В чем заключается феноменология общения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.

В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:

А) По содержанию:

  • материальное (обмен предметами),
  • когнитивное (обмен знаниями),
  • кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),
  • мотивационное (обмен побуждениями),
  • деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками).
  • непосредственное,
  • опосредованное,
  • прямое (предполагает личный контакт),
  • косвенное (через посредников).

Д) По присутствию речи:

Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:

  • деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей),
  • личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей),
  • инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение),
  • целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении).

Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) Приемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее.

Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.

Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.

Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.

Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.

Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Общение- это процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человек. Феноменология. Другими словами состоит из трех сторон (коммуникация-обмен инф., интеракция - совместная деятельность, перцепция-восприятие) Нельзя выделить что-то одно, эти все стороны они всегда взаимодействуют


  • особенности мышления

  • следить за интонацией

  • развивать кругозор

  • свободное владение речью

  • коммуникативные умения – ориентировка во времени, в партнерах, в отношениях, в ситуации

С какой аурой мы заходим в кабинет, с каким настроением мы начинаем диалог другой человек все чувствует. Нужно улыбаться людям, вести доброжелательное, уважительно общение.

1 Охарактеризуйте основные виды общения. Приведите примеры.

Общение- это процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человек. Другими словами состоит из трех сторон (коммуникация-обмен инф., интеракция - совместная деятельность, перцепция-восприятие) Нельзя выделить что-то одно, эти все стороны они всегда взаимодействуют.

В зависимости от способов взаимодействия людей общение бывает вербальным (например: разговор лицом к лицу, встреча друзей) и невербальным (неиспользование речи, а только мимики и телесные контактов), прямым (лицом к лицу, между людьми, которые лично знакомны – близкие друзья, мама и сын) и косвенным (общение через посредников – покупатель и продавец квартиры через риелтора).


  1. Формальное общение (использование маски, с целью скрыть свои эмоции, стремление понять собеседника отсутствует) утроиться на работу

  2. Примитивное общение (люди оценивают друг друга как объект где можно извлечь выгоды, получили выгоду - перестали общаться) одногрупник и дз

  3. Формально-ролевое (построенное на соотношении соц.ролей, при этом никто не интересуется личностью собеседника) форум где разовый сбор людей

  4. Деловое общение ( общение которое учитывает интересы каждого собеседника) рабочее отношение в коллективе

  5. Духовное общение ( общение которое заключается в глубоком понимании собеседник) разговор близких подруг

  6. Манипулятивное общение ( цель этого общения - получить выгоды) ребенок манипулируют родителями выпросить купить что-то

  7. Светское общение ( говорят то, что принято, а не то что думают) на светском мероприятии когда плохо знаешь человека

Слушание – это процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписываются им знания.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. (Большую роль играет стиль: - социальны статус, -пол, возраст, - личность, -характер и интересы, -конкретная ситуация, -выполняемая роль среди участников общения)

Сосредоточенность и понимание в общении играют огромную роль. Мы должны четко понимать информацию которая поступает и правильно ее осмыслить. Слушание считается фундаментальным навыком общения взаимодействующим на качество отношений в ежедневном общении.

Есть виды слушания:

-Активное слушание(рефлексивное) – это сознательное усилие понять эмоциональную и содержательную часть высказывания. Активно слушать это значит дать понять собеседнику, что вы все понимаете, высказать свое мнение, задать вопрос. Приемы активного слушания: - уточнение, пересказ, развитие мысли, замечания в ходе беседы. При помощи активного слушания можно: - пояснить для себя чувства и настроение другого человека, - определить проблему и суть разговора, -позволить собеседнику высказаться.

- Пассивное слушание (нерефлексивное) – человек в основном молчит, особо не включается в монолог рассказчика. Такое слушание часто используют в том слушае, когда рассказчик чем-то очень взволнован, и у него желание высказаться, поэтому вопросы собеседника будут просто неуместны.

Правильно слушать нужно уметь:

– Настройтесь на тему беседы, ощутите внутреннюю заинтересованность.
– Не сильно расслабляйтесь, так как расслабленность отрицательно действует на мозг.
-Во время Беседы не смотрите на посторонние предметы, это отвлекает, нервирует собеседника.
-Слушайте с интересом.
– Не прерывайте партнёра в разговоре, дайте ему возможность высказать свою мысль.
– Слушая, выделите главные мысли говорящего и старайтесь правильно понять их.
– Быстро сопоставляйте полученную информацию собственные и сразу мысленно возвращайтесь к основному содержанию разговора.
– Во время паузы в разговоре постарайтесь несколько раз мысленно обобщить услышанное.
– По ходу беседы старайтесь прогнозировать то, что будет сказано дальше.
-Не спешите с оценкой результатов беседы

Уровни слушания:

Беседа — это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, являющееся последовательным взаимообменом мыслями и чувствами между двумя или более людьми.

Беседа отличается тем, что:

-Во-первых, беседы направляются участниками. Это значит, что люди, участвующие в беседе, определяют кто будет говорить, тему, порядок и продолжительность выступлений.

-Во-вторых, беседы предполагают взаимодействие. Это означает, что, как минимум, два человека говорят и слушают.

-В-третьих, беседы — это экспромты. Это означает, что участники не подготовлены или не выучили наизусть то, что они будут говорить.

-В-четвертых, беседы организованы во времени, они имеют начало, середину и конец. Внутри каждой части беседы предмет разговора обычно связан с тем, что сказали предыдущие собеседники. Это продолжается до тех пор, пока чье-то высказывание не заставит изменить обсуждаемую тему.

Непринужденные беседы — обсуждение тем, которые возникают спонтанно.

Деловое обсуждение проблем — дискуссия участников и решение конкретных проблем или планирование возможных направлений действий.

1 Какие три стороны общения вы знаете? Дать характеристику.

Общение- это процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человек.


  • коммуникация-обмен инф. общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. (-Должны находиться два индивида, которые являются активным субъектом; - Возможность обоюдного влияния партнеров друг на друга.)

  • интеракция - общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.(-Цели добиваются совместными усилиями, - Конкуренция, - Взаимная выгода)

  • перцепция-восприятие общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.

1. Что такое коммуникация? Что такое информация? Какие требования к ее передаче другим людям необходимо соблюдать, чтобы сохранить ее содержание?

Коммуникация – это обмен информацией между двумя и большим количеством людей. Основная цель информационного обмена в общении – выработка общего смысла, единой точки зрения и согласия по поводу различных ситуаций.

Набор сведений, которыми люди обмениваются между собой, можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации понимается как обмен информацией.
Информация - это отдельный элемент образа мира, полученные через опосредованное или непосредственное познание.
Требования к передаче информации:

– надёжность (степень доверия к источнику информации),

– понятность сообщаемые информации,

Общительность – это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми. Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакт с другими людьми, занимают ведущую позицию в общении, а также с легкостью переключаются на общение от других занятий.

Конечно можно развивать общительность.

-Нужно учиться красиво говорить, речь должна быть правильной, не должны присутствовать нецензурные выражения, и слова паразиты. Следить за интонацией,

-Четкая дикция, 3-4 скороговорки иметь в запасе и практиковаться,

-Научиться манерам, позы, жесты, правильная осанка, те правильно держаться на людях,

-Чаще улыбаться, улыбка демонстрирует дружелюбие, она заполнит паузы и сгладит неловкости,

-Научиться шутить, не переходить на личности,

-Можно придумать несколько фраз для себя, шаблон разговора для начала разговора,

-Практиковаться, начинать разговор в непростой для вас ситуации

Качества приятного собеседника:

-Умение слушать, - Смотреть в глаза человеку, -Умение задавать вопросы, -Способность затрагивать серьезные темы, -Искусство рассказчика(рассказ истории из жизни, привести пример), -Актерское мастерство(мимика, жесты), - Владение ходом разговора(есть время для паузы, но если она затянется, то можно потерять интерес к диалогу, потерять внимание собеседника)

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний.

Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем другого человека, сколько стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Идентификация как социально-психологическое явление можно рассмотреть как механизма социальной перцепции. Сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).

В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний.

1. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Виды общения. Структура общения. Роль общения в развитии индивида и общества. Качественное отличие общения человека от общения животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Специфика развития общения в онтогенезе.

2. Характеристика основных сторон общения. Коммуникативная сторона общения. Общие сведения о коммуникации. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Общение и язык. Вербальная коммуникация (речь). Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие (интеракция). Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессе общения. Основные стратегии в поведении в процессе взаимодействия. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции, функции социальной перцепции. Психологические механизмы межличностного восприятия человека человеком. Идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. Причинная интерпретация поведения другого человека. Стереотипизация и пути ее преодоления. Эффекты межличностного восприятия: “эффект ореола”, “эффект первичности”, “эффект новизны”. Роль установки при формировании первого впечатления о человеке. Интерпритация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции.

3. Конфликты в межличностном взаимодействии. Понятие конфликта. Признаки конфликта. Структура конфликта (участники конфликта, образы конфликтной ситуации, исходы конфликтной ситуации, условия протекания конфликта, возможные действия участников). Типы конфликтов. Варианты разрешения конфликта.Техника и приемы общения. Практические способы оптимизации общения. Правила установления контакта с партнером. Требования активного слушания. Установки, затрудняющие процесс общения. Эмоциональные переживания осложняющие процесс общения. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.

1. Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Виды общения. Структура общения. Роль общения в развитии индивида и общества. Качественное отличие общения человека от общения животных. Историческое развитие форм общения в человеческом обществе. Специфика развития общения в онтогенезе.

2. Характеристика основных сторон общения. Коммуникативная сторона общения. Общие сведения о коммуникации. Специфика коммуникативного процесса между людьми. Использование различных знаковых систем в коммуникативном процессе. Общение и язык. Вербальная коммуникация (речь). Невербальная коммуникация. Виды невербальной коммуникации. Общение как межличностное взаимодействие (интеракция). Социальный контроль и социальные нормы. Роль и ролевые ожидания в процессе общения. Основные стратегии в поведении в процессе взаимодействия. Общение как восприятие людьми друг друга. Понятие социальной перцепции, функции социальной перцепции. Психологические механизмы межличностного восприятия человека человеком. Идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. Причинная интерпретация поведения другого человека. Стереотипизация и пути ее преодоления. Эффекты межличностного восприятия: “эффект ореола”, “эффект первичности”, “эффект новизны”. Роль установки при формировании первого впечатления о человеке. Интерпритация причин поведения другого человека – явление каузальной атрибуции.

3. Конфликты в межличностном взаимодействии. Понятие конфликта. Признаки конфликта. Структура конфликта (участники конфликта, образы конфликтной ситуации, исходы конфликтной ситуации, условия протекания конфликта, возможные действия участников). Типы конфликтов. Варианты разрешения конфликта.Техника и приемы общения. Практические способы оптимизации общения. Правила установления контакта с партнером. Требования активного слушания. Установки, затрудняющие процесс общения. Эмоциональные переживания осложняющие процесс общения. Поведение, затрудняющее общение с другими людьми.

Общение - это взаимодействие, обусловленное потребностями, направленное на изменение в поведении, состоянии и смыслах другого. Общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаём их и переживаем собственные состояния, возникающие в результате общения.

По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно (непосредственное, опосредованное общение; межличностное и массовое общение; межперсональное и ролевое общение).

Общение выступает важнейшим фактором как психического, так и социального развития человека. Общение многофункционально. Выделяют пять основных функций общения: 1. Прагматическая. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности, делает её принципиально возможной. Значим, прежде всего, содержательно-информационный контекст общения как вида деятельности. 2. Формирующая. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Наиболее характерна для детства, но имеет значение и для взрослых: развитие волевых качеств, совершенствование ощущений и восприятий, обогащение эмоциональной сферы и т.п. 3. Подтверждения. В процессе общения человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, сформировать и реализовать свой уровень притязаний. В повседневном опыте общения реализуется в приветствии, знакомстве, ритуалах и других знаках внимания. 4. Организация и поддержание межличностных отношений. Общение для любого человека связано с оцениванием других людей и установлением определённых эмоциональных отношений - либо позитивных, либо негативных. Эти отношения пронизывают все взаимодействия людей – личные и деловые. 5. Внутриличностная. Реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: