят в календарь природы и делают зарисовки в индивидуальных тетрадях.

Для работы в уголке природы разработаны правила ухода за комнатными растениями.

Для работы в уголке природы разработаны правила ухода за комнатными растениями.

Наблюдение за ростом фасоли, картофеля, моркови, редьки, мелисы, гороха, помидор, перца.


Вместе с педагогами дети с интересом исследуют различные состояния воды, выра.

Опыты с воздухом

Пусть успешный опыт каждого станет достоянием всех. Приобщение детей к исс.

Таблица результаты участия воспитанников в региональном конкурсе «Я – исследо.

Список литературы: 1. Венгер, В. А. Развитие познавательных способностей в п.

1. Венгер, В. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания- М.: Просвещение, 1986
2. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой. –М.: Просвещение, 1980
3. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет / Автор-составитель: Зубкова Н. М. — СПб.: Речь, 2006. — 64 с.


Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить

вопросы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел.

Дошкольники — прирожденные исследователи. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога — не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В 2012 году нашему дошкольному образовательному учреждению присвоен статус муниципальной инновационной площадки.

Поэтому одним из направлений реализациипроекта являлась разработка модели качественно новойразвивающей предметно-пространственной среды, способствующей формированию исследовательской компетенции дошкольника в условиях реализации ФГОС.

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Моделируемая намиразвивающая предметно-пространственная среда, организуемая для детей, структурно может быть представлена в единстве трёх своих основных компонентов:

 Предметного (средств организации).

Психологический (личностный) компонент среды включает в себя: взаимоотношения между детьми и педагогом, самими детьми.

Дидактический (методический) компонент среды включает: применяемый эффективный дидактический инструментарий, способствующий формированию исследовательской компетенции дошкольника.

Предметный компонент содержит в себе применяющееся для организации новой образовательной среды оборудование.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса не полностью позволяет нам реализовать содержательную часть проекта. Поиск новых педагогических технологий, реализующих новую образовательную модель взаимодействия педагога и ребёнка, заставил нас по новому посмотреть на функции развивающая предметно-пространственная среда в условиях ФГОС. Для этого были разработаны модели построения развивающего пространства ДОУ, территории, группы, способствующие формированию исследовательской компетенции дошкольника (рисунок 1). Игры и игрушки подбирались с учетом соответствия техническому регламенту о безопасности продукции, имеющие сертификат качества.


При построении развивающей предметно-пространственной среды ДОУ были соблюдены требования, которые созвучны с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы:

 обеспечение возможностей общения и совместной деятельности детей и взрослых;

 доступность и безопасность;

 мобильность, динамичность (учитывается зона ближайшего развития детей, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности);

 обеспечение игровой, познавательной, исследовательской, двигательной, творческой активности, экспериментирования.

Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир.

С этой целью в группах созданы вместо традиционных уголков экспериментирования развивающие центры:

 безопасность для жизни и здоровья детей

 соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

  1. Игровой центр содержит игры и упражнения, развивающие познавательные процессы дошкольников.
  2. Центр моделирования— содержатся разные виды моделей, способствующие развитию у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать и вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта, понять связи и зависимость в окружающем мире.

Предметные модели — в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеиваются государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносятся печатными буквами их названия.

  1. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке — при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) — при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений — листьев, стеблей и т. д.
  2. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
  3. Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы.

Формами работы с детьми по возрастным группам являются опыты в уголке экспериментирования, наблюдения в живой и неживой природе, огород на окне, осуществление исследовательских проектов, коллекционирование, путешествие по карте.

С помощью микроскопа дети удовлетворяют интерес к естествознанию, узнают, как устроено все вокруг. Осторожно изучить насекомых, понаблюдать за их повадками и особенностями их строения поможет бокс 3D.

В зоне обучения размещается мебель для проведения опытов и работы с дидактическими пособиями.

Работа в лаборатории проводится в игровой форме.

Главное назначение лаборатории повышение интереса к исследовательской деятельности, формирование основ научного мировоззрения.

Большое внимание уделялось модели построения развивающего пространства территории ДОУ, которая включает в себя экологическую тропу, метеостанцию и сектор экспериментов на игровых участках.

Чтобы уйти от стереотипов наблюдений на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий нами была создана метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначенным для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Метеостанция оснащена оборудованием двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Самодельное оборудование: дождемер, ветряной рукав, султанчики, солнечные часы, песочные часы, гигрометр.

Флюгер позволяет наглядно показать направление ветра, а ветряной рукав силу и направление ветра.

Компас— прибор для определения сторон света.

Самая необходимая вещь на метеостанции — термометр.

Гигрометр прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой — она раскрывается, если влажный — закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные детьми, (приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песочные часы — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеостанции находятся солнечные часы.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде, где прослеживается метеопрогноз.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей.

Для формирования у детей потребности в самостоятельном изучении природы нами создана развивающая среда, в которой ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы, и активно взаимодействует с ними.

Один из важнейших компонентов экологической образовательной среды в детском саду — экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе.

Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Познавательно-исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним, развивает наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

Мы считаем, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. С этой целью педагоги используют как традиционные, так и нетрадиционные формы сотрудничества.

Таким образом, считаем, что необходимо использовать предложенную модель развивающей предметно-пространственной среды по формированию у дошкольников исследовательской компетенции в дошкольном учреждении, свидетельствующей о необходимости использования новых подходов в организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивая познавательную сферу ребенка — дошкольника, коллектив дошкольной ступени стремится создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

  1. Зебзеева В. А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры у детей. Москва. Сфера. 2009. С. 47.
  2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Москва, 2014. С. 10.
  3. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010. С. 333.
  4. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Москва, 2000. С. 18.
  5. Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду и дома. Учебно-методический комплект. Линка-пресс. 2009.
  6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002. С. 46.
  7. Савенков А. И. Научим детей задавать вопросы и выдвигать гипотезы. Одаренный ребенок. — 2003. — № 2.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, экологическая тропа, детский сад, исследовательская деятельность, исследовательская компетенция дошкольника, опыт, предметно-пространственная среда, сектор экспериментов, ветряной рукав.

Похожие статьи

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Значение предметно-пространственной развивающей среды.

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей.

Экологическая тропа как средство ознакомления детей. детский сад, ребенок, растение, птица, окружающая среда, дошкольный

управление, функции управления, экологическое образование дошкольников, развивающая предметно-пространственная среда.

Создание развивающей среды на участке детского сада

В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, создаваемой в детском саду, отмечено.

Кинетический песок — современный материал развивающей.

Использование песка в развивающей предметно-пространственной среде для организации игровой деятельности дошкольников дает большой воспитательный и образовательный эффект

Организация экологических наблюдений и экспериментов со.

предметно-развивающая среда, опытническая деятельность, ребенок, здоровье детей, техник безопасности, педагог, пространственная организация наблюдений, жизнь растений, отбор материала.

Проектирование развивающей среды для самостоятельной.

окружающая среда, детский сад, ребенок, ближайшее развитие, развивающая предметная среда, вид деятельности, предметно-развивающая среда, развивающая среда, предметно-пространственная.

Создание развивающей предметно-пространственной среды.

Таким образом, окружающая среда — составная часть предметно-развивающей среды дошкольника.

При разработке современной развивающей предметно-пространственной среды необходимо придерживаться стандартов ФГОС ДО, определяющих основные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья о предметно - развивающей среде в дошкольном образовательном учреждении в соответствии федерального государственного стандарта в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда как условие развития познавательно-исследовательской деятельности.

Специально организованная предметная среда позволяет педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Не менее важно и эмоциональное состояние ребенка в предметной среде. Поэтому для нормального развития дошкольника организовано его предметное окружение сомасштабное его росту, действиям рук и предметному миру взрослых.

Согласно ФГОС образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия.

Чем старше становится ребёнок, тем в большей степени познавательно-исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку любознательность, но и развить его познавательные интересы.

Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их физические возможности и динамические свойства, пространственные отношения, разделение целого на части и составление целого из частей. Однако сколько бы ребенок не действовал с предметами, он самостоятельно никогда не откроет общественно выработанных способов их употребления. Назначение предмета, способ его употребления открывает ребенку взрослый человек

1. Приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы).

2. Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.

4. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.

5. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.

6. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.

7. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

- приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп).

Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в пользование, стал стимулятором, источником исследовательской поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться.

При создании предметно-развивающей среды педагогический коллектив руководствуется Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

Согласно ФГОС должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

· поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

· возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах ДОУ, педагоги учитывают принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.

Все игровые центры расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Воспитатели создают атмосферу не только уюта и комфорта, но и стараются сделать пребывание детей в детском саду радостным.

Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в раннем детстве в недрах предметной деятельности. Игрушки для экспериментирования отображают различный характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или с различными веществами - водой, воздухом, песком и т.п. Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться.

Материалы для исследовательских действий детей можно разделить на две группы: для предметной деятельности и для детского экспериментирования.

В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них.

Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы ДОУ. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы развития, воспитания и обучения подрастающего поколения.

Читайте также: