В чем значение информационной инфраструктуры для современной экономики кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одним из важнейших показателей информационного неравенства является уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, оказания услуг связи. В большинстве стран мира телекоммуникационный сектор прошел путь от предельно зарегулированного состояния с единственными (в каждой стране) государственными операторами-монополистами до либерализированного рынка разнообразных и качественных услуг электросвязи.

Содержание

Роль ИТ в экономике Российской Федерации 3
Использование ИТ в социальной сфере 4
Поддержка отечественного рынка ИКТ 7
Заключение 11
Список используемой литературы 12

Работа содержит 1 файл

Вср1 экономика.docx

тема: Роль и значения отрасли информационных технологий для экономики России

Роль ИТ в экономике Российской Федерации 3

Использование ИТ в социальной сфере 4

Поддержка отечественного рынка ИКТ 7

Список используемой литературы 12

Роль ИТ в экономике Российской Федерации

В последнее время в условиях расширения мирохозяйственных связей всё более значительное место в развитии общества занимает его информатизация. Информационные технологии, степень их освоения и практического использования, а также обеспечивающая их телекоммуникационная инфраструктура становятся важнейшими факторами экономического прогресса, обеспечивая стабильно высокие темпы развития отдельной страны и эффективность её интеграции в мировую экономику.

Одним из важнейших показателей информационного неравенства является уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, оказания услуг связи. В большинстве стран мира телекоммуникационный сектор прошел путь от предельно зарегулированного состояния с единственными (в каждой стране) государственными операторами-монополистами до либерализированного рынка разнообразных и качественных услуг электросвязи.

Телекоммуникации превратились в высокорентабельный бизнес, отличающийся высоким рыночным потенциалом и эффективностью инвестиций.

Одним из необходимых условий перехода от сырьевой модели экономического развтия к инновационной, является доступность инфокоммуникационных технологий и услуг всем гражданам страны. Это требует развития национальной инфраструктуры связи.

В Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006-2007 годах Президент Российской Федерации Путин В.В., говоря о месте России в мировой экономике, отметил, что в условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. И в первую очередь, комплексным, взаимоувязанным развитием всех видов транспорта и связи, телекоммуникационной инфраструктуры и использование ИКТ в рамках реализации приоритетных национальных проектов.

Формирование российского сектора ИКТ фактически началось 15 лет назад одновременно со становлением рыночной экономики. Период жесткого регулирования рынка телекоммуникаций, когда расширение спроса во всех его сегментах опиралось на стихийно формировавшиеся экономические стимулы, завершился после финансового кризиса 1998 г., который на время ограничил темпы роста отрасли. Концепция развития российского телекоммуникационного рынка, принятая в 2000г., и оптимизация регулирования его отдельных сегментов дали рынку новый толчок, а экономический рост расширил внутренний спрос на телекоммуникационные услуги. В результате темпы прироста отрасли значительно превышали показатели промышленных отраслей.

Для Российской Федерации опережающее развитие отрасли ИКТ является особенно важным, так как позволяет внести значительный вклад в увеличение валового внутреннего продукта (ВВП), содействовать ликвидации сырьевой зависимости российской экономики и успешной реализации осуществляемой в стране программы реформ в социальной сфере и в области государственного управления.

Темпы роста в российской отрасли информационных технологий и связи с 2000 года ежегодно превышают темпы роста экономики страны в среднем в 4 раза. В 2006 году объем отрасли вырос на 20 процентов по отношению к 2005 году и превысил 1 трлн. 160 млрд. рублей. Заметно растет инвестиционная привлекательность. В 2005 году отечественные инвестиции в основной капитал отрасли превысил 150 млрд. рублей, а иностранные инвестиции составили свыше 110 млрд.рублей.

Значительный рост экономики России в последние годы, либерализация условий экономической деятельности предприятий ведут к активной интеграции российской экономики в мировую, участию в глобализации экономических процессов, а главное – участию в новой экономике глобального информационного общества. Информационные технологии и связь становится теми элементами, которые не только объединяют огромную территорию России, но и объединяют людей. Неразрывность государственного информационного пространства, доступ максимального числа граждан к информации, информационному обмену - это залог не только экономического и социального развития, но и государственной безопасности, повышения инвестиционной привлекательности.

К 2010 году реализация государственной политики в области ИКТ позволит обеспечить повышение плотности телефонной сети в полтора раза, увеличить обеспеченность населения компьютерами с 10 до 43 на 100 человек, долю пользователей сети Интернет - с 15 до 45 процентов, долю отрасли ИКТ в структуре ВВП - с 5 до 10 процентов. Это также позволит добиться роста доли ИКТ в структуре экспорта Российской Федерации до 4 процентов.

В 2007 году объем валового внутреннего продукта увеличится на 6,0 %, производство продукции промышленности - на 4,2 %. Достигнуты высокие темпы роста и по другим основным макроэкономическим показателям: инвестициям в основной капитал, реальными денежными доходами населения, обороту розничной торговли. Россия перешла в 3-ю инвестиционную группу страновых рисков по классификации Организации экономического сотрудничества и развития. В первом полугодии 2007 года в России наблюдался настоящий инвестиционный бум – чистый приток иностранных инвестиций составил 64 млрд. долл.

Использование ИТ в социальной сфере

Использование информационных технологий позволяет перевести качество жизни на совершенно иной уровень, а отставание влечет провалы не только в производственной сфере и науке, но и в образовании, в медицине и даже в государственном управлении. Поэтому кроме преодоления цифрового неравенства и повышение доступности телекоммуникационных услуг одной из важнейших забот по стимулированию распространения ИКТ стала информатизация социальной сферы страны, перевод социальных услуг на новый уровень качества.

В последнее время государственная политика направлена на развитие телекоммуникационной инфраструктуры и использование ИКТ в рамках реализации приоритетных национальных проектов. Принципиальной особенностью нацпроектов стала их инновационная направленность. Государственную поддержку получают именно те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением самых передовых технологий. Здесь и компьютериазция всех школ, и обеспечение доступа к Интернету, снабжение медицинских учреждений самым передовым оборудованием и финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения.

Мининформсвязи России был подготовлен ряд инициатив по внедрению ИКТ в таких сферах, как: ЖКХ, образование, здравоохранение и агропромышленный комплекс.

К концу 2005 г. 93% органов государственной власти имели собственные сайты и порталы, а треть их них предоставляет интерактивные сервисы, например, онлайн-консультации. Средний уровень оснащенности сотрудников федеральных органов государственной власти компьютерами превысил 50%, а средствами телефонной связи - 65%, что в 2-3 раза выше, чем среди населения.

Выполнение мероприятий ФЦП позволило заложить институциональные основы для повышения эффективности использования ИКТ в деятельности органов власти; апробировать основные решения по организации доступа населения и организаций к информации о деятельности органов власти, по предоставлению государственных услуг в электронном виде. Однако преобладание ведомственного подхода не позволило снять остроту таких проблем как неравномерное использование средств на информатизацию, медленная замена устаревающей техники, подключение территориальных подразделений к инфокоммуникационной инфраструктуре центрального аппарата министерств и ведомств, низкий уровень межведомственного электронного взаимодействия.

Основными задачами новой редакции программы являются:

- обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия;

- построение единой информационной вертикали государственного управления;

- повышение доступности государственных услуг для населения и организаций;

- повышение уровня квалификации государственных служащих в сфере использования ИКТ.

Реализация мероприятий новой редакции программы начнется в 2007 году. На финансирование мероприятий, направленных на решение этих задач, в федеральном бюджете на 2007 г. предусмотрено 2,8 млрд. руб.

На сегодняшний день одной из приоритетных задач отрасли является переход на цифровые стандарты телерадиовещания, увеличение количества и качества принимаемых населением телевизионных программ.

Информационная инфраструктура (ИИ) страны представляет собой совокупность организационных структур (ОС), которые обеспечивают и контролируют функционирование информационного пространства гос-ва. К таким ОС относятся:

  • средства сбора, обработки и хранения данных;
  • системы связи, распространения информации;
  • базы знаний и данных;
  • проч.

Информационная инфраструктура обеспечивает сбор, обработку, хранение и распространение информации в обществе. Техническая составляющая ИИ состоит из коммуникационных и компьютерных технологий (локальные и государственные сети, проч.).

ИИ имеет 3 составляющие, функционирование которых связано между собой:

  • сети связи и средства доступа к связям;
  • информационные системы;
  • индустрия создания и развития средств информатизации и связи.

Информационная инфраструктура РФ

Сегодня невозможна правильная и эффективная работа экономики государства без развитой информационной инфраструктуры. ИИ неразрывно связана с современным обществом, всеми культурными, социальными, экономическими и политическими процессами. Можно сказать, что без информационной инфраструктуры мир не был бы таким, каков он есть сейчас.

Россия идет по пути инновационного развития, которое предполагает активное развитие информационной инфраструктуры. Однако данный процесс еще не завершен, ИИ находится на стадии постепенного совершенствования. Сейчас информационная инфраструктура РФ не позволяет максимально эффективно поддерживать социум, различные сферы жизни государства, внедрение инноваций.

В качестве элементов ИИ России выступают:

  • онлайн СМИ;
  • интернет;
  • онлайн реклама и PR;
  • дистанционное обучение;
  • сетевые средства связи и проч.

Представленные элементы являются наиболее развитыми в Российской Федерации. Они обеспечивают прогрессивное развитие общества, упрощают социальные, экономические, культурные, образовательные и прочие процессы.

Особенности рекламной инфраструктура России

Рекламная инфраструктура РФ включает 4 основных субъекта:

Рекламный рынок (РР) каждой страны имеет свои особенности. Так, рынок России характеризуется следующими явлениями:

В общем смысле ИТ-инфраструктура — это комплекс взаимосвязанных компонентов, с помощью которого можно организовать информационную среду и управлять ей.

Если у вас дома есть хотя бы один компьютер, который подключен к интернету, значит у вас уже есть домашняя ИТ-инфраструктура. На уровне компании ИТ-инфраструктура включает компоненты, которые нужны для внутреннего взаимодействия и предоставления сервиса.

Из чего состоит

Инфраструктура информационных технологий может состоять из следующих компонентов:

  • серверы,
  • персональные компьютеры,
  • коммутаторы,
  • маршрутизаторы,
  • ЦОДы,
  • веб-серверы,
  • операционные системы,
  • CMS,
  • CRM-системы,
  • корпоративная почта,
  • элементы питания, охлаждения.

Компоненты объединяются в три базовые группы: сеть, аппаратное и программное обеспечение. Рассмотрим их подробнее.

Аппаратная часть

Аппаратное обеспечение — это физическая часть всей платформы. Помимо серверов, компьютеров или маршрутизаторов, сюда входят и те элементы, которые помогают поддерживать функционирование машин и устройств. К таким элементам можно отнести элементы питания, охлаждения, коммутации, а также помещения, которые под них выделены.

Основным элементом является сервер. Он позволяет сотрудникам использовать ресурсы совместно. В качестве сервера может выступать офисный или игровой компьютер, но его комплектующие недостаточно надёжны, так как не рассчитаны на работу в безостановочном режиме. Идеальный вариант — серверные комплектующие, ведь они специально проектируются для непрерывной работы. Это стоит учитывать при создании инфраструктуры на собственных мощностях компании.

Программная часть

В программное обеспечение входят все приложения, которые используются для внутренних целей и для предоставления услуг клиентам. ПО необходимо для работы аппаратного части и управления ей. Операционные, CMS и CRM-системы, веб-серверы, почтовые клиенты относятся к программному обеспечению.

Сеть обеспечивает внутреннюю и внешнюю связь между устройствами и элементами системы. Она включает в себя аппаратные и программные элементы, которые необходимы для функционирования и защиты сети. К ним относятся: коммутаторы, маршрутизаторы, серверы, брандмауэры, а также всё то, что помогает обеспечивать и защищать передачу данных.

Эти части лежат в основе работы любой IT-инфраструктуры. Однако компоненты нужно подбирать индивидуально в зависимости от потребностей. Рассмотрим, на что стоит обратить внимание при формировании информационной среды компании.

ИТ-инфраструктура компании: особенности

Инфраструктура информационной системы является не только фундаментом, но и ключевым активом современной компании. От безопасности, надёжности и гибкости системы зависит конкурентоспособность и эффективность работы. Это влияет на доходность и успешность бизнеса. Поэтому ИТ-инфраструктура в бизнесе должна удовлетворять актуальным потребностям рынка, а её создание и развитие — это сложный трудоёмкий процесс, который требует привлечения опытных специалистов. Ошибки на этапе проектирования и запуска могут привести к проблемам безопасности, производительности и взаимодействия в будущем.

Поэтому важно правильно выбрать компоненты и тип информационной системы.

Традиционная и облачная

Выше мы рассказывали о традиционной инфраструктуре, в которой все компоненты принадлежат одной компании и располагаются в её собственных помещениях. Чем инфраструктура больше, тем сложнее и затратнее её поддерживать. Сейчас можно создать облачную инфраструктуру, что позволит сэкономить ресурсы.


Облачная структура похожа на традиционную, но все элементы расположены в системе поставщика услуг, который занимается обслуживаем. Управление информационной инфраструктурой возможно, если у вас есть компьютер с доступом в интернет.

Iaas (Infrastructure as a Service) — инфраструктура как услуга. Не нужно разворачивать собственные серверы, готовить под них помещения, добиваться масштабируемости и следить за остальными составляющими. Об этом уже позаботился поставщик услуг.

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, [1] обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. [2]

Включает в себя:

  • совокупность информационных центров, подсистем, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. [1]

Обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам. [2]

Содержание

Глобальная информационная инфраструктура

Это информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. [2]

Информационная инфраструктура в России

Примеры информационной инфраструктуры

В качестве примеров информационной инфраструктуры можно привести такие общеизвестные сферы нашей жизни как:

Вышеуказанные примеры являются общими для всех стран. В то же время есть примеры-результаты работы конкретных организаций:

  • Science Citation Index от фирмы Institute for Scientific Information.

Science Citation Index — это индекс цитирования, введенный в 1961 году и охвативший на тот момент информацию порядка 600 журналов. Сегодня данный индекс является одним из крупнейшим и охватывает более 16 000 источников информации.

STN (Scientific and Technical Network) — европейская база данных, содержащая более 10 млн документов по самым разным наукам: физика, биофизика, химия, технологии, медицина и др. База является одной из самых крупных в мире.

Формирование информационной инфраструктуры

В зарубежном пути создания информационной инфраструктуры можно выделить два этапа:

  1. Создание ИИ на основе внутренних стандартов,
  2. Модернизация ИИ с использованием уже международных стандартов и перевод ИИ из разряда внутренней в разряд международной ИИ как одной из ячеек глобальной ИИ.

Однако опыт показал, что этот путь заключает в себе несколько проблем, которые встают по мере формирования информационной инфраструктуры страны:

  • Несовместимость большинства информационных систем, созданных различными компаниями, так как они создавались каждая по своему стандарту.
  • Длительный переход информационных систем на государственный уровень, их приведение в соответствие единым государственным стандартам
  • Несовместимость государственных стандартов между собой. Это создало проблемы при объединении информационных инфраструктур различных стран. Потребовались огромные финансовые вложения и длительное время на их унификацию. Результатом стало появление международных стандартов ИСО (ISO).

Как видно, основой всех проблем явился индивидуальный подход к формированию информационной инфраструктуры, который впоследствии заменялся всё более общими методами. Очевидно, что причиной этому было отсутствие опыта в создании подобной инфраструктуры, различия во взглядах на её функционал и конкуренция вместо совместного подхода.

Говоря о России, как о стране с ещё не сложившейся, но активно развивающейся информационной инфраструктурой, необходимо отметить, что есть реальная возможность учесть опыт зарубежных стран и сократить как финансовые, так и временные затраты на её формирование. В связи с этим оптимистичным выглядит тот факт, что в нашей стране уже внедряется система стандартизации ISO.

Взаимодействия информационной инфраструктуры и потребителей

  • Слой 1. Пользовательский (потребительский) слой — слой потребителей информационного ресурса с правилами их взаимодействия с информационной структурой.
  • Слой 2. Функциональный слой с совокупностью услуг, предоставляемых пользователям (потребителям) различными поставщиками информации.
  • Слой 3. Информационный слой, в котором непосредственно содержится информационный ресурс.
  • Слой 4. Коммуникационный слой, рассматриваемый как единая информационная магистраль (информационная сеть).

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Информационная инфраструктура" в других словарях:

Информационная инфраструктура — система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Информационная инфраструктура: включает совокупность информационных центров, банков данных… … Финансовый словарь

информационная инфраструктура — Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам. [ГОСТ 7.0 99] информационная инфраструктура Совокупность организационных структур, которые поддерживают… … Справочник технического переводчика

ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА — совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам … Юридическая энциклопедия

информационная инфраструктура — 3.1.34. информационная инфраструктура: Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Информационная инфраструктура — 3.9. Информационная инфраструктура: Система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства и средств информационного взаимодействия. Примечание. Информационная инфраструктура: включает… … Официальная терминология

информационная инфраструктура — Rus: информационная инфраструктура Eng: information infrastructure Fra: infrastructure d information Совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам. ГОСТ 7.0 … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу

Информационная инфраструктура — структура системы информационного обеспечения деятельности ПС РФ, представляющая собой совокупность должностных лиц и органов, занимающихся информационным обеспечением, информационно вычислительных центров, пунктов управления, узлов и линий связи … Пограничный словарь

Информационная инфраструктура государств-участников СНГ — совокупность имеющихся в государствах Содружества информационных ресурсов, средств теле , радио , телефонной, телефаксной, специальной, спутниковой, почтовой, телеграфной связи и условий для их использования в интересах сотрудничества государств… … Официальная терминология

Информационная инфраструктура инновационной деятельности — множество юридических лиц, ресурсов и средств и других элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее целостность, направленную на обеспечение информационного обслуживания инновационной деятельности. Источник: РЕШЕНИЕ… … Официальная терминология

Читайте также: