В чем суть богоискательства в начале 20 века кратко

Обновлено: 02.07.2024

религиозно-философское течение, возникшее в начале 20 века в среде русской либеральной интеллигенции, ориентированное на обновление религии путем соединения ее с новейшей философией.

религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции, проповедовавшее обновленное христианство, ратовавшее за формирование нового религиозного сознания. Получило распространение после поражения революции 1905-1907 гг.

религиознофилософское течение в среде русской либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 19051907 гг.; его основной идеей является примирение религиозного сознания и разума, изменение, совершенствование человеческой жизни на основе обновленного христианства.

религиозно-философское течение либеральной интеллигенции, возникшее накануне революции 1905-1907 гг., отстаивающее идею примирения религиозного сознания и разума, совершенствования человеческой жизни на основе обновленного христианства. Богоискательство легло в основу декадентства и символизма.

религиозно-философское течение в России, стремившееся доказать, что цель общественного развития заключается в осуществлении идеалов правильно понимаемого “нового” христианства. Идеи Б. были особенно популярны в буржуазно-интеллигентской среде после поражения революции 1905—07. Они широко обсуждались в литературе и религиозно-философских об-вах. Представители Б.— философы и писатели-декаденты: Бердяев, Д. Мережковский (“Не мир, но меч”, 1908, и др.), Н. Минский (“0 свободе религиозной совести”, 1902; “Религия будущего”, 1905) и др. призывали к “новому отношению” к заветам Христа, к некой “религиозной реформации”, пытались, как отмечал Ленин, оживить и по-новому укрепить в народе религию. Они говорили, что цель жизни заключается в поисках бога, что назначение истории — реализация божественного в человечестве, создание богочеловечества, т. е. социальной организации, покоящейся на религиозных основах. В отличие от традиционного христианства с его потусторонним царством божьим, богоискатели полагали, что религиозные идеалы (вечная жизнь, “святая общественность” и т. д.) якобы могут быть воплощены здесь, на земле. Они отстаивали иррационализм, в мистическом познании, в откровении видели наиболее верный способ достижения истины.

религ.-филос. течение, отражавшее стремление рус. контрреволюц. буржуазии "оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 16, с. 30). Идеи Б., зародившиеся в самом нач. 20 в. и пропагандировавшиеся первоначально в религ.-лит. кружках, получили широкое распространение среди бурж. интеллигенции после поражения революции 1905–07. Представители Б. – Бердяев, Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и др. – группировались гл. обр. вокруг Религ.-филос. об-ва (СПБ). Они издавали журн. "Новый путь" (СПБ, 1903–1904), "Вопросы жизни" (СПБ, 1905), "Весы" (М., 1904–1909), "Перевал" (М., 1906–1907). Идейным арсеналом Б. была религ. философия В. Соловьева, а также реакц. филос. положения во взглядах Достоевского и Л. Толстого. Б. выступило против марксистского учения о классовой борьбе и пролетарской революции, изображая марксизм как извращенную религию, к-рая должна быть побеждена новым, "истинным" христианством (Н. Бердяев, Новое религиозное сознание и общественность, 1907; Д. С. Мережковский, Грядущий хам, 1906). В центре построений Б. – богочеловек Христос, с помощью к-рого бог якобы осветил человеку его божеств. природу, открыл смысл жизни и определил цель истории человечества. Человек должен стремиться к Христу, искать бога в своей душе, к-рая бессмертна. В качестве норм поведения людей Б. проповедовало смирение, терпение, покорность (Д. Мережковский, Не мир, но меч, 1908; ?. ?. Минский, Религия будущего, 1905; З. Гиппиус, Новые люди, 1896, 2 изд. 1907; С. Н. Булгаков, Героизм и подвижничество, в кн.: Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции, 1909). В области философии Б. представляло собой крайний субъективизм, превозносило ср.-век. мистику; считало высшей формой познания религ. откровение. Согласно социологич. концепции Б., история человечества осуществляет заранее определенную цель – объединение всех людей в лоне христианства и поэтому представляет собой историю смены религий (Д. С. Мережковский, Христос и Антихрист, трилогия, 1895–1904, и др.). Б. было тесно связано с реакц. течениями в области искусства – декадентством и символизмом. В работах В. И. Ленина и др. марксистов был вскрыт реакц. смысл Б. Влияние идей Б. в среде интеллигенции заметно ослабевает с подъемом революц. движения в 1910–12 и окончательно падает в России после Окт. революции 1917. Из числа богоискателей вышли идеологи рус. контрреволюц. эмиграции (Бердяев, Булгаков и др. – см. Веховство). Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Классы и партия в их отношении к религии и церкви, там же, т. 15; его же. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих, там же, т. 20; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; Лентин Н. С., Борьба В. И. Ленина против богоискательства и богостроительства в период столыпинской реакции (1908–1912 гг.), М., 1950 (Автореф. дисс). Г. Арефьева. Москва.

религиозно-философское течение, возникшее в нач. XX в. в среде рус. либеральной интеллигенции - философов, литераторов, "новоправославных" священников (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков, 3. Н. Гиппиус, Минский, Д. В. Философов, А. В. Карташев и др.). Переход к "новому религиозному сознанию" как религиозно-философской основе Б. Бердяев связывал с именем Федорова (Русские богоискатели // Духовный кризис интеллигенции. С. 27-38). Корни "богоискания" он усматривал в вечном начале Б. рус. души, литературы (особенно Тютчева и Достоевского), "всей русской философии" (начиная с Чаадаева, славянофилов и др.). В понимании Бердяева, Б. как "ночная", сверхрациональная, трансцендентная полоса в истории рус. самосознания всегда противостояла "дневной", официально признанной и рациональной. В кон. XIX - нач. XX в. часть рус. интеллигенции, названная Булгаковым в сб. "Вехи" "духовно-аристократической", стала отходить от ценностей демократической ("народопоклоннической") интеллигенции в направлении идеализма, религии, национальной идеи и др. духовных ценностей. В 1901 г. в Петербурге во многом благодаря инициативе Мережковского были основаны Религиозно-философские собрания под председательством будущего патриарха епископа Сергия (Страгородского), на к-рых светские и церковные богоискатели обсуждали проблемы обновления православия на основе "нового Откровения" и "святой плоти". Подобные же собрания в 1901-1903 гг. происходили в Москве, Киеве, Тифлисе и нек-рых др. городах. Работы богоискателей печатались в журн. "Новый путь" (Спб., 1903-1904), "Вопросы жизни" (Спб., 1905), "Весы" (М., 1904-1909) и др., а также в сб. "Проблемы идеализма" (М., 1902), "Вопросы религии" (М., 1906-1908), "Вехи" (М., 1909), "Из глубины" (М., 1918). Среди богоискателей можно выделить два осн. направления. Представители первого обращались не только к идеям В. С. Соловьева и Достоевского, но и А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, С. Кьеркегора и др. (Мережковский, Бердяев, Розанов, Шестов и др.), а представители второго помимо учения Соловьева активно использовали соч. отцов церкви и были ближе к традиционному рус. православию (Флоренский, Булгаков). Если второе направление можно условно назвать "софиологическим" в связи с большим значением, к-рое приобрела в нем идея Софии (см. Софиология), то первое, как главенствующее, получило множество наименований: "неохристианство", "новое религиозное сознание", "новый идеализм", "мистический реализм", "трансцендентный индивидуализм" и т. д. Мережковский, одним из первых заговоривший о "новом религиозном сознании", рассматривал его как стремление к окончательной победе над смертью (с помощью спасенного и спасающего Христа), к слиянию неба и земли, духа и плоти, Христа и языческого бога (Диониса, Венеры и др.), Христа и Антихриста, к свободной, религиозно-оргиастически наполненной жизни. Бердяев подчеркивал "безмерную ценность индивидуальности" и таинственную, религиозную сущность любого творчества. Разгадку смысла личной и мировой жизни, а также стремление построить на основе обновленного христианства "новую культуру" и "новую общественность" он связывал с борьбой против житейского ("хождение в церковь по праздничным дням и выполнение мертвых обрядов. ") и исторического (сатанинские пытки, гонения, сращивание православия с самодержавием) христианства. "Жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе, противоположном религиозному сознанию исторического христианства", - писал он (Sub specie aeternitatis. С. 347). Интеллигенция, по его мнению, отошла от глубины бытия, от ценностей личности, свободы и творчества, от подлинной рус. литературы и философии, от национальных чувств, а народ в революционное время во многом предстал не "богоносцем", а черносотенным или красносотенным "громилой с черной душой". "Без Бога не может жить народ, разлагается человек" (Духовный кризис интеллигенции. С. 60). "Неохристианская" религия, по Бердяеву, наследует от католичества - культ, от православия - мистическое созерцание, от протестантизма - свободу совести и личное начало. Конечной общественной целью для Мережковского была богочеловеческая "безгосударственная религиозная общественность", а для Бердяева - теократия как тысячелетнее "непосредственное царство Христа" на земле, к-рая в политическом отношении близка к анархизму, в экономическом - к социализму, а в мистическом - к религии Бога "любви, свободы и жизни", в к-рой должны сойтись "все богатства мира, все ценности культуры, вся полнота жизни" (Новое религиозное сознание и общественность. С. 205). В годы революции и гражданской войны Бердяев вместе с др. богоискателями создал в Москве Вольную академию духовной культуры, а после изгнания в 1922 г. из России при помощи амер. организации YMCA - Религиозно-философскую академию в Берлине (с 1925 г. - в Париже). Он стал редактором религиозно-философского журн. "Путь", участвовал в деятельности изд-ва YMCA-Press. Софиологи организационно оформились в эмиграции в 1923 г., когда был утвержден устав "Софийского братства", а в 1924 г. начались его заседания. Учредителями выступили Булгаков (глава братства), Г. В. Вернадский, Зеньковский, Новгородцев, Флоровский. Нек-рые члены братства (В. Н. Ильин, Вернадский, Флоровский) примыкали какое-то время и к евразийству. Вместе с др. религиозными философами софиологи создали Православный богословский ин-т, руководили зарубежным рус. студенческим христианским движением. С Б. в значительной мере связана специфика рус. духовной культуры нач. XX в., художественное, философское и богословское творчество мн. деятелей "серебряного века".

Богоискательство (НФЭ, 2010)

Богоискательство (Ильичёв, 1983)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО, религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения Революции 1905—1907 годов. Богоискательство предлагало перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновлённого христианства. Представители богоискательства — Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. Минский, Д.

Богоискательство (СИЭ, 1962)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - реакционное религиозно-философское течение, возникшее в 90-х годах 19 века и получившее распространение после поражения революции 1905-1907 годов в среде дворянской и буржуазной интеллигенции России. Идеологи богоискательства - Д. Мережковский, Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Философов, Н. Минский, А. Белый, З. Гиппиус и другие группировались главным образом вокруг петербургского религиозно-философского общества и журнала "Новый путь" (1903-1904), "Вопросы жизни" (1905), "Весы" (1904-09), "Перевал" (1906-1907).

Новое религиозное сознание

Богоискательство (Маслин, 2014)

Богоискательство (КСА, 1987)

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение, возникшее в России в начале 20 века и получившее наибольшее распространение в период реакции после поражения революции 1905-1907 годы. Целью богоискательства являлась борьба с марксизмом и рабочим движением при помощи подновленной, модернизированной религии. В. И. Ленин, вскрывая реакционную сущность богоискательства, подчеркивал, что оно стремилось „восстановить мистику", „восстановить религиозное миросозерцание", используя самые утонченные приемы духовного одурманивания масс.

Богоискательство (Кириленко, Шевцов, 2010)

сложное по своему составу явление в религ., культурной и общественной жизни России кон. XIX - нач. ХХ в., главными чертами к-рого стали поиски нового понимания Бога, мира и человека за рамками правосл. догматики и исторического христианства и обоснование религ. смысла культуры; в широком смысле слова включает отличные по характеру и типу религиозно-философские, литературно-художественные, религ. и общественные течения, в узком смысле - религиозно-философское направление, основными темами к-рого были вопросы об отношении Бога и человека, Церкви и мира, религии и культуры.

Проблемы изучения

Истоки

Общая характеристика

Учения о Боге, Церкви, мире, человеке и культуре составляют основное содержание Б.; к общим чертам его следует отнести критику исторической Церкви и исторического христианства, отрицание христ. богословия или попытки реформирования его, веру в необходимость новой синкретической религии христианства и новой церкви, к-рые соединят исторические особенности христ. Церквей со всей мировой культурой.

Учения

Проблематика Б. присутствует также в рус. лит-ре нач. XX в. (Мережковский, Белый, Блок, В. Свенцицкий, М. Волошин и др.), музыке (Скрябин), живописи (М. Врубель), внецерковной мистике, оккультизме, антропософии (Е. Блаватская, А. Шмидт, Белый, Н. и Е. Рерихи, Г. Гурджиев и др.).

Исследования Б. в русской религиозно-философской лит-ре

Ист.: Минский Н . М . При свете совести. СПб., 1890; он же . Религия будущего. СПб., 1905; Шестов Л . Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше. СПб., 1900; Записки С.- Петербург. Религиозно-Филос. Собраний (1902-1903). СПб., 1906; Розанов В . В . Около церковных стен: В 2 т. СПб., 1906. Т. 2; Бердяев Н . А . Новое религ. сознание и общественность. СПб., 1907; он же . Sub specie aeternitatis: Опыты филос., социальные и лит., 1900-1906. СПб., 1907; он же . Философия свободы. М., 1911; он же . Собр. соч. П., 1983-1997. Т. 1-5-; он же . Рус. богоискатели // он же . Духовный кризис интеллигенции. М., 1998; Записки С.-Петербург. Религиозно-Филос. Общества. СПб., 1908. Вып. 1-2; Иванов Вяч . Две стихии в совр. символизме // он же . По звездам. СПб., 1909; он же . Лев Толстой и культура // Логос. 1911. Кн. 1; Философов Д . В . Слова и жизнь: Лит. споры новейшего времени (1901-1908). СПб., 1909; он же . Неугасимая лампада: Статьи по церковным и религ. вопросам. М., 1912; Соловьев В . С . Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1911-19142; Толстой Л . Н . ПСС: В 24 т. Т. 11. М., 1913; Мережковский Д . С . ПСС.: В 24 т. Т. 11, 13. М., 1914; Записи А. Н. Скрябина // Рус. Пропилеи. М., 1919. Т. 6. С. 120-247.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Полезное

Смотреть что такое "Богоискательство и Богостроительство" в других словарях:

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1 м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно… … Философская энциклопедия

Богостроительство — этико философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения. Его … Википедия

Богостроительство — см. Богоискательство и Богостроительство. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Богоискательство — Богоискательство философско религиозное движение в среде русской интеллигенции конца девятнадцатого начала двадцатого века. Представители этого движения Н. Бердяев, С. Булгаков, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и… … Википедия

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — враждебное марксизму религ. филос. течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с. д. интеллигенции в эпоху реакции 1907 10 в России. После поражения революции 1905 07, в условиях контрреволюц. столыпинского режима, среди бурж.… … Советская историческая энциклопедия

Богостроительство — религиозно философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал демократии после революции 1905–1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма … Русская Философия. Энциклопедия

Богостроительство — этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1 м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в… … Большая советская энциклопедия

Богостроительство — идейное течение в рус. социал. демократии нач. 20 в., понимавшее социализм как человекопоклонство, гуманистич. коллективистскую религию. Виднейшие представители А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич, Н. Валентинов, Ю. Стеклов, Г. Алекскинский, М … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — сложное по своему составу явление в религ., культурной и общественной жизни России кон. XIX нач. ХХ в., главными чертами к рого стали поиски нового понимания Бога, мира и человека за рамками правосл. догматики и исторического христианства и… … Православная энциклопедия

Читайте также: