В какой последовательности с учетом направления волокон вырезают треугольные выемки кратко

Обновлено: 06.07.2024

Чем характерен каждый вид резьбы? Как и чем отмечают заготовку резьбы? В какой последовательности вырезают треугольные выемки? как следует держать инструменты при выполнении резьбы? напишите и не мало и не много пжл спс зарание'.

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 13.07.2017 18:59
  • Другие предметы
  • remove_red_eye 8566
  • thumb_up 48
Ответы и объяснения 1

Художественная обработка древесины — древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры.

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Другие предметы.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

В данном разделе публикуются вопросы и ответы на них к непопулярным предметам.

Гипермаркет знаний>>Технология 6 класс>>Технология: Художественная обработка изделий из древесины

Художественная обработка древесины — древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше (рис. 47), резными наличниками и дверьми (рис. 48, а). Изготавливал деревянную посуду (рис. 48, б), игрушки, сувениры.

резьба

В России построено множество храмов и дворцов, украшенных резьбой по дереву. Шедевром деревянного зодчества является ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера с двадцатиглавой Преображенской церковью (1714 г.).

резьба

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебром и золотом. Вам хорошо знакома знаменитая хохломская роспись.
Художественная обработка древесины выполнялась в различных стилях. Хорошо известен также стиль барокко. Он отличается динамичностью (подвижностью) форм, пышностью, праздничным декором с изображениями венков, головок купидонов, стилизованных зверей, птиц.
Красива мебель, украшенная мозаичными наборами, покрытая цветным лаком, инкрустированная металлом, костью. Особое место в художественной обработке мебели занимают различные виды резьбы.
Спрос на высокохудожественную мебель высок всегда. В современном изготовлении мебели выделяют три направления: в народном стиле из массивной древесины с резными и точеными элементами; в стиле ретро в форме роскошных стилей барокко и классицизма; нетрадиционное дизайнерское решение в новых формах и конструкциях для молодежи.

резьба

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: плосковыемчатая, геометрическая, контурная, прорезная.
Плосковыемчатая резьба характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различных форм. Ее разновидностью является геометрическая резьба.
Геометрическая резьба представляет собой вырезные элементы из треугольников, квадратов, окружностей (рис. 49, а). На рис. 49, б изображена разделочная доска с повторяющимися элементами геометрической резьбы.
Контурная резьба выполняется с неглубокими тонкими двухгранными, двухсторонними выемками по контуру какого-либо рисунка. Применяется в основном для изображения фигур птиц и животных, листьев и цветов (рис. 50).

резьба

Прорезная резьба является наиболее простой. Выполняют ее с помощью лобзика, выпиливая контуры различных фигур. Применяют ее там, где через прорези должно что-то просматриваться, например в дверях, буфетах, ширмах, а также в оконных наличниках(рис. 51). У нее как бы удален фон, а в качестве него иногда применяют яркую ткань.

резьба

Для выполнения прорезной резьбы на простроганную или отшлифованную поверхность заготовки из древесины или фанеры переносят рисунок по шаблону или через кальку. В вырезаемых контурах просверливают отверстия, в них заводят пилку лобзика и выпиливают контур рисунка на выпиловочном столике.
Плоской, прорезной и контурной резьбой украшали русскую мебель.
Прорезную резьбу с рельефным рисунком называют ажурной (рис. 52). Этой резьбой украшали мебель мастера стилей барокко и рококо.

резьба

резьба

Если прорезную резьбу приклеивают или прибивают к деревянной основе, то ее называют накладной. Рабочее место резчика по дереву может состоять из обыкновенного стола и стула, а также из верстаков, приспособленных и оборудованных для этих цеяей Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя резчика. Свет должен падать спереди и слева. Обрабатываемые изделия крепят на верстаке клиньями или винтовыми зажимами.

Для ручной художественной резьбы применяют различные режущие инструменты, в основном стамески (рис. 53).

Плоские прямые (рис. 53, а) стамески используют для зачистки фона в контурной или в рельефной резьбе.Желобчатые стамески (рис. 53, б, в, г) применяют почти для всех видов резьбы.
Стамески-клюкарзы (рис. 53, д) имеют короткое полотно и длинную изогнутую шейку. Применяют их для вырезания углублений в труднодоступных местах.
Стамески-уголки (рис. 53, е) применяют при вырезании канавок.Стамески-церазики (рис. 53, ж) используют для прорезания узких жилок (канавок).
Плоские стамески-косяки (косячки, резаки) (рис. 53, з) бывают длинные и короткие со скосом режущей кромки под углом 30. 400. Применяют их в основном для геометрической резьбы.Для грубых работ применяют долота.
Стамески и долота должны иметь качественные ручки. Их лезвия затачивают довольно остро и доводят на оселке. Следует иметь в виду, что хорошо заточенной стамеской получают высокое качество работы. Она легко режет древесину.

Художественную резьбу по дереву начинают с разметки рисунка. Разметку ведут с помощью линейки, циркуля, угольника, транспортира, трафаретов карандашом или шариковой ручкой.

резьба

При выполнении рисунка геометрической резьбы вырисовывают прямоугольники, квадраты, треугольники (рис. 54). Все выемки (углубления) вырезают косячком сначала поперек волокон (рис. 54, а), а затем вдоль волокон (рис. 54, б). Косячок берут правой рукой, как показано на рис. 55. Носком лезвия косячок ставят на линию разметки с небольшим наклоном к себе и, врезая лезвие в древесину, движением на себя прорезают линию. Так прорезают все средние линии.
Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, иногда придерживая левой (рис. 56, г), чтобы его не уводило по направлению волокон. На начальном этапе освоения резьбы косяк можно держать двумя руками, как показано на рис. 56, г.
При вырезании трехгранных выемок косяк держат вертикально и надрезают стороны вырезаемых треугольников от вершины к основанию (рис. 54, а). У вершины треугольника делают глубокий надрез, уменьшая его до нулевой глубины к основанию треугольника.

резьба

резьба

Освоив эти простейшие приемы вам легче будет аналогичным образом вырезать другие, более сложные фигуры (рис. 54, в; рис. 57).

Правила безопасности
1. Стамески — опасный режущий инструмент. Обращаться с ними осторожно.
2. Не держать левую руку вблизи режущего инструмента.
3. Не применять больших усилий при резании стамеской.
4. При необходимости удара по ручке стамески брать ее в левую руку, киянку — в правую и, поставив стамеску по месту вырубки, наносить по ручке стамески легкие удары.
5. Хранить стамески в ящике верстака или в шкафу на вырезках в рейках.
6. Каждому инструменту отводить свое место.

Практическая работа
Художественная резьба по дереву
1. Получите задание учителя на выполнение одного из видов резьбы: геометрической, контурной,прорезной.
2. Нанесите рисунок на изделие.
3. Закрепите заготовку на верстаке, подберите инструменты и выполните резьбу.

♦ Резьба (геометрическая, плосковыемчатая, контурная, прорезная, накладная), стамеска (плоская прямая, желобчатая, клюкарза, плоская косая (косяк), уголок, церазик), выемка, разметка рисунка.

1. С какими видами резьбы вы ознакомились?

2. Чем характерен каждый вид резьбы? Где он применяется?

3. Как и чем размечают заготовки для резьбы?

4. В какой последовательности вырезают треугольные выемки?

5. Как следует держать инструменты при выполнении резьбы?

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Резьба трехгранных выемок


Резьба трехгранных выемок

Трехгранные выемки (треугольники) — основной элемент геометрической резьбы, который входит в композицию наиболее распространенных орнаментов.

По технике выполнения треугольники могут быть: равнобедренными с углублением в вершине (уголки); равносторонними с углублением в центре; равнобедренными с углублением у основания (чаще всего вытянутыми в виде лучей).

Упражнения следует начинать с наиболее простых трехгранных выемок-уголков.

Резьба узора из уголков. Предварительно на заготовку в направлении вдоль волокон древесины наносят горизонтальные и вертикальные линии на расстоянии 10 мм одна от другой. Проводят наклонные линии в двух направлениях.


Рис. 1. Резьба уголков:
а — узор на заготовке, б — надрез уголка, в — подрезка уголка

Держа косячок вертикально, надрезают стороны треугольников от вершины к основанию. Надрезы нужно делать строго вертикально и на одинаковую глубину. Рез не должен пересекать горизонтальную черту.

Сделав надрезы, наклоняют косячок к себе и вдоль нижней линии (основания треугольника) скалывают (срезают или подрезают) получившийся равнобедренный треугольник. У основания треугольника глубина подрезки должна быть незначительной, то есть сведена почти на нет, а у вершины — такая, которая требуется, в данном случае 1,5—2 мм.

Уголки можно подрезать не сразу на всю глубину, а за два-три приема, срезая тонкую стружку.

Освоив резьбу уголков, можно выполнить орнамент в виде полоски из уголков (витейки) и другие, более сложные композиции.

Резьба трехгранных выемок с углублением в центре. На дощечку для упражнения наносят окантовку и разбивают полученный прямоугольник на квадраты со стороной 10 мм. Затем с помощью ерунка проводят наклонные линии из левых и правых уголков квадратов, разбивая их на треугольники.

Начиная резьбу, ставят носок косячка в центр треугольника так, чтобы пятка его была направлена в один из углов (центр определяют на глаз). Держа резец вертикально, делают надрез от центра в угол. Таких надрезов в каждом треугольнике делают три.

Затем косячок приставляют к нижнему левому углу треугольника и, наклонив его к себе (угол наклона около 60°), срезают нижнюю грань теми же приемами, какими выполнялась подрезка уголков. Боковые грани треугольников, направленные под углом к волокнам древесины, надо срезать так, чтобы направление резания было по слою древесины. В данном случае (при горизонтальном направлении волокон) эти грани нужно срезать движением от себя. При срезании правой грани косячок держат в правой руке носком к себе. Ставят носок в нижний правый угол треугольника и, наклонив косячок вправо, срезают грань. Большой палец левой руки, упираясь в ребро косячка, помогает его движению. Таким же образом, наклонив косячок влево, срезают левую грань.


Рис. 2. Трехгранные выемки:
а — заготовка для упражнения, б — узор из трехгранных

Срезать грани можно за два-три приема. Грани должны точно сходиться по линиям вертикального надреза и быть плоскими. Линии, ограничивающие стороны треугольников на поверхности заготовки, должны быть четкими и прямыми.


Рис. 3. Розетка с сиянием:
а — разметка заготовки, б — готовая розетка

Из таких треугольников можно выполнить сложный и красивый узор. В этом случае заготовку размечают на квадраты со стороной 20 мм, а затем, проведя диагонали, делят квадраты на треугольники.

Резьба розетки с сиянием. Лучи розетки представляют собой вытянутые трехгранные выемки. При их изготовлении применяют те же приемы, что и при выполнении трехгранных выемок с углублением в центре.

При разметке розеток на заготовку сначала наносят квадраты. Из углов квадратов проводят диагонали. Из центра квадрата с помощью циркуля чертят две концентрические окружности. Радиус внешней окружности больше радиуса внутренней на 3—5 мм (в зависимости от размера розетки). Внешнюю окружность делят на 16 секторов, а внутреннюю — на 32. Соединяют концы радиусов внутренней и внешней окружностей прямыми линиями.

Резьбу начинают с вертикальных надрезов. Носок резака ставят в точку Б и делают три вертикальных надреза по линиям БА, ВО и ВВ. Так же делают надрезы во всех треугольниках. При этом заготовку поворачивают по кругу, так как надрезы удобнее выполнять движением к себе.

Затем режут грани лучей от центра розетки движением к себе с наклоном косячка вправо и влево. Резание выполняют одной рукой. Вторая рука придерживает заготовку, постепенно поворачивая ее при вырезании каждого следующего луча. На некоторых участках резание граней будет производиться против слоя древесины. Если лезвие косячка хорошо заточено, грани будут получаться гладкими.

Последняя операция — подрезка третьей, короткой грани лучей. Она производится так же, как подрезка уголков. Однако в данном случае косячок движется не по прямой линии, а по дуге окружности. Готовая розетка показана на рис. 3, б.

Красота узора розетки зависит от точности выполнения резьбы: грани лучей должны быть прямыми и четкими, ширина и глубина лучей — одинаковыми.

Прежде чем приступить к вырезанию треугольников, квадратов, ромбов и т.д., необходимо твердо усвоить основные правила резьбы.

Во‑первых, когда заготовка для выполнения резьбы подготовлена, делают ее разметку. Разметку начинают с нанесения на заготовку твердым карандашом линий, которые ограничивают орнамент. Линии, параллельные кромкам детали, наносят с помощью угольника и линейки, а линии под различными углами к продольным и поперечным кромкам – с помощью ерунка или малки.

Во‑вторых, после того как будут размечены линии, ограничивающие орнамент, внутреннее пространство разбивают на элементы геометрического узора: сначала на квадраты или прямоугольники, затем на треугольники. Деление линий на части производят с помощью циркуля или линейки. Разбивание на мелкие элементы выполняют, как правило, на глаз соответственно узору.

Для получения рисунка орнамента, который вписывается в круг, сначала описывают окружность, а затем делят ее циркулем на требуемое число частей. Соединяя точки тем или иным способом, получают необходимое изображение.

Точная и аккуратная разметка рисунка является гарантом качественного выполнения резьбы.

Резьба выемок поперек волокон древесины

Рис. 28. Работа со стамеской при резании выемок поперек волокон: а – исходное положение стамески; б – положение лезвия стамески в начале вертикального надреза; в, г – положение лезвия стамески в конце вертикального надреза

При выполнении резьбы прямолинейными двугранными выемками сначала режут их поперек волокон древесины, затем вдоль. Резьбу выполняют с помощью стамески‑косяка. Заготовку закрепляют таким образом, чтобы направление волокон древесины было параллельным краю верстака. Стамеску держат так, чтобы сжатые в кулак пальцы плотно обхватывали ручку, а большой палец упирался в нее (рис. а). Резьбу начинают с прорезания средней линии выемки. Стамеску ставят острым концом – носком лезвия на начало первой карандашной линии вертикально или с небольшим наклоном к себе в таком положении, чтобы при погружении носка в древесину тупой конец – пятка лезвия стамески был выше поверхности заготовки (рис. б). Затем ее двигают к себе и прорезают линию глубиной примерно 3 мм. Если стамеска идет тяжело, ее пятку слегка приподнимают. В конце прорези пятку погружают в древесину (рис. в). Конец линии можно прорезать носком лезвия, отклонив стамеску от себя (рис. г). В таком порядке прорезают все средние линии на заготовке.

Резать нужно по поперечным линиям на одинаковую глубину, держа стамеску строго вертикально.

При резьбе наклонных граней стамеску– косяк наклоняют влево или вправо. Угол наклона должен составлять 30–40° . При большем наклоне грани выемки получаются пологими и расплывчатыми, при меньшем – слишком резкими.

Первым делом прорезают все правые грани выемок с наклоном стамески вправо от себя. Лезвие ставят носком на начало выемки, отступив от средней линии на 1,5–2 мм. Наклонив лезвие, его врезают в древесину и медленно ведут к себе. Когда до грани остается 5–10 мм, рукоятку стамески постепенно отводят от себя, а носок лезвия перемещают к себе до конца грани. Если этого не сделать, конец грани снизу останется непрорезанным.

Резьбу левых граней выполняют с наклоном стамески влево к себе (рис. в). Резать следует медленно, нажимая на лезвие.

После того как вырезаны левые и правые грани выемок, подрезают торцевые грани. Для этого заготовку поворачивают на 90°. Наклонив стамеску вправо на 30–40°, прорезают линии, ограничивающие рисунок. Затем заготовку поворачивают на 180° и подрезают торцевые грани с другой стороны. Стружка в виде трехгранной соломки должна отделяться сама или ее просто следует сдуть. Стружку нельзя отдирать пальцами или выламывать ножом. Если стружка не отделяется, повторяют все операции заново.

Резьба выемок вдоль волокон древесины

Рис. 29. Положение стамески‑косяка при резании выемок вдоль волокон

Резать выемки вдоль волокон проще, чем поперек. Лезвие стамески легко скользит по слою древесины, но его необходимо постоянно придерживать, ведя в нужном направлении. Поверхность резьбы получается качественной и гладкой. Если выполнять элементы рисунка против слоя, волокна задираются и поверхность становится шероховатой и матовой.

Выемки вдоль волокон режут, используя те же приемы, что и при резьбе поперек волокон, т.е. движением к себе с наклоном стамески вправо и влево. Рукоятку стамески рекомендуется держать в правой руке, а левой рукой фиксировать лезвие и направлять его.

Среднюю линию выемки прорезают слева направо при вертикальном положении лезвия стамески. Боковые грани выемки режут также слева направо, наклоняя стамеску от себя и к себе. Чтобы грани выемок получались прямыми и чистыми, их выполняют в два приема. При первом резе лезвие вводят в древесину неглубоко. Если рез получился прямым, второй раз выемку прорезают на всю глубину. Если же лезвие пошло по волокну древесины, т.е. непрямолинейно, то при втором резе меняют направление движения лезвия и режут справа налево. Закончив резьбу граней, подрезают кончики стружки и удаляют их.

Резьба выемок под углом к волокнам древесины

В данном случае грани выемки режут в двух направлениях. Так, если выемка должна быть наклонена вправо, то правую грань режут по направлению к себе, а левую – от себя. Резать надо по слою древесины, тогда поверхность грани будет чистой.

Рис. 30. Правильное положение руки при работе резаком

Резьба параллельных линий в технике двугранной выемки

Для такой резьбы берут заранее подготовленную дощечку из древесины мягких лиственных пород, гладко выструганную, выровненную по торцам и кромкам, выверенную на ровность срезов и поверхности, размером 100 × 200 × 20 мм. По торцевым сторонам дощечки отмеряют по 10 мм от края и проводят две вертикальные линии, ограничивающие рабочую поверхность. Затем между ними вдоль кромки на равном расстоянии друг от друга проводят параллельные линии. Дощечку закрепляют в горизонтальной плоскости, упирая одним торцом в державку, и придерживают ее левой рукой. Параллельные линии при этом расположены вертикально.

В правую руку берут нож‑косяк, как в кулак, плотно прижимая тремя средними пальцами его рукоятку к ладони. Мизинец должен касаться шейки ножа, а большой палец – упираться в головку рукоятки.

Положение большого пальца обеспечивает равномерный ход ножа при резьбе. Тупой конец косяка (пятка) обращен к ладони. Косяк ставят носком на начало первой линии и наклоняют его вправо от себя под углом 45–60° и вперед по движению так, чтобы при погруженном в древесину лезвии расстояние между дощечкой и пяткой ножа было около 3 мм.

Слегка нажимая на рукоятку и углубляя лезвие в древесину на 2–3 мм, медленно ведут косяк вдоль линии вниз. В конце линии замедляют движение, пятку погружают в дощечку или дорезают конец линии носком лезвия, стараясь не перерезать ограничивающую черту. Так делают надрез. Затем отрывают косяк от дощечки и заносят его снова к началу той же линии. Отступив 2 мм от линии надреза, ставят его с наклоном влево (на себя) под углом 45–60° и вперед, как в первый раз. Делают подрез, параллельный надрезу. При выполнении подреза нужно следить за тем, чтобы расстояние между линиями надреза и подреза было на всем протяжении одинаковым. В результате образуется двугранная выемка. Подобные выемки, как правило, не делают глубже 3 мм. Подрезав поперек по линии окантовки концы канавки, острым углом ножа вынимают стружку. Если где‑то стружка не вынимается, не нужно вырывать ее с силой, достаточно с той и другой стороны повторить подрез.

При резьбе вдоль волокон руку держат твердо, стараясь удержать нож на линии. Если нож все‑таки сошел с линии и пошел по направлению волокон, нужно перевернуть дощечку на 180° и дорезать эту линию встречным движением. Можно попробовать резать параллельные линии вдоль волокон, закрепив дощечку так, чтобы они располагались параллельно кромке верстака. При этом косяк держат двумя руками: правой ручку инструмента почти так же, как и в первом случае, только большой палец не упирается в нее, левой рукой придерживают косяк за полотно и направляют его. Для резьбы параллельных линий поперек волокон берут такую же дощечку. От кромок с каждой стороны с помощью циркуля отмеряют по 10 мм и проводят линии окантовки, ограничивающие рабочую поверхность. Затем между ними вдоль торцов на равном расстоянии друг от друга проводят параллельные линии. Дощечку закрепляют на верстаке в горизонтальной плоскости с помощью нагелей или державок так, чтобы направление волокон древесины было параллельно краю верстака, а линии – перпендикулярны верстаку. Нож‑косяк держат так же, как и в первом случае.

Выполнение резьбы поперек волокон требует больших усилий при ведении косяка. Нож будет идти легче, если его пятку поднять чуть выше.

При резьбе параллельных линий поперек волокон концы их, для того чтобы они были ровными, следует подрезать до начала порезки самих линий.

Резьба трехгранных выемок

По технике исполнения трехгранные выемки (треугольники) могут быть следующих видов: равнобедренные с углублением в вершине; равнобедренные с углублением в центре; равнобедренные с углублением у основания.

Выполнение элементов в технике трехгранной выемки. Предварительно на заготовку наносят окантовку резьбы и разбивают полученный прямоугольник на квадраты, а квадраты на треугольники.

При резьбе трехгранных выемок с углублением в центре носок стамески‑косяка ставят в центр треугольника так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Стамеску держат вертикально, нажимая на рукоятку, и делают надрез из центра в угол. В каждом треугольнике выполняют по три таких надреза. Затем стамеску приставляют к нижнему левому углу выемки и, наклонив ее к себе под углом примерно 60°, срезают нижнюю грань. Боковые грани треугольника срезают по слою древесины, наклоняя стамеску‑косяк влево и вправо. Срезать грани можно в два или три приема. Грани должны быть плоскими и сходиться по линиям вертикального надреза.

Трехгранные выемки образуются из трех треугольников, соединенных вершинами. Наиболее часто для создания узоров используются две разновидности – резьба трехгранных выемок с углублением в вершине (кулички, сколышки, уголки) и в точке пересечения медиан (треугольники).

Из трехгранных выемок с углублением в вершине, вырезанных на основе равносторонних или равнобедренных треугольников, можно построить узоры – соты, бусы, чешуйки, шишки.

Различные комбинации из трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, вырезанных на основе равносторонних, равнобедренных и остроугольных треугольников, позволяют создать узоры, называемые в промыслах цепочками, ромбами, витейками, змейками, розетками, звездочками, крестиками, сиянием.

Резьба сетки

Для резьбы сетки берут дощечку из древесины мягких лиственных пород, гладко выструганную, выровненную по торцам и кромкам, выверенную на ровность срезов и поверхности, размером 100 × 200 × 20 мм. Отмеряют циркулем от края каждой стороны по 10 мм. Намеченные точки соединяют прямыми линиями и получают окантовку рабочей поверхности. Стороны окантовки разбивают на участки, равные 10 мм, и соединяют полученные точки. Пересечение долевых и поперечных линий образует сетку. Сначала для получения более чистых концов линий прорезают окантовку, затем с двух сторон все долевые и поперечные линии. При резьбе сетки нужно стараться выдерживать одинаковый наклон ножа вправо и влево.

Для приобретения навыков резьбы по всем направлениям полезно выполнить сетку из параллельных линий, расположенных под углом к волокнам древесины. В этом случае, если выемка наклонена вправо, то правую грань режут движением косяка к себе, а левую – от себя.

Резьба розетки

Лучи розетки могут быть с прямыми или кривыми гранями. При их резании руководствуются приемами для резьбы трехгранных выемок с углублением в центре.

Сначала на заготовке размечают квадрат. Из уголков квадрата проводят диагонали, из центра – с помощью циркуля описывают две окружности. Радиус внешней окружности должен быть на 3–5 мм больше радиуса внутренней (в зависимости от размера розетки). Окружности делят на одинаковые секторы, число которых равно числу лучей розетки. Точки деления окружностей соединяют линиями с центром.

Вначале выполняют вертикальные надрезы. Затем режут грани лучей от центра розетки к периферии. Резьбу выполняют движением к себе с наклонами стамески‑косяка влево и вправо. Стамеска движется не по прямой линии, а по дуге окружности, поэтому ее лезвие должно быть хорошо заточено.

При резьбе розеток грани лучей на некоторых участках приходится резать против слоя древесины, что требует большого внимания.

Резьба трехгранных выемок с углублением в вершине

На дощечке проводят две параллельные горизонтальные линии на расстоянии 15 мм друг от друга, разбивают их через 5 мм на равные отрезки. Намеченные точки соединяют через одну зигзагом и получают равнобедренные треугольники.

Резьбу начинают с надколки боковых сторон. Поставив нож вертикально носком на вершину треугольника так, чтобы лезвие было расположено вдоль одной из боковых сторон и, углубив носок в древесину, делают надкол. Глубина надкола у вершины может быть максимальной, а у основания должна быть нулевой.

Надколы с обеих сторон нужно делать на одинаковую глубину. Они не должны пересекать линию основания треугольника. Сделав надколы с обеих боковых сторон, нож ставят носком в левый угол основания пяткой к себе. Наклоняют его от треугольника и, постепенно углубляя носок в древесину по направлению линии надкола левой боковой стороны, подрезают нижнюю грань. Угол резьбы, образуемый верхней гранью ножа и плоскостью дощечки, увеличивается с увеличением глубины выемки. Так подрезают выемки, расположенные вдоль и поперек волокон. Если они расположены под углом к волокнам, нужно стараться, чтобы направление движения резца при подрезке было по слою древесины. Подрезку глубоких выемок можно выполнять в несколько заходов, постепенно снимая слой за слоем.

Резьба трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан

Дощечку расчерчивают на полоски, в которых располагают равносторонние или равнобедренные треугольники. Из каждого угла треугольника до противоположной стороны проводят медианы. Точка пересечения медиан дает центр углубления трехгранной выемки.

Начиная резьбу, косяк ставят вертикально носком в центр так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Нажимом на ручку косяка, углубляющим носок в древесину, делают надкол. Лезвие при этом должно касаться угла треугольника. В каждом треугольнике делают три таких надкола. Глубина их может быть 3–4 мм. Далее нож ставят носком в левый угол основания треугольника, пяткой к себе, наклоняют его от основания и, углубляя носок в древесину по направлению левой линии надкола, подрезают нижнюю грань. Если основания треугольников расположены вдоль волокон, то подрезать боковые грани лучше от основания к вершине. При расположении оснований поперек волокон – от вершины к основанию последовательность процесса подрезки боковых граней та же, что при подрезке основания.

Для того чтобы вынуть стружку из выемки треугольника, дощечку поворачивают основанием к себе, носок косяка углубляют в подрез основания так, чтобы он скользил по грани, и большим пальцем левой руки слегка подвигают лезвие вперед, подрезая стружку. Если она сразу не отделяется, то ее выкалывают пяткой косяка со стороны подреза. При выполнении резьбы нужно следить за тем, чтобы грани выемок были ровными и точно сходились по линиям вертикальных надколов.

После достаточного количества упражнений в резьбе различных одиночных трехгранных выемок можно переходить к выполнению узоров, слагаемых из них.

Рис. 31. Узоры из трехгранных выемок: а – цепочка; б – ромбы; в – витейка; г – змейка; д – розетка; е – соты; ж – звездочки; з – розетки

Цепочка (рис. а) – узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, соединенных основаниями.

Ромбы (рис. б) , узор из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан, соединенных вершинами.

Змейка (рис. г) – полоска из двух рядов трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан. Верхний ряд повернут вершинами вниз и вставлен в промежутки между треугольниками нижнего ряда.

При резьбе луча розетки с основанием округлого очертания лучше использовать нож‑косяк с более узким полотном и носком, скошенным под углом 45°. Легче резать округлые линии, если приподнять пятку ножа.

Соты (рис. е) – орнамент из поставленных на угол квадратов, разделенных по вертикали диагоналями, и треугольников. Выполняется он в технике трехгранных выемок с углублением в вершине.

Звездочки (рис. ж) – орнамент по разметке такой же, как и соты, выполняется в технике трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан.

Сияние – орнамент, заключенный в квадрат, прямоугольник, ромб или круг. Выполняется в технике трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан. Сияние в круге – это группа удлиненных треугольников, расходящихся из одной точки и ограниченных линией круга. Количество треугольников увеличивается с увеличением диаметра окружности.

Разметка сияний в квадрате, ромбе и прямоугольнике построена на одном принципе. В этих фигурах проводят диагонали, стороны между ними делят на задуманное количество частей и соединяют точки с центром. Получаются разные по длине остроугольные треугольники. Каждый из них размечают под резьбу трехгранных выемок с углублением в точке пересечения медиан.

Рис. 32. Орнамент, принцип его составления

Рис. 32а. Орнамент, принцип его составления

Геометрическая резьба довольно эффектно выглядит на белой, ничем не покрытой древесине. Только в некоторых случаях резьбу тонируют и подкрашивают. Для этого народные мастера используют протраву , которую готовят из уксуса и проволоки. В банку с уксусом бросают куски проволоки или горсть гвоздей. Настаивают в течение 5–6 дней, а затем, разбавив водой раствор, тампоном наносят на поверхность древесины. Просохшую древесину шлифуют мелкой наждачной бумагой. В результате резьба выглядит более контрастной и рельефной, а изделие приобретает цвет старого дерева.

Читайте также: