В чем состоит специфика философии является ли она наукой кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как Вы считаете? Есть довольно противоречивые мнения.

Многие философы не считают философию наукой. Наукой она является по одному из определений, но есть множество определений, которые называют философию не наукой, а мировоззрением, духовной деятельностью и много чем еще.

Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД "Сок. · 24 мая 2021

Нет. Хотя есть разные точки зрения (вопрос дискуссионный). Здесь излагается моя позиция. Итак, философия самостоятельная культурная форма, наряду с наукой, религией, эзотерикой, искусством. Задача философии в практиковании особого состояния, которое позволяет видеть то, что есть на самом деле (состояние напряженного сознания). И в арсенале философии другие, не исслед. Читать далее

1. Является ли философия наукой?

Резюме по первому параграфу.

2. Почему существуют научные степени по философским вопросам?

Вопрос, вынесенный в заглавие параграфа, встречается не часто, но он знаковый. И ответ на него я начну с уточнения: научные степени существуют не по философским вопросам, а по философским наукам! А это далеко не одно и то же. Необходимо различить собственно философию и науку о философии.

Например, есть философы – любители мудрствовать, типа Сократа или Платона, а есть любители докопаться до истины, типа Аристотеля. Философия Сократа и Платона – наука? Нет! Философия Аристотеля – наука? Да! При этом все трое по современным меркам – философы.

Но есть ещё одна категория людей, занимающихся философией – специалисты по философии. Это – выпускники философских факультетов, кандидаты и доктора философских наук. Они – не философы и даже не софисты, они – специалисты по философии. Это обстоятельство не учитывает никто! Но именно отсюда и идёт вся путаница – из отождествления деятельности и науки об этой деятельности. И деятельность, и наука об этой деятельности называются одним словом – философия. А это – нарушение первого закона логики – закона тождества.

Приведённая аналогия как нельзя лучше демонстрирует грубейшую методологическую ошибку, которую допускают все без исключения, когда называют одним словом и доктора, и его пациента (и специалиста по болезни, и больного).

Резюме по второму параграфу.

1. Человек, изучающий чужую мудрость, знающий кто, когда и что сказал из мудрецов далёкого и не очень далёкого прошлого, не философ, это – специалист по философии, профисоф (профессор). Он – учёный, а деятельность, которой он занимается, можно смело назвать научной или, как это принято, наукой. В науке же принято присваивать учёные степени и учёные звания, поэтому наличие учёных степеней и званий в области философии совершенно оправдано. Здесь важно не отождествлять саму философию и науку о философии, философа и специалиста по философии.

Аристотель – профессиональный софист, то есть профисоф.

Выпускник философского факультета, кандидат или доктор философских наук – специалист по философии.

- фундаментальных принципах и основах человеческого бытия;

- о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.

Вопрос: есть такая система знаний? Выработала хоть что-то из этого философия? Может она что-то предъявить человеку и человечеству? Где с этой системой можно ознакомиться? Если бы могла, то предъявила бы. Хотя, до недавнего времени было, что предъявить. Это – диалектический и исторический материализм. Сегодня ни того, ни другого нет. Уничтожены руками специалистов по философии и преданы анафеме.

1) научная картина Мира;

2) методология научной и практической деятельности.

Некоторые итоги написанному в этом параграфе.

Философия Сократа, Платона, Спинозы, Канта, Гегеля, Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора, Сартра, Толстого, Достоевского и тысяч других авторов – не наука! К какому из перечисленных чуть выше подвидов философии относятся философии упомянутых и неупомянутых здесь авторов каждый пусть определит сам. Но философия может быть научной или, как принято говорить, наукой. Если главная задача философа – исследование природы вещей и познание истины и он с ней справился, то это однозначно – наука.

2. Свойства и функции, приписываемые философии, в подавляющем своём большинстве (если не все), являются плодом фантазии философов и специалистов по философии, которые не исследуют природу вещей и не стремятся к познанию истины, а занимаются словесным жонглированием и терминологической эквилибристикой, что, конечно же, их не красит и не ведёт к повышению авторитета философии как способа познания и постижения истины, а ведёт к разочарованию и снисходительно-пренебрежительному отношению к ней.

3. Философия никого никогда и ничему не учила и не учит. Учат философы и специалисты по философии. Философы учат жизни, специалисты по философии учат философии. Но, судя по тому, что не только рядовые студенты не очень хорошо владеют логикой, но и маститые учёные, делается это крайне плохо. Однако философия в этом не виновата, виноваты в этом специалисты по философии и чиновники от философии.

В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще — на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы — также всеобщие.

Так что же такое философия?

Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отноше­ния человека к миру, человека к человеку. Филосо­фия — это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит сис­тематизированный, упорядоченный характер. И этот момент суще­ственно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретиче­ские методы исследования, использовать логический инструмента­рий для обоснования своих положений, выработать достоверные, об­щезначимые принципы и положения.

Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический.

Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потен­циал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особен­ность философии как теоретической формы освоения действитель­ности.

Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы прове­рить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким об­разом, философия с самого начала своего существования имеет ду­ховно-практическую направленность.




Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.

Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.

История философии— отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.

Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.

Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.

Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависи­мости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в каче­стве первоначала всего сущего называют духовное начало — лично­стное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве пер­вичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто по­нимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.

Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возмож­ность познания бытия, называютсяагностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).

Этот вопрос имеет для философии универсальное зна­чение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.

Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.

В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще — на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы — также всеобщие.

Так что же такое философия?

Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отноше­ния человека к миру, человека к человеку. Филосо­фия — это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит сис­тематизированный, упорядоченный характер. И этот момент суще­ственно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретиче­ские методы исследования, использовать логический инструмента­рий для обоснования своих положений, выработать достоверные, об­щезначимые принципы и положения.

Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический.

Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потен­циал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особен­ность философии как теоретической формы освоения действитель­ности.

Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы прове­рить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким об­разом, философия с самого начала своего существования имеет ду­ховно-практическую направленность.

Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.

Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.

История философии— отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.

Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.

Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.

Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависи­мости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в каче­стве первоначала всего сущего называют духовное начало — лично­стное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве пер­вичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто по­нимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.

Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возмож­ность познания бытия, называютсяагностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).

Этот вопрос имеет для философии универсальное зна­чение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.

Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.


Оглавление

  • 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
  • 2. Философия как наука и мировоззрение
  • 3. Основные проблемы философии. Структура философии
  • 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
  • 5. Философия Древней Индии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2. Философия как наука и мировоззрение

1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.

Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.

2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?

Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.

Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:

1) познавательным (дает целостную картину мира);

2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);

3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);

4) практическим (формирует определенное поведение).

В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.

Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.

3. Философия выполняет следующие основные функции:

мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;

методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке. Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность. В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;

мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;

гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т. е. механизм познания);

роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и знание о нем. Благодаря данной функции философия расширяет границы познания, разрушает догмы, предотвращает окостенение знания, обеспечивает его модернизацию и увеличение достоверности;

аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей и явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и пр. Цель аксиологической функции — выделять нужное, ценное и полезное для развития общества и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;

социальная функция способствует пониманию и осознанию общества как условия человеческого существования, выявляет причины его возникновения, эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы; задачей социальной функции является вскрытие социальных противоречий, поиск путей их устранения или смягчения, а как итог — совершенствование общества;

воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом, способствовать укреплению морали, а также помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;

прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основании имеющихся философских знаний.

4. Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:

• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);

• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.

5. Научная философия, как и любая другая наука, строго обосновывает свои утверждения, но делает это иными методами, чем прочие науки. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты как таковые, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом фактами для философии являются теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфических философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.

6. Итак, философия является и мировоззрением, и наукой, и методологией. Философское мировоззрение — наиболее широкое явление; одновременно философия формирует теоретические основы мировоззрения и потому является наукой, видом научного знания. Предметная специфика философии как науки состоит в предельной обобщенности анализируемой информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.

Читайте также: