Что такое прима в музыке определение кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Интервалы в музыке – это расстояние между двумя звуками, и еще это созвучие двух нот. Вот такое простое определение можно дать этому понятию. На уроках сольфеджио интервалы поют и слушают, чтобы потом узнавать их в музыкальных произведениях, но сначала нужно научиться строить их от разных нот.

Простых интервалов всего восемь штук, они обозначаются обычными цифрами от 1 до 8, а называются особыми латинскими словами:

1 – прима
2 – секунда
3 – терция
4 – кварта
5 – квинта
6 – секста
7 – септима
8 – октава

Что означают эти названия? В переводе с латинского языка прима – первый, секунда – второй, терция – третий и т.д.

Интересные факты про названия интервалов

Как строить интервалы от разных нот вверх и вниз?

Интервалы состоят из двух нот, которые могут быть расположены близко или далеко по отношению друг к другу. И о том, на каком расстоянии они находятся, нам говорит число интервала, которым оно обозначено (от 1 до 8).

Вы знаете, что каждый звук в музыке – это ступень большой музыкальной лестницы. Так вот число интервала показывает, сколько нужно пройти ступенек, чтобы от первого звука интервала добраться до второго. Чем больше число, тем шире интервал, и тем дальше его звуки друг от друга находятся.

Обратимся к конкретным интервалам:

Прима – обозначается числом 1, что говорит нам: два звука находятся на одной и той же ступени . Значит, прима – это обыкновенное повторение звука, шаг на месте: до и еще раз до, или ре и ре, ми-ми и т.д.

примы от всех нот

Секунда – обозначается двойкой, потому что этот интервал охватывает уже две ступени: один звук находится на какой-либо ноте, а второй на соседней, то есть второй по счету ступени. Например: до и ре, ре и ми, ми и фа и т.д.

секунды от всех нот

Терция – охватывает три ступени. Второй звук находится по отношению к первому на расстоянии трех ступеней, если идти подряд по музыкальной лестнице. Примеры терций: до и ми, ре и фа, ми и соль и т.д.

терции от всех нот

Кварта – теперь интервал расширяется до четырех ступеней, то есть первый звук находится на первой ступени, а второй звук – на четвертной. Например: до и фа, ре и соль и т.д. Поясним еще раз, что считать ступеньки можно начинать от любой ноты : хоть от до, хоть от ре – выбираем то, что нам нужно.

кварты от всех нот

Квинта – обозначение числом 5 говорит о том, что ширина интервала – 5 ступеней. Например: до и соль, ре и ля, ми и си и т.д.

квинты от всех нот

Секста и септима – числа 6 и 7, которыми они обозначаются, указывают на то, что нужно отсчитать шесть или семь ступеней, чтобы получить сексту или септиму. Примеры секст: до и ля, ре и си, ми и до. Примеры септим (все вверх по лестнице): до и си, ре и до, ми и ре.

сексты от всех нот

септимы от всех нот

Октава – последний интервал, такой же легкий, как и прима. Это тоже повторение звука, только на другой высоте. Например: до первой октавы и до второй октавы, ре и ре, ми и ми и т.д.

октавы от всех нот

А теперь давайте выстроим все интервалы по порядку от ноты ДО и ноты, например, СОЛЬ. Примеры можно послушать. Сделайте это!

Интервалы от ноты ДО вверх

интервалы от ноты до вверх

Интервалы от ноты СОЛЬ вверх

интервалы от ноты соль вверх

ВАЖНО! Считать ступеньки и строить интервалы можно не только вверх, но и вниз . Посмотрите на рисунок: здесь все восемь интервалов построены вниз от нот ДО и ЛЯ.

Интервалы от ноты ДО вниз

интервалы от ноты до вниз

Интервалы от ноты ЛЯ вниз

интервалы от ноты ля вниз

Упражнения : играем интервалы на фортепиано

При изучении интервалов одинаково полезны и взрослым, и детям упражнения на фортепиано или на нарисованной клавиатуре. Фортепиано или синтезатор со звуком, конечно, лучше, потому что цель изучения интервалов на сольфеджио – запомнить не название интервала, не ноты, которые его составляют (хотя это тоже важно), а звучание.

Упражнение 1. Играем примы

Примы играть легко, ведь прима – это повторение одной и той же ноты два раза. Значит, нужно просто два раза ударить по любой клавише и уже получится интервал. Прима – очень важный интервал, который встречается во многих песнях, поэтому никогда не нужно забывать о нем (забывают обычно потому, что он легкий).

Упражнение 2. Играем секунды

Секунду всегда образуют две соседние ступени, две ноты, которые находятся рядом. И на клавиатуре пианино, чтобы сыграть секунду, тоже нужно взять две соседние клавиши. Играйте секунды от разных нот – вверх и вниз, запоминайте звучание, можете также параллельно заниматься сольфеджио, то есть пропевать ноты, которые играете.

интервал секунда на фортепиано

Упражнение 3. Играем терции

интервал терция на пианино

Упражнение 4. Играем кварты и квинты

кварты и квинты на клавиатуре фортепиано

Упражнение 5. Играем сексты

интервал секста на клавиатуре пианино

Упражнение 6. Играем октавы

Октава – это повторение звука в следующей октаве. Вот такое вот парадоксальное и смешное определение можно дать этому интервалу. Найдите на клавиатуре две одинаковых ноты, которые расположены максимально близко: две ДО (одна в первой октаве, вторая – во второй), или две РЕ. Это и будут октавы. То есть октава – это расстояние от одного звука до его повторения музыкальной лестнице. Октавы нужно видеть сразу. Потренируйтесь.

интервал октава как играть на фортепиано

Упражнение 7. Играем септимы

Например: нам нужна септима от РЕ. Представим себе октаву – РЕ-РЕ, а теперь спустим верхний звук на одну ступеньку: получаем септиму РЕ-ДО!

интервал септима на пианино

Еще пример: построим септиму от МИ вниз. Отложили вниз октаву – МИ-МИ, а теперь, внимание, нижний звук поднимем на ступень вверх и получим септиму МИ-ФА вниз. А почему мы поднимали нижний звук, а не опускали? Потому что интервалы, построенные вниз, это как отражение в зеркале, и все действия потому нужно делать наоборот.

интервал септима на фортепиано

В следующих выпусках вы узнаете, о том, что такое количественная и качественная величина интервала, что такое обращения и как можно получить уменьшенные и увеличенные интервалы. До новых встреч!


1. Первая ступень гаммы, а также основной тон трезвучия.

2. Интервал в пределах одной ступени звукоряда.

3. Ведущая партия, исполняемая на одном из группы инструментов в инструментальном ансамбле. || Лицо, исполняющее ведущую партию в ансамбле, а также инструмент, на котором исполняется ведущая партия в ансамбле. — Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы. И. Крылов, Квартет.

4. Сопрановая разновидность балалайки в русском народном оркестре.

[От лат. prima — первая]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Прима (лат. prima) — первая:

Прима — музыкальный интервал шириной в одну ступень; первая нота или тоника каждой гаммы.

Прима — ведущая актриса, звезда театральной труппы; в балете — прима-балерина.

ПРИ'МА, ы, ж. [ит. prima]. 1. Первый или основной звук гаммы, тоника (муз.). Трезвучием называется аккорд, состоящий из примы, или основного тона, терции и квинты. Римский-Корсаков. 2. Первая струна (ля) на скрипке, виолончели (муз.). 3. Унисон, совпадение одноименных звуков, тонов (муз.). Играть в приму (в унисон). Чистая п. (полный унисон, напр. ля — ля). Увеличенная п. (отклоняющаяся от полного унисона на полтона, напр. ля — ля диэз). 4. Лицо или инструмент, ведущие первую партию в ансамбле. Ты с басом,

Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы.

Крылов. 5. Первый экземпляр переводного векселя (банк., торг.).

при́ма I

2. спорт. тот, кто играет ведущую роль, является лидером в спорте, спортивном коллективе

при́ма II

1. муз. музыкальный интервал между совпадающими тонами

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гуманизация (существительное):

Ассоциации к слову «прима»

Синонимы к слову «прима»

Предложения со словом «прима»

  • Приду домой, приму душ, переоденусь из неудобного офисного костюма в халатик, хряпну рюмочку ликёра, съем клубничку, потом выпью кофе с шоколадкой, а круассаны оставлю на завтрак…
  • (Прим. автора.)], посещали ежедневно театр, сыпали деньгами, играли с поляками, любезничали с полячками и, чтоб оправдать свое название, пили шампанское, как воду.

Сочетаемость слова «прима»

Кордебале́т (фр. corps de ballet) — артисты балета, исполняющие массовые танцевальные номера; ансамбль из танцовщиков и танцовщиц, в балете, а также опере, оперетте и мюзикле.

Названия, схемы, состав ступеней и примеры звучания всех простых и составных музыкальных интервалов в пределах двух октав.

Интервалы в музыке

Интервалы в музыке — мера определения соотношения между двумя звуками разной высоты. Несмотря на то, что интервалы можно представить в виде математической (соотношение двух чисел) или акустической (центы) величины, музыкальная теория пошла простым путем, рассчитав музыкальные интервалы на основе звукоряда, в котором главная роль отведена количеству тонов и полутонов между двумя нотами.

Интервал всегда состоит из двух звуков, при этом нижний звук называют основанием интервала, а верхний звук — вершиной интервала.

Интервалы в музыке

Классификация и виды интервалов

Классифицировать и упорядочить интервалы можно по нескольким признакам:

  • Гармонические интервалы, также называемые вертикальные, в которых звуки извлекаются одновременно;
  • Мелодические интервалы или горизонтальные интервалы, звуки которых звучат последовательно.

Виды музыкальных интервалов на основе количества ступеней

Классификация интервалов по количеству ступеней отталкивается от цифрового обозначения, связанного с каждым интервалом:

Количество ступеней в интервале (цифровое обозначение)Название интервала на русскомНазвание интервала на английском
1ПримаUnison
2СекундаSecond
3ТерцияThird
4КвартаFourth
5КвинтаFifth
6СекстаSixth
7СептимаSeventh
8ОктаваOctave
9НонаNinth
10ДецимаTenth
11УндецимаEleventh
12ДуодецимаTwelfth
13ТерцдецимаThirteenth
14КвартдецимаFourteenth
15КвинтдецимаFifteenth

Виды музыкальных интервалов на основе их качественных характеристик

Увеличенный интервал — это интервал, повышенный на полутон, уменьшенный — пониженный на полутон. Дважды увеличенные и уменьшенные интервалы повышаются и понижаются на целый тон.

Название интервалаАнглийское обозначениеКраткая записьКоличество полутоновУвеличенные или уменьшенные интервалы, равные исходному интервалуКраткая запись увеличенного или уменьшенного интервала
Чистая примаUnisonч. 10Уменьшенная секундаум. 2
Малая секундаMinor Secondм. 21Увеличенная примаув. 1
Большая секундаMajor Secondб. 22Уменьшенная терцияум. 3
Малая терцияMinor Thirdм. 33Увеличенная секундаув. 2
Большая терцияMajor Thirdб. 34Уменьшенная квартаум. 4
Чистая квартаPerfect Fourthч. 45Увеличенная терцияув. 3
Увеличенная кварта или уменьшенная квинтаAugmented Fourth / Diminished Fifthув. 4 / ум. 56
Чистая квинтаPerfect Fifthч. 57Уменьшенная секстаум. 6
Малая секстаMinor Sixthм. 68Увеличенная квинтаув. 5
Большая секстаMajor Sixthб. 69Уменьшенная септимаум. 7
Малая септимаMinor Seventhм. 710Увеличенная секстаув. 6
Большая септимаMajor Seventhб. 711Уменьшенная октаваум. 8
Чистая октаваOctaveч. 812Увеличенная септимаув. 7
Малая нонаMinor Ninthм. 913Увеличенная октаваув. 8
Большая нонаMajor Ninthб. 914Уменьшенная децимаум. 10
Малая децимаMinor Tenthм. 1015Увеличенная нонаув. 9
Большая децимаMajor Tenthб. 1016Уменьшенная ундецимаум. 11
Чистая ундецимаPerfect Eleventhч. 1117Увеличенная децимаув. 10
Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецимаAugmented Eleventh / Diminished Twelfthув. 11 / ум. 1218
Чистая дуодецимаPerfect Twelfthч. 1219Уменьшенная терцдецимаум. 13
Малая терцдецимаMinor Thirteenthм. 1320Увеличенная дуодецимаув. 12
Большая терцдецимаMajor Thirteenthб. 1321Уменьшенная квартдецимаум. 14
Малая квартдецимаMinor Fourteenthм. 1422Увеличенная терцдецимаув. 13
Большая квартдецимаMajor Fourteenthб. 1423Уменьшенная квинтдецимаум. 15
Чистая квинтдецимаPerfect Fifteenthч. 1524Увеличенная квартдецимаув. 14

Виды музыкальных интервалов по особенностям составления

Если же посмотреть на особенности составления, то здесь можно выделить четыре основных вида интервалов:

  • Простые;
  • Составные;
  • Микроинтервалы;
  • Особые интервалы.

Важно отметить, что строить интервалы можно в обе стороны (как вверх, так и вниз) и от любой ноты — качество и количество промежуточных ступеней (тонов и полутонов) останется неизменным. Так, 5 ступеней вверх от ноты До приведут к образованию квинту с вершиной на ноте Соль, а 5 ступеней вниз образуют квинту с основанием на ноте Фа.

Интервалы в музыке

Интервалы можно строить в обе стороны — вверх и вниз. Пять ступеней вверх от ноты До образуют квинту До-Соль (Соль-До), пять ступеней вниз — квинту Фа-До (До-Фа).

Простые интервалы

Простые интервалы существуют в пределах одной октавы, а их названиями служат порядковые числительные на латыни. Само по себе название интервала отражает количество ступеней между двумя звуками.

Прима


Схема примы (обозначается как ч. 1 — чистая прима).

Так как взять две одинаковых ноты на клавиатуре пианино не представляется возможным, прима обычно отображается двумя последовательными извлечениями звука. Единственный вариант взять одинаковые звуки — использовать два инструмента.

Тем не менее, такое положение вещей не относится к большинству струнных инструментов (гитара, скрипка, виолончель), чей гриф позволяет взять два идентичных звука на разных струнах.

Малая секунда


Схема малой секунды (обозначается как м. 2).

Большая секунда


Схема большой секунды (обозначается как б. 2).

Малая терция


Схема малой терции (обозначается как м. 3).

Большая терция


Схема большой терции (обозначается как б. 3).

Чистая кварта


Схема чистой кварты (обозначается как ч. 4).

Увеличенная кварта или уменьшенная квинта


Схема увеличенной кварты (обозначается как ув. 4) или уменьшенной квинты (обозначается как ум. 5).

Тритон — интервал, звуки которого отдалены друг от друга тремя тонами (вверх или вниз). Фактически, тритон — другое название увеличенной кварты или уменьшенной квинты. Чистая кварта состоит из 2,5 тонов (5 полутонов), а чистая квинта из 3,5 тонов (7 полутонов). Увеличение кварты на полутон приведет к образованию увеличенной кварты или тритона, равно как уменьшение квинты на полутон приведет к образованию уменьшенной квинты или тритона.

Как ни крути, расстояние равно трем полным тонам.


Тритон всегда рядом.

Чистая квинта


Схема чистой квинты (обозначается как ч. 5).

Малая секста

Большая секста


Схема большой сексты (обозначается как б. 6).

Малая септима


Схема малой септимы (обозначается как м. 7).

Большая септима


Схема большой септимы (обозначается как б. 7).

Октава


Схема чистой октавы (обозначается как ч. 8).

Октава — восьмой и последний простой музыкальный интервал, расстояние участниками которого равно восьми ступеням. На слух октава воспринимается как устойчивый музыкальный интервал. Несмотря на то, что основание и вершина интервала очень похожи друг на друга, ноты отчетливо различаются по высоте.

Составные интервалы

Составные интервалы получаются за счет сложения двух простых интервалов. Любые составные интервалы по объему превышают октаву.

Малая нона


Схема малой ноны (обозначается как м. 9).

Нона — условно девятый интервал, расстояние между звуками которого составляет девять ступеней. Для упрощения запоминания нону рассматривают как секунду через октаву. Исходя из этого, нона, как и секунда, делится на большую и малую, а значит интервал можно рассмотреть как малую секунду через октаву.

Большая нона


Схема большой ноны (обозначается как б. 9).

Малая децима


Схема малой децимы (обозначается как м. 10).

Интервал в музыке, чья ширина составляет десять ступеней, называется децима. Децима, как и другие составные интервалы превышает размером октаву.

Большая децима


Схема большой децимы (обозначается как б. 10).

Чистая ундецима


Схема чистой ундецимы (обозначается как ч. 11).

С точки зрения гармонии ундецима соответствует кварте, обладая теми же свойствами и особенностями. В джазовой теории музыки ундециму определяют как пятую терцию после основного тона.

Увеличенная ундецима или уменьшенная дуодецима

Чистая дуодецима


Схема чистой дуодецимы (обозначается как ч. 12).

Знаменитый русский композитор Сергей Рахманинов брал чистую дуодециму на клавиатуре фортепиано мизинцем и большим пальцем одной руки.

Малая терцдецима


Схема малой терцдецимы (обозначается как м. 13).

Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.

Большая терцдецима


Схема большой терцдецимы (обозначается как б. 13).

Малая квартдецима


Схема малой квартдецимы (обозначается как м. 14).

Квартдецима — четырнадцатый музыкальный интервал, расстояние между основанием и вершиной в которой составляет 14 ступеней. Состоит из октавы и септимы, ввиду чего может быть как малой, так и большой.

Большая квартдецима


Схема большой квартдецимы (обозначается как б. 14).

Чистая квинтдецима


Схема чистой квинтдецимы (обозначается как ч. 15).


Интервал примы является самым простым для понимания. Это просто одна и та же нота. Таким образом, тоновая величина примы равна 0, а соотношение звуков равно 1:1. Естественно, что прима является совершенным консонансом.

В гармонии примой также называют основной тон аккорда. Например, в аккорде C прима нота C. В аккорде Am прима нота A и т.д.

Как и любой интервал в музыке прима бывает мелодической и гармонической. Мелодическая прима является основой речитативной мелодики и очень часто используется в современных мелодиях и риффах. Использование примы в мелодии помогает акцентировать внимание слушателя на смысле текста песни или на ритмике мелодии, а не на интонационном развитии звука.

На фортепиано получить гармоническую приму невозможно, а на струнных инструментах прима может быть исполнена на соседних струнах. Так, например, настраивается гитара

Гармоническая прима также называется унисоном и играет важную роль в аранжировке и инструментовке, так как проведение линии в унисон это простейший способ получения нового тембра, а также простой прием усиления динамики.

Исполнение одной партии в оркестре или ансамбле группой инструментов называют игрой в унисон или пением в унисон.

В современной музыке наиболее часто используется унисон 2х и более гитар, а также унисонные усиления фраз вокальной линии.

Несмотря на то, что при исполнении гармонической примы мы слышим один звук, восприятие интервала меняется в зависимости от тембра инструментов и голоса, так как разные инструменты имеют разные гармоники и форму волны, что насыщает звучание ноты и делает ее звучание более выпуклым в контексте аранжировки.

Обращением примы является октава. Прима может быть увеличена, но не может уменьшена, так как уменьшать ее некуда.

Увеличенная прима может возникать только при использовании хроматики или при сочетании нескольких ладов (полиладовость). Однако любые вариации увеличенных или дважды увеличенных прим являются редкостью и не имеют большого значения в практике современной музыки

Читайте также: