В чем состоит соотношение классового и общесоциального в сущности государства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизмениости данного качества государства. Как и дру­гие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных осо­бенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущно­сти иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью пред­ставлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущ­ность государства является составной частью его понятия (проф. А.В. Венгеров, проф. В.Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости.Это означает, что он выделяется из дру­гих признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государ­ства определяются многие его характеристики, в том числе и само

понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, 57 обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подходак трак­товке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и во­ли экономически господствующего класса и навязывание воли это­го класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организован­ное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подав­ления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономи­чески господствующего класса.

Второй подход исходит из общесоциальнойсущности государ­ства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже анта гонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфлик­ты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компро­мисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает не­сомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых,он основывается на общечеловеческой, общесоци­альной природе государства, рассмотрении его как властной систе­мы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и об­щества в целом.

Во-вторых,он ориентирует на демократические методы управ­ления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих,подчеркивает ценность для общества государствен­ной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельно­сти людей. Антиподом государству может выступать самоуправле­ние гражданского общества. Но переход к полному самоуправле­нию требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой право­вой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно об­щество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исклю­чают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственнойприроде сущности государства. В ней присутству­ют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правя­щих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладе­ние государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характе­ристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факто­ров, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного го­сударства будут доминировать общесоциальные черты. У государ­ства противоположной ориентации (например, тоталитарного) то­же имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти со­ставляет выражение воли и интересов стоящих у власти

Сущность государства – это его наиболее важные, основные черты, принципиальные свойства, характеризующие его природу.

В юр науке сформиров. два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.

Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

6. Характеристика теорий возникновения государства.

Теологическая теория . Теологическая теория происхождения гос-ва получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Объясняла возникновение гос-ва и права божественной волей, но не раскрывает путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого гос-ва от божеств.воли, которая проявляется через церковь и др. религиозные орг-ции. Соц.-эконом. и правовое неравенство людей предопределено той же божеств. волей, необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. +: поднимает престиж гос-ва, способствует утверждению в обществе порядка, духовности, согласия; -: вопрос ее истинности решается вместе с вопросом о сущ-ии Бога, Высшего разума, т.е это вопрос веры.

Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что гос-во возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой гос-ва – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Монарх не избирается, не назначается и не смещается подданными, т.к. они его дети. Из патриархальной теории возникает вывод о необходимости для всех людей подчиняться гос.власти. Всякое сопротивление власти не допустимо.+: способствует сплочению общества; уважению, подчинению гос.власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества, как членов семьи. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский.




Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

Сущность государства – это его наиболее важные, основные черты, принципиальные свойства, характеризующие его природу.

В юр науке сформиров. два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый.

С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Этот подход верно характеризовал сущность ряда исторических типов государства (рабовладельческого, феодального, буржуазного), однако на определенном этапе развития сущностные характеристики государства изменились; данный подход не может объяснить сущность современных государств.

С точки зрения общесоциального подхода государство - средство достижения консенсуса, компромисса в обществе. Оно должно принять меры для предотвращения, сглаживания возможных конфликтов, противоречий между различными слоями, группами населения.

Современное общество неоднородно по своему составу, оно включает в себя различные слои, группы, интересы которых различны, но не взаимоисключаемы. Для государства с классовой сущностью характерно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для современного общества характерно наличие различных социальных групп, интересы которых могут быть удовлетворены параллельно, не в ущерб другим социальным слоям. Задача современного государства - найти возможности для максимально полного удовлетворения интересов всех социальных групп, не допуская противоречий между ними.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

6. Характеристика теорий возникновения государства.

Теологическая теория . Теологическая теория происхождения гос-ва получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Объясняла возникновение гос-ва и права божественной волей, но не раскрывает путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности гос-ва, необходимости всеобщего подчинения гос.воле как власти от бога, но вместе с тем и зависимость самого гос-ва от божеств.воли, которая проявляется через церковь и др. религиозные орг-ции. Соц.-эконом. и правовое неравенство людей предопределено той же божеств. волей, необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. +: поднимает престиж гос-ва, способствует утверждению в обществе порядка, духовности, согласия; -: вопрос ее истинности решается вместе с вопросом о сущ-ии Бога, Высшего разума, т.е это вопрос веры.

Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель. Смысл этой теории заключается в том, что гос-во возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой гос-ва – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Монарх не избирается, не назначается и не смещается подданными, т.к. они его дети. Из патриархальной теории возникает вывод о необходимости для всех людей подчиняться гос.власти. Всякое сопротивление власти не допустимо.+: способствует сплочению общества; уважению, подчинению гос.власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества, как членов семьи. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский.

Теория насилия логическое завершение получила в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).

Сущность государства – совокупность внутренне присущих государству черт, определяющих, кто осуществляет политическую власть в нем, и в чьих интересах.

Короче: сущность показывает чье государство, (напр. рабовладельцев, феодалов, олигархов и т.п., либо всего народа) и для кого!

Подходов множество, однако, в современное время наиболее распространены два:

Вообще, рассматривая подходы к сущности государства, можно отметить, что во многих источниках (в учебной литературе) подчеркивается классовый подход. Это означает что любое государство, так или иначе, выражает волю класса (иной социальной группы, или в более широком смысле политической элиты) находящегося в данный момент у власти. Этот вывод в целом обоснован, однако это совсем не означает бесправие (или вообще уничтожение) иных социальных групп (это советский подход). Правящие элиты, чтобы удержаться у власти (если они не опираются только на насилие как в СССР), должны обеспечивать интересы всех социальных групп (даже если не хочется!), иначе у них не будет поддержки общества.

Классовое государство в традиционном его понимании (это скорее олигархическое государство – напр. Россия, где у власти эти самые олигархи или Колумбия[3] в которой у власти наркобароны и т.п.) обречено на деградацию, распад и вымирание. Среди демократических государств таких нет, и быть не должно.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства – основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и социальное назначение

А вот и черты (признаки) функций государства:

1. это устойчиво сложившиеся предметные виды деятельности государства в важнейших сферах жизни общества;

2. функции непосредственно связаны с сущностью государства (в них она и реализуется);

3. направлены на решение конкретных задач государства и общества;

4. реализуются в особых правовых и организационных формах (для каждой функции – своя. Например, законодательная функция реализуется в форме законотворчества)

Функции государства направлены на решение стоящих перед ним задач. Эти задачи могут различаться на различных исторических этапах развития государства, однако в целом эти задачи едины для различных государств и для разных периодов (в конце концов, государство – всегда государство)

Любое современное государство выполняет множество функций, которые можно классифицировать по разным основаниям.

Так, по принципу разделения властей можно выделять и функции, принадлежащие каждой из них: законодательные, исполнительные, судебные.

По продолжительности действия функции могут быть постоянными (есть всегда) и временными (связаны с особенностями конкретного периода развития государства, затем исчезают). Главными являются постоянные.

По значимости можно выделять главные и производные функции. Вторые связаны с первыми, но имеют вспомогательный по отношению к главным характер.

Значительное количество функций, можно выделить и в зависимости от сферы их приложения: политические, идеологические, экономические

Функции государства

(по направленности функций)


Внутренние функции Внешние функции
Направлены на решение внутригосударственных задач. Экономическая – управление экономикой страны. При этом государство не подчиняет себе экономику (как в СССР), а только определяет основные направления ее развития, защищает общество от кризисов, обеспечивает законность в экономической сфере. Субъекты экономической деятельности остаются свободными! Социальная – преодоление конфликтов между социальными группами, справедливое распределение материальных благ, поддержка групп населения которые не могут сами обеспечить себя (престарелого возраста, молодежь и т.п.). Для большинства современных государств – одна из важнейших функций. С ее реализацией связано появление фактически особого типа государства – социального государства. Правоохранительная – здесь и так все ясно! Это охрана правовых норм от нарушений, защита личности, общества, государства от противоправных посягательств. Идеологическая – любое государство базируется на определенной идеологии, которую пропагандирует и защищает. Экологическая – сравнительно новая функция, характерная для современных государств. Выражается в поддержании благоприятного для жизни состояния окружающей среды, защите ее от воздействия человека. В настоящее время, эта функция уже, не только внутренняя, но и внешняя (экологические проблемы носят глобальный характер) Направлены на решение задач в сфере взаимоотношений с другими странами.. Интеграция в мировую экономику – обеспечение включения экономической системы государства в мировую систему экономических связей. Это выгодно для обеих сторон. Здесь необходимо, однако сохранять суверенитет государства, свободу выбора форм интеграции, равенство сторон. Оборона – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, в соответствии с требованиями национальной безопасности. Вооруженные силы в нормальных государствах выполняют 2 основные задачи: защита территориальной целостности страны и выполнение международных обязательств. Поддержание мирового порядка – деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения. Эта функция включает и борьбу с международной преступностью и терроризмом, пресечение и урегулирование международных конфликтов. Сотрудничество с другими государствами – это участие вместе с другими странами в решении глобальных задач человечества. Важнейшей проблемой здесь в современный период является экология.

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА




Форма правления – это система и порядок формирования высших органов власти в государстве (глава государства, парламент, и др.), их компетенция, место в системе органов государственной власти, порядок взаимоотношений между собой и с гражданами государства

Элементы формы правления
1. Система высших органов власти в стране (глава государства, правительство и его глава, парламент, высшие судебные органы, органы конституционного контроля);
2. Объем и характер полномочий этих органов, распределение компетенции между ними;
3. Порядок взаимоотношения высших органов власти между собой (являются ли они независимыми в пределах своих полномочий, кто кому подчинен и т.д.);
4. Порядок формирования данных органов власти и срок полномочий;
5. Ответственность – ее формы и процессуальный порядок;

Виды форм правления: вообще всего два вида, однако в действительности, каждый из них имеет множество разновидностей (иногда весьма существенно отличающихся друг от друга).

Кроме этого, можно выделять особо специфические формы правления, сочетающие в себе несколько видов (напр. монархия с элементами республики и т.п.), особые виды монархий и республик и т.п. В целом, в каждом конкретном государстве, форма правления может иметь существенные особенности – поэтому ее общая характеристика мало о чем говорит.

Так, например ФРГ и Италия (обе страны – парламентарные республики) в действительности различаются по механизму осуществления власти.

В результате, появляется столько разновидностей формы правления, что сам черт ногу сломит (один только Забавский пожалуй и разберется…Ну на то он и умный…):

Форма правления


Неограниченная (абсолютная) Ограниченная (конституционная)
Исторически первый вид монархии (в форме централизованной восточной деспотии появляется еще в Древнем мире) Возникает позже (в средневековье) как результат борьбы монархии и определенных кругов населения страны (напр. феодалов или буржуазии) Эта форма, включает две разновидности:


Дуалистическая Парламентарная
Переходная форма от абсолютной к парламентарной. Есть ограниченное разделение властей (судебная самостоятельна, однако законодательная разделена между парламентом и монархом) Самая демократическая форма. Достаточно широко распространена в современном мире. Монарх выполняет только формальную роль.

Рассмотрим основные виды монархии, более подробно:

Две рассмотренных формы монархии в настоящее время можно считать историческими (но те, кто еще не сдавал историю государства и права зарубежных стран учат их всерьез! Приду проверю…). В настоящее время они почти не встречаются, в будущем этих форм, скорее всего не останется совсем.

Вместе с тем, монархия в целом – отнюдь не пережиток истории. В современном мире они распространены достаточно широко. Много монархий в современной Европе, есть они в Азии (Япония), встречаются и в других регионах.

Современной подлинно демократической формой монархии может являться только парламентарная монархия, которая выглядит примерно так:

Несмотря на сохранение монархий в современном мире, абсолютное большинство современных государств являются все же республиками. Эта форма правления, безусловно, доминирует в современный период, и сохранит свое лидерство в будущем.

Как и монархий, республикатакже имеет свои разновидности:

Парламентарная
Смешанная
Республика
Особые виды
Президентская

Данные виды республик выделяются по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти (главы государства).

В итоге, всего возникает вопрос – какая же форма республики лучшая? Ответ: а никакая.

Смысл в том, что все они обладают своими достоинствами и недостатками, поэтому ни одна из них не имеет абсолютных преимуществ перед другими. В современном мире имеются все три вида республик.

Для каждой страны, с учетом особенностей ее развития подходит та или иная форма. При этом, в каждой стране могут быть свои особенности (так оно и есть – редко можно встретить все эти формы в классическом виде).

К настоящему времени в вопросе сущности государства сложилось два основных подхода: классовый и общесоциальный.

Как же трактует сущность государства современная отечественная теория государства и права, какие подходы использует она. Анализ научной и учебной литературы последнего десятилетия со всей определенностью позволяет сказать, что значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода, утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Другая группа исследователей, их, кстати, большинство, считает, что сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых, и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различным лишь является удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических – классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства – классовой и общесоциальной одновременно.

В сущности государства, в зависимости от исторических условий, на первый план может выходить либо классовое начало, характерное для эксплуататорских государств, либо общесоциальное, что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуют его во всей полноте. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности государства будет ущербной. Все дело в том, какое государство рассматривается и в каких исторических условиях.

Обе формулировки применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства.

Профессор Раянов Ф.М. представляет государство как исторически сложившуюся форму организации политической власти определенного общества[65]. В соответствии с данным определением он считает целесообразным выделять следующие ключевые моменты: 1) государство – это организация политической власти; 2) политика представляет собой взаимоотношения между определенными социальными группами (классами, если они есть и явно выделяются); 3) власть как социальное явление представляет собой силу, способную оказывать воздействие на поведение людей; 4) государство – это организация политической власти определенного общества[66].

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Данная формулировка наиболее полно отражает связь государства и общества[68]. Она отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами.

Что отличает государство от органов управления первобытного общества?

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее отправлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко - и самого себя.

2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части общества. Нужные для этого средства собирают с населения в виде налогов и сборов.

3. Разделение населения по территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство.

Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

5. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Читайте также: