В чем заключается многогранность творчества леонардо да винчи кратко

Обновлено: 02.07.2024

В данной статье мы поговорим о потрясающем и великом итальянском художнике и живописце Леонардо да Винчи, и о его известных на весь мир творениях.

Помимо написания картин Леонардо был так-же скульптором, живописцем, архитектором, учёным, изобретателем да и просто хорошим человеком. Трудно назвать ту область деятельности, к которой он бы не приложил своей руки творца и не внёс бы в неё свой особенный вклад.

Акцент будет сделан в основном на творческую часть жизни Да Винчи, биографические данные будут освещены, но в малой информации.

Юный Леонардо прожил с матерью до 3-х лет, затем отец забрал его на воспитание и взял на себя заботу о нём. С ранних лет он проявлял тягу к живописи и искусству в целом, Леонардо был одержим идеями творить и писать свои собственные произведения.

В 14-ти летнем возрасте отец отдает его в мастерскую маэстро Андреа Верроккьо, великого скульптора и творца, где он учится и обучается мастерству написания картин, работе с металлом, гипсом и даже работе с кожей.

В годы ученичества он сильно увлёкся черчением, химией, и также освоил некоторые гуманитарные науки. Леонардо внёс свой вклад в написание одной из известнейших картин маэстро Андреа Верроккьо — Крещение Христа, великолепно изобразив лицо ангела (крайний левый).

По исполнению 20-ти лет Леонардо продолжил работу у маэстро Верроккьо, сам Андреа видя каким он был одарённым учеником который жаждет познать абсолютно все в этом мире — часто доверял ему дописывать на свои полотна какие-либо фрагменты, на усмотрение самого Да Винчи.

Одно из ранних произведений Леонардо да Винчи, созданное по заказу церкви Сан-Бартоломео в Монте-Оливето (Католический монастырь). Леонардо писал маслом и темперой по дереву, что было нетрадиционным выбором, поскольку масло обычно использовалось на холсте. Судя по прямоугольной форме и размеру, картина, вероятно, предназначалась для ризницы (комнаты, где священники готовятся к службе и хранятся предметы поклонения) недавно отремонтированной церкви.

На переднем плане Да Винчи изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила с белой лилией в левой руке и Деву Марию с библией.

Мадонна Бенуа была первой работой, написанной Леонардо независимо от маэстро Андреэ Верроккьо. В Британском музее хранятся два предварительных эскиза Леонардо к этому произведению. Изучение этих эскизов и самой картины позволяет предположить, что Леонардо концентрировался на идее зрения.

Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно.

Центральным мотивом является молодая Дева Мария, сидящая с младенцем Иисусом на коленях. Изображенная в драгоценной одежде и украшениях, в левой руке Мария держит гвоздику (интерпретируется как символ исцеления).

В 1482 году Лоренцо Медичи (Глава Флорентийской республики) отправил Леонардо в столицу Ломбардии — Медиоланум, ныне Милан, к герцогу Лодовико Сфорца, который нуждался в талантливом инженере и конструкторе.

Так-же помимо конструирования он занимался написанием картин, самые известные из них вы сможете лицезреть ниже.

Подборка пяти зарисовок инженерных проектов Леонардо.

Танк должен был быть сооружен из деревянных балок и металлических частей. Механизм движения состоял из четырёх колёс, зубчатых шестерен и рукояток. Танк должен был перемещаться посредством физической силы находящегося внутри экипажа. Так-же танк имел 16 пушек по периметру. Наверху должна была быть сооружена смотровая башня.

Механизм колёс не позволял танку нормально перемещаться. Посредством данного механизма танк бы двигался по кругу. Есть теории что Да Винчи был пацифистом и не желал воплощения данного проекта из-за личных соображений, или же он не желал кражи и построения техники вне его ведомства.

Многоствольная пушка, состоящая из трех рядов по 11 малокалиберных пушек, установленных на треугольной вращающейся платформе с большими колесами. Такое орудие можно было повернуть, и стрелять из одного ряда пушек, пока другой перезаряжался, а еще один — охлаждался.

Целью этого изобретения ставилось запугивание врага, т.е. роль тыквенного пугала на ферме. Только вместо пугала огромный 30-и метровый арбалет и вместо фермы поле сражения.

Длина его как и было сказано выше составляла примерно 30 метров, и мог он стрелять не только стрелами но и камнями.

Этот винт должен был быть примерно 5 метров высотой, и радиусом в 2 метра. Его покрытие было бы сделано из железа. Аппарат должны были приводить в движение мускульные усилия четырех человек.

Леонардо первый инженер, которому приписывали первые проекты пилотируемого человеком полёта. Об этом можно и понять по его проекту вертолёта, описанного выше.

Для поднятия данных крылышек в воздух с человеком на борту необходимы птицеподобные крылья, длина которых достигает 12 метров. Вес самой конструкции вместе с человеком при этом должен был составлять около 136 килограмм.

На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, которую Леонардо очень сильно любит изображать на своих картинах. Она покровительственно кладёт руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена в нежностях и покое, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал.

Прекрасная Ферроньера / Portrait of an Unknown Woman (La Belle Ferroniere) — 1490 Леонардо да Винчи / Leonardo da Vinci

Портрет неизвестной Миланской дамы (предположительно Лукреции Кривелли, фаворитки герцога Лодовико Моро, либо же его жены Беатриче д'Эсте).

Около 1490 года сам Леонардо — либо же его ученик Бернардино деи Конти (по предположению Беренсона); либо Больтраффио (по мнению Герберта Кука); а может Франческо Мельци — возможно, при участии учителя, написал данный портрет маслом на дереве.

На картине изображена мать, кормящая своего ребёнка. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит птицу щегла.

Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.

Дама с горностаем / The Lady with an Ermine (Cecilia Gallerani) — 1489-1490 Леонардо да Винчи / Leonardo da Vinci

Одна из известнейших работ Леонардо, прекрасная дама с белым горностаем. Моделью выступала любовница миланского герцога Сфорца — Чечилия Галлерани. Чечилия изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно.

Раньше старинная копия данной картины находилась в Амброзианской библиотеке. Также есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичино в Сан-Калочеро, написанный на взлёте её славы.

Картина, долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке.

Утраченная фреска Да Винчи. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.

Центральная сцена изображает четырех мужчин верхом на разъяренных боевых конях, сражающихся за штандарт в битве при Ангиари в 1440 году. Предположительно, слева направо - Франческо Пиччинино; Никколо Пиччинино; Людовико Тревизан; Джованни Антонио Дель Бальцо Орсини.

Картина изображает юную деву Марию и младенца Христа, держащего веретено в виде распятия. Веретено считается одновременно символом домашнего очага девы Марии и креста, напоминающего будущую судьбу Христа. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.

Картина является ныне утерянной, написанная по заказу Флоримона Роберте, секретаря короля Франции Людовика XII.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом / The Virgin and Child with St. Anne — 1503-1519 Леонардо да Винчи / Leonardo da Vinci

Неоконченная картина Леонардо в связи с его смертью в 1519 году, принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в галереи Лувра.

Было высказано предположение, что картина была заказана королем Франции Людовиком XII, чтобы отпраздновать рождение его единственной дочери Клода в 1499 году.

Выбор сюжета был бы подходящим для такого случая: Анна была именем жены короля и Святая Анна - покровительница беременных и женщин, пытающихся забеременеть. По неизвестным причинам картина не была доставлена Людовику XII, и наблюдатели отметили, что в 1517 году она все еще находилась в мастерской Леонардо.

Второе по счёту известное творение Леонардо, расположенное в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие (Милан).
Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений.

Мона Лиза или Джоконда — самая популярная работа Да Винчи и одна из самых популярных работ великого возрождения во всём мире. Что удивительно картина все ещё не является законченной.

От работы над ней Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, наоборот, отдавался ей со всей страстью. Потратит он на работу более четырёх лет, и покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса создания.

Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной.

Картина хранится в Лувре, французском музее расположенном в Париже. Защищено произведение искусства пуленепробиваемым стеклом от актов вандализма со стороны посетителей музея.

Так-же картина была подвергнута краже в 1911 году работником Лувра, мастером по зеркалам — Винченцо Перуджейем.

Эпоха Возрождения была важной вехой в истории мировой культуры. Именно тогда произошел переход от средневекового аскетизма к подлинному интересу, направленному на мир с величием и красотой природы и, конечно, к человеку.

Человек, гениальный человек во всём многообразии и противоречивости своих отношений с миром, предмет раздумий мыслителей самых разных эпох. Ренессанс в большей степени актуализирует творческое начало человеческой личности. В основе культуры Возрождения лежит принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты реального человека, его разума и воли, его творческих сил.

Наша реферативная работа посвящена Леонардо да Винчи, одному из величайших художников своей эпохи. Идеи его творчества не потеряли своей актуальности и по сей день.

Леонардо да Винчи – это человек эпохи Возрождения – времени новых идей, взглядов в живописи и искусстве. Все это нашло отражение в его творчестве. И если провести параллель, не трудно заметить, что современный человек пытается улучшить свою жизнь, ищет что-то новое. Именно поэтому творчество Леонардо актуально, интересно и притягательно.

Цель нашей работы  рассмотреть творческую деятельность Леонардо до Винчи и попытаться понять, в чем сила его таланта и универсальность, почему гений Леонардо до сих пор является предметом изучения и поклонения.


  1. Изучить искусствоведческую литературу по теме исследования.

  2. Проследить и проанализировать условия формирования личности Леонардо да Винчи, рассмотреть особенности эпохи Возрождения в контексте его творчества.

  3. Проанализировать и раскрыть многогранность творческой деятельности Леонардо да Винчи.

  1. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕЛИКОГО ЛЕОНАРДО

В маленьком городке Винчи, расположенном между Эмполи и Пистойей, 15 апреля 1452 года, в субботу родился Леонардо ди сер Пьеро д` Антонио. Его отец, нотариус, имел связь с женщиной из Анкиано, некой Катериной, которая позднее вышла замуж за крестьянина. Несмотря на незаконное происхождение, маленький Леонардо был признан в доме своего отца, где он вырос и получил образование. Его дед Антонио умер в 1468 году, а спустя год вся отцовская семья переехала во Флоренцию. Поначалу совершенно подобный сверстникам, мальчик, когда вышел из возраста, называемого древними неизречённым, стал отличаться от других, и его миловидное лицо отчасти подурнело от выразительности, причиной которой является рано развившаяся способность суждения. Большую часть свободного времени – а его в деревне бывает достаточно – Леонардо проводил с дядей Франческо, старше племянника на 17 лет. Подражая практиковавшемуся в медицине священнику, Леонардо собирал и высушивал целебные травы, так что отец однажды спросил с насмешкою не собирается ли он стать аптекарем, чтобы изготавливать яды, в жестокое нынешнее время, дескать, более необходимые. Но тут он замолчал, увидев, с каким старанием Леонардо рисует листок со всеми его прожилками, насекомое, речную раковину или ещё что-нибудь, достойное изображения и как это у него получается. Он начал рисовать сам собой по живости своего ума, имел образцом лишь прекрасные картины и скульптуры, созданные природой. Рано проявившаяся у мальчика художественная одарённость побудила отца отдать его в обучение к одному из самых разносторонних и известных мастеров Флоренции – скульптору, ювелиру и живописцу Андреа Верроккьо. Именно здесь началось формирование творческой индивидуальности Леонардо. В 1472 году он записался в качестве мастера в Цех живописцев. Это означало, что, по крайней мере, к тому времени он уже не был учеником Верроккьо, а возможно, даже покинул его мастерскую. Леонардо занимался всеми сферами художественной деятельности, всегда проявляя безграничную любознательность и умение связать искусство с научными познаниями, бывшими результатом пристального наблюдения и неустанного исследования явлений природы. В 1480 году Леонардо получил доступ в своего рода академию, в саду на площади Сан-Марко, находившуюся под покровительством Лоренцо Великолепного.

Чтобы обострить свое восприятие мира, улучшить память и развить воображение, Леонардо да Винчи практиковал специальные психотехнические упражнения, восходящие к эзотерическим практикам пифагорейцев и современной нейролингвистике! Он как будто знал эволюционные ключи к тайнам человеческой психики. Так, один из секретов Леонардо да Винчи заключался в особой формуле сна: он спал по 15 минут каждые 4 часа, сокращая таким образом свой суточный сон с 8 до 1,5 часов. Благодаря этому гений экономил сразу 75 процентов времени сна, что фактически удлинило его время жизни с 70 до 100 лет!

Яркий представитель нового, основанного на эксперименте естествознания Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике, видя в ней главный ключ к тайнам мироздания; его гениальные конструктивные догадки намного опередили современную ему эпоху (проекты прокатных станов, машин, подводной лодки, летательных аппаратов). Собранные им наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения научно обоснованных принципов воздушной перспективы. Изучая устройство глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических рисунках он заложил основы современной научной иллюстрации, занимался также ботаникой и биологией. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи стал общепризнанным символом эпохи Возрождения.

Тем не менее, ученые не могут до конца понять все его работы, ибо большая часть из них утеряна, и многие его записи абсолютно не читаемы, всем известно, что Леонардо да Винчи был левшой, писал справа налево в зеркальном изображении. Но со временем зеркальное письмо Леонардо да Винчи обрело определенную форму, характерный, хотя и малоразборчивый почерк. Установив начертания отдельных букв, некоторые исследователи научились читать его обыкновенно, справа налево. Казалось бы  ключ найден! Но неразборчивость почерка  это полбеды. Леонардо да Винчи еще имел привычку писать по слуховому методу, то разделял слоги одного слова, то неожиданно слеплял несколько слов в одно. Прибавьте к этому необъятность знаний, доступных только специалистам разных областей. Все это не могло не вводить исследователей в заблуждения. Вот поэтому почти все тайны гения остаются для человечества неразгаданными.

1.3 Живописное наследие Леонардо

Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи "Тайная вечеря" (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей.

Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы ("Джоконда", около 1503). В ранних произведениях (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение", около 1474, оба в Уффици, "Мадонна Бенуа", около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. В "Поклонении волхвов" (1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка.

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро; исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь по подготовительным наброскам. На этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея, Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень ("сфумато") предстает новым ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем фигуры святых на переднем плане.

1.4 Вклад Леонардо да Винчи в развитие естественных наук

Одним из величайших вкладов Леонардо в науку явилось изучение человеческой анатомии. В то время как большинство художников расценивали анатомию в качестве инструмента для своих рисунков, Леонардо заинтересовался пониманием работы, совершаемой человеческим телом. Его не напугало негативное отношение Церкви к анатомическому изучению мертвого тела. В общем Леонардо изучил более тридцати тел методом резекции. В результате этих изучений он смог сделать модель человеческого сердца, глаза и мозга. Он произвел детальное описание своих исследований при рассечении тел, которые показали, что его знания о человеческом теле намного опережали его время. В процессе исследований Леонардо сделал множество зарисовок. Одним из них является рисунок вскрытого чрева с эмбрионом человека внутри. Положение пуповины эмбриона удивительно правильное. Он был одним из первых, кто сделал зарисовки частей тела в сечении, давая название индивидуальных частей. Этим методом пользуются и сегодня. Он уделял особое внимание человеческому глазу и понял то, что сейчас известно как основные принципы оптики. Он правильно заметил, что образы обратны на сетчатке человеческого глаза и высказал мнение о свойстве преломления света. Он также понял, что глаз является линзой, которая присоединяется к мозгу С помощью нервов.

Многие студенты ботаники считают Леонарда основателем ботаники как науки. До Леонардо только алхимики и фармацевты занимались растениями. Но при изучении растений Леонардо делал детальные зарисовки и и описание наблюдений, которые вполне можно использовать и в наши дни. Его открытия в ботанике включали определение возраста дерева по количеству колец на стволе. Церковь следовала традиционной вере, что земля и моря были созданы только несколько тысячелетий тому назад. Бродя по горам в Италии было обычным делом находить окаменелости морских существ. Леонардо удивлялся, как рыбы и другие животные моря могли появиться в горах. Он предположил, что ранее здесь находилось море, которое покрывало скалы. Он был первым, кто предположил, что осадки падали на дно древнего моря и позже превращались в скалы, включая окаменелости рыб и животных. Он был уверен, что это должно было произойти очень и очень давно, задолго до заявления об этом Церкви.

1.5 Конструкторская деятельность Леонардо как ученого

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее “раем математических наук” и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Другим интересом Леонардо являлись полеты. Его записи "О полетах птиц" явились результатом изучения птиц и летучих мышей. Он проводил много времени, пытаясь изобрести способ полета человека как птицы. Его проекты потерпели поражение, потому что он брал за основу маховые мягкие крылья, вместо жесткой конструкции современных самолетов и потому что он не имел современных источников энергии, но его чертежи показывают, что он уже задумывался о планере. Если бы он занимался этими проектами больше, то возможно, ему удалось бы поднять человека в воздух. Он также сделал чертежи для геликоптера и парашюта за сотни лет до их конструкции.

Наиболее многочисленны проекты аппаратов с машущими крыльями - орнитоптеров. Это вполне естественно, так как образцом для подражания на раннем этапе развития авиации всегда была птица. Первый известный проект летательной машины Леонардо да Винчи - это проект орнитоптера, где человек должен находиться в лежачем положении (1485-1487 гг.) (рис. 1). Для взмахов крыльями нужно использовать и силу рук, и силу ног "пилота". Ось крыла располагалась таким образом, чтобы при движении вниз оно одновременно двигалось назад, создавая наряду с подъемной силой и силу, направленную вперед, необходимую для горизонтального полета. Как всякие первые предложения, эти проекты были еще несовершенны. Парашют не имел специального отверстия в вершине купола, обеспечивающего устойчивую траекторию снижения, а в проекте вертолета не учитывалось влияние реактивного момента от вращения винта, который раскручивал бы расположенную внизу конструкцию, далека от наилучшей была и форма винта. Но тем не менее оба они представляют собой выдающиеся технические предвидения.

Анализ развития взглядов на конструкцию крылатого летательного аппарата в трудах Леонардо да Винчи и в работах последующих пионеров авиации позволяет сделать следующий общий вывод: вопреки распространенной среди историков авиации точке зрения, идея самолета зародилась не сама по себе как альтернативная орнитоптеру концепция, а "выросла" из проектов аппаратов с машущим крылом через ряд промежуточных образцов полусамолетов - полуорнитоптеров, автором первых из которых был великий Леонардо.

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

Также у Леонардо да Винчи было множество военных разработок таких как способы перекрытия воды, которая наполняет оборонительные рвы противника, отвода рек; разборные мосты, специальные бомбарды с разрывными снарядами, выбрасывающими бомбы меньшего размера; разрывные бомбы, наполненные камнями; - легкие бомбарды, которые метают дымовые снаряды, создающие искусственные облака; очень легкие в транспортировке и оказывающие сильное психологическое воздействие на противника; способы тайного и бесшумного прокладывания подземных путей, которые могут проходить под стенами и даже под реками; - колесницы, защищенные доспехами, для штурма укреплений и пушек и быстрого приближения к противнику; обширное описание легких вооружений для пехотинцев и стрелков, от усовершенствованной модели пращи до камнеметов и огнеметов. Кроме этого упоминаются катапульты и другие сложные орудия, большая часть которых так и не нашла своего воплощения.

Таким образом, в нашей реферативной работе мы раскрыли личность Леонардо да Винчи как художника, ученого, инженера-изобретателя. Показали многогранность его творчества. Задачи, поставленные в работе, выполнены. Данное реферативное исследование помогло автору работы по-другому посмотреть на личность Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи Цецилия Галлерани


Дама с горностаем, Краковский музей

Леонардо да Винчи Мона Лиза


Мона Лиза (Джоконда), Лувр, Париж

Искусство для итальянского художника было средством познания мира. Многие его зарисовки служат иллюстрацией научного труда, и в то же время это произведения высокого искусства. Леонардо воплощал собой новый тип художника – ученого, мыслителя, поражающего широтой взглядов, многогранностью таланта.

Леонардо да Винчи картина Мадонна Бенуа


Мадонна Бенуа, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Леонардо да Винчи Мадонна с младенцами Христом и Иоанном Крестителем


Мадонна с младенцами, частная коллекция

Леонардо да Винчи Спаситель мира


Спаситель мира, частное собрание

Леонардо да Винчи Тайная вечеря


Тайная вечеря, 1495-1498, Милан,
Монастырь Санта Мария делле Грацие

Леонардо да Винчи Копия фрески Тайная вечеря


Копия фрески Тайная вечеря,
Музей Леонардо да Винчи, Тонжерло

Не найдя должной оценки своего таланта при дворе Лоренцо Медичи с его культом изысканной утонченности, Леонардо поступил на службу к миланскому герцогу Лодовико Моро. Миланский период творчества Леонардо (1482-1499) оказался самым плодотворным. Здесь во всю мощь раскрылась многогранность его дарования как ученого, изобретателя и художника. Свою деятельность он начал с исполнения скульптурного монумента – конной статуи отца герцога Лодовико Моро Франческо Сфорца.

Леонардо да Винчи Автопортрет


Автопортрет Леонардо да Винчи
(атрибуция Карло Педретти), 1505,
Музей древнего народа Лукании,
Вальо-Базиликата, Италия

Решительный контраст апостолам составляют образы внешне спокойного, но печально-задумчивого Христа, находящегося в центре композиции, и облокотившегося на край стола предателя Иуды, грубый хищный профиль которого погружен в тень. Смятение, подчеркнутое жестом руки, судорожно сжимающей кошелек, и мрачный облик выделяют его среди других апостолов, на чьих освещенных лицах можно прочесть выражение удивления, сострадания, возмущения. Леонардо не отделяет фигуру Иуды от других апостолов, как это делали мастера раннего Возрождения. И все же отталкивающий облик Иуды раскрывает идею предательства острее и глубже. Все двенадцать учеников Христа расположены группами по три человека, по обе стороны от учителя. Некоторые из них в волнении вскакивают со своих мест, обращаясь к Христу. Разнообразные внутренние движения апостолов художник подчиняет строгому порядку.

Композиция фрески поражает единством, цельностью, она строго уравновешена, центрична по построению. Монументализация образов, масштаб росписи способствуют впечатлению глубокой значительности изображения, подчиняющего себе все большое пространство трапезной. Леонардо гениально решает проблему синтеза живописи и архитектуры. Расположив стол параллельно стене, которую украшает фреска, он утверждает ее плоскость. Перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, как бы продолжает реальное пространство трапезной.

Фреска сильно разрушена. Эксперименты Леонардо с использованием новых материалов не выдержали испытания временем, позднейшие записи и реставрации почти скрыли подлинник, который был расчищен лишь в 1954 году. Но сохранившиеся гравюры и подготовительные рисунки позволяют восполнить все детали композиции.

leonardo

Реальный формат этого HD Video на YouTube 1280x720px

Пластически проработанная, замкнутая по силуэту, величественная фигура молодой женщины господствует над отдаленным, окутанным голубоватой дымкой пейзажем со скалами и вьющимися среди них водными протоками. Сложный полуфантастический пейзаж тонко гармонирует с характером и интеллектом портретируемой. Кажется, что зыбкая изменчивость самой жизни ощущается в выражении ее лица, оживленного едва уловимой улыбкой, в ее спокойно-уверенном, проницательном взгляде. Лицо и холеные руки патрицианки написаны с удивительной бережностью, мягкостью. Тончайшая, словно тающая, дымка светотени (так называемое сфумато), окутывая фигуру, смягчает контуры и тени; в картине нет ни одного резкого мазка или угловатого контура.

В последние годы жизни Леонардо большую часть времени уделял научным изысканиям. Он умер во Франции, куда приехал по приглашению французского короля Франциска I и где прожил всего два года. Его искусство, научные и теоретические исследования, сама его личность оказали громадное воздействие на развитие мировой культуры. Его рукописи содержат бесчисленные заметки и рисунки, свидетельствующие об универсальности гения Леонардо. Здесь и тщательно прорисованные цветы, и деревья, наброски неведомых орудий, машин и аппаратов. Наряду с аналитически точными изображениями встречаются рисунки, отличающиеся необычайным размахом, эпичностью или тончайшим лиризмом.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519)

Наиболее яркий художник эпохи Высокого Ренессанса. Обладал разносторонними талантами: он был живописцем, математиком, инженером, музыкантом, поэтом. Он во многом опережал свое время, например, он пробовал сконструировать летательный аппарат, одним из первых он прибегал в научных целях к анатомированию организма человека.

Современники подозревали, что Леонардо обладает тайными и недозволенными знаниями; по мнению многих, он предвосхитил некоторые современные идеи. Он был очень любознательным и очень увлекающимся человеком. Любопытство и жажда красоты - вот две главные пружины в жизни Леонардо, причем часто любопытство было во вред красоте, так как отвлекало от главного назначения художника.

Леонардо был внебрачным сыном Пьетро Антонио из благородного флорентийского рода. Отец всегда поощрял сына в его начинаниях, в его творчестве. С юности Леонардо обладал необузданным характером, чарующим музыкальным голосом, великолепной внешностью. Физическая сила его была огромна; говорят, он ломал железную подкову так же легко, как полску свинца.

Учился он у знаменитого Вероккио до тех пор, пока ученик не перерос учителя. В искусстве Леонардо углублялся в природу и в человеческую личность. Он умел передать характер человека, как никто до сих пор.

Леонардо работал преимущественно при дворе герцога миланского в качестве инженера, архитектора и художника. Многогранность его интересов оставляла, к сожалению, мало времени для художественных занятий. Сохранилось всего 15 картин Леонардо, но каждая - это великое событие в мировом искусстве.

Последние годы жизни Леонардо были годами скитаний.Он ничего не скопил в блестящие дни своей жизни при дворе и вернулся во Флоренцию бедняком. Но нищета поддерживала его дух в постоянном напряжении; следующие четыре года были одним длительным экстазом творческой работы.

Джоконда (Мона Лиза) - 1503г.



"Джоконду" копировали многократно и безуспешно: она была неуловима, даже отдаленным подобием не возникала на чужом полотне, оставалась верной своему создателю. Ее пытались разъять на части, отобрать и повторить хотя бы вечную улыбку, но на картинах копировальщиков улыбка выцветала, становилась фальшивой, погибала, как существо, заточенное в неволю.

" Джоконда" была в самом подлинном смысле шедевром Леонардо, откровением его образа мыслей и творчества. И хотя символически - это мадонна, однако, это портрет живой, земной женщины - молодой жены Франческо дель Джиокондо, Моны Лизы Герардини. Но и это совсем не достоверные сведения, возможно, это совсем другая женщина.

Этот портрет конечно известен во всем мире. "Загадочная", "таинственная", - так говорят о Джоконде наши современники.

На портрете женщина, сидящая в кресле, на фоне "лунного", фантастического пейзажа. У этой, скромно одетой женщины, спокойный, притягивающий взгляд, легкая, порхающая улыбка на губах, она то убегает, то вновь появляется. Голова покрыта тончайшей вуалью. Чудесные, удивительно женственные руки замыкают фигуру. Она не красива и в то же время прекрасна. Она печалится, но глубоко не страдает. Ее взгляд проникает прямо в вашу душу. Самое ошеломляющее - вы не понимаете: сопротивляться этому или радоваться? Джоконда смотрит на вас с тихим, лукавым торжеством, словно уверена заранее, что вы не устоите перед ее умом и обаянием.

Существует предположение, что в "Джоконде" художник запечатлел свое душевное состояние, свою "идею", свое мировоззрение и мировосприятие. Даже ее высокий лоб, увеличенный почти отсутствием, по моде того времени, бровей, называют "лбом Леонардо да Винчи". Как будто он говорит своим портретом: "Я не тот, за кого себя выдаю, вот он я, настоящий".

Прошли века, а зрители до сих пор не понимают, в чем причина эффекта этой кроткой и грациозной загадочности, таинственности улыбки Джоконды. И, кажется эта тайна останется вместе с нею до конца мира.

Мадонна Литта (1482)



В этом образе полностью нашел выражение тип леонардовской женской красоты: тяжелые полуопущенные веки, едва уловимая нежная улыбка - все это придает образу мадонны особую одухотворенность. С любовью и нежностью смотрит молодая мать на нежно прильнувшего к ее груди младенца. Гамма радостных светлых красок усиливает поэтическое настроение картины.

Мадонна Бенуа (1480)



Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде того времени, посадила к себе на колени сына.Забавляя его, она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец схватил одной рукой руку матери, а второй старается взять цветок. Мать беззаботно смеется, наблюдая за малышом. Картина полна нежности и покоя, написана в мягких тонах.

Портрет Джинервы деи Бенчи (1478)



Перед нами молодая женщина на фоне пейзажа. Кудрявые каштановые волосы обрамляют круглое лицо. Удлиненные глаза ее серьезны, взгляд их устремлен в себя, чуть припухлые губы строго сжаты, их уголки чуть опущены - все это говорит о твердом характере женщины. И, несмотря на строгость, ничто не может зачеркнуть ее неброской, нежной красоты. Картина написана в гамме мягких коричнево-бежевых оттенков.

Дама с горностаем. Чечилия Галлерани (1486)

На портрете - возлюбленная миланского герцога Людовика Сфорца Чечилия Галлерани. Эта женщина происходила из знатной семьи, была прекрасно образована и ее считали красавицей. Она писала стихи, увлекалась наукой и искусством, ее дом посещали художники и поэты, ученые и политики. Кргда Леонардо приехал в Милан, семнадцатилетняя Чечилия была там полной королевой. Возможно, пока художник писал ее портрет, между ними возникли нежные чувства.

Портрет Чечилии Галлерани - один из лучших портретов Леонардо. Изображенная молодая женщина является символом всех женщин Ренессанса, которые по своему образованию, кругозору и талантам ни в чем не уступали мужчинам.

Чечилия сидит в свободной, естественной позе, ее спокойный взгляд ясных глаз пронизаны какой-то мягкой ласковостью. На черном фоне выделяется ее светло-голубое платье. Прозрачные светло-серые тени придают картине завораживающую силу. Рыжеватые волосы Чечилии гладко уложены и стянуты вуалью. Белый зверек на руках женщины назван автором горностаем, хотя таковым не являлся. Очевидно, "горностай", по-гречески "гале", использован как намек на фамилию Чечилии, а также на то, что она держала в своих руках самого властителя Милана, названного поэтом Беллинчони "горностаем".

От картины веет гармонией, чувством радости и покоя, светлой доброты.

Мадонна в скалах (1486)



Это большая картина, форматом напоминающая окно в стиле Ренессанса: прямоугольник, наверху закругленный. Через это "окно" мы заглядываем в полутемный сталактитовый грот. Здесь группа из четырех фигур - Мария, маленький Христос, маленький Иоанн Креститель и ангел - она расположена "на фоне" пещеры, а действительно внутри нее. Картина полна глубокого, таинственного очарования.

Тайная вечеря, фреска



"Тайная вечеря" - это фреска, написанная на сырой стене в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие. К сожалению, Леонардо написал ее масляными красками, поэтому фреска начала разрушаться еще при жизни художника.

Стол, за которым сидят Христос и ученики, кажется, стоит здесь же, в церкви, только чуть выше пола и в нише. Вот Христос только что произнес: "Один из вас предаст меня". Эти страшные, но спокойно сказанные слова потрясли апостолов: у каждого вырывается непроизвольное движение, жест. Двенадцать человек, двенадцать разных характеров, двенадцать различных реакций. Апостолы энергично жестикулируют - характерная черта итальянцев, - кроме любимого ученика Христа Иоанна, который сложил руки с печальной покорностью и молча слушает, что ему говорит Петр. Иоанн один как будто уже раньше предчувствовал сказанное Христом и знает, что это неизбежно. Другие же ошеломлены и не верят. Движения молодых порывисты, реакции бурны, старцы пытаются сначала осмыслить и обсудить услышанное. Каждый ищет сочувствия и отклика у соседа. Только Иуда психологически изолирован, хотя формально находится рядом с Иоанном и Петром. Он отшатнулся назад, тогда как все другие непроизвольно устремляются к Христу. Судорожное движение руки Иуды, его темный профиль выдает нечистую совесть.

В жесте Христа - стоическое спокойствие и горечь: руки брошены на стол широким движением, одна - ладонью кверху. Говорили, что лицо Христа так и не дописал, хотя работал над фреской шестнадцать лет.

Читайте также: