В чем заключаются особенности внутреннего устройства архитектуры школы

Обновлено: 06.07.2024

Школа типологический представляет собой здание сложной (зально-ячейковой) структуры. Как правило, учебные классы группируются в корпуса, объединяемые широкими освещаемыми рекреациями. Корпуса могут делиться на предназначенный для начальных, т.е. младших классов, и старших и средних. Младшие классы с первого по четвертый нельзя располагать выше первого этажа, что также указывает на их пространственную обособленность; кроме того, у младшеклассников необходим отдельный зал, который будет играть роль спортивного и музыкального одновременно. В зоне между учебными корпусами располагают общешкольные зальные пространства: блок спортзала, столовой и кухни, библиотеки, актового зала. При размещении кухни стоит помнить, что ей нужен подъезд для разгрузки с уровня земли, а столовой - естественное освещение. В свою очередь, над столовой могут располагаться актовый зал или библиотека. Но спортзал и актовый зал делать смежными помещениями нежелательно из-за проблемы шума. К тому же оба эти большезальные пространства требуют достаточно большой высоты и ферменных или балочных перекрытий.

Разные варианты их группировки и оформления и порождают вариативность, в которой может проявиться талант проектировщика, поскольку учебные классы в целом имеют одинаковые размеры и одинаковую требуемую ориентацию на юг, юго-восток и восток, редко - на север и запад (допускается для классов музыки, пения, информатики и художественных).

Основные регулирующие вопросы проектирования школ нормативные документы - это СП 1.13130-2009, рассказывающий о требованиях пожарной безопасности, и относительно свежий СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций", а также многочисленные методические рекомендации по проектированию.

Теперь о тенденциях. В частности, СП 251 вводит новое понятие "сетевая школа", которое обозначает школьный кластер, группу несколько расположенных рядом школьных корпусов и зданий, среди которых начальная школа, к примеру, может работать отдельно, а старшая и средняя - собирать детей из нескольких школ.

Помимо тенденции к сетевому объединению, которое вызвано удобством обслуживания и деления детей по возрасту (младшеклассникам в силу меньшей физической выносливости удобнее учиться отдельно), следующая новая тенденция вызвана приспособлением к обслуживанию маломобильных групп населения. Типовые построенные в середине-конце ХХв школьные здания с введением СП 59 оказались не приспособлены к обслуживанию детей-инвалидов, а высокие школьные крыльца и отсутствие лифтов делают постоянное самостоятельное посещение школ такими детьми невозможным. Современные проекты предусматривают эти требования (наличие пандусов, подъемников) заранее.

Коснемся темы, любимой урбанистами в целом и Варламовым в частности - входа в здание школы с уровня земли. Кажется, это решает проблемы с доступом маломобильных групп населения? Да, но во-первых особенности нашего климата заставляют делать приподнятое крыльцо, что помогает избежать занесения снегом или подтопления. Конечно, при входе можно предусмотреть грязезащитную решетку с дренажируемым приямком и обогреваемым тротуаром, но это вопрос стоимости. Стоимости не только строительства, но и постоянного ухода и обслуживания, а вопрос денег для школ стоит очень остро. Во-вторых, цоколь необходим для размещения продухов в подвале, чтобы там не скапливался радон, т.е. для вентиляции. Искусственно вентилируемый подвал - тоже вещь редкая и дорогостоящая. А подвал большинству школьных зданий нужен, хотя бы для размещения инвентарных и хоз.помещений, особенно с учетом дефицита места на первом этаже.

Впрочем, новый свод правил в пункте 7.2.15.5 допускает размещение входной группы с вестибюлем в цокольном этаже.

Третья тенденция. Альтернативные и смешанные системы преподавания, которые требуют изменений, то есть возможности трансформации от обычного школьного класса. Стандартный класс размерами в плане 6х8 м может видоизменяться, несколько классов можно объединять в единое пространство, или же наоборот делить, если удобнее разбить детей на небольшие подгруппы для практически занятий.

Сюда же относится возможность трансформации внутренних общих рекреационных пространств. В методичке Кузнецова, переизданной Московским архитектурным институтом, приводится пример подобной школы, построенной в Кулосаари, в Финляндии . В ней столовая может объединяться со зрительным залом для получения дополнительных зрительских мест. Подобное объединение может быть общим для трех зальных пространств: школьного спортзала, библиотеки и столовой, однако возможность объединения не должна препятствовать удобству обслуживания и пожарной эвакуации, которые стоят на первом месте.


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

6f1b4ba1979c614eccd6f090659a5967.jpg

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

9570b5376370c8f2c8857812b87fdf9a.jpg

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

5f656c4c4f6a770cf4d2021d723a6fdf.jpg

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

5d447c1e5c46218e0f2901381ce9cb2c.jpg

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

cdb4566cc2c3b5222651fe0bdac2851c.jpg

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

87aa614ce2ccadbff30708d4cc48fc68.jpg

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель — 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока — базовые и дополнительные.

257460c66d17af496495e6a6f1c10aef.jpg

Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

57f721f762b80d99eab3a6616f5e6cab.jpg

4d0bf7bfba7b4e9596fc7746f52e73f6.jpg

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

76bb8b66fc910dcf82494528833e4b22.jpg

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

9a2f7130f1e3cde7a44c657969493e0b.jpg

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений — таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:


В ближайшие годы в России развернется масштабное строительство школ, призванное преодолеть существующий дефицит. Это тысячи новых учреждений на 6,6 миллионов мест. Будут ли эти школы современными и в какой степени? Поменяются ли их фасады или само устройство, следуя за меняющимся образовательным процессом? Вопрос открытый и подходы к нему разных сторон неоднозначные.

В архитектуру должен быть внесен педагогический смысл и какая-то человеческая идея, чтобы архитектура заработала на развитие личности




Международная школа UWC Dilijan College в Дилижане, Армения

Из новаторских есть еще примеры школ в армянском Дилижане и в Летово в Новой Москве — обе тоже частные и уникальные в плане архитектуры. У Дилижана, автором которой выступил британский архитектор Тим Флинн, например, довольно широкая функциональная и социальная программа. Как объяснил архитектор, ему хотелось бы, чтобы здание этой школы было адаптировано к армянской культуре и оказывало определенное вливание на весь регион, т.е. стало бы новым социальным центром, способным вовлечь в свою программу и местное население.

Задача школы — дать образование, которое выходило бы за рамки школьного класса и стало бы движущим фактором для развития общественных пространств

Параллельно с такими примерами есть огромный массив госзаказа. Проектированием школ тут руководят иные принципы — дешевизна и сжатые сроки — а работы для архитектора остается совсем мало.



Международная школа UWC Dilijan College в Дилижане, Армения

А что же думает про гибкость, разнообразие и адаптивность технический заказчик государственных школ? Начальник ГКУ Дирекция по строительству и реконструкции Департамента образования города Москвы Яна Стретович тоже говорит, что новые школы на старый лад строить нецелесообразно. Меняться пространственную организацию школ заставило и их укрупнение, в результате чего появились комплексы, с разные возрастными ступенями.



Международная школа в Летово. Новая Москва

Ну и, наконец, решающий фактор: школа это не только здание, а здание плюс люди. Любая инновационная архитектура будет работать в полную силу только вместе с соответствующим коллективом преподавателей.

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает.

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий.

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

image_image

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

image_image

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку.

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

image_image

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор - это просто проход от одного места обучения к другому.

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время. Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь. Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

image_image

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

image_image

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра.

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

image_image

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

image_image

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

Читайте также: