В чем заключается специфика студенческого труда кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, трудовая деятельность - категория социальная, она носит общественный характер.

Так объективно возникли условия, когда целостность человека утратилась. Одновременно, как бы в противоположность этой тенденции, возникла и другая - идея всестороннего и гармоничного развития личности. В педагогическом плане это означает, что труд предполагает превращение деятельности человека в такую его потребность, когда побудительными мотивами будет не внешняя необходимость, а внутреннее содержание самой деятельности.

Современная человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, направленный на создание материальных ценностей, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность и др.

Что же такое умственный труд, каковы его научные основы? Первый шаг в их раскрытии сделал И. М. Сеченов. Он впервые подошел к пониманию поведения человека, рассмотрению его труда, в том числе и умственного, как системы рефлексов. Главный акцент ученый делал на выявление естественнонаучного происхождения всей произвольной, сознательно контролируемой деятельности человека.

Высказанные И.М. Сеченовым идеи получили широкое признание и поддержку его современников и последователей.

Психологи различают три вида деятельности: игру, учение, труд.

Учебный труд, - это специфический вид деятельности, связанный с процессом приобретения новых знаний, умений и навыков или изменения старых.

В рамках общей теории учения, основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г.Песталоцци, А.Дистервегом, И.Гербартом, в нашей стране - К.Д, Ушинским, П.Ф.Каптеревым, С.Т.Шацким, А.П.Нечаевым, М.Я.Басовым, П.П.Блонским, Л.С.Выготским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым, И.Лингартом, Й.Ломпшером и др., сформировалась теория учебной деятельности.

Актуальность поставленных этой теорией проблем распространяется не только на школу, применительно к которой она и была сформулирована, но и, что не менее важно, на вузовское обучение, деятельность студентов

Из сказанного можно заключить, что в отличие от труда вообще учебная деятельность не относится к сфере материального производства. Являясь разновидностью умственного труда, она носит учебно-воспитательный характер и отличается от любой другой деятельности специфическими целями и задачами, содержанием внешних и внутренних условий, средствами и трудностями, особенностями протекания психологических процессов, своеобразием руководства и управления.

Отечественная педагогика высшей школы, руководствуясь учением о преобразующей роли труда, исходит из того, что учебная деятельность не остается нейтральным процессом. Она, как и любой другой труд, оказывает преобразующее влияние не только на социальную среду, но и на самих обучающихся.

Развивая эту мысль, конкретизируя ее, современные педагоги и психологи (Б. Г. Ананьев, П. Р. Атутов, Н. К. Гончаров, Ф. Ф. Королев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, М. Н. Скаткин, Б.М. Теплов и др.) в своих исследованиях приходят к выводу о том, что учебный труд оказывает влияние на развитие сознания, познавательных способностей и психики в целом. Учебная деятельность человека и его личность едины: личность выступает как субъект деятельности. Не остается пассивной и психика, которая, как указывает А. Н. Леонтьев, выполняет ориентирующие, контролирующие, регулирующие, побуждающие и смыслообразующие функции деятельности.

На современном этапе развития психолого-педагогического знания основными проблемами теории учебной деятельности являются:

- Проблема соотношения и разграничения учебной деятельности, учения и обучения.

- Проблема основных характеристик учебной деятельности.

- Проблема предметного содержания учебной деятельности.

- Проблема возрастных и индивидуальных особенностей становления и развития учебной деятельности.

- Проблема соотношения мотивационного и интеллектуального планов учебной деятельности.

В литературе выделяются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия; 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И.Ильясов).

И.А. Зимняя к этим трем признакам добавляют еще две: 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте; 5) учебная деятельность изменяет психические свойства и поведение обучающегося.

Каковы собственно деятельностные характеристики учебной деятельности? Прежде всего подчеркнем, вслед за Д.Б. Элькониным, ее общественный характер: по содержанию, т. к. она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных учреждениях, например, в школах, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.

Анализ содержания учебной деятельности начинается с определения ее предмета, т.е. того, на что она направлена: в данном случае - на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий, их программ, алгоритмов, в процессе чего развивается сам обучающийся. Это и является ее предметом или содержанием.

Согласно Д. Б. Эльконину, учебная деятельность не тождественна усвоению - оно является ее основным содержанием и определяется строением и уровнем ее развития, в которую усвоение включено. В то же время учебная деятельность направлена на изменение самого субъекта, усвоение же опосредует субъектные изменения и в интеллектуальном, и в личностном планах, что также входит в предмет учебной деятельности.

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах C.Л. Рубинштейна - мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и др., без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося.

Способы учебной деятельности могут быть разными (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Способ учебной деятельности - это ответ на вопрос, как учиться, каким образом получать знания. Наиболее исчерпывающее описание способа представлено в теории поэтапного формирования умственных действий (ПЯ. Гальперин, Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения (Зимняя И.А.).

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из таких основных компонентов, как мотивация; учебные задачи в определенных ситуациях в различной форме заданий; учебные действия; операции.

Каждому из компонентов структуры этой деятельности присущи свои особенности. В то же время, являясь по природе интеллектуальной деятельностью, учебная деятельность характеризуется тем же строением, что и любой другой интеллектуальный акт, а именно: наличием мотива, плана (замысла, программы), исполнением (реализацией) и контролем (Ю.Галантер, А.А.Леонтьев, Дж.Миллер, К.Прибрам).

Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Мотивация является не только основным компонентом структурной организации учебной деятельности, но и существенной характеристикой самого субъекта этой деятельности. Мотивация может быть внутренней или внешней по отношению к деятельности, но всегда остается внутренней характеристикой личности как субъекта этой деятельности.

Цели - это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в образе результата деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными, в зависимости от того, какую значимость придает им человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность.

Что касается учебных целей, то они обычно определяются как ожидаемые конечные или промежуточные результаты тех действий, которые ведут к реализации мотивов обучающегося.

Как отмечают М.И.Дьяченко и Л.А.Кандыбович, учебная деятельность представляет собой систему органически связанных друг с другом действий.

По словам Н.Ф. Талызиной, деятельность - это не просто сумма отдельных действий. В любом ее виде действия представляют собой определенную систему, являются взаимосвязанными, располагаются в известном порядке, строятся по определённому плану.

Итак, действие - структурная единица деятельности, которая определяется направлением на достижение цели.

Инициация действий - лишь один из этапов определенной активности человека. Ее исходный момент - начало активности головного мозга как результат сопоставления внутреннего состояния индивида с объектами или ситуациями. Второй - обработка мозгом информации, поступающей от организма и внешнего мира. Третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом текущих обстоятельств и прошлого опыта.

Обработка информации выполняется более или менее автоматически при рефлекторных реакциях или в процессе инстинктивного поведения. При сложных процессах научения и особенно при сознательном принятии решений в этом процессе участвуют память и мышление человека.

Как крупные цели членятся на более мелкие, так и крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. По структуре действие в отличие от привычного или импульсивного поведенческого акта, непосредственно определяемого предметной ситуацией, всегда реализуется опосредованно. В качестве средств могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы и пр.; применяя их, субъект овладевает действием, превращает его в личностное, принадлежащее ему самому.

Таким образом, деятельность начинается с постановки целей на основе потребностей и мотивов, выработки плана предстоящих действий. Затем следуют сами действия. Заканчивается процесс оценкой и осмыслением результатов своих действий.

Способы и приемы - это действия, предпринимаемые человеком, для достижения целей деятельности.

Многие авторы справедливо подчеркивают, что условия деятельности могут быть благоприятными, способствующими ее эффективности, и неблагоприятными - крайне трудными, экстремальными. Отсюда очевидно, что успех учебной деятельности зависит от правильного педагогического руководства ею. Такое руководство должно быть направлено на усвоение обучающимися разнообразных видов учебных действий - ориентировочных, исполнительных, оценочных.

На репродуктивном уровне студент выполняет и оценивает действия, выполненные по инструкции и по образцу, в несколько измененной ситуации осуществляет выбор типовых способов методом проб и ошибок и т.д.

На продуктивном уровне студент самостоятельно ставит задачи на основе соотнесения условий в новой ситуации, расчленяет их на частные, ищет новые и нестандартные способы решения и др.

Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.) показали, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек проделывает действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность в этом случае готовится и протекает на основе выполненной умственной деятельности. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами называется экстериоризацией.

И все же основными характеристиками деятельности человека являются предметность и субъектность.

Именно в деятельности человек раскрывается как субъект. Объект деятельности - это то, на что она направлена, субъект деятельности - это человек, ею управляющий. При этом человек является и субъектом познания окружающей действительности и самой деятельности.

По А. Н. Леонтьеву, деятельность - форма активности. Активность побуждается потребностью, т. е. состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида.

По C.Л. Рубинштейну, деятельность определяется своим объектом, но не прямо, а через ее внутренние закономерности; внешние причины проявляются через внутренние условия. При объяснении психических явлений в качестве системы внутренних условий выступает личность с ее сложной многоуровневой структурой.

В процессе деятельности происходит формирование сознания. Сознание человека - высший этап развития психики и продукт общественно - исторического развития, продукт труда.

Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания педагог, например, судит об уровне знаний и особенностях развития сознания обучающегося. Анализируя учебную деятельность, например студента, он делает вывод о его способностях,- об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер и другие качества личности.

При анализе деятельности принято выделять три плана ее рассмотрения:

- генетический - в нем исходной формой любой является социальная совместная деятельность, а как механизм развития психики выступает интериоризация;

- динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность над ситуативная, определяющая саморазвитие деятельности, и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.

Выполнение деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, рассмотренных в теории функциональных систем психики, акцептора результатов действия и представлений о системной организации высших психических функций. Успех же ее зависит от трех компонентов: знаний, умений, мотивации и качества учебных действий - их обобщенности, осознанности, гибкости и вариативности, самостоятельности.

Процесс обучения является разновидностью умственного тру­да и связан с усиленной работой головного мозга. Знание студен­тами основ культуры умственного труда обеспечит эффективность любых интеллектуальных действий при минимальных нервных за­тратах. Поможет студентам в этом специальная наука — гигиена умственного труда, изучающая трудовую (учебную) деятельность и производственную среду с точки зрения их влияния на организм человека. Многие правила гигиены умственного труда хорошо из­вестны всем со школьной скамьи, однако они не всегда выпол­няются. Поэтому остановимся на общих положениях, характе­ризующих наиболее оптимальные условия труда и быта студентов.

Опасности, которые подстерегают человека, занимающегося умственным трудом, зависят не от специфики самого труда, а от условий, в которых он обычно протекает: сидячая поза, пребы­вание в душном помещении, переутомление.

Прежде всего следует соблюдать правильный режим дня, кото­рый способствует лучшей работоспособности, предохраняет от переутомления, обеспечивает успешное выполнение всех заданий.

Для сохранения здоровья и высокой работоспособности важное значение имеет рациональное питание. Прежде всего пищу не­обходимо принимать в одни и те же часы, исходя из трехразового или четырехразового питания. Общая калорийность дневного рациона 2600—3500 ккал. Для людей умственного труда не­обходимо ограничить потребление жиров и углеводов. Следует исключить такие допинговые средства, как крепкий кофе и куре­ние, которые оказывают вредное влияние на нервную систему.

На производительность умственного труда влияет состояние окружающей обстановки. Стены в рабочем помещении должны быть светлыми, слабо поглощающими свет, но интенсивно его отражающими. Очень быстро при занятиях умственным трудом утомляются глаза, особенно при темном или слишком ярком свете. Освещенность на рабочем месте должна быть не менее 150 лк. Источник освещения следует располагать слева, чтобы не соз­давалось теней на рабочем месте. Обязательно должно быть включено общее освещение.

Для эффективности умственного труда имеет значение и на­грузка на слуховой анализатор. Наиболее благоприятна абсолют­ная тишина читального зала, кабинета.

Температура воздуха в помещении, где проводятся занятия, должна составлять 18—20 °С при влажности воздуха 50—75 %. Повышение содержания углекислого газа до 0,1 % способствует появлению ряда функциональных нарушений и снижению работо­способности. Вот почему необходимо систематически проветривать помещения.

Каждый студент должен выработать постоянную привычку поддерживать порядок на рабочем месте. Это немаловажный фактор быстрого включения в работу и систематизации всего материала. Первокурсники должны научиться экономить время (например, использовать время переездов, ожиданий на чтение художественной литературы, просмотр газет и журналов, обще­ние с друзьями и т. д.).

Интенсивный труд и оптимальный отдых всегда взаимоопреде - ляют друг друга. Наиболее полезен активный отдых, занятия спортом. Это мощные стимуляторы против утомления, которые восстанавливают силы, поднимают настроение, укрепляют волю. Отдых может быть и пассивным, например в сидячем положении. Сидеть следует, откинувшись на спинку стула, расслабив мускула­туру, вытянув ноги и закрыв глаза. Поможет снять утомление после напряженной умственной работы и повысит работоспособ­ность еще на 1 —1,5 ч обтирание лица холодной водой. Стимули­рующее действие против утомления оказывают сладкие вещества, например сахар.

Однако режим и вид отдыха не могут быть одинаковыми •для всех. Накладывают отпечаток условия жизни, обстановка, индивидуальные особенности человека.

Многие первокурсники в начале обучения испытывают большие трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, основным принципом которой является ее систематич­ность. С первых дней семестра необходимо ежедневно не менее 3—4 ч готовиться к лекциям, семинарам, лабораторным занятиям. При этом самостоятельную работу нужно обязательно планиро­вать. Работать надо активно, напряженно, быстро.

Лекционная форма обучения в вузе является главной. Она дает не только глубокие и разносторонние знания, но и макси­мально способствует воспитанию и развитию студентов, формирует идейную убежденность, развивает творческие способности. В от­личие от лекций, семинары требуют от студентов глубокой и до­вольно длительной подготовки и активного обмена усвоенной информацией. Здесь происходит активное коллективное взаимо­действие студентов и преподавателей, в процессе которого у сту­дентов развивается самостоятельное мышление, уточняется и за­крепляется изученный материал. Поэтому студенты должны актив­нее участвовать в педагогическом процессе.

В работе студента значительное место занимает конспектиро­вание. Надо научиться правильно записывать лекции, вести крат­кие конспекты. Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания услышанного, так как в этом процессе принимают участие слух, зрение и рука. Существуют некоторые общие правила записи лекций. Во-первых, но каждому предмету

Следует иметь отдельную тетрадь, на страницах которой оставлять поля для заметок, вопросов, собственных мыслей. Наиболее важ­ные положения лекции следует выделять подчеркиванием. Для того чтобы информация быстрее усваивалась, необходимо ее вер­тикальное и горизонтальное расположение, т. е. членение матери­ала на абзацы, главы, параграфы. Писать нужно не только четко, но и быстро. Скорость чтения лектора составляет 120 слов в минуту, а скорость записи студента — 30—40 слов в минуту. Не следует стремиться вести дословную запись речи лектора, превращая это в механический процесс. Умение отделять основную информацию от второстепенной — одно из основных требований к конспектирующему. Лектор обычно голосом выделяет (замедлен­ный темп, повторение) необходимые для записи места. Процесс записи значительно облегчается при использовании сокращений общепринятых, вспомогательных и часто встречающихся слов. Перед лекцией необходимо прочитать конспект предыдущей лек­ции, т. е. психологически настроиться на восприятие нового материала.

Следует помнить, что ни одна дисциплина не может быть изучена в необходимом объеме только по конспектам. Долж­но быть параллельное, систематическое изучение как материала учебника, так и конспекта. Над лекциями нужно работать, и сту­дент должен обращаться к своим записям не один раз.

За время обучения в институте студентам приходится изучать до 25000 страниц различного текста. Не все студенты умеют правильно работать с книгой. Установлено, что студент-перво­курсник читает медленно: 150—160 слов в минуту вслух и 250— 260 — про себя. Важно научиться различным видам чтения: вы­борочному, сплошному, чтению с проработкой материала и смешанному. Студенты должны уметь правильно выбрать вид чтения, наиболее эффективный для выполнения конкретного задания.

Читать рекомендуется внимательно, вдумчиво, стараться за­поминать существенное. Методика работы с текстом, конечно, индивидуальна. Она зависит от опыта, общего уровня культур^ и начитанности студента, а также от вида изучаемой литера­туры. Однако основные приемы следующие: предварительное зна­комство с книгой, анализ текста, конспектирование и работа одновременно с несколькими источниками.

Итак, путь к успешному обучению в вузе пролегает через скорейшее овладение навыками культуры умственного труда и самоуправления. Студенту следует поставить перед собой ясные цели и преодолеть лень, вялость, неорганизованность для достижения их.

В вузе закладывается фундамент знаний но специальности, поэтому в процессе обучения необходимо не только усвоить программу вуза, по и приобрести навыки творческой самостоя­тельной работы.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

смотря какого. самые лучшие 1-2

+

Другие вопросы по ОБЖ

Категория

Дать определение убежища, назвать виды убежища, и из чего оно состоит дать полный сформированный ответ, не надо просто из инета брать первую попавшуюся инфу​. распределите ее.

Категория

Категория

1. назови основные причины возникновения опасных и экстремальных
ситуаций. в каких случаях первые могут переходить во вторые?
2. объясни, в чем разница между случайным с.

Категория

По обж, ) : у тебя есть дачный участок, на этом участке построен дом и сарай с оборудование для огорода. у тебя за всё заплачен налог. ты приезжаешь на этот участок и обнаруживаешь.

жгут накладывают чтобы кровь остановилась и меньше текла из раны,но есть жгуты у бактерий они выполняют важную функцию!

почему необходимо соблюдать правила безопасности.

но это было раньше, когда были страшной стихией и человек был бессилен. времена изменились. для борьбы с огнем создана мощная техника. сейчас тушат с воздуха - это вертолёты ми-8, ми-28, ка-32, также самолёты ил-76, бе-200. наша страна велика и для борьбы с огнём требуется хорошо организованная работа.

но лучше не допускать. особенно опасен огонь весной. тёплые лучи солнца и сильный ветер подсушивают прошлогоднюю траву, мусор. от одной искорки всё это вспыхивает в доли секунды и разносится на большие территории. так было в местечке север села слудка. огонь по траве подполз к жилым постройкам и охватил их. чтобы подобных случаев не случалось,

надо проводить уборку территорий , вывозить мусор на свалку и не жечь высохшую траву ,не

разводить костры вблизи домов, сараев. не бросать окурки .

есть пословица, что вор хоть стены оставляет, а не оставляет ничего. поэтому – это страшно! и нужно делать всё от нас зависящее, чтобы его не допускать. надо быть бдительными, не позволять детям играть со спичками, держать их далеко от детей, интересоваться ,что делают дети возле стогов с сеном, возле заброшенных построек, возле бань. надо следить за безопасностью электропроводки, газооборудования, печных сооружений. надо соблюдать технику безопасности при проведении сварочных и огневых работ.

соблюдайте правила безопасности: пренебрежение ими приводят к трагедиям! , не допускайте их!

запомнить нужно твёрдо нам

не возникает сам .

особенности современного жилища и его жизнеобеспечения

сельских жилищ, в отличие от городских, меньше коснулась современная цивилизация. большинство их обитателей проживают в деревянных одноэтажных домах. не в каждом селе и деревне есть газ, водопровод, канализация. многие сельские жители пользуются водой из колодцев, для приготовления пищи и обогрева помещений применяют газовые и обычные печи. службы безопасности чаще всего находятся в соседних городах и поселках городского типа. поэтому во многих случаях сельский житель должен в первую очередь рассчитывать на свои силы.

например: могут позвонить и сказать то что в этом помещении находится бомба или войти люди с оружием , может случиться , нуу допустим ограбление ну я думаю всё

Читайте также: