В чем своеобразие психологизма военной прозы кратко

Обновлено: 05.07.2024

основная мысль - передать через повесть великолепие украинской природы (много описательных картин), быта народа,традиций, характеров людей, особенностей общения, речи.

плюс в рассказе про свитку заложена мораль, что нехорошо воровать и обманывать,т.к. добром это не кончится.

Повесть - эпический, прозаический жанр. не всегда повесть охватывает большой период жизни, есть рассказы, например чеховский "ионыч", всущности, целую жизнь, и есть романы, построенные на одном событии - например, "улисс" джойса. п объему тоже повесть и рассказ не всегда различаются, например, горький назвал повестью огромное эпическое полотно "жизнь клима самгина". так что, я думаю, многое в определении жанра зависит от автора конкретного произведения. сказка - один из основных жанров народного творчества. сказка - преимущественно прозаический рассказ фантастического, авантюрного или бытового жанра.

герой нашего времени

эта книга испытала на себе еще недавно несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов. иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как герой нашего времени; другие же тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих старая и жалкая шутка! но, видно, русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет в покушении на оскорбление личности!

ВОЕННАЯ ТЕМА
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 50–90-х гг. XX в.
(ОБЗОР)

Уроки литературы в 11 классе[1]

Без опыта прошедшей войны я не мыслю
себя и даже думаю, что без этого опыта
я теперь не могла бы писать.
О. Ф. Берггольц

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Слово учителя

— Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Под этими словами известной поэтессы мог бы подписаться каждый из писателей послевоенного времени. Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 1950-х — начале 1960-х гг.

Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда, черна от пота, вверх скользит по пахоте пехота.

В этих стихах М. В. Кульчицкого передана суть тех открытий, которые делали писатели Г. Я. Бакланов, В. А. Быков, К. Д. Воробьёв, Ю. В. Бондарев. В этом перечне имён нужно упомянуть и А. А. Ананьева. Произведения, написанные писателями фронтового поколения, отмечены пафосом великой трагедии, необратимость которой вызывала слёзы горечи и бессилия, звала к суду и возмездию.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали преодоление трудностей войны подвигом не меньшим, чем совершённый при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Все эти произведения представляют собой новые подходы к осмыслению Великой Отечественной войны, содержат серьёзные обобщения: о цене Победы, о роли исторических лиц (И. В. Сталина, Г. К. Жукова, Н. С. Хрущёва, генерала А. А. Власова), о послевоенной судьбе фронтового поколения.

Б) Вступительное слово учителя

— Виктора Петровича Астафьева сравнивают с Л. Н. Толстым. С классиком мировой литературы Астафьева роднит не только масштаб дарования, но и писательский темперамент и авторитетность. Его совестливость проявилась в житейской непритязательности, в беспримерно скромном образе жизни, а более всего — в художественном осмыслении страшных событий русской истории XX в.

В) Аналитическая беседа

• Какие эпизоды произвели на вас самое сильное впечатление? Объясните почему.

• Ничего — ради интриги! Можно ли так определить основные принципы сюжетосложения романа?

• В картине форсирования Днепра нет ничего от батальной беллетристики. Докажите, что такое заключение правомерно.

Г) Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• У каждого писателя, писавшего о войне, своя память о смерти. Своя и у В. П. Астафьева. Прокомментируйте подобные эпизоды. Как они соотносятся с заглавием романа? Как вы его понимаете?

Б) Вступительное слово учителя

В) Анализ эпизодов романа:
комментированное чтение

Чтение и анализ эпизодов для противопоставления:
Кобрисов отправляет Нефёдова на смерть (гл. 3, ч. 2),
Дробнис отправляет в атаку лейтенанта Галишникова (гл. 4, ч. 1)

Чтение и анализ эпизода: допрос пленного десантника из Мырятина
(гл. 4, ч. 1)

Чтение и анализ эпизода:
самоубийство Кирноса
(гл. 5, ч. 2)

Г) Постановка и решение
проблемного вопроса (работа в парах)

Д) Обобщение учителя


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

Ранней весной 1946г., т.е. в первую послевоенную весну, встретил случайно Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения. И в 1956 году был завершен рассказ-эпопея "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое Андрее Соколове с любовью воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду, с чувством коллективной спайки.

Судьба Соколова, главного героя этого рассказа, полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что, кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно поэтому этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. Перед нами проходит вся жизнь героя. Он ровесник века. Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. С начала войны, с первых ее месяцев он был дважды ранен, контужен, и, наконец, самое страшное попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывает Соколов ужасы фашистского плена. При этом он умудрился сохранить активность позиции. Он пытается бежать, но неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды не оставляют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом живет теперь Соколов - надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь "исказила" человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что его душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со "светлыми, как небушко, глазами". Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.

Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1. Герои Толстого — это развивающиеся, меняющиеся личности, ищущие нравственную, философскую истину. Поэтому вполне закономерно, что, изображая характер своих героев, Толстой передает динамику психологических состояний, всесторонне анализирует внутренний мир человека. В малейшем душевном движении своего героя автор усматривает нравственный смысл, стремится отделить правду от лжи, искренность от фальши.

— принцип анализа психологических процессов мышления человека, когда в сложных внутренних состояниях автор вычленяет составляющие его компоненты;

3. Толстой пользуется разнообразными формами и приемами психологического анализа:

— психологический анализ от лица автора;

— внимание к портрету, жестам, мимике героев;

— передача впечатлений героев от внешнего мира, когда внутренний взгляд героя фокусируется на какой-либо одной детали;

особая организация художественного времени (секундное психологическое состояние часто растягивается во времени).

4. Психологизм Толстого чрезвычайно глубок. Автор делает понятными все чувства и мысли своих персонажей, подробно раскрывает их нравственный смысл. Отсюда сильнейшее эмоциональное воздействие его произведений.

Читайте также: