В чем суть формально логического метода в философии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Форма́льная ло́гика — конструирование и исследование правил преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. Формальная логика, в отличие от неформальной, организована как формальная система, обладающая высоким уровнем абстракции и чётко определёнными методами, правилами и законами [1] . Формальная логика как наука занимается выводом нового знания на основе ранее известного без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а применением законов и правил мышления. Начальной ступенью формальной логики можно считать традиционную логику, а математическую логику — её следующей ступенью, использующей математические методы, символический аппарат и логические исчисления [2] .

В истории философии — отдельный раздел или направление логики конца XIX—начала XX века.

Содержание

История

Автором первой системы формальной логики считается Аристотель, который ввёл понятие силлогизма и переменных, которыми он обозначал термины силлогизма [3] .

Границы же логики совершенно точно определяются тем, что она есть наука, обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления (безразлично, априорное оно или эмпирическое, безразлично, каково его происхождение и предмет …) [4] .

Но так как существуют и чистые и эмпирические созерцания … можно ожидать, что и мыслить предметы можно различно … В таком случае должна существовать логика, абстрагирующаяся не от всякого содержания познания [5] …

Под формой вообще мы понимаем выражение, в которое по крайней мере одна переменная входит таким образом, что это выражение превращается в истинное или ложное высказывание вследствие того, что мы подставляем нечто на место этой переменной [6] .

Фокус на истинностном значении отличало формальную логику от других дисциплин, имеющих дело с формой, как-то лингвистика и такие математические дисциплины, как арифметика, геометрия, алгебра, математический анализ. Соответственно, к формальной логике ими относились все те разделы логики, которые удалось формализовать в символических формах, разработанных в XIX—начале XX век математиками и логиками О. де Морганом, Дж. Булем, Дж. Пеано, Г. Фреге, Расселом и другими.

В то же время в 1910—20-х гг. претензии логистиков на обоснование точного знания убедительно критиковались А. Пуанкаре [9] и, позднее, примкнувшим к нему в этой критике Гильбертом, после чего логистическое движение сошло на нет.

Предмет и метод формальной логики

Предмет формальной логики специально реконструировался и критиковался в работах Московского логического кружка [10] и затем Московского методологического кружка [11] . Критика касалась не уместности разработки формальной логики как таковой или её полезности, а полноты исчерпания ею логической проблематики и её претензий на роль теории мышления.

Формальная логика возможна, когда в качестве замещаемого содержания выступают не непосредственно объекты действия, а, в свою очередь, знаки, образующие замкнутые оперативные системы. Метод формальной логики последовательно проводит принцип параллелизма формы и содержания мышления.

Развитие символизации в формальной логике и её превращение в одну из математических дисциплин закономерны, естественны и неизбежны.

Претензии формальной логики на роль теории мышления несостоятельны, поскольку:

  • её понятия описывают не мышление в целом, а лишь его знаковую форму, и то неполно;
  • в её понятиях не учитывается зависимость строения и правил преобразования этой формы от содержания;
  • её понятия не отражают различия между мышлением и его продуктами (знаниями);
  • её понятия не могут объяснить образование сложных знаний;
  • её метод несовместим с историческим подходом к исследованию мышления [12] .

Утрата специфики

С другой стороны, новые разделы и версии символической логики (например, интуиционистская логика, интенциональная логика, деонтическая логика) вышли далеко за пределы силлогистики и исследования истинности в узком смысле и охватили собой многие другие разделы логики.

Споры вокруг формальной логики в Советском Союзе

До некоторой степени эта реакция продолжается даже в постсоветские годы [19] .

Приложения

Примечания

Литература

История логики

    История логики. — М., 1967. 1975, с. 285. на сайте Руниверс
  • Попов П. С. История логики нового времени. — М., 1960.
  • Logic, history of: Precursors of modern logic // Encyclopedia of philosophy / Donald M. Borchert, editor in chief. — 2nd ed. — N. Y. : Thomson Gale, 2006. — Т. 5. — С. 440—446. — 742 с. — ISBN 0-02-865785-3
  • Logic, history of: Modern logic // Encyclopedia of philosophy / Donald M. Borchert, editor in chief. — 2nd ed. — N. Y. : Thomson Gale, 2006. — Т. 5. — С. 447—484. — 742 с. — ISBN 0-02-865785-3

Судьба формальной логики в СССР

См. также

Ссылки

Логические операции с понятиями

Высказывание - построение над множеством
В - непустое множество, над элементами которого определены три операции: конъюнкция ( или &,бинарная) • дизъюнкция (,бинарная) • отрицание (,унарная)

  • Логика
  • Математическая логика
  • Формальные языки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Формальная логика" в других словарях:

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — см. Логика … Большой Энциклопедический словарь

формальная логика — см. Логика. * * * ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА, см. Логика (см. ЛОГИКА) … Энциклопедический словарь

формальная логика — formalioji logika statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. formal logic vok. formale Logik, f rus. формальная логика, f pranc. logique formelle, f … Automatikos terminų žodynas

Формальная логика — наука о мышлении, предметом которой является исследование умозаключений и доказательств с точки зрения их формы и в отвлечении от их конкретного содержания. Ф. л. – базисная наука; её идеи и методы используются как в повседневной практике … Большая советская энциклопедия

Формальная Логика — или: Л о г и к а, аЧ наука, занимающаянся анализом структуры высказываний и доказательств, обращанющая основное внимание на форму в отвлечении от содержания (см.: Содержание и форма). Определение лформальная … Словарь терминов логики

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА — наука, изучающая формы мышления в отвлечении от конкретного содержания суждений, умозаключений, понятий … Профессиональное образование. Словарь

логика (формальная логика) — (от греч. logos слово, понятие, рассуждение, разум) наука о законах и операциях правильного мышления. Согласно основному принципу Л., правильность рассуждения (вывода) определяется только его логической формой, или структурой, и не зависит от… … Словарь терминов логики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности

Специфика философии и разнообразие методов.

Наука философия является особенной дисциплиной, изучающей главные принципы, связанные с человеческим познанием, бытием, окружающей реальностью и человеческим отношением к окружающему миру.

Методы философии - это специальные средства, помогающие проводить разнообразные философские исследования.

Методы философии могут быть самыми разнообразными, и их классификация определяется не только историческим развитием философской науки, но и взглядами тех или иных представителей философии на функции и задачи науки.

Всеобщий философский метод

Всеобщий философский метод - это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Выявление фактов связано с отражением социальной действительности в человеческом сознании посредством использования объективной диалектики.

При рассмотрении того или иного события исключается всякая субъективность и предвзятость за счет того, что вышеуказанное событие изучается в тот момент, когда оно становится и развивается

Диалектический метод в философии - это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Особенное внимание разработке такой методике уделял, в собственный трудах, Гегель. Благодаря диалектике: расширяются возможности для прогнозирования, обнаруживаются причины и причинные связи явлений и событий, вскрываются внутренние закономерности, которые присущи явлениям и событиям.

Научный метод философии - это возможности, связанные с получением новых знаний, а также с решением важных задач в рамках философии.

Философско-мировоззренческий блок научной методики является крайне важным для развития любого философского направления и выполнения основных задач этой дисциплины.

Герменевтический метод в философии - это толкование или интерпретация текстов (а также некоторых явлений и событий) через призму философского анализа.

Благодаря герменевтике философия может истолковывать предельные культурные значения, наблюдая окружающую реальность через культуру.

Догматический метод философии - это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Он основан на равенстве: мыслительных процессов и окружающего бытия, любого явления и его смысла, мыслительной самодостаточности и самостоятельности.

Основой такого метода является вера в то, что абсолютное знания может быть достигнуто. Интересно, что Гегель определял догматизмом собственное философствование, поскольку считал мышление высшим методом, связанные с познанием истины.

Аксиоматический метод в философии - это средства, помогающие выстраивать философские теории за счет дедукции.

Такая методика предполагает выбор какой-нибудь теории, которая принимается без доказательной базы (собственно, такие теории называются аксиомами) и последующую фиксацию стандартов по определению и выводу этой теории, благодаря чему появляется новая терминология.

Вот эта терминология и используется для вывода всех последующих предложений из представленной теории. Одними из первых мыслителей, применивших такую методику, были древние греки (тот же Платон или Аристотель).

Прагматический метод философии - это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека

Философские выводы должны быть проверены посредством методов экстраполяции на человека.

Исследования, предполагаемые этим методом, заключаются в структурализме, системном подходе, функциональном анализе и так далее.

Формально-логический метод философии - это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть: индуктивными, дедуктивными, традуктивными

Гегель вообще называл формально-логический метод средствами рассудка, противопоставляя его диалектическим методам, то есть точкам зрения разума.

Метод дедукции в философии - это средства для получения частных итогов на базе знания определенных общих положений.

Таким образом, мыслительные процессы двигаются от общих понятий к частным и единичным определениям.

Дедукция способствует зарождению новых теоретических систем для проведения последующих эмпирических исследований. Вместе с философией методика активно применяется в математике

Процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему. Индуктивное умозаключение связывает частные предпосылки с заключением не строго через законы логики, а скорее через некоторые фактические, психологические или математические представления.

Вид опосредованного умозаключения, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трех типов:

заключение от единичного к единичному,

заключение от частного к частному,

заключение от общего к общему.

Метафизический метод философии - это средства изучения разнообразных природных, социальных и сознательных явлений в качестве неизменных и таких, которые не связаны между собой.

Эту методику противопоставляют диалектике. Однако даже диалектические методы начинаются с констатации какого-нибудь явления и его вычленения из основной массы, что уже само по себе предполагает метафизический подход. Лишь после этого возможно дальнейшее исследование связей и поиск закономерностей.

Критический метод философии - это средства, помогающие провести анализ положительных и отрицательных сторон изучаемого объекта относительно поставленных целей.При этом не стоит думать, что критика предполагает выявление одних только отрицательных моментов.

Материалистический метод философии - это определенные концепции, предполагающие материю первичным философским вопросом, требующим исследования и решения.

Бытие практически идентично материи, поскольку материя является непосредственной действительностью бытия.

Окружающий мир представлен формами и различными состояниями материи, которая сама по себе объективна и не определяется человеческим сознанием.

Метод моделирования в философии - это построение модели, которая будет отображать ту или иную грань исследуемого явления для более полного и глубокого его изучения.

Считается одним из основных познавательных приемов.

Сама модель получается намного проще, чем реальное явление и это позволяет изучить ее основные характеристики и специфику

В частности, за счет моделирования могут достигаться:

Понимание того, как устроена та или иная исследуемая система, какими являются характеристики ее развития и отношений с окружающим бытием.

Управление исследуемой системой, поскольку наряду с пониманием специфики изучаются методы управления ею притом, что заданы определенные цели и критерии.

Прогнозирование возможных последствий после того, как будут реализованы те или иные методы воздействия.

Это практический и теоретический подход, рассматривающий любое явление как цельную систему. С точки зрения его эффектов, система может быть больше, чем сумма ее частей, если она выражает синергию. Изменение одной части системы обычно затрагивает другие ее составляющие и ее саму в совокупности, с предсказуемыми паттернами поведения. Для систем, которые являются самообучающимися и самонастраивающимися, положительный рост и адаптация зависят от того, насколько хорошо они настроены на окружающую среду. Некоторые системы работают в основном для поддержки других, помогая в обслуживании другой системы для предотвращения ее краха.

Философские методы Бэкона

По мнению Бэкона научные методы обязаны отвечать настоящим целям философии, связанным с обеспечением человеческого благополучия, а также достоинства. Практическое могущество невозможно без обладания истиной. То есть, именно знание Френсис Бэкон считал единственной настоящей и действенной силой.

Одной из используемых ним методик была опытно-индуктивная. Она заключалась в формировании новых определений посредством интерпретации явлений после их наблюдения и последующего анализа. Только такой способ может способствовать открытию новых истин.

Дедукция Бэконом не отрицалась, но должна была использоваться вместе с индуктивными методами, которые, в свою очередь, могли быть: полными, неполными.

Полные индуктивные методы связаны с идеалом познания, то есть регулярной повторяемости того или иного свойства явления. Однако они используются достаточно редко, так как в окружающем мире нет почти ничего постоянного.

Неполные индуктивные методы предполагают построение выводов на основе частичного анализа эмпирических материалов. При этом не исключается вероятность характера сделанных выводов.

Философские методы Сократа

Что касается философского метода Сократа, то сам он называл его майевтикой. Данная методика заключалась в извлечении скрытого знания посредством правильных наводящих вопросов. Отдельное значение придавалось смыслу добродетели. Нравственные люди должны обладать добродетелью, а мораль совпадает со знанием.

Философский метод Канта

Философская методика Канта связана с трансцендентальным мышлением, а целью такой методики является определение условий познания. Такие условия оказываются связанными с условиями суждения.

Само же сознание выполняет объективную роль и является необходимым. Причем эти суждения должны быть не аналитическими, а синтетическими, то есть, такими, которые выходят за границы понятий и связывают понятия с моментами, выходящими за его границы. Причем, такие суждения опираются не только на данные опыта, но и на результаты интуиции.

Основные уровни освоения: знания, умения, творчество.

Существуют фонетика, грамматика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке.

Можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить.

Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле.

Умение мыслить связано с критической оценкой происходящего, поскольку всякая самостоя­тельная мысль находится в противоречии с существующими стереотипами; с целостностью от­ношения к миру, поскольку одна мысль неизбежно тянет за собой другую. Человек или умеет говорить на другом языке обо всем, или не знает языка вовсе. Так же он либо имеет целостный взгляд на мир, либо не дорос до фи­лософии.

Философия выступает как духовное рационально-теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, она изначально практична и гуманистична

Назначение – научить человека самостоятельно и творчески мыслить. Понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной

2. Строение философии и её основные направления.

Метафизика- “первая философия”

Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Название “метафизика” указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в их основании.

Онтология- учение о бытии

Раздел философии, изучающий бытие, что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом. Основным вопросом онтологии является вопрос: что существует? Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время и движение.

Гносеология- учение о познании

Учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии. Это учение об истине.

Логика - раздел философии, наука о правильном мышлении и искусстве рассуждения, о формальных условиях истинности знания, о методах аргументации и доказательства.

Теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Философское исследование морали и нравственности, учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

Социальная философия -учение об обществе

Раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек. Социальная философия в этом понимании сближается с теоретической социологией.

Философская антропология- учение о человеке

Филосо́фия челове́ка: в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века.

Учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о нематериальной, субъективной реальности. Она исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности.

Задача №1 (Логическая задача)

Дети профессора

Встретились два знакомых профессора, которые очень давно не виделись.

– Как жизнь? Я слышал, ты обзавелся семьей?

– Да, я женат уже 15 лет! За это время у нас с женой родилось трое детей.

– И сколько им лет?

– Произведение возрастов сыновей равно возрасту, с которого в РФ разрешена продажа алкоголя.

– Что-то маловато информации…

– Сумма возрастов всех моих детей равна числу республик бывшего СССР.

– Все еще теряюсь в догадках…

– У Саши (среднего по возрасту ребенка) братьев больше, чем у остальных.

– Ага, теперь все ясно!

Все дети являются родными (не приемными) детьми обоих родителей; побочных детей у супругов нет.

Возраста всех детей выражаются в целых числах

1) Сколько лет Саше?

2) Саша – мальчик или девочка?

3) Сколько лет остальным детям? Обоснуйте свои ответы.

Задача №2 (Логическая задача)

Конгресс лжецов

На ежегодный конгресс лжецов приехало множество делегатов из разных стран. По правилам этого мероприятия, к участию в нем допускаются только настоящие лжецы – те, которые всегда лгут.

Но из достоверных источников стало известно, что в этот раз на конгресс проник по крайней мере один правдолюб, который всегда говорит правду.

Чтобы выявить нарушителя (или нарушителей), нанятый организаторами детектив провел беседу с участниками: – Каково в этом году общее число участников конгресса? – спросил детектив.

– Сто девяносто девять! – сказал Смит.

– Не больше двухсот, или я лжец! – сказал Джонс.

– Если я прав, то участников не меньше двухсот, – заявил Браун.

– Смит, Джонс и Браун правы, – констатировал Грин. – Но больше правдолюбов среди нас нет, – добавил он, подумав.

– Если среди участников больше трех правдолюбов, то я лжец, – сказал Эванс.

На этом беседа прекратилась, потому что детективу все стало ясно.

1) Сколько на самом деле было участников?

2) Сколько среди участников было правдолюбов? Укажите их имена, если возможно. Обоснуйте свои ответы при помощи логических рассуждений.

Задача №3 (Логическая задача)

Философы в баре

Три древнегреческих философа оказались в раю и решили посетить местный бар.

– Что будете заказывать? – спрашивает бармен.

– Цикуту, пожалуйста, – ответил первый философ.

– Опять ты за свое! – улыбнулся второй.

– А нам с другом, пожалуйста, нектар и амброзию.

– Ты мне, конечно, друг, – отозвался третий.

– Но истина еще больший друг! Поэтому мне вина, ведь истина в нем, как говорят.

– Хватит морочить мне голову! – возмутился бармен.

– Это рай как никак. У нас бар безалкогольный. А нектар и амброзию не производят уже несколько тысяч лет – с тех пор как закрылся завод на Олимпе. Короче, яблочный сок все будут? Последний раз спрашиваю! Отвечать вы должны правдиво, и говорить только то, что знаете!

– Я не знаю, – ответил первый философ.

– И я не знаю, – ответил второй. – Да! – ответил третий.

Как третий философ узнал, что остальные двое тоже будут яблочный сок?

На какие рассуждения он опирался?

Предположите, как звали этих философов, и что их связывало при жизни.

Какие подсказки, содержащиеся в тексте, помогли вам угадать имена философов?

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

Мировоззрение — сложное личностное образование, ко­торое характеризуется следующими чертами:

1) научностью, т.е. соответствием современному уровню раз­вития науки, достижений человеческой мысли;


2) гуманностью, соответствием интересам человечества, слу­жением людям;

3) действенностью, приложением теоретических знаний к ре­шению практических задач, связь с практикой, жизнью;

4) целостностью и системностью, т.к. разрозненные знания, мировоззренческие идеи не составляют мировоззрения;

Структура мировоззренческого сознания сложна и включает в себя:

1)столкновение с фактами, требующими творческой интер­претации, раскрытия стоящей за ними сущности;

2) формулировка и осознание проблемы;

3)поиск решения проблемы;

Методы философии : формально-логический, диалектический, прагматический, системный и др.

Всеобщий философский метод– это исследование единства мировоззрения и методологии, к которым прибегает тот или иной субъект в различной деятельности.

Диалектический метод в философии– это мыслительный процесс, рассматривающий тесную взаимосвязь явлений и событий друг с другом, изучающий закономерности и даже противоположности.

Догматический метод философии– это философские и логические средства, позволяющие делать умозаключения, начиная от неочевидного и заканчивая очевидным.

Прагматический метод философии– это средства, помогающие синтезировать познание вместе с преобразованиями. Разница между противоположностями должна быть практической и доказанной.

Формально-логический метод философии – это средства, помогающие строить логические умозаключения и обоснования разных суждений при проведении какого-нибудь исследования.

Такие умозаключения могут быть:

Строение философии и её основные направления.

Метафизика- “первая философия”, раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового. Название “метафизика” указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений, в их основании.

Онтология - раздел философии, изучающий бытие, что есть “бытие” вообще, какие есть виды, способы, “слои” бытия, как они связаны друг с другом. Основным вопросом онтологии является вопрос: что существует? А основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время и движение.

Психология - учение о душе как субстанции, о внутреннем мире человека, о нематериальной, субъективной реальности. Она исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности.

Логика - раздел философии, наука о правильном мышлении и искусстве рассуждения, о формальных условиях истинности знания, о методах аргументации и доказательства.

Гносеология (теория познания) - учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах, методах познания; о субъекте (носителе, создателе) и объекте знания, о его содержании и развитии. Это учение об истине.

Этика - философское исследование морали и нравственности, учение о высшем благе человека, об основаниях, определяющих в конечном счёте волю, поступки, позицию личности по отношению к другим людям и к обществу; учение о добре и зле, о морали и нравственности, о добродетели и справедливости, о долге и счастье.

Предмет и определение философии.

Философия (от лат.) филио-любовь, сопас-мудрость, т.е. любовь к мудрости.

Философия — это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.

По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы, ответ преимущественно нерациональный.

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — омыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.

Что включает в себя рациональность? Ее можно выразить формулой Р = П + Л + Д, где Р — рациональность, П — понятийность, Л — логичность, Д — дискурсивность.

ки и диалектики. Диалектический метод обычно противопоставляют формально-логическому, господствующему в естественнонаучном познании. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический — к ее познанию в мысли. При диалектическом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрицании формальной логики превращается в иррациональную противоположность познанию, отрицание возможности мира и познания его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, которыми занимается, без привлечения аппарата формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Поэтому диалектический метод противостоит любой замкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отрицать и неподвижность платоновского царства идей и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой наличествует у всех диалектиков — создателей систем.

Диалектический метод хорош для опровержения утверждений, так как каждому положительному взгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значение, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное зна-

чение заключается в ориентировании на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет широкие возможности для ее интерпретации.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечающий диалектике. Философ может начать с понятных всем обычных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернуться к действительности, давая ориентиры на будущее.

Прагматический метод

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 2 т. — М, 1995. — Т. 2. — С. 4.

2 Джеймс У. Прагматизм // Воля к вере. — М., 1997. — С. 225.

Структурализм

Структурализм возник в XX в. как метод, направленный на изучение структур в системах мысли. Он появился первоначально в этнологии и выявлял сходные структуры в функционировании примитивных обществ. Такой генезис структурализма объясняется тем, что первобытные общества проще современных, и там структуры предстают более четко. Основателем данного подхода стал французский ученый К.Леви-Стросс(1908—2009). Затем этот метод был перенесен во многом благодаря усилиям М.Фуко(1926—1984) на исследования структур мысли в цивилизованных обществах, и это стало началом его использования в философии.

Структурный метод основан на выявлении структурных аналогий в различных системах мысли с перспективой создания своеобразной периодической таблицы духовных элементов, аналогичной той, которой в естествознании служит периодическая таблица химических элементов Менделеева. Использование данного метода заключается в определении элементов мысли, затем установлении порядка их расположения, а дальше в выделении определенных структур и сравнении их с другими структурами. В результате такого сравнения удается лучше узнать каждую из сравниваемых систем и прогнозировать возможность нового знания. Менделеев, создав таблицу химических элементов, смог предсказать наличие

1 Джеймс У. Прагматизм // Воля к вере. — М, 1997. — С. 223.

трех неизвестных науке элементов, их свойства и реакции, в которых они могут быть найдены. Так и использование данного метода в философии позволяет делать новые выводы о реальности, с которой имеет дело философия.

Формально-логический и диалектический методы в основе своей восходят к становлению философии и к разделению метафизи-

ки и диалектики. Диалектический метод обычно противопоставляют формально-логическому, господствующему в естественнонаучном познании. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический — к ее познанию в мысли. При диалектическом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрицании формальной логики превращается в иррациональную противоположность познанию, отрицание возможности мира и познания его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, которыми занимается, без привлечения аппарата формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту научного познания и способен помочь в выработке основополагающих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их развитии. Поэтому диалектический метод противостоит любой замкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отрицать и неподвижность платоновского царства идей и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой наличествует у всех диалектиков — создателей систем.

Диалектический метод хорош для опровержения утверждений, так как каждому положительному взгляду на вещи он противополагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значение, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное зна-

чение заключается в ориентировании на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет широкие возможности для ее интерпретации.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкретного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи между индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечающий диалектике. Философ может начать с понятных всем обычных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в методологию науки и снова вернуться к действительности, давая ориентиры на будущее.

Прагматический метод

1 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 2 т. — М, 1995. — Т. 2. — С. 4.

2 Джеймс У. Прагматизм // Воля к вере. — М., 1997. — С. 225.

Структурализм

Структурализм возник в XX в. как метод, направленный на изучение структур в системах мысли. Он появился первоначально в этнологии и выявлял сходные структуры в функционировании примитивных обществ. Такой генезис структурализма объясняется тем, что первобытные общества проще современных, и там структуры предстают более четко. Основателем данного подхода стал французский ученый К.Леви-Стросс(1908—2009). Затем этот метод был перенесен во многом благодаря усилиям М.Фуко(1926—1984) на исследования структур мысли в цивилизованных обществах, и это стало началом его использования в философии.

Структурный метод основан на выявлении структурных аналогий в различных системах мысли с перспективой создания своеобразной периодической таблицы духовных элементов, аналогичной той, которой в естествознании служит периодическая таблица химических элементов Менделеева. Использование данного метода заключается в определении элементов мысли, затем установлении порядка их расположения, а дальше в выделении определенных структур и сравнении их с другими структурами. В результате такого сравнения удается лучше узнать каждую из сравниваемых систем и прогнозировать возможность нового знания. Менделеев, создав таблицу химических элементов, смог предсказать наличие

1 Джеймс У. Прагматизм // Воля к вере. — М, 1997. — С. 223.

трех неизвестных науке элементов, их свойства и реакции, в которых они могут быть найдены. Так и использование данного метода в философии позволяет делать новые выводы о реальности, с которой имеет дело философия.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Читайте также: