В каких учреждениях проводится научная деятельность в современной россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Они подразделяются па научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования и другие организации. осуществляющие научную или научно-техническую деятельность. Действующее законодательство дало право научным организациям осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников.

Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти РФ, ее субъектов, государственные академии науки в пределах своих полномочии определяют приоритетные направления развития науки, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, достижений науки и техники, а также развитие форм интеграции науки и производства. При этом управление научной и научно-технической деятельностью не должно нарушать свободу научною творчества.

Органы государственной власти РФ, ее субъектов утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных организаций, научных организаций субъектов РФ, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им государственного имущества и т.д.

Согласно действующему законодательству Правительство РФ устанавливает порядок проведения научных исследований и использования научных и научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности РФ, здоровью граждан, окружающей природной среде; лицензирует отдельные виды научной и научно-технической деятельности; вводит в случаях, предусмотренных законодательством РФ. ограничения па право использования отдельных научных и научно-технических результатов, т.е. распространяет на них режим секретности; вводит сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и научно-технической деятельности.

Важная роль в управлении наукой, организации научной деятельности отводится академиям наук. К ним относятся Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Все они имеют государственный статус, т.е. являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ и финансируются из средств федерального бюджета. В их состав входят научно-исследовательские институты, научные лаборатории, конструкторские бюро и другие научные организации.

Российская академия наук (РАН) представляет собой высшее научное учреждение, некоммерческую самоуправляемую научную организацию, призванную проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и общественных наук. Ей предоставлено право участвовать в координации фундаментальных научных исследований, которые выполняются научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.

Основными целями и задачами РАН являются организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний в различных областях, способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России; всемерное содействие развитию науки в РФ, повышение общественного престижа научной деятельности; изучение и анализ достижений мировой науки с целью использования их в интересах РФ; участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики; разработка прогнозов технологического развития мировой экономики и определение места и роли РФ на рынке наукоемкой продукции; подготовка научных кадров высшей квалификации и т.д.

РАН объединяет в своем составе крупнейших ученых нашей страны (академики, члены-корреспонденты, а также иные сотрудники ее научных организаций). В ее систему входят институты, научные центры, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, музеи, заповедники, иные организации, призванные проводить и обеспечивать исследования по важнейшим направлениям фундаментальной и прикладной науки.

Как самоуправляемая организация она действует на основе собственного Устава 1 См.: Устав Российской академии наук. Утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 6005. , который принимается общим собранием РАН и утверждается Правительством РФ. Ее высшим органом управления является общее собрание академии, которое решает все основные вопросы ее деятельности. Между общими собраниями управление академией осуществляет ее Президиум — постоянно действующий коллегиальный орган управления академии, который подотчетен ее общему собранию.

РАН имеет свою структуру, в которую входят отделения, региональные отделения, региональные научные центры.

Отделение РАН является ее основным структурным подразделением, объединяющим ученых одной или нескольких смежных отраслей науки. Оно объединяет институты и другие ее (РАН) научные организации по профилю отделения. Основной задачей отделения является развитие фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях, объединенных в отделение академии.

В отличие от отделений, региональные отделения академии представляют собой объединение членов академии, научных сотрудников институтов и других подведомственных академии организаций, расположенных в соответствующем регионе. Основной целью регионального отделения является организация и проведение исследований, направленных на решение важнейших научных проблем и задач, способствующих успешному развитию региона и РФ в целом.

Региональный научный центр РДН объединяет членов академии, работающих в соответствующем регионе, научных сотрудников подведомственных академии организаций, расположенных в этом регионе. Основной целью такого центра является организация и проведение научных исследований, прикладных работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития этого региона.

Перечень рассмотренных научных объединений РАН дан в ее Уставе.

Являясь ведущим научным учреждением страны, РАН тесно взаимодействует с другими научными организациями и учреждениями, в том числе с отраслевыми академиями наук. Они являются самоуправляемыми организациями, осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники, внося тем самым большой вклад в развитие науки. Их уставы утверждаются Правительством РФ.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена и развивается в системах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют руководство ведомственными научно- исследовательскими организациями. Названные организации занимаются, как правило, исследованиями но прикладным направлениям науки.

Во главе отраслевых научно-исследовательских организаций стоит директор, назначаемый учредителем, т.е. соответствующим органом исполнительной власти. Назначение осуществляется по результатам голосования, проводимого учеными советами соответствующих организаций, учреждений.

Значительный вклад в развитие науки вносят вузы, в которых сосредоточено большое число ученых нашей страны. Преподаватели и научные сотрудники вузов участвуют в развитии наиболее важных направлений фундаментальной и прикладной науки, внедряя научные исследования в образовательный процесс. Вузовская наука решает острые вопросы научно-технического прогресса в стране, ее социально-экономического развития, становления производства в соответствии с современными рыночными требованиями.

Научная работа в вузах осуществляется в тесном контакте с научными организациями и учреждениями, что позволяет более четко координировать научную работу ученых, направлять совместные усилия на развитие науки.

Формами организации науки являются Государственные научные центры Российской Федерации (ГНЦ) и наукограды Российской федерации.

Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда осуществляется Правительством РФ с установлением срока этого статуса.

Принят Федеральный закон, определяющий правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук. Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук:

Государственные Российские научные фонды и центры

В целях содействия осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, создан Фонд перспективных исследований (ФПИ):

О порядке передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения). Постановление Правительства РФ от 10.05.2014 №429 включая
Правила передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения)

Инновационный центр "Сколково" - планируемый к созданию ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения жизнедеятельности на его территории, регулируются федеральным законом:

Российский фонд фундаментальных исследований создан Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. Российский гуманитарный научный фонд создан постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. Фонды являются государственными некоммерческими организациями в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства РФ. Это — уставы фондов:

Полномочия учредителя национального исследовательского центра "Курчатовский институт" осуществляет Правительство РФ. Деятельность Центра в настоящее время регламентируется федеральным законом:

Российский научный центр "Курчатовский институт" является научной организацией в форме
федерального государственного бюджетного учреждения, основанного на праве оперативного управления. Это — устав фонда:

Центр является правопреемником федерального государственного учреждения "Российский научный центр "Курчатовский институт", созданного в порядке преобразования государственной научно-исследовательской организации - государственного предприятия Российский научный центр "Курчатовский институт" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №778 "О Российском научном центре "Курчатовский институт".

Статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание:

Оплата труда научных работников

Давно назрела необходимость совершенствования оплаты труда научных работников — см. пилотный проект, который реализуется в научных учреждениях Российской академии наук:

Жилье для молодых ученых

Правила устанавливают порядок предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Молодой ученый может быть признан участником мероприятий, если его возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 45 лет (для докторов наук) на день принятия решения о его включении в список молодых ученых — участников мероприятий; стаж его работы в научной организации в должности научного работника составляет не менее 5 лет, — см.:

Учет результатов научно-технической деятельности

На Министерство образования и науки возложена разработка государственного учета результатов научно-технической деятельности. Общие требования к государственному учету результатов научно-технической деятельности см.:

Правила устанавливают порядок проведения оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук:

Порядок предоставления научными организациями, выполняющими работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и методика оценки результативности их деятельности:

Правила проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники см.:

Международная деятельность и зарубежные контакты

В целях развития научно-технического потенциала России и расширения долгосрочного партнерства со странами Европейского союза в 2014 году проводится Год науки Россия — ЕС:

Численность российских ученых и специалистов, направляемых за границу в рамках научно-технического
сотрудничества с Европейской организацией ядерных исследований и другими зарубежными научными центрами, участвующими в программах исследования фундаментальных свойств материи, определяется
ежегодно Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации по отдельным категориям в пределах общей численности, не превышающей 200 человек в год.
Финансовое обеспечение при этом производится в соответствии с Правилами:

В соответствии с Концепцией реформирования российской науки на период 1998–2000 годов, в интересах
привлечения иностранных инвестиций в научно - техническую сферу Российской Федерации разработан этот порядок:

Некоммерческие организации

Очень часто научные центры, фонды и др. создаются в форме некоммерческих организаций. Деятельность некоммерческих организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст.116-123 ГК РФ) и специальными законами:

О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ

Об общественных объединениях. Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

Научная карьера: какие этапы может пройти ученый

Больше полезной информации об учёбе и трудоустройстве после выпуска знают подписчики нашего телеграм-канала. А в другой группе мы собрали скидки и выгодные предложения.

Какие этапы научной карьеры проходит учёный

Карьера молодого учёного начинается ещё в вузе, обычно — на 2-3 курсе. В это время студент впервые сталкивается с научной работой: готовит тезисы, выступает на конференциях. Если ему нравится этот вид деятельности и преподаватели отмечают у учащегося способности, стоит задуматься о научной карьере.

Этапы научной карьеры:

  1. Магистратура и защита магистерской диссертации.
  2. Аспирантура и защита кандидатской диссертации.
  3. Докторантура и защита докторской диссертации.

Магистратура

Карьера учёного в России начинается с магистратуры — первого шага в серьёзную науку. Окончив бакалавриат, студент уже может работать по специальности, но для углублённого изучения определённой отрасли и формирования навыков проведения научного исследования необходима магистратура.

Во время обучения на этом уровне студент определяется с интересующей его темой исследования, составляет план работы и последовательно выполняет его, готовит научные публикации.

Аспирантура

Следующий шаг при планировании научной карьеры — поступление в аспирантуру или оформление соискательства (по сути, это аспирантура без отрыва от работы в учреждении). Для этого нужно сдать экзамены:

  • философия;
  • иностранный язык;
  • экзамен по специальности.

Часто аспиранты занимаются также преподаванием: работают на кафедре ассистентами или, если позволяет стаж и штатное расписание, старшими преподавателями. После защиты кандидат наук может получить научное звание и продолжить карьерный рост, заняв должность доцента.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы


Основа научной карьеры — прикладные исследования

Докторантура

Завершающий этап научной карьеры учёного — докторантура. Докторанту также помогает научный консультант — доктор наук в выбранной сфере. Докторская диссертация обычно открывает новое направление в науке, посвящена важному открытию или принципиально новому взгляду на проблему.

Чтобы стать доктором наук, нужно не только подготовить соответствующую работу, но и выполнить ряд требований:

  • иметь ряд публикаций в отечественных и международных журналах;
  • заниматься научным руководством аспирантов;
  • вести активную научно-исследовательскую работу.

Докторантура в РФ длится 2 года. Защита докторской, как и кандидатской, проводится на учёном совете. Соискатель представляет результаты работы и доказывает её новизну и состоятельность.

После успешной защиты диссертации соискателю присваивается степень доктора наук, и он может получить звание и должность профессора. Это высшая ступень научной карьеры в России.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Первые научно-исследовательские институты (сокращенно НИИ) в современном понимании этого термина появились на рубеже XIX–XX веков. Именно в это время стремительно развивавшаяся наука начала ставить перед учеными многокомпонентные проблемы, решение которых требовало объединения усилий специалистов разных профилей.

Что такое НИИ

Рабочее место в НИИ

Научно-исследовательский институт – это учреждение, созданное для проведения фундаментальных теоретических или прикладных экспериментальных исследований в определенных областях науки (информационных или пищевых технологиях, химии, математике, агрономии и растениеводстве, экономике, экологии, социологии и т. д.). В некоторых НИИ постоянно может работать небольшой коллектив из 20–40 экспертов, а для решения конкретных задач в рамках масштабных комплексных исследований по контрактам привлекаются узкие специалисты.

Со временем растущая сложность разработок потребовала кооперации знаний ученых из разных стран, и к середине XX века стали открываться международные научно-исследовательские институты. Самые известные примеры: в России – ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, по-английски Joint Institute for Nuclear Research, JINR), с которым сотрудничают 800 университетов и научных центров из 18 стран, или в Швейцарии – ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований, его русское сокращенное название – это транслитерация французской аббревиатуры CERN – Centre Europeen pour la Recherche Nucleare). С женевским центром (а по сути, научно-исследовательским институтом) сотрудничают ученые более 500 университетов из 23 стран.

За рубежом НИИ обычно называются бюро, лабораториями, центрами, институтами, научно-исследовательскими университетами (Research University).

  • конструкторское бюро;
  • исследовательский центр;
  • научно-исследовательский полигон;
  • научный центр/станция;
  • институт экспериментальной медицины/психологии/ветеринарии и т. д.;
  • институт проблем безопасности/управления/транспорта/нефти и газа/морских технологий и т. д.;
  • научно-инженерный центр;
  • центр/институт исследований.

Частных НИИ в России и в мире (за исключением США и Японии) меньше, чем государственных, но независимо от формы финансирования к середине XX столетия научно-исследовательские институты во всех странах стали устойчивой формой организации совместной научной деятельности, так как давали возможность:

  • углубить специализацию штатных сотрудников;
  • привлечь к сотрудничеству независимых исследователей, занимающихся различными сторонами одного научного направления;
  • комплексно решать глобальные теоретические и актуальные практические задачи.

В России прообразы НИИ начали работать в начале XX века. Позже, с первых лет Советской власти развитию науки уделялось пристальное внимание. В самые тяжелые годы разрухи и гражданской войны были созданы первые научно-исследовательские институты, и с каждым годом их количество увеличивалось. К середине 50-х НИИ стали основой организационной структуры советской науки. Они создавались при Академии наук, министерствах, крупных университетах.

Сеть научных учреждений охватывала практически всю территорию страны. Их работа отличалась планомерностью и тесно увязывалась с проблемами развития народного хозяйства. Ответственность за организацию исследований по главным направлениям естественных и общественных наук была возложена на Академию наук СССР. Центральные и отраслевые НИИ занимались разработкой долгосрочных программ, обеспечивающих развитие:

  • минерально-сырьевой и энергетической базы;
  • ведущих отраслей промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • новых технологических процессов.

Список российских научно-исследовательских институтов

После распада СССР количество научных учреждений резко уменьшилось. В частности, за период с 1990 по 2003 годы их число сократилось в 7,8 раза. Сегодня в стране насчитывается около 1 000 НИИ, не меньше половины из них работает под научно-методическим руководством РАН (Российской академии наук).

Гуманитарные

Точные науки

Фундаментальные исследования в области математики

Естественные науки

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова (НИФХИ) РАН Исследования способов катализа химических процессов
2 Институт химической физики им. Н. Н. Семенова РАН Изучение кинетики химических реакций, методов получения наноматериалов с заданными свойствами
3 Институт энергетических исследований (ИНЭИ) РАН Прикладные и фундаментальные исследования вопросов развития энергетики (мировая интеграция энергорынков, топливно-энергетический баланс, нефтегазовый комплекс и др.)
4 Байкальский институт природопользования (БИП) СО РАН Науки о земле (рациональное природопользование); химия и материаловедение (разработка экологически безопасных технологий производства новых материалов)
5 Институт биологии УНЦ РАН Вопросы охраны и рационального использования биологических ресурсов
6 Институт биофизики клетки (ИБК) РАН Изучение биофизики клеточных структур
7 Институт биохимии им. А. Н. Баха (ИНБИ) РАН Теоретические и практические исследования в области биохимии и смежных направлениях
8 Институт водных и экологических проблем (ИВЭП) СО РАН Изучение влияния техногенного воздействия на окружающую среду, участие в международных экологических проектах
9 Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова (ИИЕТ) РАН Изучение истории научных достижений, применение виртуальных методов в ее освещении.
10 Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН Прикладные разработки и фундаментальные исследования в области нанобиотехнологий, общей и молекулярной генетики, клеточной биологии

Космос

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт космических исследований (ИКИ) РАН Использование космоса в фундаментальных научных целях; космическая физика
2 Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера СО РАН Исследование геомагнитного поля Земли
3 Институт солнечно-земной физики (ИСЭФ) СО РАН Изучение физики околоземного пространства
4 Астрономический институт им. В. В. Соболева Исследования в области физики галактик и небесной механики
5 Астрономический институт им. П. К. Штернберга Крупнейший научный центр по исследованию физики межзвездного пространства, участие в международных космических экспериментах
6 Институт астрономии РАН Изучение физики и динамики звездных систем
7 Институт прикладной астрономии РАН Фундаментальные исследования в области радиоастрономии
8 Крымская астрофизическая обсерватория Исследования в области физики и химии звезд и Солнца
9 Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН Фундаментальные исследования в области распространения радиоволн
10 Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Фундаментальные исследования Вселенной, изучение эволюции звезд

Физика

Медицина

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт биомедицинской химии им. В. Н. Ореховича АМН Изучение проблем биохимии и медицины
2 Институт медико-биологических проблем РАН Медико-биологические исследования человеческого организма в условиях космического полета
3 НИИ глазных болезней им. Гельмгольца Разработка методов медикаментозного и оперативного лечения глаз
4 Институт экспериментальной медицины Первый в России медико-биологический центр, открытый в 1890 году
5 НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова Ведущий центр для исследований в области микробиологии и вирусологии
6 Институт морфологии человека Исследование проблем функциональной анатомии человека
7 Институт ревматологии им. В. А. Насоновой Разработка инновационных методик диагностики и лечения ревматических заболеваний
8 Институт эпидемиологии и микробиологии им. Г. Л. Сомова Фундаментальные и прикладные исследования по микробиологии бактериальных инфекций
9 Институт медицины труда им. акад. Н. Ф. Измерова Разработка комплексных мер профилактики профессиональных заболеваний
10 Институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко Фундаментальные и прикладные исследования общественного здоровья и организации здравоохранения

Инженерия и техника

Военные (Минобороны)

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 46 Центральный НИИ Минобороны РФ Стратегические исследования по проблемам развития вооружений
2 Центр специальных разработок Прикладные исследования в области информационных систем для Минобороны
3 12 Центральный НИИ Минобороны РФ Теоретические и практические разработки современного вооружения
4 33 Центральный испытательный институт Минобороны РФ Исследования по радиационной и химической защите
5 Центральный НИИ ВВС Минобороны РФ Исследования проблем эксплуатации военной авиационной техники
6 Главный научный метрологический центр Минобороны РФ Метрологическое обеспечение систем связи и высокоточного оружия
7 Центральный НИИ Войск воздушно-космических сил Комплексные исследования по вопросам противовоздушной обороны
8 48 Центральный НИИ Минобороны РФ Ведущий НИИ по разработке средств защиты от биологического оружия
9 16 Центральный испытательный НИИ ордена Красной звезды им. марш. А. И. Белова Минобороны РФ Исследования в области технических наук
10 3 Центральный НИИ Минобороны РФ Разработки по созданию военной и специальной техники

Всего в ведении Минобороны РФ находится 24 научно-исследовательских института.

Культура и искусство

Наименование НИИ Направление научной деятельности
1 Институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Ведущая организация по исследованию проблем культурного наследия
2 Новый институт культурологи (НИК) Изучение проблемы сохранения и развития культурологического наследия

Полный перечень научно-исследовательских институтов и центров РАН представлен на ее сайте.

Работа НИИ, подчиняющихся РАН, строится в соответствии с принципами, утвержденными постановлением Президиума академии, остальные научно-исследовательские институты руководствуются 5-й статьей ФЗ о науке.

В отличие от советских времен, когда многочисленные НИИ были, скорее, временным пристанищем для выпускников вузов, обязанных три года отработать по распределению, чем локомотивом прогресса, сегодня научно-исследовательские институты России стали генераторами инновационного развития страны, обеспечивая современное промышленное производство высокими технологиями и материалами.

Научная деятельность, научная работа или научный труд – это творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой характеризуются следующими основными признаками:

а) новизной и оригинальностью;

б) уникальностью и неповторяемостью (результаты научной деятельности не могут быть серийными, повторенная работа теряет новизну, поэтому обязательным требованием к исследователю является его информационная осведомленность об объекте и предмете исследования);

в) вероятностным характером и риском (всегда трудно предугадать, успешно ли закончится задуманное исследование и будет ли получен предполагаемый результат);

г) доказательностью, то есть убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью.

Научная деятельность классифицируется:

– по целевому назначению: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование технологии и т. п.;

– видам научных работ: фундаментальные, прикладные исследования, разработки;

– диапазону исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос;

– методу исследования: теоретическое, экспериментальное, смешанное.

Научные учреждения, независимо от их подчиненности, названия, ранга, помимо научных сотрудников должны иметь средства научной деятельности (научное оборудование – измерительное, вычислительное и т. д.), объекты научного труда (исследуемые предметы или явления), информационный массив (библиотечный и патентный фонды), а также психологический микроклимат для научной деятельности.

По отношению к сфере человеческой деятельности научные учреждения классифицируются так:

– к непроизводственной сфере относятся академические институты, входящие в состав Российской Академии Наук, научно-исследовательские институты общенаучного и гуманитарного профилей, а также вузы непроизводственного профиля (медицинские, юридические и др.);

– к производственной сфере относятся все отраслевые институты – проектные и конструкторские бюро, научно-производственные комплексы и объединения, технические вузы.

В соответствии с Законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в стране может осуществляться физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и юридическими лицами (организациями, предприятиями и т.п.).

Очевидно, что эффективная научная деятельность возможна только при условии ее финансирования. Источниками финансирования научной деятельности в нашей стране являются:

1. Государственный бюджет (госбюджет).

2. Средства юридических и физических лиц.

Для финансирования научной деятельности могут направляться средства из госбюджета различных уровней: федерального и местных (об­ласт­ного, городского и т.д.). Помимо средств предприятий, организаций и фирм для развития науки используются денежные и иные средства различных отечественных и зарубежных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд Сороса и др.). При этом развивается практика выделения на конкурсной основе для конкретной научной деятельности грантов - денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно.

Управление научной деятельностью в стране осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

Физические лица и юридические лица негосударственной формы собственности имеют право самостоятельно определять все аспекты своей научной деятельности, не противоречащей законодательству страны.

Органы государственной власти в пределах своих полномочий, не нарушающих свободу научного творчества, выполняют следующие основные функции управления научной деятельностью:

1.определяют приоритетные направления развития науки и техники;

2.обеспечивают формирование и функционирование системы государственных научных организаций;

3.осуществляют межотраслевую координацию научной деятельности;

4.осуществляют разработку и реализацию научных и научно-техничес­ких программ и проектов;

5.развивают формы интеграции науки и производства;

6.осуществляют реализацию достижений науки и техники;

7.осуществляют контроль за эффективным использованием субъектами научной деятельности предоставленных им государственных средств и имущества;

8.осуществляют контроль за подготовкой научных кадров.

Более детальная структура государственного управления научной деятельностью имеет свои особенности в рамках различных министерств, ведомств, академий наук. Например, во многих вузах дальнейшая детализация этой структуры представляется схемой: ректор - проректор по научной работе - научно-исследовательская часть (сектор) - кафедры (лаборатории) - исследователи (преподаватели, научные работники, докторанты, аспиранты, студенты).
1.4. Подготовка научных кадров в России

Специфика научной деятельности требует работников, имеющих специальную профессиональную подготовку. Базовая научная подготовка кадров осуществляется в вузах. После успешного обучения в российском вузе можно получить начальную ученую степень и квалификацию бакалавра наук (бакалавр химии, бакалавр технических наук по различным направлениям и др.) и квалификацию дипломированного специалиста по различным специальностям (химик, физик, инженер, менеджер и др.). Эти ученые степени и квалификации свидетельствует о соответствующих знаниях и умениях человека с высшим профессиональным образованием и в области науки.

Наличие высшего профессионального образования позволяет получить в вузе за 2 года ученую степень или квалификацию магистра наук по различным направлениям (магистр химии, магистр технических наук и т.п.) и за 3-4 года (по очной и заочной формам обучения в аспирантуре) - ученую степень кандидата наук по различным специальностям (кандидат химических наук, кандидат технических наук и т.п.).

Любой человек с высшим профессиональным образованием может получить ученую степень кандидата наук без обучения в аспирантуре при условии подготовки и успешной защиты диссертации в диссертационном совете, состав которого утверждается Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации (ВАК).

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, могут получить ученую степень доктора наук по различным специальностям после обучения в докторантуре в течение 3 лет или без такого обучения при условии подготовки и успешной защиты соответствующей диссертации в диссертационном совете. Допускается присуждение ученой степени доктора наук лицам с высшим профессиональным образованием, не имеющим ученой степени, за глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки.

Аспирантура и докторантура решением органов государственной власти открываются не только в вузах, но и в научных организациях. Наличие у лиц ученых степеней (бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук) подтверждается соответствующими дипломами государственного образца. Лицам, имеющим глубокие профессиональные знания и достижения не только в науке, но и в педагогике, органами государственной власти присваиваются ученые звания доцента и профессора соответствующих кафедр вузов. Возможно присвоение ученых званий старшего научного сотрудника и профессора по различным специальностям за научные достижения. Наличие у лиц ученых степеней профессора, доцента, старшего научного сотрудника подтверждается аттестатами государственного образца.

В системе государственных и общественных академий наук предусматривается присвоение ученых званий действительного члена (академика) и члена-корреспондента соответствующих академий наук.

Дисциплина "Основы научных исследований имеет важное значение для получения высшего профессионального образования.

Во-первых, эту дисциплину следует относить к общепрофессиональным, поскольку ее изучение во­оружает человека общими знаниями и навыками, которые помогут разобраться в закономерностях любого явления, происходящегов экономике, в быту, обществе, природе.

Во-вторых, дисциплина "Основы научных исследований" является специальной дисциплиной, так как изучая ее, студенты получают знания и навыки, необходимые для практической работы и позволяющие им продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.

Основные цели изучения дисциплины "Основы научных исследований":

1.приобретение базовых (начальных) знаний, практических навыков и умений самостоятельной работы для формирования новых знаний, приемов решения научных и технических задач;

2.знакомство со спецификой научной деятельности человека.

К задачам дисциплины "Основы научных исследований" относятся изучение:

1.систем поиска, хранения и обработки научно-технической (НТИ), патентной (ПИ) и конъюнктурно-экономической информации (КЭИ);

2.рекомендаций по составлению аналитических обзоров по научно-техническим проблемам;

3.методов планирования и проведения эксперимента;

4.методов обработки и анализа результатов наблюдений и эксперимента (в том числе с применением методов математической статистики: корреляционного, дисперсионного, регрессионного и других анализов);

5.методов оптимизации технологических процессов;

6.правил оформления отчетов о научно-исследовательских работах;

7.форм юридической охраны интеллектуальной собственности.

В результате изучения курса студент должен иметь следующие представление и навыки:

Ÿорганизация научно-исследовательской работы;

Ÿметодологические основы научного познания и творчества;

Ÿметоды теоретических и эмпирических исследований;

Ÿэкономическая эффективность научно-исследовательской работы;

Ÿэтапы научно-исследовательской работы;

Ÿпоиск, накопление и обработка научно-технической информации с применением систем новых информационных технологий;

Ÿметоды обработки экспериментальных данных;

Ÿоформление результатов научной работы и передача информации;

Ÿорганизация работы в научном коллективе.
Словарь.

Наука - сложное социальное явление, особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, основанное на получении и освоении новых знаний и использовании их для решения практических задач.

Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка, как правило высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений.

Теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности.

Научная деятельность- деятельность, направленная на получение новых знаний, включающая в себя фундаментальные, прикладные научно-исследовательские работы и экспериментальные разработки.

Научная работа- комплекс теоретических и экспериментальных исследователей, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.

Фундаментальны научные исследования- глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования.

Прикладные научные исследования- это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач, результатом которых является создание и совершенствование новых технологий.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)- здесь соединяется наука с производством, обеспечивая тем самым, как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта, иногда приводящие к научно-технической революции.

Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государственными органами, юридическими лицами и гражданами на проведение научных исследований и реализацию проектов на условиях, предусмотренных грантодателем.
Контрольные вопросы.

1.Что такое наука? Какие функции она выполняет? Как классифицируют науку?

2.Какие этапы выделяются в процессе развития науки? В чем их суть?

3.За счет каких средств осуществляется развитие науки на уровне государства?

4. Как государство стимулирует повышение научной квалификации лиц, работающих в государственных структурах?

Тестовое задание

1. Основными функциями науки являются:

А) внутренняя и внешняя;

Б) познавательная и практическая;

В) стимулирующая и контрольная.

2. Первая классификация наук была предложена Ф. Бэконом в:

3.В соответствии с Федеральным законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в РФ может осуществляться:

А) только физическими лицами;

Б) только юридическими лицами;

В)физическими и юридическими лицами, но за исключением лиц без гражданства.

Г)физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и юридическими лицами (организациями, предприятиями и т.п.).

4.Состав диссертационного совета утверждается:

А) Диссертационным комитетом Российской Федерации

Б) Российской академией наук

В) Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации

Г) Правительством Российской Федерации

5.Продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе, это :

А) Прикладные научные исследования

Б) Экспериментальные разработки

В) Научная и (или) научно-техническая продукция

Г) Научный и (или) научно-технический результат

Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, это

Читайте также: