В чем заключалась особая роль москвы в развитии русской художественной культуры кратко

Обновлено: 16.05.2024

Историко-культурная концепция "Москва – третий Рим", её значение для развития российской культуры. Формирование концепции "Святой Руси". Спор между И. Волоцким и Н. Сорским. Московский кремль как плод совместного творчества итальянских и русских мастеров.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.10.2013
Размер файла 26,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Москва как центр русской государственности и культуры XV-XVI веков. Шедевры Московского кремля.

3. Москва центр русской Государственности и культуры. Шедевры московского кремля.

Это был Московский кремль в первоначальном его очертании.. занимавший западный угол кремлевской горы..

В 1367 году был выстроен новый кремль , каменный. Строительство в Москве крепости из белого камня современники связывали с возросшим политическим значением города , с укреплением роли его , как столицы всех русских земель. Строили кирпичный Кремль более 30 лет, руководили работами итальянские мастера.

К началу XV в. Москва заняла в Восточной Европе исключительное положение, как политическом, так и в культурном отношении. Византия погибла. Постепенно торжествуя в своей борьбе за объединение Руси, Московское княжество крепло и развивалось.

Несомненным признаком принятия идеи о Константинопольском наследстве служит усвоение Иваном III герба Восточной Римской империи -- двуглавого орла в качестве русского государственного герба.

Старый московский герб с Георгием -Победоносцем введенный князем Юрием Долгоруким , был заменен (1499г.) на двуглавого орла. С VII века до н.э. орел был символом Римской Империи ,а с IV века н.э. двуглавый орел стал символом разделения Римской Империи на западную , со столицей в Риме и Восточную, со столицей в Константинополе. Роль Москвы становилось все значительнее для греческого мира и той части, славянского на которую не распространялось главенство Римской курии.

· Русское государство -- наследница Византийского Православного царства;

· московский князь -- прямой потомок и наследник греческого императора как главы православного государства, поборник и защитник вселенского Православия (богоосвященная монархия);

· взгляд на Русь как на хранительницу христианской Церкви.

Воспринимая Московское царство не столько как продолжение, сколько как обновление византийской истории, можно также утверждать, что русская церковь есть наследница христианской церкви первых веков ее существования, т.е. периода, когда сохранялось ее единство.

В русской общественно -религиозной жизни всегда существовали различные идейно- религиозные течения , тенденции, направления. Представители которых вели между собой либо скрытые от посторонних глаз дискуссии, либо открытые дебаты.

Одна из таких дискуссий развернулась на рубеже 15-16 веков. Её главными участниками были Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Оба были устремлены к цели - вывести православную церковь из состояния духовного неблагополучия. Если попытаться предельно лаконично обозначить те направления, представителями которых выступили Волоцкий и Сорский, то в наибольшей степени для этого подошли бы понятия византизма и евангелизма. В истории русской социально- религиозной мысли под византизмом обычно подразумевают обширный культурно исторический комплекс религиозных , государственно- политических, философско -нравственных, художественно- этических идей и соответствующих им форм социальной практики, генетически восходящих к византийским образцам и обусловливающих отличия российской цивилизации от европейского Запада. Евангелизм представляет собой движение , в котором отчетливо проступает дух религиозных и социально -нравственных исканий. Его представители опираются на идеи и принципы первоначального христианства и стремятся сохранить их в том виде , в котором они существуют в библейском тексте.

На протяжении веколв евангелизм был постоянным внутренним оппонентом византизма. Отношения между ними не были равновесно -симметричными .поскольку на стороне византизма была жесткая сила автократического государства.

Это- конфликт, в котором оказались противопоставленными Преп. Нил Сорский и Преп. Иосиф Волоцкий , конфликт трагический для русского монашества и для русской святости… Столкнулись две различные религиозные концепции: идеал общественного воздействия на мир и идеал отказа от мира ради духовного совершенствования. - отказа.

Иосиф Волоцкий ( мирское имя Иван Санин) являл собой противоположный тип личности, склонной не к созерцательности , а к активной деятельности, отличавшейся незаурядными организаторскими и лидерскими способностями . Иосиф был сторонником и проводником идеи строжайшего непреклонного порядка . Среди характерных особенностей религиозного и социального мышления Иосифа, определявших его церковно- общественную пастырскую и писательскую деятельность, на первое место следует поставить апиляцию к страху, как основному религиозно- психологическому регулятору отношений монаха с Богом, монастырскими начальствами высшими церковными иерархиями.

Конец 15 столетия стал периодом открытых религиозных дискуссий среди священников, монахов и мирян. Богоискательские настроения, а так же намерения, нацеленные на преобразования многих сторон церковной жизни, перестали быть уделом одиночек. А охватили значительные слои населения, среди православных иерархов совсем не много было тех , кто мог противопоставить реформаторским умонастроениям серьезные богословские возражения.

Ликвидация землевладения приведет к упадку и исчезновению многих монастырей, а это отрицательно скажется на состоянии христианской веры в народе. После острых дебатов, большая часть, участников собора, перешла на сторону Иосифа Волоцкого. Великокняжеское окружение вынуждено было смирить притязания и пойти на компромисс, оставив за церковью право на землевладение и получив от неё заверение в активной поддержке своего политического курса.

Иосиф Волоцкий с 1508 г. стал поддерживать Великого князя в борьбе с мятежными удельными князьями и развил идею о божественном происхождении великокняжеской власти. Он говорил о самодержце, как о царе земном, подобном Богу и только перед ним ответственным. Василий III после 1508 г. активно поддерживал исифлян и дал церкви большие привилегии.

Подводя итоги сказанному. Необходимо признать, что иосифлянский тип ценностных ориентаций привел к тому, что на протяжении последующих столетий в России основное внимание церковных и светских властей было направлено на воспроизводство по преимуществу одного типа сознания -Византийского. Данный тип культивируется, и по сей день. Убежденность в том, что идентичность российского сознания обретается исключительно на пути признания своих генетических связей с Византийским православием. Изоляционизм, недоверие к духовным и социальным форма.

3. Москва центр русской Государственности и культуры. Шедевры московского кремля

Кремль не мог удовлетворять таких властителей, надо было создать на старом месте новый кремль, отвечающий новым запросам некогда захолустного московского княжества, ставшего мировой державой.

Русское зодчество имело к тому времени огромный опыт, при этом русское зодчество постоянно черпало живительные силы в народном творчестве, в искусстве деревенских древоделов.

Москва собирает лучшие художественные силы страны, выписывает зодчих из Пскова, Твери, Ростова, обращается к иноземным мастерам.

Не только со всей Руси , но и из Византии , из Сербии . из Болгарии устремились в великокняжескую Москву художники , для которых она стала одним из крупнейших культурных центров. И Москва . радуясь своей притягательной силе , заботясь о своем украшении, всячески поощряла их приезд.

Московский кремль - плод совместного творчества итальянских и русских мастеров, причем роль первых была во многом руководящая. Новшества и технические усовершенствования, внесенные итальянцами , были значительными и ими широко воспользовались русские зодчие. Но дело в том что нигде кроме России, кроме Москвы , не мог бы возникнуть такой грандиозный , такой единый при всем своем многообразии памятник силе и славе русского народа, ибо итальянцы, обучавшие русских мастеров самой передовой по тому времени технике , исходили в своем художественном творчестве из классических достижений древнерусской архитектуры. Таково было данное им предписание и таково , очевидно было и их собственное стремление, отвечавшее уже до них народившемуся общему художественному замыслу Московского Кремля.

Перестройка Кремля началась с возведения Успенского собора, порученного Аристотелю Фиораванти. Образцом для него послужил Успенский собор во Владимире. Однако московский Успенский собор (1475 - 1479) не был простым подражанием образцу. Аристотелю Фиораванти удалось создать совершенно новое, оригинальное произведение, в котором традиции русского зодчества были обогащены элементами итальянской архитектуры. Простой и ясный по своим формам, но в то же время грандиозный и торжественный, Успенский собор стал классическим образцом монументального церковного зодчества XVI в.

С русскими архитектурными традициями связан Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами в 1484 - 1489 гг. и являющийся частью великокняжеского дворцового комплекса. В его внешнем облике сочетаются Псковские, Владимиро - Суздальские и раннемосковские черты.

Иконостас Благовещенского собора Московского кремля -великое произведение искусства. Возникшие на русской почве идея и композиция иконостаса получила полное развитие в этом памятнике монументальной живописи. Фигуры деисусного чина - на досках высотой более 2-х метров и шириной более 1 м. Это придало иконостасу невиданную ранее внешность , грандиозность. Причем что очень характерно для древнерусского мироощущения, деисусная композиция , утверждающая идею заступничества стала основой во всем живописном убранстве храма.

В 1505 - 1508 гг. Алевиз Новый построил Архангельский собор, во внешнем облике которого ярко выразились светские черты, наметившиеся уже архитектуре Успенского собора. Сохранив основную конструкцию (куб, увенчанный пятиглавием), Алевиз Новый в наружном убранстве собора отступил от древнерусских традиций, приметив пышные архитектурные детали итальянского Ренессанса.

В 1485 г. начиналось возведение кирпичных стен и башен Московского Кремля. При этом зодчие решали не только фортификационные, но и художественные задачи. Стены и башни Кремля вместе с остальными его зданиями составили живописный единый ансамбль.

Архитектурным центром его стала построенная в 1505 - 1508 гг. столпообразная церковь - колокольня Ивана Лествичника (Иван Великий). В этом ансамбле получили воплощение идеи величия и силы единого Российского государства.

Грановитая палата выстроена итальянскими мастерами Марко Руффо и Пьером Солари . большой зал с огромным столбом посередине служил для торжественных приемов и пиршеств . Итальянские мастера продолжили русскую художественную традицию. В Грановитой палате живо воскресает парадная атмосфера московского двора с его пышными церемониями .

Опоясавшись новыми стенами и башнями , кремль неприступной твердыней . и эта твердыня поражала своей , чисто русской торжественно сияющей красотой , белизна соборов и царских палат , золото куполов , цветовые сочетания фресок над порталами храмов -вся эта красочная гамма единого при всей своей динамичности ансамбля обогащалась четкой рамой розово-красных зубчатых стен и мощных башен в несколько этажей (Спасской, Никольской и др.) красота и величественность русского града -третьего Рима .они стали образцом для всей Руси , где один за другим русскими зодчими воздвигались соборы ,создавались монастырские ансамбли и строились неприступные кремли.

Быстрая смена событий в основной области православия и его русской боковой ветви ,драматический контраст между падением Константинополя и триумфом Москвы произвели глубокое впечатление на воображение русских. Неожиданное превращение маленького Московского княжества в самое большое государство в мире невольно привело его народ к мысли , что он наделен миссией спасти восточное христианство, присущая самодержавию централизация облегчалась и обуславливалась не только византийским и восточным влиянием, но так же тем обстоятельством ,что опорой режима . помимо церкви и закрепощенного крестьянства , было не аристократическое вотчинное , а служило поместное дворянство .

Воспринимая Московское царство не столько как продолжение, сколько как обновление византийской истории, можно также утверждать, что русская церковь есть наследница христианской церкви первых веков ее существования, т.е. периода, когда сохранялось ее единство.

Список литературы

1. Зенина М. Р. , Кошман Л.В. , Шульгин В. С. История русской культуры: учебн. Пособие . М.: Высш. Шк., 1990.-432 с.

4. Куликовская битва и рождение Московской Руси/ А.Б. Широкород-М.; Вече, 2005г.-416с.

5. Тоийнби А. Дж. Постижение истории: пер. с англ./ сост. Огурцов А.П., вступ. ст. Уколовой В.И.; закл. Ст. Рашковского Е.Б. -М.; Прогресс, 1991г.

6. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века/ вступ. ст. Д.С. Лихачева; сост и общ ред. Л.А. Дмитриева и Д.С. Лихачева -М.; Худож.лит.; 1984г

7. Всеобщая история права и государства ; учебник / В.Г. Графский -2-е изд., перераб. и доп. -М.; Норма, 2008г.-752с.

Подобные документы

Первые каменные здания на территории Московского Кремля. Основные направления московского искусства второй половины XIV столетия. Архитектура церкви Успения на Городке в Звенигороде. Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в Москве.

реферат [15,5 K], добавлен 27.07.2009

Причины и последствия состояния политической раздробленности, в которой находились русские земли и княжества в XV веке. Влияние монголо-татарского нашествия на развитие русской культуры. Историческая обусловленность и сущность идеи "Москва - третий Рим".

контрольная работа [43,4 K], добавлен 10.11.2010

Место архитектуры в структуре культуры России первой половины XVIII века. Перестройка Кремля при Иване III с привлечением мастеров Антона Фрязина, Марко Фрязина и т.д. Рублевское направление в изобразительном искусстве Москвы. Шатровое зодчество.

реферат [27,7 K], добавлен 27.07.2009

Культурный архетип – базисный элемент культуры. Традиционные установки русской культуры. Становление, развитие, особенности формирования русской культуры. Развитие культуры Древней Руси. Иконописи русских мастеров и христианство, каменные сооружения.

реферат [17,1 K], добавлен 27.07.2010

Концепции культуры XIX-XX вв. Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера. Социологическая концепция культуры Макса и Вебера. Игровая модель Хейзинги. Концепция Шубарта. Культурологические концепции 60-90-х годов XX в.: культура Тойнби.

реферат [25,8 K], добавлен 21.01.2008

Особенности русской культуры на рубеже веков. Новая концепция искусства. Журнал-манифест. История создания журнала. "Мир искусства" и Дягилев, "мир искусники". Значение журнала "Мир искусства" для русской культуры и его место в отечественной культуре.

курсовая работа [30,4 K], добавлен 04.05.2016

Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян. Основные особенности русской средневековой духовной культуры. Истоки русской культуры: ценности, язык, символы, мировоззренческие схемы. Значение принятия христианства из Византии.

Русская культура XIV – XV веков, хотя и не была чужда заимствованиям с Запада и Востока, в основном развивала собственные традиции предшествовавшего периода. История немало сделала, отыскивая аналоги таких эпохальных явлений Европы, как Возрождение и Реформация. Однако стоящая за такими поисками посылка, трактующая отсутствие данных феноменов как признак культурной отсталости, сомнительна. Русская средневековая культура в силу особенностей своего формирования была не просто региональным вариантом европейской культуры. Это была другая культура, основывающаяся на православии.

Определяя основное содержание и направление историко–культурного процесса средневековой Руси, следует отметить, что культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную питательную среду своего развития. Формирование русской культуры средневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия. В историко–культурном процессе XII – XV веков выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до сер. XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры (в связи с монголо–татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, датских, шведских, литовских и польских феодалов).

Второй период (вторая половина XIV – XV века) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры. Именно Московскому княжеству было суждено, преодолевая феодальную раздробленность Руси, возглавить борьбу против Золотой Орды и к концу XV века завершить оба процесса созданием единого и независимого государства. В первое столетие после нашествия Батыя, русский народ направил свои усилия на восстановление разрушенного хозяйства и на сохранение уцелевших от гибели культурных ценностей. Особо важную роль в сохранении культурного наследия сыграли Новгород и Псков, а также другие западные города, не подвергшиеся погрому. Здесь не прерывалось развитие письменности, архитектуры и живописи.

После исторической победы на Куликовом поле (1380 г.) главенствующая роль Москвы в развитии русского искусства становится все более несомненной. В обстановке национального подъема искусство Руси переживает расцвет Предвозрождения. Москва становится художественным центром Руси. Необходимо отметить, что XIV век в странах Европы был веком Предвозрождения, временем стремительного сложения элементов национальных культур. Этот процесс захватил и Русь. Национальные элементы отдельных культур, возникнув почти одновременно по всей Европе, в России получают реальную опору в организации собственного национального Русского государства.

Вот почему национальное своеобразие русской культуры XIV – XV веков выражено особенно отчетливо. В этот период крепнет единство русского языка. Русская литература строго подчинена единой системе государственного строительства. Русская архитектура все сильнее выражает национальное своеобразие. Распространение исторических знаний и интерес к родной истории вырастает до широчайших размеров. Русская культура XIV – XV веков тесно связана с культурой Западной Европы, Востока и Средиземноморья. Из Византии в русские земли поступали произведения искусства и литературы, приезжали византийские художники. На Руси дорого ценились византийские иконы и книги. Близость языка позволяла русским пользоваться болгарской и сербской литературой. С сербских и болгарских оригиналов были переписаны некоторые русские летописи XIV – XV веков. С Западной Европой Русь была связана при посредстве Новгорода и Пскова. В этих двух культурных центрах греко–славянские традиции успешно сочетались с западноевропейскими. Влияние Востока проявлялось главным образом в области прикладного искусства.

Развитие русского регионального искусства

Во второй половине XII в. в жизни Древнерусского государства происходят изменения, которые определяют судьбу русской культуры на много веков вперед. Киев окончательно теряет свое политическое и культурное значение. Ослабление международных и торговых связей Киевской Руси, участившиеся набеги кочевников способствовали переселению славянских народов с юга на север. Хотя галицкому князю Ярославу Осмомыслу (?—1187) еще удавалось удержать в подчинении Великий Новгород, Киев, Чернигов, после его смерти начинается дробление Древнерусского государства на мелкие удельные княжества.

Память о единстве земли Русской и о прежней славе Киевской Руси еще жила в произведениях устного народного творчества, но в реальной жизни наступал период феодальной раздробленности, продолжавшийся вплоть до середины XV в.

Искусство Великого Новгорода

После распада Киевской Руси отдельные княжества и города начали приобретать самостоятельность. В культуре Великого Новгорода, также отделившегося от Киева, все яснее проявляются черты самобытности, во многом обусловленные ослаблением княжеской власти и усилением демократических тенденций в обществе. Новгородское вече, ставшее постоянно действующим органом самоуправления, долгое время сохраняло значение символа городской свободы и независимости. Торгово-ремесленный Новгород никогда не стремился к изысканной роскоши, напротив, на его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства скупыми средствами.

Мировую известность церкви Спаса Преображения на Нередице принесли фрески, выполненные свободно и энергично в необычайно светлом колорите: сочетании желто-красных охр, нежно-зеленого и синего цветов. Белильные цвета, положенные крупными, рельефными мазками на ликах святых, создают атмосферу удивительной гармонии и умиротворенности, настраивают человека на возвышенное созерцание и общение с Богом. Объемная живопись, сотканная из отдельных сюжетов и фигур, построенная на контрастах, соседствует с изображениями, выполненными в графической, орнаментальной манере. К сожалению, в годы Великой Отечественной войны церковь на Нередице была разрушена в результате обстрелов, почти полностью погибли и ее древние фрески. В восстановленном в 1956—1958 гг. здании сохранились лишь фрагменты росписи алтарной части и нижних участков других стен.

Со строительством церкви Рождества Богородицы в первой четверти XIII в. на месте языческого святилища в Перыни (по имени бога Перуна) создается новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV—XV вв. В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, прибавлялись и исчезали западные притворы, но сам тип новгородских сооружений на протяжении более двух столетий оставался неизменным. К высшим достижениям зодчих можно отнести церкви Спаса Преображения на Ковалеве (1345), Федора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Петра и Павла в Кожевниках (1406), Симеона Богоприимца в Зверином монастыре (1467) и др.

В конце XIII в. формируется новгородская школа иконописи, достигшая расцвета во второй половине XIV — начале XV в. К сожалению, множество замечательных новгородских икон погибло в огне средневековых пожаров, еще больше пострадало в годы Великой Отечественной войны.

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, среди которых особенно выделялся Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.), прибывший в Новгород в 70-е гг. XIV в. Немногое нам известно об этом замечательном мастере. Интересное свидетельство'принадлежит его другу, писателю Епифанию Премудрому:

Невозможно не запомнить его энергичную, стремительную, эскизную манеру письма, в которой есть и великолепное мастерство колорита, и суровый, порой даже грозный аскетизм. Хотя в колорите его фресок преобладают темные, красно-коричневые тона, его живопись нельзя назвать монохромной. Синяя, оранжевая, лиловая, желтая, белая и черная краски изобилуют оттенками тонов, множеством светотеневых градаций. Художник моделирует формы не столько тоном, сколько светом — яркими мазками белильных бликов. Такая манера письма позволяла более точно передавать объемы фигур и добиваться потрясающей экспрессии.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

В период феодальной раздробленности, с середины XII в., крупнейшим центром Руси становится Владимиро-Суздальское княжество. Окраинная область Киевской Руси, лежавшая в междуречье Оки и Волги, начинает свое бурное развитие. Широкомасштабное строительство новых городов развернулось во времена правления князя Андрея Боголюбского (1157—1174), сына Юрия Долгорукого. Помимо древних городов — Ростова, Суздаля и Ярославля — выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Кидекша, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства, многие из которых сохранились до наших дней.

Храмы строили в основном из тесаного белого камня. Именно к этому времени относится создание общерусского типа храма, обладающего сложной динамичной композицией. Четырехстолпные храмы увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане с выступающими с восточной стороны апсидами. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

Свою энергию Андрей Боголюбский направил на строительство новой столицы княжества — города Владимира. Прежде всего он возвел его укрепления и определил градостроительную структуру, в которой главное место отвел возведению Успенского собора. Став композиционным центром Владимира и самым величественным его сооружением, построенным при участии романских зодчих, он был призван воплотить идею божественного величия княжеской власти. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, он буквально парил над лежащим в низине городом. (По высоте он превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода.) В отличие от ранних построек, план собора был значительно вытянут по продольной оси. Первоначально это был одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами (дополнительными помещениями, предваряющими вход). Характерной особенностью его внешнего облика стало иное пропорциональное решение объемов: высота храма в два раза превышала его ширину. Впервые в оформлении фасадов были использованы скульптурные изображения — рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде, придавшие собору особую выразительность и изящество.

Успенский собор, возведенный в 1158—1160 гг., был расписан на следующий год. Центральное место в храме занимала византийская икона Владимирской Богоматери, привезенная Андреем Боголюбским из Киева. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников. Цилиндрические своды внутреннего пространства опирались на резные карнизы со стилизованными листьями аканфа и парными скульптурными изображениями львов. Хоры в западной части интерьера соединялись переходами с епископским двором, стоявшим к северо-западу от Успенского собора.

Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалеку от которой, на берегу реки Нерль, среди заливных лугов, в 1165 г. был возведен белокаменный храм Покрова Богородицы. В простых и благородных пропорциях устремленного ввысь храма зодчим удалось передать удивительную легкость и стройность. Изящный четырехстолпный храм с членением наружных стен на три неравные прясла (часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками) венчала глава, поставленная на четырехгранный пьедестал (позднее скрытый кровлей). Первоначально с трех сторон церковь окружали галереи, уравновешивающие выступающие с восточной стороны апсиды. В юго-западной части галерей размещался лестничный переход, по которому можно было подняться на хоры. Четкий ритм аркатурно-колончатого пояса (декоративный мотив, образованный рядом небольших рельефных арок) на поверхности барабана, основном объеме и галереях, резные изображения составляют главное декоративное украшение храма.

В конце XII — начале XIII в. на владимиро-суздальских землях были возведены столь же прославленные архитектурные шедевры, такие как: Дмитриевский собор во Владимире (1190-е гг.), Рождественский собор в Суздале (1222—1225), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230—1234).

Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. В стремлении выразить собственное отношение к миру, к красотам природы резчики по камню проявили подлинное мастерство. Свои истоки она черпала в народных традициях декоративно-прикладного искусства, в особенности в резьбе по дереву и орнаментальных украшениях рукописных книг. Едва ли не самым заметным элементом декора стал аркатурно-колончатый пояс.

Рельефы нигде не повторялись и располагались поясами сверху вниз. Верхние изображения были крупнее нижних, что способствовало их лучшему рассмотрению с земли. Наиболее значимые сюжеты, имеющие сакральный смысл, располагались под закомарами и выше них. По технике исполнения резьбы можно выделить плоскостные композиции, барельефы и горельефы. Впервые резьбой покрывались колонки и промежутки аркатурно-колончатого пояса. В целом скульптурное убранство Дмитриевского собора — это одно из высших достижений владимирских резчиков, составляющее славу и особую гордость древнерусского искусства.

Из-за отсутствия широкомасштабного строительства каменных храмов в период монголо-татарского нашествия резко сократилось число произведений монументальной живописи (фресок). Ведущим видом изобразительного искусства стала иконопись. Немногое из произведений сохранило время, но и то, что осталось, свидетельствует об устойчивости художественных традиций, приведших впоследствии к созданию самобытной школы.

Искусство Московского княжества

В Москве было начато широкое каменное строительство, опиравшееся на традиции византийских и владимиро-суздальских мастеров. Здесь возводятся белокаменные храмы, самыми значительными из которых были Успенский (1326) и Архангельский (1333) соборы, сооружается новая дубовая крепость (1339). За годы правления Ивана Калиты (1325—1340) в Москве было возведено не менее пяти храмов, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени. В последующие годы храмы расписывали почти 80 русских и византийских художников.

Во второй половине XIV — первой трети XV в., в период обострения борьбы с Золотой Ордой за национальное освобождение, Москва сыграла важную консолидирующую роль в истории Руси и развитии русской культуры. Одержав победу в Куликовской битве (1380), московский князь Дмитрий Донской окончательно утвердил авторитет Москвы, ставшей центром объединения русских земель в единое государство. В оборонительных целях вокруг Москвы стали возводить хорошо укрепленные крепости в Нижнем Новгороде, Серпухове и других городах.

Ко второй половине XIV — первой трети XV в. относится расцвет московской школы живописи. Большое влияние на ее формирование оказали традиции владимиро-суздальской иконописи. Известность и славу московской школе живописи принесло творчество Андрея Рублева (около 1360/ 1370—1430). Во внешне спокойных образах он мог передать целую гамму душевных переживаний и чувств. Творческую манеру художника отличали мягкость и обобщенность силуэтов, гармоничность колорита, уравновешенность композиции.

Вопросы и задания

1. Как развивалась художественная культура Великого Новгорода в период феодальной раздробленности? Какой тип сооружений был характерен для новгородского зодчества? Опишите один из образцовых памятников его архитектуры. Каковы особенности новгородской школы иконописи? Что отличало творческую манеру Феофана Грека?

2. В чем заключается своеобразие зодчества Владимиро-Суздальского княжества? Расскажите о наиболее значительных памятниках его архитектуры.

3. Рассмотрите фрагменты рельефов Георгиевского собора (1230— 1234) в Юрьеве-Польском и сравните их с декоративным убранством Дмитриевского собора во Владимире. В чем проявляется общность и различие между ними?

4. В чем заключалась особая роль Москвы в развитии русской художественной культуры? Что представлял собой Московский Кремль в период правления Ивана Калиты?

5. Как осуществлялась застройка Москвы в XIV — начале XV в.?

3. Следование архитектурным традициям владимиро-суздальского зодчества стало отличительной чертой московской архитектуры. Сравните Успенский собор во Владимире с Успенским собором на Городке в Звенигороде. Какие общие и отличительные черты этих архитектурных памятников вы могли бы назвать?

Книги для дополнительного чтения

Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

Алпатов М. В. Древнерусская живопись. М., 1984.

Алпатов М. В. Феофан Грек. М., 1979.

Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1972.

Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993. Брюсова В. Г. София Новгородская: Памятник искусства и истории. М., 2001.


В Москве было начато широкое каменное строительство, опиравшееся на традиции византийских и владимиро-суздальских мастеров. Здесь возводятся белокаменные храмы, самыми значительными из которых были Успенский 1326 г.и Архангельский 1333 г.соборы, сооружается новая дубовая крепость 1339г.За годы правления Ивана Калиты 1325—1340 гг. в Москве было возведено не менее пяти храмов, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени. В последующие годы храмы расписывали почти 80 русских и византийских художников.


Во второй половине XIV — первой трети XV в., в период обострения борьбы с Золотой Ордой за национальное освобождение, Москва сыграла важную консолидирующую роль в истории Руси и развитии русской культуры. Одержав победу в Куликовской битве (1380), московский князь Дмитрий Донской 1359-1389 гг. окончательно утвердил авторитет Москвы, ставшей центром объединения русских земель в единое государство. В оборонительных целях вокруг Москвы стали возводить хорошо укрепленные крепости в Нижнем Новгороде, Серпухове и других городах.

Изобразительное искусство Московского княжества

Ко второй половине XIV — первой трети XV в. относится расцвет московской школы живописи. Большое влияние на ее формирование оказали традиции владимиро-суздальской иконописи. Известность и славу московской школе живописи принесло творчество Андрея Рублева(около 1360/ 1370—1430). К заслугам Андрея Рублёва приписывают создание иконостаса. Во внешне спокойных образах он мог передать целую гамму душевных переживаний и чувств. Творческую манеру художника отличали мягкость и обобщенность силуэтов, гармоничность колорита, уравновешенность композиции.

Древнерусская литература 12 – 15 века.

Вопросы и задания

1. Как развивалась художественная культура Великого Новгорода в период феодальной раздробленности? Какой тип сооружений был характерен для новгородского зодчества? Опишите один из образцовых памятников его архитектуры. Каковы особенности новгородской школы иконописи? Что отличало творческую манеру Феофана Грека?

2. В чем заключается своеобразие зодчества Владимиро-Суздальского княжества? Расскажите о наиболее значительных памятниках его архитектуры.

3. Рассмотрите фрагменты рельефов Георгиевского собора (1230— 1234) в Юрьеве-Польском и сравните их с декоративным убранством Дмитриевского собора во Владимире. В чем проявляется общность и различие между ними?

4.В чем заключалась особая роль Москвы в развитии русской художественной культуры? Что представлял собой Московский Кремль в период правления Ивана Калиты?

5. Как осуществлялась застройка Москвы в XIV — начале XV в.?

Творческая мастерская

3. Следование архитектурным традициям владимиро-суздальского зодчества стало отличительной чертой московской архитектуры. Сравните Успенский собор во Владимире с Успенским собором на Городке в Звенигороде. Какие общие и отличительные черты этих архитектурных памятников вы могли бы назвать?

Читайте также: