В чем сущность грехопадения кратко

Обновлено: 08.07.2024

1. Как описывается грехопадение и первородный грех в библии

1.1 Бог запретил Адаму вкушать плод от Древа познания и безгрешные Адам и Ева жили – в счастье и блаженстве

Бог создал Адама и Еву на шестой день творения и поселил их в Эдемском саду. Бог под страхом смерти запретил Адаму вкушать плод от Древа познания добра и зла. Есть мнение, что Адам и Ева так прожили 7 лет в Эдемском саду – в счастье радости и блаженстве. Они были безгрешны и могли бы остаться в раю навсегда.

1.2. Но дьявол завидовал им и обольстил Еву – отведать плод с Древа познания

Дьявол завидовал блаженству и славе первых людей. И тогда дьявол появился перед Евой в образе Змея–искусителя и убедил ее, что вкусив плодов с Древа познания добра и зла, люди уподобятся Божественным существам и станут мудрыми, как Бог.

1.3. Ева отведала плод, а затем и Адам – вкусил плод с Древа познания

Ева отведала плод с Древа познания добра и зла и дала его Адаму, который тоже вкусил его. Это и означает по библии грехопадение и первородный грех первых людей.

После этого они заметили свою наготу и впервые испытали чувство стыд а. Им пришлось сделать себе набедренные повязки из листьев смоковницы или фигового дерева.

1.4. Бог за ослушание изгнал их из Рая навсегда, а также – наказал Еву и Адама

Господь спросил Адама: «Не ел ли ты от дерева , с которого я тебе запретил есть?

Адам сказал: жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Жена сказала: змей обольстил меня , и я ела.

Здесь обращается внимание, что вместо того, чтобы попросить прощения Адам и Ева – стали обвинять других.

Бог изгнал их из Рая навсегда. Ева за свое ослушание была осуждена – рожать в муках и терпеть господство Адама. Наказанием Адаму было – впредь трудиться до самой смерти, добывая хлеб насущный в поте лица своего [2].

В самом библейском тексте нет четкого указания, какой именно плод вкусили в Эдемском саду Адам и Ева.

Есть несколько вариантов фруктов, которые могли вкусить Адам и Ева – яблоко, фиговое дерево или гранат .

3. Как объясняет грехопадение и первородный грех догматическое богословие (суть не совсем понятна)

3.1. В богословской литературе грехопадение Адама и Евы именуется грехом первородным:

3.2. «Но первородный грех не полностью тождественен в Адаме и его потомках.

Причем, в собственном смысле под первородным грехом понимают тот аспект наследственной греховности , от которого человек освобождается – в таинстве крещения (см.: [2]) .

4. В чем истинная сущность грехопадения и первородного греха первых людей? Что это означает?

4.1. Сущность грехопадения – это отделение сознания человека – от единого Божественного сознания

Сущность грехопадение и первородного греха человека представляет собой процесс отпадения или отделения сознания человека – от единого, универсального и вездесущего сознания Божественного (см.: [1 c. 61]).

Иными словами, это означает переход от более высокого уровня единого универсального, вездесущего сознания Божественного – к более низкому уровню эгоистического, разделяющего и раздробленного сознания.

4.2. Переход на уровень эгоистического сознания приводит – к двойственному характеру мировосприятия

Переход на уровень эгоистического, раздробленного сознания влечет за собой двойственный характер мировосприятия и полярно-парные противоположности: жизнь и смерть, добро и зло, боль и радость, совершенство и недостаточность и т.п. (см.: [1 c. 61]/

В этом и состоит – грехопадение , первородный грех человека и запретный плод , что вкусили – соблазненные дьяволом души Евы и Адама, которые в иносказательной поэтической форме отражены в библейской Книге Бытия (см.: [1 c. 61].

5. Что нужно делать – для искупления грехопадения?

5.1. Необходимо – вновь обрести утраченное единство – с Божественным сознанием

Ибо только тогда реализуется цель , ради которой – душа нисходит в материальный мир.

5.2. Это достигается на основе – самоотдачи эго, которую может сделать – только сам человек

Отменить право эго на свободу развития никто не может –ни Бог ( или светлые Силы), ни дьявол (или темные Силы) .

Это может сделать только сам человек – на основе добровольной самоотдачи эго Божественному.

Самоотдача эго – Божественному является первоочередным условием духовного развития человека и первостепенной задачей каждого человека в современную эволюцию-II

Грехопадение

"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог" (Быт. 3:1); так начинается библейское повествование о грехопадении первых людей. Это тот самый "великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий вселенную", о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова (Апок. 12:9) и который некогда был Светоносцем (Люцифером), но отпал от любви Божьей и сделался врагом всякого добра. Святитель Иоанн Златоуст не считает возможным полностью отождествить диавола со змеем: он говорит, что диавол воспользовался змеем как орудием. Диавол прельщает человека "надеждой на обожение", по выражению преподобного Иоанна Дамаскина. Человек не распознал обмана, потому что стремление к обожению было вложено в него Творцом. Но обожение невозможно без Бога, и признаком величайшей гордости является стремление сделаться равным Богу вопреки Ему.

Библейский рассказ о грехопадении помогает нам понять всю трагическую историю человечества и его теперешнее состояние, так как показывает, кем мы были и во что превратились. Он открывает нам, что зло вошло в мир не по воле Бога, но по вине человека, который предпочел диавольский обман Божественной заповеди. Из поколения в поколение человечество повторяет ошибку Адама, прельщаясь ложными ценностями и забывая истинные - веру в Бога и верность Ему.

Грех первых людей стал возможен благодаря свободе воли, которой они обладали. Свобода - величайший дар, делающий человека образом Творца, но в свободе изначально заключена возможность отпадения от Бога. По утверждению архимандрита Софрония, Бог, создавая человека свободным, в некотором смысле шел на риск: "Создание чего-либо - всегда рискованное предприятие, и создание Богом человека по Своему образу и Своему подобию включало определенную степень риска. Предоставление человеку богоподобной свободы открывало возможность в какой-либо форме противостоять предопределению. Человек вполне свободен определить себя негативно по отношению к Богу - вплоть до конфликта с Ним". Бог в силу Своей любви к человеку не хотел вторгнуться в человеческую свободу и насильственно предотвратить грех. Но и диавол не мог принудить человека к злу. Виновником грехопадения является сам человек, употребивший во зло дарованную ему свободу.

В чем заключался грех первого человека? Блаженный Августин видит его в непослушании: "Не может быть, чтобы собственная воля не обрушилась на человека великой тяжестью падения, если он высокомерно предпочитает ее воле высшей. Это человек и испытал, преслушав заповедь Божию, и через этот опыт узнал различие между. добром послушания и злом непослушания".

Большинство же древне-церковных писателей говорят, что Адам пал из-за гордости: "Где случилось грехопадение, там прежде поселилась гордость, - говорит преподобный Иоанн Лествичник. - Наказание гордому - падение, досадитель же - демон. От одной этой страсти без всякой другой некто (диавол) ниспал с неба". Об этом же говорит и преподобный Симеон Новый Богослов: "Эосфор, а вслед за ним и Адам, один будучи ангелом, а другой - человеком, вышли из своего естества и, возгордившись перед своим Творцом, сами захотели стать богами". Гордость - это стена между человеком и Богом. Корнем гордости является эгоцентризм, обращенность на себя, самолюбие, самовожделение. До грехопадения единственным объектом любви человека был Бог, но вот появилась ценность вне Бога - дерево показалось "хорошо для пищи, приятно для глаз и вожделенно" (Быт. 3:6) - и вся иерархия ценностей рушится: на первом месте оказывается мое "я", на втором - предмет моего вожделения. Для Бога места не остается: Он забыт, изгнан из моей жизни.

Запретный плод не прибавил человеку счастья; напротив, человек вдруг ощутил свою наготу: ему стало стыдно, и он пытается скрыться от Бога. Ощущение собственной наготы означает лишение той Божественной покрывающей светоносной одежды, которая защищала человека от "познания зла". Жгучее чувство стыда за собственный срам - вот первое ощущение человека после того, как он совершил грех. Второе - желание скрыться от Бога, показывающее, что он утратил понятие о вездеприсутствии Божьем и ищет какое-нибудь место, где нет Бога.

Но это еще не было окончательным разрывом с Богом. Падение еще не есть отпадение: человек мог покаяться и этим возвратить себе прежнее достоинство. Бог выходит "на поиск" падшего человека: Он ходит между деревьями рая и как бы ищет его, спрашивая "где ты?" (Быт. 3:9). В этом смиренном хождении Бога по раю мы прозреваем смирение Христа, открывающееся нам в Новом Завете, смирение, с которым Бог выходит искать заблудившуюся овцу. Ему нет необходимости ходить, искать и спрашивать "где ты?", потому что Он может воззвать с неба громовым голосом или потрясти основания земли, но Он все еще не хочет быть Судьей Адама, Он все еще хочет быть с ним на равных и надеется на его покаяние. В вопросе Бога содержится призыв к покаянию, на что указывал Ориген: "Бог говорит Адаму "где ты?" не потому, что хотел разузнать о нем, но потому, что хотел напомнить ему. Ибо тому, кто сначала ходил в блаженстве, но вскоре нарушил заповедь и сделался голым, он напоминает (об этом), говоря: "Где ты? Посмотри, в каком состоянии ты был и где ты (теперь), когда отпал от сладости рая"". Если бы Адам сказал "я согрешил", он, несомненно, был бы прощен, утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но вместо покаяния Адам произносит самооправдание, обвиняя во всем жену: ". Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3:12). Ты дал жену, Ты и виноват. А жена во всем обвиняет змея.

Последствия грехопадения для первого человека были катастрофическими. Он не только лишился блаженства и сладости рая - изменилась и исказилась вся природа человека. Согрешив, он отпал от естественного состояния и впал в противоестественное (авва Дорофей). Были повреждены все части его духовно-телесного состава: дух, вместо того чтобы стремиться к Богу, стал душевным, страстным; душа попала во власть телесных инстинктов; тело в свою очередь утратило первоначальную легкость и превратилось в тяжелую греховную плоть. Человек после грехопадения стал "глухим, слепым, голым, бесчувственным по отношению к тем (благам), от которых отпал, а кроме того, стал смертным, тленным и несмысленным", "вместо божественного и нетленного знания он воспринял плотское знание, ибо ослепнув очами души. он прозрел телесными очами" (преподобный Симеон Новый Богослов). В жизнь человека вошли болезни, страдания и скорби. Он стал смертным, так как потерял возможность вкушать от древа жизни.

Не только сам человек, но и весь окружающий его мир изменился в результате грехопадения. Изначальная гармония между природой и человеком нарушена - теперь стихии могут быть враждебны ему, бури, землетрясения, наводнения могут погубить его. Земля уже не будет произращать все сама собой: ее надо возделывать "в поте лица", а она принесет "терния и колючки". Звери тоже становятся врагами человека: змей будет "жалить его в пяту" и другие хищники нападать на него (Быт. 3:14-19). Вся тварь подчиняется "рабству тления", и теперь она вместе с человеком будет "ждать освобождения" от этого рабства, потому что покорилась суете не добровольно, но по вине человека (Рим. 8:19-21).

Оказавшись вне рая, окруженные враждебным миром, жалкие и беспомощные, Адам и Ева начали плакать: "Они плакали, рыдали, били себя по голове, оплакивая свое прежнее жестокосердие, и делали они это не один, не два и не десять дней, но. всю свою жизнь. Ибо как можно было не плакать, вспоминая. этого кроткого Владыку, эту неизреченную сладость рая, эту неописуемую красоту тех цветов, эту беззаботную и беструдную жизнь, это восхождение и нисхождение к ним ангелов?" (преподобный Симеон Новый Богослов). Накануне Великого поста Церковь вспоминает Адамово изгнание, и на богослужении поются такие слова: "Адам был изгнан из рая через снедь; поэтому, сидя напротив него, он рыдал, восклицая умилительным голосом: горе мне! как пострадал я, жалкий! я преступил одну заповедь Владыки и лишился всех благ! О рай святейший, насажденный ради меня. я уже не буду наслаждаться твоей сладостью и уже не увижу Господа Бога моего и Создателя, ибо пойду в землю, из которой был взят".

Настоятель храма иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость Протоиерей Борис Балашов

Как прекрасен наш мир, но, в то же время, он может быть и страшен. Как стремится человек к счастью, но как редко он его находит. Как жаждет человеческое сердце любви, но как часто она после короткого ликования рассеивается как мираж. Как хотят люди радоваться жизни и жить вечно, но приходят неизбежные болезни, старость и смерть…

Что же такое с нами происходит?

В Библии написано, что Бог сотворил мир прекрасным и все Божии творения - хорошими. Откуда же зло и смерть?

Первыми Господь сотворил бесплотных духов - ангелов. Они имеют чувства и разум, но не имеют тела. Бог сотворил материю и бездушное вещество. Неживую материю Он делает живой! Появляется первая - растительная - жизнь. Следующий этап - появление новых форм уже животной жизни, разного рода рыб и других живущих в воде существ, птиц. Жизнь, создаваемая Богом, стремится к совершенству. Творятся более высокоразвитые животные, разные звери и скоты.

Эти Божии творения не только материальны, они уже имеют нервную систему, какие-то элементы разума и чувств. Господь творит и самое высокое Свое творение, которое сможет соединить в себе мир духовный и материальный, или, иначе говоря, довести мир материальный до духовности и разумности.

Создатель творит человека как Свой портрет, Свой образ, который должен вырасти до Богоподобия, стать "подобием Божиим" (Быт. 1, 26).

Бог есть Любовь. Она нам открывается в тайне Троической любви Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Для раскрытия и возрастания в любви человек творится особым образом: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27).

Полноценное человеческое существо, по Божиему замыслу, созидается из органичного соединения мужчины и женщины, крепко соединенных супружеской любовью. И как счастлив был человек в райском состоянии! Мужчина, видя свою жену, говорит о ней: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). Разве кто-нибудь когда-либо сказал о женщине выше? Ведь человек видел в жене не только красивые глаза, губы, талию, а видел ее живой частью самого себя.

Совершенная человеческая любовь по своей природе троична. Она строится по принципу треугольника, у которого три вершины: Бог и два человека. И все они связаны воедино любовью. И всякая человеческая любовь, чтобы быть полноценной, должна опираться на любовь к Богу.

Первый грех из-за гордости появился в мире ангельском. От Бога отпали часть ангелов во главе с сатаной. Мир же земной был под управлением чистого и доброго человека. В нем не было зла и греха.

Почему же, возникает у нас вопрос, Бог не сотворил человека таким, чтобы он не мог согрешить? Но такие существа, и достаточно умные, уже были - это животные. Они не могут грешить уже хотя бы потому, что не имеют свободы воли и живут по инстинкту. Не может согрешить и "умная машина" - компьютер, и все по той же причине - он не имеет свободы воли.

Все животные, какими бы они разнообразными не были, могут испытывать привязанность к кому-либо, и даже очень сильную, но не способны любить. И именно потому, что не имеют свободы воли и свободы выбора. Ведь любовь - это дар свободного сердца. Любить нельзя заставить!

Господь же замыслил существо, способное к любви, счастью и бессмертию - человека. Чтобы человек мог совершенствоваться и возрасти до Бога, ему нужно научиться глубокой любви и стать любящим. Так называемая "любовь" к цветам и животным человека не делает выше и лучше. Только любовь к подобным себе существам, то есть к людям, возвышает человека, делает его добрее и способным к большой и героической любви. И только на этом пути для людей открывается путь "стать как Бог": любящими, мудрыми и могучими.

На этом-то человеческом пути дьявол, завидующий человеку, ставит ему ловушку. Начинается все, казалось бы, с такого малого…

Люди жили в прекрасной любви к Богу и друг другу. Полное во всех отношениях взаимное доверие. Вот именно с разрушения этого доверия и начинает диавол. Поскольку человеческая любовь стоит на любви к Богу, именно ее-то, в первую очередь, и надо сломать и изуродовать. А без нее человеческая любовь, лишенная опоры, легко сломается сама, так как треснет именно изнутри.

В виде змия диавол обращается к женщине: Подлинно ли сказал Бог: "не ешьте ни от какого дерева в раю?" (Быт. 3, 1). Казалось бы, невинный вопрос. Однако частица "ли" показывает его коварство. Именно она-то и придает всему вопросу оттенок недоверия.

Человек не отсек такие вопросы по отношению к Богу! Да, ну и что из этого?

Представим себе такую ситуацию. Живут вместе во взаимной крепкой любви муж и жена. Между ними царит полное доверие, ведь они хорошо знают друг друга. И вот некий человек скажет женщине: "А правда ли, что твой муж вчера так поздно пришел с работы?" Умная и любящая жена ответит "да" и прекратит этот разговор. Она ведь не может о своем самом близком человеке говорить в таком тоне. Она знает его порядочность и любовь, и ни в чем не предаст любовь своего мужа.

Не очень умная жена продолжит эту беседу и будет напоминать рыбку, заглотившую крючок с наживкой. Допуская такой разговор, она ломает сначала в себе самой веру мужу. И постепенно это недоверие, ловко подогреваемое завистником, начнет уродовать и ломать взаимные отношения доверия, а значит, и любви.

В Санкт-Петербурге на Неве есть разводные мосты. Днем они составляют одно целое из двух половинок, а ночью - они уже не мост, а две разведенные части моста. Так и у человека. Соединенные в любви и доверии супруги составляют особый живой организм - человеческую семью. При потере любви и доверия духовная цельность этого организма ломается, что и ведет к столь частым катастрофам даже при внешнем сохранении целостности семьи.

Третья глава книги Бытия великолепно показывает нам психологию греха как разделение человека с Богом. Аналогично это происходит и в отношениях между людьми.

Сразу скажем, что в Библии не говорится ни о каком запретном яблоке, которое съели люди, а Бог, дескать, на них разгневался и не смог простить. Это взято из мифов полуинтеллигентных людей. Запретный плод, о котором говорит Священное Писание, - куда более широкое понятие. Ведь словом "плод" мы можем назвать и труды, и мысли человека, да и очень многое другое.

Маленьким детям мы много запрещаем из такого, что для взрослого вреда или опасности не представляет. Представим себе такую маму, которая, кушая шашлык, один кусок мяса сунет в рот своему 2-месячному малышу… Она же этим убьет его. Да и заряженное охотничье ружье разве психически нормальный отец даст поиграть своему пятилетнему ребенку? Так и в человеческой жизни: многие вещи будут хороши только тогда, когда человек до них созреет. Именно в этом смысле и говорится в Библии о плоде.

Из-за неумного общения с искусителем человек сломал в себе доверие к Богу. А когда оно сломано, то все слова и дела близкого существа понимаются уже совсем иначе.

Создатель поставил перед человеком цель - дорасти до Бога в любви, мудрости и могуществе. Диавол украл у Бога эту мысль и лишил ее самого главного. Он предлагает людям не верить Богу, забыть про их крепкую связь любви и веры с Творцом и самим, без Него, воровским путем стать как боги (Быт. 3, 5). Человек принял от диавола мысль, что Бог-то не хочет им хорошего, а именно диавол и есть их лучший друг и советчик.

По сути, искуситель подменил человеку цель и путь жизни. Стать сильным, могучим и многознающим, но без любви и нравственного совершенства и, конечно же, без Бога. Но ведь это и есть сатанизм!

Не Бог отверг человека, а человек отверг Бога, вычеркнул Его из своего сердца. И что же? Да, человек увидел мир после разрыва любви и веры Богу совсем иным, но уже не чистым и прекрасным. Увидел его таким, потому что изменился внутренний мир человека. А раз так, то иными, закономерно, стали и отношения между людьми.

В безгрешном состоянии человек радовался внутренней и внешней красоте своей жены и не воспринимал ее отдельно от себя. До грехопадения муж никогда не говорил о своей половине в третьем лице. Теперь же, когда Бог старается помочь человеку восстановить утраченное цельное состояние души, Адам не только сваливает на жену всю вину грехопадения, но и, в некоторой степени, на Самого Бога: Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 12). Эта душевная ломка произошла и в мужчине, и в женщине. Когда Создатель помогал Еве подойти к покаянию, она ответила аналогично: Змей обольстил меня, и я ела (Быт. 3, 13).

В духовной жизни признание в грехе с отрицанием своей вины так и получило ироничное название "Адамово покаяние": "Я, дескать, конечно, сделал плохое, но ведь я в этом не виноват. Такие, видите ли, были обстоятельства".

Человек отверг путь покаяния, потому что, испачкав свое сердце, не мог уже по-прежнему видеть реальность жизни, не мог поверить Богу, что Он искренно протягивает ему руку доверия. Не мог уже по-прежнему относиться и к жене, потому что Бог перестал для этих людей быть фундаментом в жизни. Человек потерял райское состояние, а через это и мир, в котором он был поставлен господином, греховно исказился.

Грех - это не проступок, не внешняя грязь, которую можно стряхнуть. Грех - это глубинная болезнь всего человеческого существа, в первую очередь, души. А последствия его - болезни, страдания, смерть.

Но Бог, любя человека, не оставил его, не забыл, не перестал любить Свой падший "образ". Он берет всю тяжесть ответственности на Себя. Сам становится Человеком, чтобы со стороны людей проложить путь восстановления отношений между людьми и их Творцом, влить в людей Божественную благодатную силу, соединясь с ними, вместе совершать путь к святости, к бессмертию и вечному счастью. Путь этот начинается с покаяния. Покаяние - это не только признание своей вины в духовной окостенелости, отделенности от Бога и людей, но, самое главное, - внутренняя перемена, перемена всех мыслей и чувств, разворот в своей внутренней жизни на 180 0 .

К этому пути призывает Иисус Христос, Божий Сын. Этим путем духовного выздоровления ведет нас Его семья - Православная Христова Церковь.

Покаяние как лечение от зла и возвращение к Отцу изменяет всю жизнь человеческую, в нее входит свет и радость. Самое главное - обновленная человеческая душа начинает по-настоящему жить, а не существовать, и становится наследницей бессмертия в Царстве Небесном.

Великий пост в церковной жизни является временем духовного лечения человеческой личности и ведет к Светлой Пасхе, к бессмертию и вечному блаженству, как наивысшей форме счастья.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


В прошлой статье мы говорили о том, как книга Бытия описывает сотворение мира и человека. Человек создан как образ Бога в этом мире, он призван поддерживать и оберегать его. И пожалуй, главное свойство, которое уподобляет человека Богу — свобода выбора. Его поведение не определяется рефлексами и внешними раздражителями, как у животных, он сам выбирает один вариант поведения из нескольких возможных. Создавая существо со свободой воли, Бог шел на риск: эта воля может повернуться против Его собственной воли. Так оно и случилось.

Книга Бытия описывает эту историю мифологическим языком. Среди всех деревьев рая только одно было запретно для человека, и Библия называет его деревом познания добра и зла. Действительно, свобода воли предполагает, что человек может самостоятельно, не опираясь на Бога, установить, что будет для него добром, а что — злом. Наверное, именно это подразумевает рассказ о запретных плодах с этого дерева, которых по внушению змея поела Ева, а потом угостила ими Адама (кстати, ничто в Библии не указывает на конкретный плод, например, на яблоки).

Но самое главное — люди теперь подвластны смерти. Нет, они не умерли сразу — и они, и их потомки, по свидетельству книги Бытия, жили неправдоподобно долго (Адам, например, 930 лет), но теперь, вдали от Бога и от рая, начинается их умирание. Богословы последующих веков будут спорить о том, как и почему грех Адама и Евы передался последующим поколениям людей. Библия не объясняет этого механизма, но лишь подтверждает: да, с тех пор люди периодически выбирают неповиновение Богу. История грехопадения — не просто факт далекого прошлого, она повторяется постоянно и в наших жизнях.

Читайте также: