Анализ стихотворения цветаевой домики старой москвы очень кратко

Обновлено: 03.07.2024

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, –
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы – их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

В произведении 1911 г. нашла отражение обширная тема родного дома, неотделимого от облика города. Воплощением идеализированного уютного мира московской старины стал обобщенный образ домиков. Они, словно живые существа, играют роль лирического адресата: анализируемый текст открывается обращением к основному образу.

Марина Ивановна Цветаева написала своё прекрасное стихотворение "Домики старой Москвы" в 1912 году, когда ей исполнилось 20 лет, и когда ещё было ой как далеко до нынешнего разрушения и исчезновения старинных московских особняков - дворянских гнёзд прошлых веков.

Но прежде. чем раздумывать об этих печальных фактах, давайте прочтём стихотворение полностью.

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Можно считать Марину Цветаеву гениальной предсказательницей: незадолго до революции она словно предвидела, что вскоре будет полностью порушен старый дворянский быт, уйдут в прошлое роскошь и пышность старинных особняков, хранящих традиции красоты, вычурности, необычности, изысканности бытия тех избранных особ, которым посчастливилось родиться в богатых и знатных семьях, чтущих традиции старины. А ведь даже и сейчас, при взгляде на чудом уцелевшие дворянские дома, порой накатывает странная ностальгия по навсегда ушедшей жизни, которую мы знаем лишь из книг и фильмов. Затаилась в сердце глубоко спрятанная тоска по красоте и возвышенности человеческих отношений, по некоему аристократическому духу, витавшему когда-то в старой Москве и старом Петербурге. Что уж говорить о Марине Цветаевой, которой всё это было ведомо, которая сама родилась и жила до замужества в таком чудесном особнячке в Трёхпрудном переулке (дом не сохранился).

Именно поэтому ей не даёт покоя "слава прабабушек томных", устроивших эти почти сказочные домики на свой вкус и манер, - так, как им это нравилось и было любо. Ведь дамы прошлых веков сумели окружить себя красотой, "где потолки расписные, до потолков зеркала". Где предки строго глядят с портретов в золочёных рамах, словно хранители прежних традиций. И невольно представляется, что в этих хрупких зеркалах сейчас покажутся очаровательные красавицы, в пышных платьях до пола, с вычурными причёсками, с нарядными веерами, богатыми украшениями и таинственными, нездешними улыбками. А под"клавесина аккорды" так хорошо мечтается о жизни, которая не знает прикосновений унылого быта, низких страстей, серых, безликих зданий и бездуховных человеческих отношений.

Стихотворные картинки прошлого выглядят сказочными, нереальными. Им противопоставляется нашествие иного, грубого бытия, убогой архитектуры, слишком опрощенных взаимоотношений между людьми, словом, наступающего, немилого для Цветаевой ХХ века. На месте "домиков старой Москвы" возникают совершенно другие, "бездушные" постройки, сляпанные ради коммерческих интересов - те самые "уроды, - грузные, в шесть этажей", которые так чужды Марине Цветаевой. Домовладельцам новой формации не важна красота и одухотворённость жилища. Им надо сорвать выгоду - сдать квартирантам побольше унылых, одинаковых комнат, лишённых дыхания прошлых веков. Грядёт капитализм, а он, как известно, не обременяет себя ни "человеческим лицом", ни человеческими чувствами. Те люди, что заселяются в эти шестиэтажные дома-близнецы, напрочь лишены сентиментальности. Им не нужна красота. Они вполне довольны своим серым бытом и не впускают в души высокие искусства или высокие мысли. Именно в таких домах могут зарождаться ссоры, дрязги, зависть, злость, одиночество.

Этого и боялась Марина Цветаева. Разрушение стародворянского мира казалось ей катастрофой. Она предвидела страшное, и вся её дальнейшая судьба на протяжение ХХ века была трагична. Растерянность, неприкаянность, эмиграция, затем - возвращение в Россию, уже советскую, - совершенно новую и чуждую для неё страну, трагическая гибель во время войны - в 1941 году.

Этот трагический путь поэта в новой России как раз и прочитывается в последних строчках стихотворения : "и погибаете вы, томных прабабушек слава, домики старой Москвы".

Мы видим, что в наше время ни от этих чудесных домиков, ни от дореволюционного образа жизни практически ничего не осталось. И как бы ни пыжились "новые дворяне", им не возродить дух навсегда потерянной России. Теперь уже прерванная связь времён невозможна, немыслима, а абсолютно нереальна. Жизнь движется вперёд, и мы, возможно, не в праве ни сравнивать, ни судить о разных исторических эпохах, кивая на мнение поэтов. Оставим это занятие специалистам- историкам и литературоведам.

Марина Ивановна Цветаева написала своё прекрасное стихотворение "Домики старой Москвы" в 1912 году, когда ей исполнилось 20 лет, и когда ещё было ой как далеко до нынешнего разрушения и исчезновения старинных московских особняков - дворянских гнёзд прошлых веков.

Но прежде. чем раздумывать об этих печальных фактах, давайте прочтём стихотворение полностью.

Слава прабабушек томных,
Домики старой Москвы,
Из переулочков скромных
Все исчезаете вы,

Точно дворцы ледяные
По мановенью жезла.
Где потолки расписные,
До потолков зеркала?

Где клавесина аккорды,
Темные шторы в цветах,
Великолепные морды
На вековых воротах,

Кудри, склоненные к пяльцам,
Взгляды портретов в упор…
Странно постукивать пальцем
О деревянный забор!

Домики с знаком породы,
С видом ее сторожей,
Вас заменили уроды, —
Грузные, в шесть этажей.

Домовладельцы — их право!
И погибаете вы,
Томных прабабушек слава,
Домики старой Москвы.

Можно считать Марину Цветаеву гениальной предсказательницей: незадолго до революции она словно предвидела, что вскоре будет полностью порушен старый дворянский быт, уйдут в прошлое роскошь и пышность старинных особняков, хранящих традиции красоты, вычурности, необычности, изысканности бытия тех избранных особ, которым посчастливилось родиться в богатых и знатных семьях, чтущих традиции старины. А ведь даже и сейчас, при взгляде на чудом уцелевшие дворянские дома, порой накатывает странная ностальгия по навсегда ушедшей жизни, которую мы знаем лишь из книг и фильмов. Затаилась в сердце глубоко спрятанная тоска по красоте и возвышенности человеческих отношений, по некоему аристократическому духу, витавшему когда-то в старой Москве и старом Петербурге. Что уж говорить о Марине Цветаевой, которой всё это было ведомо, которая сама родилась и жила до замужества в таком чудесном особнячке в Трёхпрудном переулке (дом не сохранился).

Именно поэтому ей не даёт покоя "слава прабабушек томных", устроивших эти почти сказочные домики на свой вкус и манер, - так, как им это нравилось и было любо. Ведь дамы прошлых веков сумели окружить себя красотой, "где потолки расписные, до потолков зеркала". Где предки строго глядят с портретов в золочёных рамах, словно хранители прежних традиций. И невольно представляется, что в этих хрупких зеркалах сейчас покажутся очаровательные красавицы, в пышных платьях до пола, с вычурными причёсками, с нарядными веерами, богатыми украшениями и таинственными, нездешними улыбками. А под"клавесина аккорды" так хорошо мечтается о жизни, которая не знает прикосновений унылого быта, низких страстей, серых, безликих зданий и бездуховных человеческих отношений.

Стихотворные картинки прошлого выглядят сказочными, нереальными. Им противопоставляется нашествие иного, грубого бытия, убогой архитектуры, слишком опрощенных взаимоотношений между людьми, словом, наступающего, немилого для Цветаевой ХХ века. На месте "домиков старой Москвы" возникают совершенно другие, "бездушные" постройки, сляпанные ради коммерческих интересов - те самые "уроды, - грузные, в шесть этажей", которые так чужды Марине Цветаевой. Домовладельцам новой формации не важна красота и одухотворённость жилища. Им надо сорвать выгоду - сдать квартирантам побольше унылых, одинаковых комнат, лишённых дыхания прошлых веков. Грядёт капитализм, а он, как известно, не обременяет себя ни "человеческим лицом", ни человеческими чувствами. Те люди, что заселяются в эти шестиэтажные дома-близнецы, напрочь лишены сентиментальности. Им не нужна красота. Они вполне довольны своим серым бытом и не впускают в души высокие искусства или высокие мысли. Именно в таких домах могут зарождаться ссоры, дрязги, зависть, злость, одиночество.

Этого и боялась Марина Цветаева. Разрушение стародворянского мира казалось ей катастрофой. Она предвидела страшное, и вся её дальнейшая судьба на протяжение ХХ века была трагична. Растерянность, неприкаянность, эмиграция, затем - возвращение в Россию, уже советскую, - совершенно новую и чуждую для неё страну, трагическая гибель во время войны - в 1941 году.

Этот трагический путь судьбы поэта в новой России как раз и прочитывается в последних строчках стихотворения : "и погибаете вы, томных прабабушек слава, домики старой Москвы".

Мы видим, что в наше время ни от этих чудесных домиков, ни от дореволюционного образа жизни практически ничего не осталось. И как бы ни пыжились "новые дворяне", им не возродить дух навсегда потерянной России. Теперь уже прерванная связь времён невозможна, немыслима, а абсолютно нереальна. Жизнь движется вперёд, и мы, возможно, не в праве ни сравнивать, ни судить о разных исторических эпохах, кивая на мнение поэтов. Оставим это занятие специалистам-историкам и литературоведам.

История создания: Это стихотворение было написано в 1912 году, этим стихотворением поэтесса хотела замедлить негативные изменения которые происходили в России так как народ населяющий ее и так перетерпел и войну и революцию. Все вокруг быстро менялась и Марина Цветаева хотела как-то остановить или хотя бы замедлить происходящие.

Тема: Рассказ о давней Столице и ее образах.

Идея: Бездонная горечь и печаль об утрате бывшей Москвы, прежних ценностей.

эпитеты ("томных", "скромных", "великолепных")

сравнения ("точно дворцы ледяные")

метафоры ("со знаком породы", "по мановенью жезла")

олицетворения ("исчезаете", "погибаете")

Композиция лирического произведения:

Настроение в стихотворении достаточно печальное так как окрашено горечью утраты, но при этом в нем присутствует любовь и нежность.

Рифма: абаб — перекрёстная.

инверсия: "погибаете вы", "исчезаете вы", "томных прабабушек слава".

-много примеров бессоюзия, что создает картину раздумья.

-риторические вопросы, восклицание.

- аллитерация — повторение одинаковых согласных.

Образ лирического героя — сам автор.

Литературное направление: символизм.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: