В чем сущность понятий политика и управление кратко

Обновлено: 01.07.2024

  • Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
  • Вопросы и события общественной, государственной жизни.
  • Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις ) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведётся в рамках политологии [2] .

Содержание

Альтернативные определения

Основные подходы

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

  • уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;
  • точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

Место науки

Жизненность и эффективность политики зависит от того, соответствует ли она объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, учитывает ли реальные экономические возможности государства, его национально-этнических особенностей, условия политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика). [источник не указан 1217 дней]

Политические процессы и общество

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.

Власть. Роль политики в жизни общества.

Понятия и признаки государства.

Политический режим. Демократия.

Участие граждан в политической жизни.

Политические партии и движения, их роли в общественной жизни.

Гражданское общество и правовое государство.

Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо или чем либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.

Функции органов власти

Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенную политику, используя политические партии, организации, государство.

Ядром и орудием политической власти является – государственная власть.

Понятие политическая власть шире государственной власти.

Организует политическую жизнь общества и политические отношения.

Управляет и руководит делами общества на разных уровнях.

Создает определенную форму правления и соответствующие ей политические отношения.

Политика – (искусство управления государством) - деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Создает для общества организационные основания

Непосредственно воздействует на людей, их поведения, условия жизни, используя власть

Обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними

Сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества

Влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам

Понятия и признаки государства.

Государство – организация политической власти, осуществляющей управление обществом, охрану его политической и социальной структуры.

Публичная власть – распространяется на все население страны, для её осуществления создается специальный аппарат, включающий и органы принуждения.

Суверенитет – верховенства государственной власти внутри страны и её независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

Единство территории – государство распространяет свою власть на население, живущее в пределах определенной территории.

Законодательная власть – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные юридические нормы – законы государства.

Налоговые сборы – государство устанавливает социальные сборы (налоги, пошли) и обеспечивает их поступление в бюджет.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное значение.

Политическая – государство – главный носитель политической власти, обеспечивает условия деятельности общественных и политических институтов

Экономическая – регулирует экономические отношения и структурные изменения в экономике (национализация, приватизация и т.д.)

Социальная – осуществляет программу развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки культуры

Идеологическая – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальных каналов СМИ

Участие в решении глобальных проблем

Обеспечение национальной безопасности

Развитие взаимовыгодного сотрудничества

Отстаивание государственных интересов на международной арене

Разделение властей.

Цель разделения властей – предотвратить узурпацию (противозаконный захват) власти и злоупотребление ею, свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Основные положения теории разделения властей .

Законодательная, исполнительная, судебная власти представляются различным людям и органам согласно конституции.

Все власти равны и автономны, ни одна из них не межет быть устранена любой другой.

Никакая власть не может пользовать правами, предоставленными конституцией другой власти.

Судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности.

(судьи всех уровней)

Представляет интересы граждан, издает законы

Управляет государственными делами

Следит за соблюдением органами власти законов

Разделение властей гарантия от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако для нормального функционирования государства ветви власти должны эффективно взаимодействовать друг с другом.

Формы государства

Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

Форма правления – организация высших органов власти (кто и как правит).

Форма государственно-территориального устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны (как объединено население на территории).

Высшим органом власти выступает, избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом

Власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента

США, страны Латинской Америки

Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

Австрия, Россия, Франция

Формы государственно-территориального устройства

Унитарное

(единый) – государство

Федерация

(союз, договор)

Конфедерация

(союз, сообщество)

Единая политически однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц (губерний, краев, провинций и т.д), не обладающих собственной государственностью. Существует единая конституция, единая система государственной власти, управления, единая судебная система.

Устойчивый союз административно-территориальных единиц (штатов, земель, республик), самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром полномочий, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство

Постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Её члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают союзу решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в оборонной области, внешней политике, транспорте, связи, денежной системы.

Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Франция, Швеция и др.

Бразилия, Германия, Индия, Мексика, Россия, США, Швейцария и др.

Содружество Независимых государств (СНГ), Европейский союз (ЕС)

Политический режим. Демократия.

Политический режим (управление) – совокупность методов, средств и приемов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы (то, каким образом осуществляется власть в обществе).

Господствующее положение правящей партии; возможно существование других партий, но их права сильно ограничены

Однопартийная система; господствующая партия срастается с государством; подавление любой организованной оппозиции

Способ урегулирова-ния социальных конфликтов

Согласование интересов путем переговоров

Принудительные меры, включая насилие

Принудительные меры, включая массовый террор

Идеология, роль СМИ

Отсутствие единой официальной идеологии, разнообразие идейно-политических течений при наличии общенациональных мировоззренческих традиций; свобода СМИ

Преобладание официальной идеологии, не допускается наличие других идейных течений; СМИ могут критиковать власть до определенных пределов

Общая обязательная, официальная идеология; жесткая государственная цензура (надзор над СМИ)

Роль армии и полиции

Инструмент в руках законодательных органов власти, их действия регулируются законом; преобладающая функция – обеспечение внешней безопасности, поддержание законности и правопорядка

Движущая сила режима; возможно привлечение армии для подавления общественных беспорядков

Инструмент в руках должностных лиц; чрезвычайно широкие полномочия полиции; преобладают карательные функции поддержания правопорядка и законности

Режимы в современных – Австрии, Лихтенштейн, Сан-Марина, США, Швеция, Швейцария и т.д.

Восточные деспотии, тирании Древнего мира, абсолюные монархии Средневековья, Чили (Пиночет) и др.

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маосизм и др.

Политический плюрализм (множественный) – принцип, содействующий существованию многообразных политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти.

Демократия – форма организации общества, при которой обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни, осуществляется правление народа или действенный контроль за осуществлением власти со стороны народа.

Признание народа источником власти

Подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении

Выборность основных органов власти

Непосредственная (прямая) демократия – прямое выражение личностью её интересов через референдумы, митинги и т.п., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия.

Представительная демократия – участие граждан в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.

Демократия – важнейшее и универсальное политическое условие и средство совершенствования общества и государства, всестороннего развития личности.

Местное самоуправление.

Местное самоуправление – самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Формы местного самоуправления.

Непосредственно – через муниципальные выборы, местный референдум, собрания граждан, внесение в органы самоуправления проектов правовых актов местного значения и др.

Через органы местного самоуправления:

- Представительный орган – совет, дума, муниципальный комитет и т.п.

- Исполнительный орган – глава местного самоуправления (мэр, староста, глава администрации и т.п.), возглавляемая им администрация.

Осуществляет правотворческую деятельность в объеме полномочий местного самоуправления

Утверждает местный бюджет и отчет о его выполнении

Устанавливает местные налоги и сборы

Утверждает программы развития следующих территорий

Осуществляет контроль за деятельность главы местного самоуправления

Осуществляет управление муниципальным хозяйством

Распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности

Разрабатывает местный бюджет и несет ответственность за его выполнение

Осуществляет регулирование земельных отношений

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого – одно из условий совершения действий государственными органами, органами местного самоуправления в интересах плательщиков сборов, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий.

Согласно законодательству РФ возможно созданий органов территориального самоуправления в микрорайонах, кварталах и т.п. (совет микрорайонов, уличный, домовой комитет и т.п.).

Местное самоуправление связующее звено между гражданским обществом и государством.

Участие граждан в политической жизни

Политическое участие – действие гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями

Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

Участие граждан в выборах и референдумах

Прямые действия граждан (участие в митингах, пикетировании, демонстрации и т.п.)

Для эффективного участия в политической жизни необходимо стать политически культурным человеком.

Политическая культура – совокупность политических знаний, отношений, ценностей, убеждений людей.

Активное включение гражданина в общественно-политическую жизнь опирается на:

Политические знания – знание общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней и др.

Положительное отношение к политике – как к виду человеческой деятельности, понимание её важной роли в человеческом обществе

Умения политического действия – умение ясно и убедительно изложить свои взгляды другим людям, выслушать и понять иную точку зрения, разобраться в сути спора, защитить свои убеждения; умения самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать её, верно её оценивать; организаторские умения, способность правильно распределять поручения, проверять их выполнение.

Чем выше политическая культура граждан, тем больше шансов иметь общество, стабиль развивающееся и процветающее.

Выборы, референдум.

Выборы и референдум – наиболее массовые формы участия граждан в делах государства.

Выборы – процесс избрания депутатов, должностных лиц, членов организаций путем голосования.

Базовые принципы демократических выборов.

Равенство голосов граждан

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти, что бережет общество от застоя, злоупотребления, опасности диктатуры.

Стадии процесса выборов в РФ .

Подготовительная – назначение сроков выборов, создание избирательных участков (состав: не более 3000 избирателей), регистрация и учет избирателей.

Выдвижение и регистрация кандидатов (списки кандидатов).

Предвыборная агитация (в СМИ, путем проведения митингов, шествий, публичных дискуссий, выпуск агитационного материала т.п.).

Голосование и подведение итогов выборов .

Отдавая свой голос, мы выбирает программу, которая более всего соответствует нашим интересам.

В РФ избираются:

Глава государства – Президент РФ

Представительные (законодательные органы) субъектов РФ (законодательные собрания, областные думы, парламенты и т.п.)

Органы местного самоуправления (выборные собрания, советы, земства, муниципальные комитеты )

Избирательное право включает в себя :

Нормы, определяющие избирательные права граждан

Нормы, обеспечивающие справедливость участия граждан в управлении страной непосредственно и через своих представителей в органах власти

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Активное – право избирать

Пассивное – право быть избранным

Принципы избирательного права в РФ .

Всеобщее право – каждый гражданин, достигший 18 лет, независимо от своего социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования и места жительства, может принять участие в выборах в качестве избирателя. Исключение составляют лица, по приговору суда, содержащиеся в местах лишения свободы, а так же признанные в судебном порядке недееспособными, т.е. не способные по своему умственному, психическому состоянию осуществлять свои права.

Равное право – каждый избиратель имеет лишь один голос.

Прямое право – каждый избиратель голосует за своего кандидата непосредственно.

Тайное голосование – обеспечивается тайна волеизъявления избирателя: оно происходит в специальных кабинках для голосования, и другим людям неизвестно за кого проголосовал избиратель.

Участие в выборах является добровольным. Никто не вправе заставлять принимать участие в выборах, или голосовать определенным образом.

Референдум – всенародное голосование граждан по наиболее важным государственным вопросам: законопроектам, действующим законам и т.п.

Референдум проводится на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев, стремящаяся к завоеванию государственной власти или к участию в её осуществлении.

Признаки политической партии :

Стремится не только к участию в политической жизни, но и к завоеванию власти или участию в её осуществлении

Имеет структуру, закрепленную партийным уставом (центральные и местные организации)

Существует длительный период, решает долговременные задачи

Стремиться к созданию массовой опоры, для поддержки избирателями на выборах

Объединяет людей с общими политическими взглядами, изложенными в политической программе

Изучает состояние общества, оценивает перспективы развития, выявляет интересы различных социальных групп, разрабатывает программу развития общества и государства

Распространяет и пропагандирует в массах свои идеи

Борется за власть, влияет на внутри и внешнеполитический курс страны, выполняет предвыборные программы

Проводит избирательные компании, готовит кадры профессиональных политиков, организует акции

Взаимосвязь политики и управления. Сущность политического управления

Однако по мере развития общества, создания институтов его самоорганизации (партии, общественные объединения и организации, СМИ и другие институты гражданского общества), а также демократических процедур и механизмов реализации власти (выборы, референдумы) положение в политической сфере существенно меняется. Государство постепенно утрачивает значение единственного инструмента политики. Соединение его с развитым гражданским обществом, обеспечивает демократический характер политической власти. Соответственно корректируется и понимание политики. Политика все чаще рассматривается как особый вид общественных отношений, связанных с использованием институтов публичной (общественной) власти для реализации жизненно важных интересов, потребностей и целей общества. В центре внимания политической науки оказывается не только государство, а власть и вся политическая система. Исследователей занимают проблемы законности притязаний различных субъектов политики на власть, их роль и функции в политической системе, характер и механизмы ее оптимизации, формы и методы воздействия на деятельность государственных органов, кадровая политика и отбор управляющих общественными делами, взаимодействие управляемых и управляющих в ходе разработки, принятия и реализации обязывающих для общества решений.

Механизмы разработки и реализации политики в различных государствах имеют свои особенности. В бывшем СССР, например, политика и управление полностью замыкались на деятельности государства. Наличие КПСС ничего не меняло. Это была государственная партия, которая выполняла в советской политической системе роль ее ядра, руководящей и направляющей силы, функции политического руководства и контроля. Смысл партийного руководства заключался в определении стратегии общественного развития и контроле за ее реализацией через систему государственных и общественных институтов. Область частного интереса и права не принимались в расчет, почти полностью игнорировалась. Государственное управление рассматривалось как управление едва ли не всеми делами общества и индивидов. В социалистической правовой системе отсутствовало деление права на публичное и частное, а конституционное право было превращено в государственное право. Управление как отрасль научного знания развивалась в основном в лоне юридических наук, главным образом административного права.

В западных странах, прежде всего в США, собственность, экономика и управление первоначально провозглашались почти исключительно частным, неполитическим делом. Публичная (общественная) же сфера жизни общества относилась к политико-государственной, но к таковой не сводилась, что привело к многозначности отношений политики и управления. Уже в конце ХIХ века наука публичного управления (public administration) полностью отделилась от частного управления (private administration) и управления бизнесом (business administration) и изучается во многих странах в рамках политической науки, наряду с курсами: сравнительное государственное устройство, публичное право и политическая теория. Этому способствовало то обстоятельство, что в социологии и политической науке этого периода государство рассматривалось как особый механизм управления делами общества.

Несколько позднее, уже в ХХ веке, стремление профессионализировать процесс публичного управления и самих государственных служащих на основе технологий научного менеджмента привело к возникновению в рамках публичного управления новой научной области public policy, что в переводе на русский язык означает – разумный, целесообразный курс (принцип, план, стратегия) действий правительства, организации или отдельного официального лица. В настоящее время эта область публичного управления называется policy science, т. е. наука о выработке и реализации курса действий (решений) в публичной сфере (наука о курсах политики). Она иногда делится на policy analisis (сфокусированный и математический анализ направленной вовне деятельности публичных органов управления и ее воздействия на общество) и на policy making (выработку и формулирование решений, курса этих органов).

Политическое управление, таким образом, с точки зрения западной политической науки оказалось неразрывно связано с политикой. По мнению наиболее радикально настроенных политологов разделение политики и управления ошибочно как в научном, так и в политическом отношении. Содержание управления определяется политикой, теория управления есть теория политики, а государственная политика рассматривается как политико-управленческая деятельность, реализуемая через систему управления. Чтобы более детально прояснить суть вопроса о сочетании понятий политика и управление, следует учитывать и мнение специалистов в области теории управления. Они считают, что управление – это:

· функция, элемент сложных (в том числе социальных, общественных) систем, обеспечивающий упорядочение структуры, поддержание режима деятельности, способов функционирования и развития систем;

· воздействие на общество путем самонастройки или с помощью общественных институтов (субъектов управления);

· определение программ и целей деятельности субъектов управления, подготовка и принятие решений, организация и контроль исполнения;

· деятельность не только специальных институтов, но и участие в управлении рядовых граждан;

· управление в обществе одной сферой, ведущее, как правило, к изменениям в других сферах.

Таким образом, исходные посылки политологов и специалистов по теории управления почти полностью совпадают, что позволяет утверждать о неразрывности политики и управления, научной и практической значимости учебного курса по политическому управлению.

Наиболее общим объектом политики является общество, все происходящие в нем процессы. В этой связи политическое управление выступает как особая форма управленческой деятельности по регулированию политического процесса, координации, согласованию и реализации разнообразных интересов различных социальных слоев и групп. Политические отношения в данном случае рассматриваются как часть более общей системы общественных отношений. В то же время они являются относительно самостоятельной, саморазвивающейся системой, имеющей свою логику и закономерности развития, устойчивые тенденции которой определяют направления и формы политического управления.

Политическое управление и его технологии основаны на нескольких теоретико-методологических подходах.

Первый подход связан с теорией сложных организаций, в рамках которой выявляются особенности и влияние различных политико-государственных организаций на разработку и реализация управленческих решений и политического курса государства.

Второй подход проявляется в стремлении выявить причины неудач реализации отдельных решений и политического курса. Особое внимание уделяется проблемам контроля и критериям оценки, обоснованию эффективности деятельности субъектов политического управления, взаимоотношениям управленцев с общественностью, взаимодействию государства со структурами гражданского общества.

Третий подход – институциональный, изучает механизмы координации политико-управленческой деятельности между различными уровнями и структурами управления, проблемы децентрализации и деконцентрации в системах государственного управления, организационные условия эффективности политического управления в обществе.

Четвертый подход – политико-экономический, исследует политические курсы субъектов управления, технологии политического управления в различных сферах общества на основе анализа взаимодействия государства, общества и экономики, с использованием таких показателей, как господствующая в обществе политическая идеология, цели и ценности правящей политической партии, результаты выборов, особенности формы правления и деятельности государственных органов власти, структуры государственного бюджета, распределения доходов и пр.

Пятый подход основан на изучении государственного аппарата и государственной службы, политики бюрократии и ее роли в принятии управленческих решений, взаимоотношений бюрократов и политиков, их места в системе политических сил и интересов, проблем политического контроля за деятельностью бюрократии.

Важное методологическое значение для процесса управления имеет определение характера и учет закономерностей политических отношений. Для политического анализа одинаково опасно как упрощенность в понимании детерминированности общественного развития, так и преувеличение роли стохастических общественных процессов. Политический процесс, политические отношения обусловлены, в конечном счете, объективными законами и долговременными устойчивыми тенденциями. Однако в политике и политическом управлении большое значение имеет субъективный фактор, подготовленность политических лидеров, например, а также элемент случайности, трудно предсказуемого стечения обстоятельств. Можно согласится с мнением, что развитие политических процессов носит вероятностный характер. Но сама степень вероятности может быть различной. Многомерность и многовариантность политического процесса, сложность выбора оптимальных управленческих решений предполагает как минимум знание закономерностей, присущих политическим отношениям, а также наличия способности предвидеть, предвосхищать и даже использовать возникающие отклонения от общих закономерностей.

Гуманизм политики – это не только приоритет прав человека, но и освобождение теории политики от вульгарного экономизма и технократизма. Мировой опыт свидетельствует о постоянном возрастании политических, социальных, нравственно-психологических факторов в управленческой деятельности. При оценке управленческих решений и курсов политики главным критерием является то, насколько они отвечают личным интересам членов общества. Агрегирование этих интересов посредством политического управления позволяет обеспечивать повышение авторитета государственной власти, ее удержание и упрочение.

Политическое управление – это реализация субъектом политики политико-властных отношений в своих интересах.

Политическое управление можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле под политическим управлением понимают использование субъектами политики политических методов, способов, форм и средств, технологий воздействия на разные сферы общественной жизни. В узком смысле – это управление в политической сфере в отношении субъектов политики.

  • целенаправленный и непрерывный процесс воздействия на объект субъекта политики, политико-властный процесс достижения конкретных политических целей;
  • механизм, обеспечивающий достижение поставленных целей;
  • целенаправленная и сознательная деятельность по упорядочению и урегулированию общественных отношений преломленная через призму политико-властных отношений;
  • сфера взаимоперехода управления и политики, область корректировки существующей политики, принятых управленческих решений под влиянием конкретных обстоятельств и обстоятельств их реализации (с учетом позиций заинтересованных социальных и политических сил, которые вовлечены ы этот процесс);
  • выражение осознанного стремления политического субъекта регулировать политические явления и процессы в необходимом для себя направлении;
  • непрерывный процесс согласования и взаимоучета интересов всех субъектов политико-управленческого процесса на всех стадиях разработки и осуществления властно-управленческих решений;
  • организующее влияние политического субъекта на общество методами и средствами государственной власти, ориентированное на эффективное достижение целей общественной системы.

Политика и управление тесно взаимосвязаны между собой. Политика является особым видом отношений, которые проявляются в использовании значительными группами людей для реализации собственных жизненно важных интересов институтов публичной власти. Политическая власть является способностью оказывать на поведение других людей определенное воздействие, навязывать в политике свою волю. Политическое управление предстает в качестве функции политической власти.

Признаки политического управления

В современном мире существует несколько специфических признаков политического управления:

  • вид социального управления, который обусловлен политико-властными отношениями;
  • процесс организации политического субъекта, направленный на трансформацию различных политических сил в организованное целенаправленное единство относительно определенной политической программы и конкретной политики;
  • отношение политической власти и обратной связи, которые возникают в рамках государственного управления, отношения в организационных структурах социума, включенных в политический процесс.

Готовые работы на аналогичную тему

Признаки политического управления предоставляют рассматривать процессы управления в политике, как осуществление политическим субъектом власти в политике, в государственном управлении, процессами, выходящими за пределы влияния государства на социальную жизнь. В этом случае политическим субъектом выступает не только государство, но и политические институты, институты гражданского общества, политическая элита власти и элита влияния, элементы политической системы, реализующие собственные политические интересы и волю в масштабах всего общества. Эта деятельность оказывает прямое или косвенное воздействие на политические, социальные, экономические, духовные и иные сферы жизнедеятельности общества.

Структура политического управления

Структура политического управления включает несколько элементов:

  • субъект политического управления – это элемент, который осуществляет влияние на объект политики, реализуя собственные интересы (политическая организация, политические институты, политическая элита, политический лидер);
  • объект политического управления – это элемент, на который направлено управленческое влияние (политическая организация, политические институты, политическая элита, политический лидер);
  • политические коммуникации, или каналы управления – направления взаимного влияния объекта и субъекта в системе управления, поступление из внешней среды информации;
  • средства управления – это политические методы, технологии, процедуры, обеспечивающие восприятие и передачу управленческого воздействия, базирующиеся на основе обмена информацией внутри политической системы и за ее пределами.

Объекты и субъекты в политическом управлении могут выступать взаимозаменяемыми элементами. Один и тот же политический институт или социальная группа одновременно могут быть и субъектом, и объектом управления, могут меняться своими местами. От субъекта политики во многом зависят средства управления, включенные в политический процесс воздействия на объект.

Отношения политического управления возникают между разными объектами и субъектами управления. Одними из наиболее всесторонних и глубоких управленческих отношений являются отношения, которые возникают между государственными органами, с одной стороны, и гражданами, отдельными представителями страны, с другой стороны.

В странах с демократическими политическими режимами устойчивыми управленческими отношениями являются те отношения, в которых субъект не имеет возможности использовать государственные ресурсы в собственных интересах, вынужден бороться с административными ресурсами, противостоять сопротивлению государственного аппарата, используя институты гражданского общества.

В политическом управлении субъективные отношения взаимны: субъект политического управления может выступать одновременно его объектом. Государство, выступающее субъектом политики, воздействует на объект политики – институты гражданского общества. В свою очередь институты гражданского общества (субъект) воздействует на объект-государство. В этом проявляется специфичность политического управления. Субъекты политики обладает противоречивыми и различными интересами, которые ими выражаются и осознаются. Направление политических процессов, реализация этих интересов, принятие политических решений происходят в политической борьбе с включением разных ресурсов.

Читайте также: