В чем выражается специфика русской философии каково ее значение и роль в мировой культуре кратко

Обновлено: 05.07.2024

Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.

Первая характерная особенность русской философской мысли вытекает из проблемы духовного наследия. Западноевропейская философия почти с самого начала базировалась на достижениях античной мысли, была ее непосредственной преемницей. Иначе сложилась судьба философии на Руси. Через Византию Древняя Русь позаимствовала лишь отдельные элементы античной культуры в виде переводных источников. Но дальше этого дело не пошло. Ни в Киевский, ни в Московский периоды на Русь не пришло ни одно из крупных древнегреческих философских произведений, способных серьезно повлиять на процесс формирования духовной жизни молодого народа. В этом не нужно искать только внешние причины. Это явление, видимо, необходимо объяснить также неготовностью общества к свободному восприятию, тем более усвоению философских идей античности. Запоздалый исторический старт, молодость восточнославянских обществ, относительно позднее прохождение стадий социально-экономического развития тормозили развитие культуры. Русская мысль в силу исторических обстоятельств не располагала философскими традициями, она их создавала сама.

Вторая особенность русской философии заключается в том, что она почти всегда развивалась в недрах религии. В принципе такая связь присуща философии по существу. "Философия, - писал Гегель, - изучает те же предметы, что и религия. Обе занимаются областью конечного, природой и человеческим духом, и их отношением друг к другу и к Богу как их истине". Религиозная и философская формы общественного сознания зародились приблизительно одновременно. Элементы религиозного и философского свойства присутствуют в умах не только далеких предшественников современных философов, но и многих нынешних. Однако в русской философии эта связь с религиозным воззрением особенная. В ней мы видим тесный и глубокий внутренний синтез религии и философии, а в некотором смысле отсутствие безрелигиозной философии вообще. "Русская мысль, - справедливо писал В.В. Зеньковский, - всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли".

Третья особенность: русская философия характеризуется антропоцентризмом и социальной направленностью. Ее глубокий и существенный религиозный интерес постоянно сопровождается темой человека, его судеб и путей, цели и смысле его жизни. Для русской философии человек, его духовно-нравственная жизнь являются не просто особой сферой внешнего мира, его выражением. Напротив, человек есть микрокосм, который несет в себе разгадку тайны бытия, макрокосма. Человек, утверждает Н.А. Бердяев, не дробная, бесконечно малая часть Вселенной, а малая, но цельная Вселенная. Сущность человека в его цельности. Цельный человек сочетает в себе такие качества, как чувственный опыт, рациональное мышление, эстетическое восприятие мира, нравственный опыт, религиозное созерцание. Только такому человеку доступно цельное познание, т.е. постижение сверхрационального бытия. В русской философии человек не обособляется от других людей. Через человека и во имя человека, для его духовного совершенствования и обустройства его земного бытия русские философы постоянно обращаются к социальным вопросам. "Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики". Почти у всех русских мыслителей, даже у тех, которые склонны к мистическим обобщениям, ощущается внутреннее стремление к неразрывности теории и практики, отвлеченной мысли и конкретной жизни. Все это носит в их творчестве целостный и устойчивый характер.

Четвертая особенность: в истории и современной действительности русскую мысль тревожит проблема "правды", ибо в этом слове, как писал Н.К. Михайловский, сливаются в одно единое истина и справедливость. Правда заключается не в отдельных эмпирических сторонах жизни, не в решении какого-либо отдельно взятого социально-политического дела, а в синтетической целостности всех сторон реальности и всех движений человеческого духа. Правда, не тождественна истине. Она означает не столько совпадение представления и действительности, адекватный образ действительности, сколько нравственную основу жизни, духовную сущность бытия. Правда - это поиск святости, душевной чистоты, справедливости. Для русских мыслителей главное заключается не просто в познании и понимании, а в переживании. Известное спинозовское кредо "не плакать, не смеяться, а понимать" не удовлетворяло их ввиду его подчеркнутого рационализма. Правда для них - не только сфера разума, но и сердца. Русские мыслители, начиная от Илариона до Соловьева и Флоренского, - это искатели правды. Они хотят не только познать истину в рациональном смысле, а постичь главный религиозно-нравственный принцип мироздания, устранить ложь и неправду, преобразить жизнь, очиститься и спастись. Поэтому русская философия не удовлетворяется только той истиной, которая предлагается теоретическим научным познанием, так как последнее не вскрывает основы жизни и, следовательно, не достигает действительной истины. Правда ориентирована на жизненно-интуитивное постижение бытия в сочувствии и переживании. Для русских философов "правда" - это ключевое понятие, тайна и смысл бытия.

Пятой особенностью русской философии является отсутствие в ней оригинальных философских систем. Следует отметить, что западное философское творчество практически всегда стремится к построению системы. Оно не всегда ее достигает, но всегда движется к ней. Это в духе философии. В отечественной философии, напротив, мы не найдем таких построений, как, например, в немецкой философии. В этом смысле у нас нет своего, русского, Гегеля. Это - недостаток отечественной философии, однако отсутствие системы не говорит об отсутствии философии. Русская духовная культура необычайно богата оригинальной, яркой и живой мыслью. Русская философия состоит как бы из двух частей: первая - это собственно философские труды и вторая - художественная литература. Среди русских, как заметил А.Ф. Лосев, очень мало "чистых" философов. Они есть, они гениальны, но зачастую их приходится искать среди литераторов. Глубокие и самобытные философские идеи растворились в литературе. Художественная проза и поэзия стали подлинным кладезем русской философской мысли. В них осмысливались важнейшие философские проблемы. Возможно, причина здесь в неудовлетворенности односторонним рационализмом науки.

Говоря о характере русской философской мысли, нельзя не отметить и такую ее особенность как влияние на ее развитие западноевропейской философии. В XVIII в. Россия с горячим энтузиазмом начала осваивать западную культуру, что было стимулировано главным образом реформами Петра Великого. Хотя "усвоение" чужого наследия в значительной степени носило поверхностный характер, однако нельзя отрицать и положительное значение этого явления. Когда в России происходило становление подлинной национальной философии, свободной от религиозного давления, рядом, на Западе активно и разносторонне развивалась философская жизнь. Русские мыслители имели возможность принять это богатое теоретическое наследие, как бы сокращая долгий и нелегкий путь собственного восхождения к высотам философской мысли. В то же время подобное ученичество, подражание чужому стесняли свободу собственного творчества. Русской мысли с самого начала было свойственно стремление к внутреннему, интуитивному постижению сущего, его скрытых глубин, которое более всего постигается не посредством сведения его к логическим понятиям и определениям, а посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Для русской философской мысли чрезвычайно характерно сочетание чувственного, рационального и иррационального, интуитивного и мистического. Что же касается западноевропейской философии, ее основной принцип - рациональность (ratio). Рационализм, естественно, руководствуется только категориями разума, и все, что невозможно охватить силой разума, он отбрасывает. Таким образом, он не оставляет места для других форм философствования. Именно по этой причине отечественная философия не могла оставаться вечной ученицей Запада и вскоре освободилась из плена. Во второй половине XVIII - начале XIX в. она вышла на собственный путь развития.

Роль русской философии в развитии мировой и российской культуры

Мыслители России предвидели, что к теме кризиса философия 20-го столетия периодически будет возвращаться. На самом деле, большинство мотивов философии кризиса можно услышать и сегодня. В чем же философы России видели основные приметы кризисного состояния философии, что отражали кризис цивилизации и культуры? В ответе на данный вопрос можно разглядеть еще одну особенность и роль русской философии в мировой и советской практике.

Второй особенностью русской философии XIX—XX столетия – это борьба, что направлена против абстрактности традиционной философской мысли. Эта тема была смело заявлена Киреевским и другими русскими философами. Философия жизни сформировалась в начале столетия параллельно с философствованием русских мыслителей. Специфическая концепция жизни, что настаивала на первенстве жизненно практического по отношению к абстрактно-теоретическому началу, была в центре философской мысли XIX—XX столетия.

Большинство русских мыслителей концентрировали внимание на личности. В русской философии поворот к человеку соединен с резкой критикой западных индивидуалистических концепций. Некоторые историки считают, что эта особенной русской философии связывает ее с пристальным интересом мыслителей России к проблемам философии и истории.

Значение русской философии

Мировое значение русской философии заключается в том, что помимо научных и теоретических ценностей, она демонстрирует гуманность и высокую гражданственность, а также поиск путей к достижению социальной справедливости.

В лице славянофилов и западников русская философия демонстрирует плюрализм различных точек зрения, наличие противоречивых тенденций, что свидетельствует о единстве и правоте русской философской мысли.

Как заметил Зеньковский, полнота философского мышления русских специалистов, заключается в том, что русская философия имеет не один корень, что рационально объясняет мир, а различные формы человеческого опыта (не только чувственно-внешнего, социального, психического, но и нечувственно-морального).

Полнота и единство русской философии четко прослеживается в концепции всеединства с тезисами о единстве науки, религии и философии, о единстве красоты, истины и добра, а также о смысле жизни. О внутренней связности и динамическом характере русской философии свидетельствует наличие в ней сквозных проблем (органическая теория, философский антропологизм, русский космизм, теория естественного права и прочие), которые порождают различные комбинации мировоззрения, что активно применяются философскими и политическими партиями.

Особенность русской философии заключается в том, что она обращается к сердцу, а не только к разуму. Именно по этой причине она излагается доступным языком и рассуждает о проблемах, что затрагивают душу. В русской философии преобладает стремление к обостренному чувству реальности и цельности знаний, которые сочетаются с признанием роли опыта (духовного и чувственного, что дает возможность глубже распознать и понять сущность человеческого бытия).

Основная задача русской философии заключается в том, чтобы сформировать учение о человеке как элемента мира, опираясь при этом на все многообразие опыта и его форм. Именно в этом заключается основное и первостепенное значение русской философии как важного и неотъемлемого элемента мировой мысли философии.

Специфика русской философии

Вопрос специфики русской философии достаточно сложен, поскольку при ответе на него объединяются различные и противоположные концепции и идеи. На протяжении всей истории русской философской и политической мысли и духовной власти, а также о роли и месте России в мире. Исследую ответы на данные вопросы, необходимо выделить несколько идей русской философии (как результат многолетнего опыта работы и политической власти в лице представителей философии России):

  • Богоизбранность народа России как основного носителя православного вероисповедания и идеи теоцентричности жизни социума;
  • мессианизм – это осознание народом России своей ответственности за обустройство пространства и защиты малых народов;
  • соборность – это единство в разнообразии, а также соединение различных этнических, национальных, религиозных и социальных групп с целью реализации общих задач;
  • политическая симфоничность – это гармоничное соединение духовной и светской власти;
  • универсализм – это соединение тюркских и славянских элементов русской цивилизации.

Русские философы, которые завоевали отечественную и мировую популярность, чаще всего самокритично оценивали отечественную философию, не забывая при этом отметить ее силу, достижения, а также недостатки и слабости. Прежде всего, это можно было отнести к Соловьеву.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Современная философия занимается изучением того, что происходит в мире и в человеческом обществе, в частности. Но, философия уходит от ответа на главный вопрос, волнующий любого честного человека. Это вопрос поиска справедливости. Некоторые, более честные, философы говорят о том, что справедливость находится за рамками философии и является вопросом политики, а политика — это уже не наука, а, значит, не должна волновать философов. Другие философы видят в справедливости и в несправедливости отражение существующего порядка человеческих взаимоотношений. Для них несправедливость — это то, что надо принимать как должное. По их мнению, у несправедливости есть важные функции, которые необходимы в современном мире. Тем самым, такие философы, ставят справедливость и несправедливость на одно место, узаканивая сущность несправедливости. И, следовательно, несправедливость превращается в справедливость. Тогда смысл в справедливости, как таковой, полностью исчезает. В любом случае, современная философия старательно уходит от решения этого насущного вопроса, тем самым, накладывая на себя некоторые ограничения. А если это так, то философия сегодня не является наукой, так как для настоящей науки нет запретных тем, находящихся в поле её исследований.
Возможно ли дать ответ на вопрос, на который философы не хотят давать прямой ответ? Да, он очень прост. Справедливость — это отсутствие зла. Но это, к сожалению, неполный ответ, так как люди в матрице не понимают суть добра и зла. Понимание добра и зла в матрице не существует, так как добро и зло здесь являются некими абстрактными понятиями, у которых нет и не может быть чётких определений. При поиске в справочной литературе можно в лучшем случае найти то, что добро и зло являются противоположностями к друг другу, следовательно они антонимы. Добро всегда связано с чем-то хорошим, а зло с чем-то плохим. Но так ли это?
Если включить свою логику, то, почти сразу, можно найти простые ответы на эти одни из самых важнейших для человечества вопросы. Почему этого никто не делает? Об этом поговорим далее, чтобы не уходить от нашей линии логической цепочки, раскрывающих основную тему.

Никуся Высший разум (278660) Сергей С, а вы хотите понять всё с первого раза?)))) Тогда бы у нас не было так много идиотов. Необходимо развиваться каждый день, тогда и проблем никаких не будет

русской философии и культуре, в целом, вообще свойствен радикализм, выражающийся в принципе из "крайности в крайность". Вспомнить хотя бы взрыв в русском искусстве начала XX века - русский авангард, который является следствием трёх революций: в философии, экономике и науке (ницшеанское "Gott ist tot", марксизм и дарвинизм).
но вместе с тем русская философия весьма инертна, ибо берёт своё начало прежде всего в православии. чаадаев в своих "философических письмх"считал, что православие - эта инертная вера, в отличие от католицизма (в переводе, кстати. вселенская вера), стремящегося к прозелитизму. как православие направлено внутрь себя, так и русское искусств до 19-го века было ориентировано именно на отечественного читателя-слушателя-зрителя.
ну, и, конечно же, как не вспомнить пресловутую русскую амбивалентность - восток/запад. тот же чаадаев считал россию - ошибкой на карте мира. россия не может быть причислена ни к западу, ни к востоку. И если в этом он видел главную беду России, то тютчев считал, что "у ней особенная стать", а достоевский, увлёкшись почвеничеством, был убеждён, что россия должна стать духовным оплотом мира.
в общем, странная и непонятная эта русская философия, и вопрос существует ли она вообще.

Тема кризиса западной культуры присутствует в русской мысли Серебряного века. Лишь некоторые ее представители исключили Россию из этого процесса, считая, что кризис сильно ударил только по западной культуре. Большинство великих русских мыслителей придерживались мнения, что кризис затронул и Россию как европейскую страну, захватил русскую культуру как неотъемлемую часть европейской (евразийской) культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

Тема единства (космоса, Бога, природы, человека и т.д.) была центральной в русской религиозно-космологической метафизике, исходившей из ряда идей и направлений мировой мысли, но прежде всего – из философской идеи метафизики Всеединства и божественной мужественности В. Соловьева. В духе этой философии первоначально мыслили самые видные русские философы ХХ в.:

  • Л. Шестов,
  • Н. Бердяев,
  • И. Ильин,
  • С. Булгаков,
  • Н. Лосский,
  • С. Франк,
  • П. Флоренский.

Роль религии в развитии русской философии

Религиозный идеализм (даже в тех случаях, когда, подобно С. Булгакову или П. Флоренскому, он превращался в богословие) оставался высокопрофессиональным, если не изощренным, философствованием. В России развивался материалистический атеизм, воплотившийся главным образом в быстро распространяющемся марксизме, решительно выступил против идеалистической религиозной метафизики, став ее главным идейным противником. Все большую популярность приобретали философские труды Г. Плеханова и В. Ленина, известные на рубеже веков лишь в узких марксистских кругах.

Через увлечение марксизмом прошли некоторые религиозные философы, будущие великие мыслители России:

  • С. Булгаков,
  • Н. Бердяев,
  • П. Струве и др.

Важной особенностью русской философии было стремление русских мыслителей органично соединить гносеологию, новую онтологию, со смысловыми, этическими и эстетическими измерениями бытия и познания. При этом в центре внимания оказались экзистенциально-персоналистские акценты, вновь сочетающиеся с религиозными постулатами. По словам Н. А. Бердяева, русская философия, окрашенная религией, хотела быть экзистенциальной, более экзистенциален был тот, кто знал и философствовал, выражал его духовно-нравственный опыт, опыт целостный, а не разорванный. Величайшим и наиболее экзистенциальным русским метафизиком был Ф.М. Достоевский. Н. Бердяева и Л. Шестова часто называют первыми экзистенциалистами и персоналистами.

Место русской философии в мировой культуре

С философско-правовой точки зрения русская мысль, тесно связанная с западными традициями (П. Новгородцев и его школа), вылилась в обоснование прав и свобод личности, обращая внимание на неуважение к ним как к особенности русского языка, истории и русскому мировоззрению. В то же время русская мысль в ХХ в. искала синтез индивидуального и социального, отличный западного индивидуализма.

Специфика русской культуры вообще, русской философии в частности, виделась в антиутилитаризме, одухотворенности, в интересе к глубинам человеческого опыта и страдания, к поиску Бога, Истины и Спасения. Русская литература, важнейшее достояние русской культуры, глубоко философична по своему содержанию. Великая литература России XIX-XX вв. явилась благодатной почвой для возникновения и развития русской философии. Серебряный век, который был периодом невиданного, бурного и новаторского развития всех областей русской культуры, впервые в русской истории стал периодом расцвета русской философии.

Следует добавить, что поиски новых форм в искусстве и литературе дореволюционной России опережали на несколько десятилетий и предвосхищали дальнейшее развитие культуры на Западе (авангард, символизм). Философия в культуре России того времени играла весьма заметную роль. Еще при жизни В. Соловьев стал притягательным центром всей русской культуры. Его лекции посещали Достоевский и Толстой. Его книги читала вся образованная Россия. Весьма популярны также были:

Их сочинения были широко известны в России и за рубежом. Таким образом, до революции выдающиеся русские философы работали в хорошем темпе, не только, не следуя за западной мыслью, но и обгоняя ее в ряде случаев. Всемирно известные философы публиковали работы за границей и читали лекции в европейских университетах. Постепенно русская философская мысль стала занимать подобающее ей место в мировой культуре.

Читайте также: