В каких учреждениях проводится научная деятельность в современной россии кратко
Обновлено: 05.07.2024
Они подразделяются па научно-исследовательские, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования и другие организации. осуществляющие научную или научно-техническую деятельность. Действующее законодательство дало право научным организациям осуществлять обучение по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования в целях подготовки и переподготовки научных работников.
Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления. Органы государственной власти РФ, ее субъектов, государственные академии науки в пределах своих полномочии определяют приоритетные направления развития науки, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, достижений науки и техники, а также развитие форм интеграции науки и производства. При этом управление научной и научно-технической деятельностью не должно нарушать свободу научною творчества.
Органы государственной власти РФ, ее субъектов утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных организаций, научных организаций субъектов РФ, осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного им государственного имущества и т.д.
Согласно действующему законодательству Правительство РФ устанавливает порядок проведения научных исследований и использования научных и научно-технических результатов, которые могут создать угрозу безопасности РФ, здоровью граждан, окружающей природной среде; лицензирует отдельные виды научной и научно-технической деятельности; вводит в случаях, предусмотренных законодательством РФ. ограничения па право использования отдельных научных и научно-технических результатов, т.е. распространяет на них режим секретности; вводит сертификационные и метрологические требования к отдельным видам научной и научно-технической деятельности.
Важная роль в управлении наукой, организации научной деятельности отводится академиям наук. К ним относятся Российская академия наук и отраслевые академии наук (Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия образования. Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств. Все они имеют государственный статус, т.е. являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями. Они создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента РФ или Правительства РФ и финансируются из средств федерального бюджета. В их состав входят научно-исследовательские институты, научные лаборатории, конструкторские бюро и другие научные организации.
Российская академия наук (РАН) представляет собой высшее научное учреждение, некоммерческую самоуправляемую научную организацию, призванную проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по важнейшим проблемам естественных, гуманитарных и общественных наук. Ей предоставлено право участвовать в координации фундаментальных научных исследований, которые выполняются научными организациями и образовательными учреждениями высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета.
Основными целями и задачами РАН являются организация и проведение научных исследований, направленных на получение новых знаний в различных областях, способствующих технологическому, экономическому, социальному и культурному развитию России; всемерное содействие развитию науки в РФ, повышение общественного престижа научной деятельности; изучение и анализ достижений мировой науки с целью использования их в интересах РФ; участие в разработке и реализации государственной научно-технической политики; разработка прогнозов технологического развития мировой экономики и определение места и роли РФ на рынке наукоемкой продукции; подготовка научных кадров высшей квалификации и т.д.
РАН объединяет в своем составе крупнейших ученых нашей страны (академики, члены-корреспонденты, а также иные сотрудники ее научных организаций). В ее систему входят институты, научные центры, обсерватории, научные станции, ботанические сады, библиотеки, музеи, заповедники, иные организации, призванные проводить и обеспечивать исследования по важнейшим направлениям фундаментальной и прикладной науки.
Как самоуправляемая организация она действует на основе собственного Устава 1 См.: Устав Российской академии наук. Утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2007 г. // СЗ РФ. 2007. № 48 (ч. 2). Ст. 6005. , который принимается общим собранием РАН и утверждается Правительством РФ. Ее высшим органом управления является общее собрание академии, которое решает все основные вопросы ее деятельности. Между общими собраниями управление академией осуществляет ее Президиум — постоянно действующий коллегиальный орган управления академии, который подотчетен ее общему собранию.
РАН имеет свою структуру, в которую входят отделения, региональные отделения, региональные научные центры.
Отделение РАН является ее основным структурным подразделением, объединяющим ученых одной или нескольких смежных отраслей науки. Оно объединяет институты и другие ее (РАН) научные организации по профилю отделения. Основной задачей отделения является развитие фундаментальных и прикладных исследований в научных организациях, объединенных в отделение академии.
В отличие от отделений, региональные отделения академии представляют собой объединение членов академии, научных сотрудников институтов и других подведомственных академии организаций, расположенных в соответствующем регионе. Основной целью регионального отделения является организация и проведение исследований, направленных на решение важнейших научных проблем и задач, способствующих успешному развитию региона и РФ в целом.
Региональный научный центр РДН объединяет членов академии, работающих в соответствующем регионе, научных сотрудников подведомственных академии организаций, расположенных в этом регионе. Основной целью такого центра является организация и проведение научных исследований, прикладных работ, имеющих важное значение для хозяйственного и культурного развития этого региона.
Перечень рассмотренных научных объединений РАН дан в ее Уставе.
Являясь ведущим научным учреждением страны, РАН тесно взаимодействует с другими научными организациями и учреждениями, в том числе с отраслевыми академиями наук. Они являются самоуправляемыми организациями, осуществляющими фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники, внося тем самым большой вклад в развитие науки. Их уставы утверждаются Правительством РФ.
Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена и развивается в системах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют руководство ведомственными научно- исследовательскими организациями. Названные организации занимаются, как правило, исследованиями но прикладным направлениям науки.
Во главе отраслевых научно-исследовательских организаций стоит директор, назначаемый учредителем, т.е. соответствующим органом исполнительной власти. Назначение осуществляется по результатам голосования, проводимого учеными советами соответствующих организаций, учреждений.
Значительный вклад в развитие науки вносят вузы, в которых сосредоточено большое число ученых нашей страны. Преподаватели и научные сотрудники вузов участвуют в развитии наиболее важных направлений фундаментальной и прикладной науки, внедряя научные исследования в образовательный процесс. Вузовская наука решает острые вопросы научно-технического прогресса в стране, ее социально-экономического развития, становления производства в соответствии с современными рыночными требованиями.
Научная работа в вузах осуществляется в тесном контакте с научными организациями и учреждениями, что позволяет более четко координировать научную работу ученых, направлять совместные усилия на развитие науки.
Формами организации науки являются Государственные научные центры Российской Федерации (ГНЦ) и наукограды Российской федерации.
Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда осуществляется Правительством РФ с установлением срока этого статуса.
Принят Федеральный закон, определяющий правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук. Российская академия медицинских наук, Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшиеся государственными академиями наук, присоединяются к Российской академии наук:
Государственные Российские научные фонды и центры
В целях содействия осуществлению научных исследований и разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, создан Фонд перспективных исследований (ФПИ):
О порядке передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения). Постановление Правительства РФ от 10.05.2014 №429 включая
Правила передачи Фондом перспективных исследований прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по заказу Фонда перспективных исследований, а также приобретенные Фондом перспективных исследований на основании договоров, в целях их практического применения (внедрения)
Инновационный центр "Сколково" - планируемый к созданию ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения жизнедеятельности на его территории, регулируются федеральным законом:
Российский фонд фундаментальных исследований создан Указом Президента РФ от 27 апреля 1992 г. Российский гуманитарный научный фонд создан постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1994 г. Фонды являются государственными некоммерческими организациями в форме федерального учреждения, находящегося в ведении Правительства РФ. Это — уставы фондов:
Полномочия учредителя национального исследовательского центра "Курчатовский институт" осуществляет Правительство РФ. Деятельность Центра в настоящее время регламентируется федеральным законом:
Российский научный центр "Курчатовский институт" является научной организацией в форме
федерального государственного бюджетного учреждения, основанного на праве оперативного управления. Это — устав фонда:
Центр является правопреемником федерального государственного учреждения "Российский научный центр "Курчатовский институт", созданного в порядке преобразования государственной научно-исследовательской организации - государственного предприятия Российский научный центр "Курчатовский институт" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №778 "О Российском научном центре "Курчатовский институт".
Статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание:
Оплата труда научных работников
Давно назрела необходимость совершенствования оплаты труда научных работников — см. пилотный проект, который реализуется в научных учреждениях Российской академии наук:
Жилье для молодых ученых
Правила устанавливают порядок предоставления молодым ученым субсидий на приобретение жилых помещений в рамках реализации мероприятий по федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Молодой ученый может быть признан участником мероприятий, если его возраст не превышает 35 лет (для кандидатов наук) или 45 лет (для докторов наук) на день принятия решения о его включении в список молодых ученых — участников мероприятий; стаж его работы в научной организации в должности научного работника составляет не менее 5 лет, — см.:
Учет результатов научно-технической деятельности
На Министерство образования и науки возложена разработка государственного учета результатов научно-технической деятельности. Общие требования к государственному учету результатов научно-технической деятельности см.:
Правила устанавливают порядок проведения оценки результативности деятельности научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук:
Порядок предоставления научными организациями, выполняющими работы гражданского назначения, сведений о результатах их деятельности и методика оценки результативности их деятельности:
Правила проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения мировому уровню развития науки и техники см.:
Международная деятельность и зарубежные контакты
В целях развития научно-технического потенциала России и расширения долгосрочного партнерства со странами Европейского союза в 2014 году проводится Год науки Россия — ЕС:
Численность российских ученых и специалистов, направляемых за границу в рамках научно-технического
сотрудничества с Европейской организацией ядерных исследований и другими зарубежными научными центрами, участвующими в программах исследования фундаментальных свойств материи, определяется
ежегодно Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации по отдельным категориям в пределах общей численности, не превышающей 200 человек в год.
Финансовое обеспечение при этом производится в соответствии с Правилами:
В соответствии с Концепцией реформирования российской науки на период 1998–2000 годов, в интересах
привлечения иностранных инвестиций в научно - техническую сферу Российской Федерации разработан этот порядок:
Некоммерческие организации
Очень часто научные центры, фонды и др. создаются в форме некоммерческих организаций. Деятельность некоммерческих организаций регламентируется Гражданским кодексом РФ (ст.116-123 ГК РФ) и специальными законами:
О некоммерческих организациях. Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ
Об общественных объединениях. Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ
Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.
Больше полезной информации об учёбе и трудоустройстве после выпуска знают подписчики нашего телеграм-канала. А в другой группе мы собрали скидки и выгодные предложения.
Какие этапы научной карьеры проходит учёный
Карьера молодого учёного начинается ещё в вузе, обычно — на 2-3 курсе. В это время студент впервые сталкивается с научной работой: готовит тезисы, выступает на конференциях. Если ему нравится этот вид деятельности и преподаватели отмечают у учащегося способности, стоит задуматься о научной карьере.
Этапы научной карьеры:
- Магистратура и защита магистерской диссертации.
- Аспирантура и защита кандидатской диссертации.
- Докторантура и защита докторской диссертации.
Магистратура
Карьера учёного в России начинается с магистратуры — первого шага в серьёзную науку. Окончив бакалавриат, студент уже может работать по специальности, но для углублённого изучения определённой отрасли и формирования навыков проведения научного исследования необходима магистратура.
Во время обучения на этом уровне студент определяется с интересующей его темой исследования, составляет план работы и последовательно выполняет его, готовит научные публикации.
Аспирантура
Следующий шаг при планировании научной карьеры — поступление в аспирантуру или оформление соискательства (по сути, это аспирантура без отрыва от работы в учреждении). Для этого нужно сдать экзамены:
- философия;
- иностранный язык;
- экзамен по специальности.
Часто аспиранты занимаются также преподаванием: работают на кафедре ассистентами или, если позволяет стаж и штатное расписание, старшими преподавателями. После защиты кандидат наук может получить научное звание и продолжить карьерный рост, заняв должность доцента.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Основа научной карьеры — прикладные исследования
Докторантура
Завершающий этап научной карьеры учёного — докторантура. Докторанту также помогает научный консультант — доктор наук в выбранной сфере. Докторская диссертация обычно открывает новое направление в науке, посвящена важному открытию или принципиально новому взгляду на проблему.
Чтобы стать доктором наук, нужно не только подготовить соответствующую работу, но и выполнить ряд требований:
- иметь ряд публикаций в отечественных и международных журналах;
- заниматься научным руководством аспирантов;
- вести активную научно-исследовательскую работу.
Докторантура в РФ длится 2 года. Защита докторской, как и кандидатской, проводится на учёном совете. Соискатель представляет результаты работы и доказывает её новизну и состоятельность.
После успешной защиты диссертации соискателю присваивается степень доктора наук, и он может получить звание и должность профессора. Это высшая ступень научной карьеры в России.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Первые научно-исследовательские институты (сокращенно НИИ) в современном понимании этого термина появились на рубеже XIX–XX веков. Именно в это время стремительно развивавшаяся наука начала ставить перед учеными многокомпонентные проблемы, решение которых требовало объединения усилий специалистов разных профилей.
Что такое НИИ
Научно-исследовательский институт – это учреждение, созданное для проведения фундаментальных теоретических или прикладных экспериментальных исследований в определенных областях науки (информационных или пищевых технологиях, химии, математике, агрономии и растениеводстве, экономике, экологии, социологии и т. д.). В некоторых НИИ постоянно может работать небольшой коллектив из 20–40 экспертов, а для решения конкретных задач в рамках масштабных комплексных исследований по контрактам привлекаются узкие специалисты.
Со временем растущая сложность разработок потребовала кооперации знаний ученых из разных стран, и к середине XX века стали открываться международные научно-исследовательские институты. Самые известные примеры: в России – ОИЯИ (Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, по-английски Joint Institute for Nuclear Research, JINR), с которым сотрудничают 800 университетов и научных центров из 18 стран, или в Швейцарии – ЦЕРН (Европейский центр ядерных исследований, его русское сокращенное название – это транслитерация французской аббревиатуры CERN – Centre Europeen pour la Recherche Nucleare). С женевским центром (а по сути, научно-исследовательским институтом) сотрудничают ученые более 500 университетов из 23 стран.
За рубежом НИИ обычно называются бюро, лабораториями, центрами, институтами, научно-исследовательскими университетами (Research University).
- конструкторское бюро;
- исследовательский центр;
- научно-исследовательский полигон;
- научный центр/станция;
- институт экспериментальной медицины/психологии/ветеринарии и т. д.;
- институт проблем безопасности/управления/транспорта/нефти и газа/морских технологий и т. д.;
- научно-инженерный центр;
- центр/институт исследований.
Частных НИИ в России и в мире (за исключением США и Японии) меньше, чем государственных, но независимо от формы финансирования к середине XX столетия научно-исследовательские институты во всех странах стали устойчивой формой организации совместной научной деятельности, так как давали возможность:
- углубить специализацию штатных сотрудников;
- привлечь к сотрудничеству независимых исследователей, занимающихся различными сторонами одного научного направления;
- комплексно решать глобальные теоретические и актуальные практические задачи.
В России прообразы НИИ начали работать в начале XX века. Позже, с первых лет Советской власти развитию науки уделялось пристальное внимание. В самые тяжелые годы разрухи и гражданской войны были созданы первые научно-исследовательские институты, и с каждым годом их количество увеличивалось. К середине 50-х НИИ стали основой организационной структуры советской науки. Они создавались при Академии наук, министерствах, крупных университетах.
Сеть научных учреждений охватывала практически всю территорию страны. Их работа отличалась планомерностью и тесно увязывалась с проблемами развития народного хозяйства. Ответственность за организацию исследований по главным направлениям естественных и общественных наук была возложена на Академию наук СССР. Центральные и отраслевые НИИ занимались разработкой долгосрочных программ, обеспечивающих развитие:
- минерально-сырьевой и энергетической базы;
- ведущих отраслей промышленности;
- сельскохозяйственного производства;
- новых технологических процессов.
Список российских научно-исследовательских институтов
После распада СССР количество научных учреждений резко уменьшилось. В частности, за период с 1990 по 2003 годы их число сократилось в 7,8 раза. Сегодня в стране насчитывается около 1 000 НИИ, не меньше половины из них работает под научно-методическим руководством РАН (Российской академии наук).
Гуманитарные
Точные науки
Фундаментальные исследования в области математики
Естественные науки
Наименование НИИ | Направление научной деятельности | |
---|---|---|
1 | Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова (НИФХИ) РАН | Исследования способов катализа химических процессов |
2 | Институт химической физики им. Н. Н. Семенова РАН | Изучение кинетики химических реакций, методов получения наноматериалов с заданными свойствами |
3 | Институт энергетических исследований (ИНЭИ) РАН | Прикладные и фундаментальные исследования вопросов развития энергетики (мировая интеграция энергорынков, топливно-энергетический баланс, нефтегазовый комплекс и др.) |
4 | Байкальский институт природопользования (БИП) СО РАН | Науки о земле (рациональное природопользование); химия и материаловедение (разработка экологически безопасных технологий производства новых материалов) |
5 | Институт биологии УНЦ РАН | Вопросы охраны и рационального использования биологических ресурсов |
6 | Институт биофизики клетки (ИБК) РАН | Изучение биофизики клеточных структур |
7 | Институт биохимии им. А. Н. Баха (ИНБИ) РАН | Теоретические и практические исследования в области биохимии и смежных направлениях |
8 | Институт водных и экологических проблем (ИВЭП) СО РАН | Изучение влияния техногенного воздействия на окружающую среду, участие в международных экологических проектах |
9 | Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова (ИИЕТ) РАН | Изучение истории научных достижений, применение виртуальных методов в ее освещении. |
10 | Институт цитологии и генетики Сибирского отделения РАН | Прикладные разработки и фундаментальные исследования в области нанобиотехнологий, общей и молекулярной генетики, клеточной биологии |
Космос
Наименование НИИ | Направление научной деятельности | |
---|---|---|
1 | Институт космических исследований (ИКИ) РАН | Использование космоса в фундаментальных научных целях; космическая физика |
2 | Институт космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера СО РАН | Исследование геомагнитного поля Земли |
3 | Институт солнечно-земной физики (ИСЭФ) СО РАН | Изучение физики околоземного пространства |
4 | Астрономический институт им. В. В. Соболева | Исследования в области физики галактик и небесной механики |
5 | Астрономический институт им. П. К. Штернберга | Крупнейший научный центр по исследованию физики межзвездного пространства, участие в международных космических экспериментах |
6 | Институт астрономии РАН | Изучение физики и динамики звездных систем |
7 | Институт прикладной астрономии РАН | Фундаментальные исследования в области радиоастрономии |
8 | Крымская астрофизическая обсерватория | Исследования в области физики и химии звезд и Солнца |
9 | Институт космофизических исследований и распространения радиоволн ДВО РАН | Фундаментальные исследования в области распространения радиоволн |
10 | Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория | Фундаментальные исследования Вселенной, изучение эволюции звезд |
Физика
Медицина
Наименование НИИ | Направление научной деятельности | |
---|---|---|
1 | Институт биомедицинской химии им. В. Н. Ореховича АМН | Изучение проблем биохимии и медицины |
2 | Институт медико-биологических проблем РАН | Медико-биологические исследования человеческого организма в условиях космического полета |
3 | НИИ глазных болезней им. Гельмгольца | Разработка методов медикаментозного и оперативного лечения глаз |
4 | Институт экспериментальной медицины | Первый в России медико-биологический центр, открытый в 1890 году |
5 | НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова | Ведущий центр для исследований в области микробиологии и вирусологии |
6 | Институт морфологии человека | Исследование проблем функциональной анатомии человека |
7 | Институт ревматологии им. В. А. Насоновой | Разработка инновационных методик диагностики и лечения ревматических заболеваний |
8 | Институт эпидемиологии и микробиологии им. Г. Л. Сомова | Фундаментальные и прикладные исследования по микробиологии бактериальных инфекций |
9 | Институт медицины труда им. акад. Н. Ф. Измерова | Разработка комплексных мер профилактики профессиональных заболеваний |
10 | Институт общественного здоровья им. Н. А. Семашко | Фундаментальные и прикладные исследования общественного здоровья и организации здравоохранения |
Инженерия и техника
Военные (Минобороны)
Наименование НИИ | Направление научной деятельности | |
---|---|---|
1 | 46 Центральный НИИ Минобороны РФ | Стратегические исследования по проблемам развития вооружений |
2 | Центр специальных разработок | Прикладные исследования в области информационных систем для Минобороны |
3 | 12 Центральный НИИ Минобороны РФ | Теоретические и практические разработки современного вооружения |
4 | 33 Центральный испытательный институт Минобороны РФ | Исследования по радиационной и химической защите |
5 | Центральный НИИ ВВС Минобороны РФ | Исследования проблем эксплуатации военной авиационной техники |
6 | Главный научный метрологический центр Минобороны РФ | Метрологическое обеспечение систем связи и высокоточного оружия |
7 | Центральный НИИ Войск воздушно-космических сил | Комплексные исследования по вопросам противовоздушной обороны |
8 | 48 Центральный НИИ Минобороны РФ | Ведущий НИИ по разработке средств защиты от биологического оружия |
9 | 16 Центральный испытательный НИИ ордена Красной звезды им. марш. А. И. Белова Минобороны РФ | Исследования в области технических наук |
10 | 3 Центральный НИИ Минобороны РФ | Разработки по созданию военной и специальной техники |
Всего в ведении Минобороны РФ находится 24 научно-исследовательских института.
Культура и искусство
Наименование НИИ | Направление научной деятельности | |
---|---|---|
1 | Институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева | Ведущая организация по исследованию проблем культурного наследия |
2 | Новый институт культурологи (НИК) | Изучение проблемы сохранения и развития культурологического наследия |
Полный перечень научно-исследовательских институтов и центров РАН представлен на ее сайте.
Работа НИИ, подчиняющихся РАН, строится в соответствии с принципами, утвержденными постановлением Президиума академии, остальные научно-исследовательские институты руководствуются 5-й статьей ФЗ о науке.
В отличие от советских времен, когда многочисленные НИИ были, скорее, временным пристанищем для выпускников вузов, обязанных три года отработать по распределению, чем локомотивом прогресса, сегодня научно-исследовательские институты России стали генераторами инновационного развития страны, обеспечивая современное промышленное производство высокими технологиями и материалами.
Научная деятельность, научная работа или научный труд – это творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, результаты которой характеризуются следующими основными признаками:
а) новизной и оригинальностью;
б) уникальностью и неповторяемостью (результаты научной деятельности не могут быть серийными, повторенная работа теряет новизну, поэтому обязательным требованием к исследователю является его информационная осведомленность об объекте и предмете исследования);
в) вероятностным характером и риском (всегда трудно предугадать, успешно ли закончится задуманное исследование и будет ли получен предполагаемый результат);
г) доказательностью, то есть убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью.
Научная деятельность классифицируется:
– по целевому назначению: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование технологии и т. п.;
– видам научных работ: фундаментальные, прикладные исследования, разработки;
– диапазону исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос;
– методу исследования: теоретическое, экспериментальное, смешанное.
Научные учреждения, независимо от их подчиненности, названия, ранга, помимо научных сотрудников должны иметь средства научной деятельности (научное оборудование – измерительное, вычислительное и т. д.), объекты научного труда (исследуемые предметы или явления), информационный массив (библиотечный и патентный фонды), а также психологический микроклимат для научной деятельности.
По отношению к сфере человеческой деятельности научные учреждения классифицируются так:
– к непроизводственной сфере относятся академические институты, входящие в состав Российской Академии Наук, научно-исследовательские институты общенаучного и гуманитарного профилей, а также вузы непроизводственного профиля (медицинские, юридические и др.);
– к производственной сфере относятся все отраслевые институты – проектные и конструкторские бюро, научно-производственные комплексы и объединения, технические вузы.
В соответствии с Законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в стране может осуществляться физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и юридическими лицами (организациями, предприятиями и т.п.).
Очевидно, что эффективная научная деятельность возможна только при условии ее финансирования. Источниками финансирования научной деятельности в нашей стране являются:
1. Государственный бюджет (госбюджет).
2. Средства юридических и физических лиц.
Для финансирования научной деятельности могут направляться средства из госбюджета различных уровней: федерального и местных (областного, городского и т.д.). Помимо средств предприятий, организаций и фирм для развития науки используются денежные и иные средства различных отечественных и зарубежных фондов (Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд Сороса и др.). При этом развивается практика выделения на конкурсной основе для конкретной научной деятельности грантов - денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно.
Управление научной деятельностью в стране осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.
Физические лица и юридические лица негосударственной формы собственности имеют право самостоятельно определять все аспекты своей научной деятельности, не противоречащей законодательству страны.
Органы государственной власти в пределах своих полномочий, не нарушающих свободу научного творчества, выполняют следующие основные функции управления научной деятельностью:
1.определяют приоритетные направления развития науки и техники;
2.обеспечивают формирование и функционирование системы государственных научных организаций;
3.осуществляют межотраслевую координацию научной деятельности;
4.осуществляют разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов;
5.развивают формы интеграции науки и производства;
6.осуществляют реализацию достижений науки и техники;
7.осуществляют контроль за эффективным использованием субъектами научной деятельности предоставленных им государственных средств и имущества;
8.осуществляют контроль за подготовкой научных кадров.
Более детальная структура государственного управления научной деятельностью имеет свои особенности в рамках различных министерств, ведомств, академий наук. Например, во многих вузах дальнейшая детализация этой структуры представляется схемой: ректор - проректор по научной работе - научно-исследовательская часть (сектор) - кафедры (лаборатории) - исследователи (преподаватели, научные работники, докторанты, аспиранты, студенты).
1.4. Подготовка научных кадров в России
Специфика научной деятельности требует работников, имеющих специальную профессиональную подготовку. Базовая научная подготовка кадров осуществляется в вузах. После успешного обучения в российском вузе можно получить начальную ученую степень и квалификацию бакалавра наук (бакалавр химии, бакалавр технических наук по различным направлениям и др.) и квалификацию дипломированного специалиста по различным специальностям (химик, физик, инженер, менеджер и др.). Эти ученые степени и квалификации свидетельствует о соответствующих знаниях и умениях человека с высшим профессиональным образованием и в области науки.
Наличие высшего профессионального образования позволяет получить в вузе за 2 года ученую степень или квалификацию магистра наук по различным направлениям (магистр химии, магистр технических наук и т.п.) и за 3-4 года (по очной и заочной формам обучения в аспирантуре) - ученую степень кандидата наук по различным специальностям (кандидат химических наук, кандидат технических наук и т.п.).
Любой человек с высшим профессиональным образованием может получить ученую степень кандидата наук без обучения в аспирантуре при условии подготовки и успешной защиты диссертации в диссертационном совете, состав которого утверждается Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации (ВАК).
Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, могут получить ученую степень доктора наук по различным специальностям после обучения в докторантуре в течение 3 лет или без такого обучения при условии подготовки и успешной защиты соответствующей диссертации в диссертационном совете. Допускается присуждение ученой степени доктора наук лицам с высшим профессиональным образованием, не имеющим ученой степени, за глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки.
Аспирантура и докторантура решением органов государственной власти открываются не только в вузах, но и в научных организациях. Наличие у лиц ученых степеней (бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук) подтверждается соответствующими дипломами государственного образца. Лицам, имеющим глубокие профессиональные знания и достижения не только в науке, но и в педагогике, органами государственной власти присваиваются ученые звания доцента и профессора соответствующих кафедр вузов. Возможно присвоение ученых званий старшего научного сотрудника и профессора по различным специальностям за научные достижения. Наличие у лиц ученых степеней профессора, доцента, старшего научного сотрудника подтверждается аттестатами государственного образца.
В системе государственных и общественных академий наук предусматривается присвоение ученых званий действительного члена (академика) и члена-корреспондента соответствующих академий наук.
Дисциплина "Основы научных исследований имеет важное значение для получения высшего профессионального образования.
Во-первых, эту дисциплину следует относить к общепрофессиональным, поскольку ее изучение вооружает человека общими знаниями и навыками, которые помогут разобраться в закономерностях любого явления, происходящегов экономике, в быту, обществе, природе.
Во-вторых, дисциплина "Основы научных исследований" является специальной дисциплиной, так как изучая ее, студенты получают знания и навыки, необходимые для практической работы и позволяющие им продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре.
Основные цели изучения дисциплины "Основы научных исследований":
1.приобретение базовых (начальных) знаний, практических навыков и умений самостоятельной работы для формирования новых знаний, приемов решения научных и технических задач;
2.знакомство со спецификой научной деятельности человека.
К задачам дисциплины "Основы научных исследований" относятся изучение:
1.систем поиска, хранения и обработки научно-технической (НТИ), патентной (ПИ) и конъюнктурно-экономической информации (КЭИ);
2.рекомендаций по составлению аналитических обзоров по научно-техническим проблемам;
3.методов планирования и проведения эксперимента;
4.методов обработки и анализа результатов наблюдений и эксперимента (в том числе с применением методов математической статистики: корреляционного, дисперсионного, регрессионного и других анализов);
5.методов оптимизации технологических процессов;
6.правил оформления отчетов о научно-исследовательских работах;
7.форм юридической охраны интеллектуальной собственности.
В результате изучения курса студент должен иметь следующие представление и навыки:
Ÿорганизация научно-исследовательской работы;
Ÿметодологические основы научного познания и творчества;
Ÿметоды теоретических и эмпирических исследований;
Ÿэкономическая эффективность научно-исследовательской работы;
Ÿэтапы научно-исследовательской работы;
Ÿпоиск, накопление и обработка научно-технической информации с применением систем новых информационных технологий;
Ÿметоды обработки экспериментальных данных;
Ÿоформление результатов научной работы и передача информации;
Ÿорганизация работы в научном коллективе.
Словарь.
Наука - сложное социальное явление, особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, основанное на получении и освоении новых знаний и использовании их для решения практических задач.
Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка, как правило высказывается на основе ряда подтверждающих ее наблюдений.
Теория - совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности.
Научная деятельность- деятельность, направленная на получение новых знаний, включающая в себя фундаментальные, прикладные научно-исследовательские работы и экспериментальные разработки.
Научная работа- комплекс теоретических и экспериментальных исследователей, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
Фундаментальны научные исследования- глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования.
Прикладные научные исследования- это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач, результатом которых является создание и совершенствование новых технологий.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)- здесь соединяется наука с производством, обеспечивая тем самым, как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта, иногда приводящие к научно-технической революции.
Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно государственными органами, юридическими лицами и гражданами на проведение научных исследований и реализацию проектов на условиях, предусмотренных грантодателем.
Контрольные вопросы.
1.Что такое наука? Какие функции она выполняет? Как классифицируют науку?
2.Какие этапы выделяются в процессе развития науки? В чем их суть?
3.За счет каких средств осуществляется развитие науки на уровне государства?
4. Как государство стимулирует повышение научной квалификации лиц, работающих в государственных структурах?
Тестовое задание
1. Основными функциями науки являются:
А) внутренняя и внешняя;
Б) познавательная и практическая;
В) стимулирующая и контрольная.
2. Первая классификация наук была предложена Ф. Бэконом в:
3.В соответствии с Федеральным законом РФ "О науке и государственной научно-технической политике" научная деятельность в РФ может осуществляться:
А) только физическими лицами;
Б) только юридическими лицами;
В)физическими и юридическими лицами, но за исключением лиц без гражданства.
Г)физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и юридическими лицами (организациями, предприятиями и т.п.).
4.Состав диссертационного совета утверждается:
А) Диссертационным комитетом Российской Федерации
Б) Российской академией наук
В) Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации
Г) Правительством Российской Федерации
5.Продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе, это :
А) Прикладные научные исследования
Б) Экспериментальные разработки
В) Научная и (или) научно-техническая продукция
Г) Научный и (или) научно-технический результат
Экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, это
Читайте также:
- Что можно провести развлечение с детьми доу в ноябре 2021 г
- Что такое смелость какую роль она играет в жизни человека обществознание 6 класс кратко
- В школе запрещено делать подножки во время перемены потому что можно получить травму
- Школа 1 екатеринбург педагогический состав
- Как иван грозный убил своего сына краткое содержание