План работы психолога с агрессивными детьми в школе

Обновлено: 04.07.2024

4 Цель: формирование у детей 7-10 лет позитивных навыков общения. Основные задачи: - обучение детей техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями; - обучение детей выражению своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также выражению негативной ситуации в целом; - формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии; - обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении; - снижение уровня личностной тревожности детей; - развитие позитивной самооценки. Основные методы работы: - игры; - упражнения; - этюды; - тематическое рисование, лепка; - беседы; - рассказы; - сочинение историй; - моделирование и анализ ситуаций. Принципы, на которых должно строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы: - контакт с ребенком; - уважительное отношение к личности ребенка; - внимание к внутреннему миру ребенка; -безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом; - сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля. Занятия можно разделить на пять разделов. Первый раздел включает в себя занятия, направленные на обучение детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также

6 3. Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции. 4. Овладение позитивными навыками общения. 5. Снижение проявлений агрессивного поведения у младших школьников. 6. Формирование у учащихся позитивной самооценки. 7. Повышение уровня социальной адаптации учащихся 1-4 классов. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема занятия Знакомство Гнев Задачи занятия Оборудование Срок Сплотить детей; создать атмосферу группового доверия и принятия; научить использовать и понимать невербальные методы общения; учить детей контролировать свои действия; научить в приемлемой форме, выплескивать накопившийся гнев; развивать эмоциональную сферу ребенка; снять эмоциональные и мышечные зажимы; снять эмоциональное напряжение Оказать помощь детям в осознании и понимании собственного гнева; научить детей выбрасывать отрицательные эмоции в косвенной форме; развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым; сплотить детскую группу; снять мышечное и эмоциональное напряжение Ладошки из белой бумаги, карандаши, фломастеры, ковровое А4, карандаши, фломастеры, магнитофон, записи классической музыки, ковровое Сентябрь Сентябрь Гнев и агрессия Как поступить в проблемной ситуации? Как будет справедливо? Научить детей приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности; помочь детям разобраться в собственном агрессивном поведении; обучить детей навыкам контроля и управления собственным гневом; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; сплотить детскую группу Научить детей видеть различные способы поведения в проблемной ситуации; помочь проследить последствия выбранного варианта поведения; формировать навыки конструктивного поведения в проблемной ситуации Формировать у детей адекватные формы поведения в коллективе, стремление к совершенствованию, способность понимать людей; помочь детям снять излишнее мышечное и эмоциональное Пластилин, листы белой бумаги А4, ручка или карандаш, небольшой стеклянный шарик Картинки отражающие проблемные ситуации (можно использовать тестовый материал Розенцвейга для детей) Карточки с пословицам, стулья, стоящие по кругу, ковровое Октябрь Октябрь Ноябрь

7 Как поступлю я? напряжение; развивать мышечный контроль; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; развивать тактильные ощущения Научить детей задумываться о последствиях своих поступков; расширить спектр поведенческих реакций детей; формировать навыки конструктивного поведения в проблемной ситуации; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение Картинки отражающие проблемные ситуации, клубок ниток, ковровое Ноябрь Создай свою историю Мир эмоций Научить детей видеть различные способы поведения в проблемной ситуации; помочь проследить последствия выбранного варианта поведения; закрепить навыки конструктивного поведения в проблемной ситуации; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение Развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; развивать навыки саморегуляции собственных эмоций; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение; развивать тактильные ощущения А4, ручка, карандаши, ковровое Карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, жидкое соленое тесто, ковровое Декабрь Декабрь Эмоциипротивополо жности Мои эмоции Развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; научить детей распознаванию эмоций по внешним сигналам; формировать у детей адекватные формы поведения; обучить детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях Развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; развивать навыки саморегуляции собственных эмоций; научить чувствовать настроение группы; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; установить положительный эмоциональный настрой в группе; снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение Карточки с названиями эмоций, фотографии с изображе-нием лиц в разных эмоциональных состояниях, листы белой бумаги А4, карандаши, небольшое перышко А4, ручка, карандаши, ковровое, плюшевая игрушка Январь Январь

8 Учимся контролиров ать свои эмоции Позитивные навыки общения Закрепить навыки саморегуляции собственных эмоций; развивать эмоциональную сферу детей; оказать помощь в осознании собственного эмоционального мира и чувств других людей; снять эмоциональное напряжение, агрессию. Развивать коммуникативные навыки детей; учить детей взаимодействию со сверстниками; способствовать сплочению детского коллектива; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; снять эмоциональное напряжение, агрессию; развивать навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение Карточки с названиями природных явлений, карточки с названиями животных, ковровое А4, ручка, карандаши, стулья, повязка на глаза, ковровое, небольшой стеклянный шарик Февраль Февраль Учимся дружить Помочь детям отработать навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия в малых группах; развить умение слушать и слышать другого человека; научить согласовывать свои действия с действиями других; развивать навыки творческого самовыражения; способствовать сплочению детского коллектива; способствовать расширению поведенческого репертуара детей; развивать навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение Коробки из-под обуви, лист белой бумаги А3, восковые мелки или фломастеры, ковровое Март Делаем подарки своими руками для других Мои хорошие поступки Закрепить навыки сотрудничества и конструктивного взаимодействия в малых группах; развить умение слушать и слышать другого человека; научить согласовывать свои действия с действиями других; развивать навыки творческого самовыражения; способствовать сплочению детского коллектива; снять эмоциональное и мышечное напряжение Научить детей фиксировать в своем сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось добиться, вместо того чтобы помнить о своих ошибках, промахах и неудачах; развивать позитивную самооценку детей; закрепить навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение Соленое тесто, краски, ковровое А4, ручка, карандаши, клубок шерсти, ковровое Март Апрель Учимся себя хвалить Научить детей видеть свои положительные стороны и поступки, позитивно оценивать их; закрепить навыки саморегуляции; снять эмоциональное и мышечное напряжение А4, карандаши или фломастеры, стулья, небольшая плюшевая игрушка Апрель

9 Заключительное занятие Закрепить позитивную самооценку детей; закрепить навыки саморегуляции; закрепить умение взаимодействовать со сверстниками и взрослым; снять мышечное и эмоциональное напряжение, карандаши, ковровое Май 2018

На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Программа "Коррекция агрессивного поведения подростков"

Содержание

1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи программы
3. Теоретическое обоснование
5. Методы отслеживания эффективности программы, данные об апробации программы.
6. Организационные условия проведения занятий
7. Учебно - тематический план занятий
Список литературы.
Приложения

1. Пояснительная записка.

Актуальность написания программы

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.
Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.
Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

2. Цели и задачи программы

  • Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.
  • Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.

Реализуя цели программа решает следующие задачи: воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

  • Эффективно взаимодействовать, общаться.
  • Справляться со стрессом.
  • Делать выбор и принимать решения.

3.Теоретическое обоснование

Агрессия: определение и основные теории

Терминология - в быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.
В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.

Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.
Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.
Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.
Одно из определений агрессии, предложенно А. Бассом, агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.
Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям
И, наконец, третья точка зрения, высказанная Н. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:
Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.
Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.
Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными А. Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в табл. 1.1.
Таблица 1.1. Категории агрессии по А. Бассу

Примеры

Физическая – активная - прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая – активная - непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая – пассивная - прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая – пассивная - непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная – активная - прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная – активная - непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная - пассивная - прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т. д.

Вербальная - пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Предварительное исследование проведено на учащихся 7 –х классов, в этом возрасте закладываются взаимоотношения, на фоне которых в дальнейшем могут возникнуть проблемы.
За основу подбора диагностик (учитывая всё вышесказанное) были взяты следующие критерии:

  • Информативность
  • Возможность группового проведения
  • Стандартизированность методики (наличие возрастных норм)
  • Простота и быстрота обработки (возможность обследования большого количества респондентов)
  • Узкоспециализированность
  • Надежность методики
    4.Методологическийаспект(принципы,формыиметодыработы).

Методологической основой программы коррекции агрессивного поведения детей стали принципы структурного, когнитивного и деятельностного личностно - ориентированного подходов,
Организация работы строится на принципах:

  • гуманизма- утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью;
  • конфиденциальности -Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.
  • Компетентности -Психолог чётко определяет и учитывает границы собственной компетентности
  • Ответственности - психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

Методы:
В работе используются:

  • Дискуссия, обсуждение.
  • Работа в парах.
  • Рисунок.
  • Психологическая игра.
  • Работа в малых группах.
  • Визуализация.
  • Интерактивные игры

интерактивные игры, позволяют:
помочь детям ощутить единение с другими
Многим детям трудно сконцентрироваться на учебе, если они не чувствуют своей принадлежности к школьной жизни. Нередко "плохое" поведение на уроке возникает из-за того, что ребенок ощущает себя изолированным и беспомощным, с помощью асоциального поведения он пытается привлечь к себе внимание. Чтобы научиться ощущать свою принадлежность к группе, детям, как ни странно, необходимо признание их личной истории. Они хотят показать, что они гордятся своей семьей, хотят, чтобы все обратили внимание на то, какие они, что они умеют, чему хотят научиться, каким видят свой класс.
вселить в детей надежду
укрепить веру детей в то, что они сами могут управлять своей жизнью.. Надежда — это та экзистенциальная установка, которая помогает человеку пережить тяжелые обстоятельства. Когда все в порядке, надежда не нужна. Надежда дает человеку способность наслаждаться жизнью со всеми ее трудностями и поражениями, она дает детям и взрослым внутреннюю силу и целеустремленность.
показать детям, что значит уважение
Уважение взрослого проявляется, например, в том, что он подчеркивает ответственность детей за свое поведение. Ребенок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: "Чему научил тебя этот случай?" или "Что ты сейчас чувствуешь?" и внимательно выслушивают его рассуждения на эту тему.
помочь детям ясно мыслить, исследовать и анализировать реальность
Именно в школьном возрасте детям важно научиться различать мышление и эмоции, истину и фантазию. Мы должны помочь им жить в мире реальности.
помочь детям научиться принимать решения — самостоятельно и в группе
Дети, так же, как и взрослые, стараются поступать правильно, но иногда они торопятся, не знают, что правильно, а что нет, и не всегда замечают все имеющиеся у них возможности. Мы можем выработать у них навык обсуждения и анализа различных вариантов решения.
учить детей сочувствию
Мы можем учить их ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир человека другого возраста, другой культуры или воспитанного в совершенно другой семейной традиции.
помочь расцвету личности ребенка
Мы должны помочь ребенку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: когда они пишут, сочиняют музыку, играют на музыкальных инструментах, рисуют или ставят детские пьесы.
развивать в детях открытость и мужество выражать свое отношение к другим
Желание принадлежать к группе отчасти препятствует общению детей с ровесниками. Боясь испортить отношения со значимыми людьми, дети очень часто ведут себя по примеру взрослых, а именно: молчат, когда им что-то неприятно, подавляют свои желания в угоду желаниям других, не выражают свою точку зрения. Очень важно побуждать детей давать обратную связь одноклассникам и учителям. Это обеспечивает открытое, искреннее и живое общение.
помочь детям справляться со своими страхами и стрессом
Для этого нам необходимо предоставить детям возможность говорить и о неприятных для них вещах, внимательно выслушивая их при этом. Мы можем показать им, как рационально распределять свое время, выполнять свои обязательства и расслаблять душу и тело.
показать детям, как можно жить без насилия
В ситуации, когда ребенок рассержен или обижен, можно помочь ему выразить свои чувства без агрессии и конфликта
помочь детям достичь баланса между стремлением к личной свободе и близким отношениям
помочь детям открыть для себя искусство достигать внутренней гармонии и уравновешенности
выбирая игру, мы должны иметь в виду конкретных детей, которым эта игра поможет больше других.
помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера

5. Методы отслеживания эффективности программы, данные об апробации программы.

Программа апробирована в МОУ СОШ № 99 в течение двух лет. В 2004-2005 учебном году занятия по программе проводились с группой учащихся 7-ых классов. Результаты диагностики по "Методике диагностики показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки показали, что у всех детей повышены индексы агрессивности и враждебности. Большие баллы выявлены по вербальной и косвенной агрессии. Дети негативно относятся к окружающим, подозрительны. Цифровые данные по диагностике показаны в таблице 1.
Таблица 1 Результаты диагностики учащихся по методике Басса-Дарки.

Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.

Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.

В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.

4. Формирование позитивных качеств личности детей.

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;

- содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.

Объект программы: поведение учащихся начальных классов.

Предмет программы: проявления агрессивности в поведении младших школьников.

Практическая значимость – научно-теоретические и эмпирические материалы программы, диагностический и коррекционный инструментарий позволят психологам, приобрести знания об основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников; программа коррекции агрессивности у школьников 6-10 лет, позволяет оптимизировать межличностные отношения в группе и предназначена для оказания психологической помощи агрессивным детям.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина, Э.Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному нападению.

Методы исследования агрессивности
у детей младшего школьного возраста

Проведение программы по коррекции агрессивного поведения начинается с того, что в классах проходит диагностика детей на признак агрессивности. Первая анкета направлена на выявление агрессивных детей в классе методом опроса учащихся класса психологом. (Приложение 1)

Вторая анкета “ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка”, заполняется учителем, работающим в классе. (Приложение 2)

И третий опросник “Агрессивность ребенка глазами взрослого” дается родителям учащихся, набравших большое количество баллов по двум первым анкетам. (Приложение 3)

Также проводится содержательная интерпретация результатов проективной методики исследования эмоционально- личностной сферы “Рисунок несуществующего животного”.

В группу отбираются дети, которые набрали большое количество баллов в результате количественного анализа результатов по трем диагностическим анкетам.

Структура программы

Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.

1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

  1. Научить детей вербализовывать свои мысли и чувств.
  2. Снизить эмоциональное напряжение.
  3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
  4. Развить способности выразить свое эмоциональное состояние.

2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

  1. Тренировать психомоторные функции.
  2. Учить навыкам релаксации.
  3. Учить навыкам самоконтроля.
  4. Снизить эмоциональное напряжение.
  5. Создать положительное эмоциональное настроение.
  6. Развивать самосознание.

3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

  1. Прививать новые формы поведения.
  2. Учить самостоятельно принимать верные решения.
  3. Учить распознавать эмоции по внешним сигналам.
  4. Формировать адекватные формы поведения.
  5. Работать над выразительностью движений.

4 блок. Формирование и развитие позитивных качества личности детей.

  1. Формировать одобренные в обществе моральные представления.
  2. Учить осознавать свое поведение.
  3. Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе.
  4. Формировать адекватные формы поведения.
  5. Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

Тематическое планирование занятий
с детьми младшего школьного возраста
по коррекции агрессивного поведения

Принципы проведения

Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки. Все участники группы обеспечиваются раздаточным дидактическим материалом. Занятия проводятся за круглым столом или на игровой дорожке, в зависимости от упражнения. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство. Желательно, чтобы дети были одного возраста

Оборудование

Круглый стол, мягкий мяч, магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), мягкие игрушки — манекены для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин, небольшие сувениры для поощрений, награждений. большой зонт, пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке,

Условия проведения программы

Занятия проводятся в группах численностью от 8 до 15 человек.

Данный тренинг состоит из 8 встреч, рассчитанных на 45 мин. каждая.

Коррекционная работа с агрессивными детьми во время тренинга проводится в 4 направлениях:

1 и 2 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

3 и 4 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

5 и 6 занятие - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

7 и 8 занятие - формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Структура занятия

Заключение

Коррекция и профилактика агрессивности у детей младшего школьного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими.

Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразится:

1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ФАЙЛЕ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

СКАЗКА "ЗВЕЗДНАЯ СТРАНА" (можно использовать для профилактики вербальной агрессии в детском коллективе и для развития коммуникативных навыков)

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справится с их поведением.

Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно).
Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.

Агрессивное поведение детей –это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Целью создания данной программы является:
- ввести ребенка в мир человеческих отношений;
- расширить адаптационные возможности ребенка.

Задачи:
1. Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.
2. Обучить ребенка приемам саморегуляции.
3. Формирование позитивных качеств личности ребенка.

К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

Занятия рассчитаны на работу с детьми 10 – 14 лет, проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования.
Продолжительность занятий составляет 40-50 минут. Программа состоит из 10 занятий.

Читайте также: