В чем заключается роль автора и роль читателя в эпохи модернизма и постмодернизма кратко

Обновлено: 04.07.2024

Термин "постмодернизм" все еще вызывает споры у нас и на Западе. Вошедший в оборот в шестидесятые годы, в чисто историческом значении он относится к культуре Запада после Второй мировой войны, к постиндустриальному обществу, к эпохе потребительского капитализма, новых технологий, электронных коммуникаций. Все это дестабилизирует и видоизменяет традиционные культурные механизмы и, что особенно важно для литературы, ведет к утрате привилегированного положения книги, текста, произведения. Процессы, идущие в культуре постмодернистской эпохи, описываются учеными по-разному. Одни считают постмодернизм продолжением и развитием модернизма, и постмодернистская литература оказывается просто продолжением тенденций модернистской литературы на новом историческом этапе, тогда постмодернизм — это просто то, что следует после модернизма. Другие видят в культуре постмодернизма разрыв с классическим модернизмом первой половины века, третьи заняты тем, что отыскивают в прошлом писателей, чье творчество уже несет в себе идеи и принципы модернизма (при таком подходе постмодернистами оказываются французский писатель конца XVIII века маркиз де Сад, американский поэт Эзра Паунд, которого обычно причисляют к классикам модернизма, и многие другие).

Так или иначе, сам термин "постмодернизм" указывает на связь этого явления с культурой предыдущей эпохи, и постмодернизм осознает себя в отношениях к модернизму. При этом подвергается постоянному пересмотру сам модернизм, и теоретики постмодернизма предлагают следующую систему противопоставлений, описывающих разницу между модернизмом первой половины ХХ века и постмодернизмом. Нижеследующая таблица заимствована из работы американского теоретика И. Хассана "Культура постмодернизма" (1985 г.).

Модернизм Постмодернизм
Романтизм, символизм Бессмыслица
Форма (последовательная, завершенная) Антиформа (прерывистая, открытая)
Целенаправленность Игра
Замысел Случайность
Иерархия Анархия
Мастерство / логос Усталость / молчание
Законченное произведение искусства Процесс /перформанс/ хэппенинг
Дистанция Соучастие
Творчество / синтез Разложение / деконструкция
Присутствие Отсутствие
Центрирование Рассеивание
Жанр / границы Текст / интертекст
Семантика Риторика
Парадигма Синтагма
Метафора Метонимия
Отбор Комбинирование
Обозначаемое Обозначающее

Теоретики постмодернизма утверждают, что постмодернизм отвергает свойственные модернизму элитарность и формальное экспериментаторство, трагизм в переживании отчуждения. Если модернизм был дегуманизацией искусства, постмодернизм переживает дегуманизацию планеты, конец истории, конец человека. Если Джойс, Кафка и Пруст — всесильные хозяева создаваемых ими художественных миров, они еще верят в возможность слова выразить существенную истину о состоянии человека, в вечное существование совершенного произведения искусства, то художник-постмодернист знает, что слово и язык субъективны и в лучшем случае способны отразить какие-то моменты индивидуальной точки зрения, а книга, купленная в киоске аэропорта, будет прочитана за время рейса, оставлена при выходе из самолета, и вряд ли читатель о ней когда-нибудь вспомнит. Модернистская литература все еще изображала трагедию земного существования личности, то есть в ней сохранялось героическое начало; писатель-постмодернист выражает усталость человека от жизненной борьбы, пустоту существования. Короче говоря, в эпоху модернизма искусство слова еще сохраняло высокий ценностный статус в обществе, художник еще мог ощущать себя творцом и пророком, а в постмодернизме искусство становится необязательным, анархическим, насквозь ироничным.

В основании литературы постмодернизма лежит понятие игры, далеко ушедшее от романтической иронии. Игра в постмодернизме заполоняет все и поглощает саму себя, ведет к утрате цели и смысла игры. Постмодернисты заявляют, что пришла пора отказаться от традиционных категорий прекрасного и подлинного, потому что мы живем в мире однодневных подделок, фальшивых данностей, в мире имитаций. Шок человечества от новых исторических обстоятельств, которые не поддаются осмыслению одним сознанием (холокост — истребление евреев в годы Второй мировой войны; применение ядерного оружия; загрязнение окружающей среды; предельная нивелировка личности в современных западных демократиях), приводит к утрате изначальных ориентиров и тотальному пересмотру системы ценностей, самих способов мышления. Утрачивается представление о едином миропорядке, а следовательно, о едином центре любой системы, любой концепции. Становится невозможно отличить важное от неважного, выделить главный смысл любого понятия.

Идею отсутствия абсолютов, конечных истин, идею о том, что действительность дана нам только в различиях между ее явлениями, наиболее последовательно развивали французские постструктуралисты Ролан Барт, Жак Деррида, Мишель Фуко и Франсуа Лиотар. Эти философы проповедовали отказ от всей традиции классической философии, пересмотр всей системы научного знания, и их необычайно сложным, "прорывным" работам окончательную оценку еще даст время.

Та же исчерпанность бунта, усталость характеризует отношение постмодернистов к традиции. Они не отвергают ее напрочь, как их предшественники: писателя-постмодерниста можно сравнить с покупателем в супермаркете мировой истории и мировой литературы, который катит свою тележку по проходам, поглядывая по сторонам и сваливая в нее все, что привлекает его внимание или любопытство. Постмодернизм — продукт столь поздней стадии развития западной цивилизации, когда уже "все сказано" и новые идеи в литературе невозможны; больше того, писатели-постмодернисты сами очень часто преподают литературу в университетах или являются критиками, теоретиками литературы, так что они с легкостью непосредственно вводят в свои произведения все эти новейшие теории литературы, сразу пародируют и обыгрывают их.

В постмодернистских произведениях резко вырастает степень самосознания, самокритики внутри текста; писатель не скрывает от читателя, каким путем он достигает того или иного эффекта, предлагает читателю на обсуждение те выборы, которые стоят перед автором текста, и это обсуждение с читателем тоже приобретает характер изощренной игры.

Все крупнейшие писатели конца ХХ века в той или иной мере затронуты постмодернизмом, который равно проявляется и в старых национальных литературах Запада (французские "новые романисты" — Натали Саррот, Анри Роб-Грийе, Клод Симон; немцы — Гюнтер Грасс и Патрик Зюскинд; американцы — Джон Барт и Томас Пинчон; англичане — Джулиан Барнс и Грэм Свифт, Салман Рушди; итальянцы Итало Кальвино и Умберто Эко), и в расцвете латиноамериканского романа (Габриэль Гарсиа Маркес, Хулио Кортасар), и в творчестве восточноевропейских писателей (Милан Кундера, Агота Кристоф, Виктор Пелевин).

Обратимся к двум примерам постмодернистской литературы, которые избраны по чисто прагматическим причинам: оба принадлежат крупнейшим мастерам постмодернизма, невелики по объему и доступны в русском переводе.

Культуры в европейских странах, США, Канаде, Японии осуществлялось на базе научных открытий и достижений, сделанных в довоенные и военные годы. Основное направление развития фундаментальных наук – биология, физика, космические исследования.

В литературе, кино и изобразительном искусстве звучат темы преодоления фашизма. Появляется популярное искусство (поп-арт), согласно которому объектом искусства может стать любой предмет.

Постепенно стираются грани между различными направлениями в искусстве.

Культура начинает приобретать массовый характер.

Культура в странах социалистического лагеря подвергается диктату со стороны правящей партии.

2. В чем, на ваш взгляд, выражается связь между возникновением новой культурной ситуации постмодернизма и переходом к постиндустриальному обществу?

В постиндустриальном обществе производство перестает носить массовый характер и переходит к малосерийному производству. Принцип стандартизации постепенно сменяется принципом разнообразия.

Для культурной ситуации модернизма свойственно наличие огромного числа различных направлений и стилей в искусстве, при этом у каждого автора свой неповторимый почерк.

3. Соотнесите основные идеи и ценности эпохи постмодернизма с собственными представлениями о мире и собственной системой ценностей. Какие из ваших представлений и убеждений совпадают, а какие нет?

Ценность отдельного человека, отдельной жизни, уважение к различным точкам зрения, к мнению других; самоиденитификация, самообразование, самопознание; многообразие, многовариантность развития – совпадают.

Недосказанность, многообразие и многовариантность (иногда разные варианты развития приводят к плачевным последствиям для человека и государства) – не совпадают.

4. В чем заключается роль автора и роль читателя в эпохи модернизма и постмодернизма?

5. Каким образом читатель, зритель становятся соавторами произведения искусства?

Главное в литературе эпохи постмодернизма — это включенность в авторство самого читателя, который, по мнению постмодернистов, может глубже понять текст, чем автор. Текст, с учетом или даже без учета авторского замысла, сам составляет игровое пространство, которое создает возможность для множества вариантов его прочтения.

6. Попробуйте на примере заинтересовавшего вас произведения раскрыть главные идеи эпохи постмодернизма. Выскажите также свое отношение к этому произведению, объясните, чем оно интересно лично вам.

Главное в литературе эпохи постмодернизма — это включенность в авторство самого читателя, который, по мнению постмодернистов, может глубже понять текст, чем автор. Текст, с учетом или даже без учета авторско­го замысла, сам составляет игровое пространство, кото­рое создает возможность для множества вариантов его прочтения.

Вся жизнь украинцев, как будничная, так и праздничная, пропитана сводом интересных обычаев, которые прошли сквозь века. Украинская молодежь, как правило, с удовольствием перенимает эти традиции, поддерживая духовную преемственность со своими предками. При этом, во всех обычаях ярко прослеживается переплетение языческих и христианских верований, что добавляет обрядам красочности.

Гостям страны, зачастую, предоставляется уникальная возможность окунуться в мир украинской культуры, приняв участье в празднованиях Рождества, Масляной, Пасхи или Ивана Купала, полюбоваться таинственным обрядом венчания, послушать колядки и гаивки, попробовать вкуснейшую обрядовую еду, такую как кутья, паска, и даже присоединиться к увлекательному процессу раскрашивания пасхальных яиц.

Неделя предшествующая Великому Посту совпадала с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, поэтому празднование Масленицы всегда отличалось особым весельем, поскольку, впереди 7 недель суровых ограничений в еде, помыслах и поступках. Блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, - они являют собой символ солнца, которое все ярче разгорается, удлиняя дни. В Украине, наряду с блинами, особой популярностью пользуются вареники с творогом. В воскресенье проводятся массовые гуляния и забавы. Кроме того, в этот день принято просить прощения у всех родственников и соседей, чтобы очиститься от всех скверных мыслей.

Древний славянский праздник Ивана Купала в честь солнца отмечают в день летнего солнце стояния. Он наполнен обрядами, связанными с водой, огнем и травами. В этот день смельчаки прыгают через костер, а в полночь ищут цветок папоротника, чтобы получить способность видеть будущее и обрести несметные богатства. Берегини семейного рода и очага плетут венки. Девушки и женщины ранним утром идут в лес или на поле, заговаривают там траву на здоровье своим близким и родным, прыгают с травой через огонь и потом плетут венок из этой травы мужу и себе. Незамужние девушки пускают свои венки по воде: к какому берегу он прибьется – туда девушка и замуж пойдет.

Вопрос по истории:

в чем заключается роль автора и роль читателя в эпохи модернизма и постмодернизма?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 21.03.2017 00:38
  • История
  • remove_red_eye 19329
  • thumb_up 21
Ответы и объяснения 1

Главное в литературе эпохи постмодернизма — это включенность в авторство самого читателя, который, по мнению постмодернистов, может глубже понять текст, чем автор. Текст, с учетом или даже без учета авторско­го замысла, сам составляет игровое пространство, кото­рое создает возможность для множества вариантов его прочтения.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе История.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.

Роль автора в эпоху модернизма и постмодернизма становится более значимой, хотя на первый взгляд кажется совершенно иное. Сверхъестественное воплощение модернизма, сложный текст, "поток сознания" - все это в своем большинстве усложняет доступ читателя к литературе. Но модернизм, как и постмодернизм, это, прежде всего, направление. При соответствующем подходе читателю значительно облегчен доступ к литературе модернизма и постмодернизма. Плюс эти направления рассчитаны на читателя подготовленного.

Читайте также: