В чем заключаются общекультурные и специфические функции физической культуры кратко

Обновлено: 07.07.2024

Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использованием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:

• Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами, позволяющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармоническом развитии.

• Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, — нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.

• информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.

25.Структурно-функциональные особенности следующих видов и разновидностей физической культуры:

базовой и базово-пролонгирующей,

специализированно-прикладной (прикладно-трудовой и военно-прикладной),

повседневно-бытовой (в ее "домашних" малых формах).

●Базовая и базово-пролонгирующая:

Функциональные особенности базовой физической культуры. Этот вид физической культуры представлен, прежде всего, в общей системе образования-воспитания подрастающего поколения. Функционирование компонентов физической культуры происходит здесь в определяющей зависимости от закономерностей течения общеобразовательной практики и направлено на формирование основ общего физкультурного образования, чтобы создать тем самым у каждого занимающегося достаточно широкий фонд разнообразных двигательных умений, навыков и сопряженных с ними знаний и одновременно гарантировать всем базовый уровень развития физических качеств, свойственных активно деятельному индивиду, и на этой основе оптимизировать предпосылки полноценного здоровья.

Базово-пролонгирующая физическая культура. Основная направ­ленность данной формы заключается в том, чтобы продлевать (пролонгировать) ту базу общей физической подготовки, ко­торая была заложена в процессе физического воспитания по госу­дарственным программам в период обучения. Поэтому в основ­ной период трудовой деятельности продолжается общая физи­ческая подготовка, но уже на основе индивидуальных запро­сов, интересов и потребностей. Базово-пролонгирующая физи­ческая культура используется практически здоровыми людьми, не имеющими серьезных отклонений в физическом состоянии и здоровье.

Профессионально-прикладная физическая культура, в ней средства физической культуры используются для повышения профессиональзма и помогает легче освоить профессию.

В специализированных учреждениях физическая культура должна иметь также специализированный характер.

Кроме этого, профессионально-прикладная физическая культура направлена на восстановление работающих мышц. Существует производственная гимнастика, которая выполняется во время максимального перенапряжения на работе, Физкультминутки, активный отдых в выходные дни.

Военно-прикладная физическая культура - существует в военных полувоенных заведениях: войска, МЧС, пожарники, и т.д. К военно-прикладной физической культуре относится и подготовка будущих воинов в школах, в частности на уроке общественной безопасности жизнедеятельности.

Готовит к участию в соревнованиях и направляет на достижение наивысшего результата. Неотъемлемыми особенностями спортивной фк являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура - это активный отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическим упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно-спортивные развлечения). Термин рекреация означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований.

Основными видами рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, бадминтон и другие физкультурно-спортивные развлечения.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными или групповыми (семья, группа по интересам и т. д.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановление функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры (ЛФК).

Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжения кислородом, как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т. д.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

бытовая – физическая культура и спорт оказывают воздействие на семью, а семья влияет на содержание деятельности в сфере ФК и спорта (спортивные семьи);

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойст­вах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно законо­мерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых общество! коммунистического типа, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном исполь­зовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гар­монично развитой личности. Различают:

специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использова­нии физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жиз­ненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования);

специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физи­ческой культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в систе­ме специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма

Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использова­нием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в це­лом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:

Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами, позво­ляющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармони­ческом развитии.

Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, — нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.

информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.

Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процес­се социализации личности и социальной интеграции.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.

Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в ее свойст­вах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно законо­мерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых общество! коммунистического типа, основные специфические функции физической культуры находят свое выражение в целенаправленном исполь­зовании ее в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гар­монично развитой личности. Различают:

• специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использова­нии физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жиз­ненно важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования);

• специфические прикладные функции, которые выражены прежде всего при использовании физи­ческой культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально-прикладной физической подготовки;

• специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в систе­ме специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, удовлетворения эмоциональных запросов и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма

Общекультурные, общевоспитательные и другие социальные функции, связанные с использова­нием физической культуры в обществе. В принципе все общие функции, присущие культуре в це­лом, проявляются так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся:

Эстетические функции физической культуры - непосредственно связаны с ее свойствами, позво­ляющими удовлетворять потребности людей в физическом совершенстве, здоровье, общем гармони­ческом развитии.

Нормативные функции физической культуры - состоят в том, что в ее содержании в связи с практикой использования ее в обществе вырабатываются и закрепляются определенные нормы, которые имеют регламентирующее и оценочное значение, — нормы физической подготовленности, нормированные показатели спортивных достижений, общие критерии физического совершенства, правила нормирования физических нагрузок и т. п.

информационных функциях физической культуры - играют немаловажную роль в накоплении, распространении и передаче от поколения к поколению ценных сведений о человеке, о человеческих возможностях, средствах и путях их увеличения.

Следует так же отметить, что физическая культура занимает большое место в сфере непосредственных межчеловеческих контактов. Это тесно взаимосвязано с ролью физической культуры в общем процес­се социализации личности и социальной интеграции.

В общей системе социальных факторов целенаправленного формирования личности использование физической культуры, как и культуры в целом, подчинено прежде всего воспитательным целям.

Функции физической культуры - присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Специфические функции отражают особенности, характерные свойства, которые отсутствуют у других явлений культуры. Общие функции свойственны культуре общества в области ФК, так как последняя является частью культуры общества, тесно связана с другими ее сторонами.

Специфические функции делятся на четыре группы (по признакам общности их проявления):

Общее развитие и укрепление организма.

Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании вне рабочего времени.

Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Выделяют следующие специфические функции ФК (по степени воздействия на организм занимающихся).

Специфические образовательные функции. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Специфические прикладные функции. Профессионально-прикладная физическая подготовка включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых необходимо для развития профессионально важных способностей.

Спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений. Спортивные достижения, как бы аккумулируют в себе все то, на что способен человек, и являются критерием, по которому судят о возможной степени совершенства.

Рекреативные функции ярко выражены в сфере ФК, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортивные развлечения). Двигательная активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физическое состояние, нивелировать негативное воздействие окружающей среды (шум, вибрация), характер самой профессиональной деятельности.

Оздоровительно-реабилитационные функции преимущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий при использовании ФК в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм. Кроме того, проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранить стрессовые факторы и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического напряжения на производстве и современных условий жизни.

Социальные функции проявляются в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни человека, и, в то же время проявляются в области ФК.

Выделяют следующие социальные функции.

Эстетические функции. Используя в своей деятельности физические упражнения, человек познает окружающий мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, укрепляет физическое и психическое здоровье.

Нормативные функции. В процессе использования ценностей ФК вырабатываются и закрепляются определенные нормы, имеющие регламентированное оценочное значения. В физическом воспитании это проявляется в нормативных требованиях к физической подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спортивной классификации. В спортивной деятельности возможности человека раскрываются в полной мере. Это выражается в установлении рекордов, достижений.

Информационные функции. В процессе исторического развития ФК накапливается и передается информация о духовных и материальных ценностях, созданных в области ФК. Все эти сведения формируются в систему знаний, на основе которых вырабатываются новые знания, использование которых в практике ФК дает рациональные основы для совершенствования природных качеств человека.

В приобщении человека к ценностям ФК большое значение имеют СМИ. Но следует отметить, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Это может проявиться, когда, например, разъяренные болельщики, недовольные результатами матча, начинают крушить все, что подвернется под руку. Это свидетельствует в первую очередь о воспитании молодежи в стране.

Воспитательные функции. Притягательная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного воспитания духовных черт и качеств человека.

Функции социализации личности. ФК является одной из сфер деятельности, представляющей широкие возможности для вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Неоценимо ее значение в удовлетворении потребности людей в общении.

Функции социальной интеграции. Физическая культура способствует сближению людей в определенные организации (спортивные команды, клубы, общества).

6.Характеристика развития организма человека на протяжении всей жизни (этапы развития, возрастные градации человека).

С точки зрения физиологии различают несколько основных этапов развития человеческого организма: этап роста и развития (период детства, отрочества и юности), этап взрослой жизни и период старения. Каждый из этих этапов характеризуется определенными био-физиологическими и био-энергетическими характеристиками.

Детство включает три стадии:

первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. Это период развития функциональной независимости (сидит, стоит);

второе детство охватывает период от 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Отрочество подразделяется на 2 периода:

пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;

Сердечно-сосудистая система ребенка становится похожей на сердечно-сосудистую систему взрослого примерно к 15 годам. То же самое касается дыхательной, пищеварительной и других систем организма. Био-энергетические потребности организма в этот период чрезвычайно велики.

Юность представляет собою переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Зрелость несколько произвольно разделяется на 3 стадии:

стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет; она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

зрелый возраст, продолжающийся от 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении;

завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни.

В период зрелой жизни для поддержания здоровья необходимо заботиться о сохранении защитного потенциала нашего организма и бороться с возникающими хроническими болезнями.

О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 лет возраст считается преклонным.

Функции физической культуры - присущие ей свойства воздействовать на человека и человеческие отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.

Специфические функции отражают особенности, характерные свойства, которые отсутствуют у других явлений культуры. Общие функции свойственны культуре общества в области ФК, так как последняя является частью культуры общества, тесно связана с другими ее сторонами.

Специфические функции делятся на четыре группы (по признакам общности их проявления):

Общее развитие и укрепление организма.

Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.

Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании вне рабочего времени.

Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.

Выделяют следующие специфические функции ФК (по степени воздействия на организм занимающихся).

Специфические образовательные функции. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Специфические прикладные функции. Профессионально-прикладная физическая подготовка включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых необходимо для развития профессионально важных способностей.

Спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений. Спортивные достижения, как бы аккумулируют в себе все то, на что способен человек, и являются критерием, по которому судят о возможной степени совершенства.

Рекреативные функции ярко выражены в сфере ФК, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортивные развлечения). Двигательная активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физическое состояние, нивелировать негативное воздействие окружающей среды (шум, вибрация), характер самой профессиональной деятельности.

Оздоровительно-реабилитационные функции преимущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий при использовании ФК в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие заболеваний, травм. Кроме того, проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранить стрессовые факторы и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического напряжения на производстве и современных условий жизни.

Социальные функции проявляются в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни человека, и, в то же время проявляются в области ФК.

Выделяют следующие социальные функции.

Эстетические функции. Используя в своей деятельности физические упражнения, человек познает окружающий мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, укрепляет физическое и психическое здоровье.

Нормативные функции. В процессе использования ценностей ФК вырабатываются и закрепляются определенные нормы, имеющие регламентированное оценочное значения. В физическом воспитании это проявляется в нормативных требованиях к физической подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спортивной классификации. В спортивной деятельности возможности человека раскрываются в полной мере. Это выражается в установлении рекордов, достижений.

Информационные функции. В процессе исторического развития ФК накапливается и передается информация о духовных и материальных ценностях, созданных в области ФК. Все эти сведения формируются в систему знаний, на основе которых вырабатываются новые знания, использование которых в практике ФК дает рациональные основы для совершенствования природных качеств человека.

В приобщении человека к ценностям ФК большое значение имеют СМИ. Но следует отметить, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Это может проявиться, когда, например, разъяренные болельщики, недовольные результатами матча, начинают крушить все, что подвернется под руку. Это свидетельствует в первую очередь о воспитании молодежи в стране.

Воспитательные функции. Притягательная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного воспитания духовных черт и качеств человека.

Функции социализации личности. ФК является одной из сфер деятельности, представляющей широкие возможности для вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Неоценимо ее значение в удовлетворении потребности людей в общении.

Функции социальной интеграции. Физическая культура способствует сближению людей в определенные организации (спортивные команды, клубы, общества).

6.Характеристика развития организма человека на протяжении всей жизни (этапы развития, возрастные градации человека).

С точки зрения физиологии различают несколько основных этапов развития человеческого организма: этап роста и развития (период детства, отрочества и юности), этап взрослой жизни и период старения. Каждый из этих этапов характеризуется определенными био-физиологическими и био-энергетическими характеристиками.

Детство включает три стадии:

первое детство начинается с появления ребенка на свет и продолжается 3 года. Это период развития функциональной независимости (сидит, стоит);

второе детство охватывает период от 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

третье детство продолжается с 6 до 12 лет, то есть соответствует школьному возрасту и включению ребенка в социальную группу.

Отрочество подразделяется на 2 периода:

пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжается до 15 или 16 лет. В это время под влиянием конституциональных сдвигов у подростка формируется новое представление о самом себе;

Сердечно-сосудистая система ребенка становится похожей на сердечно-сосудистую систему взрослого примерно к 15 годам. То же самое касается дыхательной, пищеварительной и других систем организма. Био-энергетические потребности организма в этот период чрезвычайно велики.

Юность представляет собою переходный период от отрочества к зрелости; юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств.

Зрелость несколько произвольно разделяется на 3 стадии:

стадия ранней зрелости охватывает период с 20 до 40 лет; она соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность;

зрелый возраст, продолжающийся от 40 до 60 лет, характеризуется стабильностью и продуктивностью, особенно в профессиональном и социальном отношении;

завершающий период зрелости начинается с 60-65 лет и чаще всего сопровождается отходом человека от активной жизни.

В период зрелой жизни для поддержания здоровья необходимо заботиться о сохранении защитного потенциала нашего организма и бороться с возникающими хроническими болезнями.

О возрасте до 75 лет говорят как о первой старости, после 75 лет возраст считается преклонным.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: