В чем заключается взаимосвязь различных видов государственной службы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Действующим законодательством о государственной (муниципаль-ной) службе регулируется взаимосвязь государственной гражданской слу-жбы с иными видами государственной службы, а также ее взаимосвязь с муниципальной службой.

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, ос-новных государственных социальных гарантий;

2) установления ограничений и обязательств при прохождении госу-дарственной службы Российской Федерации различных видов;

3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

4) соотносительности основных условий государственного пенсион-ного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Россий-ской Федерации. 1

Термин "соотносительность" означает, очевидно, что указанные выше условия труда государственных служащих различных видов будут макси-мально близки, но не одинаковы.

Основные принципы построения и функционирования системы госу-дарственной службы носят конституционно-правовой характер, что обес-печивает их обязательность, стабильность и неукоснительное соблюдение при правовом регулировании всех видов государственной службы и в том числе гражданской службы.

Соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется указом Президента России, а в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим феде-ральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипло-матические ранги, воинские и специальные звания.

Законодательство предусматривает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на госу-дарственную службу другого вида с включением в стаж срока гражданской службы периодов замещения воинских должностей и должностей право-охранительной службы (ст. 54 Закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы регламентирована как Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской (ст.7), так и

1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

2) единства ограничений и обязательств при прохождении граж-данской службы и муниципальной службы;

3) единства требований к профессиональной подготовке, переподго-товке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципаль-ных служащих;

4) учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа граж-данской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа му-ниципальной службы;

5) соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

6) соотносительности основных условий государственного пенсион-ного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кор-мильца.

Конституции России, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В целях правового обеспечения эффективного функционирования всей системы государственного управления страны вопросы правовой регламентации гражданской службы находятся в веде-нии федеральных органов государственной власти и органов власти субъ-етов РФ, а муниципальной службы – федеральных органов, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образо-ваний.

Муниципальным служащим является гражданин Российской Федера-ции, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачивае-мое за счет средств местного бюджета.Согласно действующему законо-дательству, все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе. Муниципальными служащими могут быть такжеграждан иностранных государств – участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (п.1 ст.1 Закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ). Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирате-льных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими.

Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как самостоятельных видов публичной службы выражается, в том числе, в единстве требований, предъявляемых к гражданам при поступлении пос-туплении на гражданскую и муниципальную службу, прохождении и пре-кращении каждой из них.

В целях наиболее полного обеспечения профессионализма и компе-тентности, а также эффективной реализации функций, возложенных на ор-ганы государственной власти или органы местного самоуправления, уста-новлена классификация должностей государственной гражданской (по категориям и группам) и муниципальных должностей муниципальной слу-жбы (по группам).

Определение уровня профессионализма или соответствия того или иного муниципального служащего замещаемой муниципальной должности муниципальной службы, для решения вопросов, непосредственно связан-ных с присвоением муниципальным служащим первого или последующего классного чина, проводится аттестация или квалификационный экзамен. Типовые положения о порядке проведения аттестации муниципальных служащих утверждаются законами субъектов РФ.

Статьей 9.1. Закона от 2 марта 200З г. № 25-ФЗ определено, что зако-ном субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципаль-ных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы. Клас-сные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подго-товки муниципальных служащих квалификационным требованиям для за-мещения должностей муниципальной службы.

Важный принцип организации и функционирования публичной (госу-дарственной и местной) власти – единство ограничений и обязательств при прохождении государственной гражданской и муниципальной службы. Права и обязанности гражданских и муниципальных служащих устанав-ливаются (и дифференцируются) в соответствии тем кругом задач, полно-моций и функций, которые возложены на институты государственной гра-жданской и муниципальной служб, как отдельные, самостоятельные виды публичной службы. Разница состоит лишь в том, что в одном случае речь идет об обеспечении осуществления полномочий органов государственной власти, а в другом – об обеспечении осуществления полномочий органов местного самоуправления и иных муниципальных органов. 1

Важным критерием, определяющим взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной служб, является также учет стажа муници-пальной службы при исчислении стажа гражданской службы и сдажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы. В этом проявляются не только институциональное единство публичной слу-жбы, составной частью и самостоятельным видом которой является муни-ципальная служба, но и непрерывный характер осуществления последней.

Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравни-вается к стажу государственной гражданской службы государственного гражданского служащего. Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы, ис-числяемый для установления ежемесячной надбавки к должностному окла-ду за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополни-тельного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную службу. Порядок исчис-ления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов тру-довой деятельности устанавливается законом субъекта РФ. 1

В основном также совпадает перечень социальных гарантий, законо-дательно установленных в отношении лиц, осуществляющих свои полно-мочия в рамках государственной гражданской или муниципальной служ-бы. Социальные гарантии (и их соотносительность друг другу) призваны обеспечить правовую и социальную защищенность государственных граж-данских и муниципальных служащих, повысить мотивацию эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, соответственно, укре-пить стабильность профессионального кадрового состава государственной гражданской и муниципальной службы.

Принимаемые в этом отношении меры экономического и социального характера, устанавливаемые федеральными законами или законами субъ-ектов РФ, имеют целью компенсацию ограничений и запретов, дополни-тельных физических и психологических нагрузок и т.д., связанных с повы-шенной сложностью и ответственностью служащих в период прохождения ими государственной гражданской или муниципальной службы.

Взаимосвязь и тесное взаимодействие государственной гражданской и муниципальной служб обеспечивают, в конечном счете, повышение эф-фективности государственного и муниципального управления.

Система государственной службы – это социальный институт, обслуживающий публичное управление в целях наиболее полного обеспечения прав личности и социально-экономического развития общества, включающий в себя в качестве необходимых элементов различные направления профессиональной служебной деятельности российских граждан по обеспечению осуществления полномочий публичного управления на уровне Федерации и регионов, в том числе гражданской службы, военной службы, правоохранительной службы и иных видов государственной службы.

Система государственной службы и ее виды

Государственная служба в стране представляет собой один из важнейших социально-правовых институтов, которые обеспечивают систему публичного управления, а значит, решение государственных задач для целей наиболее полного обеспечения прав и свобод конкретной личности и благосостояния общества в целом.

При этом необходимо отметить, что в период современной России государственная служба претерпела немало преобразований.

Специальным федеральным законодательством, регламентирующим вопросы государственной службы, используется категория системы государственной службы, которая раскрывается через перечисление основных направлений государственной службы. Так, к государственной службе отнесены гражданская и военная службы, а также иные виды службы.

При этом до внесения изменений в 2015 г. в специальные федеральные законы, регламентирующие, как общие вопросы государственной службы в стране, так и вопросы отдельных направлений государственной службы, система государственной службы трактовалась как система военной, правоохранительной и гражданской служб.

Новое федеральное специальное законодательство предусматривает определения гражданской и военной служб, при этом категорию иные виды государственной службы не раскрывает. Фактически специальный закон лишь содержит отсылку к другим федеральным законам, которыми устанавливаются иные виды государственной деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, для отнесения соответствующей профессиональной деятельности в сфере публичного управления к видам государственной службы в отношении такой деятельности должен быть принят специальный закон, который раскрывает содержание соответствующего вида государственной службы, ее специфику, включая вопросы отбора кандидатов для замещения должностей службы, вопросы прохождения и прекращения службы, а также правового положения лиц, замещающих должности службы.

На сегодняшний момент система федерального законодательства содержит два специальных закона о конкретных видах государственной службы:

  • федеральный закон, посвященный вопросам военной службы;
  • федеральный закон, посвященный вопросам государственной гражданской службы.

В иных федеральных законах, регулирующих вопросы федеральной государственной службы в отдельных органах публичного управления, кроме специального федерального закона о таможенной службе, не указывается об отнесении соответствующего вида государственной службы к иным видам такой службы.

Очевидно, что здесь имеет место юридическая неточность, поскольку фактически к государственной службе следует относить профессиональную службу, которая реализуется в государственных органах.

Отсюда их числу иных видов государственной службы можно отнести:

  • государственную службу, реализуемую работниками Следственного комитета РФ, за исключением сотрудников, которые реализуют в комитете гражданскую и военную службу;
  • государственную службу, реализуемую в органах внутренних дел;
  • государственную службу, осуществляемую в таможенных органах;
  • государственную службу, реализуемую в системе исполнения уголовных наказаний;
  • государственную службу, реализуемую прокурорскими работниками в органах прокуратуры;
  • государственную службу, реализуемую в войсках национальной гвардии;
  • государственную службу, реализуемую в противопожарных органах и пр.

Приведенный перечень иных видов государственной службы позволяют сделать следующие выводы:

  • система государственной службы включает в себя виды государственной службы, которые направлены на обеспечение задач государственного управления;
  • государственные служащие, реализующие государственную службу иных видов наряду с гражданскими служащими или с военнослужащими являются федеральными служащими, осуществляющими свою деятельность по контракту, им также присваиваются специальные звания и чины, на них в полном объеме распространяются те ограничительные требования, которые предусмотрены специальным законодательством, направленным на борьбу с коррупцией и пр.

Взаимодействие видов государственной службы

Вопросы взаимосвязи видов государственной службы получили регламентацию в специальном законодательстве.

В соответствии с указанными законодательными положениями взаимодействия всех видов государственной службы обусловлено системностью рассматриваемого социально-правового института.

Все виды государственной службы в стране учреждаются и функционируют на основе единых принципов, тем самым формируя единую систему государственной службы. К числу принципов, позволяющих объединить отдельные виды государственной службы в единую стройную систему относятся:

  • соотносимость трудовых условий и размеров заработной платы, а также объема социальных гарантий для всех государственных служащих;
  • регламентация единых требований и ограничений правового статуса лиц, замещающих должности государственной службы, в связи с высоким значением государственной службы для решения поставленной задачи;
  • учет общего стажа при прохождении службы различных видов;
  • соотносимость условий пенсионного обеспечения государственных служащих различных видов государственной службы.

Кроме того, взаимодействие основных видов государственной службы определяется целью такой профессиональной служебной деятельности: государственная служба направлена на решение задач публичного управления для обеспечения прав личности и благосостояния общества.

Законодательство предусматривает для государственных служащих возможность перехода с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида с включением в стаж срока гражданской службы периодов замещения воинских должностей и должностей правоохранительной службы (ст. 54 Закона N 79-ФЗ).

Государственно-служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, регулируются федеральными законами о видах государственной службы на единых принципах построения и функционирования системы государственной службы.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы носят конституционно-правовой характер, что обеспечивает их обязательность, стабильность и неукоснительное соблюдение при правовом регулировании всех видов государственной службы, в том числе гражданской.

Принципами организации и функционирования гражданской службы, так же как военной и правоохранительной службы, являются:

- федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

- равный доступ граждан к государственной службе;

- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

- взаимосвязь государственной и муниципальной службы;

- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю;

- объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

- профессионализм и компетентность государственных служащих;

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается также посредством соотносимости условий прохождения службы и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий. Прохождение государственной службы любого вида включает в себя назначение на должность, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности, увольнение с государственной службы (отставку - для военной службы).

Как в Законе N 79-ФЗ (ст. 21 - 31), так и в законах об иных видах государственной службы (например, ст. 18 - 32 проекта федерального закона "О государственной правоохранительной службе Российской Федерации") содержатся нормы, регламентирующие все перечисленные стадии прохождения государственной службы.

Законодательством предусматривается, что замещение должностей гражданской службы и государственной службы иных видов осуществляется преимущественно на конкурсной основе. Регулирование порядка и условий назначения на должность по конкурсу дифференцируется: на гражданской службе он регламентируется положением, утверждаемым указом Президента РФ, а в правоохранительной службе, например, актом руководителя соответствующего федерального правоохранительного органа.

Основные условия прохождения государственной службы всех видов регулируются служебным контрактом. Предметами регулирования служебного контракта являются обязательства Российской Федерации и федерального государственного служащего, а также обязательства субъекта Федерации, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным служащим.

В соответствии с федеральным законом о конкретном виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральными законами о различных видах государственной службы предусматриваются:

- возрастные ограничения пребывания на государственной службе;

- порядок назначения на должность, присвоение классного чина, специального звания, ранга, а также все другие обстоятельства прохождения государственной службы соответствующего вида;

- основания прекращения службы, в том числе основания увольнения в запас служащего или в отставку.

Гражданским служащим и государственным служащим других видов государственной службы федеральными законами предоставляются соотносимые размеры оплаты труда и однотипные основные государственные социальные гарантии. Во всех видах государственной службы оплата труда предусматривается в виде денежного содержания (вознаграждения, довольствия). Денежное содержание включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному классному чину (специальному званию), процентную надбавку за выслугу лет и другие надбавки.

Обеспечивается единство основных условий оплаты служебной деятельности государственных служащих независимо от вида государственной службы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Дополнительные условия оплаты служебной деятельности государственных служащих устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы. Гражданским служащим, как и служащим других видов государственной службы, гарантируется:

- своевременная и в полном размере выплата денежного содержания (денежного довольствия);

- ежегодный оплачиваемый отпуск;

- медицинское обслуживание служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию;

- переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;

- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы;

- защита служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей и другие государственные социальные гарантии.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается установлением однотипных ограничений и обязательств.

Под ограничениями прав государственных служащих следует понимать установленные нормами права запреты на совершение конкретно определенных действий, выраженные в категоричной форме посредством возложения прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Так, государственный служащий любого вида государственной службы не может ее продолжать в случае:

- осуждения к наказанию в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- наличия гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, и т.д.

Что касается используемого в законах термина "обязательства", то, очевидно, подразумеваются установленные для государственных служащих пределы, выйти за которые нельзя. Так, государственные служащие любого вида государственной службы не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

- быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и т.д.

Обязательства государственного служащего о соблюдении указанных ограничений, установленных федеральными законами о видах государственной службы, включаются в должностной регламент (инструкцию) и контракт государственного служащего.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается учетом стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.

Правовое значение стажа гражданской службы состоит в обеспечении стабильного пребывания на гражданской службе наиболее квалифицированных специалистов. Установленный порядок учета стажа гражданской службы стимулирует привлечение на гражданскую службу и удержание высококвалифицированных кадров.

Предусматривается пенсионное обеспечение гражданских служащих и государственных служащих иных видов государственной службы за выслугу лет или по инвалидности, а также членов семьи государственного служащего в случае потери кормильца. Условия назначения и размеры указанных пенсий, порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсий за выслугу лет будут регулироваться федеральными законами с учетом особенностей вида государственной службы.

1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.
Комментарий к статье 6
В соответствии с Законом о системе госслужбы система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
Комментируемая статья предусматривает соотносительность основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий, основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации, установление ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов. Видимо, используя термин "соотносительность", законодатели старались подчеркнуть, что указанные выше условия труда государственных служащих различных видов будут максимально близки, но не одинаковы. Однако из текста Закона неясно, каковы пределы этой соотносительности.
Комментируемый Закон предусматривает учет стажа правоохранительной и военной службы при переходе на гражданскую службу. Исчисление стажа государственной гражданской службы необходимо при назначении служащего на должность, определении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет; назначении государственному гражданскому служащему пенсии и в других случаях. Часть 1 ст. 54 Закона прямо указывает, что в стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.
Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается указом Президента РФ. Применительно к федеральным государственным служащим это сделано в настоящее время Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 982 "О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет" (с послед. изм.). Стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих определяется в соответствии с Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. N 1413 "Об утверждении Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих" (с послед. изм.).
Взаимосвязь государственной гражданской службы и государственной гражданской службы других видов обеспечивается также предусмотренным ч. 3 ст. 13 Закона о системе госслужбы учетом при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенных классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также периода пребывания в этих чинах, рангах и званиях.

Читайте также: