В чем заключается творческий подвиг островского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Между тем, когда Николай Островский писал эти слова, у него уже не было никаких сомнений относительно своего здоровья: окончательно было потеряно зрение, окостенение суставов обрекло его на полную неподвижность. Не оставалось никаких надежд не только на выздоровление, но даже на временное улучшение. Казалось, было от чего прийти в отчаяние!

Невольно задаешь себе вопрос: откуда же эта неисчерпаемая энергия, эта способность побеждать боль и страдания, бороться и жить?

Ответ на этот вопрос дает вся жизнь Николая Островского. Еще подростком в первые годы Советской власти он всем своим существом понял величие и справедливость борьбы за освобождение трудящегося человечества. Жить — значило для него участвовать в этой борьбе. Он тосковал и мучился, когда болезнь выключала его из борьбы, торжествовал, когда вновь находил свое место в строю. Физические страдания теряют свою остроту, если человек всеми помыслами и чувствами устремлен к одной заветной цели. Ради достижения ее такой человек способен на подвиг, а про Островского можно сказать, что подвигом была вся его жизнь.

Чтобы хорошо понять это, нужно припомнить, что Николай Островский был человек энергичный, волевой, неутомимый. Он всегда неудержимо рвался туда, где шла самая горячая схватка, где решался исход боя. И такой человек в молодости был обречен на полную неподвижность и вечную тьму. Но едва почувствовав, что его литературное творчество приносит пользу делу коммунизма, он радостно восклицает, что жизнь открылась перед ним во всю ширь!

Что же это за человек? Редкий ли самородок, какие встречаются, может быть, раз в столетие? Или обыкновенный человек, такой же, как миллионы других советских людей, сумевший выковать в себе несгибаемую волю, настойчивость, непоколебимое стремление к достижению однажды избранной цели?

Димитров обвиняет.Художник В. С. БУЛАНКИН. Захватывая власть в 1933 г., немецкие фашисты организовали поджог здания рейхстага (парламента) и обвинили в этом коммунистов. Б конце 1933 г. фашисты устроили в Лейпциге процесс над коммунистами. Главным обвиняемым на процессе был Георгий Димитров — вождь болгарского народа и международного рабочего движения. Он обладал сильной волей и глубоко верил в правоту идей коммунизма. Это позволило ему из обвиняемого стать обвинителем. И он доказал всему миру, что действительные поджигатели рейхстага — немецкие фашисты.

Димитров обвиняет. Художник В. С. БУЛАНКИН.
Захватывая власть в 1933 г., немецкие фашисты организовали поджог здания рейхстага (парламента) и обвинили в этом коммунистов. Б конце 1933 г. фашисты устроили в Лейпциге процесс над коммунистами. Главным обвиняемым на процессе был Георгий Димитров — вождь болгарского народа и международного рабочего движения. Он обладал сильной волей и глубоко верил в правоту идей коммунизма. Это позволило ему из обвиняемого стать обвинителем. И он доказал всему миру, что действительные поджигатели рейхстага — немецкие фашисты.

В упорной борьбе за осуществление своих целей формируются люди, подобные Николаю Островскому. У таких людей твердый характер и сильная воля, они всегда выходят победителями в борьбе.

Вероятно, не найдется такого человека, особенно молодого, который не стремился бы иметь твердый характер и сильную волю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Творческий и человеческий подвиг Николая Островского (1904-1936), создателя романа “Как закалялась сталь” (1932-1934), был не просто продолжением 20-х гг. в утверждении гуманистического смысла революции, но и ответом на многие запросы 30-х гг. как времени предвоенного, полного сверхнапряжения в труде, в воспитании нового человека.
Биография писателя была действительно героической, потрясавшей сознание современников. Он родился 29 сентября 1904 г. на Украине. “Сын кухарки. Образование начальное.
По первой профессии помощник электромонтера.

Работать по найму начал с двенадцати лет “, – писал он в автобиографии. В 15 лет Островский вступает в комсомол, а с началом Гражданской войны уходит в кавалерийскую бригаду Котовского, анархиста и своего рода Робин Гуда всех обездоленных Бессарабии, затем в Первую Конную армию… В 1927 г. Островский – уже слепым и неподвижным, парализованным – начал главное сражение своей жизни: создание книги о “молодом человеке в революционной стране”…

Об этом сражении вскоре узнала – после публикации романа, после очерка М. Кольцова о несдавшейся недугу, сражающейся “мумии”, пишущей с помощью

азбуки для слепых, – вся страна.
Значение человеческой биографии… Николай Островский соединил в себе историю и человеческую судьбу. Он показал огромнейшее значение человеческой биографии как сюжетно-событийного стержня всего романа XX в., убедил, что революция не отнимала у человека биографию, делая его частицей, пылинкой масс, а создавала ее.
Первые, “заявочные” эпизоды романа о необычайной судьбе юноши “стального поколения” Павки Корчагина – а может быть, и весь замысел этого характера? – несут на себе следы явной зависимости от интернационализма, атеизма, прочих компонентов идеологии 20-х гг. Простая подробность: отношение к православию, к личности священнослужителей… у пролетарского Гавроша, Павки, вполне нормативное. “Сторонитесь, попы долгогривые!” – дурашливо возвещал, например, в 1918 г. поэт Пимен Карпов, добавляя: “Нипочем теперь мать и отец!” В романе А. Фадеева “Разгром” среди палачей, врагов нового мира, выведен “старый попик в прилизанных волосиках и юркий на глаз” (его видит разведчик Метелица среди играющих в карты беляков). Нарочито гротескно, без тени воспоминаний об ограблении церквей, о мучительной кончине, о подвиге патриарха Тихона (он умер в 1925 г. в Донском монастыре), в одиночестве сберегавшего устои православия от засылаемых в среду духовенства официозных “обновленцев”, изображен священник (как, впрочем, и дворянин) в романах И. Ильфа и Е. Петрова “Двенадцать стульев” (1928) и “Золотой теленок” (1931).

Все это было своего рода безнравственным разрешением на запрет детям дворян, “проклятых попов” поступать в институты, избираться куда-либо, разрешением на развал храмов.
В романе Н. Островского жизненный путь рабочего-подростка, живущего с братом Артемом и матерью в небольшом городке, также начинается с абсолютно запрограммированного, не порицаемого в те годы бунта: Павка насыпал махорки в пасхальное тесто попу, был изгнан из школы (буржуазной, поповской школы), начал с “затаенной ненавистью” оценивать все “буржуазное” и отчасти культурное.
Это – характернейшее противоречие 30-х гг.: джаз Л. Утесова в “Веселых ребятах” врывается, празднует свой триумф… в Большом театре, вытеснив “Жизнь за царя” М. Глинки и “Бориса Годунова” М. Мусоргского. Там ли было его, джаза, место?
Павка бьет подростков из буржуазных семей, ненавидит официантов и буфетчиков на станции. Этого было до поры достаточно. События революции, Гражданской войны, особенно бешеные атаки его родной Первой Конной армии, – это сфера наиболее полного развертывания кипучей энергии разрушения, ненависти к “старью”.

Она могла обернуться и полнейшей люмпенизацией. Ho роман писался уже в 30-е гг.: “ломка старья” уже исчерпала себя. Новый человек не совпадал с образом матроса с бомбой, с образом “человека с ружьем”.
Отметим, что это сюжетное развертывание, чередование поражений Павла и побед – то буфетчик бьет его, то он освобождает матроса Жухрая, напав на конвоира, то он похищает револьвер у немецкого офицера, то теряет любимую Тоню Туманову – выполнено достаточно искусно.
С обывательской точки зрения, заявленной в романе любимой в юности девушкой Павла Тоней, увидевшей его на стройке узкоколейки в Боярке в галошах, утопающим в грязи, он, кочегар, так и не пошел “дальше рытья траншей”… Ho у Павки, у этого пролетарского Дон Кихота и “красного святого”, комсомольца из легенды, была, оказывается, своя, незримая многим вертикаль восхождения, даже вознесения.
Николай Островский и его герой были понятны и одновременно загадочны: в них было что-то высшее, “не от мира сего”, нечто от легенды.
“Сколько в нем огня и упорства! – думала Тоня. – И он совсем не такой грубиян, как мне казалось…” Он и не вульгарный фанатик, т. е. во всем готовый, застылый, неизменяющийся образец для подражания. Вплоть до конца своих дней Павел знает и сомнение, и кризисы, задумывается о том, как прожить жизнь, “чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы”.
Этот “огонь” Корчагина весьма сложен по своей природе: в нем есть и свет утопической мечты, и юношеского жизнелюбия, неприятие тусклых людишек, их жалкой серости, будничности бытия…
Сейчас очевидно, что прагматический подход 30-х гг. к Корчагину, расчетливое использование его для воспитания энтузиазма, способности идти напролом (не считаясь с трудностями, преградами) повредили этому хрупкому характеру. Избежать этого “повреждения” он не мог. Ведь 30-е гг. были продолжением 20-х гг. по методам нажима, насилия, “большого скачка”, всевластия партийного ядра.

Так, популярные в 30-е гг. лозунги “Мужика – на трактор, СССР – на автомобиль!”, “Пятилетку – в четыре года!” и т. п. были, безусловно, вариацией атакующих лозунгов все той же Первой Конной “Даешь!”: “Даешь пятилетку – в четыре года!”, “Даешь Магнитострой литературы!”, “Темпы решают все!”.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Николай Алексеевич Островский (1904-1936) Человеческий и творческий подвиг пи.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Николай Алексеевич Островский (1904-1936) Человеческий и творческий подвиг пи.

Николай Алексеевич Островский (1904-1936) Человеческий и творческий подвиг писателя

«Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных спос.

1904 (рождение) – 1913 (окончил школу) – 1915- 1919 (работа, учеба) – 1919 (к.




Павка (Павел) Корчагин – главный герой романа.

Павка (Павел) Корчагин – главный герой романа.

“это роман о медленном и упорном самоубийстве. Вид за окном и картина мира, в.

«Самой смерти бросает вызов идея, овладевшая человеком. Этот сюжет, воплощен.

В речи героев видна эпоха и характер людей: Серёжа Брузжак говорит Рите Устин.

В речи героев видна эпоха и характер людей: Серёжа Брузжак говорит Рите Устинович, запретившей ему "пускаться в лирику": “Я тебе, как другу, сказал. а ты меня. Что я такого контрреволюционного сказал?”

М. Горький писал: “Он не террорист – революционер, как все честные люди”. Кор.

М. Горький писал: “Он не террорист – революционер, как все честные люди”. Корчагин – террорист или революционер?

И все-таки общее есть. - фанатизм (страшно!); - цель – справедливость, равенс.

И все-таки общее есть. - фанатизм (страшно!); - цель – справедливость, равенство (у Корчагина – борьба за освобождение человечества – от чего?). Борьба за идею!

«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее.

Продолжите список качеств, которыми обладает Павел Корчагин Непримиримость в.

Продолжите список качеств, которыми обладает Павел Корчагин Непримиримость в борьбе со злом, бескомпромиссность, честность, служение делу…

Александр Николаевич Островский – знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. Он сформировал новую школу реалистической игры и написал немало замечательных произведений. В этой статье будут изложены основные этапы творчества Островского. А также самые значимые моменты его биографии.

творчество островского

Детство

Александр Николаевич Островский, фото которого представлены в этой статье, появился на свет в 1823 году, 31 марта, в Москве, в районе Малая Ордынка. Его папа – Николай Федорович – вырос в семье священника, окончил Московскую духовную академию сам, однако служить в церкви не стал. Он стал судебным стряпчим, занимался коммерческими и судебными делами. Николаю Федоровичу удалось дослужиться до чина титулярного советника, а позднее (в 1839 году) получить дворянство. Мама будущего драматурга – Саввина Любовь Ивановна – была дочерью пономаря. Она скончалась, когда Александру было всего семь лет. В семье Островских подрастало шестеро ребятишек. Николай Федорович сделал все, чтобы дети росли в достатке и получили достойное образование. Через несколько лет после смерти Любови Ивановны он женился вторично. Его супругой стала Эмилия Андреевна фон Тессин, баронесса, дочь шведского дворянина. Детям очень повезло с мачехой: она сумела найти к ним подход и продолжила заниматься их образованием.

Юность

Александр Николаевич Островский провел детство в самом центре Замоскворечья. У его отца была очень хорошая библиотека, благодаря которой мальчик рано познакомился с литературой русских писателей и почувствовал склонность к сочинительству. Однако отец видел в мальчике только юриста. Поэтому в 1835 году Александра отдали в Первую Московскую гимназию, после обучения в которой он стал студентом Московского университета. Однако получить диплом юриста Островскому так и не удалось. Он поссорился с преподавателем и ушел из университета. По совету отца Александр Николаевич пошел на службу в суд писцом и трудился на этой должности несколько лет.

Проба пера

этапы творчества островского

Первый успех

Ранние пьесы

жизнь и творчество островского таблица

Исторические мотивы

Другие пьесы

александр николаевич островский

Работа в последние годы

островский александр николаевич интересные факты

Общественная деятельность

В 1866 году Александр Николаевич основал знаменитый Артистический кружок. Он впоследствии дал московской сцене много талантливых деятелей. У Островского бывали Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский, Г. Н. Федотова, М. Е. Ермолова, П. И. Чайковский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. Е. Турчанинов.

В 1874 году в России было создано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. Председателем объединения был выбран Александр Николаевич Островский. Фотографии известного общественного деятеля были известны каждому любителю сценического искусства в России. Реформатор приложил немало усилий для того, чтобы законодательство театрального управления было пересмотрено в пользу артистов, и тем самым значительно улучшил их материальное и общественное положение.

В 1885 году Александр Николаевич был назначен на пост заведующего репертуарной частью театров Москвы и сделался начальником театрального училища.

творчество островского кратко

Театр Островского

Творчество Александра Островского неразрывно связано со становлением настоящего русского театра в современном его понимании. Драматург и писатель сумел создать собственную театральную школу и особую целостную концепцию постановки театральных спектаклей.

Особенности творчества Островского в театре заключаются в отсутствии противодействия актерской натуре и экстремальных ситуаций в действии пьесы. В произведениях Александра Николаевича происходят обычные события с обыкновенными людьми.

Главные идеи реформирования:

Идеи, которые придумал писатель Островский Александр Николаевич, были впоследствии доработаны М. А. Булгаковым и К. С. Станиславским.

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга была не менее интересной, чем его литературное творчество. В гражданском браке с простой мещанкой прожил почти двадцать лет Островский Александр Николаевич. Интересные факты и подробности супружеских отношений писателя и его первой жены до сих пор волнуют исследователей.

В 1847 году, в Николо-Воробьиновском переулке, рядом с домом, где проживал Островский, поселилась вместе со своей тринадцатилетней сестрой молодая девушка - Агафья Ивановна. У нее не было ни родных, ни друзей. Никому неизвестно, когда она познакомилась с Александром Николаевичем. Однако в 1848 у молодых людей появился сын Алексей. Для воспитания ребенка условий не было никаких, поэтому мальчика временно поместили в воспитательный дом. Отец Островского был страшно разгневан тем, что его сын не только бросил престижный университет, но и связался с простой мещанкой, живущей по соседству.

Однако Александр Николаевич проявил твердость и, когда его отец вместе с мачехой уехал в недавно купленное имение Щелыково в Костромской губернии, поселился вместе с Агафьей Ивановной в своем деревянном доме.

Затем у Александра Николаевича возникла связь с молоденькой артисткой Васильевой-Бахметьевой. Агафья Ивановна знала об этом, но стойко несла свой крест и сумела сохранить уважение к себе Островского. Женщина умерла в 1867 году, 6 марта, после тяжелой болезни. Александр Николаевич не отходил от ее постели до самого конца. Место захоронения первой жены Островского неизвестно.

Через два года драматург женился на Васильевой-Бахметьевой, которая родила ему двух дочерей и четырех сыновей. С этой женщиной Александр Николаевич прожил до конца своих дней.

Кончина писателя

Напряженная общественная и творческая деятельность не могла не сказаться на состоянии здоровья писателя. К тому же, несмотря на хорошие сборы с постановки пьес и ежегодную пенсию в размере 3 тысяч рублей, денежных средств Александру Николаевичу все время не хватало. Истощенный постоянными заботами, организм писателя в конце концов дал сбой. В 1886 году, 2 июня, писатель скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Император Александр Третий пожаловал на погребенье драматурга 3 тысячи рублей. Кроме того, вдове писателя он назначил пенсию в размере 3 тысяч рублей, а на воспитание детей Островского – еще 2400 рублей в год.

особенности творчества островского

Хронологическая таблица

Жизнь и творчество Островского кратко можно отобразить в хронологической таблице.

Островский Александр Николаевич (1823-1886). Родился в Москве, вырос в купеческой среде. Отец – судья. Сам О. закончил гимназию, не закончил юр.фак МГУ, после (1843-1851) служил в армии, занимая невысокие посты. В творческом развитии Островского выделяются четыре периода:

1. Время – не 24 часа, а 10 дней. 2. Места – меняются постоянно. 3. Действие – Екатерина + Феклуша, а не 1 персонаж. Кроме того, главный герой – из низкого сословия, а для классицизма герои – боги, полубоги, цари и т.д.

- Внешний. Катя – луч света в добром царстве; царство – олицетворяется Феклуша.

- Внутренний. Екатерина верующая и она согрешила = обречена. НО! Она не может не согрешить, т.к. 1. она не любит мужа, он ей не нужен. 2. не может не любить (остаться одна); все это приводит ее к САМОУЙБИСТВУ.




ИТОГ: ТРАГЕДИЯ: 1. герой. 2. конфликт. 3. катарсис.


11.Жизнь и творчество Гончарова.

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг), родился в купеческой семье, где было 4 детейю Обучение в частном пансионе – приобщение к книгам заподноевропейских и русских авторов, изучение фр. языка. 1823 – Мгу , фил.фак.

Островский Александр Николаевич (1823-1886). Родился в Москве, вырос в купеческой среде. Отец – судья. Сам О. закончил гимназию, не закончил юр.фак МГУ, после (1843-1851) служил в армии, занимая невысокие посты. В творческом развитии Островского выделяются четыре периода:

1. Время – не 24 часа, а 10 дней. 2. Места – меняются постоянно. 3. Действие – Екатерина + Феклуша, а не 1 персонаж. Кроме того, главный герой – из низкого сословия, а для классицизма герои – боги, полубоги, цари и т.д.

- Внешний. Катя – луч света в добром царстве; царство – олицетворяется Феклуша.

- Внутренний. Екатерина верующая и она согрешила = обречена. НО! Она не может не согрешить, т.к. 1. она не любит мужа, он ей не нужен. 2. не может не любить (остаться одна); все это приводит ее к САМОУЙБИСТВУ.

ИТОГ: ТРАГЕДИЯ: 1. герой. 2. конфликт. 3. катарсис.


11.Жизнь и творчество Гончарова.

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг), родился в купеческой семье, где было 4 детейю Обучение в частном пансионе – приобщение к книгам заподноевропейских и русских авторов, изучение фр. языка. 1823 – Мгу , фил.фак.

Читайте также: