В чем специфика литературы как учебного предмета в школе

Обновлено: 02.07.2024

"Литература – одна из основ гуманитарного образования в средней школе, определяющая уровень интеллектуального, эмоционально-нравственного развития школьника, его культуры, его способности владеть родным языком, искусством речи и мышления. Изучая литературу, школьник приобретает не только опыт ее понимания, этического и эстетического самоопределения, творческого самовыражения, но и сведения о развитии литературного языка и умение пользоваться им как важнейшим инструментом сознания".

Федеральный образовательный стандарт нового поколения

Историческая справка

Модернизация содержания образования на рубеже XX–XXI веков в современном школьном образовании привела к выделению в документах государственной значимости особой образовательной области "Филология".

Само понятие "филология", по определению в словарной статье, подразумевает "группу гуманитарных наук о языке (лингвистика) и литературе (литературоведение – теория и история литературы)". Поэтому в состав образовательной области "Филология" были включены следующие учебные предметы: "родной язык и литература", "русский язык и литература", "иностранный язык".

Таким образом, в концепции образовательной области "Филология" впервые были объединены языковое и литературное образование, четко обозначены их значение и состав, определены общие цели и роль каждого предмета в воспитании и образовании личности, а также в становлении мировоззрения и духовно-нравственных качеств учащихся.

Включение русского, иностранного языков и литературы в единую структуру филологического образования дает новый ракурс их целостного преподавания в школе, в основе которого лежит согласование целей, содержания, приемов обучения и воспитания; открывает возможности для использования новых педагогических технологий (информационно-коммуникационных, интеграционных, интерактивных и др.).

Необходимо особо подчеркнуть, что языки и литература представлены в образовательном стандарте как дисциплины мировоззренческие, способствующие становлению духовно-ориентированной, нравственно-ответственной личности растущего гражданина России.

Цели изучения предметов образовательной области "Филология" сформулированы в триединстве воспитательных, развивающих и образовательных задач, среди которых приоритетное место принадлежит целям воспитательного характера. Для литературы как учебного предмета этот акцент имеет особую значимость, именно он дает основания для кардинальной перестройки образовательного процесса в русле современных подходов, определенных стандартом: культурологического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного.

Эти важные особенности нашли отражение в государственном стандарте по дисциплинам области "Филология".

Именно этим ключевым изменениям в государственных документах соответствует содержание данного учебного пособия, под этим углом зрения рассматриваются все основные аспекты преподавания литературы в школе – от целей до их реализации в процессе литературного образования.

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования

Ключевые слова: образовательная область "Филология", научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент.

Школьный курс литературы обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других учебных дисциплин и в то же время тесно связывающих с ними.

В Примерной программе основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения, составленной на основе государственного образовательного стандарта, межпредметные связи литературы с другими науками и учебными дисциплинами представлены следующим образом.

"Учебный предмет "Литература" – одна из важнейших частей образовательной области "Филология". Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей".

В Примерной программе подчеркивается также связь литературы с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), влияющими на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру; с историей и обществознанием, которые, обращая учащихся к исторической памяти, способствуют становлению их активного отношения к действительности.

Подчеркнув соединение в единой образовательной области "Филология" языковых дисциплин и литературы, необходимо выделить характерные особенности именно этого школьного курса.

Уникальность литературы среди других школьных учебных предметов основана на следующих факторах.

Первый из них связан с объектом изучения. Если в содержании преподавания большинства школьных предметов лежат основы изучаемой науки, то центральным (хотя и не единственным, конечно) объектом изучения школьного курса литературы является не только научно сформулированный результат познавательной деятельности человечества в виде основ науки (в данном случае – литературоведения), но и продукт творческой деятельности писателя – художественное произведение, которое представляет собой результат творческого познания и отражения мира в форме художественного текста личностью писателя.

Второй фактор вытекает из первого. Изучение художественного произведения (как уникального культурного артефакта) может осуществляться, в отличие от других школьных дисциплин, в нескольких ракурсах: научном, эстетическом, бытийном и коммуникативном.

Первый ракурс – научный, т. е. связанный с научными методами изучения произведения (анализ, синтез, исследование, сопоставление, обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. Для школьного курса литературы методологической основой изучения становится литературоведение как совокупность наук, рассматривающих в качестве объекта художественный текст. Изучение произведений в научном ракурсе фактически способно уравнять школьный курс литературы с другими учебными предметами, представляющими основы наук (что и отражено в большинстве современных программ литературного образования), однако исчерпать его не может, так как художественное произведение представляет собой уникальный объект, который необходимо рассматривать в школе также и с других позиций.

Второй ракурс изучения произведений – эстетический, рассматривающий художественный текст как воплощение искусства слова. Художественная форма произведения роднит его с другими видами искусства, в основе которых – также образное отражение действительности, преломленное сквозь призму сознания творческой личности автора. Для эстетического восприятия литературы необходимо эмоционально-рефлексивное изучение.

Третий ракурс изучения произведения – бытийный. В его основе – смысловое постижение содержания художественного произведения, которое отражает представление писателя о мироздании и о человеке. Именно этот подход к изучению текста наиболее интересен и важен для любого читателя, именно он оказывает воздействие на чувства и сознание читателя. Он представляет собой наиболее значимый аспект преподавания литературы, поскольку влияет на становление ценностно-смысловых установок учащихся.

Четвертый ракурс изучения можно условно назвать коммуникативным. Он позволяет рассмотреть текст художественного произведения в аспекте его диалогической природы: во взаимодействии с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных времен и народов; в его взаимоотношениях с другими науками; в сопоставлении с вариантами его воплощения в других видах искусства, в литературе разных эпох и культур и проч.

Таким образом, можно утверждать, что изучение художественных произведений в школьном курсе литературы в четырех выше названных ракурсах сближает этот учебный предмет с различными областями научного знания: литературоведением, лингвистикой, этикой, эстетикой, аксиологией, культурологией, психологией, религией, философией и др.

Школьный курс литературы обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других учебных дисциплин и в то же время тесно связывающих с ними.

В Примерной программе основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения, составленной на основе государственного образовательного стандарта, межпредметные связи литературы с другими науками и учебными дисциплинами представлены следующим образом.

«Учебный предмет „Литература“ – одна из важнейших частей образовательной области „Филология“. Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

В Примерной программе подчеркивается также связь литературы с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), влияющими на формирование у школьников эстетического отношения к окружающему миру; с историей и обществознанием, которые, обращая учащихся к исторической памяти, способствуют становлению их активного отношения к действительности.

Уникальность литературы среди других школьных учебных предметов основана на следующих факторах.

Первый из них связан с объектом изучения. Если в содержании преподавания большинства школьных предметов лежат основы изучаемой науки, то центральным (хотя и не единственным, конечно) объектом изучения школьного курса литературы является не только научно сформулированный результат познавательной деятельности человечества в виде основ науки (в данном случае – литературоведения), но и продукт творческой деятельности писателя – художественное произведение, которое представляет собой результат творческого познания и отражения мира в форме художественного текста личностью писателя.

Второй фактор вытекает из первого. Изучение художественного произведения (как уникального культурного артефакта) может осуществляться, в отличие от других школьных дисциплин, в нескольких ракурсах: научном, эстетическом, бытийном и коммуникативном.

Первый ракурс – научный, т. е. связанный с научными методами изучения произведения (анализ, синтез, исследование, сопоставление, обобщение и др.), при котором художественный текст выступает как объект научного исследования. Для школьного курса литературы методологической основой изучения становится литературоведение как совокупность наук, рассматривающих в качестве объекта художественный текст. Изучение произведений в научном ракурсе фактически способно уравнять школьный курс литературы с другими учебными предметами, представляющими основы наук (что и отражено в большинстве современных программ литературного образования), однако исчерпать его не может, так как художественное произведение представляет собой уникальный объект, который необходимо рассматривать в школе также и с других позиций.

Второй ракурс изучения произведений – эстетический, рассматривающий художественный текст как воплощение искусства слова. Художественная форма произведения роднит его с другими видами искусства, в основе которых – также образное отражение действительности, преломленное сквозь призму сознания творческой личности автора. Для эстетического восприятия литературы необходимо эмоционально-рефлексивное изучение.

Третий ракурс изучения произведения – бытийный. В его основе – смысловое постижение содержания художественного произведения, которое отражает представление писателя о мироздании и о человеке. Именно этот подход к изучению текста наиболее интересен и важен для любого читателя, именно он оказывает воздействие на чувства и сознание читателя. Он представляет собой наиболее значимый аспект преподавания литературы, поскольку влияет на становление ценностно-смысловых установок учащихся.

Четвертый ракурс изучения можно условно назвать коммуникативным. Он позволяет рассмотреть текст художественного произведения в аспекте его диалогической природы: во взаимодействии с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных времен и народов; в его взаимоотношениях с другими науками; в сопоставлении с вариантами его воплощения в других видах искусства, в литературе разных эпох и культур и проч.

Таким образом, можно утверждать, что изучение художественных произведений в школьном курсе литературы в четырех выше названных ракурсах сближает этот учебный предмет с различными областями научного знания: литературоведением, лингвистикой, этикой, эстетикой, аксиологией, культурологией, психологией, религией, философией и др.

Неразрывное соединение в одном школьном учебном предмете научных основ истории и теории литературы, литературной критики, лингвистики, риторики, взаимосвязь с различными видами искусства, родственными литературе образным, художественным воплощением творческого мышления автора, а кроме того, присутствие бытийного начала, связанного с общечеловеческим поиском истины, отраженным в философии, религии, этике, поистине уникальны по своему замыслу и могут создать колоссальные возможности воздействия на учащихся при правильно организованном преподавании.

• Соприкосновение с шедеврами мировой литературной классики дает учащимся представление об онтологических проблемах, неизбежно возникающих перед каждым человеком (проблемы устройства мироздания, определения своего места в нем, смысла и назначения собственного существования и т. п.), и закрепленных в художественных текстах вариантами их разрешения.

• Сопряжение текста художественных произведений с внутренним миром личности учащегося способно повлиять на становление жизненных целей, ценностей и мировоззрения растущего школьника.

• Соприкосновение с искусством, к коему принадлежит и литература, владеющим особым арсеналом средств воздействия на личность, содействует формированию эстетического вкуса учащихся.

• Знакомство с культурой своего народа способствует становлению национального менталитета учеников.

• Осмысление идейного содержания произведений влияет на расширение представлений читающего о разных гранях мирового бытия и накопление личностного опыта на социальном, интеллектуальном, эмоциональном, психическом и коммуникативном уровнях.

Таковы возможности предмета при условии его целостного, системного, логически построенного преподавания.

Кроме того, тесная взаимосвязь литературы не только с наукой, но и со сферой искусства не может быть разорвана в процессе преподавания. В той или иной мере данная специфическая особенность должна использоваться при изучении литературы как на уровне межпредметных связей, так и на уровне интеграции. Подчеркнем главное: изучение лишь в одном из ракурсов будет давать неполное представление об объекте – художественном произведении. При этом ни один из названных ракурсов не может носить единственно верного, единственно возможного, и тем более завершенного характера. Все они, безусловно, имеют право на существование по отдельности, но лишь в совокупности формируют целостное представление о главном объекте изучения школьного курса литературы – художественном произведении и отражают в полной мере специфику литературы как учебного предмета.

Кроме того, важно подчеркнуть, что художественное произведение можно считать таким объектом изучения, который вечно открыт для разных сфер познания, подобно явлениям самой жизни.

С двумя выше названными факторами тесно связан третий.

Изучение продукта творчества как уникального объекта в разных ракурсах возможно лишь при особой организации образовательного процесса, в основе которого не только усвоение учащимися знаний, умений и навыков, т. е. обучение, но и разноплановое педагогическое взаимодействие, обязательно включающее чтение, общение (т. е. полифункциональный диалог) и различные виды деятельности, среди которых особо значимое место принадлежит творческой деятельности учащихся, полноценное постижение творчества писателя без которой невозможно.

Из третьего фактора логично вытекает четвертый – специфическая сложность оценивания результатов деятельности учащихся в образовательном процессе. Традиционные формы проверки, выявляющие усвоение суммы знаний, умений и навыков, дают возможность оценить лишь отдельный, далеко не единственный и, возможно, не самый важный фрагмент изучаемого предмета.

Таким образом, школьный курс литературы обладает ярко выраженными специфическими характеристиками практически во всех педагогических аспектах: в целях, содержании, в процессе преподавания и критериях оценивания результатов.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите факторы, отражающие специфические особенности литературы как учебного предмета.

2. С какими школьными дисциплинами связана литература как учебный предмет?

Литература

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-Р.

2. Сборник нормативных документов. Литература. – М.: Дрофа, 2006.

Информационные ресурсы

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1. Специфика дневникового образа

1. Специфика дневникового метода

1. Специфика дневникового метода Представление о дневнике как системе подневных записей, отражающих частную жизнь автора и общественные события, лишь частично раскрывает сущность жанра. Для полного представления о нем необходимо ответить на вопрос, какие события

1. Специфика композиции дневника

1. Специфика композиции дневника Композиция является настолько же важной категорией дневника, насколько и литературно-художественного произведения. Этому есть свидетельства самих дневниковедов. Так, С.Я. Надсон в самом начале своего юношеского журнала отмечал: «Однако

§ 4. Региональная и национальная специфика литературы

§ 4. Региональная и национальная специфика литературы Глубинные, сущностные различия между культурами (и, в частности, литературами) стран Западай Востока, этих двух великих регионов, самоочевидны. Оригинальными и самобытными чертами обладают латиноамериканские страны,

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования

ГЛАВА 1 Литература как учебный предмет в системе школьного филологического образования Литература как школьная учебная дисциплина имеет целый ряд отличительных особенностей, которые определяют ее особое положение среди других школьных предметов и обязательно должны

1.3. Содержание школьного курса литературы

1.3. Содержание школьного курса литературы Концепция содержания современного литературного образования определяется гуманистической педагогической парадигмой, главной отличительной особенностью которой является вовлеченность ученика в процесс познания, а в основе

1.3.2. Программы школьного литературного образования

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

1.4. Этапы школьного литературного образования

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования

ГЛАВА 2 Образовательные технологии и методы преподавания литературы в системе филологического образования Перепробовать десять методов и не держаться ни одного неукоснительно – вот единственный возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, пробовать,

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования

3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный

4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса

4.2. Урок как основная форма организации учебного процесса Урок является основной формой организации процесса литературного образования школьников.По определению В.И. Загвязинского, «урок – отрезок обучения в 40–45 минут, представляющий относительно законченную по

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования

6.2. Метод проектов в процессе школьного литературного образования Среди личностно-ориентированных методов особое место в процессе современного литературного образования школьников принадлежит проектной методике. Методистами как в зарубежной, так и в российской науке

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Литература как учебный предмет в школе

1. Сущность и задачи предмета.

2. Место литературы сред других школьных предметов.

3. Этапы изучения литературы в школе.

4.Коммуникативно-деятельностный подход к уроку литератур ы

Литература в школе включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуре школьников.

В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с V по VII класс, задача которого – ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в лицее или колледже, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, самосознания народа и человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Место литературы среди других школьных предметов. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство.

Изучение словесного искусства в V–V І классах взаимосвязано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возлагается художественное воспитание школьников. Но и в средних и в старших классах литература вступает в многообразные контакты со всеми без исключения школьными предметами: во-первых, в литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирается на литературу, для того чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества.

Обучение литературе возникло как выражение общественной потребности в планомерной подготовке подрастающих поколений к деятельности в сфере словесного искусства. Методика школьного преподавания литературы формировалась на протяжении венков вместе с развитием литературы как искусства, науки о литературе, вместе с художественным самосознанием общества. Но только в середине XIX в. в процессе долгой и трудной идейной борьбы, под воздействием революционно-демократической критики предметом школьного изучения стили собственно художественная литература, творчество писателей, литературный процесс. В этот период яснее, чем когда-либо, определилась роль литературы в человеческой жизни.

Современные программы по литературе построены на основе двух концентров: V– І X и обучение литературе в лицеях и колледжах (старшая ступень). В основе такого деления лежат представления о периодах развития школьника, разработанные в трудах психологов. Программы отражают базовый компонент литературного образования и содержание стандартов среднего образования.

В указанном труде В.В. Давыдов приводит с некоторыми изменениями схему формирования ведущей деятельности у Д.Б. Эльконина.

1. Непосредственно эмоциональное общение со взрослыми характерно для ребенка с первых недель жизни до года. Благодаря такому общению у ребенка формируется потребность в общении, эмоциональное отношение ко взрослым.

6. Учебно-профессиональная деятельность возникает у старшеклассников в возрасте от 15 до 17 – 18 лет. У них развиваются профессиональные интересы, способность строить жизненные планы, формируются нравственные и гражданские качества личности и основы мировоззрения.

Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н.Д. Молдавского, Н.И. Кудряшева, С.А. Гуревича, В.Г. Маранцмана, О.Ю. Богдановой и т.д.). Результаты исследования учтены при создании временных стандартов литературного образования и вариативных программ.

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирования культуры художественного восприятия и воспитания на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи, основой содержания литературного образования призвано чтение и изучение художественных тестов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленно выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V – IX классы) литература является, самостоятельным предметом, выделяются два звена: V – VII и VIII – IX классы. В V – VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Программы V – VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого – к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теории литературы.

Программы VIII – IX так же построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса в лицеях и колледжах, построенного на историко-литературной основе.

В V – IX классах можно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности.

В лицеях и колледжах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и самостоятельного чтения.

Учащиеся в лицеях и колледжах осваивают литературу в ее движении и развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствования читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

Многие словесники и студенты-филологи – будущие учителя литературы – обладают колоссальным творческим потенциалом (как, впрочем, и их реальные и возможные ученики).

Коммуникативно-деятельностные проблемы активно обсуждались отечественной гуманитарной наукой на протяжении1980–1990 - х годов. Среди наиболее известных стоит выделитьтехнологии учебных коммуникаций и деятельности, разработанные в рамках инновационных философских и психолого-педагогических подходов: школ развивающего обучения (В.В.Давыдов)и мыследеятельностной педагогики (Г.П. и П.Г.Щедровицкие,Ю.В.Громыко), школы диалога культур (В.С.Библер, С.Ю.Курганов), школы филологической герменевтики (Г.И. и В.Г.Богины), школы преемственной смыслодеятельности (В.В.Сильвестров, Т. В. Томко), школы коммуникативной дидактики (В.И.Тюпа, Ю.Л.Троицкий).

Структура литературного образования организована так, чтобы последовательное погружение в круг вопросов литературного образованиястало теоретической базой для самостоятельной работы на коммуникативных практикумах, посвященных обсуждению междисциплинарных проблем литературы как учебного предмета,методик освоения произведения, индивидуальному и коллективному моделированию вероятностных учебных ситуаций,проектированию уроков. Надеемся, что таким образом организованная учебная деятельность предоставит возможность обнаружить границы применения соответствующихспособов (методов и приемов) работы с текстами произведенийв читательских аудиториях школьников, а также научит самостоятельно выстраивать логику диалогического поведения в каждомконкретном случае.

Рекомендованная литература

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы : учеб.для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2. изд., стер. – М. :Academa, 2002. – 397 с.

3. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы : учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. – 203 с.

4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе : пособие для учителя / Л.В. Пешикова. – М. : Гуманитар.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 92 с.

5. Сомова Л.А. Введение в методику преподавания литературы : коммуникативный аспект : учебное пособие / Л.А. Сомова ; Федеральное агентство по образованию Тольяттинский гос. ун-т, Каф.литературы. – Тольятти : ТГУ, 2007. – 121 с.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину страны равные возможности для получения образования, общедоступность и бесплатность. В какой школе, в каком регионе ни учился бы ребенок, он должен получать одинаковые знания, поэтому на всей территории страны должно быть обеспечено единое образовательное пространство, которое обеспечивается выработкой единой стратегии развития, созданием единой информационной системы и т.п. Для России начала XXI-го века чрезвычайно важно сохранение единства народов и территорий, государственного языка, российского сознания и духовной близости. Так что данный принцип имеет стратегическое значение.

Для обеспечения этих и других требований в российском образовании разработан Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

ФГОС призван обеспечить:

  • равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
  • единство образовательного пространства в Российской Федерации;
  • защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
  • преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
  • социальную защищенность обучающихся;
  • социальную и профессиональную защищенность педагогических работников;
  • права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
  • основу для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования (ФГОС ООО, 3).

Каждый стандарт включает 3 вида требований:

  1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. требования к результатам освоения основных образовательных программ (ФГОС ООО, 2).

В ФГОСе определяются три обязательных компонента: федеральный компонент, региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

1. Федеральный компонент. Этот элемент образовательного законодательства включает в себя обязательный минимум содержания образовательных программ. В соответствии с федеральным компонентом на территории всей страны установлен единый объем учебной нагрузки и время, в течение которого должен реализовываться процесс обучения. На основе федерального компонента строятся цели обучения, определяется основная социальная направленность обучения, реализуются принципы обучения. Федеральный компонент государственного стандарта является базой для написания учебников по школьным предметам.

2. Региональный компонент. Каждый регион РФ имеет возможность выстроить учебную деятельность в соответствии со своими экономическими и социальными потребностями. Оставляя неизменным минимум содержания, гарантированный федеральным компонентом, учебное заведение может включить в процесс обучения новый учебный предмет или расширить изучение уже имеющегося предмета за счет регионального компонента.

3. Компонент образовательного учреждения. Решением педагогического совета и руководства образовательного учреждения в учебный план могут быть внесены изменения в соответствии с пожеланиями учащихся и педагогов. За счет компонента образовательного учреждения, как правило, производится дополнительное внеурочное образование учащихся (ФГОС ООО, 2).

Фундаментальное ядро содержания общего образования — базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий. Его основное назначение в системе нормативного сопровождения стандартов — определить:

  1. систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе;
  2. состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебных действий, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

  • сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познаниии преобразовании окружающего мира (Фундаментальное ядро содержания общего образования, 3).

Примерная программа составляется на основе федерального компонента соответствующего уровня образования, конкретизирует содержание предметных тем государственного стандарта, формулировки личностных, метапредметных и предметных результатов, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции правового образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа выполняет информационно-методическую и организационно-планирующую функции, является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, рабочих программ учителя. Примерная программа ООО включает в себя:

  1. приводится основное содержание курсов по всем обязательным предметам на уровне основного общего образования
  2. примерные программы составлены в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, утвержденными ФГОС ООО.
  3. программы разработаны с учетом актуальных задач воспитания, обучения и развития обучающихся, их возрастных и иных особенностей.
  4. примерные программы учебных предметов являются ориентиром для составления рабочих программ. Авторы рабочих программ могут по своему усмотрению структурировать учебный материал.
  5. каждый учебный предмет раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий и получения личностных результатов (ПП ООО, 236).

Предметные результаты формулируются через умения:

Основные цели литературного образования по ПП ООО:

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове (ПП ООО, 30).

Частью госстандарта является Федеральный базисный учебный план, который определяет место литературы как учебного предмета и объем учебного времени для ее изучения в системе общего среднего образования школьников.

В старших (10–11) классах, т. е. на этапе среднего (полного) общего образования, Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 102 учебных часа для обязательного изучения литературы в 10-м и 102 учебных часа для обязательного изучения литературы в 11-м классах средней школы из расчета 3 учебных часа в неделю на базовом уровне (Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, 18). Для изучения на углубленном уровне отводится 350 часов (по 175 часов в каждом классе из расчета 5 учебных часов в неделю) (Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ, 18).

Читайте также: