План открытых уроков по домбре

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Формирование навыка слухового контроля в процессе исполнения музыкальных произведений.

- формирование умения распределить внимание на все составляющие элементы музыкальной ткани на основе слухового контроля,

- формирование устойчивых слухо-двигательных навыков на основе упражнений,

- достижение ритмической организации, отчетливости артикуляции при отсутствии напряжения игрового аппарата.

- развитие слухового внимания,

- развитие взаимосвязи слуховых представлений с приемами игры,

- развитие восприятия художественно-звукового образа через внимательное прослушивание произведения.

- воспитание интереса к исполняемой музыке,

- воспитание слуховой культуры.

Реализуемые педагогические технологии и методы обучения:

- словесные методы (объяснение, беседа, размышление о музыке),

- наглядные методы (иллюстрации, показ педагога),

-личностно-ориентированная технология, развивающее обучение (ситуационный подход, создание ситуации успеха, опора на потенциальные возможности ученика, уделение внимания на специальные упражнения ),

-педагогика сотрудничества (единство обучения, развития творческих способностей, воспитания),

- метод создания проблемных ситуаций,

- здоровьесберегающая технология (создание комфортных, безопасных условий, смена видов деятельности, сохранение активности учащегося до конца урока)

Психолого - педагогический настрой - 1 мин.

Подготовка игрового аппарата к уроку - 10 мин.

- гамма Ми-бемоль мажор, арпеджио;

Подведение итогов - 1 мин.

Домашнее задание - 1 мин.

I Подготовка игрового аппарата.

Урок проводится с обучающимся 3 класса народного отделения по классу домбры по предпрофессиональной программе сроком обучения 8 летТулебаевым Жасуланом.

Подготовка игрового аппарата:

- упражнения №1,2,3,4.Работа над техническим материалом.

Исполнение упражнений для беглости пальцев с осмыслением звуковых и двигательных задач.

- гаммы Ми-бемоль мажор, арпеджио. Обратить внимание обучающегося на ведение звуковой линии, правильное звукоизвлечение, точную артикуляцию. Следить за качеством штрихов, силой удара по струне, незаметной сменой позиций. Играя гамму одновременно распевает каждую ноту с целью развития слуха.

А.Жайымов "Этюд" G-dur – обучающийся исполняет с концертмейстером.

Исполнение этюда штрихом пиццикато на одной струне.

Нужно следить, ощущать, и контролировать, чтобы рука не уставала, эмоциональное напряжение не переходило в физическое, рука не зажималась, чтобы звук не оказывался лишённым полноты и интенсивности.

Чтобы понимать язык музыки, надо всесторонне развивать музыкальный слух. Он есть у каждого, но не у всех одинаковый. Некоторые обладают абсолютным слухом, т.е. способны определять и воспроизводить точную высоту звука. Также есть:

Основные из них мы должны развить в течение учебного процесса.

Исполнение произведения с концертмейстером.

Произведение находится в рабочей стадии.

Работа над музыкальной тканью произведения, голосоведением, динамикой, умением выдержать паузу, точно вступить после нее и снять звук.

Слушать выразительность и плавность мелодии, уделить внимание к оформлению музыкальной фразы, тяготению к основному тону и окончанием фраз. Особое внимание уделить эпизодам, в которых мелодия выражена половинной нотой.

При исполнении пьесы слушать соотношение игры с концертмейстером.

Работы ведется по фразам и предложениям, затем по частям. При исполнении соблюдается контроль над аппликатурой.

Прежде чем приступать к детальному процессу освоения произведения, нужно, прежде всего, получить первое слуховое представление. Внимательно слушая произведение можно создать свой художественно-слуховой образ, который и будет служить маяком для дальнейшей работы.

Обучающийся показывает домашний разбор кюя.

Работа над раскрытием художественным образом кюя.

Работа над развитием мелодической линии, над штрихами, динамикой.

Работа отдельно над особенно сложными местами исполняемого произведения.

Преподаватель исполняет разные произведения (кюи, пьесы), обучающийся должен угадать сыгранное произведение.

Жаяу Муса Байжанулы родился 1835 году близ оз. Жасыбай, в Баянаульском районе Павлодарской области Казахстана. Народный композитор, певец, акын.

Исполнение произведения с концертмейстером наизусть. Обучающийся добивается непрерывности развития музыкальной мысли, динамической нюансировки. Работы ведется по фразам и предложениям, затем по частям. При исполнении соблюдается контроль над аппликатурой.

Подведение итогов урока, с указанием наиболее удачных моментов и обсуждение проблемных зон на которых необходимо заострить внимание во время занятий дома.

Список использованной литературы

1 А.Жайымов, С.Буркитов, Б.Ыскаков "Домбыра уйрену мектеби". -Алматы,1992

2 Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. — М.; Л., 1947

3 Алексеева Л.Н. Как воспитывать профессиональный слух у маленьких музыкантов // Воспитание музыкального слуха, вып.4 / Сб. науч. трудов, сост. Л.Н. Логинова. - М., 1999. - С. 86 - 96.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №1

дополнительная предпрофессиональная программа

Открытый урок по теме:

Преподаватель по классу домбра

Участник -обучающийся 2 класса

Концертмейстер: Елибаева Г.Б.

Байконур 2021 г.

План-конспект

открытого урока по классу домбры на тему:

Образовательная программа : предпрофессиональная программа

Тип урока : совершенствование знаний и навыков

Вид урока : урок практической работы

Цель урока : формирование физиологически целесообразной постановки рук, развитие основных исполнительских навыков на примере народных песен и кюев.

Образовательные:

-формировать базовые технические умения и навыки,

- освоение различных штрихов и интервалов в процессе изучения произведения,

- достижение интонационной выразительности,

- достижение твёрдого, чёткого, ясного звука.

Развивающие:

- развитие музыкальных способностей; слуха, памяти, чувства ритма,

- развитие выразительности исполнения на инструменте,

- развитие углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном произведении.

Воспитательные:

- воспитание интереса к учебному процессу, эмоциональной отзывчивости,

- расширение музыкального кругозора, образного мышления обучающегося.

Реализуемые педагогические технологии, формы и методы обучения:

- перспективный – объяснение, демонстрация - обучающийся осмысливает и запоминает.

- практический – музыкальные упражнения, повторные действия с целью совершенствования навыков игры.

- здоровьесберегающий подход к ведению урока - правильная постановка исполнительского аппарата, снятие мышечных зажимов при игре на инструменте.

Учебное оборудование:

домбра, фортепиано, нотный материал, карточки.

Репертуарный план:

Структура урока:

1.Организационный момент – 5 минут:

2. Практическая часть урока – 30 минут:

- подготовка игрового аппарата: упражнения, игра гаммы g - moll (натуральный, гармонический, мелодический) в разных темпах, арпеджио и этюд.

-работа над произведениями;

3.Завершение урока – 5 минут:

-оценивание ученика за работу на уроке,

-информация о домашнем задании.

I этап - Организационный момент

Приветственное слово. Представление ученика.

Положительный настрой ученика на урок.

II этап - Практическая часть

1. Работа над упражнениями,этюдами, гаммами и арпеджио, которая дает возможность улучшить интонацию, добиться четких комбинированных технических движений пальцев, развить необходимую координацию рук, добиться плотного и чистого звучания, овладеть ритмичностью исполнения, закрепить аппликатурные навыки.

Гамма g - moll (натуральный, гармонический, мелодический) в разных темпах, арпеджио.

2. Работа над произведениями:

Работа над отдельными техническими фрагментами, исправление текстовых неточностей: ноты, штрихи.

Контролирование правильной верной аппликатуры и снятие мышечных зажимов. Определение по карточкам названия динамических оттенков, знаков альтерации, штрихов.

Качественное и свободное исполнение произведений целиком.

III этап - Завершение урока

1. Подведение итога урока учителем.

2. Домашнее задание:

-доучить гамму g – moll в быстром темпе с точными штрихами;

- работать над произведениями - игра без ошибок, точный ритм, работа над технически сложными эпизодами и динамикой:

Анализ урока

Предмет: Музыкальный инструмент – домбра

Преподаватель: Сырлыбаева Мираш Ракашевна

Участник – обучающийся 2 класса Сакенов Абилмансур 10 лет

Тип занятия: индивидуальное занятие на домбре с обучающимся 2-го класса.

Данная тема урока является начальной. И качество освоения создает основу для дальнейшего успешного обучения игре на инструменте. Программой рекомендуется прохождения темы в течение нескольких занятий, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

Представленный урок - практическое обучение, работа над техническими местами, формирование исполнительских навыков.

На уроке достигались следующие задачи:

- формирование базовых технических умений и навыков,

- освоение различных штрихов и интервалов в процессе изучения произведения,

- достижение интонационной выразительности,

- достижение твёрдого, чёткого, ясного звука.

- развитие музыкальных способностей; слуха, памяти, чувства ритма,

- развитие выразительности исполнения на инструменте,

- развитие углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном произведении.

- воспитание интереса к учебному процессу, эмоциональной отзывчивости,

- расширение музыкального кругозора, образного мышления обучающегося.

Реализуемые педагогические технологии, формы и методы обучения:

- перспективный – объяснение, демонстрация - обучающийся осмысливает и запоминает.

- практический – музыкальные упражнения, повторные действия с целью совершенствования навыков игры.

- здоровьесберегающий подход к ведению урока - правильная постановка исполнительского аппарата, снятие мышечных зажимов при игре на инструменте.

При подготовке к уроку были учтены особенности обучающегося. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям, может трудиться на далекий результат, наиболее полно раскрывает свои возможности в процессе игры.

Первыми упражнениеми в работе являются упражнения, гаммы на разогрев игрового аппарата. Одной из главной задач является осмысленное отрабатывание упражнений и гамм, добиваясь, чтобы отрабатываемый вид техники прочно закладывался в систему стабильных игровых и двигательных навыков.

В работе над произведениями основное внимание уделялось отрабатываниям исполнительских приемов, чтобы исполнительские действия были осознанными, логичными и подчинялись содержанию произведения. Основным приемом звукоизвлечения на домбре является удар по струне, который состоит из нескольких элементарных действий: замаха, контакта со струной и последующего движения. На основе удара производится тремоло- последовательные удары вниз и вверх. Щипок (пиццикато), также считающийся одним из основных приемов, отличается от удара лишь отсутствием замаха. Определяются места наиболее трудные в техническом и звуковом соотношении. Для сосредоточения внимания на трудных местах и удобства работы над ними, произведение расчленяется на отдельные части. Работа над технически сложными местами произведения: их следует играть многократно и в медленном темпе, вслушиваясь и оценивая исполнение, затем добавлять темп.

Наглядность важна для детей, имеющих визуальное восприятие действительности. Она дает возможность одновременно развивать и абстрактное мышление обучающегося.

-Практический метод обучения, поскольку содержание темы включает практические упражнения. Применяется в тесном сочетании со словесными и наглядными методами, так как практической работе предшествует пояснение педагога. И сам процесс выполнения упражнений сопровождает словесное пояснения и показ.

-Репродуктивный предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой преподавателем информации. Репродуктивные упражнения особенно эффективно содействуют отработке практических умений и навыков. Так как превращение в навык требует неоднократных действий по образу.

Вывод: Ход урока выстроен последовательно: разогрев игрового аппарата, детальная работа над произведениями, закрепление материала с подведением достигаемого результата. Данная структура рациональна, т.к. позволяет формировать различные приемы и навыки. Работоспособность обучающегося на уроке была высокой, он активно воспринимал материал и включалась в работу. Считаю, что цели урока были достигнуты, урок прошел динамично и на хорошем уровне. Все поставленные задачи урока удалось решить.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа.

Раздел 3.

Культурное наследие

Ф.И.О. педагога:

Атымтаева Жанель Токтагуловна

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

УРОК 22 Тема

Цели обучения, которым посвящен урок

4.3.2.1 понимать ключевые моменты в коротком тексте, содержащем незнакомые слова

4.3.3.1 определять тексты разных жанров (стихотворение, сказка, загадка, рассказ, пословицы, скороговорки)

4.5.2.2 правильно писать незнакомые слова, используя орфографический словарь

Будут определять значение незнакомых слов и словосочетаний по контексту;

Смогут определять жанр текста;

Научатся правильно писать незнакомые слова,используя орфографический словарь

Критерий успеха

Определяет ключевые моменты в тексте, содержащем незнакомые слова;

Определяет жанр текста;

Пишет незнакомые слова, соблюдая орфографические нормы

Планируемое время

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Начало урока

Организационный момент

Создание коллаборативной среды.

Учитель предлагает ученикам выбрать шарики, написать на них пожелания и кинуть другим ученикам

Учитель приветствует учащихся на двух языках: казахском, русском.

Проверка домашнего задания:

Ученики пишут пожелания на шарах и желают друг другу успехов на уроке.

Психологический настрой.

Дескрипторы:

-определить признак материала,из которого изготовлен предмет; 1балл

Актуализация знаний.

Ребята, прежде чем начать урок, я хочу, чтобы вы послушали музыку.

Что мы послушали?

На каком инструменте прозвучала музыка?

Правильно это домбра.

Ребята, невозможно представить наши бескрайние степи без прекрасной мелодии домбры. А как появилась домбра, об этом существуют легенды. Народом созданы сказки, многие замечательные музыканты сочиняли мелодичные песни и кюи, которые летели по всей необъятной степи.

Введение темы.

Изучение нового материала.

Показ слайдов о домбре

Ознакомление с инструментом.

Знаете ли вы, что

Одним из величайших инструментов и главным символом казахской музыкальной культуры является домбра, без которой не обходилось ни одно событие в жизни народа.


Предмет: домбра

Цель интеграции: показать эффективность использования интеграции в процессе обучения на уроке по специальности домбра и подтвердить ее положительное влияние на качество обучения учащихся.

Достижение этой цели возможно при разрешении следующих задач: проанализировать теоретические основы интегрированного обучения; выявить особенности проведения интегрированных уроков; выявить наиболее рациональные сочетания различных учебных предметов в одном уроке; повысить качество знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость и познавательную потребность; выявить положительные стороны использования интеграции в процессе обучения.

Интегрированные уроки выполняют в обучении ряд функций:

- учить применять знания, полученные на теоретических уроках ;

- учить приемам звукоизвлечения, штрихам;

- обучить исполнительским навыкам;

- развивать взаимосвязь всех музыкальных занятий;

- развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, творческие способности ;

- развивать умение применять полученные теоретические знания на уроках по специальности;

- расширять кругозор учащихся посредством применения таких дисциплин, как математика, музыкальная литература, история произведения и создания, изобразительное искусство (написание и чтение нот), итальянский язык (термины), казахский язык (общение), русский язык (название нот и длительностей);

- воспитывать любовь не только к национальной, родной, но и мировой, классической музыке.

Тип урока: индивидуальный

Методы, применяемые на уроке: объяснение, показ, анализ.

Оборудование урока: музыкальный инструмент, нотный материал.

Мы в музыкальной школе осуществляем интеграцию многопланово. Обучение игре на домбре и занятия по сольфеджио соприкасаются на всём протяжении обучения и их взаимовлияние особенно ощутимо. Одновременно учащиеся посещают уроки домбры, сольфеджио, проходят музыкальную грамоту, осваивают навыки игры в ансамбле домбристов или оркестре, поют в хоре. Представления учащихся о музыке становятся разносторонними, а знания глубже, если они повседневно ощущают взаимосвязь всех музыкальных занятий. Учащиеся начинают осознавать, что без сольфеджио снижаются успехи в игре на домбре, а музыкальная литература помогает полнее почувствовать красоту музыки, которую они исполняют и слушают на всех других уроках в музыкальной школе. Интеграция знаний, получаемых и усваиваемых учащимися на всех уроках в музыкальной школе, является характерной особенностью учебного процесса. Одним из основных приёмов реализации интеграции является повторение знаний, полученные учащимися при изучении других дисциплин.

В XXI веке интеграция стала одним из ведущих принципов развития образовательных систем, способствуя решению важной проблемы современного образования — разрозненности знаний учащихся. Мы в музыкальной школе прослеживаем интеграцию внутрипредметную, находящуюся в рамках музыкального искусства.

Читайте также: