В чем специфика социологического подхода к исследованию личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность– специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы– это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.

В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:

1) изучаются на этнографическом материале особенности формирования личности в примитивных обществах и взаимозависимость между типом личности и характером культуры (М. Мид и др.);

2) исследуется изменение социального характера в современном обществе под влиянием индустриализации, автоматизации, информатизации и т. д. условий (Э. Фромм, Ч. Миллс, Т. Адорно, Д. Рисмен и др.);

3) изучается, в том числе экспериментальными методами, поведение индивида в социальной группе (Ч. Кули, Дж. Хоманс, Дж. Морено и др.);

Особенность социологического подхода состоит в том, что личность изучается преимущественно на уровнях общего и особенного, т. е. личность как член общества и представитель определенной социальной группы. В социологическом исследовании рассматривается среднестатистическая личность, личность как социальный тип. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей мы должны дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм. Постараемся раскрыть эти положения.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обуславливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних исследователей, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе стремится понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. Личность является первичным субъектом и объектом социального взаимодействия и отношений. Это человек, рассмотренный в его социальности, как ответственный и сознательный субъект социальной жизни.




В современной социологии проблема личности рассматривается в разных аспектах:

1) изучаются на этнографическом материале особенности формирования личности в примитивных обществах и взаимозависимость между типом личности и характером культуры (М. Мид и др.);

2) исследуется изменение социального характера в современном обществе под влиянием индустриализации, автоматизации, информатизации и т. д. условий (Э. Фромм, Ч. Миллс, Т. Адорно, Д. Рисмен и др.);

3) изучается, в том числе экспериментальными методами, поведение индивида в социальной группе (Ч. Кули, Дж. Хоманс, Дж. Морено и др.);

Особенность социологического подхода состоит в том, что личность изучается преимущественно на уровнях общего и особенного, т. е. личность как член общества и представитель определенной социальной группы. В социологическом исследовании рассматривается среднестатистическая личность, личность как социальный тип. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей мы должны дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социальные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм. Постараемся раскрыть эти положения.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обуславливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних исследователей, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.

Существует множество толкований личности. При этом все определения можно отнести к двум основным группам:

  1. Личность формируется в соответствии с ее врожденными задатками, а социальное окружение оказывает незначительное воздействие на ее развитие.
  2. Личность формируется и развивается только в ходе социального опыта.

Исследование социологии личности предполагает изучение социальных качеств личности:

  • способности;
  • интересы и потребности;
  • знания и навыки;
  • мировоззрение;
  • социальные чувства.

Социальные качества личности:

  • отражаются в обозначении цели деятельности;
  • проявляются в деятельности через: ценностные ориентации, самосознание, социальные отношения;
  • определяются выполняемыми личностью ролями и социальным положением;
  • измеряются комплексом знаний, умений и навыков, а также социально – психическими особенностями.

В исследовании социологии личности рассматривается взаимодействие человека с социальной средой, состоящей из личностных и материально-вещественных компонентов. Природа этого непосредственного или опосредованного взаимодействия характеризует уровень социальной среды.

Социологический подход к изучению личности

Для полного понимания системы взаимосвязей людей в обществе, сущности социальных явлений необходимо понять, что движет поступками конкретного человека. Основу понимания жизни всего общества или отдельной социальной группы представляет индивидуальное поведение.

Исследования проблемы личности в современной социологии ориентировано на:

Готовые работы на аналогичную тему

Особенность социологического исследования личности заключается в том, что личность рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы, как член общества. Изучается личность как социальный тип, как среднестатистический индивид.

В процессе исследования личности в контексте социальных связей рассматриваются ответы на вопросы:

  • какое место занимает личность в социальном пространстве;
  • как происходит формирование личности в том или ином социальном окружении;
  • насколько личность включена в социальные группы;
  • как личность воспринимает культурные нормы, какие существуют отклонения от этих норм.

Социальный статус и социальная роль

Понятия социальный статус и социальная роль позволяют проанализировать положение индивида в социуме и его функциональные возможности по отношению к другим индивидам.

Социальный статус – это социальное положение человека в социуме, рассматриваемое как общую характеристику, включающую профессиональную, семейную, экономическую принадлежность личности, ее возраст, пол, национальность, политические возможности.

У любой личности есть свой статусный набор, т.е. совокупность нескольких социальных позиций, обусловленных участием индивида в деятельности нескольких социальных групп и институтов. Всегда есть главный статус, с которым человека отождествляют и выделяют окружающие люди.

Статусы могут быть:

  • достигаемые, т.е. приобретенные благодаря личной удаче или успехам;
  • приписываемые, получаемые независимо от усилий или желаний человека, а благодаря определенным внешним характеристикам.

Социальная роль – это поведенческая, динамическая сторона статуса. Это тот образец поведения, который наиболее характерен для участников данной группы в данном статусе.

Каждый статус образует ролевой набор. Анализ социальной роли, ее поведения позволяет исследовать личность на уровне социально типичного.

Процесс выполнения социальной роли зависит от:

  • биологических качеств личности;
  • личностного образца, включающего идеальные способы поведения;
  • системы принятых норм и внутренней сплоченности группы;
  • степени сходства личности с группой.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 03.07.2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Личность является объектом изучения многих наук. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. Основные проблемы социологической теории личности связаны с процессом формирования личности и ее развития в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Специфику социологического подхода необходимо видеть также в том, что именно социология попыталась поставить исследование личности как реально действующего, выбирающего, предпочитающего субъекта, а не умозрительных предположений о человеке, его призвании, смысле бытия и т.д.

“Личность” является емким, многомерным, трудноулавливаемым понятием. Чтобы с ним определиться, необходимо провести прежде всего разграничение категорий “человек”, “индивид”, “личность”.

Понятие “человек” употребляется тогда, когда можно выделить принадлежность лица к человеческому роду, обладание им всеобщими для всех людей чертами.

Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не обо всем человечестве, не обо всех людях, а о конкретном человеке, тогда используется понятие “индивид". Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность — это также единичный человек, но здесь речь идет о системе устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни. Поскольку социологию человек интересует прежде всего как продукт общества, а не как продукт природы, то для нее более важное значение имеет категория личность.

Одной из фундаментальных междисциплинарных проблем является проблема человека и личности.

Каждый человек тысячью нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться в личность.

Чтобы это понять, нужно рассмотреть горизонталь:

Человек – индивид – индивидуальность – личность.

Человек – существо биосоциальное. Как живое существо он подчиняется основным биологическим и физиологическим законам. Одновременно человек – часть истории, заключающаяся в том, что он обладает членораздельной речью, мышлением, сознанием, потребностью и способностью к практической деятельности.

Личность всегда индивидуальна и одновременно неповторима.

В социологической науке существует 2 подхода к определению личности:

Таким образом, личностью признаются не все люди, а только те, которые обладают определёнными положительными качествами.

Ферральные люди – ведомые люди. Личность – то, кто обладает пассионарными качествами, ведёт людей.

2. Диалектико-логический, в соответствии с которым личность определяется посредством диалектики единичного и общего как особенная, взятая в социальном аспекте.

Личность всегда должна рассматриваться как особенная (в социальном аспекте).

Все люди обладают определёнными общими биологическими и социальными чертами. В то же время каждый человек имеет присущие только ему особенности: свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом.

Если рассматривать общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизнедеятельности, и соотнести их с его индивидуальными особенностями, то это будет искомое, особенное – личность.

Рассмотрим социологический подход к личности.

Социология выделяет в личности социально-типическое и предполагает не простое рассмотрение личности во всем её многообразии, а изучение её как совокупности общественных отношений, т.е. продукта общества.

Это предполагает, с одной стороны, изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности, а, с другой стороны, - самовключение личности в различные сферы социальной деятельности, её отношение к этой деятельности, т.е. признание человека в качестве социального существа.

Человек есть продукт общества и его законов, но одновременно и общество является таким, какое оно есть именно: в нем объединены люди, а не другие существа. Т.е. человек является одним из факторов, которые определяют общество.

Сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений.

Сущность же особой личности составляет не её борода, не её кровь, не её абстрактная физическая природа, а её социальные качества – не индивидуальные, а именно социальные, общественно-значимые качества, встречающиеся у многих людей. Человек таков, какова окружающая его социальная среда.

Личность с точки зрения такого подхода рассматривается как целостность социальных качеств человека, результат включения индивида в социальную систему посредством активной предметной деятельности и общения, способного изменять среду своего обитания.

Таким образом, своеобразие социологических подходов к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для него социальных качеств.

При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но и, главным образом, как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказать собственное воздействие на социальную среду.

Многогранность процесса становления и развития личности породила другие концепции и теории.

В начале 30-х гг. 19 века в социологии сформировалось научное направление – научный функционализм (функционализм). Основателем его был Э. Дюркгейм.

Функционалисты считали, что единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько роль, выполняемая им в обществе в зависимости от ожиданий группы, в которую он включён.

Следовательно, можно говорить о ролевом поведении индивида (личности) в самом разнообразном виде: отец, студент, друг.

Американские ученые Я. Морено, Р. Мертон определяли личность как функцию той совокупности социальных ролей, которую он (индивид) выполняет в обществе.

На основании этого Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Дарендорф сформировали ролевую теорию личности (см. 2 вопрос).

В марксистской теории личности акцент смещён на взаимодействие личности и общества. Личность рассматривается как целостность социальных качеств человека, определённым образом реализованная в индивиде интеграция социальных отношений данного общества, продукт исторического развития и одновременно как результат включения индивида в социальную среду посредством его активной предметной деятельности и общения.

Личность здесь рассматривается как объект и предмет общественной деятельности и общения.

В российской дореволюционной социологии проблемы личности рассматриваются в 3 аспектах:

Много внимания уделялось проблеме индивидуализации (Н.Н. Михайловский).

Теория обоснования русских социологов, продленная советскими социологами, показала, что на процесс формирования личности влияют биологические, социальные, физические факторы.

Биологический фактор необходимо учитывать, т.к. он, во-первых, создает ограничения и предпосылки для социальных черт личности. Во-вторых, благодаря этому фактору возникает бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое уникальное создание.

Физическое окружение также имеет определённое значение для развития личности. Помимо этого нужно иметь в виду групповые различия в поведении личности, которые в основном определяются различием географических, климатических и природных условий их формирования.

При этом признается, что влияние физического окружения зависит ещё и от культуры группы, группового поведения и индивидуального опыта.

По социальными факторами формирования личности обычно понимаются духовные основы общества, в т.ч. этические нормы поведения, эстетические представления, морально-нравственные правила и культура, а также правовые нормы.

Итак, на формирование личности определённое влияние сказывают биологические факторы, факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения конкретной социальной группы, общества в целом.

Вовлекая данные разных наук социология преимущественно концентрируется на первом ракурсе изучения личности: личность как источник социальной жизни, её реальный, единственный носитель и деятель, как первичный элемент социальной жизни, социальных отношений, институтов и т.д.

Вывод: установки, потребности, интересы личности обусловлены как условиями окружающей среду так и индивидуальностью личности, особенностями её миропонимания, её духовного мира. Они (установки, потребности, интересы) реализуются в социальной деятельности, в которой личность занимает конкретное место в социальной системе, и каждое их них предусматривает определённые права и обязанности.

Функции личности в совокупности с необходимыми правами и обязанностями по их выполнению определяют её социальный статус – определённую позицию человека в социальной структуре группы или общества, связанную с другими позициями посредством системы прав и обязанностей.

Каждая личность, будучи включённой во множество социальных связей, выполняет различные функции и, соответственно, имеет целый ряд статусов.

Каждый человек включен не в одну социальную связь, он всегда является своеобразным пересечением великого множества связей, взаимодействует с другими людьми по разнообразным поводам, выполняет каждый раз различные функции (это свойство любого индивида).

Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (Р. Мертон). Особую роль в этом наборе играют генеральные (всеобщие) статусы. Важнейшим из них является статус человека, его права и обязанности. Другой генеральные статус – статус члена конкретного общества, государства – статус гражданина.

Генеральные статусы являются фундаментом статусной позиции личности.

Следующими статусами являются предписанные(аскриптивные). Они навязываются обществом вне зависимости от услуг и заслуг личности (например: социальное происхождение, место рождения, физическое развитие).

Выделяются прирожденные статусы, которые вроде бы входят в предписанные, но не совсем и не всегда совпадают с ними. Это 3 социальных статуса:

Предписанный статус очень напоминает прирождённый, но к нему не относится. В строгом смысле предписанным является любой статус, над которым индивид не имеет контроля, или который он занимает независимо от своих воли, желаний, усилий.

Позиции, которые человек достигает сам, называются приобретённым, или достигаемым, статусом.

Перечисленные статусы относятся к разновидности основных статусов. Одновременно существует множество неосновных статусов (например: пассажир, покупатель, пациент). Эти статусы, как правило, временные.

Права и обязанности носителей таких статусов часто не регистрируются, они вообще трудно определимы, но они есть.

Иногда выделяются главные, или интегральный, статус, который определяет стиль или образ жизни человека, круг его знакомств, манеры поведения.

Наиболее используемым, совокупным, интегративным показателем статусной позиции служит профессия. Она, а также вид работы, определяет ещё и статусные ресурсы: авторитет, престиж, властные полномочия человека.

Положение, которое человек занимает в малой или первичной группе (в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам), принято называть личностным статусом.

Каждый человек обладает набором специальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве как больших, так и малых групп.

Иерархия статусов: высшие, средний, низкие. Выделяются лидера и аутсайдеры.

Общество, в котором существует необоснованная преступность, определённость статусов, неспособно обеспечить своё нормальное функционирование.

Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .

Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь.

Читайте также: