В какой атмосфере прошло детство писателя какие нравственные ценности прививались ему в семье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целью данной работы является изучение влияния православной среды в детском возрасте на формирование мировоззрения известного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950 гг.).

Основные задачи настоящего исследования:

- проследить влияние православной христианской среды на воспитание личности И.С.Шмелёва,

- определить роль духовного наследия И.С.Шмелёва в развитии личности ребенка на основе православных ценностей.

Данная работа представляет практическую значимость для проведения уроков литературы и внеклассного чтения, а также классных часов, посвященных нравственной тематике.

1. Формирование основ православного мировоззрения И.С.Шмелёва

в детские годы

Таким образом, мы видим, что в детские и отроческие годы И.С.Шмелёва в его сознании были прочно заложены православные нравственные основы, которые сыграют ключевую роль в дальнейшем формировании мировоззрения писателя.

2. Роль православного воспитания в прохождении

жизненных испытаний И.С.Шмелёвым

Заложенная в детстве святая вера стала стержнем его души. Она помогла писателю не только выжить самому, но и помочь не сломиться людям, впавшим в уныние и даже отчаяние.

3. Воспитательная роль православного духовного наследия И.С.Шмелёва.

Произведения И.С.Шмелёва не только не утрачивают своей актуальности, но с каждым годом становятся всё более и более востребованы. Они находят отклик в душе как ребенка, так и уставшего от безверия взрослого читателя. Затрагиваемые писателем темы вечны, так как он проповедует добро, самосовершенствование в Боге. Он правомерно считает, что только Православие может оградить человека от зла, и учит нести ответственность за свои поступки. Это Шмелёв доказывал всей своей жизнью. Преодолевая скорби, потери, боль и нужду он остался личностью, со смирением пронесшей Богом данный ему крест. Чтение его произведений в детском возрасте, изучение их в школе, несомненно, будет способствовать правильному развитию личности ребенка на основе православных ценностей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы. Детство И.С.Шмелева прошло в религиозной семье в окружении глубоко верующих и любящих его людей. Приобщение в раннем возрасте к христианским ценностям способствовало формированию у ребенка прочного православного нравственного фундамента, который в годы самых жестоких испытаний помогли писателю выжить и остаться человеком в христианском смысле этого слова. Приобретенный опыт личной духовной борьбы писатель постарался передать в своих произведениях. Их внимательное прочтение, особенно в детском возрасте, помогает формированию православного мировоззрения.

Список используемых источников и литературы.

6. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – М.: ЗАО Изд-во Эско-пресс, 2001. – 800с.

7. Духовный путь Ивана Шмелева, 1873-1950. Статьи, очерки, воспоминания. / Сост. Любомудров А.М. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. – 496с.

20. Шмелев И.С. Автобиография (публикация А.П. Черникова) / А.П. Черников // Русская литература. 1973. № 4. С. 141-146.

21. Шмелев И.С. Няня из Москвы. Роман. Повести и рассказы. – М. : Никея, 2014. – 624с.

22. Шмелев И.С. Пути небесные: роман. – М.: Вече, 2018. – 448с.

23. Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. – М.: Книжный Клуб Книговек, 2015. – 3648с.

24. Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.1. Солнце мертвых: повести. Рассказы. Эпопея. – М.: Русская книга, 1998. – 637c.

25. Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – 556c.

26. Шмелев И.С. Старый Валаам [Текст] / И.С. Шмелев. – М. : Сибирская Благозвонница, 2014. – 192с.

0Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. – М.: ЗАО Изд-во Эско-пресс, 2001. – С.796.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.348.

0 Шмелев И.С. Автобиография (публикация А.П. Черникова) / А.П. Черников // Русская литература. 1973. № 4. С. 142.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.365.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.351.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.331.

0 Шмелев И.С. Няня из Москвы. Роман. Повести и рассказы. – М. : Никея, 2014. – С.367-368.

0 Шмелев И.С. Няня из Москвы. Роман. Повести и рассказы. – М. : Никея, 2014. – С.369-370.

0Там же. – С. 366-367.

0 Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.1. Солнце мертвых: повести. Рассказы. Эпопея. – М.: Русская книга, 1998. – С.629.

0Шмелев И.С. Собрание сочинений.: В 5 тт. Т.4. Богомолье: романы, рассказы. – М.: Русская книга, 1998. – С.212.

Чернышевский рос в трудовой обстановке разночинческой среды. "Никто из нас и наших родных не принадлежал к людям с состоянием, - вспоминал он в своей "Автобиографии", - все жили очень скромно, и женщины моих родных семейств принимали очень много участия в домашних работах". Но одним трудом не ограничивался семейный строй Чернышевских и Пыпиных. "Труд и знание" - вот что было девизом этой семьи.

"Мы были очень, очень небогаты, наше семейство, - писал Н. Г. Чернышевский в письме к Ю. П. Пыпиной 25 февраля 1878 года. - Пищи было много. И одежды. Но денег никогда не было! Поэтому ничего подобного гувернанткам и т. п. не могло нашим старшим и во сне сниться. Не было даже нянек. А наши старшие? - Оба отца писали с утра до вечера свои должностные бумаги. Они не имели даже времени побывать в гостях. Наши матери с утра до ночи работали. Выбившись из сил, отдыхали, читая книги. Итак, урывками мы имели нянек - читающих; и слушали иногда; а больше сами читали. Никто нас не "приохочивал". Но мы полюбили читать".

Здоровая трудовая обстановка с детства прививала Н. Г. Чернышевскому крепкие моральные устои. Впоследствии, вспоминая родной дом, он рассказывал в письмах из ссылки: "Я никогда не любил вина. и никогда не участвовал ни в каких кутежах. Воздерживался я от этих пошлостей не из-за заботы о сбережении здоровья. а просто потому, что все грубые удовольствия казались мне гадки, скучны, нестерпимы; это отвращение от них было во мне с детства благодаря, конечно, скромному и строго нравственному образу жизни всех моих близких старших родных".

На глазах Чернышевского с детства проявлялась гуманность отца как воспитателя не только собственного сына, но и тех "маленьких людей" из духовного сословия - полуграмотных дьячков, пономарей т. п., которые, приезжая из самых глухих углов Саратовской губернии, проходили в доме Г. И. Чернышевского первоначальное обучение чтению, письму и пению. Мальчик Чернышевский никогда не видел в руке отца ни палки, ни розги.

Беседы с отцом о народе впоследствии послужили дли Н. Г. Чернышевского немалым фактическим основанием для революционных выводов в его статьях по крестьянскому вопросу.

Гаврил Иванович, так же как и впоследствии его сын, отличался неутомимым трудолюбием. "Папенька был человек, - вспоминал Н. Г. Чернышевский, - страшно заваленный работою: он своею рукою писал от 1500-2000 "исходящих бумаг" в год". Он совмещал множество должностей, в том числе преподавание в женском пансионе Тропе и в саратовском уездном духовном училище. Не оставлял Гаврил Иванович и научных занятий. Им было написано обширное исследование на тему: "Церковно-историческое и статистическое описание саратовской епархии" и составлено описание обращения иргизских раскольничьих монастырей.

По своему характеру Гаврил Иванович был человек исключительно честный и скромный, ни перед кем не выставлял на вид своих обширных знаний и не хвалился видным положением в обществе. Он жил лишь на доходы от своего личного труда и настойчиво боролся со взяточничеством, благодаря которому другие духовные лица наживали громадные состояния.

Мать Н. Г. Чернышевского была культурной женщиной. "Евгения Егоровна так любила читать, что про нее прямо можно сказать: она жила, не выпуская из рук книги. И книга эта была не только роман", - рассказывала Е. Н. Пыпина. Такая женщина считалась редким явлением в городе, где, по словам Н. Г. Чернышевского, "едва ли половина высшего дамского круга, блиставшего на балах саратовского губернатора, состояла из дам и девиц, обученных искусству чтения".

Николай Гаврилович с детства привык видеть, что его отец и дядя "никогда не говорят своим женам сколько-нибудь грубого или жесткого слова". Бабушка Пелагея Ивановна даже отучала дальнего родственника Архарова от деспотического обращения с женой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предмет: литература

Дата проведения: 28 сентября 2021г.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные:

• формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной литературы XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике произведений.

Метапредметные:

• развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, строить устный монологический ответ, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной работы, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Предметные:

•формирование представлений о системе стилей художественной литературы; раскрытие специфики проблематики и сюжета произведения; совершенствование навыка аналитической работы с эпическим текстом.

Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.

Дидактическое обеспечение урока: учебник, текст, иллюстрации.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

Организационный момент (2 минуты)

Цель: включение в деятельность, мотивировать учащихся к изучению темы.

- Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

- Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок.

мобилизация сил и энергии.

сформированность позитивной моральной самооценки.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний учащихся ( 8 минут)

Цель: повторение изученного материала.

1. Беседа по вопросам учебника (стр.119):

· В какой атмосфере прошло детство Н.Г. Чернышевского? Какие нравственные ценности прививались ему в семье?

· Почему Н.Г. Чернышевский, происходивший из духовного сословия, решил получить светское образование?

· В чем проявилось стремление молодого Н.Г. Чернышевского к духовному лидерству? его вера в свое необычное призвание?

· Какую роль в становлении взглядов Н.Г. Чернышевского сыграли идеи утопического социализма?

· Как проявилось свободомыслие Н.Г. Чернышевского в годы жизни в Саратове?

3. Слово учителя о жизни и творчестве Н.Г. Чернышевского.

Чернышевский Николай Гаврилович (12 (24) июля 1828 – 17 (29) октября 1889) – русский философ материалистического направления, сторонник революционного движения, автор теоретических основ утопического социализма. Кроме политической деятельности был ученым и литератором.

Детские годы

Родителями будущего революционера были Евгения Егоровна Голубева и протоирей Гавриил Иванович Чернышевский.

До 14 лет обучался в домашних условиях своим отцом, который обладал энциклопедическими знаниями и сильно набожным человеком. Ему помогала двоюродная сестра Николая Гавриловича Л. Н. Пыпина. В детские годы к Чернышевскому был приставлен гувернер из Франции. В детстве молодой Коля очень любил читать и проводил за книгами большую часть свободного времени

Формирование взглядов

В 1843 году Чернышевский делает первый шаг в получении высшего образования, поступая в духовную семинарию города Саратов. Проучившись там три года, Николай Гаврилович решает бросить учебу.

В 1846 году он сдает экзамены и поступает на историко-филологического факультета в университет Санкт-Петербурга. Здесь, впитывая мысли и научные знания античных авторов, изучая труды Исаака Ньютона, Пьера-Симона Лапласа и передовых западных материалистов происходило формирование будущего революционера. Как утверждает краткая биография Чернышевского, именно в Петербурге произошла трансформация Чернышевского -подданного в Чернышевского-революционера.

Формирование социально-политических взглядов Николая Гавриловича происходило под влиянием кружка И. И. Введенского, в котором Чернышевский начинает постигать азы писательской деятельности.

В 1850 году обучение в университете заканчивается и молодой выпускник получает назначение в Саратовскую гимназию. Это учебное заведение уже в 1851 году начинает использоваться как стартовая площадка для взращивания в своих учащихся передовых социально-революционных идей.

Ссылка и смерть

В 1874 году ему предложили свободу и отмену приговора, но Чернышевский не стал отправлять императору свое прошение о помиловании.

- Семья не бедствовала, не нуждалась, но достаток поддерживался здесь непрестанной работой старших и носил довольно своеобразный характер. Н. Г. Чернышевский, совершенно свободно говоривший на латинском языке, был целиком обязан этим отцу. "Я самоучка во всем, кроме латинского языка, которому хорошо учил меня отец".

- Не исключено, что к получению светского образования Чернышевского подтолкнул отец, только что переживший незаслуженную опалу со стороны духовного начальства. Положение духовного сословия в тогдашней России было далеко не блестящим.

Университетское же образование давало большую независимость, а при определенных умственных способностях и перспективу перехода из духовенства в привилегированное дворянское сословие.

- С ранних лет укрепилось в Чернышевском действительно присущее ему чувство умственной исключительности, а вслед за ним и вера в силу человеческого разума, преобразующего окружающий мир.

- Изучение утопического социализма Н.Г. Чернышевского имеет в марксистской литературе давнюю традицию. Идейное наследие Н.Г. Чернышевского хорошо изучено. О нем написано много содержательных научных и научно-популярных работ, в которых дается анализ социалистических взглядов русского мыслителя, сильных и слабых сторон его мировоззрения.

- Учащиеся читают статью из учебника.

- Учащиеся слушают учителя и знакомятся с Чернышевским.

контролирование учебных действий, исправление допущенных ошибок.

понимание значения данной темы.

формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности. (2 минуты)

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умение.

- Мы с вами только что закончили изучение романа

- Какая тема урока?

- Какая цель урока?

- Откройте тетрадь и запишите тему урока.

Цель урока: познакомиться с автором романа и творческой историей произведения, основной сюжетной линией, системой образов романа, особенностями художественного стиля писателя.

- Учащиеся записывают число и тему урока в тетрадь.

желание приобретать новые знания, совершенствование имеющихся.

ответы на вопросы,

формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения.

Первичное усвоение новых знаний. ( 10 минут)

Цель: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация.

- Давайте познакомимся с сюжетом романа.

- Я начну, а дальше вы продолжите.

Общие очертания сюжета романа просты: дочь мелкого петербургского чиновника освобождается от тяжких уз домашнего плена и обретает счастье. Литературоведы считают, что в основу сюжетной линии положена история жизни семейного врача Чернышевских Петра Ивановича Бокова. Боков был учителем Марии Обручевой, затем, чтобы освободить ее из-под гнета родителей, женился на ней, но через несколько лет М. Обручева полюбила другого человека – ученого-физиолога И. М. Сеченова. Таким образом, прототипами Лопухова стал Боков, Веры Павловны – Обручева, Кирсанова – Сеченов.

Страстно желая сделать произведение популярным, Н. Г. Чернышевский использует психологически проверенные приемы приключенческой литературы.

Чтобы привлечь к роману широкого читателя, автор вводит в повествование и мнимое самоубийство, и второй брак героини, и возвращение в Петербург бывшего мужа (Лопухова) в облике иностранца. Это позволило, с одной стороны, привлечь к роману внимание широкой читающей публики, с другой стороны, помогало обмануть бдительность цензуры.

– Таков в общих чертах сюжет романа.

- Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Вера живет с невежественной и грубой семьей, там свои порядки установила расчетливая и жестокая мать.

- Марья Алексеевна хочет выдать дочь за богатого сына хозяйки дома, где работает управляющим ее супруг. Алчная женщина не гнушается никакими средствами, может даже пожертвовать честью дочери.

Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди)

- Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы – взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Молодые люди живут как брат с сестрой, любовных чувств между ними нет.

- Александр и Вера проникаются взаимной симпатией, но не могут быть вместе, так как боятся задеть чувства друга. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться. Дмитрий чувствует, что мешает друзьям. Он любит и уважает жену, но понимает, что та будет счастлива только с Кирсановым.

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

Ответ

+

1)Человек должен с трепетом относиться ко всему живому,будь это растение или животное.Должен понимать,что природа-наше всё
(ну а также не мусорить,выключать воду,не жечь костры на природе и всё в этом духе)
2)Да,зависит.Мы часть экосистемы.В экосистеме нет ничего не нужного.Мы потребляем продукты растительного и животного происхождения.
3)Нельзя,потому что эти растения употребляются человеко в пищу,вся пыль с дороги будет налетать на плоды,а плоды попадают к нам в организм,и мы можем отравиться

Ответ

+

1. Конечно же разводить
2. Да, например, если не будет волков, лисиц и других санитаров, то больные животные будут распростронять такие болезни, как чума. Потому что растения накапливают в себе не только полезные вещества, но и вредные (пыль, выхлопы и т.п.)
3. Врядли, т.к. все стоки и мусор разносятся по Земле. Много мусора попадает в океаны. Ярким примером является Атлантический океан, он самый грязный. В него сбрасивается около 300 т ежедневно! А из океана мусор снова выбрасывается на берега. Также примером является оз. Байкал. Известно, что это самое чистое озеро. Но сейчас рядом с ним завод бумаги. И вся грязная вода выбраасывается обратно в Байкал. А потом мы эту воду пьем.
Хотя, можно на все предприятия, выбрасывающие различные грязные воды ставить фильтры, но это крайне невыгодно

Читайте также: