В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации образовательного процесса в доу

Обновлено: 04.07.2024

Форма – наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок.

Ориентируемся в понятии! Форма организации педагогического процесса – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.

Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении?

Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный с воспитателем и другими детьми характер.

Ориентируемся в понятии! В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образова­тельная ситуация - форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педаго­гом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки). так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

В качестве особой формы организации образовательного процесса выступает экскурсия.Например, экскурсия по помещениям детского сада, предполагающая знакомство с сотрудниками детского сада, трудовыми процессами, которые они выполняют; экологические экскурсии, направленные на формирование представлений о существовании живого организма в условиях экосистемы (лес, луг, водоем) и пр. Экскурсиина природу, по детскому саду, по родному городу позволяют познакомить детей объектами и процессами в условиях естественной среды, найти ответы на разнообразные проблемные вопросы и интеллектуальные задачи.

В чем особенности организации организованной образовательной деятельности?

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Образовательная деятельность носят преимущественно игровой характер и основаны на сочетании разных видов игр: дидактических, сюжетно-дидактических, игр-этюдов, игр-экспериментов и пр.

Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).

Коммуникативная деятельностьнаправлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельностьвключает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.

Двигательная деятельностьорганизуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями СанПин (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10 (в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 N 164).

Музыкально-художественная деятельностьорганизуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении.

Чтениеорганизуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.

Трудовая деятельностьвключает обучение детей общим специальным трудовым умениям, характерным для каждого возрастного периода. В младшем возрасте – это обучение умениям самообслуживания, в средней группе дети овладевают умениями хозяйственно-бытового труда; в старших группах наиболее значимо освоение умений ручного труда.

В чем особенности образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов?

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов,требует определения особыхформ работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. Прежде всего, требуется определить, в чем специфика задач, реализуемых в данной образовательной деятельности. В образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, может быть организовано начало работы по теме, затем в процессе организованной образовательной деятельности происходит обобщение и систематизация знаний детей, формирование обобщенных способов осуществления детской деятельности, что, в свою очередь, позволяет ребенку осуществлять деятельность на высоком уровне самостоятельности, проявлять творчество.

Возможен и другой путь, когда началом работы по теме является организованная образовательная деятельность, а затем знания и умения находят дальнейшее применение в образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в самостоятельной детской деятельности.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах, является направленность деятельности воспитателя на сотрудничество с детьми в решении образовательных задач, установление партнерского характера отношений. Образовательная ситуация выступает как часть более широких и разнообразных форм работы педагога с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:

· наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);

· индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);

· создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;

· трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);

· беседы и разговоры с детьми по их интересам;

· рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;

· индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;

· двигательную деятельность детей, активность которой зависит от от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;

· работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:

· подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;

· наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;

· экспериментирование с объектами неживой природы;

· сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);

· элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;

· свободное общение воспитателя с детьми.

Образовательная деятельность, осуществляемая во второй половине дня включает разнообразные формы работы с детьми:

· Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для дальнейшей организации самостоятельной игры.

· Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

· Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, заниматель­ные задачи.

· Коллективная и индивидуальная трудовая деятельностьносит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Ручной труд служит средством реализации у детей творческих способностей, является источником становления самостоятельности ребенка.

Образовательная деятельность в режимных моментах во второй половине дня организуется с небольшими подгруппами детей или с группой в целом (например, досуги, музыкально-литературная гостиная). Параллельно детям предоставляется возможность для организации самостоятельной деятельности по интересам. Атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения создается воспитателем. В подгруппах используется прием совместного обсуждения с детьми и последующего практического выбора деятельности: в какие игры поиграть, чем и как лучше украсить группу к празднику, какие экспонаты подготовить к выставке, в каких центрах активности сегодня предпочитают действовать дети и пр. Главное, чтобы сделанный ребенком практический выбор позволял ему успешно решить поставленную воспитателем задачу, понять и оценить связь между целью и полученным результатом.[10]

В чем особенности организации самостоятельной деятельности детей?

Во-первых, организацию предметно-развивающей среды, стимулирующей проявление детьми самостоятельности и творчества, развитие детских интересов.

Во-вторых, использование педагогом специальных методов и приемов, побуждающих к проявлению детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности, к проявлению индивидуальных интересов и склонностей.

Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной деятельности:

· самостоятельные сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры;

· развивающие и логические игры;

· музыкальные игры и импровизации;

· речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами;

· самостоятельная деятельность в книжном уголке;

· самостоятель­ная изобразительная деятельность по выбору детей самостоятельные опыты и эксперименты;

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются различные центры активности, например:

В зависимости от возрастной группы тематика и наполняемость центров активности будет разной. Этому вопросу посвящена отдельная глава данного учебника.

Самостоятельная деятельность оставляет за ребенком право выбора её содержания, времени, партнеров. Самостоятельная деятельность может быть условно разделена на два вида:

· самостоятельная деятельность, направляемая и поддерживаемая взрослыми, направленная на решение образовательных задач;

· свободная самостоятельная деятельность детей по выбору и интересам, направленная на удовлетворение потребности детей в самореализации и досуге.

Общей особенностью образовательных ситуаций, проектируемых в самостоятельной детской деятельности является направленность деятельности воспитателя на стимулирование и поддержки интересов детей, проявлений самостоятельности и творчества. Образовательная ситуация выступает как короткий фрагмент деятельности детей, осуществляемой самостоятельно.

Как организовать самостоятельную деятельность, направляемую и поддерживаемую педагогом?

Организации самостоятельной деятельности детей способствуют проблемно-игровые вопросы и задания. Например, испытать кораблики, сделанные детьми из разных материалов и определить, как они держатся на воде, который из них быстрее добирается до берега.

Как способствовать развитию детского сообщества в условиях самостоятельной деятельности детей?

В среднем и старшем дошкольном возрасте источником динамичного развития детского общества выступает творчество как процесс групповой и индивидуальной самореализации. Развитие детского творческого сообщества представляет собой процесс организации последовательно сменяющих друг друга видов совместной деятельности для решения коллективным способом, имеющих коллективный и индивидуально-значимый результат (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе).

Проект решения детским сообществом общей задачи может иметь следующую последовательность:

Важно правильно объединить детей в деятельности с учётом их поведенческих особенностей. Т.В.Сенько выделено несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию: общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные. Общительно-дружелюбных можно объединять со всеми детьми. Общительно-враждебных – нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными. Последних -нельзя объединять друг с другом.

5. Достижение, осознание и оценка значимости результата. Педагог акцентирует внимание на личном вкладе каждого участника в общее дело, подчёркивает значимость совместных усилий. Привлекает к оценке других, значимых для детей людей - родителей.

Как организовать свободную самостоятельную деятельность детей по выбору и интересам?

Воспитатель предоставляет ребенку возможность заниматься такой деятельностью в утренний отрезок времени, на прогулке и во второй половине дня. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня, ежедневно. В зависимости от возраста детей её общая продолжительность в течение дня от 15 до 45 минут. Основой взаимодействия педагога и детей выступает поддержка самостоятельности и творчества детей.

В чем особенности взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования?

Основными формами совместной деятельности педагогов и родителей по реализации основной общеобразовательной программы являются[14]:

· Подготовка и проведение совместных праздников и досугов, предполагающие совместные выступления детей вместе с родителями, участие в конкурсах.

Таким образом, формы организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения проектируются по направлениям:

· образовательная деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

· образовательная деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

· самостоятельная деятельность детей;

· взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Метод проектов как инновационная форма организации целостного педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Что такое форма организации педагогического процесса? Форма — наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Форма организации педагогического процесса — это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса. Формы играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, средства и методы осуществления педагогического процесса.

Формы организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении могут быть классифицированы в соответствии со спецификой дошкольного образования, включающего время, отведенное:

— на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

— образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; — самостоятельную деятельность детей;

— взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В чем своеобразие образовательной ситуации как формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении? Для всех видов деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении общим является их совместный характер с воспитателем и другими детьми.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ В качестве основной единицы педагогического процесса выступает образовательная ситуация — форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы.

Образовательные ситуации включаются в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. В каждой образовательной ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. В процессе проектирования и организации образовательных ситуаций происходит интеграция содержания разных образовательных областей программы, установление их взаимосвязи и взаимодополнения.

Главной формой организации деятельности и единицей педагогического процесса является образовательная ситуация. Образовательная ситуация в педагогическом процессе дошкольного учреждения выступает как форма организации деятельности детей – как совместной со взрослым, так и самостоятельной. Преимущество ситуационного подхода заключается в том, что он позволяет не только решать образовательные задачи в специально планируемом и организованном взаимодействии педагога с ребенком, но и использовать в образовательных целях любую жизненную ситуацию.

Образовательная ситуация может являться формой организованной образовательной деятельности с целью формирования у детей новых представлений и умений в разных видах деятельности, обобщения знаний по теме, развития способности рассуждать и делать выводы; может быть включена в режимные моменты с целью закрепления имеющихся у детей знаний и умений, их применения в новых условиях, может спровоцировать самостоятельную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, или продуктивного творчества [11].

В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет имитационно-игровые, реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Имитационно-игровые ситуации позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся знания, отработать различные навыки; к ситуациям условно-вербального характера относятся иллюстративно описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации, в реально-практических ситуациях дети реально разрешают различные жизненные проблемы [10].

В современном детском саду образовательная деятельность основана на организации педагогом разных видов деятельности. Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) выделены следующие виды:

Игровая деятельность,

Познавательно-исследовательская деятельность,

Восприятие художественной литературы,

Конструирование и изобразительная деятельность,

Музыкальная деятельность,

Двигательная деятельность.

Развивающая ситуация, по мнению авторов включает:

Связь с опытом и интересами детей,

Направленность на овладение новыми средствами и способами взаимодействия с миром,

Активную, целенаправленную деятельность детей, проявления самостоятельности и творчества,

Рефлексию способов средств решения задач. Согласно данной концепции, развивающие ситуации подразделяются на :

Исследовательские (поисковые)

Бабаевой Т. И. выделены следующие типы ситуаций :

Практические (в том числе, ситуации выбора,

Условно-вербальные (иллюстративно-описательные, коллизийные, прогностические, оценочные).

Однако, считается что особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть:

материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки,

нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательных ситуаций является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть, как и материальными (рассказ, рисунок, поделка, так и нематериальными (новое знание, образ, идея, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций [10].

Образовательные ситуации используются в процессе организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, умения обобщать знания по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы [4].

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений через их применение в новых условиях, на проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

В начале образовательной ситуации вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу (или ее часть) и обеспечивает ее принятие. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставится проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи [12].

Завершение образовательной ситуации требует подведения ее итогов оценки детских достижений. В старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отдельных детей, привлекает к оценке их самих, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.

Приведем алгоритм описания ОС, предложенный В. А. Деркунской:

1. Название, ориентированное на детей.

2. Задачи (1-2)

3. Контекст ситуации для педагога

4. Контекст ситуации для детей

5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)

Задачи: 1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально- нравственного содержания по серии сюжетных картин.

2. Стимулировать проявление творчества.

Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению [9].

Таким образом, использование различных образовательных ситуаций : условно-вербальных (иллюстративно-описательных, прогностических, оценочных, имитационно-игровых, реально практических в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и разных видах детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы) в нашей методике позволяет создать эффект полного погружения в содержание и обеспечить активную субъектную позицию детей в освоении всех компонентов нравственной воспитанности.

4. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.

11. Конохова Е. К. Образовательной ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников / Е. К. Конохова // Педагогическое образование в России. –2014. –№3. (дата обращения : 07.04.2018).

15. Особенности работы в разны видах деятельности и культурных

Главными задачами создания и применения образовательной ситуации является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме, позволяющих смоделировать для детей реальную действительность и возможные варианты поведения.
Образовательные ситуации необходимо включать в различные моменты образовательного процесса.
***
Образовательные ситуации как средство социально-личностного развития детей дошкольного возраста исследовалось многими учеными. Определённый вклад в рассмотрении вопроса использования ситуаций в процессе социально-личностного развития дошкольников внесли такие педагоги, как Т. Н. Бабаева, Е. В. Бордиченко, Л. И. Дуранцина, Т. Н. Ерофеева, С. А. Козлова, Л. В. Крайнова, Л. А. Пеньевская, В. П. Пушмина, Т. А. Смолёва, М. И. Тимошенко, С. Ю. Яницкая и др.

Среди наиболее известных на сегодняшний день образовательных технологий Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, В. А. Сластёнин считают: развивающее обучение В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина; проблемное обучение И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, М. И. Махмутова; программированное обучение Т. А. Ильиной, Н. Ф.Талызиной; адаптивную систему обучения А. С. Границкой; технологию полного усвоения Б. Блум, Д. Кэрролл.
А. А. Реан называет виды образовательных ситуаций, которые используются в дошкольных, школьных учреждениях структурно-логическими, игровыми, компьютерными, диалоговыми, тренинговыми.

Многие учёные рассматривают ситуации как методы, приёмы, средства, способы, направленные на социально-личностное развитие детей.

Основной единицей педагогического процесса в работе с детьми дошкольного возраста является развивающая образовательная ситуация - такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенной задачи или задач вместе с детьми. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной деятельности, главными задачами которых являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, знаний по изучаемой теме.

Принято выделять следующие типы образовательных ситуаций:
• игровые;
• практические;
• театрализованные;
• проблемно-игровые;
• проблемные.

Так же образовательные ситуации можно разделить на:
• заранее спланированные;
• спонтанно возникшие.

В любых видах образовательных ситуаций необходимо совместное решение задач, а также партнерские отношения во время поиска.

Используя образовательные развивающие ситуации, педагог имеет возможность вести ребенка не к знаниям, а к познанию окружающего мира. Таким образом, ребенок сам добывает знания и познает мир, давая свою оценку.
Скорректировать модель социального поведения ребенка можно лишь в образовательной ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей и невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. Процесс познания в дошкольном детстве происходит эмоционально-практическим путем.

5. Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?

Использование образовательных ситуаций, способствующих обогащению социальных представлений детей дошкольного возраста за счет ознакомления с моральными, нравственными, эстетическими и этическими качествами, которые необходимы для жизни в обществе, являются ведущим средством социально-личностного развития дошкольников.

Следует сказать, что продуманное и системное использование образовательных ситуаций способствует тому, что дети с большим интересом и желанием включаются в образовательную деятельность, которая имеет для них определенный социальный смысл, они стремятся к достижению результата, который в дальнейшем будет использован решению ими для умения сделать жизненный выбор в социуме.

Список использованной литературы
1. Делеске, Т. В. Использование развивающих образовательных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста / Т. В. Делеске. - Новосибирск. 2016. – 93с.
2. Изотова, Л. Н. О социализации дошкольников / Л. Н. Изотова.// Дошкольное воспитание. - 2006 - №4. – С.115.
3. Конохова, Е. А. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников / Е. А. Конохова. – М., 2016. – 109с.
4. Сушкова, И. В. Педагогические ситуации: возможности и особенности использования в ДОУ / И.В. Сушкова // Оптимизация начального образования в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 35-летию факультета педагогики и методики начального образования. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – С.275-281.
5. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина, И. А. Бурлакова, Е. Н. Герасимова и др.; рук. автор. коллектива Н. В. Федина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 303 с.

Приложение 1
Примерный план организации образовательной ситуации
1. Постановка проблемы.
2. Вопросы (что хотим узнать).
3. Выдвижение предположений, гипотез.
4. Проверка гипотез (наблюдение, эксперимент, в литературе).
5. Подведение итогов. Доклад.
6. Продукт деятельности.
Деятельность педагога: создание ситуаций, постановка проблемы, формулировка вопросов, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Деятельность детей: включение в ситуацию, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Затем идет описание образовательной ситуации.

Примеры развивающих образовательных ситуаций в средней группе ДОУ
• Незнайка пошел за грибами, но не знает, какие съедобные.
Задачи: уточнить представление о грибах (ядовитых и съедобных); развивать внимание, память.
Продукт деятельности: корзинка со съедобными грибами.
• Помочь Снеговику определить, где чище снег. В городе или в лесу?
Задачи: учить самостоятельно делать выводы на основе опытов; развивать исследовательский интерес; воспитывать уважение и бережное отношение к природе.
Продукт деятельности: дневник опытов: рисунок, запись.
• У Карлсона заболела бабушка. Что делать?
Задачи: закрепить порядок действий в случае болезни; воспитывать чуткое отношение к окружающим, желание заботиться о близких.
Продукт деятельности: алгоритм действий в случае заболевания близких людей.
• Цветные человечки перепутали блоки, нужно им помочь их разобрать и построить для них домики, которые им понравятся
Задачи: развивать умение решать поставленную задачу известными способами, но с усложнением.
Продукт деятельности: творческие постройки определенного цвета.
• Наши комнатные растения просят помощи
Задача: развитие самостоятельных навыков ухода за комнатными растениями.
Продукт деятельности: рисунок, запись в дневнике наблюдений.

Читайте также: