В чем вы видите прогрессивную роль симеона полоцкого кратко

Обновлено: 06.07.2024

Симеон Полоцкий родился в Полоцке в 1629 году. Помимо него в семье было четверо детей.

Получил образование в Киево-Могилянской академии у Лазаря Барановича и в Виленской иезуитской академии. Вернувшись в Полоцк в 1656 году, принял монашеский постриг в православии и стал дидаскалом полоцкой православной братской школы. Тогда же познакомился с царем Алексеем Михайловичем (1645-1676) при посещении тем города.

В 1664 году Симеон уехал в Москву. Здесь по поручению царя в 1665 году он организовал школу при Заиконоспасском монастыре для обучения подьячих Приказа тайных дел, где был также преподавателем (в 1669 году его в этом сменил ученик Сильвестр Медведев).

Полоцкий выступал с идеей о том, что светские знания не противоречат истинной вере, отстаивал необходимость развития светского образования, приобщения к европейской культуре через изучение латинского языка.

В 1680-х годах Симеон Полоцкий был одним из тех, кто стоял у истоков создания Славяно-греко-латинской академии. Ему приписывают авторство первоначального Устава академии, поданного царю Федору Алексеевичу на утверждение Сильвестром Медведевым в 1682 году.

Полоцкий также занимался переводами трудов епископа Иерусалимской церкви Паисия Лигарида.

Литератор и общественно-политический деятель

В своих сочинениях Симеон Полоцкий создал образ идеального монарха – мудрого, просвещенного, справедливого, стоящего на страже закона. Долг истинного монарха, как он полагал, – заботиться о просвещении своих подданных. Полоцкий считал, что распространение в русском обществе просвещения является основой процветания государства и нравственности его жителей.

Двоевластие это: 1) ситуация в России после падения самодержавия, когда наряду с Временным правительством по некоторым вопросам общественной жизни общегосударственные решения выносил и осуществлял Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов,

Ответьте На Вопросы Письменно: 1. Когда Начался И Когда Закончился Поход Александра Македонского На Восток? Почему Александр Расправился С Жителями Тира? Почему Египет Сдался Без Боя? После Какой Битвы Персидское Царство Перестало Существовать?

Годы жизни: 1629-1680

Из биографии

  • Симеон Полоцкий – иеромонах (священник-монах), общественно- религиозный деятель, проповедник, поэт, драматург и педагог. Его деятельность совпала с правлением первых Романовых. Он играл видную роль в развитии просвещения в России в 17 веке.
  • В 27 лет он принял монашество и после окончания киево-могилянской коллегии стал дидаскалом, то есть преподавателем в школе при Полоцком Богоявленском монастыре.
  • Известность пришла к Полоцкому С. в период русско-польской войны, когда царь Алексей Михайлович, побывав в Полоцке, заметил его и пригласил в Москву. Полоцкий стал воспитателем инаставником царских детей, а также придворным поэтом.

Основные направления деятельности Симеона Полоцкого и их результаты

Результатом данной деятельности стало продолжающееся влияние церкви в нравственном совершенствовании людей, укрепление её положения в обществе, усиление влияния.

Другим направлением была поэтическая деятельность.

В 1679 году С.Полоцкий составил проект указа о создании высшего учебного учреждения — Славяно-греко-латинской академии, но смерть помешала ему выполнить задуманное. Его дело завершит Софья (в 1687)

Наконец, именно С.Полоцкий был духовным наставником и воспитателем Фёдора Алексеевича и Софьи . Во время их правления авторитет С.Полоцкого был очень большим, умер он буквально на пике своей славы.

Результат данной деятельности – большой вклад в развитие просвещения, культуры, в формирование российской системы стихосложения.

Таким образом, Симеон Полоцкий — яркий деятель искусства и церкви периода правления первых Романовых. Его идеи звучащие в проповедях, изложенные в книгах, способствовали нравственному совершенствованию общества, учили жизни по божеским законам, законам добра. Он внёс ощутимый вклад в развитие культуры, особенно образования, поэзии, драматургии.

Полоцкий С. считается основоположником поэзии и драматургии. До него этими видами искусства никто не занимался.

Вошёл в историю России Симеон Полоцкий и как воспитатель детей царя Алексея Михайловича.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25)по эпохам Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича .

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Эпоха правления Алексея Михайловича(1645 – 1676)

Церковная реформа, проводимая Никоном, при поддержке Алексея Михайловича, имела целью унифицировать церковные обряды, способствовать нравственному совершенствованию как представителей духовенства, так и всего общества. Одним из сторонников царя в данном процессе был просветитель, религиозный деятель Симеон Полоцкий.

Одним из ярких религиозно — общественных деятелей периода правления Алексея Михайловича был Симеон Полоцкий. Он многое сделал в развитии культуры страны: способствовал открытию школ, сам написал несколько важных трудов по нравственному совершенствованию людей, был поэтом, одним из основателей новой поэзии — силлаботонической, а также писал пьесы.

- Александр Александрович, расскажите, пожалуйста, что отличало Симеона Полоцкого от его современников и других выдающихся деятелей его времени?

- Симеон Полоцкий – пожалуй, самый яркий деятель белорусской и русской культур XVII в. Широта его знаний и интересов огромны и определяют масштаб личности: политика, богословие, поэзия, просвещение…Симеон Полоцкий сумел соединить в себе православие, католичество и униатство. В совершенстве владел церковнославянским, белорусским, польским, греческим и латинским языками. Сегодня трудно представить, что в одном человеке может вместиться столько дарований, порой, кажется, совсем не совместимых друг с другом. Он был универсальным человеком в части наук и знаний. Сравниться с Симеоном Полоцким может, пожалуй, лишь Леонардо да Винчи эпохи Возрождения.

В первую очередь, он был интеллектуалом и огромным двигателем культурных изменений в Российском государстве и, отчасти, во всем восточноевропейском регионе. По моему мнению, именно он поменял весь цивилизационный порядок в Европе. Это произошло не в одночасье, он прожил достаточно долгую по меркам того времени жизнь – 50 лет. За этот период он успел очень многое, во многом был первым: создал системы среднего и во многом высшего образования в России, открыл первую альтернативную типографию в Кремле, был первым придворным профессиональным писателем.

Именно Симеон Полоцкий утвердил в высших слоях общества стремление к получению высшего образования, создал культ учености.

- Где был заложен образовательный фундамент будущего просветителя?

- Начальное образование Симеон Полоцкий получил в родном городе, Полоцке, который имел давние традиции образовательной и просветительской деятельности. Между 1637 и 1651 гг. он учился в Киево-Могилянской коллегии. Среди его преподавателей были известные ученые и писатели: Петр Могила, Сильвестр Косов, Лазарь Баранович. В первой половине 1650 г. Симеон Полоцкий перебрался в Вильно – столицу Великого Княжества Литовского, мощного белорусско-литовского государства, которое за сто лет до этого объединилось с Польским Королевством в конфедеративную Речь Посполитую. Здесь он начал обучение в Виленской иезуитской академии – первом высшем учебном заведении в Великом Княжестве Литовском. К тому времени ученый уже настолько досконально владел, помимо родного белорусского, латинским, церковнославянским и польским языками, что писал на всех четырех стихи, проповеди, научные труды.

- Как белорусский монах оказался в Москве?

- В чем заключались наиболее прорывные идеи просветителя? Как он их реализовывал?

- Будучи в Москве, Симеон Полоцкий создал школу нового типа для подготовки служащих Приказа тайных дел – будущих чиновников, дипломатов, переводчиков. В 1665-1668 гг. он непосредственно руководил работой этой школы.

Есть серьезные основания предполагать, что основные принципы организации процесса обучения в этой школе были заимствованы в учебных заведениях на родине Симеона Полоцкого. Выпускниками этой школы стали такие известные деятели русской культуры, как поэт и церковный деятель Сильвестр Медведев и создатель чудесного стихотворного Букваря Карион Истомин.

Образовательные замыслы полоцкого просветителя продолжали жизнь еще долгое время. За год до смерти Симеон Полоцкий работал над проектом русской высшей школы (Академии) по примеру Виленской и Киево-Могилянской академий. Имелось в виду преподавание в ней не только греческого языка и богословия, но и достижений европейской гуманитарной науки и культуры, латинского языка и натурфилософии. В результате уже после смерти Симеона, но благодаря его замыслу в Москве начала свою работу знаменитая Славяно-греко-латинская академия.

- Как Симеон Полоцкий повлиял на становление российского государства?

Букварь Симеона Полоцкого стал самым полным и наилучшим московским изданием для начального обучения своего времени.

Издание состояло из 320 страниц и насчитывало большое количество обучающих материалов. Букварь был издан большим тиражом и получил большое распространение. Этот объемный учебник вмещал в себя многочисленные поэтические тексты, углубленную грамматическую и хрестоматийную части, катехизис и орации (приветствия по случаю основных христианских праздников). Отличительной чертой Букваря 1679 г. стало то, что Симеон Полоцкий разместил в нем собственноручно написанные поэтические наставления. Петр I осуществил кардинальный поворот страны в сторону Европы и развернул масштабные реформы всего российского общества. Еще с детства он интересовался новейшими достижениями науки и техники.

Исследователи довольно уверенно утверждают, что почву для петровских преобразований подготовила деятельность Симеона Полоцкого в части просвещения, его успехи по углублению в России светского образования, в котором слились лучшие российские, белорусские и украинские традиции с элементами европейской культуры.

- Что вы можете рассказать о книгопечатной деятельности Симеона Полоцкого?

- Букварь 1679 г. стал первым изданием так называемой Верхней типографии, которая разбила монополию Московского печатного двора. До того все книги в Московском государстве издавались только в подконтрольной патриарху типографии (для сравнения, в родной Симеону Речи Посполитой, в том числе на белорусских землях, действовали 134 типографии).

Симеон Полоцкий нарушил книгопечатную монополию в России, которая окончательно была ликвидирована в XVIII в.

- В чем состояли особенности творчества просветителя? Какое влияние оно оказало на современников Симеона Полоцкого и на будущее России?

- Творчество Симеона Полоцкого стало ярким воплощением литературы эпохи Барокко. В ней нашли отражение многочисленные достижения и противоречия общества того времени: религиозные, политические, моральные, культурные.

Это явилось важным фактором в процессе становления современного русского языка и литературы, определило направление дальнейшего развития культуры России.

Современники удивлялись его трудолюбию и результативности: за шестнадцать лет жизни в Москве он написал более десяти книг. Великий просветитель, он всегда стремился делиться с людьми своими знаниями. Ради этого собрал одну из крупнейших библиотек России и завещал ее четырем монастырям Беларуси, России и Украины, однако, его воля не была исполнена. Умер просветитель в 1680 г. и был похоронен в Заиконоспасском монастыре.

- Хранят ли белорусы сегодня память о наследии своего известного земляка?

Читайте также: