В чем заключается профилактика утомления в старшем школьном возрасте

Обновлено: 04.07.2024

Учебные занятия представляют для ребенка серьезные трудности, которые преодолеваются ценой физических и нервно-психических усилий, приводят к утомлению и выражается в чувстве усталости.

Очень важно уметь распознать утомление, так как оно может перейти в переутомление, определяемое как предпатологическое состояние.

Переутомление можноохарактеризовать как длительное, накопившееся утомление. При этом про­исходят более глубокие и стойкие изменения в ор­ганизме. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие не­которых функциональных расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.).

Для профилактики переутомления у школьников учебный процесс должен строиться: во-первых, с уче­том физиологических принципов изменения работо­способности детей и подростков; во-вторых, учебная нагрузка должна соответствовать возрастным и ин­дивидуальным особенностям ребенка; в-третьих, должны строго соблюдаться гигиенические требова­ния к режиму и условиям обучения.

Составление расписания школьных занятий должно проводиться обязательно с учетом возраста учащихся, а также динамики их дневной и недельной работоспособности. Факуль­тативные занятия желательно проводить в дни с наименьшим коли­чеством уроков и не менее, чем через 45-60 мин после обязательных занятий. Для 6-летних школьников раз­работан специальный "тренирующий", ступенчатый режим обучения. Он предусматривает ограничение длительности урока, постепенное увеличение количе­ства уроков, отсутствие домашних заданий в 1-м полу­годии. В сентябре-октябре для этих учащихся реко­мендуют проводить не более 3 уроков в день продол­жительностью по 30 мин, в ноябре-декабре — 4 уро­ка по 30 мин, с января — 4 урока по 35 мин.

При проведении урока следует помнить, что спо­собность к сосредоточенному вниманию колеблется у детей школьного возраста от 10 до 30 мин., поэтому для продуктивной работы учитель должен переключить учащихся на другой вид деятельности. Продолжительность активного внимания укорачива­ется в том случае, если учитель преподносит новый материал неинтересно и монотонно, если материал слишком труден и если внимание учеников снижает­ся под влиянием каких-либо факторов окружающей среды (высокая температура, холод, шум и др.). В связи с этим необходимо, в течение урока чередовать различные виды деятель­ности (чтение должно сменяться рассказом по кар­тинке, письмом и др.).

Сдваивать уроки не рекомендуется во всех клас­сах, за исключением случаев, когда проводятся ла­бораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время (лыжи).

Перерывыявляются такой же важной частью вос­питательного процесса, как и урок. Правильное чере­дование работы и отдыха является одним из основ­ных положений гигиены воспитательного процесса. Перерыв должен являться активным отдыхом, а поэтому недопустимо, чтобы уче­ники проводили его, сидя за партой.

Гигиенические требования к составлению рас­писания уроков в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учеб­ного дня и недели. Для рационального составления расписания долж­ны учитываться трудности предметов и преобладание статического или динамического компонентов во вре­мя занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной прак­тики и пения. Это наименее утомительные уроки, ко­торые при правильной организации могут снимать утомление, возникшее на предшествующих занятиях.

Известно, что с 3-го урока (у младших школьников) и с 4-го урока (в старших классах) быстро пада­ет работоспособность и укорачивается продолжи­тельность активного внимания. Поэтому наиболее трудные предметы следует включать в расписание младших школьников первыми или вторыми (у стар­ших — вторыми, третьими уроками). Не рекомендуется сочетание двух или трех труд­ных уроков подряд (например, математика, физика, иностранный язык); лучше чередовать их с менее труд­ными предметами (например, история, математика, география).

Динамика недельной работоспособности, несо­мненно, должна учитываться при составлении распи­сания занятий: в понедельник работо­способность учащихся не самая высокая, т.к. имеет место врабатываемость после выходного дня (особен­но удлиняется период врабатываемости после двух выходных дней). Во вторник и особенно в среду ра­ботоспособность повышается, начиная с четверга на­блюдается падение работоспособности. Следовательно, в расписании необходимо снижать нагрузку в понедельник и четверг и максимально ис­пользовать высокую работоспособность в другие дни недели.

гигиены детей и подростков О.А. Гламаздина

Главный врач И.Н. Иванова

Базарный Ф.В. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома - Москва: АРКТИ, 2005.

Антропова, М. В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропова. — М.: 1977

Проблемой школьных перегрузок у нас в стране озабочены сейчас многие - и медики, и педагоги, и родители. Учебные и домашние занятия оказывают на организм ребенка психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом. Чтобы у Вашего ребёнка не было переутомления, его нужно приучать к здоровому образу жизни еще со школьной скамьи, потому что позже это будет сделать сложнее. Важно знать все основы здорового образа жизни школьника, поскольку они отвечают не только за крепкое здоровье, но и за хорошее самочувствие и умственную активность.

Чем вызваны школьные перегрузки?

Как определить, что ребенок перегружен?

Конечно, во многом способность ребенка переносить физические и умственные нагрузки определяется его индивидуальными особенностями. Это и состояние здоровья, и сила нервной системы, и свойства личности. И симптомы перегрузок у наших детей могут быть разными.

На что нужно обратить внимание?

На выраженные изменения в поведении ребенка. С увеличением нагрузок он может стать более беспокойным, раздражительным, плаксивым. Быстрее утомляется при шуме, духоте, ярком свете. На уроке может ложиться на парту или ходить по классу, хотя раньше за ним этого не наблюдалось. Могут нарушиться контакты со взрослыми и сверстниками. На нарушения сна (сон поверхностный, чуткий, беспокойный или, напротив, чрезмерно глубокий, "мертвый"; проблемы с засыпанием). Появляются постоянные, в том числе и необоснованные жалобы на головные боли, боли в животе и т.д., высказывания "все надоело, устал" и т.п. Может значительно ухудшиться почерк, появиться большое количество исправлений, глупых ошибок и т. д. У некоторых переутомление может маскироваться. Родители видят веселого, бодрого ребенка после многих часов работы в школе, занятий в секции и домашних заданий. На самом деле такое поведение - следствие нервного перевозбуждения. Следствие перегрузок -не только ухудшение физического здоровья и состояния нервной системы. Это еще и потеря интереса к учебе, к прежним увлечениям и снижение самооценки ("не справляюсь -значит, неспособный"). Вопрос не в том, чтобы вовсе устранить нагрузки из жизни ребенка, а в том, чтобы сделать их оптимальными. Тут очень существенна позиция родителей. Постарайтесь адекватно оценить уровень способностей ребенка, учесть его интересы. Тогда нагрузки станут посильными, и ваш школьник сможет реализовать свой природный потенциал.

Для сохранения здоровья ребёнка и обеспечения максимально возможной работоспособности детей в течение всего дня необходимо соблюдать несложные правила:

-Режим дня. У каждого школьника должен быть четкий распорядок дня, чтобы он имел возможность не только все успевать, но и приучать свой организм к правильной работе и восстановлению. Для каждого школьника этот режим индивидуален и зависит от особенностей организма и общей загруженности. Необходимо обеспечить ребенку двигательную активность в течение учебных и выходных дней, находя способ вместе заниматься спортом, ходить в походы или хотя бы просто гулять.

-Питание. В школьный период у подростков происходит гормональная перестройка организма и ускоряется процесс роста. Поэтому рацион питания школьника должен покрывать все энергетические потребности организма. У школьника не должно возникать проблем по причине неправильного питания. Необходимо следить за качеством питания Вашего ребёнка. Важно употреблять пищу, которая содержит и жиры, и белки, и углеводы. Кроме того, нельзя забывать и о приеме витаминов для укрепления иммунитета.

-Физическая активность. Школьник должен вести подвижный образ жизни в сочетании с физическими упражнениями. Необходимо поддерживать стремление ребенка быть здоровым, в том числе и на собственном примере. Личным примером приучите ребёнка к закаливанию.

-Отсутствие вредных привычек. Полный запрет на курение и употребление алкоголя позволит школьнику сохранить здоровье на много лет. Именно вредные привычки оказывают наиболее негативное влияние на здоровье современных школьников и в будущем могут привести к большим проблемам.

Не забывайте, что эмоциональный комфорт, то есть доброжелательное, теплое отношение близких людей, для детей не менее важен, чем хорошее питание, новые игрушки и модная одежда. Желание родителей, чтобы ребенок все знал, везде успел, был лучшим, в первую очередь ведет к переутомлению.

Государственная символика

scholaktiv24032020

covid-19


1396390453 3



mpn ban-min



mvd BAN





belbibl

portal-reit-2022-b

ban22tibo200x68

Конкурс арт-портал

Утомление и переутомление у детей школьного возраста.

К здоровью ребёнка школьного возраста нужно относиться очень внимательно. В этом возрасте легко пропустить какое-то заболевание или проблему, которая может дать о себе знать в будущем. Огромные нагрузки в школе, когда необходимо освоить большой объем учебной информации, дополнительные занятия в кружках, факультативные занятия могу привести к возникновению утомления. Под утомлением подразумевается временное понижение работоспособности организма, которое появляется вслед на напряженной работой на протяжении определенного времени.

О начале утомления школьника говорят следующие признаки:

-· ослабление внутреннего торможения (наблюдаются двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания);

- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается сердечный ритм и координация движений);

- появление чувства усталости.

Утомление, само по себе, не представляет опасности, так как изменения в функциональном состоянии организма исчезают после сна и достаточного отдыха. В этой связи необходимо остановиться на вопросах профилактики утомления.

У школьников признаки утомления нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы.

Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции.

Учитывая физиологическую сущность утомления, гигиенисты ищут пути, отдаляющие его наступление и предупреждающие развитие утомления.

Чтобы деятельность не приводила к состоянию переутомления, а оказывала положительное воздействие на рост и развитие ребенка, она должна быть нормирована. Гигиеническое нормирование деятельности должно основываться:

- на обеспечении оптимального состояния организма ребенка в процессе обучения и воспитания;

- умственная или физическая нагрузка не должна превышать функциональных возможностей;

- деятельность должна выполнять развивающую, тренирующую роль, обеспечивать благоприятное развитие растущего организма.

Организация обучения детей и подростков в школах должна осуществляться в соответствии с основными гигиеническими требованиями (принципами), соблюдение которых продлевает период устойчивой работоспособности, отодвигает наступление утомления и предотвращает развитие переутомления.

Но если по тем или иным причинам (чрезмерная нагрузка, недостаточный отдых, болезнь) нормальные функции не восстанавливаются, у ребенка развивается переутомление, которое является патологическим процессом.

Переутомление - это состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе.

Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражи-тельность, нервные тики и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы.

Выраженными признаками переутомления является:

- резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;

- нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность);

- стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония).

Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях - комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики.

Для предупреждения переутомления необходимо наладить режим дня ребенка, полностью исключить недосыпание, уменьшить нагрузку, правильно организовать смену умственного труда и отдыха, увеличить пребывание на свежем воздухе.

Режим дня - это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.

Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

- свободное время, возможность обеспечить двигательную активность школьника по собственному выбору;

- режим питания - интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4 часов при 4-5 разовой кратности питания;

- продолжительность и кратность сна - д ля детей 6-7 лет на сон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 ч днем). Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет: в 7-10 лет - 11-10 ч, в 11-14 лет - 10-9 ч, в 15-17 лет - 9-8 ч.

- время пребывания на свежем воздухе в течение дня - общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять в младшем школьном возрасте не менее 3-3,5 ч, в среднем - 2,5-3 ч, в старшем - 2-2,5 ч;

- продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома.

Быть здоровым современным ребенком – тяжелый труд, быть родителями - задача для сильных духом и неравнодушных мам и пап. Легкого вам жизненного пути мудрых педагогов на нем.


Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Именно переутомление создает предпосылки к развитию нервных, психосоматических и других острых и хронических заболеваний.

Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает.

Особо склонен к утомлению младший школьный возраст, так как к первокласснику предъявляются новые повышенные требования, умственные нагрузки увеличиваются, возрастает ответственность.

Следующий опасный рубеж - старшие классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон - организм и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки вдвойне усложняют его работу.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам-это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня.

Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

Советы родителям

Установите правильный режим дня для своего ребенка.

Правильно организуйте рабочее место школьника

Условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Не забывайте о правильном питании

Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

Отключите компьютер

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами - убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Не требуйте лишнего

Укрепляйте иммунитет.

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

Читайте также: