В чем состоит специфика философии является ли она наукой кратко
Обновлено: 05.07.2024
Как Вы считаете? Есть довольно противоречивые мнения.
Многие философы не считают философию наукой. Наукой она является по одному из определений, но есть множество определений, которые называют философию не наукой, а мировоззрением, духовной деятельностью и много чем еще.
Преподаю философию. Доктор философских наук. Практикую простую философию. Канал на ЯД "Сок. · 24 мая 2021
Нет. Хотя есть разные точки зрения (вопрос дискуссионный). Здесь излагается моя позиция. Итак, философия самостоятельная культурная форма, наряду с наукой, религией, эзотерикой, искусством. Задача философии в практиковании особого состояния, которое позволяет видеть то, что есть на самом деле (состояние напряженного сознания). И в арсенале философии другие, не исслед. Читать далее
1. Является ли философия наукой?
Резюме по первому параграфу.
2. Почему существуют научные степени по философским вопросам?
Вопрос, вынесенный в заглавие параграфа, встречается не часто, но он знаковый. И ответ на него я начну с уточнения: научные степени существуют не по философским вопросам, а по философским наукам! А это далеко не одно и то же. Необходимо различить собственно философию и науку о философии.
Например, есть философы – любители мудрствовать, типа Сократа или Платона, а есть любители докопаться до истины, типа Аристотеля. Философия Сократа и Платона – наука? Нет! Философия Аристотеля – наука? Да! При этом все трое по современным меркам – философы.
Но есть ещё одна категория людей, занимающихся философией – специалисты по философии. Это – выпускники философских факультетов, кандидаты и доктора философских наук. Они – не философы и даже не софисты, они – специалисты по философии. Это обстоятельство не учитывает никто! Но именно отсюда и идёт вся путаница – из отождествления деятельности и науки об этой деятельности. И деятельность, и наука об этой деятельности называются одним словом – философия. А это – нарушение первого закона логики – закона тождества.
Приведённая аналогия как нельзя лучше демонстрирует грубейшую методологическую ошибку, которую допускают все без исключения, когда называют одним словом и доктора, и его пациента (и специалиста по болезни, и больного).
Резюме по второму параграфу.
1. Человек, изучающий чужую мудрость, знающий кто, когда и что сказал из мудрецов далёкого и не очень далёкого прошлого, не философ, это – специалист по философии, профисоф (профессор). Он – учёный, а деятельность, которой он занимается, можно смело назвать научной или, как это принято, наукой. В науке же принято присваивать учёные степени и учёные звания, поэтому наличие учёных степеней и званий в области философии совершенно оправдано. Здесь важно не отождествлять саму философию и науку о философии, философа и специалиста по философии.
Аристотель – профессиональный софист, то есть профисоф.
Выпускник философского факультета, кандидат или доктор философских наук – специалист по философии.
- фундаментальных принципах и основах человеческого бытия;
- о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях.
Вопрос: есть такая система знаний? Выработала хоть что-то из этого философия? Может она что-то предъявить человеку и человечеству? Где с этой системой можно ознакомиться? Если бы могла, то предъявила бы. Хотя, до недавнего времени было, что предъявить. Это – диалектический и исторический материализм. Сегодня ни того, ни другого нет. Уничтожены руками специалистов по философии и преданы анафеме.
1) научная картина Мира;
2) методология научной и практической деятельности.
Некоторые итоги написанному в этом параграфе.
Философия Сократа, Платона, Спинозы, Канта, Гегеля, Ницше, Шопенгауэра, Кьеркегора, Сартра, Толстого, Достоевского и тысяч других авторов – не наука! К какому из перечисленных чуть выше подвидов философии относятся философии упомянутых и неупомянутых здесь авторов каждый пусть определит сам. Но философия может быть научной или, как принято говорить, наукой. Если главная задача философа – исследование природы вещей и познание истины и он с ней справился, то это однозначно – наука.
2. Свойства и функции, приписываемые философии, в подавляющем своём большинстве (если не все), являются плодом фантазии философов и специалистов по философии, которые не исследуют природу вещей и не стремятся к познанию истины, а занимаются словесным жонглированием и терминологической эквилибристикой, что, конечно же, их не красит и не ведёт к повышению авторитета философии как способа познания и постижения истины, а ведёт к разочарованию и снисходительно-пренебрежительному отношению к ней.
3. Философия никого никогда и ничему не учила и не учит. Учат философы и специалисты по философии. Философы учат жизни, специалисты по философии учат философии. Но, судя по тому, что не только рядовые студенты не очень хорошо владеют логикой, но и маститые учёные, делается это крайне плохо. Однако философия в этом не виновата, виноваты в этом специалисты по философии и чиновники от философии.
В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще — на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы — также всеобщие.
Так что же такое философия?
Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический.
Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.
Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.
Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.
Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.
История философии— отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.
Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.
Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.
Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называютсяагностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).
Этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.
Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.
В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще — на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы — также всеобщие.
Так что же такое философия?
Философия — это теоретически сформулированное мировоззрение.Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Философия — мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия — это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический.
Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.
Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.
Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.
Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.
История философии— отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.
Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.
Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.
Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.
Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называютсяагностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).
Этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.
Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.
Оглавление
- 1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
- 2. Философия как наука и мировоззрение
- 3. Основные проблемы философии. Структура философии
- 4. Философия Древнего Востока: общая характеристика
- 5. Философия Древней Индии
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Философия как наука и мировоззрение
1. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.
Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении.
Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом.
2. Важным остается вопрос о сути философии: является ли она наукой, мировоззрением или, может быть, методологией?
Философия имеет все признаки науки: объект и предмет исследования, цели, задачи и функции, методы и логико-категориальный аппарат.
Философия является и особым типом мировоззрения, поскольку обладает четырьмя основными компонентами мировоззрения:
1) познавательным (дает целостную картину мира);
2) ценностно-нормативным (имеет систему ценностей);
3) эмоционально-волевым (восприятие знаний, ценностей и норм);
4) практическим (формирует определенное поведение).
В качестве методологической основы философский способ познания представляет собой систему наиболее общих приемов теоретического и практического познания, в том числе и самого философского знания. Для многих наук философия является методологической базой практических исследований.
Следовательно, философия выступает в качестве науки, мировоззрения и методологии научной деятельности.
3. Философия выполняет следующие основные функции:
мировоззренческая функция формирует целостную картину мира, представления об устройстве окружающего мира, о месте человека в нем и определяет принципы взаимодействия человека с окружающим миром;
методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Каждая из наук стремится выработать максимально достоверные и эффективные методы деятельности в своей сфере, но в большинстве случаев они приложимы только к этой науке. Поскольку задачей философии является познание наиболее общих принципов существования мира, то вырабатываемым ею методам также присуща всеобщность. В результате методы познания, разрабатываемые философией, применимы к любому объекту действительности и необходимы как для его глубокого, истинного познания, так и для надежной, эффективной деятельности;
мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать, т. е. предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира;
гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т. е. механизм познания);
роль критической функции — подвергать сомнению окружающий мир и знание о нем. Благодаря данной функции философия расширяет границы познания, разрушает догмы, предотвращает окостенение знания, обеспечивает его модернизацию и увеличение достоверности;
аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей и явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей — морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и пр. Цель аксиологической функции — выделять нужное, ценное и полезное для развития общества и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории;
социальная функция способствует пониманию и осознанию общества как условия человеческого существования, выявляет причины его возникновения, эволюцию и современное состояние, его структуру и движущие силы; задачей социальной функции является вскрытие социальных противоречий, поиск путей их устранения или смягчения, а как итог — совершенствование общества;
воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу в целом, способствовать укреплению морали, а также помогать человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни;
прогностическая функция заключается в прогнозировании тенденций развития материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества на основании имеющихся философских знаний.
4. Философия соответствует определенным критериям научности. Ей присущи:
• эссенциалистская направленность (стремление к воспроизведению сущности и закономерностей объекта);
• системность знания, т. е. упорядоченность знания в соответствии с выработанными принципами.
5. Научная философия, как и любая другая наука, строго обосновывает свои утверждения, но делает это иными методами, чем прочие науки. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты как таковые, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Иными словами, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом фактами для философии являются теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Фактологическое обоснование положений дополняется в научной философии их логическим обоснованием с использованием методов формальной и диалектической логики, а также специфических философских методов категориального анализа, чьи основы заложили такие мыслители, как Сократ, Аристотель, Гегель и др.
6. Итак, философия является и мировоззрением, и наукой, и методологией. Философское мировоззрение — наиболее широкое явление; одновременно философия формирует теоретические основы мировоззрения и потому является наукой, видом научного знания. Предметная специфика философии как науки состоит в предельной обобщенности анализируемой информации с точки зрения основного вопроса мировоззрения.
Читайте также:
- Школа 56 новоуральск педагогический состав
- National celebrations план урока 11 класс
- Вадим уваров закрытая школа в какой серии появился
- Чем отличается существование животных в пресных водоемах от жизни в морях и океанах кратко
- План профилактической работы по предотвращению террористических актов в доу