В эссе раскрыть как использование русских народных сказок влияет на изучение русского языка в доу

Обновлено: 05.07.2024

Сказки. Произнося это слово, мы в мгновение ока переносимся в волшебный мир детства. Какие сказки нам читали родители, какие сказки мы полюбили больше всего, и какие сказки мы бы хотели подарить нашим детям? Конечно же, прежде всего, это должны быть добрые, мудрые сказки, развивающие правильное восприятие мира, пробуждающие в ребенке все самое лучшее и доброе; интересные сказки, полные таинственности и чудес; красивые сказки, прекрасные и содержанием, и иллюстрациями; сказки, несущие в себе свет и радость, надежду и веру, загадку и вдохновение. Дошкольный возраст – это, бесспорно, возраст сказки. Именно в этот период ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал детей, креативность, открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека. Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира – он оживает для ребенка в новых образах, ассоциациях, интегрируя частное, индивидуальное.

Сказочная композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определённые по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника – всё это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она помогает им понять на доступном для них языке красоту окружающего мира и становится незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребёнка.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине, осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость и одобряют трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек может стать красна девица - (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка станут далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Сегодня потребность дошколят в сказке особенно велика. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя психика у малышей достаточно пластичная, всё же она имеет свои границы. Ребёнок легко и быстро переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мысли о том, почему всё происходит так, а не иначе.

Кроме того, сегодня дети часто воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Русские же сказки незаслуженно забыты, что, на наш взгляд, является большой ошибкой и непростительным упущением со стороны взрослых. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга и помочь ребёнку овладеть родным языком.

Между тем овладение ребёнком дошкольного возраста родным языком является важнейшим приобретением, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. С самого детства малыш должен привыкать к красивой повествовательной речи, полной неповторимого звучания родного языка, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Сказка в любом возрасте оказывает благотворное влияние на развитие дошкольников в целом и их речь в частности. Устное народное творчество помогает ребёнку не просто говорить, описывая последовательность событий, а ещё и обогащает его речь. Чудесное влияние сказки на развитие речи ребёнка и его внутренний мир трудно сравнить по значимости с чем-либо ещё. Добрые и поучительные сказки обязательно оставят в душе дошкольника неизгладимый след, наполнят душу его разнообразными чувствами и эмоциями, а речь – красивыми словами и оборотами, стремлением говорить чище, лучше, грамотнее.

Е.А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик передает содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием достигается особая непосредственность восприятия. Мы полностью согласны с Евгенией Александровной, что искусством рассказывания сказки, должен владеть каждый воспитатель, т.к. очень важно передать своеобразие жанра сказки.

Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа, пожалуй, ни в чём не проявляет себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать данный вид устного народного творчества, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Именно поэтому мы решили использовать сказки для развития связной речи.

К концу старшей группы мы с ребятами стали инсценировать сказки и показывать их детям. Театрализация сказок способствовала раскрепощению детей, проявлению их творчества, корректировало коммуникативные отклонения. Даже застенчивые дети постепенно стали принимать активное участие в инсценировках сказок. Данная работа проводилась во время кружковой работы во вторую половину дня. Для драматизации мы брали готовые тексты сказок, совместно с музыкальным руководителем подбирали музыкальное сопровождение, разучивали с детьми диалоги, танцевальные композиции для выхода героев; родители помогали готовить костюмы.

В результате выстроенной нами системы работы со сказками у детей появился интерес к языку, самостоятельность в поиске точного выразительного слова, способность выражать свои мысли и чувства, описывать происходящие события. Изображая героев сказок, дети научились двигаться, выразительно говорить, образно воспринимать сказочных героев, раскрывать особенности их характера. Рассказы детей стали свидетельствовать о более высокой ступени восприятия ими литературных произведений (сказок). Это, в свою очередь, сделало их творчество более поэтичным и эстетически осознанным.

Также итогом нашей работы стало оформление в группе уголка сказок, включающего в себя несколько выставочных экспозиций:

- выставка книг со сказками;

- разные предметы, относящиеся к сказкам;

- герои сказок (игрушки);

- выставка поделок по сюжетам любимых сказок (сотворчество родителей и детей).

Величайшее богатство русского народа - фольклор, неотъемлемой частью которого являются русские народные сказки. Наряду с другими формами русского фольклора, они были придуманы людьми и передавались из поколения в поколения. Поэтому изучение с детьми русских народных сказок не только приобщает к традициям русского народа, но и служит хорошим подспорьем в работе над развитием речи.

Начиная знакомить детей с русскими народными сказками нужно объяснить откуда они появились и почему так называются. Из сказок ребенок узнает много новых, исконно русских слов, образных выражений. На сегодняшний день это очень актуально, т. к. в речи русского народа появилось много слов иностранного происхождения, а часть русских вышли из речевого обихода и дети их не знают и не понимают их значения. Поэтому при прочтении детям русской народной сказки обязательно нужно обращать внимание на незнакомые слова и выражения и объяснять их значения.

Русские народные сказки так же очень эффективны в работе над развитием связной речи детей, т. к. они богаты юмором, живыми и образными выражениями, в них часто используются метафоры, фразеологизмы, крылатые выражения и т. д. Кроме того язык сказок ясен и прост для детского понимания, поэтому дети достаточно легко выражают свое отношение к тому или иному герою, дают оценку их действиям. В связи с этим, полезно, после прочтения, спросить у них как они относятся к каждому из героев данной сказки и почему; какой он по их мнению. Это способствует развитию связной речи, мышления, а так же дают возможность поработать над подбором качественных прилагательных. Н-р: волк какой? (Злой, серый и т. д.)

Большое внимание необходимо уделять пересказам. На начальном этапе, это пересказы с опорой на наглядность (схемы, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, а затем и без нее. При пересказе педагог должен стремиться к тому, чтобы пересказ детей был как можно ближе к тексту, естественно, необходимо учитывать уровень речевого развития каждого ребенка. Кроме того, можно предложить детям придумать свое окончание данной сказки, что будет способствовать не только развитию связной речи, но и таких психических процессов, как мышление, воображение и др.

Одним из эффективнейших приемов работы над русскими народными сказками, направленным на развитие речи, являются театрализованная деятельность и различные виды театров (настольный, пальчиковый, конусный, теневой и др.). Данный прием позволяет поработать над интонацией, мимикой, силой голоса, а так же дает возможность детям раскрепоститься.

И, в заключении, хотелось бы отметить такой метод работы, как сказкотерапия, получивший в настоящее время широкое распространение в сфере логопедии. Уникальность этого метода заключается в том, что через использование сказок, её сюжетных линий решаются многие коррекционные задачи: развитие слоговой структуры слова, развитие фонематического восприятия, развитие подвижности артикуляционного аппарата, автоматизация и дифференциация звуков, развитие лексико-грамматических категорий. и т. д.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Использование сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста В рамках выпускной квалификационной работы, мною проводилось исследование на тему: Использование сказок в развитии связной речи детей старшего.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Главная Фольклор

Автор: Червякова Елена Воспитатель ГБДОУ детский сад №65 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Связная речь является важнейшим компонентом речевой деятельности, без ее развития невозможна полноценная успешная социализация ребенка. Связная речь обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Связная речь представляет собой оптимальный вариант осуществления речевой деятельности человека в процессе решения задач речевой коммуникации.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап усвоения грамматической системы языка. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь, исправлять ошибки у сверстников и даже у взрослого.

Однако некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.

В своей образовательной деятельности для развития связной речи детей я использую сказки.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире живет добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения и в ней мы должны искать ответы на все вопросы. Благодаря сказке ребенок учится говорить, именно благодаря ей он знакомится со своими первыми литературными героями (Колобок, курочка Ряба и др.). Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, животными, с предметным миром.

Сказки позволяют ребенку сравнивать добро и зло, добро отождествлять, а зло осуждать. Именно в сказках происходит нравственное воспитание детей, и именно они помогают развивать связную речь у ребенка.

Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка. Они придумывают новые слова, сами того не замечая, однако не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи. Здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают детям дома и в детском саду. В детском саду они дети учатся пересказывать сказки, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки. Дети беседуют о прочитанном, рисуют любимых персонажей и составляют о них рассказы. Сказки раскрывают перед ними весь мир, создают необыкновенные образы.

В то же время не следует забывать, что каждая встреча со сказкой – это, прежде всего воспитание чувств ребенка. Совершенно справедливо утверждение, что малыш должен не рассуждать, а наслаждаться услышанным. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, то есть интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. Для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. Педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности.

Речь педагога является образцом для детей в области речевого развития, она должна быть грамотной, выразительной, эмоциональной, внятной и понятной. Это является одним из важных условий развития у детей связной речи. Тихая монотонная речь педагога скучная и неинтересная для детей. Ни одна сказка не привлечет внимания ребенка при таком чтении. В то время как эмоциональное интонирование при чтении или рассказывании сказки настолько погружают ребенка в мир сказок, что они просят постоянно их читать. Тем самым дети запоминают сказки, пересказывают их, подражая речи педагога. Это залог успешного развития связной речи детей.

Использование русских народных сказок как средства развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  • владение педагогом методикой знакомства со сказкой
  • учет возрастных особенностей детей при выборе сказок и планировании заданий
  • использование дополнительных средств, активизирующих речевую активность детей: средств наглядности, музыкальных фрагментов, интерактивных пособий и т.д.
  • привлечение родителей к работе по развитию связной речи посредством знакомства с народными сказками.

После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведений данного жанра. Все это способствует развитию связной речи.

В процессе пересказывания сказок ребенок учится связно, последовательно, выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: речь, память, мышление, воображение, восприятие. Сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в русских народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Русская народная сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она продолжает жить и не утрачивает своей популярности во всем мире.

Народная сказка в развитии речи

Проблема формирования творческих личностей и раскрытие читательского потенциала воспитанников остро стоит перед воспитателями ДОУ. Русская народная сказка в развитии речи ребенка играет не последнюю роль. У ребят возникают трудности восприятия произведений устного народного творчества, пропадает интерес к книге. Детей порой сложно заинтересовать чтением сказок, хотя на прилавках магазинов много ярких и красочных произведений.

Русская народная сказка в развитии речи ребенка

В организованной деятельности ДОУ эта работа проводится на занятиях. Поэтому особенно важно учить детей старшего дошкольного возраста слушать русские народные сказки, понимать их основу, фиксировать в речи полученные знания, говорить правильно и проявлять интерес к устному народному творчеству.

Огромное значение для формирования речи дошкольников играет русская народная сказка. Она написана на живом и выразительном языке. В ней много остроумных эпитетов, смысловой поэтики. Никакие другие произведения не имеют такое идеальное расположение труднопроизносимых звуков, за счет которого образная трактовка произведения не вызывает затруднений у детей старших групп.

Книга со сказками

Русские народные сказки обогащает словарный запас воспитанников. Их тексты не только способствуют активации и развитию словаря, но и учат правильному построению диалогов, а также оказывают положительное влияние на процесс развития связной речи.

Адекватное, полное и точное отображение средствами языка того или иного фрагмента действительности (или предметной ситуации) является основной целью речи и письма.

Анализ русской народной сказки для развития речи

Включение в традиционные занятия игр и заданий, основанных на целостном анализе русской народной сказки, призвано способствовать закреплению навыков монологической и диалогической речи, переносу их в естественные условия общения. Это помогает воздействовать на личность ребенка, обогащая его читательский опыт.

Анализ системы образов (персонажей)

Проводится выделение главных и второстепенных героев. При знакомстве с произведением необходимо учить дошкольников выделять образы персонажей, определять их роль в тексте — ведущую или фоновую — и объяснять, почему тех или иных героев можно считать главными или второстепенными (обучение основам монолога-рассуждения). Так русская народная сказка в развитии речи ребенка приобретает новый виток — развитие правильной логики.

После рассмотрения персонажей проводится словесное рисование персонажей (с помощью речи рисуется портрет). После прослушивания дети могут составлять словесные портреты героев, в которых необходимо активно использовать прилагательные.

Дети рассказывают про героя сказки

Сюжетный анализ

Для анализа сюжета и попутного развития речи проводится ряд взаимодействий с детьми:

  1. Сопоставление произвольного элемента сюжета с характерами действий героев. Дети при этом учатся отвечать на вопросы о поступках героев, используя глаголы и оценочные прилагательные, а также продолжают осваивать сравнительные обороты. Любая русская народная сказка в развитии речи ребенка выявит новые потенциалы для характеристики действий окружающих, как это делается в отношении сказочных персонажей.
  2. Пересказ текста по сюжетной картине или серии сюжетных картин. Дети учатся самостоятельному пересказу текста с опорой на наглядность.
  3. Используя серию сюжетных картин к сказкам, необходимо выкладывать их в разном порядке, давая детям задание сначала восстановить правильный порядок иллюстраций, а потом пересказать сюжет в текстовой последовательности. Благодаря этому формируются представления о тексте как сложном образном и синтаксическом целом. Происходит развитие речи и логики.

Разложить карточки сюжета логично

Композиционный анализ

Что нужно сделать с детьми:

  1. Деление текста на смысловые части, составление его плана. На основе сказок можно обучать ребят делить сказку на основные части и объяснять при этом свой выбор, развивая речь.
  2. Обучение выделению обрамляющих формул. Понимание роли обрамляющих и медиальных формул проверяется в дополнительном задании — рассказать о каждой части в отдельности и описать ее функции.
  3. Уяснение пространственно-временной специфики сказочного мира. Можно рассматривать путешествие героев с помощью слов: в пути, по дороге, в колодце, в лесу и т.д.

Анализ языковых средств изобразительности и выразительности

Еще один блок заданий для развития речи ребенка через художественные произведения с высоким смыслом:

  1. Подбор синонимов. При составлении описаний персонажей и обстановки необходимо обучать детей подбирать синонимы к существительным и прилагательным с целью более точной характеристики предметов.
  2. Подбор антонимов. При анализе русских народных сказок и особенностей развертывания их сюжета необходимо учить воспитанников подбирать антонимы к существительным, прилагательным и глаголам с целью более точного понимания внутреннего драматизма произведения и, конечно, развития речи и словарного запаса.
  3. Анализ реплик героев как средства их художественной характеристики, составление воображаемых диалогов между героями. Здесь можно разыгрывать с детьми воображаемые диалоги.

Антонимы в русских народных сказках

Творческие формы работы

Любая сказка может быть дополнена с легкой руки детей с хорошей фантазией. Необходимо предлагать им пофантазировать и рассказать услышанное так, как им хочется, добавив свои детали, события, героев. Так русская народная сказка в развитии ребенка принимает форму источника вдохновения.

Почему бы не сделать на основе доброй интересной сказки постановку? Воспроизведение сюжета в диалогах — это познавательно и весело. Ребята в парах должны разыгрывать между собой диалоги героев сказки, вводя в них придуманные самостоятельно реплики, соответствующие характеру и речевому поведению героя.

Четвертым шагом в развитии речи благодаря художественному произведению станет коллективный труд — сочинение сказок. После работы над каждой сказкой в отдельности необходимо предлагать детям творчески осмыслить образы и решения и сочинить совместно новую сказку. Вдруг она окажется даже лучше.

Когда старшие дошкольники знакомятся с красивыми произведениями, они одновременно развивают речь. Фольклор занимает важное место в их общении, отражает логику мышления, служит компонентом эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Читайте также: