В чем заключается гибкость режима дня детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Создание данной программы было мотивировано появлением детских дошкольных учреждений с гибким режимом работы. Они же в свою очередь были образованы с целью наибольшего охвата детей дошкольным обучением и воспитанием.

Программа помещена в таблицах, где определены годовые воспитательно-образовательные задачи по каждому ее разделу. Это дает возможность воспринимать содержание определенного раздела с его усложнениями для детей всех возрастов группы одновременно. Особенно это удобно в условиях разновозрастной группы. Каждый раздел программы начинается с общих задач, которые необходимо решать. С учетом сокращенного времяпребывания в группе детского сада отобран приблизительный объем воспитательно-образовательной работы, который может быть реализован воспитателем.

Однако возрастная дифференциация и адресованность содержания программы не означает ее строгой реализации детьми определенного возраста. Необходимо видеть проявление каждым ребенком не только возрастных, но и свойственных только ему индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что родители должны принимать активное участие в воспитании детей, содержание каждого раздела программы представлено не в традиционной академической форме, а в популярно-занимательной, которая более понятна людям без специального образования.

Такая форма подачи программного материала подчеркивает ее гуманистическую направленность: воспитатель получает возможность видеть не обезличенную массу детей определенного возраста, а каждого ребенка с его индивидуальными особенностями и проявлениями.

Также возможно использование данной программы в детских садах семейного типа, где мать воспитывает своих детей вместе с оставленными под ее присмотром детьми несколько часов на протяжении дня. В таком случае она должна иметь педагогическое образование.

2.3 Программа семейного детского сада

Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа воспитателям, которые работают в группах семейного типа, организованных дома у воспитателя. Программа для семейного детского сада создана на основе итогов психолого-педагогических исследований последних лет, а также зарубежного опыта.

Развитие и воспитание дошкольника идет по всем направлениям, именно поэтому деление программы на разделы можно считать условным: задачи, определенные в ней, тесно связаны между собой и успешно решать их можно только в комплексе.

Названия разделов свидетельствуют, что ребенок приобщается к основным ценностям человеческой культуры. В некоторых разделах даны этапы решения задач, которые показывают последовательность и постепенность работы с детьми. В отличии от этого деления каждого раздела на подразделы не означает, что воспитатель сначала выполняет рекомендации первого из них, затем второго. Все задачи решаются одновременно и на протяжении года.

Подразделы даны по горизонтали, этапы развития и возраст детей – по вертикали такая структура облегчает ориентацию в материале и соответственно – организацию работы в группе.

2.4 Программа семейного воспитания детей раннего возраста

Данная программа разработана Министерством образования Республики Беларусь, НИИ образования. Предназначена программа предназначена для родителей. Цель программы – помочь родителям ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его развития и воспитания. В программе выделены важные направления в развитии и воспитании детей на каждом возрастном этапе.

Предпосылкой создания данной программы стало то, что в современных условиях мать получила право воспитывать ребенка в домашних условиях от рождения до трех лет. Это считается правильным, так как домашнее воспитание малыша в раннем возрасте имеет колоссальное значение. И поскольку ребенок воспитывается дома родителями, то именно на них ложится ответственность за создание условий для его полноценного развития. Дети рождаются с одинаковыми возможностями для их развития, а добиться успеха в воспитании своего ребенка в первые часы жизни – задача родителей. Именно от родителей, и от их отношений с детьми зависит развитие ребенка.

Время после рождения ребенка самое благоприятное для формирования разносторонних способностей, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.

Родителям необходимо иметь элементарные представления об способностях воспитания детей раннего возраста. Каждому ребенку свойственны индивидуальные черты, темп развития.

Структура программы следующая:

- Любить своего ребенка

- Пока ребенок не родился

- Первый год жизни:

1. Первые недели жизни;

- как видит себя ребенок

- чем интересуется малыш

- что важно для новорожденного;

- чего необходимо избегать

- достижения новорожденного, улыбка.

2. От 1,5 до 3 месяцев

3. От 3 до 6 месяцев

4. от 6 до 9 месяцев

5. от 9 месяцев до года

6. Развитие речи:

- на первом году жизни

- на втором году жизни

- на 3 году жизни

- когда ребенок не говорит, трудности в развитии речи

Основными задачами воспитания дошкольников, заявленными в программе являются:

-обеспечить укрепление здоровья детей с помощью средств физической культуры;

- содействовать ликвидации недостатков в физическом развитии детей, пользуясь разными формами физических упражнений и упражнениями коррекционного характера;

- повышать сопротивляемость организма ребенка к неспособствующим условиям внутреннего и внешнего характера.

Автор предлагает в процессе воспитания и развития детей пользоваться следующими принципами:

- принцип организации двигательной деятельности, который обеспечивает хорошую адаптацию к различным негативным воздействиям внешней среды;

- принцип отбора физических упражнений, непосредственно связанных с профилактикой различных заболеваний;

- принцип периодического напряжения сил и способностей ребенка в системе занятий

- принцип организации, который формирует у детей представление о состоянии своего здоровья.

Автор в своей программе широко раскрывает методические приемы, дает различные рекомендации по выполнению всевозможных физических упражнений. Так, в программе разграничены рекомендации к занятиям физическими упражнениями общего характера, также рекомендации к занятиям физическими упражнениями в зависимости от возраста детей.

Также автором предлагаются примерные фрагменты занятий по ознакомлению с гигиеническими требованиями, занятий по физической культуре.

1. Гібкі рэжым у дзіцячым садзе// Пралеска, - 1992, - №9.

4. История педагогики/ под ред. М.Ф. Шабаевой, - Мн, - 1981, - С. 356.

5. Литвинова Н.В., Поздеева Т.В. Краткий курс лекций по дошкольной педагогике, - Мн., - 1997, - С. 64 – 78.

6. Праграма сямейнага выхавання дзяцей ранняга ўзросту //Пралеска, - 1993, - №5,7,8,9.

7. Праграма сямейнага дзіцячага сада//Пралеска, - 1994, - №2.

8. Праграма фізічнага выхавання дзяцей дашкольнага ўзросту//Пралеска, - 1996, - №1.

9. Пралеска. Праграма выхавання і навучання ў дзіцячым садзе. – Мн.: 1996.

10. Программы дошкольных образовательных учреждений: метод. рек. Для работников дошкольных образовательных учреждений/сост. О.А. Соломенникова М., С. 17 – 28.

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений , Под ред. Т.И. Ерофеевой, - М., - 2000, - С.32-127.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 16973
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Гибкий режим – это один из путей создания комфортной обстановки.

Планирование по гибкому режиму отличается от других видов планирования прежде всего вариантами гибкого режима, вариантов по гибкому режиму столько, сколько дней в году. Каждый вариант гибкого режима имеет свою тему или своё название, кроме того, каждый день недели имеет свое название.

При планировании обозначаются основные цели гибкого режима, они всегда постоянны:

1 создание условий для полноценного физического и психического развития детей.

2 способствование организации подвижной, развивающей среды, стремление к тому, чтобы она (как предметная так и образовательная среда) обеспечивала познавательное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечала интересам и потребностям ребенка.

Планирование по гибкому режиму отличается от классической формы планирования воспитательно-образовательной работы временными отрезками. По гибкому режиму время нечеткое ( н-р: завтрак может отличаться большей продолжительностью по времени, занятие может начинаться не ровно в 9.00, а в 9.10 и т. д, происходит плавный переход от утренних моментов к завтраку, от завтрака к занятию и т. д.

Во время завтрака и обеда использую музыку (музыкотерапию). Прием пищи происходит у нас по типу семейного стола. При проведении режимных моментов использую малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, заклички; стихи, для наглядности – алгоритмы.

Гибкий режим дня организует поведение детей, создает у малышей ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Правильное проведение режимных процессов является необходимым условием не только полноценного физического развития детей, но и их жизнерадостного настроения, хорошего аппетита, спокойного и глубокого сна.

Я считаю, что гибкий режим в первой младшей группе дает возможность детям легче адаптироваться к режимным моментам и условиям детского сада.

Система работы по охране и укрепления здоровья детей, соблюдение оптимального двигательного режима в детском саду Система работы по охране и укрепления здоровья детей, соблюдение оптимального двигательного режима в детском саду Формы работы по физическому.

Я это понимаю так: "Гибкий режим" - Это возможность для родителя приводить и забирать ребенка в удобное для него время. У меня была родительница, которая работала с 11 часов и ей было очень неудобно приводить своего ребенка к 8.45. Потом полчаса на дорогу и через час выходить опять из дома на работу.
Для этого согласуется время с администрацией и воспитателем, пишется заявление. Никакого сокращения оплаты за садик не предусматривается и то, что ребенок почти не бывал на занятиях - это на совести родителей.

Этот режим вводится в садах как правило летом. Зависит от погоды. Если погода позволяет, много времени дети проводят на свежем воздухе. Питание и сон обычно такие же, как при обычном режиме дня.

Я представляю ребенка, которого привели в сад в 11 ч, а в 13 ч их укладывают спать.. .
Режим дня - это обычно святое, незатронутое. Единственное, что летний-зимний периоды отличаются и по возрастам детей. Соблюдать его - это и детям хорошо и взрослым. Выходить за рамки, колебаться - ни к чему.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования города Братска

Варианты гибкого

режима дня

Попутникова Елена Валерьевна

Режим дня детей в дошкольном учреждении должен быть многовариантным, учитывающим все возможные нестандартные ситуации: плохую погоду, отсутствие достаточного количества персонала, желание родителей приводить и забирать ребенка в удобное для них время, карантины и периоды повышенной заболеваемости. Такой режим принято называть гибким, так как в нем продумана система быстрого реагирования на внезапно изменившуюся ситуацию. Ниже приводится описание нескольких вариантов гибкого режима.

1 вариант (для плохой погоды).

В нем обязательны следующие компоненты:

  1. Организация прогулки в помещении. Физкультурный и музыкальный залы хорошо проветриваются, в них открываются фрамуги или приоткрываются окна. В определенные для каждой группы часы дети, соответственно одетые, приходят в них поиграть. В это время в групповой проводится сквозное проветривание.
  2. Смена помещений. Можно пойти в гости в соседнюю группу, а можно поменяться на время группами.
  3. Свободное перемещение детей по учреждению. На определенное время дети покидают групповую и отправляются туда, где им больше всего нравится (разумеется, если кто хочет остаться в групповой, тот остается). Взрослые должны быть готовы к таким перемещениям и "визиту гостей" и обеспечивают максимальную безопасность и общение с ними.
  4. Должна быть наготове развлекательная программа. Желательно одновременно проводить два-три мероприятия, чтобы ребенок мог выбрать, куда ему пойти.

2 вариант (в дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости).

В зависимости от вида заболевания в режиме дня выделяется время для осмотров детей, проведения профилактических мероприятий. Обязательно снижаются физическая и интеллектуальная нагрузки, поскольку мы не можем быть уверены, что все дети здоровы. Велика вероятность скрытого, так называемого инкубационного периода болезни. Увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

3 вариант (режим свободного посещения дошкольного учреждения).

На основании договора с родителями устанавливается индивидуальный режим посещения ребенком дошкольного учреждения.

Условие родителям может быть поставлено одно - поднимать ребенка утром в одно и то же время, чтобы не нарушить жизненный ритм. Дети, привыкшие вставать в разное время, с трудом адаптируются впоследствии к школьной жизни, так как организм настраивается на новый ритм более полугода.

4 вариант (при недостаточности персонала).

В этом варианте продумываются все ситуации, когда по каким-либо причинам в группе временно отсутствует воспитатель или младший воспитатель, а заменить их некем.

Оптимальным в этом случае вариантом мы считаем подключение к работе с детьми данной группы специалистов: психолога, физорга, музыкального руководителя и др. на определенные часы. Они организуют с детьми занятия, игры, прогулки, мини-тренировки и другую интересную детям деятельность. Воспитатель в это время занимается уходом за детьми и хозяйственной деятельностью (если отсутствует младший воспитатель).

5 вариант. Комфортная организация режимных моментов.

Этот вариант включает набор технологий организации режимных моментов: приема детей, приема пищи, сборов на прогулку, укладывания, проведения закаливающих процедур и др. Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность.

Наличие четких правил, создание специфической атмосферы (как, например, при укладывании, описанном выше), предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей. При организации режимных моментов предпочтителен партнерский стиль общения с детьми, соответствующий модели "взрослый - взрослый", но иногда (особенно с малышами) уместно использование модели общения "дети - дети".

6 вариант. Каникулы.

Это организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.

Время проведения каникул определяется на основании изучения утомляемости детей. Эту работу выполняет психолог. Полученные им данные сопоставляются с данными заболеваемости детей и карт, в которых дети отмечают свое настроение. Это помогает выбрать оптимальное для каникул время.

Технологически режим "Каникулы" представляет набор сценариев деятельности детей на 3-5 дней. Каждый день приносит детям какой-либо сюрприз (например, в детский сад привел на воспитание своих "озорных малышат" кот Леопольд, и дети целый день их воспитывают).

В каникулы увеличивается длительность прогулок, в меню включаются блюда национальной кухни, можно организовать свой "ресторан". В нем дети готовят несложные закуски, коктейли, бутерброды и угощают ими малышей и родителей.

В один из дней каникул организуется "вечеринка" с танцами, угощением, играми. Благоприятно сказывается на настроении детей деятельность, построенная по игровому или сказочному сюжету. Например, "Неделя безобразника", "Неделя театра", "Путешествие по сказкам", "Неделя художника", "Неделя здоровья", "Город мастеров" и т. п. При организации такой деятельности со стороны педагогов не должно быть никакого давления. Выбор за детьми. Взрослым нужно лишь помочь детям осуществить свои замыслы. В этом случае у них появляется уверенность в своих силах, сознание своей значимости, что, в свою очередь, способствует установлению атмосферы сотрудничества и партнерства между детьми и взрослыми. Они становятся близкими и нужными друг другу людьми.

Кроме набора вариантов гибкого режима в дошкольном учреждении должен быть и основной режим дня. Традиционно он составляется администрацией (заведующим, врачом, методистом). При современных подходах к организации образовательного процесса (в рамках концепции дошкольного воспитания и личностно-ориентированной модели образования) режим дня детей целесообразно составлять воспитателю. Администрация указывает лишь время еды, укладывания спать, длительность сна и прогулки, график музыкальных и физкультурных занятий.

При разработке основного режима дня следует руководствоваться следующими принципами.

  1. Понедельник и пятница не должны быть физически и интеллектуально перегружены. Нужно обеспечить ребенку легкое вхождение в рабочую неделю и состояние удовлетворенности своим пребыванием в дошкольном учреждении в конце недели.
  2. Каждый день должен максимально отличаться от предыдущего по месту, времени, форме организации занятий. Не будем забывать, что ничто так не угнетает психику, как череда однообразных будней.
  3. В режиме дня должно быть предусмотрено время для индивидуальных контактов каждого воспитателя с детьми на основе неформального общения.
  4. Между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки должно быть не менее 48 разгрузочных часов. Поэтому нужно составить микроцикл (на неделю) и макроцикл (на месяц) нтеллектуальных и физических нагрузок.
  5. Утро и вечер одного дня в неделю должны посвящаться играм воспитателя с детьми. Причем роль воспитателя в игре определяют дети.
  6. В режиме дня выделяется время для проведения лечебно-профилактических мероприятий, психотренингов, релаксационных пауз и т. п. Выделяется также время для самостоятельной деятельности детей, когда они могут выйти за пределы групповой и позаниматься в изостудии, библиотеке, тренажерном зале или просто сходить в гости к другу из соседней группы.

Составляется режим дня на основе календарного плана образовательной работы с детьми на неделю. Воспитатель выбирает оптимальные время и форму взаимодействия с детьми для решения поставленных образовательных задач и указывает это в режиме дня.

В дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными нагрузками, в режим дня включаются специальные комплексы гимнастик, позволяющих снять накопившееся психоэмоциональное напряжение. Релаксационные паузы и аутотренинги разумно включать в дни с повышенными физическими нагрузками.

Ритмопластику лучше проводить в дни, когда у детей были высокие психоэмоциональные нагрузки (например, деятельность с элементами соревнования).

Читайте также: