В каком году была написана опера борис годунов как складывалась ее судьба в начале кратко

Обновлено: 29.06.2024

опера Борис Годунов

Действующие лица

Голос

Описание

опера Борис Годунов краткое содержание

Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

В результате этого, Годунов, терзаемый постоянными видениями убиенного царевича и муками совести, умирает, передав престол по закону своему сыну Федору. А для народа наступает темное время, которое предсказывает в своей финальной песни юродивый из картины народного восстания.

Мусоргский Борис Годунов
Борис Годунов краткое содержание



Интересные факты

  • После премьеры в 1874 году опера продержалась на сцене несколько лет. Однако спектакль давали с произвольными сокращениями. Н.А. Римский-Корсаков писал, что существовало мнение о том, что опера не понравилась царской фамилии.
  • Настоящее призвание драма получила позже, в 1898 году уже в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Именно эта версия пришлась по вкусу публике, и началось триумфальное восхождение оперы по отечественным и зарубежным сценам.

Шаляпин в роли Бориса Годунова

  • В своей первой редакции Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают ее со сценарием кинофильма.
  • Такое огромное количество редакций объяснил Римский-Корсаков в своем предисловие к опере. Он написал, что после первого появления на сцене произведение вызвало противоположное мнение. Так, с одной стороны – это необыкновенно талантливая работа, проникнутая народным духом и историей, с живыми и яркими сценами. С другой стороны, заметны недостатки в технической стороне: неудобные голосовые партии, слабая инструментовка, неточности в голосоведении. Именно поэтому он взялся за первую редакцию оперы Мусоргского, стараясь как можно точнее сохранить первоисточник, но сгладить все неточности и погрешности.
  • Кстати, Годунов был первым царем, избранным народом.
  • Примечательно, что Мусоргский во время работы над своими произведениями никогда не делал предварительных набросков, предпочитая долго обдумывать и записывать уже готовую музыку. Именно поэтому его работа продвигалась медленнее, по сравнению с другими композиторами
  • Ужасная с точки зрения нравственности сцена под Кромами, с обезумевшим народом, жестоко расправляющимся с боярином, была вырезана из спектаклей Императорских театров. Только после Октябрьской революции ее смогли вернуть.

Популярные арии и номера

История создания

Модест Петрович Мусоргский

Спустя год работа была полностью завершена и партитура предложена дирекции Императорских театров. Но композитора ожидало сильное разочарование, поскольку произведение не одобрили. В 1871-1872 годах Мусоргский представляет свою вторую версию. Сюда он добавляет сцену народного восстания в финале, но редакция снова отвергает рукопись. Композитор нашел этому свое объяснение. Он посчитал, что связано это с музыкой - она слишком нова. Отчасти это верно, так как гармонический язык действительно новаторский. Достаточно вспомнить сцену из II действия с курантами или Пролог с колокольным звоном. В этих фрагментах оперы Мусоргский знакомит слушателей с сонористикой.

рукопись

Несмотря на решительный отказ в постановке, некоторые сцены из спектакля были исполнены уже в том году. Так, Русское музыкальное общество представило публике сцену коронации, под управлением дирижера Э. Направника. В этом же году Бесплатная музыкальная школа познакомила слушателей с полонезом из III акта. Чуть позже в 1873 году певице Юлии Платоновой удалось добиться исполнения трех сцен из оперы, которые она включила в свой бенефис.

Отдельно стоит упомянуть про то, что эта опера имеет большое количество редакций. Только по официальным источникам их около шести. Так, две были написаны самим Мусоргским, чуть позже столько же создал Н. Римский-Корсаков, затем оперу редактировали М. Ипполитов-Иванов, Д. Шостакович , Джон Гутман, Кароль Ратгауз. Примечательно, что каждый из этих вариантов представляет свою очередность сцен и включает разные части в контекст первоисточника. Плюс в последних двух современных версиях возвращается оркестровка Мусоргского.

Постановки

Борис Годунов

Истинное признание опера получила в декабре 1898 года, когда состоялась постановка в московском театре Солодовникова, под руководством дирижера И. Труффи. Бориса исполнил легендарный Федор Шаляпин. Именно эта версия позволила представить оперу в других городах, и всюду ее ждал несомненный успех.

Скандальная постановка состоялась в ноябре 1904 года в Мариинском театре. Режиссер-постановщик решил использовать старые декорации, возобновив их. Это сильно не понравилось главному солисту Ф. Шаляпину и он едва не сорвал спектакль, отказываясь выходить на сцену.

Необычная постановка оперы прошла в ноябре 2015 года в Новосибирском оперном театре. Она шла вместе с инфографикой, чтобы комментарии, показанные там, помогали зрителям лучше погрузиться в произведение и историческую эпоху, причем постановщики приняли решение полностью убрать Польский акт. Они объяснили это тем, что в самой первой версии Мусоргского он отсутствовал.

Драма Мусоргского по праву является настоящим шедевром, она входит в репертуар многих мировых театров. Интересно, что сама опера имеет множество версий и достаточно непростую судьбу.

А.Я.Головин. Портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

БОРИС ГОДУНОВ (баритон)
дети Бориса:
ФЕДОР (меццо-сопрано)
КСЕНИЯ (сопрано)
МАМКА КСЕНИИ (низкое меццо-сопрано)
КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ (тенор)
АНДРЕЙ ЩЕЛКАЛОВ, думный дьяк (баритон)
ПИМЕН, летописец, отшельник (бас)
САМОЗВАНЕЦ ПОД ИМЕНЕМ ГРИГОРИЯ (так в партитуре; правильно: Григорий, Самозванец под именем Димитрия) (тенор)
МАРИНА МНИШЕК, дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано или драматическое сопрано)
РАНГОНИ, тайный иезуит (бас)
бродяги:
ВАРЛААМ (бас)
МИСАИЛ (тенор)
ХОЗЯЙКА КОРЧМЫ (меццо-сопрано)
ЮРОДИВЫЙ (тенор)
НИКИТИЧ, пристав (бас)
БЛИЖНИЙ БОЯРИН (тенор)
БОЯРИН ХРУШОВ (тенор)
иезуиты:
ЛАВИЦКИЙ (бас)
ЧЕРНИКОВСКИЙ (бас)
ГОЛОСА ИЗ НАРОДА, крестьяне и крестьянки (бас (Митюха), тенор, меццо-сопрано и сопрано)
БОЯРЕ, БОЯРСКИЕ ДЕТИ, СТРЕЛЬЦЫ, РЫНДЫ, ПРИСТАВЫ, ПАНЫ И ПАННЫ, САНДОМИРСКИЕ ДЕВУШКИ, КАЛИКИ ПЕРЕХОЖИЕ, НАРОД МОСКОВСКИЙ.

Время действия: 1598 - 1605 годы.
Место действия: Москва, на литовской границе, в Сандомирском замке, под Кромами.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 27 января (8 февраля) 1874 года.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Чтобы легче было ориентироваться в различиях авторских редакций оперы, а также яснее осознавать суть режиссерских решений при современных постановках оперы, мы приводим здесь схематичный план обеих редакций Мусоргского.

Первая редакция (1870)
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. двор Новодевичьева монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ II
Картина 3. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 4. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
ДЕЙСТВИЕ III
Картина 5. Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.
ДЕЙСТВИЕ IV
Картина 6.Площадь у собора Василия Блаженного; Юродивый называет Бориса царем Иродом.
Картина 7.Заседание Боярской думы; смерть Бориса.

Вторая редакция (1872)
ПРОЛОГ
Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2.Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
ДЕЙСТВИЕ II
(На картины не делится)
Ряд сцен в царском тереме в Кремле.
ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)
Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке.
Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана.
ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.
Картина 2.Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным — частично — из первой редакции).

ПРОЛОГ

ДЕЙСТВИЕ I

Звучит колокол. Звонят к заутрене. Пимен уходит. Григорий остается один, в его уме брожение. В голове рождается честолюбивый план.

ДЕЙСТВИЕ II

ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)

Из замка выходит толпа гостей. Звучит польский танец (полонез). Марина проходит под руку со старым паном. Хор поет, провозглашая уверенность в победе над Москвой, во взятии в плен Бориса. По окончании танца Марина и гости удаляются в замок.

Появляется Рангони и наблюдает за Самозванцем и Мариной издали. За сценой раздаются голоса пирующих панов.

ДЕЙСТВИЕ IV

Картина 1. В последнем действии две картины. В театральной практике сложилось так, что в разных постановках первой дается либо одна, либо другая. Мы и на сей раз будем придерживаться второй редакции Н.А.Римского-Корсакова.

Лесная прогалина под селением Кромы. Справа спуск и за ним стена города. От спуска через сцену — дорога. Прямо — лесная чаща. У самого спуска — большой пень.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

История создания

Музыка

Краткая история создания оперы

История создания

В опере люди представлены не как обобщенные персонажи, а как великая личность. Народ является таким же действующим лицом, как и Борис Годунов. Завершение работы над оперой произошло в самом конце 1869 года. Именно в этот период композитор направил своё детище в Дирекцию императорских театров. Однако опера не получила одобрения у комитета. Театральная комиссия нашла несколько минусов произведения, главным из которых было отсутствие чёткой женской роли. Комитет заключил, что такая работа не может быть поставлена в театре.

Н.А. Римский-Корсаков в 1896 г. предпринял попытку о восстановлении постановки М. Мусоргского. Однако композитор принёс в оперу свою интерпретацию.

Каждый композитор пытался внести в оперу что-то своё. Уникальное видение мастера отличало одну редакцию от другой. Однако самой распространённой постановкой является вариант Н.А. Римского-Корсакова. Композитору удалось скрыть шероховатости, допущенные Модестом Мусоргским. Особое внимание Н.А. Римский-Корсаков уделил проработке музыкального текста.

Содержание

История создания



В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав новую редакцию.

Действующие лица





    (баритон или бас) (меццо-сопрано) (сопрано)
  • мамка Ксении (меццо-сопрано или контральто)
  • князь Василий Шуйский (тенор)
  • Андрей Щелкалов (баритон) (бас) (тенор) , дочь сандомирского воеводы (меццо-сопрано) , тайный иезуит (бас)
  • Варлаам, бродяга (бас)
  • Мисаил, бродяга (тенор)
  • хозяйка корчмы (меццо-сопрано)
  • Юродивый (тенор)
  • Никитич, пристав (бас)
  • боярин Хрущов (тенор)
  • иезуит Лавицкий (бас)
  • Черниковский (бас)

Бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Сюжет

Действие происходит в России и Польше в 1598—1605 годах.

Пролог



Первое действие





Второе действие

Третье действие



Четвёртое действие

Известные постановки

В России

Дореволюционные постановки

На провинциальной русской сцене: 1899 г. — Казань; 1900 г. — Орел, Воронеж, Саратов. Было несколько других постановок.

В последующих дореволюционных постановках участвовали: Шаляпин (Борис, Варлаам, Пимен), Андреев, Рейзен, бр. Пироговы, Штоколов, Савранский, Политковский, Андрей Иванов (Борис), Собинов, Печковский, Нэлепп (Самозванец) Нэлепп родился в 1904 году, в 1917 ему было 13 лет. Какая партия самозванца в те годы могла быть исполнена ребенком? А вот в 1954 году в фильме-опере он играет Отрепьева великолепно!, Кривченя (Варлаам), Михайлов (Пимен), Збруева (Шинкарка), Обухова, Максакова (Марина), Козловский (Юродивый) Иван Козловский родился в 1900 году, до революции пел в хоре. В Большом театре стал играть только в 1926 году. Юродивого исполнял, конечно, блестяще, есть мнение, что лучше кого бы то ни было, но каким образом он мог это делать до революции — не понятно. Дирижёры: Рахманинов, Блуменфельд, Голованов.

В СССР

В Российской Федерации

За рубежом

Экранизации оперы

  • 1955 — Борис Годунов (фильм, 1954) . режиссёр В. Строева
  • 1989 — Борис Годунов (фильм, 1987); режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович; Р. Раймонди — Борис, Г. Вишневская — Марина.
  • 1990 — видеозапись Мариинского (Кировского) театра, режиссёр Андрей Тарковский. Дирижёр — Валерий Гергиев. Борис — Роберт Ллойд, Марина — Ольга Бородина, Самозванец — Алексей Стеблянко, Рангони — Сергей Лейферкус. Полная (прижизненная) версия 1872 года.
  • 2007 — видеозапись Большого театра, режиссёр Александр Сокуров — см. раздел: Видеозаписи.
  • 2011 — экранизация на современный манер, реж. Владимир Мирзоев.

Известные аудиозаписи

Известные видеозаписи


  • 1987 — видеозапись спектакля Большого театра (редакция Римского-Корсакова). Дирижёр — Лазарев, Борис — Нестеренко, Григорий — Пьявко, Марина — Синявская
  • 1990 — видеозапись спектакля Мариинского театра (в первоначальной редакции Мусоргского); дирижёр Валерий Гергиев. Борис — Роберт Ллойд, Григорий — Алексей Стеблянко, Марина — Ольга Бородина
    — Дирижёр Александр Ведерников, хор и оркестр Большого театра, Россия. Режиссёр Александр Сокуров. Художник-постановщик Юрий Купер. Художник по костюмам Павел Каплевич.

Примечания

Литература

Ссылки

  • Оперы по алфавиту
  • Оперы на русском языке
  • Оперы Модеста Петровича Мусоргского
  • Оперы по произведениям Пушкина
  • Оперы 1869 года
  • Художественные произведения о Смутном времени

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Борис Годунов (опера)" в других словарях:

Борис Годунов — У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

БОРИС ГОДУНОВ — I В 1584–1598 гг. фактический правитель Русского государства при сыне Ивана Грозного* царе* Фёдоре Иоанновиче; русский царь в 1598–1605 гг. Боярин* Борис Федорович Годунов родился ок. 1552 г., принадлежал к знатному роду, воспитывался при дворе… … Лингвострановедческий словарь

Борис Годунов (трагедия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов … Википедия

Борис Годунов (Маттезон) — У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) опера Иоганна Маттезона на собственное либретто (1710). Считается первой в истории… … Википедия

Борис Годунов (фильм, 1954) — У этого термина существуют и другие значения, см. Борис Годунов (значения). Борис Годунов Жанр музыкальная драма Режиссёр Вера Строева … Википедия

Борис Гмыря — Борис Романович Гмыря на почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952).[1] Содержание 1 Биография … Википедия

Борис Романович Гмыря — на почтовой марке Украины Борис Романович Гмыря (1903 1969) оперный певец (бас), народный артист СССР (1951), лауреат Сталинской премии (1952).[1] Содержание 1 Биография … Википедия

ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Читайте также: