В чем заключается роль руководителя доу в повышении эффективности взаимодействия педагогов с семьей

Обновлено: 06.07.2024

Для анализа эффективности взаимодействия ДОУ и семьи были проведены мероприятия с родителями, воспитателями и определили ход дальнейшей практической работы.

Первоочередные мероприятия с родителями:

1. Составление и заполнение социального паспорта семьи

2. Оценка удовлетворенности родителей работой ДОУ

3. Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.

4. Анализ родительской позиции, родительского опыта в воспитании своего ребенка.

После оценки удовлетворенности родителей работой ДОУ было решено дать содержательное описание их приоритетов в педагогической грамотности, и результаты анкетирования показали, что ведущими мотивами повышения их педагогической грамотности выступают: повышение уровня психолого-педагогических знаний; решение проблем воспитания и образования детей.

Первоочередные мероприятия с педагогами:

2. Тестовые опросы воспитателей.

3. Самоанализ поведения коллективной встречи с родителями.

Анализ практики работы педагогов и руководителей ДОУ выявил, что часто используются в основном стандартные формы работы: анкетирование родителей, родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН, викторины фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.

1. недостаточное знание специфики семейного воспитания;

2. неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;

3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.

Анализ взаимодействия ДОУ и семьи показал существенные недостатки в работе:

1. Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно.

2. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы.

3. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ.

Семинар может иметь следующую программу:

1. Теоретические основы педагогического общения (лекция-диалог).

2. Особенности общения воспитателя с ребенком (семинар-брифинг).

3. Межличностные отношения в педагогическом коллективе и пути урегулирования конфликтов (семинар-практикум).

4. Психологический микроклимат в группе дошкольников. Методы изучения взаимоотношений (практикум).

5. Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников (семинар-практикум).

6. Психологическая коррекция общения (тренинг).

7. Развитие коммуникативных умений воспитателя (конкурс педагогического мастерства).

8. Самоанализ и самообучение навыкам педагогического общения (индивидуальный практикум).

Большим подспорьем в работе сотрудникам ДОУ будут материалы по направлениям:

Нормативно правовая база Конвенция о правах ребенка

Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС);

- "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13 № 26 от15.05.2013 г.

-Основная образовательная программа ДОУ

- Лицензия на право ведения образовательной деятельности серия.

Подборка материалов по семейному воспитанию Статьи о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей.

Изучение семей и семейного воспитания Анкеты, тесты, опросные листы, беседы

Повышение педагогической культуры родителей Методическая копилка материалов, помогающих подготовиться к общению в системе ребенок-родитель-педагог

Повышение педагогической компетенции воспитателей Методическая копилка материалов, помогающих подготовиться к общению в системе ребенок-родитель-педагог

Методическая работа с кадрами по вопросам общения с семьей

Кроме того, планируется конкретное содержание работы с родителями, при этом современные формы работы обновляются, развиваются и имеют интегративную направленность - к ним относятся: занятия тренингового характера, основная цель которых - помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком-дошкольником, разбор педагогических ситуаций, рефлексия педагогической деятельности.

Итак, наше дошкольное учреждение пошло по пути структурно-функциональной модели взаимодействия с семьей. Данную модель мы условно разделили на три блока:

Информационно-аналитический, практический и контрольно-оценочный.

В информационно-аналитический блок включается сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Для сбора необходимой информации разработана анкета для родителей с целью узнать их мнение по поводу работы педагогов группы и для воспитателей групп с целью выявления актуальных проблем взаимодействия с родителями.

Выявленные данные и определили формы и методы дальнейшей работы педагогов. Ими стали: опросы, анкетирование, патронаж, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые психологом.

Также данный блок включил работу с родителями по двум взаимосвязанным направлениям :

I - просвещение родителей, передачу информации по тому или иному вопросу (лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки);

II – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями и чувствами.

С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что “вынуждает” взрослых вступить с ребенком в общение. Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела: рисунок, поделка, подготовка к празднику, походу.

Для решения данной задачи выбираются соответствующие формы взаимодействия : праздники, выставки, театральные пятницы, клуб выходного дня, дни открытых дверей, встречи родительской общественности с администрацией детского сада.

Второй блок условно был назван “практическим”. В рамках блока собрана информация направленная на решение конкретных задач, которая связана в основном со здоровьем детей и их развитием. К этой работе были привлечены медицинские работники, специалисты, педагоги и психологи. Их работа была построена на информации, полученной при анализе ситуации в рамках первого блока.

Одной из острых сфер взаимодействия для родителей, как следует из полученных результатов, является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, а также возрастных особенностей. Мы установили, что эта проблема может быть решена на уровне дошкольного учреждения в целом.

Для того чтобы родители поняли необходимость обращения к специалисту, знали к кому конкретно идти, если им необходима консультация, в начале учебного года для родителей был проведен ряд встреч, на которых они имели возможность познакомиться и получить первичную информацию.

Одной из выявленных нами причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками детского сада важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьей собственной важности. Отчасти именно это и привело родителей к чувству собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому, с целью осознания педагогами понимания роли семьи в воспитании и обучении ребенка проводятся различные формы методической работы, на которых рассматриваются вопросы работы с семьей по всем вопросам развития ребенка.

Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то наиболее часто проводятся мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения.

К сожалению, в результате работы отмечаются и негативные моменты. Работа с семьей оценивается педагогами, как правило, по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, а так же насколько они были эффективны и помогли родителям и детям.

С целью устранения этих негативных моментов был введен третий блок – контрольно-оценочный. В него мы включили анализ эффективности (количественной и качественной) мероприятий которые проводятся специалистами детского сада.

Для осуществления контроля качества проведения того или иного мероприятия родителям предлагаются оценочные листы, в которых они могут отразить свои отзывы.

Также мной разработана и внедрена экспресс-карта анализа состояния работы с родителями в группах детского сада.

Кроме этого проводится групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах.

Ни одна даже самая лучшая педагогическая система не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семьи. Если дошкольное учреждение и семья “закрыты” друг для друга, ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание неуверенность. Мы считаем, что эти две значимые для ребенка системы должны стать открытыми. Это не означает, что дома должны быть созданы условия как в детском саду, а детский сад будет решать проблемы семьи. Главной должна стать атмосфера добра, доверия, и взаимопонимания между педагогами и родителями. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию всех творческих и человеческих возможностей ребенка. Для того чтобы это стало осуществимым, мы используем следующие формы взаимодействия с семьей :

1. Занятия, целью которых является повышение родительской компетентности в области:

1. Индивидуальных и возрастных особенностей ребенка;

2. Сфере предлагаемых программой предметов.

2. Программа психологических тренингов.

3. Встречи родителей со специалистами ДОУ “Круглый стол”

4. Совместные праздники, игры (совместное планирование и проведение досугов);

5. Дни открытых дверей

6. Встречи родительской общественности с администрацией детского сада и школы, врачами-специалистами ЦРБ, специалистами городского отдела охраны прав детства.

7. Участие родителей в образовательном процессе, проведение открытых занятий, бесед, диспутов, дискуссий по проблемам воспитания детей.

8. Привлечение родителей к оформлению групповых комнат, кабинетов, семейных поделок.

9. Работа “Горячей линии интересующих вопросов”, оформление информационных стендов для родителей.

10. Расширение сферы дополнительных образовательных услуг.

При приеме детей в детский сад семья знакомится с структурой детского сада, режиме дня, об условиях содержания детей, медицинские работники знакомят с медицинскими требованиями и программой оздоровления детей; педагоги и воспитатели - с особенностями воспитательного и образовательного процессов, с авторскими программами. Родители могут пройти в группы, просмотреть видеозаписи жизнедеятельности детей и проведения праздников.

При поступлении ребенка в детский сад с родителями проводится собеседование, на него приглашаются мама и папа. Наблюдения показывают, часто именно папы очень точно, развернуто и интересно рассказывают о своем ребенке. Как заинтересованное лицо на собеседование приглашаются и бабушки. Родителям я задаю вопросы, которые позволяют выяснить психофизические особенности ребенка (сформированность умений и навыков, привычки, вкусы, прояснить отношение к детям в семье и их место в жизни родителей.

При зачислении с родителями заключается договор, в котором оговариваются: соблюдение этических норм со всеми участниками образовательного процесса (детьми педагогами, родителями, обязательные занятия с ребенком дома по совету педагога, посещение занятий для родителей. По согласованию с педагогом родители могут присутствовать на занятиях группы, которую посещает их ребенок.

Родители обязательно ставят в известность воспитателя или психолога о нежелании ребенка идти в детский сад или на какое-либо занятие, чтобы совместно решить проблему.

Таким образом, вся работа дошкольного учреждения нацелена на решение следующих задач:

• Вызвать интерес родителей к познанию самих себя;

• Дать возможность родителям через знакомство и овладение некоторыми психолого-педагогическими основами понять, что воспитание детей сложный и многогранный процесс, требующий ежедневных усилий со стороны не только педагогов, но и семьи.

• эффективно организовать общение с ребенком в семье;

• повысить самоценность родителей в глазах самих же родителей.

Вся вышеуказанная работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей; устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Итак: В ходе реализации инновационного проекта достигнуты следующие результаты:

1. Повысился процент посещения и участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ (совместные творческие, спортивные, познавательные и социальные проекты; родительские собрания; консультации; мастер-классы и др.)

2. Повысилась удовлетворенность родителей услугами, предоставленными в ДОУ (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 88% в 2011 году и 98% в 2016году

3. Повысилась удовлетворенность родителей результатами оздоровительно- профилактической работы (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 81% в 2011 году и до 94% в 2016 г.

4. Повысилась удовлетворенность родителей стилями взаимодействия в ДОУ (по результатам анкетирования) : высокая степень удовлетворенности с 74% в 2011 году до 96% в 2016 году.

5. Внедрены новые формы сотрудничества с родителями (Мастер-класс, семинары – практикумы)

6. Создана широкая информационная среда для родителей (информационные стенды, регулярные презентации итоговых проектов, сайт)

7. Получили дальнейшее развитие дополнительные образовательные

услуги (кружки, появились современные вариативные формы дошкольного образования

Работа по расширению сотрудничества ДОУ и семьи необходима и актуальна в современном обществе как никогда. Она должна быть построена на принципах

• Открытости детского сада для семьи : каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.

• Сотрудничества педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.

• Создания активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

• Организации работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.

• Знании педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

• Постоянного анализа процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.

Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников показало ряд преимуществ:

• Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).

• Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

• В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.

Таким образом, значительная часть родителей (71%) полагают, что педагоги могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь они сами; 29% - что родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей, и большинство родителей поняли, что заботу о воспитании ребенка они должны взять на себя, что только они несут ответственность за своих детей.

Формы взаимодействия семьи и детского сада Проблема взаимодействия семьи и детского сада является одной из актуальных на сегодняшний день. На протяжении всего дошкольного возраста.

Модель взаимодействия родительской общественности и МДОУ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК Субъект управления в детском саду – совет педагогов, как главное звено в управляющей системе под руководством заведующего,.

Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и Моу СОШ по улучшению внедрения ФГОС ДО Описание опыта работы о взаимодействии МДОУ Детский сад и МОУ СОШ по улучшению внедрения ФГОС дошкольного образования. Переход ребенка-дошкольника.

Родительский клуб — форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия учителя-логопеда и семьи в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего.

Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие.

Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.

ВложениеРазмер
rabota_s_semyami_vospitannikov.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

(из опыта работы)

Подготовила: воспитатель Гладких А.А.

Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.

На современном этапе, когда дошкольное образование переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям содержания детей в детском саду, чтобы не допустить распространения и усиления негативных реакций, педагогам дошкольных учреждений необходимо выстроить эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.

Показателями эффективности взаимодействия ДОУ и семьи можно считать:

1. Проявление стойкого интереса большинства родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ.

2. Повышение активности родителей на уровне не только общения с педагогом, но и конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях, других видах деятельности ДОУ.

3. Увеличение количества посещений родителями педагогических мероприятий просветительского характера.

4. Возникновение конструктивных дискуссий между участниками педагогического процесса.

5. Увеличение количества вопросов родителей к педагогам и усложнение их содержания.

6. Повышение авторитета педагога и других работников ДОУ, возникновение доверительных отношений между родителями и воспитателями.

7. Снижение количества претензий и агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу и, как следствие, снижение количества спорных, конфликтных ситуаций.

8. Солидарность и оптимизм родителей; ощущение ими своей ответственности, взаимопонимания, защищенности, через осознание действенной помощи педагога в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребенка.

В нашем группе на сегодняшний день видны изменение приоритетов родителей воспитанников с позиции наблюдателей к позиции активного совместного взаимодействия. Конечно не все, но большинство родителей стали проявлять повышенный интерес к жизни ребенка в детском саду; к содержанию образовательной деятельности в дошкольном учреждении, группы; у них активизировалось желание включиться в образовательный процесс и сотрудничать с ДОУ, что особо ценно для обеспечения целостного развития личности ребенка.

Для того чтобы привлечь родителей воспитанников к совместному взаимодействию, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, мною используются следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников:

Важно отметить, что интерес и активность родителей воспитанников к совместной деятельности возник не случайно, его мотивировали мы педагоги ДОУ. За 3 года мы создали фундамент работы с родителями, основанный на доброжелательном общении; индивидуальном подходе; создании, атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

Таким образом, совместная работа нас педагогов с родителями воспитанников, реализуемая, через разнообразные формы, в процессе которой родители имеют возможность взаимодействовать со своими детьми, чувствовать детей своими партнёрами, воспитывать их на личном примере, видеть возможности своих детей, расширять и совершенствовать свои педагогические возможности помогла создать в группе, в детском саду атмосферу творческого общения, общности интересов, взаимопонимания, поддержки, а также опору для эффективного взаимодействия.

В перспективе планирую продолжать и совершенствовать работу по взаимодействию с родителями воспитанников.

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е.П.Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва и др.). Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие с ними невозможно без учета интересов и запросов семьи. Необходимо ориентироваться на поиск и внедрение таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной позиции.

Большую роль в повышении эффективности сотрудничества с родителями играет профессиональный уровень педагогов, их готовность к общению с семьёй в современных условиях. На первый план выходят понятия “взаимодействие” и “сотрудничество”.

Однако опыт показывает, что воспитателям и специалистам детского сада трудно перейти к новым формам отношений, к общению с родителями “на равных”.

Практика показывает, что уровень педагогической компетенции наших родителей не позволяет им занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ. Естественным следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность.

Родители – это, прежде всего, взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка. Нередко можно услышать довольно агрессивную ответную реакцию родителей на замечания по поводу их педагогической неграмотности. При наличии у родителей проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада “Мы вас научим” оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление.

  1. Умение создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу.
  2. Внимание к проблемам родителей, к их субъективным переживаниям.
  3. Гибкость, подвижность образовательной стратегии.
  4. Ориентация на стимулирование самообразования родителей.
  5. Способность к оказанию психологической поддержки.
  6. Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе.
  7. Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме, даже самой острой.
  8. Проявление педагогического такта и морально-этических норм при взаимодействии с родителями.
  9. Искреннее желание помочь родителям в сложной педагогической ситуации.
  10. Недопустимость сравнения одного ребенка с другими. При рассмотрении конфликтных ситуаций разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.

Предлагаем конспект мероприятия, направленного на поддержку педагогов и практическую помощь им в использовании активных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

Практический семинар

“Педагог и семья: активные формы взаимодействия”

Цель: познакомить психологов с активными формами, методами и приёмами взаимодействия с родителями, обратить внимание на их приоритетность и особенность проведения.

Организация: столы и стулья расставлены подгруппами по кругу.

Материалы: магнитная доска, листы бумаги, маркер.

Участники: педагоги детского сада.

Время проведения: 1 час.

Ход занятия

Ведущий: Я рада, что мы все снова собрались вместе, а чтобы немного раскрепоститься и настроиться на рабочий лад предлагаю начать наше занятие с приветствия.

1. Упражнение “Приветствие”.

Цель: установление контакта, настрой на взаимодействие.

Инструкция: необходимо делать все быстро. Вы будете молча ходить по залу, а затем, по моему сигналу нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом, способом, который я вам назову. При этом каждый раз вам нужно будет находить нового партнера. Итак, начали: глазами, плечами, щекой, коленями, пятками, руками.

Ведущий предлагает занять места за столами в круге.

2. Актуальность:

Цель: погружение в тему.

Ведущий: современная жизнь характеризуется быстрыми изменениями. Проблема взаимодействия детского сада и семьи попала в разряд самых актуальных. Устоявшиеся традиционные методы работы с семьей становятся малоэффективными, и поэтому необходимым становиться поиск и внедрение новых форм взаимодействия, которые создают атмосферу взаимной заинтересованности, позволяют скоординировать воспитательные усилия и выработать общий подход к решению проблемы.

  • умения дифференцировать родителей по типам;
  • умения подобрать форму взаимодействия соответственно ситуации;
  • умения целесообразно применять методы активного взаимодействия.

Сегодня мне бы хотелось предложить вам поработать над этими моментами.

Итак, какие они современные родители и насколько важно сотрудничество с ними?

(Работа с карточками)

Ведущий: я предлагаю определить, к какому из предложенных типов подходит характеристика, предположить какие проблемы могут возникнуть при общении и какой способ воздействия необходимо применять.

(В раздаваемых карточках 3 и 4 колонка не заполнены.)

Ведущий: к какому бы типу не относились родители, большинство из них не имея педагогического образования, нередко испытывают трудности в воспитании детей, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности по своему опыту, который часто отстает от современных требований. Многие родители, ссылаясь на свою занятость, отказываются помогать в решении проблемных вопросов. Как же привлечь родителей к сотрудничеству, и какие формы, в каких случаях, целесообразнее применять? Большую помощь в этом могут оказать активные формы взаимодействия с семьей. Давайте вспомним эти формы и поговорить об особенностях их проведения.

(Педагоги называют формы. Начинает та команда, у которой больше форм. Педагог записывает их на доске. Обсуждается методика проведения указанных форм.

Собрание необходимо начинать с использования приема направленного на снятие напряжения и активизацию внимания. Затем идет основная часть (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.). В конце собрания обсуждаются индивидуальные вопросы. Заканчивая собрание необходимо провести рефлексию. Итоги решения собрания необходимо обобщить и довести до сведения всех родителей.

Собрание может быть: организационно-распределительное, информационно-аналитическое, позитивно-деловое.

Заседания клуба целесообразно проводить 3-4 раза в год. Частота заседаний устанавливается членами клуба на организационном заседании, где так же определяются темы встреч.

При необходимости могут создаваться “фокус – группы” для мам и пап одиночек, озабоченных однотипными проблемами, молодых родителей.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Семинары могут включать в себя:

– подготовку
– обсуждение в малых группах (без участия ведущего)
– обсуждение всей группой (результат работы малых групп – получение большего числа мнений, выборка среди них наиболее точных идей)
– перерыв
– обсуждение заданий (упражнений, ситуаций, книг, игр)
– рефлексия.

– не показывать сверхкомпетентность
– не требовать подчинения своей логике
– не стравливать людей с разными позициями
– быть готовой к импровизации
– тщательно продумывать игры и упражнения (взрослым есть что терять), не ставить в неловкое положение
– создание благоприятной атмосферы
– использовать игры, упражнения, юмор для снятия напряжения, преодоления отчужденности
– заранее приготовить практический материал, в котором изложены основные положения темы, экономит время на записи.

– чтобы участники были знакомы. В малознакомой группе результат будет значительно ниже.
– если возникают трудности работы в группе, необходимо разбить на подгруппы
– если не работает подгруппа, необходимо провести микширование (поменять местами)

Ведущий: а сейчас я предлагаю вам обсудить интерактивные методы, которые применимы при проведении всех форм взаимодействия.

1) Метод дискуссия – совместное обсуждение какого либо спорного вопроса, которое позволяет прояснить (изменить) мнение, позиции, установки. Помогает увидеть проблему с разных сторон.

Дискуссия чаще всего организуется в форме “круглого стола”– беседы, в которой участвует небольшая группа людей и во время которой происходит обмен мнениями.

Существуют и другие формы организации дискуссии это: форум, симпозиум, дебаты, диспуты и т.п.

2) Метод исследования:

– встреча с проблемой (поиск, определение, преобразование, динамика)
– эвристические вопросы: к ним относятся семь ключевых вопросов: кто, что, зачем, где, чем, как, когда?
– интересные задания (например поговорить о любви. Нарисовать портрет и.т.п.)
– мини-эксперимент – позволяет создать конфликт или включить любопытство, сделать открытие

3) Метод игры: ситуационно-ролевые игры, дидактические, творческие, деловые, разогревающие

Игры обычно проводятся последующей схеме (И. Вачков):

– создание игровой ситуации
– проживание проблемной ситуации
– подведение итогов игры, анализ.

4) Метод диагностики: тесты, опросники – результаты могут привести к смене установок собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Могут использоваться как средство непрямого внушения. Использование данного метода в конце занятия позволяет получить обратную связь с аудиторией.

Опросники могут иметь текстовый или графический вид.

  1. Что полезного я узнала ________________________________________
  2. Как я могу применить полученные знания ________________________
  3. Самый интересный вопрос______________________________________
  4. Мне непонятно _______________________________________________
  5. Отметить на шкале свою работоспособность во время занятия.

Пассивный слушатель_______________________________________________ активный участник

Мой совет __________________________________________________________________________

Ведущий: использование нетрадиционных форм позволяет лучше увидеть проблему и свое отношение к ней, может совершить переворот в сознании родителей, раскрыть основной воспитательный потенциал и желание помочь ребенку.

На этом наша встреча закончена, мне бы хотелось пожелать вам успехов в работе и подарить памятки.

Роль администрации ДОУ в освоении педагогами конструктивного взаимодействия с родителями.

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Роль администрации ДОУ в освоении педагогами
конструктивного взаимодействия с родителями

Каменная А.С.,
заведующий ГБДОУ д/с № 69;
Одинцова О.Ю.,
Заведующий ГБДОУ д/с № 91
Выборгского района Санкт-Петербурга

Читайте также: