Проект окно в прошлое в доу

Обновлено: 05.07.2024

Тип проекта: творческо-информационный, групповой
Продолжительность проекта: средней продолжительности (5 недель)
По составу участников: групповой
Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ, дети подготовительной к школе группы; родители.
Актуальность проекта:
Одной из важных задач ДОУ является патриотическое воспитание дошкольников. Каждый ребенок – это в первую очередь гражданин своей Родины, своей страны. В связи с тенденцией размывания культурных ценностей вопрос воспитания патриотизма с малых лет встает как никогда остро.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Патриотические чувства неразрывно связаны с чувством причастности человека к своему народу, единения с ним.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Фольклор вызывает положительные эмоции у детей, формируется внутренняя готовность к восприятию русской народной культуры.

Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Использование метода проектов открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Это метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотических чувств у детей подготовительной к школе группы через ознакомление с жизнью наших предков; формирование представлений о жизни наших предков

Ожидаемый результат:
Для детей: получение детьми первичных представлений о культуре русского народа, о том как жили люди в древности.
Для педагогов: обогащение предметно-развивающей среды;
Для родителей: изготовление макетов; сборе иллюстрации; подготовка детей к музыкальному конкурсу русской народной песни.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом плане. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также о значении духовно-нравственного и патриотического развития писали: И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, и др.). Они отмечали, что развитие творческих способностей детей в цикле приобщения их к русскому народному творчеству и промыслу старинных мастеров пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, это необыкновенно интересные путешествия во времени на каждом занятии.

Новизна проекта состоит в том, что она имеет инновационный характер. В работе с детьми используется нетрадиционные методы и способы развития детского творчества в ходе практических занятий. К ним относятся: рисование тычком, ватными палочками; пальцами рук; ватой и другими предметами, а так же лепка народных промыслов и создание поделок декоративно-прикладного искусства, метод проектной деятельности, виртуальные экскурсии.

Тема занятий программы дают целостное представление дошкольникам об устройстве мира славян, основ зарождение орнамента и символики, традиции и быта русского народа.

Проект знакомит ребенка с истоками русской народной культуры, опираясь на принципы общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, активности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности,

Тип проекта: познавательный

Цели : Формирование устойчивых знаний, интереса к жизни народа в разное историческое время.

  • Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, национальной одеждой.
  • Развивать потребность детей старшего дошкольного возраста во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого, его поддержки и одобрения, что способствует созданию микроклимат эмоционального благополучия.
  • Обогащать содержание образа мира детей старшего дошкольного образа.
  • Развивать интерес к культуре русского народа через обычаи, обряды, праздники.
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Принципы успешной реализации проекта:

  • Систематичности и последовательности, прочности усвоения знаний
  • Наглядности
  • Доступности
  • Связи теории и практики
  • Активности и стимулирования.

Сроки реализации проекта : 1 год

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Методы и приемы:

. метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов);

. словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

. практический (выполнение детьми с помощью воспитателя декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов в работе);

. проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения

проблемной ситуации в ход занятия);

. мотивационный (убеждение, поощрение)..

Овладев знаниями об истории русской культуры и быта у ребёнка, будет сформировано чувство любви к своей малой родине с ее далеким прошлым. Он приобретает знания о предметах русского быта. Ребенок познакомится с фольклором, традициями и обычаями. Он научится понимать себя как часть общества. Это определит его обязанности перед обществом: любить и охранять свою Родину, заботиться о ней.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

для детей старшего дошкольного возраста

высшей кв. категории

Предназначение дошкольного образования

состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях,

сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего

обращения с ними и активного желания поступать именно так:

щадящим и сберегающим образом.

Т.В. Потапова

Как показывает диагностическое обследование

Большинство современных детей редко обращают внимание на предметы старины.

Ребенок не знает, что можно делать с ними, каково их предназначение

На сегодняшний день далеко не все семьи рассказывают об истории развития техники, предметов обихода, какими они были несколько лет назад.

К сожалению, мы часто забываем о том, что планета Земля – наш общий дом. Каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Бывает обидно, когда в наш безумный век скоростей, вечно куда-то спеша, мы забываем посмотреть вокруг себя, чтобы заметить истинную ценность предметного мира, как результата развития человечества. По вине человека многие ценные вещи прошлого бывают бездумно выброшены на помойку. А ведь можно организовать выставку в детском саду, например, часов, телефонов, зеркал и т.д

Посещая дошкольное учреждение, дети учатся любить и ценить то, чем они пользуются ежедневно, предметы обихода, одежду, игрушки, технику . Этому уделяется большое внимание, начиная с младшего дошкольного возраста, знакомя с правилами безопасного поведения.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственной позиций личности.

Цель данного проекта: формирование первичных представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых через создание исторической ленты предметов быта человека.

Для решения поставленной цели нами был выделен ряд задач.

Расширить представление детей о значении труда взрослых для общества.

Воспитывать уважение к людям труда и его результатам.

Воспитывать гордость за достижения человека.

Способствовать становлению познавательного и бережного отношения к объектам окружения.

Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),

Срок реализации: 3 месяца

Масштаб: проект будет интересен педагогам старших групп, родителям.

Этапы реализации:

Стратегии и механизмы:

Во время реализации проекта, будут использованы различные методы работы с детьми, направленные на формирование эмоционального, когнитивного и поведенческого компонента.

Вся работа с детьми строится в игровой форме, каждый элемент которой направлен на решение определенных задач, например: дидактическая игра - направлена на систематизацию знаний; беседы способствуют актуализации представлений по изучаемой теме; продуктивные виды деятельности содействуют уточнению представлений о структуре воссоздаваемого объекта.

Встречи с детьми организуются 1 раз в неделю, продолжительностью 30 мин. Работа по проекту идет по двум направлениям:

Совместная деятельность педагогов с детьми.

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями

Какие ресурсы будут использоваться:

Стихи, пословицы и поговорки – картотека

Во время реализации проекта будут привлечены следующие специалисты:

Педагог-психолог. Теоретическое обоснование темы, методический аспект, диагностическое обследование.

Подготовительно-диагностический этап

Проведение диагностики, направленной на выявление знаний у детей старшего дошкольного возраста из истории возникновения предметов прошлого.

Подготовка картотек, изготовление игр и пособий для работы с детьми.

Подбор фотоматериалов, иллюстраций, рассказов, стихов, пословиц, поговорок

о труде взрослых, предметах быта.

Разработка конспектов занятий.

Практический этап

Сроки реализации: март – май

Самостоятельная деятельность детей

Педагог + ребенок + родитель

Март1-я встреча

Коммуникативные игры на установление взаимоотношений

Что такое мир вещей?

Знакомство с вещами старины.

Яркие краски окружающего мира.

Игры с предметами старины

Выставка предметов старины

Рассматривание и чтение энциклопедии

Апрель, 5-я встреча

Экскурсия в краеведческий музей.

Рассматривание иллюстраций об осветительных приборах.

(опыты и эксперименты со светом)

Май, 10-я встреча

Поделки из бросового материала

Техника и ее развитие: холодильник, стиральная машина, утюг.

Экскурсия в детскую библиотеку.

Удивительная лампа(опыты и эксперименты с лампой)

Выставка для родителей

Выставка самодельных кукол.

Результативность

Повышение уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о старинных предметах быта.

Повышение уровня компетентности педагогов в области работы по данной теме

Проект

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают активно интересоваться историей и культурой человечества, важно поддержать стремление ребёнка к изучению быта и культуры своих предков, своего народа , поскольку обращение к наследию человечества воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Окружающий ребенка мир предметов вызывает у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого необходимо поддержать интерес ребёнка в стремление к совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности и способствовать познавательному развитию.

Читайте также: