В чем заключалась политика расказачивания ответ кратко

Обновлено: 06.07.2024

24 января 1919 года Яков Свердлов в письме Организационного бюро ЦК РКП(б) официально объявил о начале абсолютно изуверского и беспощадного уничтожения казаков, которые очень мешали молодым Советам. Мы вспоминаем, как это было, подводим грустные итоги

Лазорики в соцсетях

С XVI века казаки участвовали в расширении российской территории. Гражданское управление, школы, театры, землемеры, железные дороги – все это появится потом. Первыми на неизведанный кусок суши вступали казаки, часто строили укрепленную линию из станиц.

Именно земельный вопрос несколько столетий успешно скреплял договор между государственной властью и казаками: за службу царю они получали довольно большие паи. На Кубани накануне революции казачий земельный надел составлял 10 десятин, на Дону – 13, в Амурском войске – 25–35 десятин, на Амуре и в Забайкалье – 50. Ситуация осложнялась тем, что иногороднее (неказачье) население областей постепенно росло и на Дону с Кубанью уже превышало 50% общей численности жителей.

Казаков решено поголовно истребить


Не меньше 80% донских казаков служило в белых частях. Ответом на непокорность казаков, не желавших менять привычный уклад жизни, стала политика расказачивания.

Перечень мер включал борьбу с богатыми казаками и середняками, конфискацию хлеба и разоружение. Здесь стоит учесть, что в казачьих областях, несмотря на имущественное расслоение, откровенно бедных было немного – те, кто работал на своей земле, мог с нее кормиться.

Вдали от центральных городов, Ростова и Новочеркасска, политику расказачивания проводили с большей жестокостью. Об этом говорят несколько свидетельств красных комиссаров из Хоперского округа.

В ходе расказачивания новая власть переименовывала станицы и хутора в волости и деревни, стремясь стереть очевидные исторические особенности земель с компактным казачьим населением. Местные партийные органы в основном поддерживали политику центра по борьбе с казачеством.

Геноцид


Почитайте любой дневник эмигранта первой волны. Там голод, унижение, дополнительные несколько марок или франков как невиданное благо. Желание сохранить казачество и Россию – музеями, лекциями, военными курсами, институтами. Больно смотреть на годы смерти многих – 1979, 1983, 1986. Совсем немного, и они могли бы увидеть свою страну, вернуться! Но время шло, а тысячи наших соотечественников таяли и превращались в дряхлых стариков.

Сильнее всего тоска по своей земле проявилась у донских казаков, которые свои степи и свою реку любили до безумия. Я не могу, например, читать стихов Павла Полякова – там в каждой французской черте сквозит камыш давно оставленной станицы. Наши беды и размышления – тараканьи беды по сравнению с их горестями.

Современность: на двух казаков приходится три атамана и ноль лошадей


Формально уже больше 30 лет идет возрождение казачества. Большинство россиян мыслит о сложнейшем явлении очень стереотипно – через песни Розенбаума или казачьи патрули в Краснодарском крае.

Подобная жизнь идет в основном за пределами городов-миллионников – не в Ростов и не в Краснодар стоит ехать за частичками некогда огромного и диковинного казачьего мира. Он уже почти Атлантида для нас, но силами отдельных энтузиастов еще будет держаться на поверхности.

Иллюстрации Дмитрия Петрова

Мнение современных историков относительно направленности расказачивания неоднозначно. Ряд исследователей, в частности, Е. Лосев, А. В. Венков, В. Л. Генис, Н. Ф. Бугай, А. И. Козлов, С. А. Кислицын, В. П. Трут, определяют расказачивание как политику, направленную на ликвидацию казачества как этносоциальной группы [5] . При этом Е. Лосев и А. В. Венков указывают на вину в инициировании расказачивания лишь отдельных лиц из ВКП(б), а А. И. Козлов, С. А. Кислицын, В. Л. Генис отмечают политику террора как свойство, характерное для режима данного времени. В. П. Трут и А. В. Венков считают этнические особенности казачества частично размытыми и отмечают его частичное слияние с крестьянством, тогда как В. Л. Генис и Н. Ф. Бугай видят в политике расказачивания элементы геноцида. П. Г. Чернопицкий, Е. Н. Осколков, Я. А. Перехов отмечают классовый, а не этнический подход большевиков к казачеству, выступая против оценки расказачивания как особой антиказачьей политики, проводимой по этническому признаку [6] .

В то же время резолюция Донбюро РКП(б) от 8 апреля 1919 года рассматривает казачество в качестве базы контрреволюции и предполагает его уничтожение как особой экономической группы:

Всё это ставит насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, активно контрреволюционных, распыление и обезвреживание рядового казачества и о формальной ликвидации казачества [7] .

Содержание

Причины репрессий



Войсковой круг подавляющим большинством голосов постановил: советской власти не признавать; борьбу с большевиками продолжать до полной над ними победы. Депутаты в большинстве своем прекрасно понимали, что большевики повели борьбу с казачеством, которое всегда стояло на страже русской государственности, и вот теперь снова оказалось у них на пути. Полковник Дутов был переизбран войсковым атаманом [13]

Принятый III-м съездом Советов 27 января / 9 февраля 1918 года Закон об уравнительном переделе всех земель (о т. н. социализации земли) привёл к колебаниям и началу раскола в казацкой среде. Расколу казачества способствовали действия представителей советской власти на местах.

Осуществление советскими властями репрессий против жителей казачьих областей



После того, как большевики утвердились на казачьих территориях, в первую очередь их деятельность и репрессии были направлены на казаков. Так, заняв Оренбург и утвердившись на территории Оренбургского казачьего войска, в городских и станичных населенные пунктах они проводили расправы над оппозицией и грабежи хозяйств казаков. На территории Оренбургского войска большевиками было дотла сожжено несколько казачьих станиц, вывезено и уничтожено хлеба в размере нескольких миллионов пудов, тысячи голов лошадей и рогатого скота зарезано прямо на казачьей территории или угнано. Все казачьи станицы вне зависимости от того, принимали ли они участие в борьбе против большевиков, заплатили большие контрибуции, после чего были обложены громадными налогами. Всех казаков большевики считали врагами советской власти, поэтому ни с кем не церемонились: множество офицеров, чиновников, казаков и даже казачек было расстреляно, еще больше посажено в тюрьмы. Особенно усиленно проводили репрессии большевики в Оренбурге [14] .

Питер Кенез, американский историк-исследователь Гражданской войны в России, приводит в своей работе сведения о терроре большевиков, обрушившемся на оставленный добровольцами центр Донского казачества Ростов. По приказу красного командующего Сиверса должны были быть казнены все имеющие отношение к Добровольческой армии, приказ распространялся и на детей четырнадцати и пятнадцати лет, записавшихся в армию генерала Корнилова, однако, возможно из-за запрета родителей, не ушедшие с ней в поход на Кубань [15] .

Из письма атамана Назарова своей жене с гауптвахты 12 февраля:

Из письма председателя Войскового Круга Е. В. Волошинова к своей матери:

6 марта Голубовым в доме калмыцкого гелюна также был арестован заместитель Донского атамана историк-педагог М. П. Богаевский, расстрелянный большевиками с началом восстания низовых станиц [24] .

Внедрение советской власти на Дону и Кубани сопровождалось захватом пришлым элементом местного управления, грабежами, реквизициями, арестами, казнями, убийствами (только одних офицеров было убито большевиками на Дону около 500 человек), карательными экспедициями против протестующих станиц и селений [26] .

В соответствии с документами Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков по донским городам, станицам и сёлам — ещё две тысячи человек пали жертвами карательных мероприятий установленной на Дону советской власти [27] .

Расколы в казачестве, вызванные Гражданской войной

Немаловажным фактором, способствующим проведению политики расказачивания, являлись и внутренние расколы в казачестве, а также конфликты между казачьим и неказачьим населением, активнее проявившиеся в период идейно-политического противостояния в годы Гражданской войны.

Все это способствовало тому, что казаки опять взялись за оружие, и в соответствии со своими убеждениями примкнули к воюющим сторонам. Так, примерно в середине 1918 года под командованием Ф. К. Миронова, Б. М. Думенко, М. Ф. Блинова находилось 14 красных казачьих полков. У П. Н. Краснова в Донской армии — около 30 полков [7] .

Указ Большого войскового круга, направленный против казаков-фронтовиков, вступивших в Красную Армию, вышел в октября того же года — всех красных казаков, попавших в плен, казнили. [28]

Казачьи восстания и их подавление большевиками

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011)

На территории Оренбургского войска первые шаги советской власти ознаменовались поголовными поборами и насильственной конфискацией имущества жителей, что вызвало ряд восстаний, жестоко подавленных на местах советской властью. После того, как казаки убедились в том, какую политику проводит советская власть на практике, они уже были готовы использовать любую возможность, для того, чтобы бороться против этой власти с оружием в руках [29] .

27 апреля имело место восстание в 7 станицах Ейского отдела. В начале мая произошли восстания в Екатеринодарском, Кавказском и других отделах.

А в июне восстали несколько станиц Лабинского отдела; восстание было подавлено большевиками особенно жестоко: не считая убитых в бою с карательными отрядами большевиков, карателями после подавления восстания было казнено 770 казаков-лабинцев [30] .

12 июня партию казаков отвели к кладбищенской ограде… перекололи всех штыками, штыками же, как вилами, перебрасывали тела в могилу через ограду. Были между брошенными и живые казаки, зарыли их в землю заживо. Зарывали казненных казаки же, которых выгоняли на работу оружием. Когда зарывали изрубленного шашками казака Седенко, он застонал и стал просить напиться. Большевики предложили ему попить крови из свежих ран зарубленных с ним станичников… Всего казнено в Чамлыкской 185 казаков. Трупы их по несколько дней оставались незарытыми; свиньи и собаки растаскивали по полям казачье тело…

Казачьи части, именующие себя советскими, не могут, не хотят вести решительную борьбу с казачьей контрреволюцией…превратились в базу контрреволюции… Кто же другой мог быть оплотом деникинско-колчаковской контрреволюции, как не исконное орудие русского империализма, пользующееся привилегиями и организованное в военное сословие, — казачество, издавна эксплуатирующее нерусские народы на окраинах? [7] [33]

Свержение советской власти в казачьих областях

В последние месяцы режима Каледина большевики получали огромную поддержку в этих городах Дона. Население ждало войска Красной армии как освободителей. Приход войск разрушил эту иллюзию за короткое время, и симпатии сменились страхом. Сразу начались аресты и казни [15]

Документы времён расказачивания

…учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…

Согласно исследованиям историков, идеологом и составителем данной директивы является И. В. Сталин (историк Г. Магнер [2] ), Я. М. Свердлов (мнение историка Р. А. Медведева [41] ), либо С. И. Сырцов — председатель Донбюро (что утверждает доктор исторических наук Л. И. Футорянский, изучающий проблемы казачества [4] ).

В то же время, советский историк Р. А. Медведев имеет две версии механизма принятия данной директивы:

  • 1) Принята Оргбюро ЦК РКП(б) по докладу Донбюро, Свердловым лишь подписана
  • 2) разработана и вынесена лично Свердловым. [41]

Донбюро ЦК РКП, как ответственный за проведение расказачивания орган на директиву реагирует оперативно, что следует из докладов в ЦК партии:

из доклада секретаря Донбюро ЦК РКП А.Френкеля к VIII съезду (март 1919 года):

Директива Реввоенсовета Южфронта от 16 марта 1919 года [46] :

… Предлагаю к неуклонному исполнению следующее: напрячь все усилия к быстрейшей ликвидации возникших беспорядков путём сосредоточения максимума сил для подавления восстания и путём применения самых суровых мер по отношению к зачинщикам-хуторам:
а) сожжение восставших хуторов;
б) беспощадные расстрелы всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании;
в) расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов;
г) массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам;
д) широкое оповещение населения хуторов станиц и т. д. о том, что все станицы и хутора замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого мужского населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи; примерное проведение карательных мер с широким о том оповещением населения.

Ни от одного из комиссаров дивизий не было получено сведений о количестве расстрелянных белогвардейцев, полное уничтожение которых является единственной гарантией прочности наших завоеваний. В тылу наших войск и впредь будут разгораться восстания, если не будут приняты меры, в корне пресекающие даже мысль возникновения такового. Эти меры: уничтожение всех поднявших восстание, расстрел на месте всех имеющих оружие и даже процентное уничтожение мужского населения. Никаких переговоров с восставшими быть не должно [7]

Мы разъясняем казачеству словом и доказываем делом, что наша политика не есть политика мести за прошлое. Мы ничего не забываем, но за прошлое не мстим. Дальнейшие взаимоотношения определяются в зависимости от поведения различных групп самого казачества"…"Критерием в наших отношениях к различным слоям и группам донского казачества в ближайший период будет не столько непосредственная классовая оценка разных слоев (кулаков, середняков, бедняков), сколько отношение различных групп самого казачества к нашей Красной Армии. Мы возьмем под свое решительное покровительство и вооруженную защиту те элементы казачества, которые делом пойдут нам навстречу. Мы будем беспощадно истреблять все те элементы, которые будут прямо или косвенно оказывать поддержку врагу и чинить затруднения Красной Армии.

271I-19 [от] имени Реввоенсовета и Политотдела армии циркулярно приказываю всем политработникам принять категорические меры [по] устранению при занятии территории Дона явлений, влекущих недовольство населения советвластью: массового террора, незаконных реквизиций, вообще бесцельных насилий. Завполитотделарм 9 Поволоцкий.

В то же время, революционная пресса пишет о том, что

Казачья масса еще настолько некультурна…Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Стомиллионный русский пролетариат не имеет никакого нравственного права применить к Дону великодушие… Дон необходимо обезлошадить, обезоружить и обезножить, и обратить в чисто земледельческую страну [7]

Реализация политики расказачивания в регионах

В Астраханской губернии конфискованные у казачества земли не подлежали возврату. Казачество было лишено права использования природных ресурсов, таких как лесные угодья, рыба. В Астраханской губернии в 1920 г. в концентрационных лагерях содержалось около 2000 казаков [48] .

К. К. Краснушкин, председатель Урюпинского комитета ВКП (б) в своей докладной записке в Казачий отдел ВЦИК заявляет о следующих фактах:

Был целый ряд случаев, когда назначенные на ответственные посты комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали, злоупотребляли своей властью, чинили всякие насилия над населением, отбирая скот, молоко, хлеб, яйца и другие продукты, и вещи в свою пользу, когда они из личных счетов доносили в ревтрибунал на граждан и те из-за этого страдали… Отдел розысков и обысков при ревтрибунале, а также комиссары при производстве обысков отбирали вещи, продукты совершенно безнаказанно на основании личных соображений и произвола, причем, как видно из переписок по дознаниям, отобранные предметы исчезали неизвестно куда. Эти отобрания и реквизиции производились сплошь и рядом… с совершением физических насилий. Трибунал разбирал в день по 50 дел… Смертные приговоры сыпались пачками, причем часто расстреливались люди совершенно невинные, старики, старухи и дети. Известны случаи расстрела старухи 60 лет неизвестно по какой причине, девушки 17 лет по доносу из ревности одной из жен, причем определённо известно, что эта девушка не принимала никогда никакого участия в политике. Расстреливались по подозрению в спекуляции, шпионстве. Достаточно было ненормальному в психическом отношении члену трибунала Демкину заявить, что подсудимый ему известен как контрреволюционер, чтобы трибунал, не имея никаких других данных, приговаривал человека к расстрелу… Расстрелы производились часто днем, на глазах у всей станицы, по 30-40 человек сразу… [7]

Сообщается о массовых расстрелах, проводимых членами Ревкома на местах в станицах:

Богуславский, возглавлявший ревком в станице Морозовской, в пьяном виде пошел в тюрьму, взял список арестованных, вызвал по порядку номеров 64 сидевших в тюрьме казаков и всех по очереди расстрелял. И в дальнейшем Богуславский и другие члены ревкома проводили такие же массовые расстрелы, вызывая казаков в ревком и к себе домой. Возмущение этими бессудными расстрелами было так велико, что, когда в станицу переехал штаб 9-й армии, политотдел этой армии распорядился арестовать весь состав Морозовского ревкома и провести следствие. Была выявлена страшная картина диких расправ с жителями станицы и окрестных хуторов. Только во дворе Богуславского обнаружили 50 зарытых трупов расстрелянных и зарезанных казаков и членов их семей. Еще 150 трупов нашли в разных местах вне станицы. Проверка показала, что большинство убитых ни в чем не было виновно и все они подлежали освобождению [7] [49]

По этим причинам Реввоенсоветом Южного фронта издал подробную директиву по результатам мартовского пленума ЦК РКП(б), в которой указывая на продолжающуюся борьбу с антисоветскими мятежами указал:

Раскулачивание

На Кубани 25 января 1931 года была осуществлена депортация казачества в числе 9 000 семей, около 45 000 человек из районов Черноморья были выселены на освоение засушливых районов Ставрополья и Сальских степей. В течение 1930—1931 годов было арестовано и депортировано не менее 300 000 казаков из различных регионов, в большей степени из Уральской области и бывших территорий казачества на Северном Кавказе [48] .

Реабилитация российского казачества

В целях восстановления исторической справедливости в отношении казачества, его реабилитации как исторически сложившейся культурно-этнической общности … Осудить проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей [52] .

Память

В храме Иоанна Предтечи г. Волгограда прошла панихида по невинно убиенным казакам. В ряде населенных пунктов области — рабочем посёлке Чернышковский, городах Серафимовиче, Урюпинске, Иловле и других — прошли крестные ходы и заупокойные молебны в память о тех трагических событиях. [56]

24 января в День памяти жертв политических репрессий казачества в Карачаево-Черкесии прошли траурные мероприятия. В них принял участие атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов.

Траурные мероприятия состоялись в Усть-Джегутинском, Урупском и Зеленчукском районах республики, где установлены памятники репрессированным казакам. В церкви Петра и Павла станицы Зеленчукской Карачаево-Черкесии казаки отслужили панихиду и прошли крестным ходом от храма к памятному знаку жертвам репрессий. [57]

Расказачивание согласно законодательству РФ


Приход к власти большевиков, гражданская война и первые десятилетия после нее, для населения бывшей Российской империи ознаменовались многочисленными репрессиями, кровью, то-есть события того времени можно смело назвать красным террором. Много лет о событиях тех дней было не принято говорить, а если и вспоминали, то только с позиции борьбы советской власти с элементами антисоветчины. Что же происходило на самом деле.

Почему их боялись

Казачество в России — это не нация, но особая прослойка населения со своей культурой, где детям чуть ли не с рождения внушали что они являются опорой и защитой государства и самодержавия, без них Русь просто перестанет существовать. Для казака защита своей родной земли — это святой долг.

Как происходило расказачивание

Донские казаки

Поэтому они были готовы принять смерть, нежели уступить хотя бы клочок земли врагу. В жизни настоящего казака было три основных кита – это самодержавие, православие и частная собственность. Вот тут внимание, обозначенные догмы, были не приемлемы новой власти.

Казачество имело собственную землю и ряд привилегии дарованных им царем, значит они никак не вписывались в общую картину эксплуатируемого народа, который так рьяно освобождали большевики.

Кроме того, казаки представляли собой хорошо организованную вооруженную силу, которая стояла на страже самодержавия. Поэтому естественно, что новая власть их боялась. Это доказывается тем, что на начальном этапе большевики поддерживали с казаками нейтралитет. А первые декреты, согласно которым земля казаков оставалась нетронута, а мужчины наконец-то после долгой войны вернулись домой, даже склонили некоторую часть на сторону новой власти. Они не планировали бороться против Советской власти, с одной стороны им обещали оставить все их права и привилегии, с другой большевики угрожали кровавой расправой за сопротивление. Поэтому вначале, казаки не вмешивались в войну между красными и белыми, хотя единого взгляда на новую власть у них не было.

Расказачивание или террор

Однако спустя год после прихода к власти большевиков 24 января 1919 года была принята секретная директива, которая отличалась запредельной жесткостью. Она положила начало геноциду казачества на государственном уровне. Его организаторами и исполнителями были Свердлов, Ленин, Троцкий. По их указанию был развязан массовый террор, в результате которого численность донского казачества сократилась вдвое.

Как происходило расказачивание

Большевики начали политику расказачивания, которая была направлена на лишения казаков всех прав, ликвидацию их как социальной, этнической и культурной общности. И что примечательно, большевики их действительно боялись, ведь они не планировали красное казачество ни перевоспитывать, ни большевизировать, задача стояла одна – уничтожить как таковое.

После выхода в свет директивы об уничтожении казачества как такового, с последним началась беспощадная борьба, причем путем жесткого истребления.

Начался массовое уничтожение, богатых казаков пытали, а после расстреливали, такие же меры применялись и к тем, кто хоть каким-то, даже косвенным образом имел отношение к борьбе против Советской власти. Первым делом расправлялись с офицерским составом, позже дошли и до рядовых.

Началась поголовная конфискация хлеба и других сельскохозяйственных продуктов.

На земли казаков стали переселять пришлую бедноту, причем уравнивая их во всех отношениях.

Также властью было проведено полное разоружение, а тот, кто своевременно не сдал оружие, был расстрелян.

Как происходило расказачивание

Казак на коне

Во всех казачьих станицах стояли вооруженные отряды, которые отвечали за установление порядка, но на самом деле активно истребляли казачество как социальную прослойку. Население стонало от массового насилия и надругательства. Жертвы на хуторах и станицах исчислялись сотнями. Большевики искусственно вызывали восстания, а потом с особой жесткостью их подавляли, тем самым истребляя его.

А об ужасах, воспоминания, в которых говориться что комиссары станиц и хуторов занимались грабежом, пьянством, насилием над женщинами. Без суда и следствия расстреливали детей, немощных стариков.

Советская власть планировала вырезать казаков и заселить Дон пришлым элементом.


Эта директива предполагала ликвидацию казачества как социально-экономической и культурной общности путем массовых репрессий против казаков, что выражалось в их расстрелах и взятии в заложники, сожжении станиц и хуторов, натравливании неказачьего населения на казаков. В процессе расказачивания также проводились реквизиции их недвижимого и движимого имущества, в том числе домашнего скота и сельскохозяйственной продукции; переселение крестьян на земли, ранее принадлежавшие казакам; выселения целых станиц и хуторов. Были упразднены все казачьи войска.

Это предопределило переход его значительной части на сторону белых армий. Казачьи воинские части были главной силой Добровольческой армии генерала Л.Г. Корнилова, а затем Вооруженных Сил Юга России, которые возглавлял генерал А.И. Деникин. Крупнейшими вооружёнными формированиями казаков-белогвардейцев стали Донская, Оренбургская и Уральская армии. Активными участниками Белого движения были атаманы Всевеликого Войска Донского генералы А.М. Каледин, П.Н. Краснов, А.П.Богаевский, кубанские казаки генералы С.Г. Улагай и А.Г. Шкуро, атаман Оренбургского казачьего войска генерал А.И. Дутов, атаман Забайкальского казачьего войска генерал Г.М. Семенов, атаман Б.В. Анненков и другие лидеры казачества.

Неудивительно поэтому, что молодая Советская власть заняла позицию неприятия казачества, ответив на действия белогвардейцев политикой расказачивания. Однако какие бы обоснования политической целесообразности действий большевиков ни находились, нельзя оправдать террор по отношению к людям, чьей виной было желание жить по традициям своих предков, верно служить государству, исповедовать православную веру, грамотно вести свое хозяйство! Более того, многие из казаков, особенно представлявших казачью бедноту, не проявляли враждебности к новой власти, видя ее стремление к идеалам справедливости, свободы, равенства – ценностям, которые традиционно признавало казачество.

К середине 1930-х гг. практически полностью был разрушен социально-экономический уклад жизни казачества. Оно испытало крутую ломку своего мировоззрения и постепенно, пройдя через коллективизацию, стало советским колхозным крестьянством, хотя в душе эти люди всегда помнили, что они – казаки, долг которых – преданно служить своей Родине. Это подтвердилось в годы Великой Отечественной войны, когда подавляющее большинство казаков храбро воевало в рядах Красной Армии и проявило массовый героизм, осознав смертельную угрозу, которую представляла для существования нашей страны гитлеровская Германия и ее союзники.

В память о жертвах расказачивания 24 января в казачьих храмах проводятся панихиды, казаки возлагают венки к памятникам казакам - жертвам политических репрессий и монументам героям казачества. Отрадно, что в этих акциях принимают участие и казаки нашего Первого казачьего университета.

Андрей Бондович Бакурадзе, профессор, доктор философских наук, директор экспертно-аналитического центра казачества МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ);

Читайте также: