В чем состояли общие черты и различия между эмпиризмом и рационализмом кратко

Обновлено: 04.07.2024

Коперник считал орбиты вращения планет вокруг Солнца круговыми, в то время как на самом деле они имеют форму эллипсов.

2. В чём состояли общие черты и различия между эмпиризмом и рационализмом?

Рационализм учил делать выводы основываясь, прежде всего, на логике (рациональном мышлении). В противовес ему эмпиризм ставил во главу угла наблюдение за природой: обретение эмпирического опыта. Но при этом согласно учителям эмпиризма этот опыт потом следовало осмыслить с помощью рационалистического мышления. Таким образом, общим для обоих направлений была вера в силы разума человека.

3. Почему математика играла для ученых и мыслителей XVII в. особенно важную роль?

Потому что математика стала основой всей естественных наук (и является ею до сих пор). Все теоретические расчёты и доказательства верности той или иной теории были по сути математическими.

4. Какие препятствия вставали в XVI в. на пути развития медицины?

- взгляды католической церкви о сотворении человека, из-за чего запрет налагался на многие открытия;

- налагаемые церковью запреты на вскрытия тел, что мешало изучать анатомию на практике;

- из-за действий инквизиции оставались неизвестными многие открытия (что видно на примере Сервета);

- врачам приходилось бороться со многими суевериями как властей, так и пациентов.

5. Чем картина мира, сложившаяся в XVI-XVII вв., отличалась от средневековой?

В Средние века картина мира была основана на теологии и части античной науки, вошедшей в состав теологии. Кроме того, она не была единой для всех европейцев. Большинство из них представляли Землю плоской с центром в Иерусалиме с расходящимися от него тремя континентами: Европой, Африкой и Азией (это хорошо видно по средневековым картам в виде трёхлистного клевера). Немногие учёнейшие мужи знали, что Земля – это шар, ничем не поддерживаемый в пространстве. Но они считали этот шар центром мироздания.

Картина мира XVI-XVII веков базируется на математических расчётах. Кроме того, она стала единой для всех образованных людей Европы (лишь совсем необразованные, беднейшие слои общества имели иную картину мира). Эта картина основана на гелиоцентрической системе мира и учении о бесконечности Вселенной.

2. Дайте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем. Пользуясь словарями (иностранных слов, мифологическим), выясните, почему они так называются.

3. На основании текста параграфа и дополнительных материалов составьте рассказ об одном из знаменитых ученых XVII в.

Джордано Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году под именем Филиппо Бруно. Получил образование в Неаполе, с 15 лет – в доминиканском монастыре.

В 1572 году 24-летний Джордано становится католическим священником. В 1580-е годы продолжил своё образование в Тулузе (Франция). Здесь же он одновременно сам читает курс лекций (обычная для того времени практика). В 1583 году Бруно отправился в Лондон, где оставался в продолжение двух лет, потом жил и работал во Франции и различных городах Священной Римской империи германской нации, включая Прагу.

Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, Бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы.

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Видимо, он не считал свои взгляды крамольными, так как согласился на переезд обратно в Италию, хотя мог остаться в протестантских землях империи. Вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно. 25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Папскую область. В римских тюрьмах он провёл оставшиеся годы жизни, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой. 20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти. По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению.

Разница между рационализмом и эмпиризмом - Разница Между

Разница между рационализмом и эмпиризмом - Разница Между

Содержание:

Главное отличие - рационализм против эмпиризма

Эпистемология - это раздел философии, который занимается теорией познания. Он изучает природу знания, рациональность веры и оправдания. Рационализм и эмпиризм - две школы мышления в эпистемологии. Обе эти школы мысли связаны с источником знаний и обоснованием. главное отличие между рационализмом и эмпиризмом заключается в том, что рационализм рассматривает разум как источник знаний, тогда как эмпиризм рассматривает опыт как источник знаний.

Эта статья охватывает,

1. Что такое рационализм? - Определение и характеристики

2. Что такое эмпиризм? - Определение и характеристики

3. Разница между рационализмом и эмпиризмом


Что такое эмпиризм

Эмпиризм - это теория, которая утверждает, что знание приходит только или прежде всего из чувственного опыта. Эта теория подчеркивает роль пяти чувств в получении знаний. Эмпиризм отвергает врожденные понятия или врожденное знание. Джон Локк, один из самых известных эмпириков, заявил, что разум - это чистый лист (tabula rasa), когда мы входим в мир. Согласно этой теории, только позже, благодаря приобретению опыта, мы приобретаем знания и информацию.

Однако, если знание приходит только через опыт, мы не можем говорить о том, чего не испытали. Эта претензия ставит под сомнение обоснованность религиозных и этических концепций; поскольку эти понятия нельзя наблюдать или испытать, они считались бессмысленными. Тем не менее, умеренные эмпирики признают, что есть какое-то явление, которое нельзя объяснить с помощью чувств.


Джон Локк был выдающимся эмпириком.

Что такое рационализм

Рационализм - это теория, утверждающая, что знание приходит через разум, т. Е. Разум является источником знаний и оправдания. В рационализме есть три основных утверждения, и рационалисты должны принять хотя бы одно из этих трех утверждений. Эти утверждения известны как тезис интуиции / дедукции, тезис врожденного знания или тезис врожденного понятия.

Врожденное знание - Рационалисты утверждают, что мы не рождены с разумом, как слепые сланцы, но у нас есть некоторые врожденные знания. То есть, еще до того, как мы познаем мир, мы знаем некоторые вещи.

Интуиция / удержание - Рационалисты также могут утверждать, что есть некоторые истины, которые могут быть разработаны независимо от мирового опыта, хотя и не известны изначально. Примеры таких истин включают логику, математику или этические истины.

Врожденная концепция - Некоторые философы утверждают, что врожденное знание и врожденная концепция одинаковы, тогда как некоторые другие философы считают, что они разные. Врожденная концепция, которую эти люди утверждают, что некоторые концепции являются частью нашей рациональной природы и не основаны на нашем опыте. То, как двое детей рассматривают один и тот же объект как уродливый и красивый, может служить примером врожденных понятий.

Хотя эти две теории, рационализм и эмпиризм, часто противопоставляются друг другу, и разум, и опыт могут быть источниками знаний. В качестве примера можно взять освоение языка. Хотя для совершенствования языка необходим опыт, для овладения языком также необходимо определенное количество интуиции, дедукции и врожденных знаний.


Иммануил Кант был известным рационалистом.

Разница между рационализмом и эмпиризмом

Определение

Рационализм: Рационализм - это теория, основанная на утверждении, что разум является источником знаний.

Эмпиризм: Эмпиризм - это теория, основанная на утверждении, что опыт является источником знаний.

Интуиция

Рационализм: Рационалисты верят в интуицию.

Эмпиризм: Эмпирики не верят в интуицию.

При рождении

Рационализм: Рационалисты считают, что люди имеют врожденные знания или концепции.

Эмпиризм: Эмпирики считают, что люди не имеют врожденных знаний.

Примеры

Рационализм: Иммануил Кант, Платон, Рене Декарт и Аристотель являются примерами выдающихся рационалистов.

Эмпиризм: Джон Локк, Джон Стюарт Милль и Джордж Беркли - некоторые примеры выдающихся эмпириков.

Что важнее в познании - чувственное или рациональное начало?
В ответе на этот вопрос есть две крайности: эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - это точка зрения, согласно которой единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, то, что мы получаем с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Нет ничего в уме, чего бы ни было прежде в чувствах. Рационализм, наоборот, есть позиция, в соответствии с которой знание (подлинное, истинное, достоверное) может быть получено с помощью одного ума, без всякой опоры на чувства. Абсолютизируются при этом законы логики и науки, методы и процедуры, развитые самим разумом. Образцом подлинного знания является для рационалистов математика - научная дисциплина, развиваемая исключительно за счет внутренних резервов разума, его формотворчества, его конструктивизма. Вопрос все-таки надо ставить по-другому: не противопоставление чувственного и рационального познания, а их внутреннее единство. Одной из конкретных форм этого единства выступает воображение. Оно подводит чувственное разнообразие открываемого нами в познании мира под абстрактно-общие понятия. Попробуйте, например, без воображения подвести Иванова, Петрова, Сидорова под понятие "человек". И не только потому, ЧТО это наши люди, но и в принципе, по существу. Для абстрактного мышления образы воображения служат чувственной опорой, своеобразным средством обличения в смысле обнаружения, заземления, "оплотьнения". Конечно, воображение выполняет не только эту функцию - моста, связи. Воображение в широком смысле есть способность создавать новые образы (чувственные или мыслительные) на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. С помощью воображения создаются гипотезы, формируются модельные представления, выдвигаются новые идеи экспериментов и т. д. Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального является также интуиция - способность непосредственного или прямого (в виде какого-то озарения, инсайта) усмотрения истины. В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина) ; конкретные же процессы, к нему ведущие, остаются как бы за кадром, в области и глубинах бессознательного. В общем, познает всегда целостный человек, человек в полноте всех его жизненных проявлений и сил.

razz62

В период с 15 по 16 век было сделано много великих открытий, которые поменяли общепринятые представления о мироустройстве. До этого времени считалось, что центром мира является человек. Предполагалось, что окружающая среда существовала для удовлетворения его потребностей. Но после открытий Бруно, Галилея, Коперника и других пришло осознание, что Земля – это небольшая частичка в бесконечном пространстве. Стало понятно, что многие явления, закономерности имели совсем иную природу, не связанную с жизнедеятельностью человека.

Данные обстоятельства явились причиной того, что философская мысль XVII века развивается в двух направлениях – эмпирическом и рационалистическом.

Период, последовавший за этими открытиями, называется Новым временем.

Философия эмпиризма

Это философское направление получило новое развитие в Англии. По мнению эмпириков, философия должна быть практичной, служить познанию материи. Они утверждали, что без опыта нет знаний. Опыт, основанный на чувственном восприятии, даёт понимание происходящего вокруг. Полученное знание можно представить как описание этого опыта. Опыт, в представлении эмпириков, это изучение единичного. Другими словами, изучение:

  1. Внутреннего ощущения, когда подразумевается внешнее воздействие или единичного представления, когда говорят о внутреннем опыте.
  2. Созерцания единичного во внешнем мире, существующем вне человеческого сознания.

Разделяют две формы эмпиризма: имманентный и трансцендентный.

Имманентная форма эмпиризма

Многие философы прошлого представляли процесс познания как сочетание единичных представлений и ощущений. Они сомневались в существовании объективного мира, а процесс познания сводился к изучению субъективного. Всё, что человек видит — опыт, который рождает впечатления. А впечатления порождают идеи. Эти идеи субъективны, а потому познать объективную реальность невозможно.

Трансцендентная форма

Её ярко выраженным примером является материализм. Всё, что двигается в пространстве и взаимодействует – объективная реальность, осязаемый мир. Всё, что есть в сознании – результат соприкосновения с окружающим материальным миром. Это внешний опыт.

Основным методом познания окружающей действительности, выдвинутым в период Нового времени, стала индукция: изучение от частного к общему.

Основные положения эмпиризма следующие:

  • Потребность и всеобщность установленных опытных связей можно объяснить регулярным воздействием на сознание получаемых впечатлений.
  • Регулярность полученных впечатлений формирует ассоциацию взаимосвязанных представлений. Вспоминая одно из них, невольно вспоминаешь другое.
  • Данные ассоциации повторяются неоднократно и разорвать их невозможно. Разделить, ранее полученные представления тоже не получается.
  • С течением времени такие устойчивые ассоциации передаются из поколения в поколение. Таким образом, уже известные знания сегодня, были получены благодаря опыту в прошлом.
  • Помимо природных условий, воздействующих на человека, существуют социальные. Общественные связи воздействуют на развитие индивида. В этом случае он получает опыт социального общения, который даёт ему представление об общественном устройстве.

Таким образом, согласно эмпирическому учению, основы мышления, пути познания, фундаменты математического, естественноисторического знания получены непосредственно из опыта. Известными философами эмпириками Нового времени были: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк и другие.

Философия рационализма

В отличие от эмпиризма рационализм утверждает, что в основе познания всего нового лежит разум, надёжный и единственный источник.

Исходный принцип работы разума – сомнение во всём. В связи с этим рационалисты, в отличие от эмпириков, считают, что нельзя доверять ощущениям. Это приводит к субъективной оценке действительности. Для того чтобы познать истину необходимо первоначало. И здесь нужно отказаться от предрассудков и сомнительных авторитетов. Всё проверяется разумом. Даже те знания, которые уже имеются и привычны для нас.

Основным методом познания мира рационалисты объявили дедукцию – переход от общего к частному. Главные составляющие данного метода были определены Рене Декартом – наиболее ярким представителем рационалистической философии Нового времени.

  1. Ясное и чёткое изучение истины.
  2. Исследуемый объект делится на наибольшее число структур.
  3. Мыслить поэтапно от простого к сложному.
  4. При познании не упускать важные детали.

Как основа первоначала выступает интуиция. Она делится на чувственную и интеллектуальную. Первая обусловлена рефлекторной деятельностью человеческого организма, а вторая опирается на знание математического аспекта.

Итак, интуитивные предположения являются началом. В дальнейшем идёт процесс логических умозаключений, которые приводят к открытию закономерных условий существования объекта. Так рождается аксиома.

В дальнейшем рационалистические идеи Декарта нашли своё продолжение в трудах Г. Лейбница, Б. Паскаля, Б. Спинозы.

Общее между этими направлениями

Необходимо отметить, что эмпирики и рационалисты значительно развили научную методологию познания мира. Но оба направления дают односторонний и узкий подход к изучению действительности. Очевидно – и индукция, и дедукция взаимосвязаны друг с другом. Познание мира включает элементы двух методов. Оно невозможно без чувственного опыта, так же как и без интеллекта. Индивид мыслит от знания единичных данных к обобщению, при этом работает абстрактное мышление. В дальнейшем происходит обработка полученных знаний, а затем выдвигаются гипотезы.

Основные различия

Эмпиризм утверждает, что опыт и чувственные ощущения – источник первоначальных знаний. Полученные опытным путём впечатления порождают идеи. Разум лишь систематизирует и фильтрует такие идеи. Наблюдая, анализируя, сравнивая и экспериментируя, индивид приходит к нужным умозаключениям.

Рационализм выдвигает разум, как основной источник знания. Понятия, идеи, мысли присущи человеку с рождения. Индивид – мыслящая субстанция. Но достоверное знание не может быть достигнуто без сомнения. Именно сомнение помогает получить верные знания. От достоверных знаний о себе, человек идёт к достоверным знаниям о мире. Таким образом мысль эволюционирует.


Основное различие между этими мировоззрениями - это отношение опыта к созданию знаний. Для рационалистов знание является врожденным и возникает априори или до опыта. Рационализм склонен скептически относиться к нашему восприятию чувств. То, что мы видим, слышим, обоняем, вкушаем и чувствуем, - это просто мнения, предвзятые из-за опыта, и поэтому им нельзя полностью доверять как источникам истины, поскольку мы все не можем делиться одинаковым опытом. Например, то, как ветеран войны, страдающий посттравматическим стрессовым расстройством, реагирует на случайную обратную реакцию автомобиля, скорее всего, даст другой результат, чем кто-то без расстройства..

Отличным примером того, как знания могут быть получены только путем наблюдения, является кот Шредингера. Эрвин Шредингер представил теоретический парадокс и мысленный эксперимент, в котором участвовал кот, запертый в стальной коробке с мерзким радиоактивным материалом и датчиком распада атомов. Мерзость настроена на разрушение и разлив, как только распад атома обнаружен - таким образом убивая кошку. Тем не менее, от случайного наблюдателя за коробкой, где нельзя увидеть внутренность, о кошке можно думать как о живой и мертвой одновременно; только наблюдение покажет, является ли P.E.T.A. нужно связаться.

Важно помнить, что эти, казалось бы, противоречивые мировоззрения не совсем диаметрально противоположны друг другу. Есть случаи, когда оба подхода к эпистемологии дополняют друг друга. Представьте себе маленького ребенка, который вот-вот прикоснется к горячей плите. Хотя ребенок может иметь ограниченное представление о сильной жаре и ее неблагоприятных последствиях для человеческой плоти, он собирается пройти ускоренный курс боли, хочет он этого или нет. После того, как слезы высохли, у ребенка появился сенсорный опыт, который, мы надеемся, определит его подход к другим пластинкам в будущем. На первый взгляд, это похоже на полностью эмпирический момент (когда опыт формирует восприятие), но в этом уравнении также играет врожденное понимание причинности. Исследования показали, что способность понимать причинно-следственные связи встроена в ДНК человека как эволюционный механизм. Как природные черты (рационализм), так и непосредственный опыт (эмпиризм) будут формировать когнитивные способности и физические реакции этого ребенка, особенно связанные с горячими тарелками в будущем. Это дело природы и воспитания.

Читайте также: