В чем заключается суть гегелевского понимания истины кратко

Обновлено: 07.07.2024

Он разделяет истину как соответствие объекту и истину как соответствие понятию, причем только истина во втором смысле (ее Гегель называет философской) возможна. Гегель отличает от истинности правильность. Отли — чая истинность от правильности, Гегель следует Платону.

Таким образом, анализ показывает, что рассмотрение про — блемы истины в философии Нового времени в своих сущест — венных моментах продолжало развиваться по тем же самым линиям, по которым шло рассмотрение данной проблемы в античной философии, хотя выводы, к которым приходила но — вая философия, могли быть и диаметрально противоположны — ми. Все это говорит о сложности и запутанности проблемы, в дальнейшем анализе которой мы попытаемся выделить неко — торые стержневые направления, важные в плане обоснования нашей точки зрения на ее решение.

Подводя итог рассмотренному выше, можно сказать, что существует большое количество концепций истины. При же — лании их можно свести к двум (например, материалистическая и диалектическая), к трем (например, концепция соответствия, концепция согласия и концепция полезности), к четырем, пяти и т. д. Имеют место сочетания, в которые объединяются две или

три концепции. В принципе в любой великой философской системе присутствует свое понимание истины. Это, так сказать, копилка истин, из которой каждый может выбрать или сконст — руировать собственное представление. Существует также боль — шое количество классификаций истины. Например, Дж. Локк различал истины высказываний, нравственные и метафизиче — ские истины. Мы в дальнейшем рассмотрим соотношение ис — тин факта, разума и веры и соотношение надчеловеческой, об — щечеловеческой и индивидуальной истин.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель - немецкий философ конца XVIII - начала XIX веков. Он является одним из представителей классической немецкой философии.

Философ пытался разрешить проблему равенства мышления и бытия. В процессе развития сознание человека проходит те же стадии, которые проходило все человечество за свою историю, таким образом, по мнению Гегеля, человек может оценить свою жизнь с точки зрения завершившийся истории или, как называет философ, "абсолютного духа". И, благодаря этому, достигается то самое равенство мышления и бытия.

Развитие индивидуального сознания происходит через движение (от абстрактного к конкретному) и на каждом новом этапе происходит воспроизведение опыта, накопленного на предыдущем этапе, но на более высоком уровне. Развитие проходит определенные этапы:

Первый - сознание антагонистично человеческому "Я" и является только созерцающим; Второй - сознание становится самосознанием (осознание человеком самого себя, как личности); Третий - осознание духовности окружающего мира и осознание себя, как части этого мира.

Философ стремиться обобщить все бытие во всех его проявлениях единым понятием. И этим понятием становится "Абсолютная идея", которая так же развивается путем движения. А средством для этого развития выступает природа, которая была сотворена Богом, чтобы из нее появился человек и человеческий дух.

Гегель в своей философии смог обобщить все важнейшие философские категории и вывел три основополагающих закона.

Закон перехода количественных изменений в качественные . Развитие чего-либо происходит через накопление некоторых количественных изменений, которые, в определенный момент, нарушают меру и перетекают в качественные изменения.

Закон о взаимопроникновении противоположностей. Противоположности, находясь в непрерывном движении, взаимно переходят друг в друга и начинают себя определять и предполагать, но, в то же время, и отрицать.

Закон отрицания. Который описывает развитие в виде прохождения трех стадий: приобретение тезиса, отрицание этого тезиса (антитезис) и снятие отрицания или противоречия (синтез).

Гегель своими трудами смог повлиять на развитие социологических наук (он одним из первых изучил и описал процесс социального развития личности). Его труды повлияли на взгляды К. Маркса и способствовали появлению социологии конфликта. Он разработал концепцию гражданского общества, разделив государственную и гражданскую сферы. Его по праву можно считать классиком философии, так как его труды оказали огромное влияние на становление и развития многих направлений в науке и философии.

Но существенно важно еще глубже понять, что означает это различие философских систем. Философское познание того, что такое истина и философия, позволяет нам опознать само это различие как таковое еще в совершенно другом смысле, чем в том, в каком его понимают, исходя из абстрактного противопоставления истины и заблуждения. Разъяснение этого пункта раскроет перед нами значение всей истории философии. Мы должны дать понять, что это многообразие философских систем не только не наносит ущерба самой философии — возможности философии, — а что, наоборот, такое многообразие было и есть безусловно необходимо для существования самой науки философии, что это является ее существенной чертой.
В этом размышлении мы исходим, разумеется, из того воззрения, что философия имеет своей целью постигать истину посредством мысли, в понятиях, а не познавать то, что нечего познавать, или что по крайней мере подлинная истина недоступна познанию, а доступна последнему лишь временная, конечная истина (т.е. истина, которая вместе с тем есть также и нечто не истинное).
.
Указанное уже выше положение, что существует лишь одна истина, еще абстрактно и формально. В более же глубоком смысле исходным пунктом, конечной целью философии является познание, что эта единая истина вместе с тем есть источник, только из которого истекает все другое, все законы природы, все явления жизни и сознания, представляющие собою лишь отражение этого источника; или, выражая это иначе, цель философии состоит в том, чтобы свести все эти законы и явления, обратным на внешний взгляд путем, к этому единому источнику, но сделать это лишь для того, чтобы постигнуть их из него, т. е. для того, чтобы познать, как они из него выводятся. Самым существенным, следовательно, является, скорее, познание, что эта единая истина не есть лишь простая, пустая мысль, а представляет собою мысль, определенную в себе.
.
Продуктом мышления является все, что нами вообще мыслится; но мысль есть еще нечто формальное; понятие есть уже более определенная мысль; наконец, идея есть мысль в ее целостности и ее в себе и для себя сущем определении. Но идея есть, следовательно, истина, и единственно лишь она есть истина; существенная же черта природы идеи состоит в том, что она развивается и лишь через развитие постигает себя, — состоит в том, что она становится тем, что она есть. Что идея должна еще сделать себя тем, что она есть, кажется на первый взгляд противоречием; нам могли бы сказать: она есть то, что она есть.

Что есть истина? Кант и Гегель о проблеме истины.

Смело смотреть в глаза истине,

верить в силу духа –

вот первое условие философии.

Этому знаменитому вопросу изначально не повезло. С тех пор как автор его формулировки Понтий Пилат не пожелал выслушать ответ на него из уст Христа, вопрос стал поистине проклятым. Иначе как объяснить невообразимую путаницу, возникающую в рассуждениях великих философов, когда они ищут еще только дефиницию истины, не говоря уже о попытках содержательного ответа.

Читайте также: