В чем выражается значение памяти в обучении двигательным действиям кратко

Обновлено: 07.07.2024

Значение двигательной памяти в спорте


При занятиях физическими упражнениями и спортом большое значение имеет двигательная память, которая различается как: а) память на положения тела, б) память на движения (их форму, направление, скорость и т. д.).

Не следует смешивать двигательную память с двигательным навыком. В навыке мы можем не иметь никаких представлений, часто совершая движение автоматически. Что же касается двигательной памяти, то для неё обязательно наличие соответствующих представлений, сопровождаемых чувством знакоместа.

В процессе учебной и тренировочной работы иногда обращают главное внимание на развитие двигательных навыков, закрепление автоматизмов, связанных с выполнением изучаемого движения, видя в этом главное содержание процесса обучения и тренировки в тех или других видах физических упражнений. Однако овладение навыками составляет только одну сторону процесса обучения и тренировки.

Существенную сторону этих педагогических процессов составляет осознанное запоминание изучаемых движений, а это требует развития у занимающихся двигательной памяти в её указанных выше двух формах. Если она развита у учащегося, его тренировка и обучение проходят более правильно. Для развития двигательной памяти существенное значение имеют следующие моменты:

а) Специальная направленность внимания на выполнение как целого упражнения, так и отдельных движений. Целенаправленное запоминание имеет активный характер, а известно, что мы лучше заучиваем то, что требует применения сознательных усилий. Специальная направленность внимания обеспечивает наилучшее представление движения. Без такой направленности движение сплошь и рядом усваивается автоматически, с целым рядом ошибок.

б) Понимание принципа построения движения, представление его внутренней структуры, соотношения его частей. Достигается это с помощью представления не просто конкретного двигательного образа, а схемы движения.

в) Организация повторения движения для лучшего его закрепления в памяти. При этом на разных этапах овладения движением эти повторения носят различный характер. В начальном периоде задача повторений — проверить правильность двигательных представлений, достигнуть их наибольшей ясности и точности. В дальнейшем эти повторения используются для восполнения различных пропусков, которые могут иметь место в двигательных образах.

И только в заключительном-периоде, периоде тренировки, назначение представлений заключается в том, чтобы закрепить в памяти найденную точную формулу движения. Двигательные представления, составляющие основу двигательной памяти, особенно важны в процессе изучения движения, так как они обеспечивают его наибольшую правильность и точность. Их значение снижается, когда мы переходим к тренировке, которая в основном должна проводиться на базе уже усвоенной с помощью двигательных представлений формы движения.

Поможет ли имбирь сбросить лишний вес?

Не столь давно в качестве лучшего средства борьбы с лишним весом преподносился ананас, теперь пришла очередь имбиря. Можно ли похудеть с его помощью или это разбитые надежды худеющих?

Избавляет ли пищевая сода от жира?

Чего только не пробуют желающие расстаться с ненавистными килограммами - обертывания, травяные настои, экзотические продукты. Можно ли похудеть с помощью пищевой соды?

Можно ли похудеть от зеленого кофе?

Далеко не все рекламируемые средства действительно помогают сбросить вес, но абсолютно все они клянутся помочь. Сегодня на пике популярности находится зеленый кофе. Что же в нем особенного?

Омоложение на клеточном уровне

Метод клеточной терапии применяется для коррекции возрастных изменений в организме. Но как же работает клеточная терапия? И действительно ли эффективна клеточная косметика?




Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

В процессе повседневной деятельности человек сталкивается с различного рода информацией. Для ее обработки и запоминания люди задействуют разные анализаторные системы: зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную. Однако для освоения жизненно важных навыков, совершения элементарных действий человеку необходима двигательная память. Если навык закрепился в моторной памяти, это означает, что он автоматизируется.

Автоматизация навыка

Определение двигательной памяти в психологии

Двигательная память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения тех или иных движений. Моторная память относится к высшим психическим функциям и обусловлена работой нервной системы.

Внимание! В двигательной памяти сохраняется не только механическое воспроизведение движения, но и оптимальная скорость его выполнения, направленность, амплитуда и продолжительность исполнения. Несоблюдение технических характеристик действия может привести к его искажению и низкой результативности деятельности.

Особенности и характеристика

В процессе сохранения образа действия активизируются моторные центры и активирующая ретикулярная система головного мозга. В зависимости от степени важности образной информации, эти структуры либо блокируют ее, либо передают импульс в кору больших полушарий.

Конкретный пример. Наблюдая, как танцует профессиональная балерина, у девушки возникает желание повторить ее пируэты. Однако она не занимается танцами и понимает, что освоение этого искусства потребует от нее определенных сил, терпения. Серьезной мотивации к занятиям балетом у нее нет, поэтому активирующая ретикулярная система блокирует эти мысли, и девушка продолжает наслаждаться танцем балерины.

Если бы ее мотивация была высокой, она бы записалась в балетную школу, выбрала бы видеокурс по балету для возможности самообучения (это активность была бы обусловлена тем, что активирующая ретикулярная система передала сигнал в кору больших полушарий).

Если произошла передача импульса в кору больших полушарий, к процессу сохранения в памяти образа действия подключаются двигательный анализатор и гиппокамп. Их работа сочетается с деятельностью мышечной системы и вестибулярного аппарата.

Так запоминаются различные движения. При их последующем воспроизведении будут работать те же функциональные отделы мозга. В этом выражается формирование автоматизации действий.

Функции и значение двигательной памяти

Сфера применения двигательной памяти обширна. Она используется людьми в быту, процессе обучения, профессиональной деятельности.

В быту

Двигательная память в быту

Двигательная память в быту

Моторная память нужнее всего человеку в бытовой сфере. Потребность в ней возникает с самого раннего детства. Она позволяет ребенку освоить гигиенические навыки и самообслуживание, в дальнейшей жизни научиться пользоваться бытовой техникой, различными приспособлениями.

Внимание! При некоторых заболеваниях гиппокампа и других отделов мозга нарушается моторно-слуховая память. Это обусловлено разрушением нейронных связей. Например, при болезни Альцгеймера больной утрачивает навыки самообслуживания.

В обучении

Процесс обучения невозможно представить без моторной памяти. Благодаря ней, дети овладевают графическими навыками. В психологии доказана роль двигательной памяти в формировании мелкой моторики. Средствами развития двигательной памяти в процессе систематического обучения являются такие виды деятельности, как:

  • Занятия физической культурой, в ходе которых развиваются крупная моторика, координация движений, точность выполнения упражнений, физическая выносливость, укрепляются мышцы;
  • Лепка, где дети работают с различными пластичными материалами, учатся придавать им нужную форму;
  • Занятия вышивкой и шитьем формируют умение пользоваться иглой и нитками, которые могут пригодиться для мелкого ремонта одежды;
  • Бумагопластика и оригами развивают точность ручных движений;
  • Аппликация развивает пространственное мышление, совершенствует мелкую моторику рук;
  • Собирание мозаики направлено на формирование умения работать по образцу;
  • Изготовление поделок из природного материала учит работать с разными предметами.

В период дошкольного и младшего школьного возраста детям рекомендуется заниматься перечисленными выше видами деятельности не реже двух или хотя бы одного раза в неделю.

Дополнительная информация. Нервная система детей обладает по определению большей пластичностью, чем нервная система подростков. Родителям нужно определить ребенка в дошкольном или младшем школьном возрасте в спортивную секцию или танцевальный кружок для того, чтобы создать оптимальные условия для становления его двигательной памяти.

Развитие моторной памяти

Развитие моторной памяти

В профессиональной области

Мысль о том, что становление профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и двигательной памяти, доказана в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести до автоматизма овладение теми или иными навыками, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:

  • Водитель должен уметь управлять транспортным средством (для этого ему нужно научиться правильно держать руль, своевременно отпускать педаль сцепления, нажимать ногой на педаль тормоза или газа);
  • Для документоведа крайне важна высокая скорость набора текста на компьютере (специалистам этого профиля для оперативного выполнения поручений руководства полезно овладение слепым методом набора текста);
  • Хирург должен безошибочно совершать манипуляции скальпелем (успешный итог операции зависит от точности, аккуратности, плавности работы врача руками);
  • От уровня развития мелкой моторики рук парикмахера зависит конечный результат (создание прически требует умения работать с волосами, одновременно орудовать ножницами и расческой, красиво накручивать локоны);
  • Тренер спортивной секции должен оттачивать у себя четкость спортивных движений, чтобы являться образцом для юных спортсменов;
  • Для психолога важно умение по движениям и позе клиента распознавать его эмоциональное состояние.

Важно! Недостаточный уровень развития моторной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональные двигательные навыки которых находятся в стадии становления.

Как натренировать моторную память

Развивать двигательную память крайне важно. Для детей дошкольного возраста высокий уровень развития этого психического процесса необходим для обретения ловкости, овладения координацией движений в подвижных играх. Для школьника повышение уровня развития моторной памяти сопряжено с выработкой красивого почерка, успешным выступлением на спортивных соревнованиях. Взрослые люди, развивая двигательные навыки, повышают эффективность своего труда.

Внимание! Тренировать моторную память можно в любом возрасте.

Игры и упражнения на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Существуют специальные иры и упражнения, выполнение которых создает условия для развития моторной памяти. Так, в дошкольном возрасте двигательная память формируется в процессе следующих игр:

Эффективными упражнениями для развития двигательной памяти являются различные виды гимнастики: пальчиковая, утренняя, артикуляционная, бодрящая.

С момента поступления в школу двигательная память детей развивается на уроках при выполнении практических заданий. Домашние задания, предполагающие изготовление модели, поделки также способствуют становлению моторных умений школьников. Кроме того, в период обучения в школе дети имеют возможность развивать свою двигательную память посредством занятий в учреждениях дополнительного образования.

Взрослые совершенствуют моторные навыки на протяжении всей жизни в ходе:

  • Выполнения профессиональных обязанностей;
  • Занятий рукоделием, танцами;
  • Косметического ремонта своей квартиры;
  • Занятий спортом.

Для развития двигательных навыков у взрослых существуют специальные упражнения, условия выполнения которых предполагают одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга:

Психологи и педагоги с уверенностью говорят о том, что двигательная память пронизывает весь жизненный путь человека от раннего детства и до старости. Высокий уровень развития моторной координации является необходимым условием овладения различными видами деятельности. Если человек задастся целью совершенствовать свою моторную память, будет выполнять специальные упражнения, то он добьется результата, независимо от своего возраста.

Развитие двигательной памяти

Развитие двигательной памяти

Видео

В наше время в обществе к физической культуре сложилось отношение как явлению далеко не первостепенной важности. В связи с этим, сфера двигательной памяти выступает особенно адекватной для осуществления исследования физической культуры учащихся общеобразовательной школы.

Память является процессом запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Иначе говоря, память - это индивидуальный опыт человека. Главной функцией памяти является накопление индивидуального опыта человека. Без памяти у человека исчезли бы без следа все ощущения и восприятия.

Во время проведения уроков по физкультуре наблюдаются все виды памяти. Так, зрительная память проявляется у детей при просмотре физических упражнений. А словесно-логическая и слуховая память наблюдаются при объяснении учителем тех или иных упражнений. При выполнении упражнений у детей проявляется двигательная, вестибулярная и тактильная память.

На уроках физкультуры к одним из главных видов памяти относятся : двигательная, тактильная и вестибулярная. Данные виды памяти связаны с воспроизведением, запоминанием, и сохранением сигналов, которые поступают в кору головного мозга с проприорецепторов и с рецепторов вестибулярного аппарата, а также кожи. Данные виды памяти человек использует при разучивании физических упражнений и при самостоятельном их выполнении. Всем известно, что различные физические движения запоминаются с различной степенью прочности. Труднее всего, детьми запоминаются ощущения, которые возникают в результате мышечной работы организма, необходимые для выполнения различных движений, пространственные параметры действий. Проще дети запоминают временные параметры движений. [1; С. 238].

Значение двигательной памяти заключается в том, чтобы запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения или комплексы движений. Двигательная память служит для формирования практических и трудовых навыков (навыки ходьбы). Если бы человек не обладал данным видом памяти, то ему приходилось бы постоянно учиться ходить и выполнять все необходимые для этого движения.

В наше время развитию двигательной памяти уделяется намного меньше внимания, чем на другие виды памяти. Благодаря проведению нашего исследования доказано, что двигательная память в значительной мере определяет точность и согласованность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладения разнообразными практическими умениями и навыками, лежит в основе ловкости выполняемых движений. В период обучения в школе двигательную память явно можно пронаблюдать на уроках физкультуры [4].

В нашем исследовании по изучению развития двигательной памяти в младшем школьном возрасте приняли участие ученики второго класса школы № 16 в селе Александровском, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 20 человек.

В ходе исследования мы пользовались следующими методиками:

1 Оценка двигательной кратковременной памяти (И. А. Синица).

2. Оценка образной и вербально-логической кратковременной памяти Е. И. Рогова [3; С. 529].

3. Оценка, направленная на определение объема двигательной памяти ребенка.

На уроках по физкультуре главную роль играет двигательная память, поэтому исследования проводились в два этапа: в начале учебного года и в конце января. Показатели объема развития памяти у учащихся в начале эксперимента и в конце были занесены в таблицу № 1.

Таблица № 1- Результаты проведения данной методики направленной на определение объема двигательной памяти ребенка.

Для достижения поставленной задачи был проведен социологический опрос в начале нашего эксперимента (сентябрь 2015 года) и в конце эксперимента (январь 2016 года, в котором участвовали родители учащихся.

Опрос состоял из следующих вопросов: 1. Способствуете ли Вы формированию здорового образа жизни в Вашей семье, используя зрительную информацию, слуховую, наглядную, тактильную? 2. Как часто Вы ходите с детьми на прогулку, используя дополнительное изучение окружающего мира? 3. Способствуете ли Вы соблюдению с раннего детства режима дня ребенком? 4. Выполняет ли Ваш ребенок самостоятельно (без напоминания) утреннюю зарядку в правильном порядке? 5. Осуществляются ли Вашим ребенком самостоятельные выполнения правил гигиены? 6. Занимается ли Ваш ребенок спортом, с пониманием того, что это ему нужно?

Для наглядной демонстрации результатов опроса родителей, были построены диаграммы, отображающие отношение родителей до эксперимента (рис. 1) и после эксперимента (рис. 2) к развитию двигательной памяти детей в условиях домашнего воспитания.

На первой диаграмме показано, что большинство семей занимались развитием двигательной памяти своих детей в основном на среднем уровне. Преобладал низкий уровень, а вот высокий уровень развития двигательной памяти в домашних условиях очень низок.

По окончании нашего исследования родителям был дан тот же опрос. На диаграмме видно, что показатели сильно изменились. На первом месте высокий уровень развития памяти у детей в условиях домашнего воспитания. Низкий уровень практически удалось устранить в столь короткий временной период.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод об положительном влиянии двигательной памяти ребенка на уроках физической культуры и активном участии родителей в данном процессе.

Наша работа отражает отдельные фундаментальные аспекты отношения семьи, а также детей к двигательной памяти. Важнейшим из них является убеждение в том, что в здоровых семьях вырастают здоровые дети. При этом семья для ребенка должна являться примером хорошего физического и нравственного воспитания. Физически здоровый и счастливый ребенок должен представлять собой главную элементарную составляющую умной, здравомыслящей, благополучной, процветающей, крепкой семьи.

3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М. : Владос, 1995 г. – 529 с.

4. Родионов А. В., Родионов В. А. Физическое развитие и психическое здоровье детей 1- 4 классов. // Спорт в школе. – 1999. - №35-36.

Игры на развитие слухового внимания и памяти Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер.

Развитие и стимулирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС Среди множества вопросов, связанных с преподаванием русского языка и литературы в средней школе, особая роль отводится развитию и стимулированию.

Развитие интереса дошкольников к двигательной деятельности Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании.

Развитие памяти у детей Когда и зачем нужно развивать память? Этот вопрос возникает всё чаще и чаще. Память формирует личность человека, поэтому развивать память.

Развитие памяти у детей 2–3 лет Развитие памяти у ребенка 2-3 лет. Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом разучивает стишок, который задали к празднику,.

Развитие памяти у дошкольников Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Все закрепление.

Развитие памяти в дошкольном возрасте У дошкольников главным видом памяти является образная. Развитие и перестройка образной памяти связаны с изменениями происходящими в жизни.

Развитие творческих способностей на уроках изобразительного искусства используя нетрадиционные художественные техники Для обучающихся 1 ступени Изобразительное искусство — это наиболее подходящее занятие,развивающее мелкую моторику: чем больше обучающихся.

Скорочтение. Развитие памяти, внимания. Занятие 1 Наступил новый век, когда информация управляет во всех сферах деятельности. Если человек не адаптирован к новым информационно - экономическим.

Во время запоминания и воспроизведения информации человек задействует разные анализаторы. Если в ход пошли кожно-мышечный, вестибулярный и моторный, значит, ему в момент удержания нужного материала потребовалась двигательная память.

Многие психологи считают её одной из базовых, так как именно благодаря ей мы можем совершать элементарные действия, даже не задумываясь о них и не тратя на их освоение время снова и снова. Мы не учимся каждый день заново ходить, печатать на компьютере, готовить кофе, водить машину. Однажды приобретя навыки, мы пользуемся ими автоматически. Столь простой нашу жизнь делает именно двигательная, или, как её ещё называют, моторная, память.

Что это такое


Двигательная память — это запоминание, удержание и воспроизведение разных движений. Причём фиксируется не только их механика, но и то, как именно они совершаются — с какой амплитудой, длительностью, скоростью и в каком направлении. Иногда точность имеет огромное значение, и любое отклонение чревато опасными последствиями.

Самый яркий пример — хирург, одно неверное движение которого может закончиться смертью пациента. В быту столь ювелирная точность уже не так актуальна: каждая хозяйка варит борщ по своему рецепту, и её алгоритм может отличаться от общепринятого.

Механизм

Двигательная память в психологии — это высшая психическая функция, психофизиологический процесс, в основе которого лежит деятельность ЦНС. Запоминая, а потом воспроизводя какие-то движения, человек задействует активирующую ретикулярную систему (АРС) и моторные анализаторы.

Активирующая ретикулярная система похожа на сеточку, которая охватывает весь ствол головного мозга. Когда человек ставит перед собой задачу запомнить или освоить какое-то движение, сигнал об этом прежде всего поступает на неё. Она определяет степень важности информации и либо делает посыл дальше, в кору больших полушарий, либо блокирует его.

Например, вы смотрите по телевизору исполнение танца. Вы хотели бы выучить его па, и это желание улавливается нейронами АРС. Однако мотивация не сильна, обстановка не та, поэтому сигнал тормозится — и вы остаётесь сидеть дальше на диване и наслаждаться телепередачей. Если же вы поставили себе конкретную цель, специально освободили время, соответствующе оделись, скачали видео с мастер-классом и планируете выучить данный танец, АРС фиксирует важность этого материала для вас и отправляет сигнал дальше, в кору больших полушарий.

После этого в работу включается двигательный анализатор, который располагается в лобной части головного мозга. Одновременно в медиальных височных отделах задействуется гиппокамп, отвечающий за сохранение информации. Попутно начинают работать вестибулярный аппарат и мышечная система (поэтому данная функция называется психофизической). Начинается обучение, вы путём многократного просмотра видео и большого количества повторений выучиваете танцевальные па — так происходит фиксация и сохранение необходимых вам движений. В дальнейшем при их воспроизведении опять будут включаться те же отделы головного мозга, но сигнал пойдёт уже по проторенной дорожке. Это обеспечит быстроту и автоматизм совершаемых действий.

Функции

В быту

Основное назначение двигательной памяти — освоение бытовых навыков, обеспечивающих полноценное существование человека с самого детства. Им обучают ребёнка с самых ранних лет, чтобы он мог обслуживать себя самостоятельно. В течение жизни они постоянно дополняются новыми (учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т. д.). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:

  • умываться;
  • чистить зубы;
  • одеваться;
  • есть (держать ложу, наливать суп или чай);
  • простейшие кулинарные навыки (нарезать хлеб, сделать бутерброд, посолить);
  • стричь ногти;
  • расчёсываться;
  • застилать кровать;
  • чистить ботинки;
  • пришивать пуговицу.

Всё это — навыки самообслуживания, приобрести которые человеку позволяет именно двигательная память, а не рефлексы. Нам, взрослым, кажется всё это настолько простым и элементарным, что возникает недоумение: как это можно не освоить? Но вспомните, как вы учили своего малыша чистить зубки в первый раз и как потом ещё долго перепроверяли, правильно ли он это делает. Ведь получилось далеко не сразу. Или подумайте о тех, кого поразила болезнь Альцгеймера — работа гиппокампа серьёзно нарушается, и установленные ранее нейронные связи оказываются потерянными. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их моторная память больше не работает.


В быту двигательная память оказывается необходимой и в момент освоения нового прибора. Купили холодильник, микроволновку, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочесть инструкцию и научиться пользоваться ими. Если ранее подобная техника уже была в доме, срабатывают старые нейронные связи, и на автоматизме рука сама включает шнур в розетку и нажимает на кнопку. Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга, и двигательную память приходится корректировать в соответствии с новыми рекомендациями.

В обучении

Моторная память необходима в процессе обучения. Психологи утверждают, что для первоклассников она является ведущей, так как позволяет освоить письмо. Но для того, чтобы данный процесс прошёл успешно, необходимо с ранних лет развивать у ребёнка мелкую моторику рук, так как двигательные анализаторы располагаются рядом с речевыми.

Параллельно с обучением письму ребёнок активизирует двигательную память прежде всего на уроках технологии, на которых продолжают развивать мелкую моторику рук. Примеры занятий:

  • лепка из пластилина, глины, теста, гипса;
  • оригами;
  • вышивание;
  • шитьё мягких игрушек;
  • картинки из круп;
  • макаронные аппликации;
  • бумагопластика;
  • мозаика;
  • поделки из природных материалов.

На физкультуре двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командных игр. Чтобы дополнительно развивать её, родителям рекомендуется уже в начальной школе отдать ребёнка в спортивные или танцевальные секции. В раннем возрасте ЦНС ещё максимально пластична, поэтому те же танцевальные па 6-летний ребёнок запомнит быстрее и воспроизведёт точнее, чем многие взрослые. Доказано, что моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, одна из самых долговременных. Чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, который выучил в детстве, но при этом не вспомнит, как его зовут.

Значение физкультуры в жизни и ребёнка, и взрослого переоценить сложно. Чем лучше она развивает двигательную память, тем активнее работают мышечные анализаторы, тем качественнее формируется вестибулярный аппарат — и всё это самым положительным образом влияет на здоровье.

В профессиональной деятельности

Без двигательной памяти человек не смог бы освоить большинство профессий. Водителю нужно научиться, на какую педаль нажимать и как крутить рулём. Секретарю — как быстро напечатать текст. В каждой специальности задействованы навыки, которые с течением времени доводятся до автоматизма. Для некоторых это имеет жизненно важное значение. Уже говорили ранее о том, что от одного неверного движения хирурга зависит чья-то жизнь. То же самое можно сказать об электриках, каскадёрах, сапёрах.


Некоторые профессии не считаются опасными, но плохая моторная память и для них чревата последствиями. Представьте, что будет, если в каком-то движении ошибутся медсестра, когда ставит укол; ювелир, делающий огранку дорогого бриллианта; водопроводчик, ремонтирующий систему водоснабжения; машинист поезда или пилот во время пути. Большинство несчастных случаев происходит из-за подобных ошибок. Не всегда оказывается виноватой двигательная память. Иногда нейронная связь не срабатывает под воздействием других факторов — усталости, невнимания. У молодых специалистов это порой происходит из-за того, что профессиональный навык не освоен в полном объёме.

Развитие

Существуют игры и упражнения на развитие двигательной памяти для любого возраста.

Развитие двигательной памяти в начальной и средней школе происходит на уроках технологии, ИЗО и физкультуры. Родители дома могут тоже мастерить с ребёнком различные поделки, играть в подвижные игры, приобщать к спорту.

Подросток уже должен определиться с интересами и самостоятельно развивать двигательную память в соответствии с ними. Девушки могут увлекаться бисероплетением, скрапбукингом, танцами, аэробикой. Парни — командными или силовыми видами спорта, резьбой по дереву, ремонтом компьютеров.

Взрослые должны на протяжении всей жизни, независимо от возраста:

  • совершенствовать свои профессиональные навыки;
  • осваивать новые алгоритмы движений, необходимые для хобби (вязания, шитья, ремонта автомобилей);
  • заниматься спортом;
  • выполнять пальчиковую гимнастику.

Есть специальные упражнения на развитие моторики у взрослых. Они предполагают разноплановые и не сочетающиеся между собой движения руками и ногами и заставляют работать оба полушария. Примеры:

  1. Правая рука ладонью совершает круговые движения по столу. Левая, сжатая в кулак, методично стучит по нему.
  2. С закрытыми глазами поставить на листе бумаги точку. Встряхнуть руки. Через 5 мин. постараться попасть в ту же точку.
  3. Левая рука раскрытой ладонью вниз лежит на столе. Локоть правой стоит на её тыльной стороне, сама она сжата в кулак. Досчитайте до 5 и поменяйте положение рук.

Без преувеличения можно сделать вывод о том, что двигательная память имеет важную ценность в жизни каждого человека. Именно поэтому её нужно тренировать в любом возрасте.

Читайте также: