В чем заключается специфика человеческого бытия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для понимания глубинных основ человеческого бытия, его взаимосвязи с бытием мира (Вселенной, общества, человечества) принципиальное значение имеют три вопроса:

I. В чем состоит специфика человеческого бытия в ряду других бытийных сфер действительности?

II. Каково отношение законов мирового Универсума к возможности физического существования человека во Вселенной (вопрос "укорененности или неукорененности человека в мире")?

III. Каково отношение человека к собственному бытию, точнее к возможным способам его бытия в мире?

Рассмотрим последовательно возможные ответы и представления по этим вопросам.

Многомерность и противоречивость человеческого бытия, его "пограничный" характер в ряду разнокачественных форм и сфер действительности. Своеобразие человеческого бытия обусловлено прежде всего тем, что человек является "точкой пересечения", узловым звеном разнокачественных и во многом противоположных друг другу миров. Как уже отмечалось, изначальное противоречие человеческого существования обусловлено тем, что человек одновременно принадлежит как естественному миру, так и миру искусственному, созданному им самим. Человек вынужден был уйти из мира естественной природы, но частично в нем остался. Покинув естественную "нишу", к которой были приспособлены его животные предки, он перешел в другой мир - мир общественной жизни, искусственный мир, обеспечивающий ему выживание и возрастающее могущество, но в то же время в чем-то чуждый ему, в чем-то уже неподвластный, несущий реальные и еще неведомые угрозы.Искусственное никогда до конца не становится естественным и человек обречен вновь и вновь воспроизводить их отчуждение и стремиться к его преодолению[12].

Другим источником многомерной противоречивости человеческого бытия является принадлежность человека одновременно и к материальному и к духовному мирам.В материальном аспекте он предстает как физическая система, биологический организм, элемент социума, экономический субъект и т.п. В духовном аспекте человек наделен разумом, эмоциями, идеалами. Разнокачественность этих миров, совмещающихся в человеке, разнонаправленность требований, предъявляемых ими, создает извечную для человека напряженную коллизию, борьбу "тела и духа". Как утверждал древнеримский философ Сенека "тело является оковами и темницей души": идеалы человека сталкиваются с ограниченностью его физических, биологических, экономических возможностей и качеств. Но с другой стороны именно эти материальные качества, их развитие и использование обеспечивают саму возможность достижения человеком его духовных идеалов.

Будучи связующим звеном между материальным и духовным мирами, человек одновременно является деятельной силой во взаимоотношениях Общества, Природы и "Второй природы". Существование и деятельность на стыке разнородных миров и сфер бытия придает человеческой жизни характер напряженного преодоления, внутренней борьбы, противоречивого и зыбкого существования.Психологически это воспринимается и переживается человеком как страдание, борьба мотивов, непредугаданность происходящего, порывы к неизведанному, преодоление себя, жажда свободы, стремление разорвать путы обыденности, чувство отчуждения и т.п. Нарастающий разлад между различными интересами человека, между его потребностями и возможностями ведет к росту психических заболеваний, являющихся печальной привилегий человека, своеобразной расплатой за многомерность существования. Нынешнее сложное, а для России еще и смутное время как никогда остро ставит проблему психологической цельности, гармоничности, жизнеспостойкости человека перед лицом возрастающей опасности крупномасштабной психологической катастрофы[13].

3.2 Антропный космологический принцип и его роль в формировании представлений о месте и укорененности человека в мире. Суть данного принципа состоит в установлении фундаментальной связи между физическими качествами Вселенной и фактом возможности и закономерности существования в ней человека (человечества). Идея антропного принципа (от греч. антропос - человек) явилась следствием открытия удивительной взаимосогласованности ряда фундаментальных физических констант (масса и заряд электрона, массы нейтрона и протона, скорость света, гравитационная постоянная, квантовая постоянная Планка, скорость космологического расширения Вселенной и др.) с точки зрения поддержания устойчивости и возможности эволюционного усложнения основных структурных единиц Вселенной: атомов, звезд, планетных систем и др. А устойчивость этих физических структур и возможность их усложняющих преобразований являются определяющими условиями той эволюции, которая привела к возникновению жизни на Земле, а затем и высшей формы жизни - человека и общества. Если бы указанные физические константы отличались от их современных значений всего на доли процента, то это сделало бы невозможным возникновение во Вселенной стабильных образований, а значит и невозможность появления жизни, тем более разумной жизни. Таким образом, с точки зрения антропного принципа возможность и закономерность возникновения человека (человечества) как бы "запрограммирована" в фундаментальных физических качествах (параметрах) мироздания.Современная наука пока не дала рационального объяснения выявленному факту удивительной взаимосогласованности (своеобразной "тонкой настройки") основных физических констант на устойчивую эволюцию структур Вселенной, которая привела к закономерному возникновению человека. Однако эту согласованность можно рассматривать как фундаментальную закономерность Универсума, характеризующую глубинную связь человека с Космосом. Тем самым,антропный принцип предполагает рассмотрение Вселенной как сложной, самоорганизующейся, эволюционирующей системы, существенным элементом которой является человек.Признание антропного принципа дает импульс формированию ряда качественно новых представлений о мире и человеке. Его основное мировоззренческое содержание и методологические ориентации могут быть сформулированы следующим образом:

· данный принцип фиксирует связь человека (человечества) с физическими параметрами Вселенной;

· он формирует взгляд на Вселенную как на "человеко-размер-ный" объект (т.е. такой, который в принципе совместим с существованием человека);

· из него вытекает неслучайность возникновения человека и общества в эволюции Вселенной, а наоборот закономерность такого события. Тем самым, этот принцип говорит об укорененности человека в мире;

· антропный принцип ориентирует на учет и включение в естествознание, даже в науки о неживой природе, факторов, связанных с существованием жизни на нашей планете и в особенности с человеком, человеческой деятельностью. Так в геологии установлено, что возникновение ряда месторождений минералов и руд связано с существенным участием определенных микроорганизмов в геохимических процессах. Поэтому понимание геологических явлений как чисто физико-химических, т.е. мертвых, без участия факторов живой природы, становится уже принципиально недостаточным. На Земле нет уже воды первозданного мирового океана. Вся вода многократно прошла через живые организмы и переструктурирована ими. Современный лик Земли в огромной степени обусловлен воздействием живой природы. Что касается человеческой деятельности, то ее масштабы сравнимы или даже превосходят мощность крупнейших геологических сил и оказывают растущее воздействие на состояние нашей планеты. С человеческой деятельностью непосредственно связаны такие явления планетарного масштаба как возникновение "озоновых дыр", рост концентрации углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет на 17-19%, катастрофический рост площади пустынь, исчезновение с лица Земли множества видов животных и растений, глобальное изменение климата на планете и т.п. Поэтому без учета влияния человеческой деятельности на исследуемые объекты их познание не может быть признано полноценным;

· антропный принцип формирует взгляд на человека и человечество как на естественный и закономерный атрибут Космоса, благодаря которому Вселенная обретает способность самоотражения, самопознания и, возможно, даже саморегулирования.

3.3. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире. В предыдущих разделах темы анализ проблемы бытия был сосредоточен в основном на ее объективных аспектах. Однако с позиций философии важнейшим ракурсом этой проблемы является личностное отношение человека к бытию, осознанный выбор им достойного способа своего бытия в обществе. Современный западный философ Э. Фромм в работе "Иметь или быть" (Нью-Йорк, 1976г.) выделил два принципиально различных способа существования человека в мире: способ, ориентированный на Бытие и способ, ориентированный на Обладание. "Под обладанием и бытием я понимаю. два разных вида ориентации в мире. преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает"[14].

Существование по принципу Бытия выражает ориентацию человека на сопричастность и приобщение к миру, переживание его во всей полноте. Такая ориентация означает сознательный отказ человека от эгоцентризма и себялюбия, способность к сочувствию и сопереживанию, стремление делиться с другими, жертвовать собой ради других, продуктивно использовать свои человеческие потенции. Ориентация на Бытие присуща людям с продуктивным типом характера. В основе продуктивного характера лежат начала любви и деятельного созидания. Этому типу характера присущи творческое отношение к жизни, вера в людей, забота, внимание и уважение к ним, ответственность за все происходящее в ближнем и дальнем мире. продуктивный характер проникнут стремлением к защите и сопереживанию любой, а не только человеческой жизни. Для человека с таким типом характера естественно стремление отдавать и тем самым побуждать к отдаче других, ощущая при этом взаимную радость дара друг другу. Распространенность в обществе людей с продуктивным характером - показатель здоровья и процветания общества. Однако по мнению Фромма современное общество больно и порочно, что вызвано растущей переориентацией людей на противоположный тип существования, связанный с приоритетом обладания.

Существование по принципу Обладания выражается в стремлении превратить все существующее в свою собственность. Такая ориентация обусловлена рыночным типом характера, наиболее характерным для буржуазного общества. Она состоит в стремлениях к накоплению собственности, превращению других людей, в том числе и близких, в зависимых от себя, в разновидность своей собственности. Человек рыночного типа стремится к максимальной власти над другими. Причем в отличие от человека с продуктивным характером, для которого осуществление власти основано на компетентности и авторитете, человек рыночного типа отдает предпочтение власти, основанной на деньгах, насилии, обмане. Обычной реальностью многих "демократических" обществ стало появление у руля государственной власти людей, отличающихся не компетентностью и моральным авторитетом, а наибольшей суммой денег, вложенных в предвыборную кампанию, криминальными связями, моральной неразборчивостью, склонностью к демагогии и прямому обману избирателей. В современных условиях ориентация на обладание приобрела в развитых странах Запада особенно разрушительный, антиэкологический характер: если в XIX веке человек, делая покупку, стремился ее сохранять, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент делается на сам процесс потребления. Человек общества "массового потребления" стремится не сохранять вещи, а как можно чаще их заменять на более дорогие и престижные, стремясь этим повысить свой статус.

Ориентация на обладание означает подход к людям только как к "объектам". Для человека с рыночным характером отдать - значит чего-то лишиться, потерять, почувствовать себя обедневшим. Рыночный человек скорее согласится потерять жизнь, чем свое владение. Стремление обладать деньгами, вещами, имуществом стимулирует его больше чем что-либо. Автомобили, обустройство своего владения, телерадиоаппаратура, всевозможные технические игрушки и предметы быта интересуют его больше чем семья, любовь, природа. Рыночный тип характера незаметно превращается в тюрьму для собственного "Я". Даже свобода понимается обладателем такого характера как свобода распоряжаться собой на рынке, иметь частную собственность. "Рыночного" человека не волнуют вопросы истины, смысла жизни, будущего. Он живет одним днем, по принципу "после нас - хоть потоп" и готов приспосабливаться к любой действительности.

Характерный для стран Запада в ХХ веке сдвиг в ориентациях людей в пользу обладания получил любопытное лингвистическое отражение. Э. Фромм отмечает изменения в западных языках и разговорной речи в последние десятилетия, связанные с заменой глаголов, выражающих ДЕЙСТВИЕ, на существительные, эквивалентные ОБЛАДАНИЮ: вместо "я думаю", человек говорит – "у меня ЕСТЬ идея"; если в начале века пациент, приходя к врачу, говорил: "я обеспокоен, я не могу заснуть", то в современном языке это выглядит иначе: "у меня ЕСТЬ проблемы. У меня бессонница".

Распространенность личностей "рыночного" типа в современном западном, а в последние годы и в российском обществе привела к невиданному взрыву эгоизма, моральной глухоты, одиночества, продажности, цинизма, принижению ценности человеческой жизни вообще. "Рыночный" человек в силу односторонне-эгоистической ориентации своей жизни чувствует себя несчастным и ущербным, что является одной из причин массовой наркомании, алкоголизма, роста числа самоубийств, преступности, терроризма и других опасных социальных тенденций.

Есть ли выход из этого положения? По мнению Э. Фромма выход состоит в гуманизации общества методами социальной терапии. Построение здорового общества состоит в создании условий, при которых на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, гуманистический, ориентированный на всю полноту Бытия. Социально-экономической основой воспроизводства "рыночного" характера в западном обществе является частная собственность. Именно она представляет главный источник отчуждения человека от гуманистических начал. Тем не менее, происходящая в последние десятилетия заметная трансформация обществ Запада в направлениях социальной справедливости, социального равенства, социальной защищенности, отражающих опыт социализма, расширяет возможности формирования человека продуктивного, гуманистического типа.

Непосредственно существуя как природное тело, человек, как мы видели, подчиняется законам существования и развития конечных, преходящих тел. Вместе с тем законы развития и потребности тела не полностью, не однозначно воздействуют на бытие человека.

Существование человека — не внеприродное, но и не только природно-телесное. Специфика его состоит в соединении — пересечении, взаимодействии — трех относительно разных бытийственных измерений.

Человеческое бытие — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Но бытие людей отнюдь не абсолютно независимо от сознания, от духа, ибо является комплексным и уникальным единством природного, вещественного и духовного, индивидуального и родового, личностного и общественного. Каждый из нас — реальность для самого себя. Мы существуем, а вместе с нами реально существует наше сознание.

Категория бытия — это оригинальная категория в философии. В этой категории запечатлена вера человека в существование окружающего мира, а также самого человека своим сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Утверждение бытия является исходной предпосылкой для дальнейшего осмысления мира. Она конкретизируется по сравнению с другими категориями философии, которые формируют учение о бытие — онтологию.

Платон уделил этому большое внимание. Он отождествляет себя с миром идей, которые кажутся реальными, неизменными, вечно существующими. Идеи — это суть вещей, то есть то, что делает каждую из них тем, чем она является. Платон не вводил чувственный мир в сферу бытия; он называл его промежуточным звеном между бытием и небытием.

Специфика человеческого бытия - Сущность бытия

Сущность бытия

В средневековой христианской философии истинное существо — это Бог, свободный и личный, творящий Своей волей и мудростью. Бог, по сути, есть существо. Творение — это участие в бытии. Бог не сотворен Бытием, но все сотворенные вещи не являются Бытием, а только обладают Бытием, получили Бытие через участие в Бытие.

В Новую эру люди перестали осознавать свою тотальную зависимость от Бога, узурпировали право творить мир и самонадеянно верят в то, что человек творит и создает себя и свои способности. Они стали считать свое сознание, свою жизнь, свои потребности единственным и несомненно подлинным существом. Распространяя активистскую энергию и способность к рациональному пониманию только на себя, человек оправдывал свое право преображать природу и изменять мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой был человек как источник и причина всего, что происходит с ним и с миром.

Бытие и небытие

Русская философия религии утверждала примат абсолютного Бытия, который открывается человеку в мистическом опыте. Знание этого Бытия невозможно посредством логического познания; разум не может доказать его существование. От абсолютного Бытия можно исходить только, предполагая его изначально перед всеми знаниями. Знание не является отражением бытия. Знание — это самораскрытие бытия, его самоопределение и самопредставление.

Постмодернистские философы принимают идею бытия как постоянно становящуюся, вечно изменяющуюся, и отвергают понимание бытия как неизменного, абсолютного, существенного. В этом отношении перед ними стоят две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать свое право на доминирование в культуре; во-вторых, найти соответствующую терминологическую и концептуально-интеллектуальную форму ее выражения в тексте и устной речи. Главной онтологической особенностью природы и общества является неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, стабильности и нестабильности. Отвергая такую философию, которая направлена на выработку самоидентификации через отношение к сверхчеловеческому, абсолютному существу, постмодернисты пытаются показать людям, что смысл жизни и нравственная идентичность могут быть найдены только в общении с другими людьми. Если нет Бога, нет правды, нет причины, то есть только люди, которым нужна стратегия сосуществования и солидарности.

Существование делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности и идеальный мир, мир сознания, внутренний мир человека, его душевные состояния.

Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Психический мир — мир человеческого сознания — существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, индивидуумов. Вопрос о том, как эти два мира соотносятся друг с другом, является фундаментальным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет выделить несколько других вариантов форм бытия.

Существование человека

Существование вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Объективные законы присущи этому миру, и задача людей — понять их во всей полноте.

Необходимо также обратить внимание на такую особенность существования человека, как зависимость его телесных действий от социальных мотивов. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной уверенностью предсказать их поведение в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в отношении человеческого тела это невозможно. Его проявления и действия часто руководствуются не биологическими инстинктами, а духовными, моральными и социальными мотивами.

Человеческое общество также характеризуется своеобразным образом существования. Материал и идеал, природа и дух переплетаются в социальном существе. Социальное бытие делится на бытие индивида в обществе и в процессе истории и бытия общества.

Генезис духовного обретает свою автономию через своеобразное функционирование индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный ум — это внутренний психический мир человека. В процессе социальных отношений и деятельности человека возникают объективированные формы психики. Это язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции.

Истинный смысл

Особая тема — вопрос о смысле жизни. Основным недостатком этих исследований является сведение смысла к цели жизни. Таким образом, жизнь сводится к выполнению определенной деятельности, которая ограничивает свободу и стремления человека. Низкая практическая эффективность изучения проблемы смысла жизни отражается в отсутствии специально созданных программ, помогающих человеку найти этот смысл. Исключение составляет логотерапия В. Франкля (1990), но она наиболее эффективна только в кризисных жизненных ситуациях. Он обратил внимание на то, что есть значения, присущие людям определенного общества, а тем более значения, общие для многих людей на протяжении всей истории. Эти значения относятся к состоянию человека в целом, а не к отдельным ситуациям. Эти значения — то, что подразумевается под ценностями.

По мнению Франкла, смысл жизни можно представить как триаду, состоящую из созидательных ценностей, эмпирических ценностей и мировоззренческих ценностей. Ценности — это значимые универсалы, возникшие в результате обобщения типичных ситуаций. Ценности позволяют нам обобщить возможные способы, с помощью которых человек может разобраться в своей жизни:

  • Творчество (то, что мы даем жизни);
  • Опыт (то, что мы отнимаем у жизни);
  • Реляционные ценности, т.е. позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не можем изменить.

Соответственно, выделяются три группы ценностей: творчество, опыт и отношение. Ценности, в свою очередь, являются универсалами смысла, возникшими в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству приходилось сталкиваться в истории. Совесть человека, которая является интуитивной способностью находить единственный смысл ситуации, помогает ему найти смысл.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Слово "бытие" всегда было окрашено в том числе и повседневным смыслом. Однако, если примерять его к философии, то всегда можно увидеть в нём не только обыденный оттенок или житейски достоверное существование. Скорее наоборот, нужно понимать, что бытие скрывается за наличностью.

Отечественная литература тому хороший пример, особенно касательно последнего периода, когда наметилась определённая тенденция, которая заключается в том, что множество учёных-мыслителей возводят бытие в ранг повседневного существования человека. В своих работах они рассуждают о социокультурном, культурном, цивилизованном человеческом бытии. На самом же деле речь идёт о том, какие условия созданы для жизни человека и в каком социальном измерении он рассматривается.

Проблемы бытия человека

Важно понимать, что в истории философии проблема бытия носит отнюдь иной характер. Специфическая особенность данной темы в том, что наличные обстоятельства жизни человека выходят за рамки. Личность закрепляется в нетипичных, критических или словами философов пограничных ситуациях.

Бытие – это свобода человека, его наивеличайшее напряжение сил.

Отечественный философ В. Бибихин писал так: "Перелетные птицы каждый год дважды подвергают себя предельному, на последней границе выносливости напряжению всего своего существа, пускаясь в путь на тысячи километров. А человек благодаря своей исключительности может теперь, в наше время – и большинство пятимиллиардного населения земного шара так и ведёт себя – прожить всю жизнь от рождения до смерти, не поставив себя на грань даже биологической, не говоря уже о духовной выносливости, не зная, до самого смертного часа, что такое предельное".

Но здесь возникает вопрос о том, разве человечество и так не находится на грани возможного выживания? Ответ очевиден – находится. Но если говорить об в контексте интерпретации бытия, то речь не идёт о каких-либо внешних условиях жизни. В силу того, что любую экстремальную ситуацию человек априори воспринимает с напряжением, мобилизуя для этого все свои внутренние резервы.

Предположим, что человек умирает. Силы его практически покинули. С биологической точки зрения он практически труп, он почти полностью потерял способность воспринимать жизнь.

А вторая ситуация такая: на смертном одре человек может почувствовать глубину собственной заброшенности и покинутости. Он способен понять, что его судьба мучительна и это приносит ему сильные душевные страдания. Именно так описывал предсмертное состояние Ивана Ильича Л. Толстой в одноименной повести.

Истинное бытие человека нельзя все обнять в его целостности. Это происходит потому, что оно расколото на куски. Личность появляется на свет определённого пола, либо мужского, либо женского, и уже это оказывает влияние на то, к чему будет устремлён человек, к реализации каких функций бытия. Кстати, об этом впервые заговорил ещё Платон. Человеческое существо очень далеко от того, чтобы представлять из себя абсолютное законченное единство в себе самом, но стоит заметить, что многие философы именно таким образом его себе представляли. В реальных условиях индивид находит в себе только относительное и фрагментарное единство. Даже, если представить ситуацию, когда индивид будет рассмотрен во всей его полноте самораскрытия, то он никогда не сможет достичь полноты бытия. Его предельная величина быть частичным проявлением бытия.

Человек нацелен преодолеть границы собственного существования, постоянно их расширять. Это характерно ему в различных проявлениях. Но важно учитывать тот факт, что большинство людей могут удовлетворить свои потребности в малой доле и не претендовать на исключительное существование, тем самым раствориться в недрах социальной анонимности, не предпринимая попыток познать истину бытия. В такой ситуации философы используют выражение: "… бытие ускользает, не проявляется. Жизнь мира драматична, полна трагизма. В ней есть противоборство противоположных начал – жизни и смерти, добра и зла, свободы и рабства".

Первым, кто заговорил о верховенстве свободы был адепт европейской философии немецкий мистик и мыслитель Я. Бёме.

Н. Бердяев писал: "Быть может, впервые в истории человеческой мысли Я. Бёме увидел, что в основе бытия. лежит безосновная свобода, страстное желание ничто стать чем-то, тьма, в которой загорается огонь и свет. "

Человеческое бытие и его раскрытие

Человеческое бытие – это то, к чему стремится человек; некий идеал, как магнит притягивающий его, предельное жизненное и духовное напряжение; полнота самораскрытия.

Так выдели проблему человеческого бытия русские религиозные философы, которые совершали попытки открыть тайну человеческого существования. До романтиков, человека рассматривали как существо природное и социальное. В силу этого, его существование представлялось в определённых формах, которые были заданы исторически.

Крестьянин, добывающий хлеб, аристократ, ведущий светский образ жизни, монах, посвящающий всю свою жизнь служению Богу. В данном контексте человеческое бытие реализовывалось посредством его социального статуса. Однако, личность, запертая в наличном историческом пространстве, страдает от дискомфорта.

При таких условия, важно понимать, что индивид достаточно просто примеряет с помощью собственного воображения различные культурные миры, которые сам способен сотворить. Отрекаясь от реальности мира, романтик входит в неизвестные области собственного бытия. Приукрашивая действительность, он может постичь нечто уникальное, независимое, принадлежащее лишь ему как живому созданию.

Основываясь на романтических представлениях, только человек может открыть в себе беспредельные миры. Романтическое создание, помимо прочего может не только воспроизводить идеи самобытной индивидуальности, но и создавать принципиально новые представления о богатстве и неисчерпаемости индивидуального мира. Образ человека в романтизме отождествляется с перманентной и глубокой тоской по человеческой невосполненности, незаконченности. Именно поэтому в романтических произведениях мотивы "мировой скорби" и трагизма существования так актуальны.

Интерес к различным культурным и духовным мирам, несомненно, способствовал постоянному поиску личностного идеала, создавая при этом возможности для развития и возвышения человека в качестве личности. Романтики часто концентрировали собственное внимание на ключевых аспектах человеческого бытия: любви, творчестве, смерти. При этом они много говорили о подорванности человеческого существования и раскрывали такие состояния человеческой души, как горечь, тоска, печаль, скорбь, которые так же важны, как и веселье, жизнерадостность или ликование.

Взгляд романтиков на человеческое бытие отличался неиссякаемыми проявлениями в судьбе отдельного человека и эти проявления ограничены. Он может не познать глубины человеческой страсти, не чувствовать истинного призвания человека, но исследовать иные состояния человека. Чтобы это понять, нужно объяснить одну мысль, которую поможет интерпретировать стихотворение Б. Чичибабина, которое пестрит романтическими проявлениями:

Не подари мне легкой доли,

В дороге друга, сна в ночи,

Сожги мозолями ладони,

К утратам сердце приучи.

Доколе длится время злое,

Да буду хвор и неимущ.

Дай задохнуться в диком зное,

Веселой замятью замучь

И отдели меня от подлых,

И дай мне горечи в любви,

И в час, назначенный на подвиг,

Изначально может показаться, что поэт из-за собственной беспечности кличет на себя неприятности. Но автор делает это не зря, и не потому, что он испытывает удовлетворение от мук, а потому, хочет раскрыть философскую мысль: чтобы прорваться к своему человеческому бытию, нужно дойти до стадии максимального напряжения, а лёгкого пути достижения такого состояния нет. Только испытания, мучительные противостояния и трудности помогают человеку понять глубину собственного существования. Именно поэтому философам требуется использовать словосочетание "человеческое бытие" в качестве обобщения предельных человеческих возможностей.

без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен;

здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела;

человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Все другие природные тела, в том числе и высшие животные, функционируют достаточно предсказуемо. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ.

Духовное бытие, включает в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.

Под духовным, не претендуя на охват всей его сущности, подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие – это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Такая форма духовного бытия существует и есть необходимость хотя бы кратко охарактеризовать самое важное в нем. Индивидуальное человеческое сознание – это прежде всего быстротечность происходящих в нем процессов и скрытость их от любого внешнего наблюдения. Поскольку носителем сознания является человек, то конкретные явления сознания возникают и исчезают попутно с жизнью и смертью отдельных людей. Хотя функционирование сознания неотделимо от существования тела, деятельности мозга и нервной системы индивида, но полностью его сводить к этому нельзя. Фрагменты сознания, конечно же, формируются в определенных областях человеческого мозга, но они не имеют постоянного “места прописки”, скорее всего они внепространственны, а мысли, образующиеся в процессе деятельности сознания, являются идеальными образованиями, или индивидуализированным духовным бытием. Составным и необходимым элементом сознания выступает бессознательное, которое есть не что другое, как неосознанное сознание. Процесс формирования сознания можно очень упрощенно представить так:1) попытка осознания, осмысления события или процесса; 2) сам процесс переработки, осмысления; 3) наконец, завершение этого процесса и получение результата в виде мысли или идеи. Бессознательное в этом процессе присутствует на втором этапе, когда уже кое-что есть, но это “кое-что” пока трудно выразить, поскольку оно полностью еще не осознано.

Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень значительной, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще оно существует и дает о себе знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия – общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным и не могло бы существовать без индивидуального человеческого сознания. Поэтому эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в неразрывном единстве.

Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступают литература, произведения искусства, производственно-технические предметы, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Эта форма духовного бытия практически вечна, правда, сугубо в человеческом времяизмерении, так как ее жизнь детерминирована существованием человеческого рода.

Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, хотя и являются искусственно созданными, но без них существование человечества было бы невозможно.

Читайте также: