В чем выражаются субъектные проявления дошкольника кратко

Обновлено: 02.07.2024

В последнее время дошкольное образование все более явственно начинает выступать в роли самостоятельной ступени общего образования. Вопрос, нужно или нет дошкольное образование и где и в каких формах оно должно осуществляться, решается во многих странах в пользу государственного образования. При этом как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается стремление к тому, чтобы ребенок в образовательном процессе выступал в роли субъекта.

Выполнение данного условия связывается, прежде всего с тем, чтобы в ходе образовательного процесса дошкольник реализовал собственные потребности и мотивы. В этом случае активность ребенка разворачивается по его собственной логике. Взрослый может только предлагать ребенку соответствующий материал и помощь, необходимую для овладения этим материалом. Классической в этом смысле формой деятельности дошкольника выступает игра. Взрослый покупает игрушку, с которой ребенок либо будет играть, либо нет. Все зависит от того, нравится игрушка или нет, т. е. позволяет она реализовать детские мотивы или не позволяет.

В качестве еще одного примера субъектной активности ребенка выступает проектная деятельность. Ее идея заключается в том, что ребенок сам инициирует проектную деятельность, а взрослый предоставляет ему необходимые материалы и средства. В проектной деятельности ребенок является менеджером проекта, что и обеспечивает субъектность его деятельности. Однако здесь существует и еще один аспект субъектности. Он связан с презентацией результатов. Полноценная проектная деятельность предполагает предъявление и позитивную оценку проекта в социальном пространстве. Важно, чтобы то, что сделал ребенок, оказалось значимым для его социального окружения не понарошку, а на самом деле.

Многие занятия, предусмотренные различными программами дошкольного образования, также ориентированы на развитие детской субъектности. Педагоги в этом случае стараются обеспечить субъектность за счет того, что создается особая ситуация, в которой оказываются дети. Например, требуется прийти на помощь какому-либо сказочному персонажу. Момент субъектности здесь проявляется в принятии детьми мотива (или цели действия), созданного взрослым. Как только этот мотив принят, действия детей приобретают субъектный характер.

Все три типа достижения субъектности имеют одну общую особенность. Они легко могут превратиться в предписания. В этом случае субъектность теряется, и деятельность приобретает для ребенка неинтересный, насильственный, чужой (точнее, отчужденный) характер.

Особым образом достижение субъектности решается с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Во-первых, ИКТ позволяют моделировать все три вышеперечисленные способа достижения субъектности ребенка. Но существует еще один способ, который характерен для многих компьютерных игр. Ребенок оказывается перед исходной ситуацией, в которой имеется набор инструментов. Он может пользоваться им, применяя метод проб и ошибок. В исследованиях Н.Н.Поддьякова бы­ло показано, что этот способ мыслительной активности развивается у детей уже в раннем возрасте. Действуя методом проб и ошибок, ребенок исследует ситуацию, и в конце концов, находит выход. Недостаток компьютерных игр состоит в том, что субъектность ребенка весьма ограничена: играя, ребенок как бы находится в лабиринте, который заранее задан и число возможностей ребенка известно. Вместе с тем переживание субъектности весьма велико. Поэтому важной стороной образовательного процесса должна быть не только субъектность, но и развивающий эффект.

Недостатком организации занятий в детском саду может быть потеря субъектности ребенка. Но озабоченность только субъектностью может приводить к недоразвитию детей. Не случайно Л.С.Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Оно происходит в зоне ближайшего развития, то есть в таком содержании, в котором ребенок может проявить свою субъектность, но освоение этого содержания позволяет дошкольнику совершить шаг в развитии.

Правила использования Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Развитие ребенка-дошкольника наиболее активно осуществляется в детских видах деятельности. При этом крайне важно становление ребенка как субъекта деятельности и формирование у него субъектных проявлений.

В психолого-педагогических исследованиях (Л.В. Алексеева, А.К. Осницкий, М.А. Щукина и др.) понятие субъекта деятельности определяется на основе философских и психологических характеристик субъекта, ведущее место среди которых занимает активность и инициативность. Субъект рассматривается как носитель активности и отмечается, что субъектность человека предполагает демонстрацию им своего отношения к тем или иным объектам или явлениям окружающего мира. Данное отношение выражается в личностной оценке, заинтересованности, на основе чего появляется желание проявить активность по отношению к избранному объекту, т.е. формируется инициативность. Инициативность в свою очередь перерастает в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.

Отсюда видно, что позиция субъекта деятельности носит достаточно гибкий характер, в ней нет жестких стереотипов реализации деятельности, ей присущи творческие проявления, обусловленные возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Характеризуя человека как субъекта деятельности можно выделить следующие качества: личностно-значимое отношение к деятельности, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество [2].

Очевидно, что данные качества личности закладываются в дошкольном детстве.

В исследованиях таких ученых как Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева отмечается, что позиция ребенка как субъекта деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в окружающую действительность и возможность реализации творческих устремлений. Такая возможность связана с психолого-возрастными особенностями дошкольника.

Как известно, по своей природе ребенок дошкольного возраста – деятель. Ему свойственна включенность в различные виды детской деятельности, в процессе которых он чувственно-практическим путем познает окружающий мир. Стремление ребенка познавать мир и самостоятельно преобразовывать его говорит о том, что ему изначально, от природы, присуща субъектная позиция.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности [1].

Субъектная позиция ребенка в разных видах деятельности проявляется в следующем:

-ребенок демонстрирует интерес к деятельности;

-ребенку характерна избирательность к разным видам деятельности;

-ребенок проявляет инициативу и желание заниматься значимым для него видом деятельности;

-ребенок делает самостоятельный выбор деятельности и способов ее осуществления, проявляет посильное творчество.

Таким образом, о наличии позиции субъекта говорят такие проявления как самостоятельность в постановке цели и мотивации деятельности, поиск наиболее эффективных путей и способов ее реализации, наличие самодисциплины, самоконтроля и адекватной самооценки, способность достичь результата.

Крайне важно понимание взрослым значимости становления ребенка как субъекта деятельности. Педагогическая поддержка осуществляется по следующим направлениям:

— обеспечение разнообразной и богатой по содержанию жизнедеятельности дошкольника;

— намеренное приглушение педагогом своей субъективности в пользу детей для активизации их самостоятельности и творчества;

— создание и поддержание эмоционально-положительной атмосферы деятельности: сопереживание неудачам и сорадование успехам ребенка;

— сознательный отказ от авторитарной педагогики и построение взаимодействия с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности.

Современная дошкольная педагогика накопила богатую базу эффективных методов и приемов, способствующих формированию у детей дошкольного возраста позиции субъекта деятельности. К ним относятся игровые ситуации, в которых необходимо оказать помощь какому-либо персонажу. Большие педагогические возможности имеют дидактические игры, в которых решение дидактической задачи для взрослого связано с игровой задачей для детей. Эффективным является использование средств ИКТ (мультимедийных презентаций, интерактивных и компьютерных игр и т.п.). Творческие задачи и упражнения, связанные с придумыванием новых игр или преобразованием уже известных также позволяют ребенку проявить себя как субъекта деятельности. Большое значение имеет рефлексия деятельности. Важно не только привлекать детей к оценке результатов своей работы, но и научить выделять достижения и затруднения, с которыми ребенок столкнулся в процессе деятельности. Так формируется адекватная реакция на сложности, навыки самооценки и самоконтроля [3].

Таким образом, освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Ребенок дошкольного возраста наиболее полно развивается в детских видах деятельности. Вместе с тем, исследования последних лет доказывают, что очень важно, чтобы в детской деятельности у дошкольника формировались субъектные проявления, чтобы он мог занять позицию субъекта деятельности.

Субъект — это носитель активности.

Субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объекту, предмету или явлению действительности (формулировании оценки, интереса к нему). Затем на основании этого отношения формируются инициативы, т. е. желание проявить активность по отношению к избранному объекту.

Инициативность трансформируется в собственную деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора. Таким образом, поведенческая цепочка проявлений человека как субъекта деятельности выглядит следующим образом: •эмоциональный компонент - выражает отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности; эмоционально-деятельностный компонент формируется на основании инициативы и инициирует собственно деятельность, деятельностный компонент проявляется в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.

Следовательно, позиция субъекта деятельности характеризуется отсутствием жёстких стереотипов осуществления деятельности, творческими проявлениями, обусловленными возможностью выбора путей и средств достижения цели.

Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, следовательно, становятся: ценностное отношение к деятельности (эта деятельность имеет для человека особое значение, избирательная направленность (что это такое); инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.

Как показывают исследования педагогов Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. Н. Сомковой О. В. Солнцевой и др., субъектная позиция ребенка в деятельности может успешно развиваться уже в дошкольном возрасте, определяя целостность его развития, включение (интеграцию) дошкольника в этот мир и возможность творить в нем. Такая возможность определяется психологическими особенностями ребенка дошкольного возраста.

Рассмотрим некоторые особенности психологического портрета дошкольника. Важным для становления субъектности является формирующийся в дошкольном возрасте тип отношения к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка.

Вместе с тем, мы уже говорили, что уникальная природа ребенка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная.

Дошкольника смело можно назвать практиком, познание им мира идет исключительно чувственно-практическим путем.

В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, поскольку дошкольник —это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно.

Именно такое сочетание возможности выбора на основе оформляющихся отношений с потребностью все попробовать самому и предопределяет ход развития ребенка как субъекта доступных ему видов деятельности.

И чем раньше это поймет взрослый, тем успешнее будет развит ребенок. Основными проявлениями субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности будут :

• интерес к деятельности;

• избирательное отношение к разным видам деятельности;

• инициативность и желание заниматься тем или иным видом деятельности;

• самостоятельности выбора и осуществления деятельности, в творческих проявлениях способов действий и продуктов деятельности.

Т. о. субъектная позиция будет проявляться в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

С опорой на концепцию Л. С. Выготского можно предположить, что развитие ребенка как субъекта поведения в раннем и дошкольном детстве осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения.

Переход от неосознанного поведения к осознанному осуществляется в результате освоения ребенком культурно-исторических способов через организованное обучение и деятельность

. Модель развития ребенка как субъекта поведения по Л. С. Выготскому осуществляется от неосознанного субъекта к осознанному субъекту

. Ведущие психические процессы как механизмы развития ребенка как субъекта поведения :

в раннем возрасте – восприятие;

в дошкольном возрасте – память;

- к концу дошкольного детства (7 лет) – мышление

.Исходя из концепции Д. Б. Эльконина, можно выделить

основные направления развития ребенка как субъекта деятельности :

1-ый год жизни – ребенок субъект эмоционального общения;

2-ой год жизни – ребенок субъект предметной деятельности (речь как предмет);

3-ий год жизни – ребенок как субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет – ребенок - субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребенок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.

5 лет – ребенок субъект общественной деятельности;

6-7 лет – ребенок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания). Однако, проявления субъектности дошкольниками будут различны в разных видах деятельности.

Но всегда ли дошкольник может освоить (и соответственно, занять) СП (субъектную позицию) в деятельности?

С чем это связано?

Нет, для этого требуются определенные условия организации педагогического процесса.

Другое важнейшее условие развитие субъектной позиции ребенка связано с развитием самостоятельности и творчества детей при выборе содержания деятельности и средств ее реализации.

Условием такой организации деятельности будет эмоционально-положительная направленность в общении с дошкольниками, развитие стремления к взаимодействию и сотрудничеству.

Т. О. освоение ребенком субъектной позиции во многом зависит от организации педагогического процесса взрослым.

Современные исследователи отмечают, что воспитательно-образовательный процесс в детском саду предполагает построение модели личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника на основе следующих позиций его участников :

субъект-объектная модель - взрослый находится по отношению к детям в позиции учителя, ставя перед ними определенные задачи и предлагая конкретные способы и действия их разрешения;

объект-субъектная модель - взрослый создает окружающую развивающую среду, своеобразный предметный мир, в котором дети действуют свободно и самостоятельно;

субъект-субъектная модель - позиция равных партнеров, включенных в общую совместную деятельность.

Все представленные модели имеют место в реальном педагогическом процессе ДОУ, а их использование зависит от необходимости решения разнообразных воспитательно-образовательных задач. В связи с этим в современных работах рассматриваются различные формы организации процесса обучения, связанные с данными позиционными моделями и подразделяющиеся соответственно на три типа:

1. Прямое знакомство детей со средствами и способами познания или отражения окружающей действительности.

2. Передача информации от детей взрослым, когда дети действуют самостоятельно, а взрослый наблюдает за их деятельностью.

3. Равноправный поиск взрослыми и детьми, как субъектами деятельности, решения проблемы в ходе наблюдения, обсуждения и экспериментирования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПиН для дошкольных учреждений в настоящее время в дошкольном образовании смещен акцент с учебных занятий на совместную деятельность ребенка и взрослого, отказ от жесткого регламентирования.

В организации и осуществлении образовательной деятельности необходимо обязательно применять методы и приемы, обеспечивающие взаимодействие с детьми в рамках третьей (субъект-субъектной) модели посредством создания проблемно-игровых, развивающих, образовательных ситуаций, привлечения детей к активному участию в совместной со взрослым работе, развития навыков самооценки и самоконтроля.

Эффективными приемами развития познавательной активности и освоения детьми позиции субъекта деятельности являются :

• использование игровых ситуаций, требующих оказания помощи любому персонажу ( задача: разъяснить, научить, убедить его);

• использование дидактических игр, в которых решение дидактической задачи для взрослого - поиск видовых и родовых признаков сходства предметов (младший, средний дошкольный возраст, дифференциация родовых понятий (старший дошкольный возраст) - связано с игровой задачей для детей (поможем Пете положить одежду в шкаф, а обувь в обувницу и др.);

• использование интерактивных и компьютерных игр;

• придумывание новых игр и упражнений совместно с детьми и использование их в работе;

• привлечение детей к оценке результатов своей работы, достижений и затруднений;

развитие навыков самооценки и самоконтроля.

Овладение детьми позицией субъекта деятельности

позицией субъекта

Самостоятельно ставит цели, задачи

Самостоятельно находит пути решения задач и достижения цели

Самостоятельно планирует свою деятельность

Овладевает способом деятельности и переносит его в другую ситуацию

Достигает результата, владеет элементарными навыками самоконтроля и самооценки

• субъектный подход обеспечит развитие личностных качеств ребенка: самостоятельности, инициативности.

• Повысится уровень освоения детьми образовательной программы.

• Повысится уровень удовлетворенности родителей.

Формирование исследовательских умений в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. Жизнь и техника ускоряются, и в условиях поступления со всех сторон огромного.

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с родителями В последние годы, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.

В статье рассматривается вопрос о взаимоотношениях дошкольников со взрослыми и сверстниками, педагогических условиях развития ребенка как субъекта взаимоотношений. Субъектно-субъектное взаимодействие взрослых с детьми рассматривается как механизм развития детей как субъектов взаимоотношений. Модель субъектно-субъектного взаимодействия осваивается детьми и при поддержке взрослых распространяется на взаимоотношения со сверстниками. Педагогическими условиями развития дошкольников как субъектов взаимоотношений выступают ориентир взрослых на потребности, интересы и возможности каждого ребенка, учет его социальной ситуации развития и поддержка доброжелательного, гармоничного взаимоотношения со сверстниками. В педагогической практике осуществляется создание ситуаций свободного выбора детьми видов, способов, темпа деятельности, материалов, партнеров и привлечение детей с помощью игровой и проектной деятельности к ситуациям взаимодействия со сверстниками и взрослыми.


1. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик обучения и воспитания. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.

2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика : учебно-методическое пособие. – Балашов : Николаев, 2005. - 76 с.

3. Михайлова-Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста : пособие для педагогов ДОО. - М. : Просвещение, 2015. - 128 с.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2007. – 224 с.

5. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М. : Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999. – Т. 1. - 304 с.

В целевых ориентирах федерального государственного стандарта дошкольного образования указаны качества ребенка как субъекта взаимоотношений не только со взрослыми, но и со сверстниками, однако в традиционном педагогическом процессе в последние годы характеру взаимоотношений со взрослыми уделялось внимание, а вот характеру взаимоотношений со сверстниками в методической литературе придавалось значения недостаточно.

Цель исследования: выявить педагогические условия развития ребенка как субъекта взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в детском саду.

Материал и методы исследования: анализ философско-методологической и психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того чтобы данные целевые ориентиры были достигнуты, во ФГОС ДО рекомендуются следующие психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования, ориентированные на решение задачи развития ребенка как субъекта взаимоотношений:

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития;

Е.А. Лобанова выделяет два вида взаимодействия педагога и ребенка:

- субъектно-объектное, при котором в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - ребенок. И если педагог сам определяет цели, он активен, то в этой ситуации ребенок выступает как исполнитель требований и задач, поставленных педагогом [2, с. 19];

В последние десятилетия психологами ребенок рассматривается с позиции носителя активности как потребности в деятельности. Д.Б. Эльконин рассматривает развитие ребенка как субъекта деятельности, развитие которого осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к операционально-технической; от совместной - к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребенка как субъекта практической деятельности формируются целиком в индивидуальном опыте, и это важнейшая закономерность в развитии субъекта.

Д.Б. Эльконин выделяет основные направления в разные годы развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности:

1-й год жизни: ребенок - субъект эмоционального общения;

2-й год жизни: ребенок - субъект предметной деятельности;

3-й год жизни: ребенок - субъект самостоятельной деятельности;

3-5 лет: ребенок - субъект социальных отношений и игровой де­ятельности (предмет деятельности - взрослый); ребенок - субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий;

5 лет: ребенок - субъект общественной деятельности;

6-7 лет: ребенок - субъект переживания внутренней жизни и об­учения (познания) [1, с. 23].

Во второй половине XX века было доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной) [1, c. 24], также было выявлено, что проявления ребенка как субъекта деятельности связаны:

- с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;

- с процессами эмоционально-положительной направленности в об­щении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.

Природу ребенка дошкольного возраста можно охарактеризовать как деятельностную. Дошкольника смело можно назвать практиком: познание им мира идет чувственно-практическим путем. В этом смысле природа ребенка изначально субъектна, т.к. дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир самостоятельно. На вопрос, как может проявляться ребенок как субъект детской деятельности, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева выделяют две группы субъектных проявлений ребенка:

- эмоционально-субъектные проявления выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры, при котором не менее важным проявлением субъектности становится избирательность, избирательное отношение к миру, то есть предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ним;

В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. Важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют характер взаимодействия: человек в определенной степени влияет на среду, изменяет ее, но в то же время и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования [2, c. 11].

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов, что в свою очередь воздействует и на развитие ребенка как субъекта взаимоотношений. Обеспечение взрослыми разнообразной и динамичной предметной среды расширяет возможности для реализации индивидуальных и коллективных инициатив детей в предметной деятельности и в организации взаимодействия между ними. А.В. Мудрик рассматривает взаимодействие как организацию совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу. Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые призваны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива [4, с. 163-164]. Во взаимодействии со сверстниками общение ребенка имеет яркую эмоциональную насыщенность, отсутствуют жесткие нормы и правила, преобладают инициативные высказывания над ответными и т.д.

Поддержка взрослыми, особенно родителями, так как именно они являются наиболее авторитетными людьми для дошкольников, инициатив к общению со сверстниками и положительного отношения к ним стимулирует возникновение дружеских взаимоотношений и совместное творчество в коллективных играх и разных видах деятельности.

Наиболее общей задачей педагогической деятельности в образовательном процессе можно считать создание условий для гармоничного развития личности в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Для того чтобы решить данную задачу, необходимо организовать личностно развивающую среду, управлять разнообразными видами деятельности воспитанников, строить правильное взаимодействие с ребенком, вовлекать детей в ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Выводы

Таким образом, для того чтобы дети развивались как субъекты взаимодействия в детском саду, необходимо:

- наблюдать за детьми с целью проектирования зоны ближайшего развития взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом социальной ситуации его жизни;

- строить взаимоотношения с детьми на субъект-субъектной основе, обеспечивая реализацию интересов, потребностей и возможностей каждому ребенку;

- организовывать богатую разнообразием материала и динамичную предметную среду, позволяющую воплощать индивидуальные и коллективные замыслы в разных видах деятельности;

- содействовать созданию благоприятной социальной среды для детей в семье и детском саду;

- организовывать совместную предметную деятельность детей со сверстниками и взрослыми;

- поддерживать инициативу со стороны детей к коллективному творчеству, играм;

- использовать проектную деятельность как технологию организации совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками;

- шире применять игры для осуществления социальных взаимодействий детьми;

- поддерживать инициативы взаимоотношений со сверстниками и положительное отношение к ним;

- формировать у детей субъектное взаимодействие.

Педагогические условия развития ребенка как субъекта взаимоотношений в дошкольной образовательной организации осуществляет педагог, который строит субъект-субъектные взаимоотношения с детьми и создает условия для гармонизации взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми, организуя совместные игры, развлечения, коллективное творчество в разных видах деятельности.

Рецензенты:

Клименко Т.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного университета, г. Чита;

Рогова А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Забайкальского государственного университета, г. Чита.

Читайте также: